Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц


Т.В. Назарова
     

Представление сведений о доходах работников

     
     Должны ли обособленные подразделения, имеющие свои бухгалтерии и самостоятельно начисляющие заработную плату своим работникам, представлять сведения о доходах своих работников в налоговый орган по месту своего нахождения и постановки на налоговый учет или головная организация обязана представлять сведения по форме N 2-НДФЛ о доходах как работников головной организации, так и работников обособленных подразделений по месту своей постановки на налоговый учет?
     
     В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
     
     Согласно ст. 230 НК РФ организации обязаны вести учет доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
     
     Из вышеприведенной ситуации следует, что обособленные подразделения самостоятельно начисляют и выплачивают заработную плату и иные доходы своим работникам, ведут учет доходов физических лиц, осуществляют расчет налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Следовательно, такие обособленные подразделения обязаны представлять сведения о доходах физических лиц непосредственно в территориальную налоговую инспекцию по месту своего учета (регистрации).
     

Применение рыночной цены в целях исчисления НДФЛ

     
     Три юридических лица объединились в простое товарищество с целью оказания платных образовательных услуг в области высшего образования. По взаимному соглашению участников отдельным студентам, имеющим особые успехи в учебе (отличные оценки и отсутствие задолженностей по сдаче зачетов и экзаменов), предоставляются особые условия по оплате обучения: договорная цена образовательных услуг для данных обучающихся на 50% ниже стандартной цены образовательных услуг. Стандартная цена образовательных услуг на соответствующий учебный год устанавливается приказом ректора и указывается в контракте между образовательным учреждением и обучающимся, подписываемом сторонами. Цена образовательных услуг для лиц, имеющих особые успехи в учебе, также устанавливается приказом ректора и приводится в дополнительном соглашении к контракту.
     
     Возникает ли объект обложения НДФЛ для успешно обучающегося студента в случае, если договорная цена образовательных услуг, установленная контрактом между успешно обучающимся и образовательным учреждением, на 50% ниже договорной цены, установленной другим контрактом между обучающимся, не имеющим особых успехов в учебе, и образовательным учреждением? Усматриваются ли в вышеуказанном случае основания для вынесения налоговым органом мотивированного решения о доначислении налога?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе).
     
     Согласно ст. 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) стороны свободны в установлении условий договора, кроме случая, если содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаев, когда применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
     
     Пунктом 2 ст. 40 НК РФ установлены случаи, при которых налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам. Таким образом, при определении цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения только в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 40 НК РФ, налоговым органом может быть оспорена цена, указанная сторонами сделки, а именно: по сделкам между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
     
     Следовательно, в иных случаях налоговый орган не вправе оспаривать для целей налогообложения цену товаров, работ, услуг, указанную сторонами сделки, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Таким образом, в соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 40 НК РФ при значительном колебании (более чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам.
     
     Из вышеизложенного следует, что если в ходе проверки будет установлено, что цены на определенные товары (работы, услуги) отклоняются больше чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), то налоговый орган вправе проверить правильность применения цены налогоплательщиком.
     
     Поскольку образовательным учреждением заключаются контракты на оказание идентичных образовательных услуг как с обычными студентами, так и с успешно обучающимися студентами, то налоговый орган при установлении обстоятельств, предусмотренных п. 4 ст. 40 НК РФ, вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени.
     

Налогообложение при выходе из общества с ограниченной ответственностью

     
     Общество с ограниченной ответственностью (ООО) было зарегистрировано в 2003 году; уставный капитал ООО был образован за счет взносов физических лиц, в частности взноса Иванова А.А. номинальной стоимостью 6000 руб., что составляет 60% уставного капитала. В течение года после принятия в ООО участники полностью оплатили каждый свою долю в уставном капитале. В 2004 году ООО для осуществления своей деятельности купило здание магазина стоимостью 1 000 000 руб. В августе 2004 года на общем собрании участников было принято решение об увеличении уставного капитала за счет дополнительного взноса одного из участников - Иванова А.А. в размере 1 500 000 руб. В декабре 2004 года Иванов А.А. подал заявление о продаже своей доли. Так как другие участники отказались приобрести его долю, ООО приняло решение выкупить долю Иванова А.А. и выплатить ее действительную стоимость имуществом, в частности зданием магазина, остаточная стоимость которого равна 995 000 руб. (1 000 000 руб. минус сумма начисленной амортизации). Стоимость оставшейся доли в размере 505 000 руб. должна быть выплачена денежными средствами. Должен ли Иванов А.А. уплатить НДФЛ, и если "да", то с какой суммы?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в частности, доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций.
     
     Согласно ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества. В случае выхода участника его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из общества. При этом оно обязано выплатить участнику, подавшему заявление о выходе, действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, либо с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости. Действительная стоимость доли участника выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером его уставного капитала.
     
     При выходе физического лица из состава участников общества сумма положительной разницы между полученной стоимостью доли (стоимость магазина и денежные средства) и первоначальным взносом в уставный капитал будет являться доходом, подлежащим обложению НДФЛ по ставке 13% (ст. 224 НК РФ). При этом имущество, в частности здание магазина, должно быть оценено не по балансовой стоимости, а по рыночной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ.
     

Предоставление социальных налоговых вычетов

     
     Решением попечительского совета была создана некоммерческая городская общеобразовательная организация по поддержке муниципального общеобразовательного учреждения "Лицей N 2", которая была зарегистрирована как юридическое лицо в целях осуществления внебюджетной поддержки лицея и контроля за расходованием денежных средств. Являются ли благотворительные отчисления, внесенные в эту общественную благотворительную организацию родителями обучающихся, основанием для предоставления им социального налогового вычета, предусмотренного ст. 219 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налогооблагаемой базы налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на социальный налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов в связи с благотворительной деятельностью в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и до-школьным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
     
     Следовательно, социальный налоговый вычет предоставляется только налогоплательщикам, направившим свои личные средства на благотворительные цели в вышеперечисленные организации.
     
     Из вышеприведенной ситуации следует, что родители направили денежные средства в виде благотворительной помощи не лицею, а городской общественной благотворительной организации, которая затем перечислила лицею эти денежные средства. Учитывая, что благотворительная организация не поименована в подпункте 1 п. 1 ст. 219 НК РФ, физические лица - родители, направившие денежные средства в кассу благотворительной организации, не вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в соответствии со ст. 219 Кодекса.
     
     Фонд поддержки музеев является некоммерческой организацией, призванной оказывать содействие отечественным музеям в их деятельности по сохранению коллекций и распространению знаний о российском искусстве. Бюджет этого фонда формируется в основном за счет пожертвований юридических и физических лиц. В каком порядке производится предоставление благотворителям социальных налоговых вычетов?
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 219 НК РФ определено, что налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
     
     Следовательно, социальный налоговый вычет предоставляется только налогоплательщикам, направившим свои личные средства на благотворительные цели в вышеперечисленные организации. Основанием для исключения из облагаемого налогом дохода является документ (квитанция, перевод и т.п.), в котором указаны суммы и цели, на которые они перечислены.
     
     При этом социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.
     
     Следовательно, физические лица, направившие денежные средства фонду поддержки музеев, вправе при определении налоговой базы в целях исчисления НДФЛ уменьшить свой налогооблагаемый доход на сумму перечисленного на расчетный счет этого фонда благотворительного взноса в пределах, не превышающих 25% суммы дохода, полученного ими в истекшем налоговом периоде и облагаемого налогом по ставке 13 %.
     

Предоставление профессиональных налоговых вычетов

     
     Обязано ли физическое лицо представлять в налоговый орган при подаче налоговой декларации в целях получения профессионального налогового вычета в размере 20% нотариально заверенный перевод контракта, заключенного с иностранным издательством, и банковских бумаг о движении денежных средств?
     
     Статьей 68 Конституции Российской Федерации установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона РСФСР от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах и организациях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации.
     
     Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения доходов от источников за пределами Российской Федерации, указанных в п. 3 ст. 208 НК РФ, одновременно с налоговой декларацией должны представить в налоговый орган копию контракта или договора, обосновывающего получение доходов в иностранном государстве.
     
     Если вышеупомянутые документы составлены на иностранном языке, то налоговый орган вправе потребовать их построчный перевод на русский язык. При этом нормами НК РФ не предусмотрено нотариальное заверение подлинности перевода на русский язык и (или) подлинности подписи переводчика, осуществившего перевод.