Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности


Обложение НДС внешнеэкономической деятельности


О.Ф. Цибизова,  
начальник отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России

     

Возможность представления  в налоговые органы копий стандартных транспортных документов вместо таможенной декларации

     
     Может ли налогоплательщик, оказывающий услуги по перевозке через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % представлять в налоговые органы в качестве таможенной декларации копии стандартных транспортных документов, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта?
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита (с 1 января 2004 года - международного таможенного транзита), обложение НДС производится по налоговой ставке в размере 0%. При этом для подтверждения правомерности применения данной ставки налога в налоговые органы представляются документы, перечень которых предусмотрен п. 4 ст. 165 НК РФ, в том числе таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме транзита (с 1 января 2004 года - международного таможенного транзита), и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 13 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973 (далее - Инструкция N 973), в качестве транзитной декларации лицо, получающее разрешение на международный таможенный транзит, вправе представить любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие соответствующие сведения о перевозчике и виде товаров, перечень которых предусмотрен п. 13.1 вышеуказанной Инструкции. При этом в качестве транспортных (перевозочных) документов могут представляться международная товаротранспортная накладная, коносамент или иной документ, подтверждающий наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, авиагрузовые накладные, железнодорожные накладные, а также другие стандартные документы, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами и кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними правовыми актами.
     
     Пунктом 13.7 Инструкции N 973 установлено, что принятие транзитной декларации таможенным органом удостоверяется путем присвоения ей уполномоченным должностным лицом таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации, соответствующего регистрационного номера, заверенного уполномоченным должностным лицом данного таможенного органа, подписью и оттиском личной номерной печати.
     
     Учитывая вышеизложенное, для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0% налогоплательщиками, оказывающими услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в качестве таможенной декларации в налоговые органы могут быть представлены копии транспортных документов с соответствующими отметками таможенных органов, подтверждающих принятие данных документов в качестве таможенных деклараций, а также вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
     

Налогообложение редакционно-издательских работ

     
     Организация заключила договор с заказчиком на выполнение редакционных и издательских работ по производству основного тиража периодического печатного издания. Кроме того, по этому договору заказчик передает организации право на изготовление и реализацию дополнительного тиража периодического печатного издания. По каким ставкам НДС будет облагаться выручка, полученная организацией от осуществления указанных операций?
     
     На основании Федерального закона от 31.12.2002 N 195-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”" с 1 января 2005 года операции по реализации редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством периодических печатных изданий, облагаются НДС по ставке в размере 18%. В связи с этим редакционные и издательские работы, связанные с производством основного тиража периодического печатного издания, выполняемые организацией по договору с заказчиком, подлежат обложению НДС по указанной налоговой ставке.
     
     Что касается дополнительного тиража периодического печатного издания, то согласно п. 2 ст. 164 НК РФ в отношении операций по реализации периодических печатных изданий (за исключением изданий рекламного или эротического характера) применяется ставка НДС в размере 10 %. В связи с этим дополнительный тираж периодического печатного издания, право на изготовление и продажу которого передано организации заказчиком, облагается по налоговой ставке в размере 10% при условии, что данное издание не является изданием рекламного или эротического характера.
     

Налогообложение агентского вознаграждения

     
     Согласно агентскому соглашению с иностранной фирмой российская организация оказывает услуги по получению для артистов российского театра виз и авиабилетов, по организации прохождения таможенных процедур и перевозки реквизита. Облагается ли НДС агентское вознаграждение?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен положениями ст. 148 НК РФ. Так, согласно подпункту 3 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг в сфере культуры признается территория Российской Федерации, если услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации.
     
     Российская организация оказывает услуги по получению для артистов театра виз и авиабилетов, по организации прохождения таможенных процедур и по перевозке реквизита, которые к услугам в сфере культуры не относятся. Поэтому вышеуказанная норма ст. 148 НК РФ на данные услуги не распространяется.
     
     Таким образом, место реализации агентских услуг, оказываемых российской организацией по соглашению с иностранной фирмой, должно определяться на основании нормы подпункта 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, то есть по месту деятельности организации, которая выполняет работы (оказывает услуги).
     
     Учитывая вышеизложенное, местом реализации вышеуказанных услуг признается территория Российской Федерации, и такие услуги подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации. При этом следует отметить, что на основании норм ст. 164 НК РФ в отношении вышеуказанных агентских услуг применяется ставка НДС в размере 18%.
     

Подтверждение правомерности применения налоговой ставки  в размере 0 %

     
     Является ли внешнеторговый контракт (его копия), условия расчетов по которому предусматривают предоставление иностранному заказчику коммерческого кредита (отсрочки платежа) на срок более 180 дней, документом, подтверждающим право на применение налоговой ставки в размере 0% на основании норм ст. 165 НК РФ о непредставлении в налоговые органы выписки банка (ее копии) в случае незачисления валютной выручки от реализации товаров в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле?
     
     Согласно ст. 165 НК РФ для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0%  в отношении экспортируемых товаров в налоговые органы в срок не позднее 180 дней со дня выпуска товаров региональными таможенными органами в таможенном режиме экспорта должны представляться соответствующие документы, в том числе выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя вышеуказанных товаров на счет налогоплательщика в российском банке. Если по истечении данного срока налогоплательщик не представил эти документы (их копии), операции по реализации товаров подлежат обложению НДС по ставкам в размере 10 или 18%.
     
     Учитывая вышеизложенное, операции по реализации товаров, экспортируемых в рамках внешнеторговых контрактов, предусматривающих предоставление иностранному покупателю коммерческого кредита (отсрочки платежа) на срок более 180 дней, облагаются НДС в вышеизложенном порядке. При этом следует отметить, что ст. 165 НК РФ предусмотрен возврат уплаченных при реализации экспортируемых товаров сумм НДС в случае представления впоследствии в налоговые органы полного пакета документов (их копий), обосновывающих правомерность применения ставки налога в размере 0%.
     
     Что касается норм ст. 165 НК РФ о подтверждении правомерности применения налоговой ставки в размере 0% без представления в налоговые органы выписки банка (копии выписки) в случае незачисления валютной выручки от реализации экспортируемых товаров, то на основании п. 1 и 2 ст. 165 Кодекса, а также ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" данные нормы НК РФ применяются в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 19 вышеуказанного Закона.
     
О.И. Шапошникова,  
консультант Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России

     

Обоснование права применения налоговой ставки в размере 0%

     
     Российская организация - экспортер реализует товары на экспорт в счет погашения задолженности Российской Федерации перед иностранным государством в рамках межправительственного соглашения об урегулировании указанной задолженности. Поставка товаров на экспорт осуществляется через комиссионера. Какие документы следует представлять организации-экспортеру для обоснования права на применение налоговой ставки в размере 0%?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС в размере 0% применяется при реализации налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Пунктом 3 ст. 165 НК РФ установлен перечень документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки в размере 0 % при реализации товаров на экспорт в счет задолженности Российской Федерации перед иностранным государством.
     
     Кроме того, п. 2 ст. 165 НК РФ предусматривает перечень документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки в размере 0% при реализации экспортируемых товаров через комиссионера, поверенного или агента.
     
     Таким образом, для обоснования правомерности применения налоговой ставки в размере 0% при реализации экспортируемых товаров в счет погашения задолженности Российской Федерации перед иностранным государством через комиссионера налогоплательщики должны применять п. 3 ст. 165 НК РФ с учетом особенностей, установленных п. 2 данной статьи Кодекса.
     

Налогообложение поставок  по контрактам, предусматривающим получение выручки по истечении 180 дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта

     
     Российская организация реализует товары на экспорт. Условиями контракта предусмотрено получение валютной выручки от иностранного покупателя по истечении 180 дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Учетная политика для целей налогообложения, принятая в организации, - "по оплате". Каков порядок обложения НДС в данном случае экспортных операций?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налоговая ставка в размере 0% применяется при реализации налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Пунктом 1 ст. 165 НК РФ установлен перечень документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки в размере 0% при реализации товаров на экспорт. В данный перечень включена выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного покупателя товара на счет налогоплательщика в российском банке. При этом подпунктом 2 п. 1 ст. 165 НК РФ предусмотрены случаи, при которых налогоплательщику предоставлено право на применение налоговой ставки в размере 0% при отсутствии вышеуказанной выписки банка (ее копии). Однако данными положениями НК РФ предоставление такого права в случае отсутствия выписки банка (ее копии) в связи с условиями контракта, заключенного с иностранным покупателем, предусматривающими поступление выручки за экспортируемые товары в течение срока, превышающего 180 дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, не установлено.
     
     Согласно п. 9 ст. 167 НК РФ если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы определяется как день отгрузки (передачи) товаров. Данный порядок применяется независимо от учетной политики, принятой налогоплательщиком для целей НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщики, осуществляющие поставки товаров на экспорт в рамках контрактов, предусматривающих поступление выручки по истечении 180 дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, должны определять налоговую базу по НДС в вышеуказанном порядке и на основании п. 9 ст. 165 НК РФ применять в отношении таких товаров ставку НДС в размере 10 или 18% (до 2004 года - 20%).
     

     Если впоследствии налогоплательщики представят в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, в полном объеме (в том числе выписку банка или ее копию), то уплаченные суммы налога подлежат возврату в порядке, предусмотренном ст. 176 НК РФ. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что на основании п. 2 ст. 173 НК РФ вышеуказанные суммы налога подлежат возврату не позднее трех лет с момента их уплаты.
     

Налогообложение работ (услуг)  по погрузке (перегрузке) грузов

     
     Иностранная организация, не зарегистрированная на территории Российской Федерации, приобретает у российских организаций работы (услуги) по погрузке (перегрузке) грузов, по которым уплачен НДС. Имеет ли право в этом случае иностранная организация возместить из российского бюджета уплаченные суммы НДС?
     
     Согласно ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с нормами главы 21 настоящего Кодекса. При этом вышеуказанные положения НК РФ распространяются на плательщиков НДС, зарегистрированных на территории Российской Федерации в качестве плательщиков этого налога, состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность.
     
     Таким образом, иностранная организация, не зарегистрированная на территории Российской Федерации в качестве плательщика НДС, не вправе возместить из российского бюджета суммы этого налога, уплаченные по приобретенным работам (услугам) по погрузке (перегрузке) грузов.