Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость


Е.С. Лобачева,  
консультант Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     

Оформление счетов-фактур

     
     При отгрузке товаров организация не знает, в каком порядке они будут оплачены, поэтому при отгрузке счет-фактура выставляется с НДС на всю отгруженную продукцию. Каков порядок применения НДС в случае, если при отгрузке товаров счет-фактура с учетом НДС выставлен на все отгруженные товары, а оплата этих товаров частично произведена за наличный расчет (то есть в отношении этих товаров организация является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности)?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не признаются плательщиками НДС в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Что касается операций по реализации товаров, не облагаемых единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то такие операции облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Пунктом 1 ст. 168 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров плательщик НДС обязан предъявить к оплате соответствующую сумму налога. При этом согласно п. 3 ст. 169 НК РФ плательщик НДС обязан составлять счета-фактуры.
     
     Таким образом, при отгрузке товаров, операции по реализации которых не облагаются единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры.
     
     Если при отгрузке товаров счет-фактура с учетом НДС выставлен на все отгруженные товары, а оплата этих товаров частично произведена за наличный расчет (то есть в отношении этих товаров организация является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), то после осуществления перерасчета с покупателем в части НДС за товары, оплаченные за наличный расчет, продавец может внести соответствующие исправления в первый и второй экземпляры счета-фактуры в порядке, установленном п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила от 02.12.2000 N 914).
     
     Если продавец не производит вышеуказанный перерасчет с покупателем и не вносит соответствующие изменения в счета-фактуры, то на основании п. 5 ст. 173 НК РФ суммы НДС, уплаченные покупателем за товары, операции по реализации которых облагаются единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, подлежат уплате в бюджет. При этом суммы НДС, уплаченные продавцом вышеуказанных товаров своим поставщикам, к вычету не принимаются.
     

Возмещение сумм НДС при возврате товаров

     
     Какие документы необходимы для возмещения из бюджета сумм НДС, уплаченных продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров покупателем, если данные товары оплачены покупателем и право собственности на них перешло к нему?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, подлежат вычету в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. При этом необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
     
     Учитывая вышеизложенное, при возврате продавцу покупателем оплаченных им товаров, право собственности на которые перешло к покупателю, продавец имеет право принять к вычету суммы НДС по данным товарам на основании счета-фактуры, выставленного покупателем при возврате товаров, и документов, подтверждающих возврат продавцом денежных средств покупателю за эти товары.
     

Налогообложение услуг по ремонту и обслуживанию судов ВМФ

     
     Подлежат ли обложению НДС услуги по ремонту и обслуживанию судов ВМФ, оказываемые в доках завода в рамках государственного оборонного заказа?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования. В связи с этим товары (работы, услуги), реализуемые в рамках государственного оборонного заказа, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Следует отметить, что ст. 149 НК РФ установлен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения НДС. Так, в соответствии с подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождены работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
     
     Понятия портов установлены ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Так, под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту. Под морским рыбным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности - комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Под морским специализированным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и других).
     
     Таким образом, от обложения НДС освобождаются работы и услуги по ремонту и обслуживанию вышеназванных судов в период стоянки в вышеуказанных портах.
     
     Что касается работ и услуг по ремонту и обслуживанию судов ВМФ, выполняемых в доках заводов, то данные работы и услуги облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     

Освобождение от налогообложения услуг по аренде помещений, оказываемых иностранным гражданам и организациям

     
     Можно ли для освобождения от обложения НДС услуг по аренде помещений, оказываемых иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации, использовать в настоящее время Перечень, утвержденный приказом МИД России и МНС России от 13.11.2000 N 13747/БГ-3-06/386, и Перечень, установленный письмом Госналогслужбы России от 13.07.1994 N ЮУ-6-06/80н?
     
     Согласно п. 1 ст. 149 НК РФ предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не подлежит обложению НДС. Положения данного пункта ст. 149 НК РФ применяются в случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы п. 1 ст. 149 НК РФ, определяется МИД России совместно с Минфином России.
     
     Полномочия по установлению вышеуказанного перечня предоставлены МИД России совместно с Минфином России с 1 августа 2004 года Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ  "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
     
     До 1 августа 2004 года данный перечень государств определялся МИД России совместно с МНС России и был утвержден приказом МИД России и МНС России от 13.11.2000 N 13747/БГ-3-06/386. Кроме того, письмом МНС России от 24.01.2001 N ВГ-6-06/62 налогоплательщикам рекомендовано было использовать также перечень, установленный письмом Госналогслужбы России от 13.07.1994 N ЮУ-6-06/80н.
     
     Согласно ст. 78 Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу данного Закона, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
     
     Таким образом, до принятия МИД России совместно с Минфином России нового перечня соответствующих иностранных государств следует применять перечни, установленные вышеуказанным приказом МИД России и МНС России, с учетом письма МНС России от 24.01.2001 N ВГ-6-06/62.
     

Возмещение сумм НДС

     
     Организация осуществляет несколько видов деятельности, облагаемых НДС по ставке 18%, в том числе геологоразведочные работы. При этом в отдельных налоговых периодах по этому виду деятельности отсутствует налоговая база по НДС. Имеет ли право налогоплательщик в этих налоговых периодах на возмещение НДС, уплаченного по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления геологоразведочных работ, если по другим видам деятельности в данном налоговом периоде НДС уплачивается?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ.
     
     На основании п. 1 ст. 166 НК РФ при определении налоговой базы в соответствии со ст. 154-159 и 162 настоящего Кодекса сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
     
     Как следует из ситуации, налогоплательщик исчисляет в налоговых периодах, в которых не реализует заказчику геологоразведочные работы, общую сумму налога по другим видам деятельности согласно ст. 166 НК РФ.
     
     Таким образом, если налогоплательщик исчисляет налоговую базу в тех налоговых периодах, в которых отсутствует реализация геологоразведочных работ, он имеет право на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), используемых для геологоразведочных работ, независимо от того, что результаты этих работ в данном налоговом периоде заказчику не передаются.
     

Налогообложение операций  по реализации жилых домов

     
     Физическое лицо приобрело у организации по договору купли-продажи жилой дом с рассрочкой оплаты на 5 лет. Договор был подписан и прошел государственную регистрацию в 2004 году, переход права собственности также состоялся в 2004 году. Может ли организация в 2005 году в этом случае воспользоваться льготой, установленной подпунктом 22 п. 3 ст. 149 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 22 п. 3 ст. 149 НК РФ с 1 января 2005 года операции по реализации жилых домов от обложения НДС освобождены. При этом согласно п. 8 ст. 149 НК РФ при изменении редакции п. 1-3 настоящей статьи Кодекса (то есть при отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.
     
     Таким образом, денежные средства, получаемые организацией в 2005 году за жилой дом, реализованный в 2004 году, облагаются НДС в общеустановленном порядке. При этом организация обязана обеспечить раздельный учет таких операций.
     
Е.Н. Вихляева,  
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налогообложение объектов недвижимости при ликвидации организации

     
     В связи с ликвидацией организация планирует осуществить реализацию объектов недвижимости (здания и земельного участка), ранее приобретенных у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения. Вправе ли организация при реализации данных объектов недвижимости определять налоговую базу по НДС согласно п. 3 ст. 154 НК РФ?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ при реализации имущества, с учетом уплаченного НДС, налоговая база по НДС определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений ст. 40 настоящего Кодекса, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
     
     Данная норма НК РФ применяется в отношении имущества (основных средств), приобретенного за счет средств целевого бюджетного финансирования и оплаченного с учетом НДС, который к вычету не принимается, а покрывается за счет соответствующего источника; безвозмездно полученного имущества, учитываемого по стоимости, включающей суммы налога, уплаченные передающей стороной; приобретенного имущества, используемого при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ; основных средств, учитываемых на балансе налогоплательщика с учетом этого налога.
     
     Таким образом, определение налоговой базы по НДС в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ применяется при реализации имущества, в том числе основных средств, первоначальная стоимость которых сформирована с учетом НДС.
     
     В связи с тем что первоначальная стоимость объектов недвижимости (здания и земельного участка), приобретенных у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения и не являющегося плательщиком НДС, сформирована без учета этого налога, то при реализации этих объектов организация не вправе определять налоговую базу по НДС согласно п. 3 ст. 154 НК РФ. Поэтому налоговую базу по НДС в данной ситуации следует устанавливать согласно п. 1 ст. 154 НК РФ, то есть на основании полной стоимости реализуемых объектов недвижимости (здания и земельного участка) исходя из рыночных цен.
     

Вычет сумм НДС, уплаченных  по командировочным расходам

     
     Авиакомпания заключает агентские договоры по продаже авиабилетов на свои перевозки. В рамках заключенных между покупателем (юридическим лицом) и агентством корпоративных или иных подобных договоров приобретаются авиабилеты, оформленные командированным сотрудникам юридических лиц. Возникает ли в таких ситуациях обязанность по выставлению счетов-фактур? Вправе ли покупатель принять к вычету сумму НДС, если в авиабилетах сумма этого налога будет выделена отдельной строкой?
     
     Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком по расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, принимаемые в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, подлежат вычету. При этом в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ данные вычеты производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, в том числе проездных документов установленного образца.
     
     Кроме того, согласно п. 10 Правил от 02.12.2000 N 914 при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно основанием для регистрации счетов-фактур в книге покупок являются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
     
     Таким образом, проездной документ (билет), в котором сумма налога выделена отдельной строкой, может служить основанием для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных по услугам по проезду к месту служебной командировки и обратно (пункты отправления и назначения которой находятся на территории Российской Федерации), без наличия счета-фактуры. В этом случае авиакомпании и агенты авиакомпаний при реализации организациям авиабилетов, оформленных командированным сотрудникам, счета-фактуры выставлять не должны.
     

Определение пропорции сумм НДС,  в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг)

     
     Организация выполняет работы, как подлежащие обложению НДС, так и освобожденные от обложения этим налогом. Согласно учетной политике для целей применения НДС момент определения налоговой базы по НДС установлен по мере оплаты выполненных работ. Имеет ли право организация при применении положений абзаца пятого п. 4 ст. 170 НК РФ определять пропорцию сумм НДС, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), на дату оплаты выполненных работ?
     
     Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, как облагаемых НДС, так и не подлежащих обложению этим налогом, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат обложению НДС либо освобождаются от обложения этим налогом. Данная пропорция устанавливается исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) за налоговый период.
     
     Таким образом, при определении вышеуказанной пропорции используется показатель стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) независимо от факта получения выручки от реализации этих товаров (работ, услуг).
     

Возможность частичного вычета НДС

     
     Организация частично оплатила приобретенные основные средства. Возможен ли частичный вычет сумм НДС по не полностью оплаченным основным средствам?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров на территории Российской Федерации, подлежат вычетам в случае приобретения товаров для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. При этом согласно п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении основных средств, подлежат вычетам в полном объеме после принятия на учет данных основных средств на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 9 Правил от 02.12.2000 N 914 при приобретении основных средств регистрация счета-фактуры в книге покупок производится в полном объеме после принятия на учет этих средств.
     
     Таким образом, вычет сумм НДС по приобретенным основным средствам производится после полной оплаты продавцу стоимости этих средств.
     

Оформление счетов-фактур

     
     Организация занимается розничной торговлей, которая в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переведена на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Однако в некоторых случаях оптовые покупки осуществляются физическими лицами, которые не информируют организацию о целях приобретения товаров и соответственно не сообщают свои паспортные данные и ИНН, а также данные об организации, представителями которой они являются. При этом таким покупателям выдается только кассовый чек ККТ.
     
     В отношении таких операций организация признается плательщиком НДС, и соответственно для удобства учета она составляет счета-фактуры в одном экземпляре без указания реквизитов таких покупателей. Является ли нарушением установленного порядка составление счетов-фактур таким образом?
     
     Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров счета-фактуры выставляются продавцом не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара. При этом п. 7 ст. 168 НК РФ установлено, что при реализации населению товаров за наличный расчет организацией, осуществляющей деятельность в сфере розничной торговли, требование по выставлению счетов-фактур считается выполненным, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. Однако выставление счетов-фактур при реализации населению товаров за наличный расчет организацией, осуществляющей деятельность в сфере розничной торговли, одновременно с выдачей покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности не противоречит законодательству об НДС.
     
     Для ведения бухгалтерского учета индивидуальный предприниматель заключил с главным бухгалтером трудовой договор. Является ли нарушением порядка составления счетов-фактур, книг покупок и книг продаж отсутствие в этих документах подписи главного бухгалтера?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о его государственной регистрации. Поэтому проставлять на счетах-фактурах, выставляемых индивидуальным предпринимателем,  подпись главного бухгалтера, с которым у индивидуального предпринимателя заключен трудовой договор, нет необходимости. Проставление подписи главного бухгалтера в книгах покупок и книгах продаж, оформленных индивидуальным предпринимателем, законодательством об НДС также не предусмотрено.
     

Оформление первичных документов для вычета НДС

     
     При реализации товара организация оформляет накладную по форме ТОРГ-12 и счет-фактуру, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой. При оплате товара наличными денежными средствами покупателю выдается кассовый чек с выделенной отдельной строкой суммой НДС. Однако покупатель требует дополнительно оформить квитанцию к приходным кассовым ордерам, ссылаясь на то, что при отсутствии этого документа он не вправе произвести вычет по НДС. Обязана ли организация при наличии вышеуказанных документов дополнительно оформлять покупателям квитанции к приходным кассовым ордерам?
     
     На основании п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС по товарам, приобретаемым налогоплательщиками для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров и документов, подтверждающих фактическую уплату суммы этого налога. При этом согласно п. 4 ст. 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе ре-естрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
     
     Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров в момент оплаты обязаны выдавать покупателю (клиенту) кассовые чеки, отпечатанные контрольно-кассовой машиной.
     
     Таким образом, для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров за наличный расчет, документом, подтверждающим фактическую уплату сумм налога, будет являться выданный покупателю кассовый чек с выделенной отдельной строкой суммой НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае выдачи организации, приобретающей товары за наличный расчет, кассового чека с выделенной отдельной строкой суммой НДС оформлять квитанцию к приходному кассовому ордеру нет необходимости.
     

Переход на общий режим налогообложения

     
     Вправе ли организация, перешедшая с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, принять к вычету суммы НДС, уплаченные после перехода на общий режим налогообложения по товарам (работам, услугам), приобретенным в период применения упрощенной системы налогообложения?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные организацией после перехода на общий режим налогообложения по товарам (работам, услугам), приобретенным в период применения упрощенной системы налогообложения, будут приниматься к вычету в случае использования этих товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Следует ли организации, утратившей право на применение упрощенной системы налогообложения, включать в налоговую базу по НДС денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения за товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные) в период применения упрощенной системы налогообложения?
     
     Согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не признаются, и соответственно осуществляемые ими операции НДС не облагаются. Поэтому включать в налоговую базу по НДС денежные средства, полученные организацией после утраты права на применение упрощенной системы налогообложения и перехода на общий режим налогообложения за работы (услуги), выполненные (оказанные) в период применения упрощенной системы налогообложения без учета НДС, не следует.
     
М.Н. Хромова,  
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налогообложение операций  с применением разных налоговых ставкок

     
     Какую ставку НДС (10 или 18%) следует применять, если организация реализует комплект, состоящий из книжной продукции и записи информации на магнитном носителе?
     
     Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 164 НК РФ обложение НДС по ставке в размере 10% производится при реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера. При этом перечень данной продукции с указанием кодов по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) утвержден постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41 "О перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов".
     
     В соответствии с п. 1 примечания к вышеназванному Перечню к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, не относится книжная продукция, распространяемая, в частности, на магнитных носителях, по сети Интернет, по каналам спутниковой связи.
     
     Применение ставки НДС в размере 10% в отношении комплектов, состоящих из книжной продукции и продукции на магнитном носителе, НК РФ не предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации комплекта, состоящего из книжной продукции и продукции на магнитном носителе, применяется ставка НДС в размере 18%.
     
     В каком порядке следует применить налоговый вычет по НДС при совершении товарообменной операции, если услуги облагаются по ставке 18%, а товар (зерно), который поступил в качестве оплаты, - по ставке 10%?
     
     Согласно п. 2 ст. 172 НК РФ при использовании налогоплательщиком собственного имущества в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении вышеуказанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости данного имущества, переданного в счет их оплаты.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
     
     Таким образом, при использовании налогоплательщиком собственных товаров (зерна, облагаемого НДС по ставке в размере 10%) в расчетах за приобретенные им услуги по хранению зерна, облагаемые налогом по ставке в размере 18%, сумму НДС, фактически уплаченную по этим услугам, налогоплательщику следует исчислять исходя из балансовой стоимости передаваемых в оплату собственных товаров. В связи с этим сумма НДС, фактически уплаченная организацией, исчисляется в пределах балансовой стоимости зерна по расчетной ставке 10/110.
     
     Необходимо отметить, что если сумма НДС, исчисленная исходя из балансовой стоимости переданного в оплату услуг зерна, меньше суммы налога, указанной в счете-фактуре, полученном за оказанные услуги, то регистрация этого счета-фактуры в книге покупок производится на сумму налога, исчисленную налогоплательщиком с балансовой стоимости переданного зерна. При этом поскольку согласно п. 2 ст. 170 НК РФ учет в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) суммы налога, не принятой к вычету в случае использования налогоплательщиком в расчетах собственного имущества, не предусмотрен, сумма НДС, не принятая к вычету, должна покрываться за счет собственных средств налогоплательщика.
     

Налогообложение при сдаче  в аренду доверительным управляющим недвижимого имущества физическому лицу

     
     В каком порядке следует применять НДС доверительному управляющему при сдаче в аренду недвижимого имущества, принадлежащего учредителю управления - физическому лицу (неплательщику НДС)?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектами обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом п. 1 ст. 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     
     Несмотря на то что согласно ст. 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, в соответствии со ст. 1020 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление.
     
     Кроме того, согласно ст. 1018 ГК РФ имущество, переданное в доверительное управление, отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет (см. Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н).
     
     Учитывая вышеизложенное, при сдаче в аренду доверительным управляющим недвижимого имущества, принадлежащего учредителю управления - физическому лицу (неплательщику НДС), доверительный управляющий должен уплачивать НДС. При этом поскольку вознаграждение, получаемое доверительным управляющим согласно договору доверительного управления имуществом, является оплатой за услуги доверительного управляющего, такое вознаграждение также облагается НДС в общеустановленном порядке.
     

Налоговый вычет  по приобретенному автомобилю

     
     В каком размере следует применить вычет по НДС по приобретенному автомобилю, если для налогового учета сумма амортизации исчисляется с коэффициентом 0,5?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты НДС производятся плательщиком этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавцов товаров, работ и услуг, а также документов, подтверждающих уплату сумм налога, после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг). При этом абзацем третьим п. 1 данной статьи НК РФ в отношении основных средств установлен особый порядок вычета сумм НДС, согласно которому суммы налога подлежат вычету в полном объеме на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации основных средств, после принятия на учет данных основных средств.
     
     Согласно п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. При этом на основании п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
     
     В связи с вышеизложенным по приобретенному автомобилю уплаченные суммы НДС подлежат вычету в полном объеме при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 НК РФ, и в порядке, установленном абзацем третьим п. 1 ст. 172 настоящего Кодекса.
     

Налоговый вычет по имуществу, предназначенному для сдачи  в аренду по договору лизинга

     
     В каком порядке следует осуществлять вычеты по НДС по имуществу, предназначенному для сдачи в аренду по договору лизинга?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты НДС производятся плательщиком этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавцов товаров, работ и услуг, а также на основании документов, подтверждающих уплату сумм налога, после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг). При этом абзацем третьим п. 1 ст. 172 НК РФ в отношении основных средств установлен особый порядок вычета сумм НДС, согласно которому вышеуказанные суммы налога подлежат вычету в полном объеме на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации основных средств, после принятия на учет данных основных средств (в том числе оборудования).
     
     На основании ПБУ 6/01, Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, организации в случае принятия изначально к бухгалтерскому учету материально-вещественных ценностей, отвечающих требованиям признания их основными средствами (здания, сооружения, иное имущество), но предназначенных не для использования непосредственно в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а предназначенных для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, следует рассматривать в качестве доходных вложений в материальные ценности и отражать по счету 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
     
     В связи с вышеизложенным по имуществу, предназначенному для сдачи в аренду по договору лизинга, вычет НДС осуществляется после отражения имущества по счету 03 при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 НК РФ, и в порядке, установленном абзацами первым и вторым п. 1 ст. 172 настоящего Кодекса.
     

Документы, обосновывающие налоговый вычет

     
     Если организация при закупке зерновых культур получила в качестве сопроводительных документов товарно-транспортную накладную и приходный ордер, содержащий информацию об уплаченных суммах НДС, имеет ли она право на вычет данных сумм НДС на основании вышеуказанных документов?
     
     Согласно ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия к вычету или возмещению предъявленных сумм НДС, является счет-фактура.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС.
     
     Пунктом 3 ст. 168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом п. 4 ст. 169 НК РФ предусмотрены операции, при совершении которых налогоплательщики не должны составлять счета-фактуры; операции по реализации зерновых культур к таковым операциям не относятся.
     
     Что касается товарно-транспортной накладной (зерно) (форма N СП-31), утвержденной постановлением Госкомстата России от 29.09.1997 N 68, то она применяется для учета операций по отправке-приемке продукции зерновых культур на элеваторы, хлебоприемные и другие пункты приема зерновой продукции и не является документом, служащим основанием для принятия к вычету или возмещению предъявленных сумм НДС.
     
     В соответствии с постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а приходный ордер (форма N М-4) применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки, и соответственно не может заменять счет-фактуру.
     
     В связи с вышеизложенным первичные учетные документы: приходный ордер и товарно-транспортная накладная, полученные организацией по приобретенным зерновым культурам, - не могут служит основанием для принятия к вычету уплаченных поставщикам сумм НДС без наличия счетов-фактур.
     

Освобождение от обложения НДС

     
     Организация, применяющая освобождение от НДС на основании ст. 145 НК РФ, осуществляет реализацию производимых ею товаров. Как определяется сумма выручки для получения освобождения от НДС, если данная организация будет дополнительно осуществлять по договорам комиссии реализацию товаров, облагаемых НДС?
     
     Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 1 млн. руб.
     
     Согласно п. 1 ст. 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основании договоров комиссии, поручения либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из вышеуказанных договоров. При этом суммы, полученные комиссионером (поверенным, агентом) от покупателей товаров (работ, услуг), за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждения или любых иных доходов, в налоговую базу по НДС не включаются.
     
     В связи с вышеизложенным при реализации товаров по договорам комиссии выручка от реализации у комиссионера приравнивается к сумме дохода, полученного им в виде вознаграждения при исполнении договоров комиссии.
     
     Таким образом, у организации, о которой идет речь в ситуации, сумма выручки для получения освобождения от НДС на основании ст. 145 НК РФ будет состоять из суммы выручки от реализации производимых и реализуемых ею товаров и суммы дохода, полученного в виде вознаграждения при исполнении договоров комиссии.
     

Оформление счетов-фактур

     
     Правомерны ли требования налоговых органов, согласно которым запрещается использование факсимильного воспроизведения подписей руководителей и главных бухгалтеров организации на счетах-фактурах?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
     
     Согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
     
     Учитывая, что использование на счетах-фактурах факсимильного воспроизведения подписей руководителей и главных бухгалтеров организаций НК РФ не предусмотрено, на счете-фактуре должны проставляться подлинные подписи вышеуказанных лиц либо иных лиц, уполномоченных на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. В связи с этим ранее изданные письма МНС России (в настоящее время - ФНС России) в части неправомерности использования на счетах-фактурах факсимильного воспроизведения подписей руководителей и главных бухгалтеров действующему налоговому законодательству не противоречат.