Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли


Г.В. Пирогова,
Л.П. Павлова

     

Законность решения международного коммерческого арбитража в отношении российской организации и учет санкций за нарушение договорных обязательств

     
     Российская организация заключила контракт с иностранной корпорацией на поставку продукции и оказание услуг по переработке сырья в товарную продукцию. Договорные обязательства были нарушены российской организацией, в результате чего иностранная компания понесла убытки в виде упущенной выгоды. Решение о возмещении российской организацией суммы упущенной выгоды было принято международным коммерческим арбитражем. Будут ли относиться расходы в виде сумм начисленной упущенной выгоды к "иным санкциям" за нарушение договорных обязательств или к расходам на возмещение ущерба и учитываться в составе внереализационных расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с подпунктом 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации? Имеет ли законную силу на территории Российской Федерации решение международного коммерческого арбитража?
     
     Российская Федерация является участником Конвенции Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958) (далее - Конвенция), регулирующей вопросы признания и исполнения решений международных арбитражных судов, а также национальных судов общей юрисдикции.
     
     Согласно ст. 4 Конвенции для получения признания и приведения в исполнение иностранного арбитражного решения сторона, испрашивающая признание и приведение в исполнение, при подаче такой просьбы представляет должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную копию такового, а также подлинное арбитражное соглашение или должным образом заверенную копию такового.
     
     В соответствии с требованиями ст. 35 Закона РФ от 07.07.1993 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" арбитражное решение признается обязательным независимо от того, в какой стране оно было вынесено.
     
     Учитывая, что Российская Федерация является участником конвенции, регулирующей вопросы признания и исполнения решений международных арбитражных судов, решение, принятое по спору между российской и иностранной компанией международным коммерческим арбитражем, является обязательным для исполнения.
     
     Добровольное исполнение данного арбитражного решения является правом и может быть осуществлено российской организацией без дополнительного обращения компании-кредитора за признанием и приведением в исполнение иностранного арбитражного решения в Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно подпункту 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов налогоплательщика включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
     
     В НК РФ не содержится определения санкций за нарушение договорных обязательств. Таким образом, в силу ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
     
     Санкции за нарушение договорных обязательств - это предусмотренные законом или договором меры имущественного воздействия (меры гражданской ответственности) на случай неисполнения (ненадлежащего исполнения) заключенного договора.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) на должника возложены обязанности возместить убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств.
     
     Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода), то есть понятие "убытки" включает не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду.
     
     Таким образом, под санкциями за нарушение договорных обязательств в целях применения главы 25 НК РФ следует понимать, в частности, и возмещение убытков (ущерба, упущенной выгоды).
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы в виде сумм начисленной упущенной выгоды российская организация может учесть в составе внереализационных расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 13 п. 1 ст. 265 НК РФ при условии выполнения требований ст. 252 настоящего Кодекса.
     

Учет доходов и расходов при реализации амортизируемого имущества

     
     Распространяются ли нормы ст. 271 и 272 НК РФ на порядок признания доходов и расходов при реализации амортизируемого имущества? Обоснованны ли требования налоговых органов о признании расходов, связанных с реализацией конкретного амортизируемого имущества, в периоде получения дохода от его реализации независимо от даты возникновения данного расхода в соответствии со ст. 272 НК РФ?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые в целях налогообложения при методе начисления, признаются таковыми в отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и с учетом положений, предусмотренных ст. 318-320 настоящего Кодекса.
     
     При применении норм ст. 272 НК РФ должен учитываться порядок возникновения расхода, предусмотренный соответствующими статьями, в том числе и ст. 268 настоящего Кодекса.
     
     Статьей 268 НК РФ установлен порядок определения расходов при реализации товаров, которым и следует руководствоваться при реализации амортизируемого имущества.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от его реализации на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.
     
     С учетом вышеизложенного расходы, связанные с реализацией амортизируемого имущества, будут учитываться для целей налогообложения прибыли в периоде получения дохода от этой реализации.


Представление бухгалтерской отчетности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами

     
     В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица, и согласно п. 2 ст. 23 ГК РФ глава этого хозяйства признается предпринимателем с момента его государственной регистрации. На крестьянское (фермерское) хозяйство распространяются правила, установленные для индивидуальных предпринимателей.
     
     Согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ крестьянские (фермерские) хозяйства, уже созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года. В связи с вышеизложенным могут ли они представлять бухгалтерскую отчетность по форме 5-кх?
     
     Согласно совместному письму Госналогслужбы России от 30.01.1993 NВГ-6-02/54а и Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) от 02.02.1993 N 02-09/110 "Об отчетности и налогообложении крестьянских (фермерских) хозяйств", направленному всем налоговым инспекциям субъектов Российской Федерации, и Рекомендациям по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, согласованным с Минфином России, Госкомстатом России и Госналогслужбой России (письмо от 21.04.1993 N 9-2-13, от 13.04.1993 N 11-2-10/7 и от 24.05.1993 N 02-03-05), включенным в сборник "Основы бухгалтерского учета и отчетности крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и их ассоциаций", а также учитывая особый статус крестьянских (фермерских) хозяйств, до выхода приказов Минфина России от 12.11.1996 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" и от 21.11.1997 N 81н "О формировании годовой бухгалтерской отчетности" вышеуказанные хозяйства могли вести учет способом простой однократной записи, не применяя счета бухгалтерского учета и метод двойной записи, и представлять отчетность так, как это предусматривается в вышеуказанных Рекомендациях АККОР.
     
     Однако в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ.
     
     Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления отчетности.
     
     Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином России.
     
     До настоящего момента не разработаны и не утверждены специализированные формы бухгалтерской отчетности для крестьянских (фермерских) хозяйств (юридических лиц).
     
     В связи с вышеизложенным крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся юридическими лицами, бухгалтерскую отчетность представляют в общеустановленном порядке.
     
     В то же время обращаем внимание читателей журнала на то, что организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, могут переходить на упрощенную систему налогообложения и согласно п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2003 года.
     

Представление уточненной налоговой декларации при выявлении ошибки в расчетах

     
     Следует ли подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль, если при расчете единого социального налога не были учтены компенсации работникам за неиспользованный отпуск?
     
     Согласно ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
     
     В таких случаях налогоплательщик представляет в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом если ошибки (искажения) выявлены в отчетных (налоговых) периодах, прошедших до 1 января 2002 года, налогоплательщик представляет в налоговый орган уточненный Расчет (налоговую декларацию) налога от фактической прибыли по форме, установленной инструкцией МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". При обнаружении ошибок (искажений) в отчетных (налоговых) периодах, наступивших в период с 1 января 2002 года до 1 января 2004 года, уточненная налоговая декларация представляется по форме, утвержденной приказом МНС России от 07.12.2001 N БГ-3-02/542.
     
     Статьей 54 НК РФ предусмотрена норма, согласно которой в случае невозможности определения конкретного периода, к которому относятся ошибки (искажения), корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения). Именно такие случаи и предусмотрены положениями подпункта 10 ст. 250 НК РФ (в отношении внереализационных доходов), а также подпункта 1 п. 2 ст. 265 настоящего Кодекса (в отношении внереализационных расходов).
     
     Таким образом, при исправлении ошибок, в том числе в связи с уточнением налоговых деклараций по налогам, учитываемых в составе расходов, следует подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль.
     

Учет доходов организации, занимающейся игорным бизнесом

     
     ООО "Сатурн" получает доходы от игорного бизнеса и в ходе своей деятельности реализует игорный автомат. Реализация ООО игорного автомата не подпадает под определение понятия "игорный бизнес". Как правильно в этой ситуации для целей налогообложения прибыли определить результат от реализации?
     
     Согласно п. 9 ст. 274 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов и расходов налогоплательщиков не учитываются доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.
     
     Пунктом 1 ст. 364 НК РФ предусмотрено, что под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
     
     Реализация ООО "Сатурн" игрового автомата не подпадает под определение "игорный бизнес". Таким образом, организации, осуществляющие наряду с деятельностью, относящейся к игорному бизнесу, иную предпринимательскую деятельность, учитывают доходы и расходы по этой деятельности при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     В связи с этим следует отметить, что для целей исчисления налога на прибыль ст. 268 НК РФ установлен порядок определения расходов при реализации различных видов имущества, включая амортизируемое имущество, который распространяется на всех налогоплательщиков.
     
     При этом амортизируемым имуществом в целях исчисления налогооблагаемой прибыли согласно п. 1 ст. 256 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
     
     Если игровой автомат соответствует вышеперечисленным критериям, то он является амортизируемым имуществом.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что в соответствии с положениями ст. 256-259 НК РФ объекты, используемые в деятельности, облагаемой налогом на игорный бизнес, не относятся к группе объектов, исключенных из состава амортизируемого имущества.
     
     Таким образом, с момента приобретения и ввода в эксплуатацию игрового автомата ООО "Сатурн" должно вести учет расходов, связанных с эксплуатацией этого игрового автомата, в том числе и начислять амортизацию в установленном законодательством порядке. При этом в соответствии со ст. 274 НК РФ вышеуказанные расходы не учитываются для целей налогообложения прибыли.
     
     При реализации амортизируемого имущества в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 268 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить доходы от его реализации на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую согласно п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с этой реализацией, в частности на сумму расходов на хранение, обслуживание и транспортировку реализуемого имущества.
     
     В таком случае у ООО "Сатурн" для целей налогообложения прибыли при определении результата от реализации игрового автомата учету подлежат доходы, уменьшенные на остаточную стоимость игрового автомата, исчисленную с учетом начисленной амортизации за период эксплуатации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, а также на сумму расходов, понесенных при реализации автомата.
   

Учет лизингового имущества

     
     В связи с неурегулированностью в законодательстве понятия "выкупная стоимость" возникает неопределенность при решении вопроса о ее признании в качестве дохода для целей обложения налогом на прибыль у лизингодателей, применяющих метод начисления. Договором может предусматриваться внесение ежемесячных платежей, включающих часть первоначальной стоимости (часть выкупной стоимости) и вознаграждение лизингодателю. Объект лизинга в соответствии с условиями договора может учитываться на балансе лизингополучателя.
     
     Является ли ежемесячно уплачиваемая часть выкупной стоимости переданного в лизинг имущества лизинговым платежом? Как учитывается в целях налогообложения прибыли у лизингодателя, применяющего метод начисления, ежемесячно получаемая им часть выкупной стоимости лизингового имущества?
     
     Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ) предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона N 164-ФЗ за пользование предметом лизинга лизингополучатель выплачивает лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга.
     
     При этом согласно п. 1 ст. 28 Закона N 164-ФЗ под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в которую входят возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
     
     Выкупная стоимость - это затраты организации на приобретение объекта лизинга без учета услуг по лизингу.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.
     
     Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).
     
     Таким образом, если условиями договора лизинга предусмотрено, что амортизацию начисляет лизингополучатель, суммы амортизации по объекту лизинга не могут быть учтены у лизингодателя в составе расходов.
     
     Согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары.
     
     Ввиду того что у лизингодателя сохраняется право собственности на объект лизинга в течение всего периода договора лизинга, в момент передачи объекта лизинга лизингополучателю лизингодатель не может единовременно отнести к расходам первоначальную стоимость объекта лизинга.
     
     При этом выкупная цена не учитывается в составе лизингового платежа и возникает только при расчетах лизингополучателя с лизингодателем за предмет лизинга в связи с переходом на него права собственности.
     
     В этом случае согласно п. 2 ст. 15 Закона N 164-ФЗ субъекты лизинга заключают договор купли-продажи.
     
     Соответственно до перехода права собственности на предмет лизинга суммы выкупной стоимости при фактическом перечислении учитываются:
     
     - у лизингополучателя - в составе авансов выданных;
     
     - у лизингодателя - в составе авансов полученных.
     
     Исходя из вышеизложенного выкупная цена участвует у лизингополучателя в формировании первоначальной стоимости приобретаемого предмета лизинга, а у лизингодателя выкупная стоимость будет учитываться для целей налогообложения прибыли в составе доходов от реализации этого же предмета лизинга в момент перехода права собственности.
     

Учет процентов по инвестиционному налоговому кредиту

     
     Вправе ли организация учитывать для целей налогообложения прибыли проценты по инвестиционному налоговому кредиту?
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 265 НК РФ установлено, что к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса.
     
     В соответствии со ст. 269 НК РФ под долговым обязательством понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
     
     Долговые обязательства, расходы в виде процентов по которым могут быть отнесены к внереализационным расходам, носят гражданско-правовой характер.
     
     Инвестиционный налоговый кредит является одной из форм осуществления изменения срока уплаты налога (п. 3 ст. 61 НК РФ).
     
     Согласно п. 1 ст. 66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, приведенных в ст. 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
     
     Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет (п. 1 ст. 66 НК РФ).
     
     При этом порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита предусмотрены ст. 67 НК РФ.
     
     Следовательно, проценты по инвестиционному налоговому кредиту не относятся к процентам по заимствованиям гражданско-правового характера.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание положения п. 1 ст. 252 НК РФ, проценты, уплачиваемые организацией по инвестиционному налоговому кредиту, предоставленному в соответствии с настоящим Кодексом, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
     

Учет расходов в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду

     
     Учитываются ли для целей налогообложения прибыли расходы организации в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду в пределах установленных лимитов выбросов (сбросов)?
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.
     
     При этом п. 4 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
     
     При этом ст. 19 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду осуществляется нормирование в этой области охраны окружающей среды, в том числе утверждение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
     
     В ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" приведены понятия "предельно допустимый норматив вредного физического воздействия", "предельно допустимый выброс", "временно согласованный выброс".
     
     Предельно допустимый выброс - это норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других технологических нормативов.
     
     Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него утверждено постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183.
     
     В соответствии с п. 9 вышеуказанного Положения разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выдаваемыми территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, предприятиям устанавливаются предельно допустимые и временно согласованные выбросы.
     
     Учитывая вышеизложенное, платежи в пределах установленных лимитов, но превышающие предельно допустимые выбросы, являются платой за сверхнормативные выбросы и не учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с п. 4 ст. 270 НК РФ.
     

Учет расходов, связанных с приобретением питьевой воды

     
     В организацию поступает питьевая вода в соответствии с заключенным договором с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Однако согласно заключению Госсанэпиднадзора качество питьевой воды не соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.4.1074-01. Вправе ли организация уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с приобретением питьевой воды?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
     
     Согласно ст. 223 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда. Работодатель обязан обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
     
     В связи с вышеизложенным если качество питьевой воды, подаваемой в организацию на основании договоров, заключенных с организациями водопроводно-канализационного хозяйства, соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", введенным в действие приказом Минздрава России от 26.09.2001 N 24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01), то дополнительные расходы по приобретению питьевой воды являются экономически не оправданными и не могут относиться на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Если у организации имеется справка Госсанэпиднадзора о несоответствии водопроводной воды, поступающей в организацию, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и опасности ее использования в качестве питьевой, то расходы по приобретению питьевой воды для персонала организации либо затраты на приобретение специального оборудования для фильтрации водопроводной воды могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что организация водопроводно-канализационного хозяйства несет ответственность за качество подаваемой питьевой воды и соответствие его санитарным нормам и правилам (п. 92 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167).
     

Учет расходов по найму жилого помещения командированным работником

     
     Работник направлен в служебную командировку на личном автомобиле. Каким образом учитываются для целей налогообложения прибыли расходы по найму жилого помещения командированным работником?
     
     Главой 25 НК РФ предусмотрено, что расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относятся расходы:
     
     - на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
     
     - на наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
     
     - суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.
     
     Порядок направления в командировки приведен в инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Инструкция N 62), действующей в части, не противоречащей ТК РФ.
     
     Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
     
     В связи с этим расходы на командировку, в частности расходы на наем жилого помещения и проезд к месту командировки и обратно, учитываются только при наличии подтверждений о ее производственном характере.
     
     Кроме того, в силу п. 11 Инструкции N 62 расходы по найму жилого помещения в месте командировки возмещаются командированному работнику со дня прибытия и по день выезда.
     
     Следовательно, расходы по найму жилого помещения принимаются к учету только за время фактического пребывания работника в месте командировки, которое в соответствии с п. 6 Инструкции N 62 определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места командировки, проставляемым соответствующими должностными лицами предприятия или учреждения, в которое командирован работник.
     
     Вышеуказанные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в пределах фактически осуществленных и документально подтвержденных затрат только за период нахождения сотрудников в командировке.
     
     При этом расходы по найму жилого помещения за время вынужденной остановки в пути, подтвержденные соответствующими документами, в соответствии с п. 11 Инструкции N 62 возмещаются командированному.
     
     Соответственно, по нашему мнению, в случае вынужденной остановки в пути расходы по найму жилого помещения учитываются согласно подпункту 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     
     В противном случае расходы по найму жилого помещения за время нахождения командированного работника в пути, в том числе при проезде в место командировки и обратно на личном автотранспорте, используемом в служебных целях, не учитываются для целей налогообложения прибыли.
     
     При направлении работника организации в служебную командировку на личном автомобиле также необходимо учитывать следующее.
     
     Если личный автомобиль используется в служебных целях, то согласно подпункту 11 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей могут быть учтены в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
     
     При этом в размерах компенсации работнику уже учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля, в том числе затрат на приобретение ГСМ.
     

Учет потерь и недостач в пределах норм естественной убыли

     
     Наша организация осуществляет оптовую и розничную торговлю. Вправе ли мы учитывать для целей налогообложения прибыли потери и недостачи в пределах норм естественной убыли для оптовой и розничной торговли, утвержденных до 1 января 2002 года?
     
     С 1 января 2002 года введена в действие глава 25 НК РФ, в соответствии с которой к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются в том числе потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, которые должны быть утверждены в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 установлен порядок утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей, согласно которому разработка и утверждение вышеуказанных норм поручена соответствующим министерствам и ведомствам с последующим согласованием их с Минэкономразвития России.
     
     Разработка и утверждение норм естественной убыли для оптовой и розничной торговли осуществляются Минэкономразвития России. Эти нормы должны были быть утверждены федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке до 1 января 2003 года (п. 5 постановления Правительства РФ от 12.11.2002 N 814). Однако в настоящее время Минэкономразвития России утвердило только Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли, но не сами нормы (приказ Минэкономразвития России от 31.03.2003 N 95).
     
     Юридическая экспертиза ведомственных актов осуществляется Минюстом России после их представления на государственную регистрацию в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (с изменениями и дополнениями).
     
     Учитывая вышеизложенное, Департамент регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами Минюста России письмом от 24.02.2004 N 07-501 сообщил, что нормы естественной убыли после их утверждения подлежат представлению на государственную регистрацию в Минюст России.
     
     Таким образом, нормы естественной убыли для оптовой и розничной торговли после их разработки и согласования в установленном порядке должны быть направлены на государственную регистрацию в Минюст России, после чего могут быть применены для целей налогообложения прибыли.