Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ"


Федеральный закон


от 20.07.2004 N 70-ФЗ


"О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"*1

     _____
     *1 Для удобства пользования текст настоящего Федерального закона и комментарий к нему объединены; при этом текст Закона выделен полужирным шрифтом, текст комментария - светлым курсивом.
     

Принят Государственной Думой 23 июня 2004 года
Одобрен Советом Федерации 7 июля 2004 года


Комментарий

     
     С.Ю. Матвеев

     
     Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 70-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2005 года, внесены изменения и дополнения в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
     
     Статья 1
     
     Внести в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 2, 6, 11; N 26, ст. 2567; N 27, ст. 2700) следующие изменения:
     
     1) статью 234 признать утратившей силу;
     
     Признана утратившей силу ст. 234 "Общие положения" НК РФ, согласно которой устанавливался единый социальный налог (ЕСН), предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
     
     Ранее Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 198-ФЗ) из ст. 234 НК РФ были исключены положения о зачислении ЕСН в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФФОМС и ТФОМС).
     
     2) в абзаце втором пункта 1 статьи 237 слова "или членов его семьи" исключить, слово "их" заменить словом "его";
     
     Согласно новой редакции ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы по ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса) независимо от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, уплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, приведенных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ). Иными словами, в новой редакции ст. 237 НК РФ законодательно устранена фактически не действующая норма, касающаяся налогообложения выплат в пользу членов семьи работника, которые не связаны с работодателем никакими отношениями (например, оплата товаров, проезда к месту отдыха, медикаментов).
     
     Исходя из редакции ст. 237 НК РФ, действовавшей до 1 января 2005 года, при определении налоговой базы по ЕСН было необходимо учитывать стоимость товаров, предназначенных для членов семьи работников.
     

     Вряд ли оплату товаров для членов семей сотрудников налоговики, проверяющие правильность исчисления налога на прибыль, сочтут экономически оправданной. Таким образом, даже если организация "расщедрится" на эту выплату, то сделает это наверняка за счет чистой прибыли. Но с выплат, производимых из чистой прибыли, ЕСН платить не надо (см. ст. 236 НК РФ). Вот и получается, что ст. 236 НК РФ противоречила ст. 237 Кодекса. Но теперь слова "или членов его семьи" из ст. 237 НК РФ исключены.
     
     И хотя согласно п. 2.1.2 утративших силу Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344, подобные выплаты не являлись объектом налогообложения, противоположное требование, закрепленное непосредственно в законе, нередко ставило бухгалтеров в тупик.
     
     На самом деле, ни трудовых, ни гражданско-правовых отношений между организацией и семьями ее персонала не существует. Следовательно, никакие расходы на оплату социальных услуг для детей, супругов или родителей работников не могут быть признаны объектом обложения ЕСН. Более того, никакие (кроме прямо предусмотренных в законодательстве) из этих расходов организаций не могут учитываться для целей налогообложения, а выплаты, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, не увеличивают и налоговую базу по ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ). Таким образом, упоминание о родственниках в ст. 237 НК РФ противоречило смыслу и структуре налогооблагаемых объектов.
     
     Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 этой статьи Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Согласно действующему законодательству при расчете налоговой базы по ЕСН выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) не на день их получения, а на день их выплаты. Иными словами, организации должны производить начисление ЕСН в день выплат работнику. Порядок определения стоимости товаров (работ, услуг) основывается на их рыночных ценах (тарифах), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - на государственных регулируемых розничных ценах. В стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров - также соответствующая сумма акцизов (п. 4 ст. 237 НК РФ).
     
     В п. 1 ст. 237 НК РФ также говорится о том, что при определении налоговой базы учитывается, в том числе оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Данное положение НК РФ позволяет нам сделать следующий вывод: взносы по договорам добровольного негосударственного пенсионного обеспечения в негосударственный пенсионный фонд за своих работников может уплачивать работодатель (общество).
     

     Суммы уплаченных организациями пенсионных взносов по договорам добровольного негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами в пользу работников, являются для последних доходами, полученными в натуральной форме.
     
     В случае если вышеуказанные суммы страховых взносов учитываются в составе расходов организаций при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, они подлежат включению в налоговую базу для исчисления ЕСН в общеустановленном порядке.
     
     Если страховые взносы, уплаченные организацией, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, то в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ они не признаются объектом обложения ЕСН.
     
     Несмотря на то, что согласно п. 1 ст. 237 НК РФ в налоговую базу включаются выплаты, произведенные в виде оплаты (полной или частичной) товаров (работ, услуг), предназначенных для работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения и т.д., эти выплаты облагаются ЕСН только в том случае, если в соответствии со ст. 236 НК РФ они признаются объектом налогообложения.
     
     Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ не признаются объектом обложения ЕСН любые выплаты, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Не могут облагаться ЕСН также расходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, перечисленные в ст. 270 НК РФ.
     
     Так, в соответствии с вышеназванной статьей НК РФ к числу расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли (то есть не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль), относятся:
     
     - суммы взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255 и 263 НК РФ (п. 6);
     
     - суммы взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 НК РФ (п. 7);
     
     - любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) (п. 21);
     
     - премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений (п. 22);
     
     - суммы материальной помощи работникам [в том числе для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности] (п. 23);
     

     - суммы, направленные на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случая, если расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) (п. 26);
     
     - суммы, направленные на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников (п. 29).
     
     Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется аналогично налоговой базе по налогу на доходы физических лиц с учетом профессиональных налоговых вычетов, предоставляемых в соответствии с п. 3 ст. 221 НК РФ (п. 5 ст. 237 Кодекса).
     
     Пример 1.
     
     В соответствии с авторским договором на создание книги автору - физическому лицу выплачено вознаграждение - 200000 руб. В договоре не предусмотрены компенсации автору понесенных им при создании книги затрат.
     
     Согласно ст. 242 НК РФ датой осуществления выплат и иных вознаграждений признается день начисления выплат и иных вознаграждений (а не дата фактического осуществления таких выплат и вознаграждений). Налоговая база и сумма ЕСН определяются по итогам каждого отчетного периода (месяца). При исчислении налоговой базы по авторским вознаграждениям учитываются профессиональные налоговые вычеты в размере норматива. В соответствии с п. 3 ст. 221 НК РФ норматив расходов, связанных с созданием литературных произведений, составляет 20 % от суммы начисленного вознаграждения.
     
     Если автор не может представить документы, подтверждающие его расходы, вычет предоставляется в соответствии с п. 3 ст. 221 НК РФ в размере 20 % от суммы авторского вознаграждения (40000 руб. = 200000 руб. х 20 %). В налоговую базу по ЕСН (так же как по налогу на доходы физических лиц) включается сумма 160000 руб. (200000 руб. - 40000 руб.).
     
     3) в статье 238:
     

     а) в пункте 1:
     
     подпункты 8, 13 и 14 признать утратившими силу;
     
     С 1 января 2005 года признаны утратившими силу подпункты 8, 13 и 14 п. 1 ст. 238 "Суммы, не подлежащие налогообложению" НК РФ, согласно которым до 1 января 2005 года не подлежали налогообложению:
     
     - суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций (подпункт 8);
     
     - выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10000 руб. в год (подпункт 13);
     
     - выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц (подпункт 14).
     
     В налоговые органы поступали многочисленные запросы по поводу применения подпункта 8 п. 1 ст. 238 НК РФ товариществами собственников жилья, а также жалобы от физических лиц, выполнявших работы (оказывавших услуги) для садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ), но не имевших возможности на основании подпункта 8 п. 1 ст. 238 НК РФ уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), так как согласно ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН.
     
     Освобождение от налогообложения распространялось и на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищные, кредитные) и другие организации, производившие выплаты за счет членских взносов и прямо не указанные в подпункте 8 п. 1 ст. 238 НК РФ. Так, постановлением Президиума ВАС РФ от 15.04.2003 N 19/03 товарищества собственников жилья отнесены к организациям, приведенным в подпункте 8 п. 1 ст. 238 НК РФ.
     
     Учитывая, что налоговая база по ЕСН совпадает с базой для начисления взносов на ОПС (п. 1 ст. 10 Закона N 167-ФЗ), применение льготы, установленной подпунктом 8 п. 1 ст. 238 НК РФ, на практике приводило к тому, что физические лица, в пользу которых льготировались выплаты, теряли страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию [в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, - ст. 2, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"].
     

     В редакции ст. 238 НК РФ, действовавшей до 1 января 2005 года, было предусмотрено, что от обложения ЕСН освобождались выплаты, начисленные кооперативами в пользу третьих лиц за счет членских взносов. Хотя по закону эта льгота распространялась только на садовые, гаражные и жилищные кооперативы, постановлением от 20.01.2004 N 11281/03 Президиум ВАС РФ признал, что этой льготой вправе пользоваться и кондоминиумы (если паевой взнос полностью выплачен хотя бы одним членом). Однако вместо того чтобы распространить действие этой льготы на другие категории потребительских товариществ, законодатель вообще исключил ее из НК РФ.
     
     Таким образом, с 1 января 2005 года налоговая нагрузка на кооперативы возросла. Помимо расчетов с гражданами, которые выполняли для кооператива какие-то работы, кооперативы должны тратить собранные членские взносы на пополнение бюджета и внебюджетных фондов.
     
     Итак, с 1 января 2005 года выплаты, производимые физическим лицам кооперативами (товариществами), подлежат налогообложению в общеустановленном порядке независимо от их источника и на них начисляются взносы на ОПС.
     
     Причиной отмены нормы, приведенной в подпункте 13 п. 1 ст. 238 НК РФ, явилось то, что исходя из содержания ст. 236 настоящего Кодекса выплаты, производимые в пользу лиц - членов профсоюза, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским договором, производимые, в том числе, за счет членских профсоюзных взносов профсоюзной организации, не признаются объектом обложения ЕСН, а подавляющее большинство членов профсоюза не связано с профсоюзной организацией вышеупомянутыми договорами.
     
     Причиной отмены подпункта 14 п. 1 ст. 238 НК РФ (освобождение от налогообложения выплат в натуральной форме товарами собственного производства) стала необходимость устранения искусственного преимущества в налогообложении, которое предоставляла натуральная форма оплаты труда. Кроме того, сложно было контролировать правомерность освобождения от налогообложения выплат в натуральной форме.
     
     Применяя его, работодатели снижали сумму страховых платежей в ПФР, что приводило к уменьшению размера пенсионного капитала застрахованного лица, исходя из которого вышеуказанному лицу должна назначаться страховая часть трудовой пенсии по старости, а также суммы пенсионных накоплений этого лица, влияющих на размер накопительной части трудовой пенсии по старости.
     

     дополнить подпунктом 15 следующего содержания:
     
     "15) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.";
     
     Статья 238 НК РФ дополнена подпунктом 15, согласно которому не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период. До этого освобождение от налогообложения сумм такой материальной помощи предусматривалось п. 2 ст. 238 НК РФ. Размер освобождения от обложения ЕСН увеличен с 2000 руб. до 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.
     
     б) пункт 2 признать утратившим силу;
     
     Признан утратившим силу п. 2 ст. 238 НК РФ, который предусматривал освобождение от обложения ЕСН выплат, не превышавших 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период, производимых работникам организаций, финансировавшихся за счет средств бюджетов. В этом пункте ст. 238 НК РФ содержались нормы об освобождении от налогообложения:
     
     - сумм материальной помощи, оказывавшейся работодателями своим бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
     
     - сумм возмещения (оплаты) работодателями бывшим работникам [пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам] и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
     
     В настоящее время ст. 238 НК РФ приведена в соответствие со ст. 236 НК РФ.
     
     в) в пункте 3 слова "и лицензионным" исключить;
     
     Законом N 70-ФЗ уточнен п. 3 ст. 238 НК РФ, содержащий дополнительные условия формирования налоговой базы для расчета ЕСН в части, уплачиваемой в ФСС РФ. Ранее согласно этому пункту ст. 238 НК РФ при исчислении ЕСН в части, уплачиваемой в ФСС РФ, в налоговую базу не включались любые вознаграждения, выплачивавшиеся налогоплательщиками физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам, лицензионным договорам. Таким образом, подпункты 1 и 2 п. 1 ст. 238 НК РФ содержали перечень выплат, которые ни при каких условиях не облагались ЕСН, п. 3 этой статьи Кодекса устанавливал выплаты, не облагаемые ЕСН только частично (не исчислялся налог в той части, которую следовало уплатить в ФСС РФ). С 1 января 2005 года п. 3 ст. 238 НК РФ действует в новой редакции (из текста исключены лицензионные договоры). Соответственно, при исчислении ЕСН, уплачиваемого в ФСС РФ, в налоговую базу не включаются выплаты в пользу физических лиц только по договорам гражданско-правового характера и по авторским договорам.
     
     4) в пункте 1 статьи 239:
     

     а) в подпункте 1 слова "на каждого работника" заменить словами "на каждое физическое лицо";
     
     б) в абзаце первом подпункта 2 слова "налогоплательщиков-работодателей" заменить словом "налогоплательщиков", слова "на каждого отдельного работника" заменить словами "на каждое физическое лицо";
     
     в) подпункт 4 признать утратившим силу;
     
     Согласно ранее действовавшей редакции подпункта 1 п. 1 ст. 239 НК РФ организации любых организационно-правовых форм освобождались от уплаты ЕСН с выплат и вознаграждений в пользу каждого работника - инвалида I, II или III группы. При этом размер не облагавшихся налогом выплат не должен был превышать 100000 руб. на каждого работника за весь налоговый период, то есть за календарный год. При этом было необходимо, чтобы физические лица, получившие выплаты от налогоплательщика, отнесенные к вышеназванной категории, являлись работниками данной организации. В новой редакции подпункта 1 п. 1 ст. 239 НК РФ данное условие исключено, а льгота распространяется на выплаты и вознаграждения, не превышающие в течение налогового периода 100000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы. При наличии таких выплат от уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм.
     
     Льгота по ЕСН ранее распространялась согласно подпункту 2 п. 1 ст. 239 НК РФ:
     
     - на общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляли не менее 80 %, их региональные и местные отделения;
     
     - на организации, уставный капитал которых полностью состоял из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляла не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25 %;
     
     - на учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являлись вышеуказанные общественные организации инвалидов.
     
     В прежней редакции ст. 239 НК РФ организации, относившиеся к одной из вышеперечисленных категорий, были освобождены от уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышавших 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника. Данная льгота, как и предыдущая, регламентировала освобождение от налогообложения только выплат работникам вышепоименованных категорий организаций. Новая редакция подпункта 2 п. 1 ст. 239 НК РФ отменила данное ограничение. С 1 января 2005 года вышеперечисленные категории организаций-налогоплательщиков освобождены от уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо.
     

     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 239 НК РФ российские фонды поддержки образования и науки ранее освобождались от уплаты ЕСН. Вышеуказанные фонды не начисляли налог на суммы выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставлявшихся учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений. С 1 января 2005 года подпункт 4 п. 1 ст. 239 НК РФ, регламентировавший данную льготу, утратил силу.
     
     5) в статье 241:
     
     а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
     
     "1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:
     

Налоговая база на

Федеральный бюджет

Фонд социального

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года


 

страхования


Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориаль- ные фонды обязательного медицинского страхования


 

1

2

3

4

5

6

До 280000 рублей

20,0 процента

3,2 процента

0,8 процента

2,0 процента

26,0 процента

От 280001 до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы- шающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 рублей

12480 рублей

3840 рублей

7200 рублей

104800 + 2,0 процента с суммы, превы- шающей 600000 рублей

     
     Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:
     

Налоговая база на

Федеральный бюджет

Фонд социального

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года


 

страхования


Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориаль- ные фонды обязательного медицинского страхования


 

1

2

3

4

5

6

До 280000 рублей

5,8 процента

2,2 процента

0,8 процента

1,2 процента

20,0 процента

От 280001 до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы- шающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 рублей

9680 рублей

3520 рублей

5280 рублей

88000 + 2,0 процента с суммы, превы- шающей 600000 рублей

     
     б) пункт 2 признать утратившим силу;
     
     в) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:
     
     "3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:
     

Налоговая база на

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года


 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования


 

1

2

4

5

6

До 280000 рублей

7,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

10,0 процента

От 280001 до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

39520 + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 рублей

     
     4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:
     

Налоговая база на

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года


 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования


 

1

2

4

5

6

До 280000 рублей

5,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

8,0 процента

От 280001 до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

33920 + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 рублей

     
     Законом N 70-ФЗ внесены изменения в ст. 241 НК РФ, устанавливающую размеры ставок ЕСН. Изменены (в сторону уменьшения) размеры ставок ЕСН, их распределение между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, а также сокращено количество интервалов налоговой базы у всех категорий налогоплательщиков, поименованных в ст. 241 НК РФ. Например, для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам (организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями), за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, установлено следующее:
     
     - интервал налоговой базы - до 280 тыс. руб. (в ред. Закона N 198-ФЗ - до 100 тыс. руб.);
     
     - максимальная ставка ЕСН (в целом, без разбивки по федеральному бюджету и внебюджетным фондам, без учета регрессии) - 26 % (вместо 35,6 %).
     
     Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, максимальная ставка ЕСН снижена с 26,6 до 20 %, для индивидуальных предпринимателей - с 13,2 до 10 %, для адвокатов - с 10,6 до 8 %.
     
     В категорию налогоплательщиков, для которых применяются пониженные налоговые ставки, наряду с сельскохозяйственными товаропроизводителями, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, с 1 января 2005 года включены организации народных художественных промыслов.
     
     Согласно Закону N 70-ФЗ с 1 января 2005 года устанавливаются новые интервалы налоговой базы, предусмотренные ст. 241 НК РФ:
     
     - до 280000 руб.;
     
     - от 280001 до 600000 руб.;
     
     - свыше 600000 руб.
     
     До 1 января 2005 года действовали следующие интервалы налоговой базы (ст. 241 НК РФ в ред. Закона N 198-ФЗ):
     
     - до 100000 руб.;
     
     - от 100001 до 300000 руб.;
     
     - от 300001 до 600000 руб.;
     
     - свыше 600000 руб.
     
     Пункт 2 ст. 241 НК РФ, содержавший условие об использовании налогоплательщиками регрессивной шкалы ставок налога, признан утратившим силу.
     
     До 1 января 2005 года, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками - лицами, производящими выплаты физическим лицам (организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, не признававшимися индивидуальными предпринимателями), накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляла сумму менее 2500 руб., налог уплачивался по максимальной ставке, предусмотренной п. 1 ст. 241 НК РФ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяла вышеуказанному критерию, были не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитывались выплаты в пользу 10 % работников, имевших наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
     
     Согласно изменениям, внесенным в ст. 22 "Тариф страхового взноса" Закона N 167-ФЗ, для страхователей, выступающих в качестве работодателей, в том числе занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, изменена величина налоговой базы, к которой применяется регрессивный размер тарифа страховых взносов, то есть предусмотрены три интервала - такие же, как по ЕСН.
     
     С изменением интервалов величины налоговой базы изменился регрессивный размер тарифа страховых взносов. В отличие от ЕСН, снижения размера тарифа страховых взносов Законом N 70-ФЗ не предусмотрено.
     
     В настоящее время применять регрессивную шкалу налогообложения имеют право налогоплательщики - организации (индивидуальные предприниматели - работодатели), у которых на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН величина налоговой базы, накопленной с начала налогового периода в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму не менее 2500 руб.
     
     В противном случае, если величина налоговой базы, приходящейся в среднем на одно физическое лицо, составляет сумму менее 2500 руб. в месяц, ЕСН исчисляется по ставкам, установленным для величины налоговой базы до 100000 руб., независимо от фактического размера налоговой базы.
     
     При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
     
     При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников. При этом следует учитывать, что Инструкция по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах государственного статистического наблюдения, утвержденная постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121, которой ранее пользовались