Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О реализации отдельных положений законодательства о контрольно-кассовой технике


О реализации отдельных положений законодательства о контрольно-кассовой технике*1

      _____
     *1 См. также комментарий В.Р. Владимирова к постановлению Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники": НВ: комментарии... - 2005. - N 8. - С. 14.

С.В. Разгулин,
государственный советник налоговой службы Российской Федерации I ранга
     
     В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ)*1.
     _____
     *1 Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.02.2005 N 22-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина, в которой заявитель указывал, что приобретение ККТ является для него непосильным бременем. Основанием для отказа стали положения ст. 34 Конституции Российской Федерации о реализации права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, которая зависит от способностей и имущественного положения самого гражданина.
     
     Понятие "контрольно-кассовая техника", содержащееся в Законе N 54-ФЗ, включает помимо контрольно-кассовых машин (ККМ), оснащенных фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
     
     Вместе с тем Закон N 54-ФЗ допускает исключения из общего правила об обязательности применения ККТ.
     
     Во-первых, расчеты без применения ККТ могут осуществляться при оказании услуг населению, то есть гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя. Условием проведения таких расчетов является выдача бланков строгой отчетности.
     
     Порядок осуществления расчетов без применения ККТ, а также порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, порядок их учета, хранения и уничтожения установлены Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171.
     
     В вышеуказанное Положение включены отдельные нормы, которые содержались в актах более низкой юридической силы (в приказах Минфина России). Более того, некоторые положения о бланках строгой отчетности были отражены только в письмах (согласно действовавшим ранее правилам нормативные документы издавались в том числе в виде писем).
     

     В настоящее время предусмотрен переходный период в отношении ранее утвержденных Минфином России форм бланков строгой отчетности (всего было утверждено более 200 форм). Такие бланки могут применяться до их переутверждения в соответствии с требованиями, установленными вышеуказанным Положением.
     
     Если же бланки не будут переутверждены, то они прекратят свое действие 1 января 2007 года.
     
     Таким образом, использование в настоящее время приравниваемых к кассовым чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России, не является основанием для привлечения к ответственности за неприменение ККТ.
     
     Вновь утверждаемые бланки будут иметь дополнительные реквизиты, характеризующие специфику деятельности организации или индивидуального предпринимателя*1.
     _____
     *1 Банк строгой отчетности относится к первичным учетным документам, влияющим на порядок уплаты налогов, подтверждающим, в частности, возможность применения налоговых вычетов по НДС.
     
     Утверждение новых бланков будет производиться Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти всех уровней и Банка России. Обращение об утверждении бланка может быть направлено организациями, объединяющими субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
     
     Утверждение новых бланков будет производиться на определенный срок. Длительность их действия будет определяться при рассмотрении обращения об утверждении бланка.
     
     Вне зависимости от того, кто являлся заявителем при обращении об утверждении бланка, утвержденные бланки могут использоваться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими те услуги, для которых эти формы были утверждены.
     
     В случае невыдачи бланков организации и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление расчетов без применения ККТ.
     
     Во-вторых, Законом N 54-ФЗ установлен перечень видов деятельности, расчеты по которым могут производиться без применения ККТ и без выдачи бланков строгой отчетности. Это возможно, в частности:
     
     - при продаже газет и журналов, сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках. Доля продаж газет и журналов должна составлять не менее 50% в товарообороте, ассортимент сопутствующих товаров должен быть утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Реализация газет и журналов, сопутствующих товаров в иных торговых точках не освобождается от применения ККТ;
     

     - при торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
     
     Таким образом, при розничной торговле с лотка, расположенного рядом с автомашиной, в которой обеспечиваются показ и сохранность товара, организация или индивидуальный предприниматель обязаны применять ККТ;
     
     - при разносной мелкорозничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).
     
     Кроме того, органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть утвержден перечень отдаленных или труднодоступных местностей (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), на территории которых расчеты могут производиться без применения ККТ.
     
     На основании вышеназванных положений можно сделать вывод, что, если допускается осуществление расчетов без ККТ, должен соблюдаться ряд условий, которые могут быть проверены (например, норматив товарооборота).
     
     Одной из причин возникновения конфликтных ситуаций между налогоплательщиками и налоговыми органами является использование Законом N 54-ФЗ понятий, определение которых отсутствует в законодательстве (например, "городской общественный транспорт").
     
     Следует отметить как некорректность отдельных формулировок в отношении видов деятельности, в которых расчеты могут осуществляться без применения ККТ и выдачи бланков строгой отчетности, так и прямое противоречие с установленной обязанностью налогоплательщиков применять ККТ только в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
     
     Данное замечание относится, например, к продаже лотерейных билетов, ценных бумаг, не относящихся к товарам, приему от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома.
     

     Статья 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) устанавливает ответственность за неприменение в установленных законом случаях ККМ при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.
     
     Таким образом, законодательством не предусмотрена обязанность применения ККТ в случаях осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности, не являющейся продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг.
     
     В период действия Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" Верховный Суд Российской Федерации в определении от 19.12.2002 N КАС 02-624 указал, что обязанность применения ККМ при совершении операций, в которых физическое лицо выступает продавцом, а предприятие - покупателем, не предусмотрена, при этом прием предприятием от населения стеклопосуды и утильсырья, включая металлолом, с оплатой их стоимости является, по своей сути, предусмотренным ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации договором купли-продажи, по которому физическое лицо выступает в роли продавца, а предприятие - в роли покупателя.
     
     Кроме того, порядок использования покупателем ККТ при выдаче денежных средств продавцу нормативными правовыми актами не установлен.
     
     Вместе с тем в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ воспроизведена норма постановления Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 о том, что наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт могут производиться без применения ККТ при осуществлении приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, признанная вышеуказанным определением Верховного Суда Российской Федерации противоречащей федеральному законодательству и не подлежащей применению*1.
     _____
     *1 По мнению Президиума ВАС РФ, деятельность по приему металлолома от населения не является деятельностью, осуществление которой возможно без применения ККТ (см. постановление от 08.02.2005 N 12126/04). Ответственность, предусмотренная ст. 14.5 КоАП РФ, наступает независимо от того, в каком качестве выступает организация (предприниматель), осуществляющая наличные денежные расчеты при приеме металлолома от населения.
     
     Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением ККТ, виды ККТ, разрешенные к применению кредитными организациями, а также используемые в них программные продукты определяются Банком России. Контроль за соблюдением кредитными организациями требований Закона N 54-ФЗ осуществляется не налоговыми органами, а Банком России.
     

     ККТ подлежит применению и в случае, если расчеты осуществляются с организацией или с индивидуальным предпринимателем. Использоваться может та модель, которая включена в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр).
     
     Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 285 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по промышленности" предусмотрено, что ведение Государственного реестра осуществляется Федеральным агентством по промышленности.
     
     Несмотря на то что Закон N 54-ФЗ действует два года, до сих пор не приняты постановления Правительства РФ, устанавливающие порядок ведения Государственного реестра, требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения.
     
     На основании п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
     
     Продолжительность срока амортизации ККТ определяется с учетом утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. ККТ является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к амортизируемому имуществу четвертой группы (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
     
     Таким образом, модель ККТ, исключенная из Государственного реестра, может использоваться до окончания срока ее амортизации, но не более 7 лет. При этом способом продолжения службы является ремонт аппарата в центрах технического обслуживания, с тем чтобы машина отвечала версии модели, которая включена в Реестр.
     
     Согласно ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.
     
     Если согласно действующему законодательству начисление амортизации по ККТ не предусмотрено, то исключение такой техники из Государственного реестра влечет невозможность ее дальнейшего использования.
     
     Поскольку законодательством не предусмотрено иное, вышеназванные положения об определении срока использования ККТ применяются также в отношении налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
     
     ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета налогоплательщика. Использование ККТ, не зарегистрированной в налоговом органе, рассматривается как ее неприменение.
     
     Под применением ККТ понимается ее фактическое использование. При этом ККТ должна быть:
     
     - включена в Государственный реестр;
     
     - исправна;
     
     - опломбирована;
     
     - зарегистрирована в налоговых органах;
     
     - способна фиксировать расчетные операции на контрольной ленте и в фискальной памяти. Предназначение фискальной памяти состоит в обеспечении некорректируемой ежесуточной (ежесменной) регистрации и энергонезависимом долгосрочном хранении итоговой информации.
     
     Покупателям (клиентам) в момент оплаты должны выдаваться отпечатанные кассовые чеки. Налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о ККТ и в том числе вправе проверять выдачу кассовых чеков.
     
     Соответствующие полномочия налоговых органов приведены в ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"*1.
     _____
     *1 Правительством РФ внесен в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий дополнение Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" положениями о праве налоговых органов контролировать выполнение правил ведения кассовых операций и применять в случае их нарушения меры воздействия к организациям и индивидуальным предпринимателям.
     
     Документация, касающаяся ККТ, представляется организацией и индивидуальным предпринимателем налоговым органам при проведении проверок. Проверяющим должен быть обеспечен доступ к ККТ. Причем данные проверки не являются налоговыми.
     
     При несоблюдении требований, предъявляемых к применению ККТ, налоговые органы вправе применять наложение штрафов (ст. 14.5 КоАП РФ).
     
     Продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения ККТ влечет наложение административного штрафа:
     
     - на граждан - в размере от 15 до 20 МРОТ;
     
     - на должностных лиц - в размере от 30 до 40 МРОТ;
     
     - на юридических лиц - в размере от 300 до 400 МРОТ.
     
     Индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную для должностных лиц (постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16).
     
     Обязанность применять ККТ при осуществлении расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поэтому неприменение ККТ юридическим лицом вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не освобождает юридическое лицо от ответственности.
     
     Конституционный Суд Российской Федерации отказывал в принятии к рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод статьей 14.5 КоАП РФ (см. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, от 05.11.2003 N 348-О, от 05.11.2003 N 349-О).
     
     Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что нормы об административной ответственности не создают для судов общей и арбитражной юрисдикции препятствий в части реализации права избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, иных существенных обстоятельств.     

     Представляется необходимым внесение в Закон N 54-ФЗ необходимых изменений, устраняющих имеющиеся недостатки, а также предусматривающих урегулирование большинства вопросов, касающихся установления требований, предъявляемых к ККТ, в законодательном порядке.