Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Распоряжение ГТК России от 29.10.2003 N 596-p "Об утверждении Порядока работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей"


Порядок работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей,

утвержденный распоряжением ГТК России от 29.10.2003 N 596-р*1

     _____
     *1 Для удобства пользования извлечения из официального документа (выделены полужирным шрифтом) включены в текст комментария.
     

Извлечения

     
     В.П. Шавшина,
руководитель Адвокатского таможенного агентства Балтийской коллегии адвокатов, научный руководитель программы дополнительного образования по ВЭД СПбГУ, к.ю.н.

С.В. Васильев,
заместитель руководителя по налоговой практике Адвокатского таможенного агентства Балтийской коллегии адвокатов
     

     В общем виде под обеспечением уплаты таможенных платежей подразумевается принятие таможенными органами необходимых мер по взиманию соответствующих сумм таможенных платежей в целях исключения случаев возможного неисполнения плательщиком (лицом, ответственным за их уплату) своих обязанностей.
     
     При рассмотрении порядка работы таможенных органов читателям журнала необходимо обратить внимание на следующее: уплата причитающихся таможенных платежей часто обеспечивается без изменения срока уплаты, что объясняется разрывом между временем, когда товар подпадает под таможенный контроль, и установленным сроком декларирования товара, уплаты таможенных платежей и завершения процесса оформления товара в таможенном отношении или завершения действия таможенного режима.
     
     1. Настоящий Порядок работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей (далее - Порядок) устанавливает порядок работы таможенных органов со следующими способами обеспечения уплаты таможенных платежей (статья 340 Таможенного кодекса Российской Федерации, далее - Таможенный кодекс)*1:
     
     - залогом товаров и иного имущества;
     
     - банковской гарантией;
     
     - внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);
     
     - поручительством. <...>
     _____
     *1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066.
     
     Новым Таможенным кодексом Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ТК РФ) впервые в таможенном законодательстве узаконена возможность использования поручительства в качестве обеспечительной меры уплаты таможенных платежей, поскольку ранее действовавший ТК РФ, утвержденный Верховным Советом Российской Федерации 18.06.1993 N 5221-1, не устанавливал такой способ обеспечения, а существовавшая до 1 января 2004 года регламентация таможенных платежей была исключительно ведомственной*1.
     _____
     *1 См., например, приказ ГТК России от 14.05.1996 N 287, которым утверждено Временное положение об использовании таможенными органами договоров поручительства при транзите и доставке товаров под таможенным контролем. Согласно Временному положению договоры поручительства заключались при условии, что основным обязательством, обеспеченным договором поручительства, является обязательство перевозчика доставить товары и документы на них в установленные сроки из таможенного органа отправления в таможенный орган назначения, исполнять надлежащим образом все правила, установленные нормативными актами по таможенному делу в отношении таможенного режима транзита или доставки товаров под таможенным контролем. В качестве кредитора выступал таможенный орган; поручителем выступал владелец склада временного хранения, таможенного склада или свободного склада.
     
     В отличие от налогового законодательства перечень способов обеспечения уплаты таможенных платежей не является исчерпывающим.
     

     В ТК РФ предусмотрены возможность использования страхования соответствующих рисков, а также применение иных обеспечительных мер уплаты таможенных платежей, которые могут быть установлены правовыми актами Российской Федерации. Случаи применения до-говора страхования определяются совместно таможенным ведомством и органом, надзирающим за страховыми организациями; при этом последние включаются в специальный реестр.
     
     Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым способом по выбору плательщика с учетом компетенции таможенных органов на принятие решения о применении конкретного способа обеспечения таможенных платежей с целью достижения надлежащего исполнения основного обязательства.
     
     Залог, поручительство, банковская гарантия являются гражданско-правовыми способами обеспечения исполнения обязательств, от которых зависит порядок исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей.
     
     Залог и поручительство, к которым применяются положения гражданского законодательства, фактически устанавливаются по соглашению сторон и используются для предоставления определенных гарантий государству в лице таможенного органа, выступающего в качестве кредитора, в случае возможного нарушения плательщиком таможенных платежей положений соглашения о залоге или поручительстве. Регулирование институтов залога и поручительства основывается на регламентации, принятой в сфере обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств. Поскольку к правоотношениям, возникающим при установлении поручительства и залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, применяются положения гражданского законодательства, таможенный орган, выступающий от имени государства, и плательщик становятся сторонами гражданского договора. В то же время, поскольку законодатель указывает в ТК РФ на применимость норм гражданского законодательства, можно сделать вывод, что возникающие на практике варианты применения норм будут находить свое разрешение в соответствии с нормами гражданского права.
     
     Банковская гарантия и внесение причитающихся сумм на депозитный счет таможенного органа являются наиболее распространенной мерой обеспечения соответствующих обязанностей в таможенном деле.
     

     3. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается
     в случаях:
     
     - предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей;
     
     - условного выпуска товаров;
     
     - перевозки и (или) хранения иностранных товаров;
     
     - осуществления деятельности в области таможенного дела (статья 337 Таможенного кодекса);
     
     - для выпуска товаров до истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов
     (статья 149 Таможенного кодекса);
     
     - если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены (пункт 3 статьи 153 Таможенного кодекса);
     
     - в соответствии с пунктом 4 статьи 377 Таможенного кодекса;
     
     - в соответствии с пунктом 2 статьи 391 Таможенного кодекса;
     
     - в иных случаях, предусмотренных Таможенным кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации (статья 17 Таможенного кодекса); при принятии решения о необходимости внесения обеспечения таможенные органы руководствуются настоящим Порядком, а также иными нормативными правовыми актами ГТК России.
     
     Обеспечение уплаты таможенных платежей в случае изменения срока оплаты - наименее распространенный случай предоставления обеспечения таможенных платежей.
     
     Статьями 152, 160 и 337 ТК РФ установлено право таможенных органов требовать предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении условного выпуска товаров, что требует от нас более глубокого анализа в связи со статусом товара, определенным для таможенных целей. Для установления статуса товара необходимо убедиться в наличии уплаты таможенных платежей, а также в соблюдении всех запретов или ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленными ТК РФ и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Несоблюдение какого-либо из вышеперечисленных условий становится причиной условного выпуска товара.
     
     Товары подлежат условному выпуску в следующих случаях:
     

     1) если льготы, предоставленные по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, сопряжены с ограничением, вводимым на пользование и распоряжение товарами;
     
     2) если товары помещены под таможенные режимы таможенного склада*1, магазина беспошлинной торговли*2, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза*3, реэкспорта, международного таможенного транзита*4, уничтожения, а также под специальные таможенные режимы, применимые к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации;
     _____
     *1 См. Порядок совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада, утвержденный приказом ГТК России от 25.02.2004 N 236. В Порядке, в частности, регламентируется выдача разрешения на хранение товаров вне таможенного склада.
     *2 См. письмо ГТК России от 07.04.2004 N 01-06/12823 "Об использовании обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенный режим беспошлинной торговли".
     *3 См., в частности, письмо ГТК России от 24.02.2004 N 01-06/6678 "О предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей".
     *4 См., в частности, приказ ГТК России от 26.03.2004 N 370 "Об утверждении Инструкции об особенностях действий должностных лиц таможенных органов при таможенном оформлении российских товаров, перемещаемых по суше между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации транзитом через территорию Литовской Республики, с использованием автоматизированной системы "Калининградский транзит", телетайпограмму ГТК России от 26.04.2004 N ТФ-1383.
     
     3) если товары выпускаются без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
     
     Все товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе посредством их продажи или отчуждения иным способом. Если ограничения на ввоз товаров установлены в связи с проверкой качества товаров или безопасности их потребления, то эти товары запрещены к использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
     
     Если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов, товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, также считаются условно выпущенными. На основании данного положения можно сделать вывод, что первый случай предоставления отсрочки "поглощается" условным выпуском товара.
     

     Примерами льготного условного выпуска товаров являются выпуск товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями, а также выпуск товара в процессе корректировки таможенной стоимости товара, так как в соответствии с п. 6 ст. 323 ТК РФ, если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск товара производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены.
     
     При отсутствии на момент таможенного оформления у декларанта документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, либо доказательств, подтверждающих достоверность использованных данных, таможенный орган имеет право принять решение о предоставлении товара в пользование декларанту при условии обеспечения уплаты полной суммы таможенных платежей. При этом уполномоченные должностные лица таможенных органов направляют декларанту требование, оформленное по установленной приложением 2 к приказу ГТК России от 02.10.2003 N 1096 форме, с приложением расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости товаров.
     
     Статьей 150 ТК РФ установлена возможность выпуска товаров, декларируемых в льготном порядке, предусмотренном ст. 67 и 68 ТК РФ, до подачи таможенной декларации.
     
     Предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей используется для выпуска товаров до истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов.
     
     Изъятие товаров и наложение на них ареста могут не производиться при проведении специальной таможенной ревизии, если лицо, у которого эти товары обнаружены, предоставляет обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, которое может быть взыскано, за исключением случая, если товары запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или обороту в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в отношении товаров установлены количественные ограничения при их ввозе согласно законодательству Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.
     
     Обеспечение уплаты таможенных платежей необходимо при обнаружении у лиц, приобретших товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу. Следствием незаконного перемещения товаров является неуплата таможенных пошлин, налогов либо несоблюдение запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. На такие товары налагается арест либо они подлежат изъятию и помещению на временное хранение так же, как изымаются товары и налагается на них арест при проведении таможенной ревизии. Лица, указанные выше, вправе уплатить таможенные платежи и выполнить иные требования и условия таможенного оформления товаров в упрощенном порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом, если эти лица уплачивают таможенные платежи не позднее чем в течение пяти дней со дня обнаружения у них товаров либо обеспечивают их уплату, товары не изымаются. Пени на вышеуказанные суммы таможенных платежей не начисляются.
     

     Одним из наиболее слабых звеньев в системе таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, специалисты считают обеспечение до-ставки товаров и транспортных средств от пограничных до внутренних таможенных органов и наоборот. Несмотря на то что таможенным законодательством предусмотрен ряд положений, регламентирующих процесс доставки товаров и транспортных средств в места, определяемые таможенными органами, на практике возникает еще достаточно много проблем*1.
     _____
     *1 См.: Кулешов В.В., Копанева П.С. Использование банковских гарантий в таможенном деле.
     
     В соответствии с Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973 (далее - Инструкция N 973), таможенный орган отправления*1 вправе принять одну из следующих мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите (ВТТ) или международном таможенном транзите (МТТ) товаров:
     _____
     *1 Таможня, в регионе деятельности которой начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита либо в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита.
     
     1) обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении иностранных товаров (в размерах, соответствующих сумме ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения. Если сведений о товарах, представленных для целей ВТТ, недостаточно для исчисления суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, размер обеспечения определяется в порядке, предусмотренном ст. 338 ТК РФ);
     
     2) таможенное сопровождение (ст. 87 ТК РФ);
     
     3) определение маршрутов (п. 3 ст. 86 ТК РФ).
     
     Инструкцией N 973 предусмотрены ситуации, не требующие обеспечения мер по соблюдению таможенного законодательства Российской Федерации при ВТТ или МТТ товаров, например:
     
     - при перевозке товаров, осуществляемой таможенным перевозчиком;
     

     - в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, при транзите товаров (п. 16 Инструкции N 973).
     
     Следует отметить, что  не распространяется:
     
     - на ВТТ товаров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения регулярного международного рейса в месте прибытия товаров совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной выгрузки товаров;
     
     - на ВТТ и МТТ товаров, перевозимых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач;
     
     - на ВТТ и МТТ товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже и ручной клади физическими лицами для личного потребления;
     
     - на транспортные средства, перемещаемые в соответствии с МТТ.
     
     Особенности применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при помещении товаров при ВТТ или в таможенном режиме МТТ установлены Инструкцией об особенностях применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите, утвержденной распоряжением ГТК России от 09.12.2003 N 666-р*1.
     _____
     *1 Не применяется при ВТТ подакцизных маркированных товаров (п. 2 распоряжения ГТК России от 09.02.2004 N 45-р "О внесении изменений в распоряжение ГТК России от 09.12.2003 N 666-р").
     
     В качестве подтверждения внесения обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем или международном таможенном транзите, выдаваемого в соответствии с порядком работы таможенных органов при генеральном обеспечении уплаты таможенных платежей, установленном нормативными правовыми актами ГТК России, применяется гарантийный сертификат (далее - сертификат). При генеральном обеспечении уплаты таможенных платежей указывается, что данное обеспечение будет применяться при внутреннем или международном таможенном транзите.
     
     Сертификат*1, подтверждающий обеспечение уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите, оформляется как при обеспечении уплаты таможенных платежей для одной перевозки товаров на одном транспортном средстве, так и при генеральном обеспечении уплаты таможенных платежей.
     _____
     *1 Форма сертификата приведена в приложении 2 к Временному положению об использовании таможенными органами банковских гарантий при транзите и доставке товаров под таможенным контролем, утвержденному приказом ГТК России от 11.01.1996 N 18.
     

     Если разрешение на ВТТ при перевозке товаров из места расположения таможенного органа назначения до места хранения (склада временного хранения, таможенного склада) выдается владельцу склада временного хранения (таможенного склада), сертификат, подтверждающий обеспечение уплаты таможенных платежей, может оформляться на основании и в пределах суммы обеспечения уплаты таможенных платежей деятельности владельца склада временного хранения (таможенного склада). При этом выдавать, регистрировать и осуществлять контроль за использованием сертификата может таможенный пост, являющийся таможенным органом назначения. Сертификат выдается на каждую (одну) перевозку товаров на каждом (одном) транспортном средстве.
     
     Сертификаты могут использоваться в качестве документа, подтверждающего внесение обеспечения уплаты таможенных платежей, при внутреннем или международном таможенном транзите при условии, что срок действия банковской гарантии, договора поручительства или договора залога, на основании которых они выданы, превышает срок предполагаемого окончания перевозки товаров не менее чем на два месяца.
     
     Таможенный орган отправления дает разрешение на внутренний или международный таможенный транзит в соответствии с ТК РФ и нормативными правовыми актами ГТК России, относящимися к внутреннему или международному таможенному транзиту. При этом на оборотной стороне сертификата должностное лицо таможенного органа отправления указывает номер транзитной декларации, срок доставки товаров, дату выдачи разрешения на внутренний или международный таможенный транзит, подписывает вышеуказанные сведения и проставляет оттиск личной номерной печати.
     
     Для подтверждения доставки товаров в таможенный орган назначения перевозчик вправе представить в таможню, зарегистрировавшую банковскую гарантию, договор поручительства, таможенную расписку или договор залога, третий лист транзитной декларации либо комплект документов, используемых в качестве транзитной декларации, а также свидетельство о завершении ВТТ (если выдача свидетельства о завершении ВТТ предусмотрена нормативными правовыми актами ГТК России) с отметками таможенного органа назначения о надлежащем завершении внутреннего или международного таможенного транзита (далее - документы, подтверждающие доставку товаров).
     
     После получения документов, подтверждающих доставку товаров, осуществляется погашение сертификата, реквизиты которого приведены в этих документах, для чего на оборотной стороне копии Таможенного приходного ордера (ТПО), выданного на основании банковской гарантии, договора поручительства или договора залога, или копии таможенной расписки, подтверждающей внесение денежного залога, указываются номера документов, подтверждающих доставку товаров, и проставляются оттиск личной номерной печати и подпись.
     

     По истечении срока исполнения обязательств по банковской гарантии, договору поручительства или договору залога неиспользованные сертификаты не принимаются таможенными органами отправления.
     
     Выданные сертификаты с истекшим сроком исполнения обязательств снимаются с контроля таможней, выдавшей сертификат, после получения по оперативным каналам связи из таможенного органа отправления информации о том, что данные сертификаты не предъявлялись и разрешения на внутренний или международный таможенный транзит по ним не выдавались.
     
     Если таможня обнаруживает недоставку товаров, перевозимых в соответствии с процедурами внутреннего или международного таможенного транзита, она информирует об этом с использованием оперативных каналов связи таможню, выдавшую сертификат.
     
     Доставка отдельных подакцизных товаров*1, подлежащих маркировке*2 и ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с режимом выпуска для внутреннего потребления, допускается только при наличии на таком товаре марок акцизного сбора, свидетельствующих об обеспечении уплаты таможенных платежей.
     _____
     *1 Алкогольной продукции, табака и табачных изделий, перечень которых определен приложением 1 к приказу ГТК России от 28.12.2000 N 1230 [применяется в части, не противоречащей ТК РФ (согласно письму ГТК России от 30.12.2003 N 01-06/50932)].
     *2 См. постановление Правительства РФ от 04.09.1999 N 1008 "Об акцизных марках".
     
     При помещении товаров, маркированных акцизными марками, под процедуру ВТТ в качестве документов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных платежей, используются заявление на покупку акцизных марок с отметками уполномоченного таможенного органа о принятии обеспечения выполнения обязательства импортера или его копия, заверенная уполномоченным таможенным органом, и копии ТПО или таможенной расписки, подтверждающих принятие обеспечения уплаты таможенных платежей по представленному обязательству импортера (за исключением заявлений на покупку акцизных марок, зарегистрированных до 1 апреля 2004 года)*1.
     _____
     *1 См. письмо ГТК России от 25.03.2004 N 01-06/10888 "О порядке применения таможенными органами обеспечения выполнения обязательства импортера о ввозе товаров и использовании акцизных марок".
     

     При доставке товаров, следующих в адрес магазинов беспошлинной торговли, в качестве дополнительной меры обеспечения соблюдения таможенного законодательства используются договоры поручительства, заключаемые магазинами с таможнями назначения в соответствии с Временным положением об использовании таможенными органами договоров поручительства при транзите и доставке товаров под таможенным контролем, утвержденным приказом ГТК России от 14.05.1996 N 287.*1
     _____
     *1 Данный приказ ГТК России применяется в части, не противоречащей ТК РФ (письмо ГТК России от 22.01.2004 N 01-06/2109).
     
     При рассмотрении применения способов обеспечения обязательств в таможенном деле необходимо учитывать, что кроме таможенных платежей, непосредственно связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, используется обеспечение исполнения иных обязанностей, определенных нормами таможенного законодательства.
     
     Таможенный брокер обеспечивает перед таможенными органами выполнение своих обязательств, которые обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК РФ в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под соответствующие таможенный режим или таможенную процедуру. Таможенный брокер (представитель) обязан уплатить таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату.
     
     Таможенный перевозчик несет ответственность перед таможенными органами, в том числе за уплату таможенных платежей, до фактической передачи товаров владельцу склада временного хранения в месте доставки либо фактической передачи товаров лицу, обладающему полномочиями в отношении этих товаров. При международной перевозке грузов применяется книжка МДП, которая выполняет роль гарантийного сертификата. По каждой книжке МДП гарантируется уплата таможенных пошлин и налогов в пределах 50000 долл. США. Гарантийной ассоциацией при транзите и доставке товаров под таможенным контролем Российской Федерации с соблюдением процедуры МДП является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). АСМАП несет солидарную ответственность с перевозчиками, с которых причитаются эти платежи*1.
     _____
     *1 См. Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, утвержденное приказом ГТК России от 18.05.1994 N 206.
     

     Предусматривается также ответственность владельца таможенного склада за уплату таможенных платежей:
     
     - в случае утраты товаров, хранящихся на таможенном складе, либо их выдачи без разрешения таможенного органа (за исключением случая, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения) (п. 2 ст. 230 ТК РФ);
     
     - в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения, если непосредственно он получил разрешение на ВТТ (п. 5 ст. 230 и п. 1 ст. 90 ТК РФ).
     
     Таможенный перевозчик*1 обязан предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму не менее 20 млн. руб. и застраховать риск своей гражданской ответственности в пределах не менее 20 млн. руб.
     _____
     *1 До вступления в силу ныне действующего ТК РФ требовалось уплатить сбор за выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика в размере 500 МРОТ, а также заключить договор страхования своей деятельности в размере не менее 1000 МРОТ в отношении товаров, не облагаемых в Российской Федерации акцизом, или 10000 МРОТ в отношении товаров, облагаемых в Российской Федерации акцизом (приказ ГТК России от 18.01.1994 N 20).
     
     Таможенный брокер обязан предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму не менее 50 млн. руб. и застраховать риск своей гражданской ответственности в пределах не менее 20 млн. руб.
     
     Владелец склада временного хранения (СВХ)*1 или таможенного склада (ТС)*2 закрытого и открытого типа обязан предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму не менее 2,5 млн. руб. Дополнительно владелец СВХ или ТС открытого типа обязан предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей из расчета: для открытой площадки - 1000 руб. за 1 кв.м площади; для помещения - 300 руб. за 1 куб.м полезного объема. Владелец СВХ или ТС обязан застраховать риск своей гражданской ответственности из расчета: для открытой площадки - 3500 руб. за 1 кв.м площади; для помещения - 1000 руб. за 1 куб.м полезного объема. При этом общая страховая сумма не может быть менее 2 млн. руб.
     _____
     *1 Суммы обеспечения для владельцев СВХ в ранее действовавшем ТК РФ не были предусмотрены вообще. За выдачу лицензии на учреждение СВХ было предусмотрено взимание сбора в размере 800 МРОТ.
     *1 До вступления в силу ныне действующего ТК РФ сумма обеспечения уплаты таможенных платежей при учреждении ТС рассчитывалась исходя из площади, если в качестве таможенного склада заявлялась открытая площадка, или объема помещения (иного места), заявляемого в качестве ТС, и принималась из расчета 100 евро за 1 кв.м площади или 20 евро за 1 куб.м объема помещения соответственно, но не менее чем на сумму, эквивалентную 50 тыс. евро. При учреждении ТС закрытого типа размер обеспечения уплаты таможенных платежей мог был быть установлен таможенным органом исходя из статистической стоимости товаров, которые могли быть помещены на ТС, и принят на сумму не ниже 15 % максимальной статистической стоимости таких товаров, но не менее 50 тыс. евро (приказ ГТК России "Об утверждении Положения о таможенном режиме таможенного склада" от 24.07.2001 N 720). За выдачу лицензии на учреждение ТС было предусмотрено взимание сбора в размере от 1000 до 2000 МРОТ в зависимости от общей площади склада.
     
     Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается и в иных случаях, предусмотренных ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации. Данный вывод обусловлен правом таможенного органа требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей.
     
     В частности, требуется обеспечение выполнения обязательства импортера при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, в целях их реализации на территории Российской Федерации*1. Так, во исполнение п. 6, 7 постановления Правительства РФ от 04.09.1999 N 1008 "Об акцизных марках" выдача импортерам акцизных марок производится только при условии представления в таможенный орган, зарегистрировавший заявление на покупку акцизных марок, обязательства импортера, предусматривающего выполнение последним следующих действий в пределах установленных сроков:
     _____
     *1 Приказ ГТК России от 28.12.2000 N 1230 "О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками" (в ред. от 18.11.2002).
     
     - ввоз в установленном порядке маркированных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в целях их реализации на этой территории;
     
     - размещение ввезенных маркированных товаров в разрешенных местах доставки и хранения;
     
     - возврат поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок выдавшему их таможенному органу;
     
     - представление отчета об использовании акцизных марок в установленном порядке.
     
     Пунктом 14 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 718, предусмотрено, что временный ввоз на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранного государства, российскими физическими лицами допускается при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК РФ. Таможенное законодательство предусматривает обязательное обеспечение исполнения обязанности уплаты таможенных платежей в случае временного ввоза транспортных средств для личного пользования, ввозимых физическими лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации. При этом данное обеспечение вносится вышеуказанными лицами в таможенные органы, в регионе деятельности которых данные лица проживают (зарегистрированы в установленном порядке). Если обеспечение не внесено в вышеуказанный таможенный орган, оно должно вноситься в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска на Государственной границе Российской Федерации*1. Если транспортные средства не вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации по истечении установленного срока*2, в отношении таких временно ввезенных транспортных средств взимаются таможенные пошлины, налоги в соответствии с вышеуказанным Положением.
     _____
     *1 Приказ ГТК России от 11.12.2003 N 1440, письмо ГТК России от 12.04.2004 N 01-06/13351 "Об обеспечении уплаты таможенных платежей".
     *2 В совокупности срок временного ввоза не должен превышать шести месяцев в течение одного календарного года в отношении каждого временно ввозимого транспортного средства (п. 7 ст. 283 ТК РФ).
     
     Данное обеспечение уплаты таможенных платежей может быть произведено как лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, так и любым иным лицом в пользу первого.
     
     4. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей.
     
     5. Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым из указанных в пункте 1 настоящего Порядка способов по выбору плательщика, с учетом компетенции таможенных органов на принятие решения о применении конкретного способа обеспечения.
     
     Решение о принятии обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей в виде денежного залога принимается таможенным постом (таможней), перед которым возникает обеспечиваемое обязательство, либо вышестоящим таможенным органом с учетом положений пункта 13 Порядка.
     
     Решение о принятии обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей в виде банковской гарантии принимается таможней, перед которой возникает обеспечиваемое обязательство, либо вышестоящим таможенным органом с учетом положений пункта 13 Порядка.
     
     Решение о принятии обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей в виде залога товаров и иного имущества или поручительства принимает ГТК России. При этом договор залога или поручительства заключается таможней, перед которой возникает обеспечиваемое обязательство, либо вышестоящим таможенным органом с учетом положений пункта 13 Порядка. ГТК России устанавливает случаи и перечень категорий лиц, уполномоченных выступать поручителями перед таможенными органами, заключение договоров поручительства с которыми возможно производить на уровне таможни без получения дополнительного разрешения ГТК России.
     
     Возможно применение нескольких способов обеспечения уплаты таможенных платежей по одному обязательству. <...>
     
     Таможенное законодательство определяет случаи неприменения обеспечительных мер:
     
     1) если сумма причитающихся к уплате таможенных пошлин, налогов, пеней составляет менее 20 тыс. руб.;
     
     2) если таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены (п. 2 ст. 337 ТК РФ), то есть при возникновении доверия со стороны таможенного органа. Данная формулировка в правоприменительной практике российских таможенных органов приобрела устойчивый негативный смысл*1. Формулировка "...имеет основания полагать..." нарушает презумпцию добропорядочности участников гражданского оборота и новый для таможенного законодательства принцип добросовестности участника внешнеэкономической деятельности. Данный вывод подтверждается также позицией ГТК России, выраженной в соответствующих разъяснениях.
     _____
     *1 См., например, п. 14 и 23 Положения об определении страны происхождения товаров, утвержденного приказом ГТК России от 02.06.2003 N 600; п. 46 Положения о таможенном режиме переработки товаров под таможенным контролем, утвержденного приказом ГТК России от 08.04.2003 N 380; п. 18 и 28 Положения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 19.11.2002 N 1208.
     
     Согласно письму ГТК России от 26.04.2004 N 01-06/15406 "О предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей" решение о необходимости внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимает начальник таможенного органа с учетом системы анализа и управления рисками. При принятии решения он должен в первую очередь руководствоваться тем, что задолженность по уплате таможенных платежей, возникшая в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства, взятого перед таможенным органом, должна быть погашена в любом случае.
     
     В отношении товаров, выпущенных условно в связи с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечение уплаты таможенных платежей применяется только в случаях отсутствия необходимых документов, подтверждающих правомерность применения таких льгот, в размере условно начисленных таможенных платежей*1.
     _____
     *1 Распоряжение ГТК России от 17.03.2004 N 118-р "О размере обеспечения уплаты таможенных платежей".
     
     В отношении товаров, помещенных под определенные таможенные режимы, ГТК России, например, дал разъяснения в отношении большегрузных транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов*1. Ввиду того, что данные товары ограничены к использованию в Российской Федерации и контроль за их эксплуатацией и коммерческими операциями с ними осуществляются и другими государственными службами, предъявление таможенными органами требований по обеспечению уплаты таможенных платежей должно быть обоснованным и адекватным деятельности российских организаций как международных перевозчиков. При этом решение об обеспечении уплаты таможенных платежей должно приниматься с учетом позиции Минтранса России и ходатайства АСМАП. Требование по обеспечению уплаты таможенных платежей предъявляется только в случае неоднократного нарушения владельцем большегрузных автомобильных транспортных средств таможенного законодательства Российской Федерации в части уклонения либо способствования уклонению от уплаты таможенных платежей за перемещаемые товары.
     _____
     *1 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок".
     
     Для урегулирования вопросов о необходимости предъявления требований по обеспечению уплаты таможенных пошлин при помещении товаров (культурных ценностей), временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для экспонирования российскими государственными и муниципальными музеями, под таможенный режим временного ввоза ГТК России подготовил соответствующие разъяснения*1, согласно которым предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении культурных ценностей, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для экспонирования российскими государственными и муниципальными музеями, а также другими государственными организациями культуры с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, не требуется.
     _____
     *1 Письмо ГТК России от 24.02.2004 N 01-06/6678 "О предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей".
     
     8. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом, исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм (пункт 1 статьи 338 Таможенного кодекса).
     
     9. Если при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, размер обеспечения определяется, исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений (пункт 2 статьи 338 Таможенного кодекса).
     
     10. В случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом как разница между суммой таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены, и суммой уплаченных таможенных пошлин, налогов (пункт 3 статьи 338 Таможенного кодекса).
     
     11. В случае, если ГТК России устанавливается фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров (пункт 4 статьи 338 Таможенного кодекса), такое решение доводится до таможенных органов отдельным нормативным актом ГТК России.
     
     12. Если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенный орган принимает обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций - генеральное обеспечение (статья 337 Таможенного кодекса).
     
     13. Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения таможенных операций в нескольких таможенных органах, если такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обеспеченных обязательств (статья 337 Таможенного кодекса). ГТК России устанавливает случаи и перечень категорий лиц, уполномоченных вносить генеральное обеспечение, а также порядок учета и контроля за применением генерального обеспечения уплаты таможенных платежей отдельным нормативным правовым актом. <...>
     
     Обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении условно выпущенных товаров при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов применяется в размере таможенных пошлин и налогов, срок уплаты которых изменен.
     
     Обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении товаров, выпущенных условно в связи с фактическим непоступлением сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов, применяется в размере таких сумм.
     
     Размер обеспечения уплаты таможенных платежей не может превышать размер сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или при их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта и не может превышать вышеуказанные суммы.
     
     Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется в соответствии с п. 1 ст. 338 ТК РФ исходя из размера подлежащих уплате таможенных платежей, если при внесении обеспечения уплаты таможенных платежей представлены документы, содержащие точные сведения о характере товаров, наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости и позволяющие произвести расчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств физическими лицами*1. Если такой размер невозможно установить точно, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть установлены на основании имеющихся сведений (о характере товара, наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости).
     _____
     *1 Распоряжение ГТК России от 17.03.2004 N 118-р "О размере обеспечения уплаты таможенных платежей".
     
     При определении размера обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении товаров (за исключением подакцизных), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, размер обеспечения уплаты таможенных платежей при недостаточности сведений о товарах, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных платежей, устанавливается таможенным органом с учетом направляемой ГТК России в таможенные органы информации о конъюнктуре рынка отдельных видов товаров и справочной информации по уровню взимаемых таможенных платежей по товарным позициям ТН ВЭД в расчете на 1 кг веса брутто*1.
     _____
     *1 Распоряжение ГТК России от 17.03.2004 N 118-р "О размере обеспечения уплаты таможенных платежей".
     
     При осуществлении контроля таможенной стоимости, как правило, возникают сомнения не столько в характеристиках товара (его наименовании, количестве, стране происхождения), сколько в правильности определения его таможенной стоимости в соответствии с заявленным методом ее определения. В этом случае необходимо уточнение уже заявленной таможенной стоимости с учетом конкретных обстоятельств сделки*1.
     _____
     *1 См. письмо ГТК России от 20.01.2004 N 01-06/1801 "О размере обеспечения уплаты таможенных платежей при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров".
     
     Учитывая вышеизложенное, определение размера обеспечения уплаты таможенных платежей при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров при условии, что сведений о товаре достаточно, производится в соответствии с п. 28 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399. В случае отсутствия в таможенном органе сведений для расчета размера обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с вышеуказанным Положением обеспечение рассчитывается на основе справочной информации, направляемой в подчиненные таможенные органы во исполнение приказа ГТК России от 09.12.2003 N 1411 "О размере обеспечения уплаты таможенных платежей"*1.
     _____
     *1 Приказ ГТК России от 09.12.2003 N 1411 утратил силу в связи с изданием приказа ГТК России от 10.03.2004 N 295.
     
     Если таможенный орган обнаруживает признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут оказаться недостоверными либо должным образом не подтверждены, выпуск товаров осуществляется при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таможенным органом дополнительной проверки. Таможенный орган сообщает декларанту в письменной форме размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей, который определяется как разница между суммой таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены, и суммой уплаченных таможенных пошлин, налогов. При этом на таможенные органы возлагается обязанность по направлению расчета обеспечения таможенных платежей, который производится по форме, установленной приложением 3 к Положению о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей может устанавливаться в отношении отдельных видов товаров. Если ГТК России устанавливает фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров (п. 4 ст. 338 ТК РФ), такое решение доводится до таможенных органов отдельным нормативным актом. В частности, фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей установлен в отношении подакцизных товаров*1, который применяется в том числе в отношении транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию как юридическим лицами, так и физическими лицами для личного пользования.
     _____
     *1 Приказ ГТК России от 17.03.2004 N 330 "О фиксированном размере обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров".
     
     Письмом ГТК России от 26.12.2003 N 01-06/50515 "О размере обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами" разъяснено, что, если при внесении обеспечения уплаты таможенных платежей физическое лицо представляет документы, позволяющие точно идентифицировать транспортное средство, которое будет ввозиться данным физическим лицом в Российскую Федерацию [марка, модель (модификация), год выпуска, объем двигателя, мощность двигателя, идентификационный номер], и произвести расчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, размер обеспечения определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 338 ТК РФ, исходя из размера подлежащих уплате таможенных платежей. В этом случае в таможенной расписке в обязательном порядке указываются сведения о транспортном средстве, установленные приказом ГТК России от 24.11.2003 N 1311, а само транспортное средство пропускается на таможенную территорию Российской Федерации без дополнительного внесения обеспечения уплаты таможенных платежей только при условии совпадения характеристик фактически ввозимого транспортного средства со сведениями о нем, указанными в таможенной расписке.
     
     В случае обеспечения одним лицом нескольких таможенных операций применяется генеральное обеспечение (п. 3 ст. 337 ТК РФ). Термин "генеральное обеспечение" введен в обращение п. 3 ст. 337 ТК РФ. Генеральное обеспечение предусматривает возможность совершения одним и тем же лицом нескольких таможенных операций в определенный срок.
     

(Окончание следует)