Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     Вправе ли организация гостиничного хозяйства амортизировать в налоговом учете в качестве объектов основных средств произведения искусства, находящиеся в собственности?
     
     Согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к основным средствам относится часть амортизируемого имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
     
     Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
     
     Стоимость амортизируемого имущества погашается путем начисления амортизации.
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации такие виды амортизируемого имущества, как приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства.
     
     При этом стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения вышеуказанных объектов.
     
     Следовательно, стоимость произведений искусства не уменьшается на сумму доходов при исчислении налога на прибыль организаций.
     
     Организация розничной торговли произвела реконструкцию собственного здания магазина и отнесла затраты по реконструкции на увеличение стоимости здания. Работы выполнялись в соответствии с проектом перепланировки здания, разработанным архитектурно-проектной мастерской, имеющей соответствующую лицензию. Относятся ли затраты по созданию этого проекта на увеличение стоимости здания?
     
     К правоотношениям сторон - участников договора строительного подряда применяются правила параграфа 3 "Строительный подряд" главы 37 "Подряд" Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы согласно технической документации, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и смете, устанавливающей цену работ.
     
     Следовательно, затраты на разработку проектно-сметной документации являются неотъемлемой составляющей затрат заказчика по договору строительного подряда.
     
     Руководствуясь п. 2 ст. 257 НК РФ, организация обязана учесть затраты по договору строительного подряда, в том числе оплату создания проектно-сметной документации, как увеличение первоначальной стоимости здания и в дальнейшем включать их в состав прямых расходов через начисление амортизации.
     

Л.П. Павлова

     
     Учитываются ли для целей налогообложения прибыли расходы в виде арендной платы за пользование лесным фондом в случае, если организация выиграла лесной аукцион и приобрела лесорубочный билет, но деятельность по заготовке древесины не осуществляла?
     
     В соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 264 НК РФ арендные платежи за арендуемое имущество относятся к прочим расходам организации, уменьшающим доходы текущего отчетного (налогового) периода.
     
     При этом, по общему правилу, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     В соответствии со ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.
     
     Ежегодный размер арендной платы - это сумма платежей за весь расчетный годовой объем ликвидной древесины, возможной к отпуску на корню для заготовки в порядке рубок главного пользования. Годовой размер арендной платы исчисляется по каждой древесной породе, представленной в расчетном объеме ликвидной древесины. Сумма арендной платы не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.
     
     По совокупности сумма арендной платы состоит из сумм лесных податей, исчисленных по минимальным ставкам, налога на земли лесного фонда, а также сумм превышения лесных податей сверх минимальных ставок. Расчет суммы арендной платы применительно к конкретному арендатору участка лесного фонда с указанием сроков уплаты производится органом управления лесным хозяйством и оформляется обеими сторонами в виде протокола (соглашения, уточненного расчета и т.п.) к договору аренды лесов.
     
     Если предприятие, выигравшее лесной конкурс в соответствии с Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.03.1998 N 345, не осуществляет деятельность по заготовке древесины, то расходы по уплате арендных платежей по подобному договору аренды не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Суммы денежного задатка, внесенные предприятием при проведении лесного конкурса (не возвращенные по условиям проведения конкурса), а также расходы, связанные с регистрацией договора аренды предприятия, выигравшего лесной конкурс, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (ст. 264 НК РФ), равномерно в течение срока действия заключенного договора аренды, в том числе если древесина заготавливается в объеме меньшем, чем это предусмотрено условиями договора и лесорубочным билетом.
     
     При этом расходы должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     З.А. Чехарина,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Возможно ли производить вычеты НДС на основании полученных от продавцов счетов, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой, при погашении ре-структурированной задолженности по энергоресурсам, воде и газу, приобретенным до 1 января 1997 года, то есть до введения для целей НДС счетов-фактур?
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты по НДС, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих уплату сумм НДС, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая, что обязанность налогоплательщиков составлять счета-фактуры установлена Указом Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" с 1 января 1997 года, вычеты сумм НДС при погашении реструктурированной задолженности по энергоресурсам, воде и газу, приобретенным до 1 января 1997 года, следует производить на основании счетов, полученных от продавцов данной продукции, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой. При этом вышеуказанные счета необходимо регистрировать в книге покупок. По товарам (работам, услугам), по которым документы, обосновывающие стоимость этих товаров (работ, услуг) и суммы НДС, утилизированы, суммы НДС к вычету не принимаются.
     
     Кроме того, поскольку пунктом 2 ст. 170 НК РФ учет в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) сумм НДС, не принятых к вычету при отсутствии документов, необходимых для осуществления налоговых вычетов, не предусмотрен, сумма НДС, не принятая к вычету, покрывается за счет собственных средств налогоплательщика.
     
     Должна ли организация уплатить в бюджет НДС при наличии за товары (работы, услуги), отгруженные до 1 января 2001 года, дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек в 2001 году?
     
     До введения в действие главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, то есть до 1 января 2001 года, в случае определения плательщиком НДС выручки от реализации товаров (работ, услуг) по мере поступления денежных средств сумма НДС по товарам (работам, услугам), числившаяся как не истребованная организацией-кредитором дебиторская задолженность, подлежала уплате в бюджет в сроки, установленные для уплаты НДС за отчетный период, в котором списывалась дебиторская задолженность.
     
     Согласно п. 5 ст. 167 НК РФ, то есть с 1 января 2001 года, в случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг) признается наиболее ранняя из следующих дат: день истечения срока исковой давности, день списания дебиторской задолженности.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду. Поэтому если срок исковой давности по востребованию дебиторской задолженности по товарам, отгруженным до 1 января 2001 года, истек в 2001 году, организации, утвердившей в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги), следует уплатить в бюджет НДС, исчисленный с суммы данной задолженности, в сроки, установленные для уплаты налога за налоговый период, в котором наступает день истечения срока исковой давности.
     
     Сумма денежных средств, полученная организацией в счет оплаты вышеуказанных товаров (работ, услуг) после уплаты в бюджет налога, исчисленного с суммы задолженности, по которой истек срок исковой давности, в размере, не превышающем эту задолженность, не включается в налоговую базу по НДС на основании подпункта 1 п. 3 ст. 44 НК РФ, согласно которому обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается с уплатой налога.
     

Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     Организация применяла упрощенную систему налогообложения в 2003 году и приобрела товары для дальнейшей их перепродажи. У организации имеются счета-фактуры с выделенным НДС. Данная организация не реализовала товары в 2003 году полностью. В 2004 году организация перешла на общий режим налогообложения и стала плательщиком НДС. Могла ли данная организация принять к вычету НДС по товарам, оставшимся по состоянию на 1 января 2004 года на балансе организации?
     
     Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации в период применения упрощенной системы налогообложения уменьшают полученные доходы на суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам).
     
     Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п. 1 настоящей статьи Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Согласно п. 3 ст. 154 НК РФ при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учетом налога и стоимостью реализуемого имущества, устанавливаемой согласно ст. 40 Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
     
     Таким образом, НДС по товарам, оставшимся на балансе организации по состоянию на дату перехода с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, возмещению не подлежит.
     
     Российская организация - правообладатель авторских прав на программу для ЭВМ передает по лицензионному договору исключительные права на использование программы лицензиату - юридическому лицу Казахстана.
     
     Зависит ли обложение НДС подобных сделок от статуса лицензиата в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах?
     
     Обложение НДС сделок, связанных с передачей прав на объекты интеллектуальной собственности, находится в прямой зависимости от наличия у лицензиата статуса налогового резидента Российской Федерации.
     
     Так, согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ при наличии у лицензиата статуса резидента местом реализации услуги признается территория Российской Федерации, и оборот по передаче исключительных прав облагается НДС по ставке 18 % (п. 3 ст. 164 Кодекса).
     
     При отсутствии у лицензиата статуса резидента местом реализации услуги не признается территория Российской Федерации. В подобном случае объект налогообложения отсутствует по основаниям п. 1 ст. 146 НК РФ.
     

Л.В. Чураянц
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     В разделе "Ритуальные услуги" Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (в ред. от 01.07.2003) отсутствуют транспортные услуги. Вправе организация, оказывающая ритуальные услуги, применить освобождение от обложения НДС согласно подпункту 8 п. 2 ст. 149 НК РФ при оказании транспортных услуг?
     
     Согласно подпункту 8 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ).
     
     Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определен перечень услуг по погребению в целях гарантированного оказания данных услуг на безвозмездной основе лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
     
     В связи с этим Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ не может рассматриваться как нормативный документ для решения вопросов по обложению НДС.
     
     Перечень и коды видов ритуальных услуг (019500-019527) приведены в разделе "Ритуальные услуги" Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (в ред. от 01.07.2003).
     
     Таким образом, при применении подпункта 8 п. 2 ст. 149 НК РФ следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН).
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     На основании Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, для обоснования применения ставки НДС в размере 0 % или освобождения от уплаты (возмещения) акцизов подтверждающие документы представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Какую дату считать датой отгрузки товаров?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
     
     Согласно ст. 9 вышеуказанного Закона и п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, первичные учетные документы должны содержать в качестве обязательных реквизитов дату составления таких документов и содержание хозяйственной операции.
     
     Учитывая вышеизложенное, в целях применения ставки НДС в размере 0 % и освобождения от уплаты акцизов по товарам, реализуемым российскими налогоплательщиками белорусским хозяйствующим субъектам в рамках вышеупомянутого Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, датой отгрузки (передачи) товаров признается дата составления первичного документа, оформленного при отгрузке (отпуске) товаров.
     
А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Российская организация заключила контракт на покупку товара. За поставку данного товара организация рассчиталась заемными средствами. При этом средства привлечены по долгосрочному договору процентного займа у иностранной компании. Для уплаты таможенных платежей, в том числе НДС, при ввозе товаров организация заключила еще один договор процентного займа, уже с российской компанией. Таким образом, импортер уплатил таможенные платежи также из заемных средств. До настоящего времени предоставленные займы не погашены. Срок погашения по данным займам не нарушен. Имеет ли право российская компания - импортер предъявить к вычету НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, исходя из того, что сам товар и налог по нему оплачены заемными средствами и текущая кредиторская задолженность на тот  момент не погашена?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в том числе в таможенном режиме выпуска для свободного обращения (с 1 января 2004 года - выпуска для внутреннего потребления), если товары приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. При этом суммы НДС по товарам, оплаченным за счет заемных средств, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные российской организацией за счет заемных средств при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, принимаются к вычету независимо от факта возврата сумм займов, полученных для оплаты приобретенных товаров, а также уплаты сумм НДС таможенным органам.
     

А.И. Белый

     
     Иностранная организация предоставляет российской организации по договору лизинга движимое имущество (горнопроходческое оборудование для подземной разработки пластовых месторождений угля) во временное владение и пользование с последующим переходом права собственности. Будет ли признаваться местом реализации услуг по договору лизинга территория Российской Федерации и, следовательно, будет ли подлежать обложению НДС данный вид услуг?
     
     В соответствии со ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом обложения НДС.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства [если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство], места жительства физического лица.
     
     Положения подпункта 4 п. 1 ст. 148 НК РФ применяются в том числе при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств.
     
     Горнопроходческое оборудование, предназначенное для подземной разработки пластовых месторождений угля, не относится к наземным автотранспортным средствам.
     
     Следовательно, если иностранная организация (лизингодатель), не состоящая на учете в качестве налогоплательщика в налоговых органах Российской Федерации, передает вышеуказанное движимое имущество во временное владение и использование по договору лизинга российской организации (лизингополучателю), то местом реализации услуг по договору лизинга признается территория Российской Федерации.
     
     При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, у российской организации возникают обязанности налогового агента, предусмотренные п. 1 ст. 161 НК РФ.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Организация ежеквартально выплачивает своим работникам материальную помощь не самостоятельно, а через Управление социальной защиты населения путем перечисления соответствующих денежных средств в виде целевых и благотворительных взносов с обязательным указанием получателей. Должна ли бухгалтерия организации удерживать с этих сумм налог на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ налогом на доходы физических лиц не облагаются суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, но только в пределах до 2000 руб. по каждому из получателей за налоговый период (календарный год).
     
     Если материальная помощь оказывается физическим лицам, с которыми организация ранее не имела трудовых отношений, или же в пользу бывших работников, уволенных с работы по иным основаниям (например, по собственному желанию), вся выплачиваемая сумма материальной помощи подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.
     
     Согласно ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.
     
     Если организация перечисляет Управлению социальной защиты населения денежные средства в виде целевых и благотворительных взносов, то Управление признается налоговым агентом и обязано исчислить налог на доходы физических лиц с полной суммы таких выплат.
     
     Следует отметить, что с 1 января 2005 года суммы благотворительной помощи, оказываемой физическим лицам благотворительными организациями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности, освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц (п. 8 ст. 217 НК РФ).
     
     Таким образом, только в случае выплаты материальной помощи благотворительными организациями вся сумма помощи, независимо от ее размера, в полном объеме не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Если материальная помощь оказывается другими организациями, не имеющими статуса благотворительных, оснований для полного освобождения от налогообложения такой помощи не имеется.
     
     Организация оплачивает своему сотруднику за счет средств социального страхования четыре дополнительных выходных дня в месяц по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации. Должны ли облагаться налогом на доходы физических лиц данные выплаты?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ обложению налогом на доходы физических лиц не подлежат государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определено, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
     
     Статьей 8 вышеуказанного Федерального закона установлены виды страхового обеспечения, соответствующие каждому виду социального страхового риска.
     
     Согласно п. 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, средства Фонда социального страхования Российской Федерации направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
     
     Учитывая, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, порядок предоставления которых определен ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), осуществляется за счет средств государственного социального страхования, поименованные суммы не должны облагаться налогом на доходы физических лиц на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.
     

 С.А. Колобов,
 советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Организация ежемесячно выплачивает бывшему сотруднику материальную помощь в размере 500 руб. (январь - 500 руб., февраль - 500 руб., март - 500 руб., апрель - 500 руб., май - 500 руб.). С какого момента предоставляются стандартные налоговые вычеты: с января или только за май (месяц, когда возник облагаемый доход)?
     
     Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
     
     Стандартные налоговые вычеты, установленные ст. 218 НК РФ, предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, то есть стандартный налоговый вычет уменьшает налоговую базу на соответствующий установленный размер вычета. Стандартный налоговый вычет не предоставляется в случае отсутствия выплат за данные месяцы.
     
     В рассматриваемом случае доходы, облагаемые по ставке 13%, в январе - апреле у налогоплательщика отсутствуют. Таким образом, стандартный налоговый вычет ему может быть предоставлен только в мае.
     
     Признается ли банковская организация налоговым агентом в отношении доходов в виде материальной выгоды налогоплательщика от пользования кредитными средствами, предоставленными физическому лицу на льготных условиях (под проценты менее трех четвертых ставки рефинансирования Банка России)?
     
     Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет.
     
     На основании подпункта 2 п. 2 ст. 212 НК РФ налогоплательщик определяет налоговую базу при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах, только при получении заемных средств. Таким образом, банк или иная кредитная организация, выдавшие кредит физическому лицу на основании п. 1 ст. 226 НК РФ, выступают в качестве налоговых агентов и обязаны определять налоговую базу и исчислять налог на доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование кредитными средствами.
     

О страховых взносах на обязательное пенсионное страхование

     
     Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Наряду с российскими гражданами в организации работают по договорам гражданско-правового характера и иностранные граждане.
     
     Правомерно ли требование налоговых органов в части перечисления страховых взносов за сотрудников - иностранных граждан в полном объеме, то есть в размере 20 %, а за сотрудников - граждан Российской Федерации - в сумме начисленного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование?
     
     Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации регулируются нормами Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
     
     С введением в действие Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" норма п. 2 ст. 239 НК РФ с 1 января 2003 года утратила силу.
     
     Таким образом, с 1 января 2003 года из НК РФ исключены нормы, определяющие какие-либо особенности обложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане), вследствие чего налогообложение данной категории граждан с 1 января 2003 года осуществляется в общеустановленном порядке.
     
     Пунктом 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ определен перечень лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. В их число входят граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.
     
     При этом пунктом 2 ст. 7 Закона N 167-ФЗ установлено, что право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов.
     
     Это означает, что право на получение пенсии при достижении пенсионного возраста за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) у застрахованного физического лица, в том числе у иностранного гражданина, возникает в случае уплаты работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу данного физического лица.
     

     Вместе с тем при рассмотрении вопроса о пенсионном обеспечении иностранных граждан необходимо учитывать, что для увязки решения вопроса об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу иностранных граждан с вопросом возникновения права этих граждан на трудовую пенсию нет правовых оснований, так как такую увязку невозможно осуществить в практическом плане, принимая во внимание то, что даже иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на момент уплаты страховых взносов, впоследствии могут при утрате этого статуса не иметь права на трудовую пенсию и наоборот.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что согласно п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, определяемые в порядке, установленном главой 24 НК РФ.
     
     Нормами абзаца второго п. 2 ст. 243 НК РФ определено, что подлежащая уплате в федеральный бюджет сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом N 167-ФЗ.
     
     При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), начисленную за тот же период и подлежащую уплате в федеральный бюджет.
     
     При решении вопроса о начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплаты, производимые в пользу иностранных граждан, постоянно и временно проживающих на территории Российской Федерации, следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" застрахованными в органах ПФР являются лица, в отношении которых пенсионный фонд осуществляет персонифицированный учет.
     
     Как правило, в отношении этой категории лиц исчисление единого социального налога в части федерального бюджета производится с применением налогового вычета (начисленного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование).
     

     Вместе с тем проблема в отношении иностранных граждан обостряется тем, что вышеуказанный Закон не обязывает ПФР осуществлять персонифицированный учет выплат и вознаграждений, производимых работодателем в пользу иностранных граждан.
     
     Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование иностранным гражданам не начисляются, но, поскольку нет оснований применения налогового вычета, за работодателем сохраняется обязанность исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, по ставке в размере 20%.
     

О налоге на имущество организаций

     
     М.С. Скиба,
ведущий специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Согласно ст. 214 и 215 ГК РФ государственное и муниципальное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну. Учет объектов государственной (краевой) и муниципальной собственности осуществляется посредством ведения реестра государственного или муниципального имущества. Облагается ли налогом на имущество организаций имущество (здания, сооружения, автотранспорт и т.д.), включенное в государственную и муниципальную казну?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Порядок ведения бухгалтерского учета имущества бюджетных организаций регулируется Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н, где для учета объектов основных средств предназначен счет 010100000 "Основные средства".
     
     Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство РФ, которое может предоставлять некоторые полномочия органам исполнительной власти, в порядке, определенном федеральными договорами и законами Российской Федерации; при этом предоставление полномочий по ведению бухгалтерского учета имущества не предусмотрено.
     
     Таким образом, управление и распоряжение объектами государственной (муниципальной) собственности, находящимися в ведении субъекта Российской Федерации (муниципального образования), осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления.
     
     Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" функции осуществления полномочий собственника в отношении имущества, составляющего казну Российской Федерации, осуществления учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества закреплены за Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Таким образом, имущество казны Российской Федерации следует учитывать на балансе Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и его территориальных органов.
     
     Имущество казны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) следует учитывать на балансе исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, на который возложены функции управления и распоряжения государственным имуществом, в том числе имуществом казны субъекта Российской Федерации муниципального образования.
     

О специальных налоговых режимах

     
     Е.В. Евсик,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Предприятие применяет упрощенную систему налогообложения и не является бюджетным учреждением. Оно является соисполнителем бюджетной организации по инновационному проекту, финансируемому из федерального бюджета, выполняет НИОКР на основании договора с бюджетной организацией. Может ли предприятие не учитывать доходы (средства федерального бюджета), полученные по договору от бюджетной организации, при определении налоговой базы по единому налогу?
     
     Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления, к которым относятся в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.
     
     Так как доходы поступают предприятию по гражданско-правовому договору от бюджетной организации, данные денежные средства не могут быть признаны бюджетным финансированием, поэтому они в полном объеме включаются в налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     

Е.В. Холева,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Организация осуществляет продажу кофе, чая и других напитков через автоматы. Автоматы работают следующим образом: в разные ячейки засыпаются ингредиенты, которые перемешиваются, и в результате получается готовый напиток. Автомат самостоятельно принимает наличные денежные средства у населения и самостоятельно выдает готовый напиток и сдачу. Признается ли вышеуказанная деятельность организации розничной торговлей в целях применения единого налога на вмененный доход? В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению субъекта Российской Федерации в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
     
     Розничной торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания (ст. 346.27 Кодекса).
     
     При этом читателям журнала необходимо учитывать, что предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли связана с предоставлением услуг и работами по продаже (перепродаже без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров, приобретенных продавцом для дальнейшей реализации в целях осуществления своей деятельности либо полученных иным не запрещенным действующим законодательством Российской Федерации способом.
     
     Учитывая, что при реализации кофе и других напитков через автоматы происходит видоизменение товара, в частности смешивание кофе, сахара и кипятка, то такая деятельность по изготовлению напитков относится к общественному питанию.
     
     В целях применения главы 26.3 НК РФ к услугам общественного питания следует относить услуги питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий других типов, имеющих залы обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров, а также услуги по организации досуга (музыкального обслуживания, проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярдов), оказываемые организациями общественного питания в залах обслуживания посетителей.
     
     Таким образом, услуги по изготовлению и реализации кофе и других напитков, оказываемые организацией через нестационарные торговые точки общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход. Налогообложение таких услуг должно производиться в общеустановленном порядке или с применением упрощенной системы налогообложения на основе данных раздельного учета доходов и расходов (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).
     

О ресурсных сборах и платежах

     
     О.В. Семенова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Организация не производит выбросов вредных веществ в атмосферу, но ее обязывают вносить плату за загрязнение окружающей природной среды. Правомерно ли это?
     
     Плата за загрязнение окружающей природной среды должна вноситься организациями, деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую природную среду.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
     
     Учитывая вышеизложенное, если организация не оказывает вредного воздействия на окружающую природную среду (перечень видов которого приведен выше), то она не является плательщиком платы за загрязнение окружающей природной среды.
     
     Чем следует руководствоваться при расчете платежей за загрязнение окружающей природной среды?
     
     Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
     
     Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632  (с изменениями и дополнениями). Вышеназванным Порядком определяются общие правила расчета сумм платы, принципы установления базовых нормативов и коэффициентов к ним. Размеры базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
     
     Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды России 26.01.1993, конкретизируют применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также определяют механизм расчета платежей на основе Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.
     

О государственной пошлине

     
     А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     Правомерно ли взимание в 2005 году органами гостехнадзора сборов в размерах, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с п. 6 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.12.1993 N 1291?
     
     Нет, взимание органами гостехнадзора в 2005 году сборов за государственную регистрацию транспортных средств и совершение регистрационных действий согласно п. 6 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.12.1993 N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации", противоречит новому законодательству о государственной пошлине.
     
     В соответствии с п. 6 вышеуказанного Положения до 1 января 2005 года органами гостехнадзора взимались следующие сборы в размерах, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
     
     - за выдачу и замену государственных регистрационных знаков и паспортов на машины, удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных разрешений к ним, свидетельств о регистрации залога машины (машин) и другой специальной продукции;
     
     - за прием экзаменов на право управления самоходными машинами;
     
     - за проведение государственных технических осмотров машин;
     
     - за участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники;
     
     - за определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования.
     
     Нормами подпунктов 29-40 п. 1 ст. 333.33 главы 25.3 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2005 года, предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение регистрационных действий, связанных:
     
     - с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства, государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства;
     

     - с внесением изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства;
     
     - с выдачей или продлением срока действия акта технического осмотра транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит" (металлических на автотранспортные средства, металлических на мототранспортные средства и прицепы, бумажных);
     
     - с выдачей свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства;
     
     - с выдачей водительского удостоверения, в том числе при замене, взамен утраченного или пришедшего в негодность (изготавливаемого из расходных материалов на бумажной основе, из расходных материалов на пластиковой основе);
     
     - с выдачей временного разрешения на право управления транспортными средствами, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, выдачей физическому лицу справки, подтверждающей получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами;
     
     - с рассмотрением заявления и выдачей свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения;
     
     - с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами (теоретического и практического).
     
     Согласно ст. 333.16 НК РФ выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
     
     Органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, иные платежи, кроме государственной пошлины.
     
     Следовательно, начиная с 1 января 2005 года за совершение органами гостехнадзора вышеперечисленных юридически значимых действий должна уплачиваться государственная пошлина.
     
     Статьей 29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу в соответствии со ст. 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части второй НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с  частью второй настоящего Кодекса.
     
     Поэтому Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации и принятые ранее на его основе решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об установлении сборов, взимаемых органами гостехнадзора, действуют в части, не противоречащей главе 25.3 НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с нею.
     

     Уплачиваются ли в текущем году лицензионные сборы за действия, связанные с лицензированием страховой деятельности?
     
     Нет, в текущем году за такие действия должна уплачиваться государственная пошлина.
     
     Подпунктом 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, за исключением действий, связанных с лицензированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с лицензированием деятельности в области оказания услуг связи, а также за исключением действий, указанных в подпунктах 49, 55 и 72-74 п. 1 ст. 333.33 настоящего Кодекса:
     
     - рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 руб.;
     
     - предоставление лицензии - 1000 руб.;
     
     - переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб.
     
     Согласно ранее действовавшему порядку (ст. 32.2 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1  "Об организации страхового дела в Российской Федерации") за выдачу лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страхования брокерской деятельности уплачивались лицензионные сборы.
     
     Федеральным законом от 07.03.2005 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и в статью 2 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"” и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" ст. 32.2 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" признана утратившей силу.
     
     Следовательно, за совершение действий, связанных с лицензированием страховой деятельности (рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, предоставление лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии) должна уплачиваться государственная пошлина в порядке и размерах, установленных подпунктом 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.