Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правовое регулирование системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей


Правовое регулирование системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей*1

     _____

     *1 См. также комментарий И.М. Андреева к особенностям заполнения налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, утвержденной приказом Минфина России от 28.03.2005 N 50н: НВ: комментарии… - 2005. - N 9. - С. 40.

     
     И.Д. Черник,
государственный советник Российской Федерации 2 класса, консультант по налогам и сборам, к.ю.н.

     

1. Общие положения

     
     Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) регулируется главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Плательщиками данного налога являются организации и индивидуальные предприниматели.
     
     Особенность единого сельскохозяйственного налога заключается в том, что переход на его уплату (так же как и возврат к общему режиму налогообложения) осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями практически во всех случаях добровольно, кроме одной ситуации, которая будет рассмотрена ниже.
     
     Налогоплательщики уплачивают единый сельскохозяйственный налог взамен следующих налогов:
     
     - налога на прибыль организаций;
     
     - НДС (кроме случаев его уплаты в соответствии с таможенным законодательством);
     
     - налога на имущество организаций;
     
     - единого социального налога.
     
     Примечание. Налогоплательщики не освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
     
     Прочие налоги и сборы уплачиваются плательщиками единого сельскохозяйственного налога в общем порядке.
     

2. Налогоплательщики

     
     Плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на его уплату в порядке, установленном НК РФ (ст. 346.2 НК РФ).
     
     Для целей налогообложения сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.
     
     Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, устанавливается Правительством РФ.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 02.09.2004 N 449 "Об отнесении продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы" к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, относятся сельскохозяйственная продукция (продукция растениеводства и животноводства) и (или) выращенная рыба (продукция рыбоводства*1), прошедшие технологические операции переработки для сохранения их качества и обеспечения длительного хранения, используемые в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемые без последующей промышленной переработки потребителям, по перечню согласно приложению*2 к вышеуказанному постановлению Правительства РФ.
     _____
     *1 Рыбоводство — это выращивание рыбы, других водных животных и растений (ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").
     *2 Для примера можно указать, что в данный перечень включены в том числе филе рыбы, печень и икра рыбы, овощи и фрукты быстрозамороженные, жиры животные пищевые, чай и продукты его переработки, пряности пищевкусовые, волокно хлопковое, шкурки меха выделанные и т.д.
     
     Вышеуказанное постановление распространено на правоотношения, действующие с 1 января 2004 года.
     
     Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и (или) выращивание рыбы и первичную переработку сельскохозяйственной продукции и (или) рыбы в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья и (или) выращенной ими рыбы.
     

3. Условия перехода на уплату налога

     
     Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога возможен при соблюдении следующего условия: по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на уплату налога, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы и продукции первичной переработки должна быть не менее 70% в общем доходе от реализации.
     
     Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога исключен:
     
     - для производителей подакцизных товаров*1;
     _____
     *1 Список подакцизных товаров установлен ст. 181 НК РФ.
     
     - для организаций, имеющих филиалы или представительства;
     
     - для лиц, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
     
     Заявление о переходе на уплату рассматриваемого налога подается в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году перехода.
     
     Вновь созданные организации могут подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога одновременно с заявлением о постановке на учет в налоговый орган (то же правило действует для индивидуальных предпринимателей при их регистрации в качестве таковых).
     
     Обратный переход на общий режим налогообложения возможен только после окончания налогового периода, которым для данного налога является календарный год.
     
     НК РФ установил условие, при котором переход на общий режим налогообложения должен быть осуществлен в обязательном порядке, а именно: если по итогам года доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и выращенной рыбы составит менее 70% от общего дохода.
     
     В этом случае налогоплательщик обязан произвести перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения за весь период.
     
     При этом налогоплательщик должен самостоятельно подать соответствующее заявление в налоговые органы и произвести уплату налогов в общем порядке до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Таким образом, НК РФ предусмотрел определенную "добровольно-принудительную" ситуацию перехода от специального к общему режиму налогообложения.
     
     Переход на общий режим налогообложения полностью в добровольном порядке может быть осуществлен по заявлению налогоплательщика, поданному не позднее 15 января года, в котором налогоплательщик хочет вернуться к уплате налогов в общем режиме.
     

4. Налогообложение

     
     Налоговая ставка для единого сельскохозяйственного налога установлена в размере 6%.
     
     Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Полный перечень признаваемых расходов содержится в ст. 346.5 НК РФ и включает, в частности, расходы на приобретение и ремонт основных средств; арендные платежи; расходы на оплату труда; расходы на оплату услуг нотариусов в пределах установленных тарифов, оплату аудиторов и т.д.
     
     Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, а датой осуществления расходов - день их фактической оплаты.
     
     Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
     
     При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
     
     Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предшествующих налоговых периодов, но не более чем на 30%. Сумма убытка, превышающая вышеуказанное ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов. При этом при переходе на общую систему налогообложения (так же как и при переходе с нее на уплату рассматриваемого налога) убыток не принимается.
     
     Единый сельскохозяйственный налог уплачивается в два срока.
     
     Отчетным периодом по налогу является полугодие.
     
     Налогоплательщики рассчитывают налоговую базу по итогам отчетного периода, вносят авансовый платеж, который засчитывается в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
     
     Налоговая декларация*1  должна быть подана по итогам налогового периода:

     _____
     *1 Форма налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу утверждена приказом Минфина России от 28.03.2005 № 50н.

     
     - организациями - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, а по итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня его окончания;
     

     - индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, а также не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.