Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении финансово-кредитных организаций


О налогообложении финансово-кредитных организаций

Е.М. Майоркина

     

Учет суммы прощенного долга в целях налогообложения

     
     Ввиду сложного финансового положения банк не уплатил арендную плату за несколько месяцев. Кредитор банка простил ему вышеуказанный долг. Является ли сумма прощенного долга для банка безвозмездно полученным имуществом, с которого надо платить налог на прибыль?
     
     Нет, не является, но налог на прибыль все равно необходимо уплатить.
     
     Согласно п. 2 ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) имущество, работы или услуги, а также имущественные права считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу. Оценка доходов при этом осуществляется исходя из рыночных цен, то есть в соответствии со ст. 40 НК РФ.
     
     Прощение долга не является операцией по получению имущества или услуг безвозмездно. Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ в состав внереализационных доходов включается сумма кредиторской задолженности, списанной либо в связи с истечением срока исковой давности, либо по другим основаниям.
     
     Вышеуказанный доход ("квазибезвозмездный") может возникнуть при истечении срока исковой давности, при прощении долга на основании акта государственного органа (например, при объявлении моратория или запрета на исполнение обязательств, аналог которого был в Российской Федерации в 1998 году), при ликвидации организации-кредитора. Задолженность перед бюджетом, списываемая в порядке, установленном Правительством РФ, не подпадает под налогообложение на основании подпункта 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
     
     Таким образом, вся сумма списанной кредиторской задолженности подлежит включению в состав налоговой базы.
     

Льготы по налогу на прибыль

     
     Вправе ли банк использовать льготу по налогу на прибыль, установленную не в НК РФ, а в иных законах Российской Федерации, например в Федеральном законе от 29.10.1998 N 164-ФЗ?
     
     Нет, не вправе.
     
     НК РФ установлено, что все элементы любого налога, например налога на прибыль, устанавливаются исключительно законодательством о налогах и сборах. К элементам налога относятся в том числе и льготы (ст. 17, п. 1 ст. 56 НК РФ).
     
     Устанавливать льготы по налогам и сборам может только налоговое законодательство. Согласно п. 1 ст. 1 НК РФ налоговое законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Установление и использование льгот по налогам и сборам регламентируются ст. 56 НК РФ.
     
     Отдельными законами Российской Федерации, принятыми до введения в действие НК РФ, были установлены льготы по налогам. Например, в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ) определено, что одной из мер государственной поддержки, установленных законами Российской Федерации и решениями Правительства РФ, может быть предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, особождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга.
     
     Однако в связи с вступлением в действие главы 25 НК РФ вышеуказанные положения Закона N 164-ФЗ, по сути, теряют силу, поскольку предлагавшиеся Законом N 164-ФЗ льготы в НК РФ не были введены.
     
     Таким образом, льгота, названная в Законе N 164-ФЗ, не может быть предоставлена банку ввиду следующих обстоятельств:
     
     1) обязанности по уплате налогов возлагаются на налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов (п. 1 ст. 1, ст. 2 Кодекса);
     
     2) Закон N 164-ФЗ не является составной частью законодательства о налогах и сборах, о чем говорится в преамбуле этого Закона;
     
     3) в главе 25 НК РФ поименованая в вопросе льгота не указана (см. ст. 251 Кодекса).
     
     Хотя указанная выше логика, используемая при ответе на вопрос, правильна применительно к случаю с процентами по лизингу для банков, она все же действует не всегда. Так, в п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 было разъяснено, что до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
     
     Арбитражная практика подтверждает позицию ВАС РФ. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.11.2000 N Ф04/2951-631/А03-2000 суд согласился с правом налогоплательщика воспользоваться льготой по налогу на имущество, предоставленной местным органом власти, но не прописанной в Законе РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
     
     Однако в связи с принятием большинства требуемых глав НК РФ налогоплательщикам необходимо обратить внимание на то, что понятие налогового законодательства дано в п. 1 ст. 1 НК РФ. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2004 N А52/437/04/2 указано буквально следующее: "... ни Указ Президента Российской Федерации, ни постановление Правительства Российской Федерации не являются законодательными актами, которые могут устанавливать, изменять и отменять федеральные налоги и сборы...".
     
     Дополнительным аргументом в правильности вышеизложенного подхода является постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2004 N 2487/04 в отношении аналогичной льготы, предоставляемой образовательным учреждениям.
     

Возможность отнесения процентов по займам на себестоимость

     
     Лизинговая компания осуществляет операции финансового лизинга за счет займов, предоставленных физическими лицами по ставке выше ставки рефинансирования Банка России.
     
     При формировании учетной политики на 2004 год для целей налогообложения согласно ст. 269 НК РФ компания не установила критерий сопоставимости по суммам.
     
     Вправе ли лизинговая компания относить проценты по займам на себестоимость?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.
     
     Порядок определения сопоставимости по вышеуказанным критериям (за исключением критерия по валюте) определяется организацией в учетной политике, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота. Долговые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов - юридических и физических лиц, считаются несопоставимыми.
     
     Как следует из ситуации, организация не выполнила одно из обязательных условий, предусмотренных ст. 269 НК РФ, для признания долговых обязательств сопоставимыми: не установила в учетной политике критерий сопоставимости объемов полученных займов. Исходя из этого полученные организацией займы нельзя отнести к сопоставимым, и, следовательно, фактически уплачиваемые проценты будут сравниваться со ставкой рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза.