Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость

     
     З.А. Чехарина,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Оформление счетов-фактур

     
     При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости, включая уплаченный НДС, при оформлении счетов-фактур в графе 9 "Стоимость товаров (работ, услуг), всего с учетом налога" следует указывать стоимость реализуемого имущества с учетом НДС, исчисленного с "межценовой разницы" по расчетной ставке 18/118, или с учетом НДС, исчисленного по ставке 18%?
     
     Согласно п. 3 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом НДС, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). При этом на основании п. 4 ст. 164 НК РФ сумма НДС определяется по расчетной ставке 18/118.
     
     Учитывая вышеизложенное, при оформлении счетов-фактур, выдаваемых покупателям имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, в графе 7 следует указывать ставку НДС в размере 18/118 с пометкой "с межценовой разницы", в графе 8 - сумму НДС, исчисленную в порядке, указанном в п. 3 ст. 154 НК РФ, в графе 9 - цену реализуемого имущества с учетом НДС, исчисленного по ставке 18%.
     

Налогообложение услуг, оказываемых гостиницами сотрудникам организации, находящимся в служебных командировках

     
     Организация имеет на балансе гостиницы, которые являются ее структурными подразделениями без образования юридического лица. Гостиницы используются для проживания сотрудников организации, находящихся в служебных командировках. На основании документов, подтверждающих оплату проживания сотрудников организации, соответствующее структурное подразделение организации возмещает им произведенные расходы в составе командировочных расходов. Подлежат ли обложению НДС услуги, оказываемые этими гостиницами сотрудникам организации, находящимся в служебных командировках?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации услуг на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС. При этом п. 1 ст. 39 НК РФ установлено, что реализацией услуг признается возмезд-ное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе. Поэтому оказание гостиницами - структурными подразделениями организации услуг сотрудникам организации, находящимся в служебных командировках, подлежит обложению НДС. При этом налоговая база определяется в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, устанавливаемых в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса.
     

Налогообложение операций по передаче имущественных прав на инженерные коммуникации объекта строительства

     
     Организация, выполняющая функции заказчика в процессе строительства объекта, передает инженерные коммуникации в государственную собственность или в собственность организации, осуществляющей их эксплуатацию, по поручению организации-инвестора, оплатившей строительство этих инженерных коммуникаций, до государственной регистрации прав на них инвестором. Распространяется ли на эти операции норма подпункта 2 п. 2 ст. 146 НК РФ и соответственно признаются ли эти операции объектом обложения НДС?
     
     В целях применения НДС передачу заказчиком инженерных коммуникаций органу государственной власти, органу местного самоуправления или организации, осуществляющей их эксплуатацию, до государственной регистрации прав на них инвестором следует рассматривать не как передачу товаров, а как безвозмездную передачу имущественных прав инвестором, которая на основании подпункта 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признается объектом обложения НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, передача имущественных прав на инженерные коммуникации подлежит обложению НДС у инвестора исходя из их полной стоимости.
     
     Что касается нормы подпункта 2 п. 2 ст. 146 НК РФ, то не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе электрических сетей, газовых сетей и других подобных объектов (то есть товаров) органам государственной власти и органам местного самоуправления. Таким образом, данная норма НК РФ на операции по передаче имущественных прав на вышеуказанные объекты не распространяется.
     

Налогообложение операций по реализации промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы

     
     Подлежат ли освобождению от обложения НДС операции по реализации промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, организации, которая передает их другим организациям для производства драгоценных металлов на давальческих условиях?
     
     Согласно подпункту 9 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются операции по реализации промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, для производства драгоценных металлов и аффинажа.
     
     Как следует из ситуации, налогоплательщик реализует промышленные продукты, содержащие драгоценные металлы, организации, которая непосредственно не осуществляет производство драгоценных металлов из этих промышленных продуктов, а передает их другим организациям на давальческих условиях. Таким образом, вышеуказанная норма НК РФ на такие операции, осуществляемые налогоплательщиком, не распространяется, и такие операции подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     

Возможность возврата денежных средств в сумме разницы НДС при изменении налоговой ставки

     
     Договором на долевое участие в инвестировании строительства определена вносимая соинвестором инвестиционная стоимость квартиры с учетом суммы НДС, исчисленной по ставке в размере 20%. Вправе ли соинвестор настаивать на возврате инвестором денежных средств в сумме разницы НДС в  связи со снижением с 1 января 2004 года ставки НДС с 20 до 18%?
     
     Если в дополнительном соглашении к договору на долевое участие в инвестировании строительства взамен ставки НДС 20% указана ставка НДС в размере 18% без изменения инвестиционной стоимости квартиры с учетом НДС, новая инвестиционная стоимость квартиры, включающая сумму НДС, исчисленную по ставке в размере 18%, соответствует ранее установленной договором инвестиционной стоимости квартиры, включающей сумму НДС, исчисленную по ставке в размере 20%. При таком изменении первоначального договора инвестор вправе отказать соинвестору в возврате суммы разницы НДС в связи со снижением с 1 января 2004 года ставки налога с 20 до 18%.
     
     Если в соответствии с дополнительным соглашением к вышеуказанному первоначальному договору инвестиционная стоимость квартиры, включающая сумму НДС, уменьшена на сумму разницы между суммой НДС, исчисленной по ставке 20% от инвестиционной стоимости квартиры без НДС, и суммой НДС, исчисленной по ставке 18% от инвестиционной стоимости без НДС, то соинвестор вправе настаивать на возврате инвестором денежных средств в размере, соответствующем сумме, на которую уменьшается инвестиционная стоимость квартиры, включающая НДС.
     

Налогообложение пищевых продуктов, выдаваемых бесплатно работникам, занятым на работах с вредными условиями труда

     
     Подлежат ли обложению НДС операции по бесплатной выдаче молока и других равноценных пищевых продуктов работникам организации, занятым на работах с вредными условиями труда, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.11.2002 N 849 "О порядке утверждения норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания"?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС. При этом п. 1 ст. 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - передача права собственности на товары на безвозмездной основе.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров. Поэтому бесплатная выдача работникам организации, занятым на работах с вредными условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов в порядке, установленном Правительством РФ, является реализацией товаров и соответственно подлежит обложению НДС.
     
     Следует отметить, что в этих случаях суммы НДС, уплаченные при приобретении таких продуктов, принимаются к вычету в общеустановленном порядке. Так, согласно ст. 172 НК РФ вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС. При отсутствии счетов-фактур вычет НДС не производится.
     

Налогообложение денежных средств, поступающих от арендаторов в возмещение расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг

     
     Договором на оказание услуг по предо-ставлению в аренду помещений предусмотрено возмещение арендатором расходов арендодателя по платежам за коммунальные услуги, электроэнергию и за услуги телефонной связи. Подлежат ли обложению НДС денежные средства, поступающие от арендаторов в возмещение расходов арендодателя по оплате вышеуказанных услуг? Может ли арендодатель оформлять арендатору счета-фактуры на коммунальные услуги, электроэнергию и услуги телефонной связи?
     
     На основании подпункта 2 п. 1 ст. 162 НК РФ если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), то такие денежные средства не подлежат обложению НДС. Поэтому если согласно договору на оказание услуг по предоставлению в аренду помещений расходы арендодателя по оплате коммунальных услуг, электроэнергии и услуг связи не включаются в стоимость арендной платы, то денежные средства, получаемые арендодателем от арендаторов в порядке компенсации расходов арендодателя по оплате вышеуказанных услуг с НДС, обложению этим налогом у арендодателя не подлежат.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются при реализации товаров (работ, услуг). В связи с этим по коммунальным услугам, электроэнергии и услугам связи арендодатель должен выставить арендатору счета-фактуры.
     

Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Оформление счетов-фактур

     
     Правомерны ли требования налоговых и судебных органов об обязательном заполнении строки 5 счета-фактуры, выписываемого при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг)?
     
     Согласно п. 5 ст. 169 НК РФ в перечень реквизитов, которые необходимо указывать при вы-ставлении счетов-фактур, включен номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом не установлено, что данная информация приводится продавцом товаров (работ, услуг) в счете-фактуре, оформляемом им только для учета таких платежей.
     
     Кроме того, в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила от 02.12.2000 N 914), особого вида счетов-фактур, оформляемых для указания номера платежно-расчетного документа, не предусмотрено.
     
     Таким образом, требования налоговых и судебных органов об обязательном заполнении строки 5 счета-фактуры, выставляемого покупателю при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), не противоречат действующему законодательству по НДС.
     

Вычет сумм НДС, уплаченных по товарам, приобретенным для осуществления операций, не облагаемых этим налогом

     Правомерно ли принять к вычету суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, не облагаемых этим налогом, если за налоговый период доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на производство?
     
     Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые этим налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
     
     Вышеуказанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. Налогоплательщик имеет право не применять вышеуказанное положение к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в вышеуказанном налоговом периоде, подлежат вычету.
     
     Таким образом, при соблюдении данного критерия принятие к вычету сумм НДС, уплаченных по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, не облагаемых этим налогом, не противоречит действующему законодательству по НДС.
     
     Имеет ли право организация принять к вычету суммы НДС, уплаченные продавцу на основании счетов-фактур, выставленных в условных единицах?
     
     Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению из бюджета.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 169 НК РФ если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте. Поэтому если по условиям договора денежное обязательство выражено в условных единицах, соответствующих определенной иностранной валюте, указание в счете-фактуре сумм в условных единицах не противоречит действующему законодательству по НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные продавцу на основании счетов-фактур, выставленных в условных единицах, должны приниматься к вычету в общеустановленном порядке.
     

Применение налоговой ставки в размере 0 % в отношении дипломатических представительств иностранных государств

     
     Правомерно ли применение перечня иностранных государств, в отношении дипломатических представительств которых применяется налоговая ставка в размере 0 %, предусмотренного письмом МНС России от 01.04.2003 N РД-6-23/382, поскольку этот перечень МИД России совместно с Минфином России до настоящего времени не определен?
     
     В соответствии с изменениями, внесенными в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", МИД России совместно с Минфином России должны определить перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяются нормы подпункта 7 п. 1 ст. 164 НК РФ о налоговой ставке в размере 0% при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
     
     Согласно ст. 78 вышеуказанного Закона нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу данного Закона, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
     
     Учитывая вышеизложенное, применение перечня иностранных государств, в отношении дипломатических представительств которых применяется налоговая ставка 0%, предусмотренного письмом МНС России от 01.04.2003 N РД-6-23/382, до определения этого перечня МИД России совместно с Минфином России является правомерным.
     

Представление налоговой декларации

     
     Организация представила в налоговую инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2004 года и произвела его уплату 15 июля 2004 года. При этом в мае 2004 года выручка от реализации товаров без учета НДС превысила 1 000 000 руб. Необходимо ли было в данном случае организации представлять в налоговую инспекцию дополнительные ежемесячные декларации за апрель, май, июнь 2004 года?
     
     На основании п. 2 ст. 163 и п. 6 ст. 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 000 000 руб., представляют декларацию по НДС и уплачивают налог ежеквартально.
     
     Таким образом, для уплаты НДС и ежеквартального представления налоговой декларации налогоплательщики обязаны соблюдать условие о размере выручки, который не должен превышать 1 000 000 руб. в месяц в течение квартала.
     
     Как следует из ситуации, превышение выручки по сравнению с указанной величиной произошло во II квартале 2004 года. В связи с этим во II квартале организация потеряла право определять налоговый период как квартал и долж-на была представлять в этом квартале налоговую декларацию и уплачивать НДС ежемесячно.
     

Оказание безвозмездной помощи

     
     На основании какого нормативного акта в настоящее время возмещаются суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), используемым при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых безвозмездной помощью (содействием) Российской Федерации?
     
     Согласно подпункту 19 п. 2 ст. 149 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" от обложения НДС освобождены. При этом данным подпунктом ст. 149 НК РФ определен перечень документов, которые необходимо представить в налоговые органы для подтверждения права на вышеуказанное освобождение.
     
     Что касается возмещения сумм НДС, уплаченного по товарам (работам, услугам), используемым при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых безвозмездной помощью (содействием) Российской Федерации, то на основании подпункта 1 п. 2 ст. 170 НК РФ вышеуказанные суммы НДС учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) и возмещению налогоплательщику не подлежат.
     

Е.Н. Вихляева,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Вычет НДС при переходе на общий режим налогообложения

     
     Организация, применявшая упрощенную систему налогообложения, приобрела, оплатила и ввела в эксплуатацию основное средство. Имела ли организация право при переходе с 1 января 2005 года на общий режим налогообложения принять к вычету суммы НДС, соответствующие остаточной стоимости основного средства по состоянию на 1 января 2005 года?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по основным средствам, приобретаемым плательщиками НДС для осуществления операций, облагаемых этим налогом.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) плательщиками НДС не признаются, и соответственно осуществляемые ими операции НДС не облагаются.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные по основным средствам, используемым организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, вычету не подлежат.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. Так, на основании п. 8 ПБУ 6/01 невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств, формируют его первоначальную стоимость. Поэтому не подлежащие вычету суммы НДС, уплаченные по основным средствам, используемым организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, включаются в первоначальную стоимость приобретенных основных средств.
     
     Согласно п. 14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтер-скому учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств. Изменение первоначальной стоимости основных средств в зависимости от того, для каких операций (облагаемых или не облагаемых НДС) используются основные средства, законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не предусмотрено. Поэтому первоначальная стоимость основного средства, введенного в эксплуатацию в период применения упрощенной системы налогообложения и в дальнейшем используемого при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, изменению не подлежит.
     

     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, включенные в первоначальную стоимость вышеуказанного основного средства, к вычету не принимаются.
     

Право на налоговый вычет при отсутствии выручки от реализации продукции

     
     Имела ли право организация принять к вычету суммы НДС, уплаченные в 2004 году поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), если по итогам 2004 года у организации отсутствовала выручка от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС?
     
     На основании п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации и подлежащие вычетам в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, уменьшают общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, которая определятся в соответствии со ст. 154-159 и 162 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, если налогоплательщик в налоговом периоде не исчисляет налоговую базу по НДС, то принимать к вычету суммы этого налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), оснований не имеется.
     
     Учитывая вышеизложенное, если организация в 2004 году не исчисляла налоговую базу по НДС, то суммы этого налога, уплаченные в 2004 году поставщикам товаров (работ, услуг), к вычету не принимались. Однако вышеуказанные налоговые вычеты можно произвести в по-следующих налоговых периодах, в которых возникнет налоговая база по НДС.
     

Налоговый вычет по расходам, связанным с реконструкцией объекта основных средств

     
     На балансе организации числится объект основных средств (здание). В результате проведенной реконструкции первоначальная стоимость основных средств увеличилась на сумму расходов капитального характера, связанных с реконструкцией, так как улучшились первоначально принятые показатели функционирования объекта основных средств (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.д.). С какого момента организация имеет право на вычет сумм НДС, уплаченных по расходам, связанным с реконструкцией объекта основных средств (здания)?
     
     Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ подлежат вычетам суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для выполнения строительно-монтажных работ. При этом в соответствии с п. 5 ст. 172 НК РФ вышеуказанные вычеты производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) и с момента начисления по ним амортизации, то есть согласно абзацу второму п. 2 ст. 259 НК РФ -  с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором данные объекты введены в эксплуатацию. При этом исключений и особенностей при проведении работ по реконструкции объектов основных средств, находящихся в эксплуатации, не установлено.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), использованным при проведении реконструкции здания и сооружения производственного назначения, подлежат вычету в вышеуказанном порядке, то есть после окончания работ по реконструкции и с момента начисления амортизации по реконструированным объектам.
     

Учет сумм НДС по операциям, облагаемым и не облагаемым этим налогом

     
     Организация осуществляет операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС. В каком порядке следует учитывать суммы НДС, предъявленные поставщиком при приобретении основного средства, используемого для вышеуказанных операций?
     
     Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат обложению НДС либо освобождаются от обложения этим налогом. Данная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
     
     Суммы НДС, подлежащие учету в стоимости основных средств на основании вышеуказанной пропорции, включаются в стоимость основных средств в момент их принятия на учет вне зависимости от факта оплаты.
     
     Что касается сумм НДС, подлежащих вычету, то на основании п. 1 ст. 172 НК РФ суммы этого налога по основным средствам принимаются к вычету после оплаты и принятия на учет этих основных средств. В случае приобретения основных средств, требующих сборки (монтажа), вышеуказанные вычеты производятся в соответствии с п. 5 ст. 172 НК РФ по мере постановки на учет соответствующих объектов основных средств и с момента начисления по ним амортизации, то есть согласно абзацу второму п. 2 ст. 259 настоящего Кодекса - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором данные объекты введены в эксплуатацию.
     

Регистрация счетов-фактур, составленных по авансовым платежам

     
     В соответствии с учетной политикой банк уплачивает в бюджет суммы НДС, полученные по операциям, подлежащим обложению этим налогом, а суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), принимает к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. В каком порядке банку следует регистрировать счета-фактуры, составленные по авансовым платежам, полученным в счет предстоящего оказания услуг, облагаемых НДС?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых этим налогом. При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим обложению НДС, подлежит уплате в бюджет.
     
     Таким образом, банки, применяющие вышеуказанный порядок исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет, не имеют права на вычет сумм налога, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг).
     
     Что касается сумм НДС, уплаченных банком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящего оказания услуг, облагаемых НДС, то согласно п. 6 ст. 172 НК РФ данные суммы налога принимаются к вычету после даты оказания соответствующих услуг.
     
     На основании п. 7 Правил от 02.12.2000 N 914 в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету, ведется книга покупок, предназначенная для регистрации счетов-фактур, выставляемых продавцами. Согласно п. 13 вышеуказанных Правил счета-фактуры, выписанные и зарегистрированные продавцами в книге продаж при получении авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), регистрируются при отгрузке этих товаров (выполнении работ, оказании услуг) в книге покупок с указанием соответствующей суммы НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, банки, применяющие вышеуказанный порядок исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет, должны регистрировать в книге покупок счета-фактуры, выписанные и зарегистрированные в книге продаж при получении авансовых или иных платежей, после оказания услуг.
     

Налогообложение услуг адвокатов

     
     Обязан ли адвокат, учредивший адвокатский кабинет, уплачивать НДС и соответственно выставлять счета-фактуры?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС. При этом операции, не подлежащие обложению этим налогом, предусмотрены ст. 149 НК РФ. Так, в соответствии с подпунктом 14 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС оказание услуг адвокатами, связанных с осуществлением ими профессиональной деятельности.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право осу-ществлять адвокатскую деятельность. При этом согласно п. 1 ст. 21 данного Закона адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет, являющийся одной из форм адвокатского образования.
     
     Таким образом, оказываемые в связи с осуществлением профессиональной деятельности услуги адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, НДС не облагаются.
     
     Что касается составления счетов-фактур адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, то подпунктом 1 п. 3 ст. 169 НК РФ предусмотрено составление счетов-фактур при совершении операций, не подлежащих обложению НДС в соответствии со ст. 149 настоящего Кодекса. Поэтому адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, при оказании услуг, связанных с осуществлением ими профессиональной деятельности, составляют счета-фактуры в порядке, установленном п. 5 ст. 168 НК РФ. При этом на основании п. 7 ст. 168 НК РФ в случае осуществления адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, наличных денежных расчетов за услуги, оказываемые непосредственно населению, обязанность по выставлению счетов-фактур считается выполненной, если они выдали покупателям услуг кассовые чеки.
     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Возмещение сумм НДC по материальным ресурсам, используемым при оказании населению жилищно-коммунальных услуг

     
     Имеет ли право организация на возмещение из бюджета сумм НДС по материальным ресурсам (товарам, работам, услугам), используемым при оказании населению жилищно-коммунальных услуг (выполнении работ), реализуемых с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
     
     Кроме того, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Россий-ской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     В связи с вышеизложенным суммы НДС, уплаченные по материальным ресурсам (товарам, работам, услугам), используемым для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, подлежат вычету при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 НК РФ, и в порядке, определенном ст. 172 настоящего Кодекса.
     

Налогообложение услуг по договорам транспортной экспедиции

     
     Имеет ли право организация при привлечении большого количества организаций для осуществления погрузочно-разгрузочных работ по договорам транспортной экспедиции определять налоговую базу по НДС с учетом стоимости данных услуг (работ) и соответственно применять вычеты по НДС?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиками услуг определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, установленных в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса, без включения НДС.
     
     На основании п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" организации, осущест-вляющие транспортно-экспедиционную деятельность, оказывают услуги по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. При этом согласно ст. 5 данного Закона клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору возна-граждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщики, оказывающие услуги по договорам транспортной экспедиции, определяют налогооблагаемую базу по НДС как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения.
     
     Таким образом, для включения вышеуказанными налогоплательщиками в налоговую базу по НДС стоимости услуг перевозчиков, а также погрузочно-разгрузочных работ и соответственно применения налогового вычета по данным работам (услугам) оснований не имеется.
     

Налогообложение безвозмездно переданных сотрудникам организации товаров

     
     Правомерно ли применить налоговый вычет в отношении товаров, безвозмездно переданных банком своим сотрудникам в качестве подарков?
     
     Товары, безвозмездно переданные работникам банка в качестве подарков, признаются объектом обложения НДС на основании подпункта 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     На основании п. 5 ст. 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, предъявленные банкам и уплаченные им по приобретенным товарам (работам, услугам), и при этом вся сумма НДС, полученная по налогооблагаемым операциям, подлежит уплате в бюджет.
     
     Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ для признания в целях налогообложения прибыли расходы, произведенные налогоплательщиком в отчетном периоде, должны быть обоснованными и документально подтвержденными.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражается в денежной форме.
     
     Расходы организации, в том числе банка, на приобретение ценного подарка для своего сотрудника не являются экономически оправданными и не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     В связи с вышеизложенным суммы НДС, уплаченные по товарам, приобретенным банком и безвозмездно переданным в качестве подарков сотрудникам банка, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
     

Налоговый вычет при приобретении организацией товаров за счет средств, внесенных в имущество общества с ограниченной ответственностью

     
     Имеет ли право организация применить вычет по НДС, если она приобретает товары за счет денежных средств, внесенных в виде вклада в имущество общества с ограниченной ответственностью?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты НДС производятся плательщиком этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавцов товаров, работ и услуг, а также документов, подтверждающих уплату сумм налога, после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг).
     
     В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участники общества, если это предусмотрено уставом общества, по решению общего собрания участников общества обязаны вносить вклады в имущество общества. При этом вклады в имущество общества вносятся деньгами, если иное не преду-смотрено уставом общества или решением общего собрания его участников.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет денежных средств, внесенных в виде вклада в имущество общества с ограниченной ответственностью, вычет сумм НДС осуществляется при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 НК РФ, и в порядке, установленном ст. 172 настоящего Кодекса.
     

Налогообложение нереализованных и возвращенных экземпляров тиража продукции средств массовой информации

     
     Если организация производит и реализует торгующим предприятиям продукцию средств массовой информации (журналы, газеты), то в каком порядке она  должна применять НДС по нереализованным и возвращенным экземплярам тиража этой продукции?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. При этом согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты НДС производятся плательщиком этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавцов товаров, работ и услуг, а также документов, подтверждающих уплату сумм налога, после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, обязательным условием для принятия к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) является факт оплаты этих товаров.
     
     В связи с вышеизложенным по товарам (в том числе по тиражам продукции средств массовой информации), не реализованным покупателям и возвращенным поставщику, можно произвести перерасчеты с бюджетом по НДС. При этом сумма НДС, уплаченная в бюджет по нереализованным экземплярам тиража, может быть принята к вычету на основании п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 НК РФ при условии наличия счета-фактуры по данным экземплярам, полученным от покупателя - торгующей организации, и отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом продукции.
     

Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

Налогообложение игорного бизнеса

     
     Индивидуальный предприниматель занимается игорным бизнесом. Какой доход в этом случае является объектом обложения НДС?
     
     В соответствии со ст. 143 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, являются плательщиками НДС.
     
     В соответствии с подпунктом 8 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса.
     
     При осуществлении деятельности, приведенной в подпункте 8 п. 3 ст. 149 НК РФ, индивидуальными предпринимателями освобождение от НДС не предоставляется.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", утратившего силу с 1 января 2004 года, и главой 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2004 года, использовалось и используется следующее определение игорного бизнеса: предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате вышеуказанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
     
     Учитывая, что игорный бизнес - это деятельность, не являющаяся реализацией товаров (работ, услуг), объект обложения НДС при осуществлении игорного бизнеса отсутствует.
     
     При этом другие виды деятельности, не относящиеся к игорному бизнесу, осуществляемые индивидуальным предпринимателем, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. При этом он обязан вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать обязательные платежи по этим видам предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     

Налогообложение НИОКР

     
     Согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров. Наша организация выполняет вышеуказанные работы, но является не учреждением науки, а ОАО. Распространяется ли освобождение от обложения НДС на нашу организацию?
     
     В соответствии с подпунктом 16 п. 3 ст. 149 НК РФ выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров не подлежит обложению НДС.
     
     Статьей 769 Гражданского кодекса Россий-ской Федерации установлено, что по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
     
     Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.
     
     Под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налогообложения НИОКР, понимается организация (юридическое лицо) любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70 % общего объема выполняемых указанной организацией работ.
     
     Таким образом, право на применение освобождения от обложения НДС возникает у организации (юридического лица), выполняющей НИОКР на основе хозяйственных договоров.
     

А.И. Белый

     

Налогообложение реализации товаров по государственным регулируемым ценам

     
     В каких случаях средства, выделяемые из бюджета, должны учитываться при определении налоговой базы по НДС налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам? По каким статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации должны быть отражены вышеуказанные средства?
     
     Порядок определения налоговой базы по НДС налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, установлен абзацем вторым п. 2 ст. 154 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в вышеуказанной норме НК РФ используется понятие "дотация"; при этом значение данного понятия Кодексом не определено.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (БК РФ):
     
     - дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах;
     
     - субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
     
     - субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
     
     Следовательно, получателями дотаций не могут быть юридические или физические лица. Данные лица могут получать из бюджетов различных уровней только субсидии на осуществление определенных целевых расходов или субвенции на условиях долевого финансирования целевых расходов.
     

     Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств - это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
     
     Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ только в случае, если они реализуют товары (работы, услуги) по государственным регулируемым ценам, соответствующий бюджет возмещает им фактически полученные убытки, связанные с применением вышеуказанных цен, выделяя соответствующие субсидии или субвенции, и налогоплательщики являются получателями вышеуказанных средств (бюджетополучателями).
     
     В этом случае средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета (в виде субсидий или субвенций) для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не учитываются при определении налоговой базы по НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
     
     При этом расходы бюджетов по возмещению налогоплательщикам убытков, возникающих в результате продажи населению или организациям товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н, относятся на соответствующие подстатьи ст. 240 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям" Экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
     
     Следует отметить, что вышеуказанная статья экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации состоит из двух подстатей, а именно: подстатьи 241 "Безвозмездныеи безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям" и подстатьи 242 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций".
     
     Таким образом, возмещение налогоплательщикам убытков, возникающих в результате продажи населению или организациям товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, и отражение расходов соответствующих бюджетов по их возмещению осуществляются по соответствующим подстатьям ст. 240 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в зависимости от организационно-правовой формы собственности налогоплательщика.
     

     До 1 января 2005 года вышеуказанные расходы бюджетов согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 11.12.2002 N 127н, относились на подстатью 130110 "Субсидии государственным организациям и организациям других форм собственности" ст. 130100 "Субсидии и субвенции" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
     
     При выделении налогоплательщикам из бюджета суммы разницы между отпускной и регулируемой ценами товаров (работ, услуг) в счет увеличения доходов данные суммы (субвенций, субсидий) включаются в налоговую базу по НДС на основании подпункта 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
     
     В этом случае вышеуказанные расходы бюджетов отражаются по соответствующим подстатьям статей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и облагаются НДС по ставке 18/118 на основании п. 4 ст. 164 НК РФ.
     

Налогообложение авансовых платежей

     
     Российская организация (исполнитель) заключает договоры на проведение работ по организации и проведению сертификационных испытаний воздушных судов (самолетов) с иностранными заводами-изготовителями, не состоящими на учете в российских налоговых органах (заказчики).
     
     Договором предусмотрено, что оплата работ производится посредством перечисления авансовых платежей. Согласно условиям договора при выполнении вышеуказанных работ исполнитель вправе привлекать к исполнению договора третьих лиц и при этом производить оплату их услуг самостоятельно.
     
     Подлежат ли налогообложению суммы авансовых платежей, полученных в счет выполнения вышеуказанных работ от иностранных заказчиков?
     
     По общему правилу, местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги).
     
     Место осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя определяется на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства [если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство] либо места жительства индивидуального предпринимателя.
     
     Положения подпунктов 1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ являются исключениями из данного правила.
     
     Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации [в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подпунктами 1-4 данного пункта ст. 148 НК РФ].
     
     Поскольку работы по организации и