Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином социальном налоге


О едином социальном налоге

     
     Е.В. Дорошенко

     

Налогообложение страховых взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения

     
     Наша организация планирует заключить договор пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом. Каков порядок обложения единым социальным налогом сумм страховых взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с негосударственными пенсионными фондами?
     
     Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения единым социальным налогом (ЕСН) для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения не подлежат включению в налоговую базу по ЕСН, если они не отнесены у налогоплательщиков-организаций к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Пунктом 1 ст. 237 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
     
     Согласно п. 2 ст. 237 НК РФ налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
     
     Пунктом 4 ст. 243 НК РФ также предусмотрено, что налогоплательщики обязаны вести учет начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
     
     В соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы страховых взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с негосударственными пенсионными фондами.
     
     Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда.
     

     С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в абзац четвертый п. 16 ст. 255 НК РФ, сумма платежей (взносов) работодателей, перечисляемая по договорам добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, относится к расходам на оплату труда при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при достижении участником и (или) застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.
     
     Пунктом 7 ст. 270 НК РФ установлено, что к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, относятся расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, при расчете налоговой базы по ЕСН налогоплательщиками, формирующими налоговую базу по прибыли, учитывается только сумма пенсионных взносов, перечисленная по договорам негосударственного пенсионного обеспечения по пенсионной схеме, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов; причем совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда.
     
     Суммы пенсионных взносов, перечисляемые на именные счета участников в размере, превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда, а также суммы пенсионных взносов, перечисляемые по договорам, предусматривающим иные пенсионные схемы, включаются в состав расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, и на основании п. 3 ст. 236 НК РФ не подлежат включению в налоговую базу по ЕСН.
     

Налогообложение оплаты дополнительных отпусков

     
     Просим разъяснить, облагается ли ЕСН оплата дополнительных отпусков для санаторно-курортного лечения гражданам, пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН и налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
     
     Согласно ст. 184 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании, при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объем и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в вышеуказанных случаях определяются федеральным законом.
     
     Оплата дополнительных отпусков для санаторно-курортного лечения гражданам, пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, осуществляемая страхователем (работодателем) в соответствии с п. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и п. 9 постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, подпадает под действие подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ и не облагается ЕСН.
     

Определение рыночной цены при выплатах в натуральной форме

     
     Пунктом 4 ст. 237 НК РФ установлено, что при расчете налоговой базы по ЕСН выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров - сумма акцизов. Что подразумевается под рыночной ценой в целях правильного применения норм ст. 237 НК РФ?
     
     Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения определяются ст. 40 НК РФ.
     
     Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
     
     Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться (п. 6 ст. 40 НК РФ).
     
     Согласно п. 7 ст. 40 НК РФ однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в част-ности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
     
     Поскольку законодательно не определены понятия "идентичные работы, услуги" и "однородные работы, услуги", следует учитывать идентичность и однородность работ, услуг исходя из содержания соответствующих понятий "идентичный" и "однородный". Так, например, в зависимости от сущности услуги идентичными можно признать соответствующие услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки, а однородными - услуги, которые имеют сходные характеристики.
     
     В соответствии с п. 8 и 9 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
     
     При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитываются официальные источники информации о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. Для целей определения сопоставимости условий сделок учитываются разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. Условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
     
     НК РФ не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах, следовательно, при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования. Кроме того, в необходимых случаях при проведении налогового контроля налоговые органы вправе привлекать экспертов и специалистов, в том числе независимых оценщиков.
     
     В стоимость товаров (работ, услуг) в виде выплат в натуральной форме включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров - соответствующая сумма акцизов.
     

Налогообложение надбавок к заработной плате и компенсаций

     
     Облагается ли ЕСН надбавка к заработной плате взамен суточных при направлении работников на монтажные, наладочные, строительные работы, надбавки за подвижной характер работы в связи с тем, что постановление Минтруда России от 29.06.1994 N 51 утратило силу?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), включая компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
     
     Однако при применении подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ следует учитывать, что не считаются командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной (либо подвижной) характер.
     
     Размер надбавки к заработной плате взамен суточных при направлении работников на монтажные, наладочные, строительные работы, надбавки за подвижной характер работы, а также размер и порядок выплаты полевого довольствия, был установлен постановлением Минтруда России от 29.06.1994 N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации" (далее - постановление Минтруда России от 29.06.1994 N 51).
     
     Постановлением Минтруда России от 26.04.2004 N 60 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Российской Федерации" вышеназванное постановление было признано утратившим силу.
     
     Никаким другим законодательным актом не предусмотрена надбавка к заработной плате взамен суточных при направлении работников на монтажные, наладочные, строительные работы.
     
     Таким образом, с даты отмены постановления Минтруда России от 29.06.1994 N 51 надбавка к заработной плате взамен суточных при направлении работников на монтажные, наладочные, строительные работы облагается ЕСН в установленном порядке.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что если данная надбавка не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем налоговом (отчетном) периоде, то она на основании п. 3 ст. 236 НК РФ не является объектом обложения ЕСН.
     
     Акционерное общество занимается добычей нефти, причем ряду сотрудников, работающих вахтовым методом, выплачивается надбавка за вахтовый метод работы. Вправе ли акционерное общество в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не облагать ЕСН надбавки за вахтовый метод в размере, установленном обществом?
     
     С 1 января 2005 года согласно ст. 138 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”" надбавка взамен суточных за вахтовый метод работы выплачивается работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, в размере и порядке, устанавливаемых Правительством РФ; работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, - в размере и порядке, устанавливаемых соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, - в размере и порядке, устанавливаемых работодателем.
     
     Исходя из вышеизложенного с 1 января 2005 года акционерное общество вправе устанавливать порядок и размер выплаты надбавки за вахтовый метод, которая не подлежит обложению ЕСН.
     
     При этом читателям журнала следует учитывать, что за период после отмены постановления Минтруда России от 29.06.1994 N 51 (с 26.04.2004) до 1 января 2005 года данная надбавка подлежала обложению ЕСН у всех организаций.
     
     Подлежит ли обложению ЕСН ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб., установленная ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"?
     
     Обложению ЕСН не подлежат ежемесячные денежные компенсации на приобретение продовольственных товаров в размерах 200 руб. и 300 руб., установленные ст. 14 и 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1).
     
     Согласно ст. 15 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в п. 3 части первой ст. 13 настоящего Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб.
     
     В соответствии со ст. 5 Закона N 1244-1 возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
     
     Согласно Правилам выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", территориальный орган Федерального казначейства на основании списков граждан, представленных органом социальной защиты населения, перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату вышеназванных денежных компенсаций, в организации федеральной почтовой связи.
     
     Выплата компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи почтовыми переводами денежных средств.
     
     Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб., установленная ст. 15 Закона N 1244-1, выплачиваемая гражданам, не является объектом налогообложения, так как она выплачивается не в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров, а из федерального бюджета через организации федеральной почтовой связи.
     

Налогообложение бюджетных организаций

     
     Организация является бюджетной. Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ были внесены изменения в главу 24 НК РФ, в том числе отменен п. 2 ст. 238 Кодекса, предусматривающий освобождение от обложения ЕСН ряда выплат, указанных в данной статье НК РФ, в размере, не превышающем 2000 руб. на одно физическое лицо. Каков порядок применения подпункта 15 п. 1 и ранее действовавшего п. 2 ст. 238 НК РФ в связи с принятием Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ?
     
     Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 70-ФЗ) с 1 января 2005 года признан утратившим силу п. 2 ст. 238 НК РФ, который предусматривал освобождение от обложения ЕСН выплат, не превышавших 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период, производившихся работникам организаций, финансировавшихся за счет средств бюджетов.
     
     Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     При этом выплаты, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком вышеуказанными договорными отношениями, с 2002 года не являются объектом обложения ЕСН.
     
     Вместе с тем в п. 2 ст. 238 НК РФ до 1 января 2005 года содержались избыточные нормы об освобождении от налогообложения:
     
     - сумм материальной помощи, оказывавшейся работодателями своим бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
     
     - сумм возмещения (оплаты) работодателями бывшим работникам [пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам] и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
     
     Изменениями, внесенными с 1 января 2005 года Законом N 70-ФЗ, положения ст. 238 НК РФ приведены в соответствие со ст. 236 настоящего Кодекса.
     
     Предусмотренное п. 2 ст. 238 НК РФ освобождение от налогообложения материальной помощи, выплачиваемой за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, предоставлялось в части выплат физическим лицам по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам.
     
     Размер освобождаемой от обложения ЕСН материальной помощи увеличен с 2000 руб. до 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.
     
     Все прочие освобождения, содержавшиеся в п. 2 ст. 238 НК РФ, исключены.
     
     Следовательно, с 1 января 2005 года бюджетная организация вправе не исчислять ЕСН с суммы материальной помощи, выплачиваемой в размере, не превышающем 3000 руб. на одно физическое лицо, работающее на основании трудового, гражданско-правового и (или) авторского договора, за налоговый период.
     
     Что касается выплат (в том числе в виде материальной помощи), производимых в пользу физических лиц (включая бывших сотрудников, а также членов семей сотрудников), не связанных с бюджетной организацией договорными отношениями, указанные выплаты, как и ранее (с 1 января 2002 года), ЕСН не облагаются.
     

Налогообложение инвалидов

     
     В организации работают инвалиды. Повлияло ли на обложение ЕСН изменение, внесенное в норму подпункта 1 п. 1 ст. 239 НК РФ Законом N 70-ФЗ, заменившее понятие "работник" понятием "физическое лицо", и как организация должна уплачивать ЕСН в 2005 году за эту категорию работников?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ до 1 января 2005 года от уплаты ЕСН освобождались организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышавших в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являвшегося инвалидом I, II или III группы.
     
     Законом N 70-ФЗ внесены изменения в главу 24 НК РФ, в том числе и в ст. 239 Кодекса, согласно которым с 1 января 2005 года от уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы.
     
     Таким образом, до 1 января 2005 года выплаты льготировались только в случае, если инвалид (работник) состоял в трудовых отношениях с работодателем, то есть выполнял работы по трудовым договорам. На выплаты, начисленные в пользу инвалидов (работников) по гражданско-правовым, авторским договорам, положения подпункта 1 п. 1 ст. 239 НК РФ не распространялись.
     
     С 1 января 2005 года на основании Закона N 70-ФЗ от обложения ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы.
     
     Следовательно, с 2005 года организация при выполнении условий, предусмотренных подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, вправе не уплачивать ЕСН с выплат в пользу инвалидов I, II или III группы, начисленных не только по трудовым договорам, но и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, и авторским договорам.