Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль


Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Договором между организацией-продавцом и организацией-покупателем предусмотрено начисление штрафных санкций за каждый день просрочки платежа. Организация-покупатель пропустила срок платежа и включила исходя из условий договора штрафные санкции в состав внереализационных расходов. Правомерны ли действия организации-покупателя?
     
     Согласно подпункту 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба относятся к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией.
     
     Согласно подпункту 8 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда - по расходам в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба).
     
     Таким образом, для включения штрафных санкций в состав внереализационных расходов организация-покупатель должна подтвердить обоснованность включения штрафов в состав расходов для целей налогообложения. Обоснованием могут служить выставленная претензия от контрагента о ненадлежащем исполнении договорных обязательств, переписка с контрагентом, подписанное обеими сторонами соглашение и т.д.
     
     В отсутствие каких-либо документов, подтверждающих факт выставления претензии от контрагента и согласия с ней налогоплательщика, включение штрафных санкций в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций только на основании условий договора неправомерно.
     
     Вправе ли организация при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций включить в командировочные расходы плату за пользование телевизором в гостинице, расходы по счетам из ресторана, оплату за пользование бассейном?
     
     Согласно подпункту 12 п. 1 ст. 264 НК РФ командировочные расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций отнесены к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. В соответствии с вышеуказанным подпунктом п. 1 ст. 264 НК РФ в состав расходов на командировку, в частности, относятся расходы:
     
     - на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
     
     - на наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
     
     - суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;
     
     - на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
     
     - консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование мор-скими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
     
     Плату за пользование телевизором можно учесть в составе командировочных расходов как дополнительные услуги, оказываемые в гостиницах, только при условии их экономической обоснованности (ст. 252 НК РФ).
     
     Расходы по счету из ресторана являются расходами на обслуживание в барах и ресторанах, а оплата за бассейн - расходом за пользование рекреационно-оздоровительными объектами. Следовательно, данные расходы согласно требованиям подпункта 12 п. 1 ст. 264 НК РФ не признаются расходами на командировки и не учитываются в целях исчисления налога на прибыль организаций.
     
Т.М. Гуркова
     
     Каков порядок учета в целях налогообложения прибыли взносов газораспределительных организаций в единый фонд стабилизации и развития Российского государственного предприятия по организации газификации и газоснабжения "Росстройгазификация", аккумулированный в ОАО?
     
     Будет ли облагаться налогом на прибыль в газораспределительных организациях финансирование, выделенное этим организациям из единого фонда стабилизации и развития в соответствии с главой 25 НК РФ?
     
     Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли определяются с учетом положений главы 25 НК РФ.
     
     Понятия "доходы от реализации" и "внереализационные доходы" определены ст. 249 и 250 НК РФ.
     
     Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы организаций, установлены в ст. 251 НК РФ. При этом поименованный в этой статье Кодекса перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения, является исчерпывающим и не включает, в частности, взносы организаций на формирование единого фонда стабилизации и развития, созданного согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.11.1993 N 1817 "О едином фонде стабилизации и развития Российского государственного предприятия по организации газификации и газоснабжения “Росстройгазификация”", а также средства, выделяемые из вышеуказанного фонда для дальнейшего использования их газораспределительными организациями.
     
     Учитывая вышеизложенное, полученные на формирование единого фонда стабилизации и развития средства, перечисленные газораспределительными организациями в соответствии с ранее действовавшим Порядком образования и использования этого фонда, должны учитываться ОАО при формировании налоговой базы соответствующих отчетных (налоговых) периодов.
     
     Аналогичный порядок учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль должен применяться и при получении газораспределительными организациями вышеуказанных средств из единого фонда стабилизации и развития.
     
     Как следует учитывать для целей налогообложения прибыли средства, получаемые субъектами малого предпринимательства и промышленности в порядке и на условиях, установленных в договоре, заключенном с Департаментом инвестиционно-кредитной политики и государственной поддержки малого предпринимательства администрации области, на возмещение из областного бюджета части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К целевым поступлениям относятся в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, использованные последними по назначению.
     
     Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств выступает бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
     
     Законом области установлено, что из средств областного бюджета обеспечивается возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на вышеуказанные расходы в соответствии с утвержденным порядком, а именно:
     
     - сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности и фермерским хозяйствам;
     
     - предприятиям машиностроения и металлообработки, стройиндустрии, лесной и деревообрабатывающей, алкогольной, легкой и иных отраслей промышленности;
     
     - субъектам малого предпринимательства.
     
     При этом из рассматриваемой ситуации следует, что предоставление вышеуказанных средств субъектам малого предпринимательства и промышленности осуществляется в порядке и на условиях, установленных в договоре, заключенном этими организациями с Департаментом инвестиционно-кредитной политики и государственной поддержки малого предпринимательства администрации области.
     
     Учитывая вышеизложенное, если средства, получаемые субъектами малого предпринимательства и промышленности на возмещение из областного бюджета части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, предусмотрены в бюджетной росписи областного бюджета соответствующего года в пределах средств по разделу "Промышленность, энергетика и строительство" на соответствующий финансовый год и использованы организацией-получателем в соответствии с установленным порядком их предоставления по прямому назначению, то в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ их следует рассматривать как целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     При этом организации - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.Н. Вихляева,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Обязан ли индивидуальный предприниматель, получивший в установленном порядке право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, представлять в налоговый орган "нулевую" декларацию по НДС?
     
     В соответствии со ст. 143 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС. При этом в случае соблюдения порядка, установленного ст. 145 НК РФ, индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС. Поэтому индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке право на освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС, этот налог не уплачивают.
     
     Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей плательщиков НДС, налоговую декларацию по НДС не представляют.
     
     Однако индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей плательщиков НДС, уплачивают в бюджет НДС в случаях выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога либо исполнения ими обязанностей налогового агента по НДС. При этом согласно п. 5 ст. 174 НК РФ в вышеуказанных случаях эти индивидуальные предприниматели в налоговый орган по месту учета представляют декларации по НДС.
     
М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Подлежат ли освобождению от обложения НДС медицинские приборы (например, одноразовые системы переливания крови и полимерные устройства для внутривенных вливаний инфузионных растворов и кровезаменителей), ввезенные и реализуемые на территории Российской Федерации и отнесенные согласно регистрационному удостоверению Минздрава России к медицинским изделиям?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 149 и подпункту 2 п. 1 ст. 150 НК РФ освобождаются от обложения НДС реализация и ввоз на таможенную территорию Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники. Перечень данной продукции с указанием кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП) утвержден постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 и включает медицинскую технику (код по ОКП - 944400).
     
     Вместе с тем следует отметить, что вышеназванным постановлением Правительства РФ предусмотрено, что к перечисленной в нем медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в порядке, установленном Минздравом России.
     
     В связи с этим в отношении медицинских приборов, имеющих регистрационное удостоверение изделий медицинского назначения с соответствующим сроком действия (5 лет), выданное Минздравом России в соответствии с Инструкцией об организации и порядке проведения государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники зарубежного производства в Российской Федерации, утвержденной приказом Минздрава России от 29.06.2000 N 237, применять освобождение от обложения НДС в рамках вышеназванной нормы НК РФ оснований не имеется.
     
     По вышеуказанным товарам применяется ставка НДС в размере 10% на основании п. 2 ст. 164 НК РФ.
     
     В каком порядке следует определять налоговую базу по НДС при реализации папоротника соленого, закупленного у физических лиц?
     
     Согласно п. 4 ст. 154 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, устанавливаемой в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса, с учетом НДС и ценой приобретения вышеуказанной продукции.
     
     Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 N 383 утвержден перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), включающий определенные виды сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. При этом в данный перечень включен папоротник, но не продукты его переработки.
     
     Таким образом, при реализации продуктов переработки папоротника (в том числе папоротника соленого), закупленных у физических лиц, налоговая база по НДС определяется в общеустановленном порядке, то есть в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ [как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определенных в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения НДС].
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Российская организация ввозит на территорию Российской Федерации белорусские товары. Услуги по доставке товаров оказывают автотранспортные организации Республики Беларусь. Будет ли являться российская организация налоговым агентом в части удержания НДС при оплате транспортных услуг белорусской организации-перевозчику?
     
     Порядок применения НДС во взаимных торговых отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь регулируется положениями Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение).
     
     Согласно ст. 5 Соглашения порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национального законодательства государств Сторон.
     
     Учитывая, что до настоящего времени вышеуказанный протокол не вступил в силу, при определении порядка обложения НДС работ (услуг), оказываемых во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Беларусь, российским налогоплательщикам необходимо руководствоваться нормами главы 21 НК РФ, в частности ст. 148 настоящего Кодекса о месте реализации работ (услуг).
     
     Так, на основании норм ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по перевозке товаров признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые оказывают услуги, осуществляется на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 2 вышеуказанной статьи НК РФ местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги по перевозке товаров автомобильным транспортом, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на основе государственной регистрации.
     
     Таким образом, местом реализации услуг по перевозке товаров автомобильным транспортом, оказываемых белорусскими организациями, территория Российской Федерации не признается.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по перевозке товаров автомобильным транспортом, оказываемые белорусскими хозяйствующими субъектами, на территории Российской Федерации НДС не облагаются.
     
     Российская организация заключила контракт с резидентом Республики Беларусь на переработку давальческого сырья. Будет ли российская организация являться налоговым агентом в части удержания НДС при оплате резиденту Республики Беларусь услуг по переработке?
     
     Порядок применения НДС во взаимных торговых отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь регулируется положениями Соглашения.
     
     Согласно ст. 5 Соглашения порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национального законодательства государств Сторон.
     
     Учитывая, что до настоящего времени вышеуказанный протокол не вступил в силу, при определении порядка обложения НДС работ (услуг), оказываемых во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Беларусь, российским налогоплательщикам необходимо руководствоваться нормами главы 21 НК РФ, в частности ст. 148 настоящего Кодекса о месте реализации работ (услуг).
     
     Так, подпунктом 2 п. 1 ст. 148 НК РФ предусмотрено, что местом реализации работ (услуг), связанных с движимым имуществом, признается территория Российской Федерации, если имущество находится на территории Российской Федерации. Поскольку, как следует из вопроса, переработка сырья осуществляется на территории Республики Беларусь, местом реализации услуг по переработке этого сырья территория Российской Федерации не является.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по переработке сырья на территории Республики Беларусь, оказываемые белорусскими хозяйствующими субъектами, на территории Российской Федерации НДС не облагаются.
     
     Имеет ли право российская организация на вычет НДС в отношении сырья, приобретенного у резидента Республики Беларусь на территории Республики Беларусь и направляемого на переработку по договору подряда с резидентом Республики Беларусь, если продукты переработки реализуются на территории Российской Федерации?
     
     Действующими нормами Соглашения, а также главой 21 НК РФ право принимать к вычету суммы НДС, уплаченные российской организацией белорусскому поставщику давальческого сырья, не предусмотрено.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     С.А. Колобов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц сумма пересчета денежного довольствия военнослужащего за 2001-2002 годы, выплаченная в 2004 году по решению суда, если до 1 июля 2002 года с денежного довольствия военнослужащих этот налог не взимался? Каков порядок предоставления в этом случае стандартных налоговых вычетов?
     
     Согласно ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, - при получении доходов в денежной форме.
     
     При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
     
     Сумма пересчета денежного довольствия военнослужащего является в данном случае единовременной выплатой, произведенной в 2004 году согласно решению суда. Следовательно, налогообложение данного дохода должно производиться в порядке, действовавшем в 2004 году, то есть вышеуказанная сумма подлежала включению в налоговую базу физического лица, облагавшуюся по ставке 13%. Стандартный налоговый вычет физическому лицу также мог быть предоставлен только за налоговый период 2004 года в порядке, установленном ст. 218 НК РФ.
     
     Какой размер стандартного налогового вычета полагается опекунам или попечителям, на обеспечении которых находится ребенок: в размере 600 руб. или в двойном размере? Зависит ли размер этого вычета от семейного положения опекуна или попечителя?
     
     В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 203-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2005 года увеличен до 600 руб. размер стандартного налогового вычета, предоставляемого на содержание каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, а также приемными родителями.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет предоставляется в двойном размере вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям.
     
     Таким образом, опекунам и попечителям стандартный налоговый вычет предоставляется в двойном размере независимо от их семейного положения. Вышеуказанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход данных налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода и в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, превысит 40 000 руб.
     

О налоге на имущество организаций

     
     М.С. Скиба,
ведущий специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Каков порядок применения утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, если в данном перечне имущества по графе 1 указан общий код по Общероссийскому классификатору основных фондов без детализации объектов классификации? Означает ли это, что льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная п. 11 ст. 381 НК РФ, применяется не только в отношении имущества, которому присвоен указанный в перечне код по Общероссийскому классификатору основных фондов, но и в отношении объектов основных средств, которым присвоен код по Общероссийскому классификатору основных фондов с указанием вида, подвида, класса и подкласса, то есть с характеристиками, необходимыми для выполнения учетных функций?
     
     Согласно п. 11 ст. 381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождаются организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
     
     Возможность применения льготы в отношении учитываемых на балансе организации объектов основных средств обусловлена их отнесением к включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504, соответствующим кодам Общероссийского классификатора основных фондов ОК 019-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - Классификатор).
     
     При этом применение вышеуказанной льготы в отношении имущества, имеющего коды по Классификатору, включенные в вышеуказанный перечень, возможно только с учетом соблюдения условий, изложенных в графе "Примечание".
     
     Кроме того, исходя из степени соответствия установленных Классификатором группировок основных фондов редакции предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ льготы в перечне нашли свое отражение как виды, так и подклассы основных фондов.
     
     В связи с этим применение вышеуказанной льготы в отношении видов имущества, коды по которым не указаны в перечне, но включаются согласно Классификатору в подкласс основных фондов, вошедший в перечень льготируемого имущества, также возможно только с учетом соблюдения условий, изложенных в графе "Примечание" по соответствующему коду Классификатора.
     

О специальных налоговых режимах

     
     Е.В. Евсик,

главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Учитываются ли средства, поступившие на расчетный счет организации по договору кредита (займа), в качестве дохода при определении правомочности применения упрощенной системы налогообложения?
     
     Согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
     
     По нашему мнению, доходы в целях п. 4 ст. 346.13 НК РФ определяются в порядке, установленном п. 1 ст. 346.15 настоящего Кодекса.
     
     Так, согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, а также внереализационные доходы, устанавливаемые согласно ст. 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договору кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
     
     Учитывая вышеизложенное, при определении объема доходов, превышение которого является основанием для возврата к общему режиму налогообложения, налогоплательщик не учитывает доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
     
     Таким образом, сумма кредита, полученного налогоплательщиком, не увеличивает доход, исчисляемый в целях п. 4 ст. 346.13 НК РФ.
     
     Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы". Основной вид деятельности - сдача в аренду нежилых помещений. С арендаторами заключаются договоры аренды и договоры поручения, согласно которым арендаторы поручают арендодателю осуществлять оплату коммунальных услуг и для исполнения этого поручения перечисляют ему денежные средства. При этом балансодержателем сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации и электроэнергии является третье лицо, которое также договором поручения обязывает индивидуального предпринимателя осуществлять оплату коммунальных услуг. Увеличивают ли денежные средства, полученные от арендаторов по договору поручения, налоговую базу индивидуального предпринимателя?
     
     Согласно п. 2 ст. 346.15 НК РФ индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
     
     Согласно вышеназванной статье НК РФ доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, не учитываются при определении объекта налогообложения организациями.
     
     Таким образом, индивидуальный предприниматель, определяя налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не уменьшает полученные доходы на доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
     
     При этом следует учитывать, что денежные средства, полученные налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем для исполнения обязанностей поверенного по договору поручения, в целях исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не признаются доходами, полученными от предпринимательской деятельности. Данное положение не распространяется на вознаграждение поверенного.
     
     Как следует из вопроса, между индивидуальным предпринимателем и балансодержателем сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации и электроэнергии заключены договоры на отпуск электроэнергии, на передачу тепловой энергии в горячей воде и на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Согласно данным договорам индивидуальный предприниматель как субабонент обязан осуществлять оплату счетов за коммунальные услуги.
     
     В последующем между индивидуальным предпринимателем и арендаторами заключен договор поручения, согласно которому арендаторы, выступающие в роли доверителей, перечисляют индивидуальному предпринимателю - поверенному - денежные средства и доверяют осуществлять коммунальные платежи по торговым площадям, полученным в аренду.
     
     Согласно ст. 971 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
     
     Учитывая то, что согласно договорам на отпуск электроэнергии, на передачу тепловой энергии в горячей воде и на отпуск питьевой воды и прием сточных вод обязанности по оплате коммунальных услуг возникают у индивидуального предпринимателя, а не у арендаторов, последние не могут поручить индивидуальному предпринимателю их оплату.
     
     Несмотря на то что заключенный между индивидуальным предпринимателем и арендаторами договор называется договором поручения, он не является таковым по своей сущности. По нашему мнению, данный договор можно классифицировать как договор по возмещению расходов по оплате коммунальных услуг.
     
     Таким образом, денежные средства, поступившие на расчетный счет (в кассу) индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, и являющиеся, по своей сути, компенсацией расходов по оплате коммунальных услуг, по нашему мнению, увеличивают налоговую базу данного налогоплательщика.
     
     Должна ли вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность организация, одновременно применяющая с 1 января 2004 года упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход? Каким образом должны распределяться доходы и расходы между разными видами деятельности?
     
     Организация, применяющая по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" не освобождается от ведения бухгалтерского учета, должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по всей организации, то есть по всем видам деятельности. Так, согласно п. 1-3 ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ бухгалтерский учет формирует полную и достоверную информацию о деятельности организации, ее имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.29 НК РФ объектом обложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности признается вмененный доход.
     
     Таким образом, в случае применения организацией упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности налогоплательщик должен вести раздельный учет доходов и расходов с целью организации налогового учета показателей своей деятельности для целей упрощенной системы налогообложения.
     
     Причем организация раздельного учета доходов, подлежащих обложению единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не вызывает особых затруднений.
     
     Что касается ведения раздельного учета расходов, уменьшающих полученные доходы при определении объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения, то те расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, по нашему мнению, следует распределять пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
     

О водном налоге

     
     О.В. Семенова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация пользуется водными объектами, предназначенными для водоснабжения г. Жуковского Московской области.
     
     Что понимается под термином "водоснабжение населения" и к какому виду потребителей воды относится данная организация?
     
     В законодательных и иных нормативных актах не содержится определение понятия "водоснабжение населения".
     
     В законодательстве Российской Федерации существуют понятия централизованного [нецентрализованного (локального)] питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (см. ст. 135 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ; Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167; СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123).
     
     При централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения отпуск воды из систем водоснабжения осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения (организации водопроводно-канализационного хозяйства), эксплуатирующими комплекс инженерных сооружений населенных пунктов (для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды).
     
     К числу абонентов (водопотребителей) могут относиться организации, в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде, а также товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
     
     При имеющейся технической возможности вышеуказанных централизованных систем водоснабжения питьевая вода может отпускаться без ущерба для нужд населения организациями водопроводно-канализационного хозяйства, иным абонентам на нужды, не связанные с водоснабжением населения.
     
     При необходимости подачи воды ограниченному кругу потребителей либо повышения водообеспеченности имеющихся централизованных систем водоснабжения населения применяются системы нецентрализованного (локального) водоснабжения.
     
     Учитывая вышеизложенное, плательщиками водного налога, предусмотренного п. 3 ст. 333.12 НК РФ, могут признаваться организации и физические лица, осуществляющие на основании соответствующих лицензий и договоров (соглашений) забор воды из водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда), а объектом налогообложения признается объем фактически забранной воды для указанной в лицензии цели.
     
     ОАО использует часть акватории Черного моря для постоянного размещения, маневрирования и движения своих судов, участвующих в хозяйственной деятельности общества.
     
     Нам не ясно, относятся ли слова из подпункта 7 п. 2 ст. 333.9 НК РФ "для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах" к использованию акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств?
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом обложения водным налогом использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной исключительно с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах.
     
     Учитывая, что организация, о которой идет речь в вопросе, не осуществляет деятельность, связанную с охраной вод и водных биологических ресурсов и защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, она должна уплачивать водный налог в общеустановленном порядке.
     
     Как должен исчисляться водный налог в случае сверхлимитного забора воды из водных объектов?
     
     В соответствии со ст. 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды, а в случае их отсутствия - исходя из времени работы и производительности технических средств. Если невозможно установить объем забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств, объем забранной воды определяется исходя из норм потребления.
     
     Согласно п. 2 ст. 333.12 НК РФ при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 вышеуказанной статьи Кодекса. Если у налогоплательщика отсутствуют утвержденные квартальные лимиты, квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
     
     В связи с вышеизложенным в случае сверхлимитного забора воды из водных объектов водный налог рассчитывается как произведение налоговой базы, исчисленной как объем воды, забранной сверх лимита из водного объекта за налоговый период, и пятикратного размера налоговой ставки, установленной подпунктом 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ, принятой для соответствующего экономического района, бассейна реки, озера или моря.
     

О государственной пошлине

     
     А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Имеют ли право отделения Сбербанка России взимать с граждан комиссионный сбор в размере 3 % от уплачиваемой суммы государственной пошлины за услуги по приему денежных средств в уплату государственной пошлины?
     
     Нет, не имеют права. Государственная пошлина отнесена ст. 13 НК РФ к федеральным сборам.
     
     В соответствии со ст. 60 НК РФ поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком при получении такого поручения или решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по вышеуказанным операциям не взимается.
     
     Правила ст. 60 НК РФ применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений на перечисление сборов и решений о взыскании сборов.
     
     Таким образом, взимание отделениями Сбербанка России с граждан комиссионного сбора в размере 3% от уплачиваемой суммы государственной пошлины за услуги по приему денежных средств в уплату государственной пошлины противоречит положениям НК РФ и является неправомерным.
     
     Должны ли налоговые органы уплачивать государственную пошлину или нотариальный тариф за нотариальное удостоверение доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, на участие их сотрудников в арбитражных судах по делам о банкротстве и процедурам банкротства по вопросам, связанным с предъявлением требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам?
     
     Нет, не должны. Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2005 года, часть вторая НК РФ дополнена главой 25.3 "Государственная пошлина".
     
     Вышеуказанным Федеральным законом ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате) изложена в новой редакции, в соответствии с которой за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а нотариус, занимающийся частной практикой, - нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате.
     
     Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
     
     Пунктом 1 ст. 333.38 НК РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом.
     
     Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность как непосредственно, так и через территориальные налоговые органы.
     
     ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в арбитражных судах в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
     
     Для выполнения этих функций оформляются доверенности на имя руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, которые по доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, передают эти полномочия конкретным работникам территориальных налоговых органов.
     
     Пунктом 3 ст. 187 ГК РФ установлено, что доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 185 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" полномочия законных представителей на ведение дела в суде подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия. Полномочия других представителей на ведение дела о банкротстве в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, - в ином документе.
     
     Таким образом, работники территориальных налоговых органов представляют полномочия ФНС России в арбитражных судах по делам о банкротстве и процедурам банкротства по вопросам, связанным с предъявлением требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, по доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, которая должна быть в соответствии с ГК РФ нотариально удостоверена.
     
     Учитывая вышеизложенное, налоговые органы при обращении к нотариусам, работающим в государственных нотариальных конторах, и нотариусам, занимающимся частной практикой, за совершением действий по нотариальному удостоверению доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, на участие в делах о банкротстве и в процедурах банкротства не должны уплачивать в соответствии с п. 1 ст. 333.38 НК РФ государственную пошлину и согласно ст. 22 Основ законодательства о нотариате - нотариальный тариф.
     

О предоставлении сведений о юридических лицах

     
     Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Как можно быстро получить сведения о юридическом лице, зарегистрированном на территории Российской Федерации?
     
     Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, услуги по предоставлению информации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) оказываются соответствующими инспекциями ФНС России либо управлениями ФНС России по соответствующим субъектам Российской Федерации.
     
     Порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов о конкретном юридическом лице регламентируется ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и п. 23б Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила). При этом ст. 7 вышеуказанного Федерального закона установлено, что предоставление содержащихся в государственном реестре сведений и документов осуществляется за плату.
     
     Размер платы за предоставление информации, указанной в п. 20 Правил, составляет 200 руб. за каждый предоставляемый документ (п. 24 Правил).
     
     Размер платы за срочное предоставление информации - 400 руб. за каждый указанный документ.
     
     Документ об уплате направляется в регистрирующий (налоговый) орган (инспекцию ФНС России либо управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации) одновременно с запросом.
     
     В соответствии с нормами п. 22 Правил установлен перечень лиц, которым информация из ЕГРЮЛ предоставляется по запросу бесплатно.
     
     Таким образом, для ускорения получения требуемых сведений за плату запрос необходимо направить в управление ФНС России того субъекта Российской Федерации, в котором находится юридическое лицо.
     
     Дополнительно сообщаем, что наименование регистрирующего органа, в котором находится регистрационное дело конкретного юридического лица, размещено на сайте ФНС России www.nalog.ru в сведениях о государственной регистрации юридических лиц, публикуемых согласно приказу МНС России от 13.08.2002 N БГ-3-09/431 "Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц".
     
     Сведения о территориальных налоговых органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, размещены на web-сайтах управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет, а также публикуются в средствах массовой информации.
     
     Вышеуказанные сведения содержат наименование регистрирующих органов, их почтовые адреса и адреса электронной почты, номера телефонов "горячей линии", наименования и коды территорий по ОКАТО, отнесенных к ответственности конкретного регистрирующего органа. Кроме того, в вышеуказанные сведения включена информация, необходимая для заполнения реквизитов платежных документов при внесении платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Адреса web-сайтов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации размещены на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Территориальные налоговые органы".