Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость


Е.Н. Вихляева,
главный специалист Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
И.И. Белова
     

Возможность вычета НДС по основному средству, использовавшемуся в розничной и оптовой торговле

     
     Е.Н. Вихляева,
главный специалист Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Организация осуществляет оптовую и розничную торговлю. При этом в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации по розничной торговле уплачивается единый налог на вмененный доход. В ходе осуществления деятельности организацией приобретено основное средство, которое с момента приобретения использовалось при осуществлении деятельности по розничной торговле, а в дальнейшем стало использоваться в оптовой торговле. Имеет ли право организация в данном случае принять к вычету НДС исходя из остаточной стоимости такого основного средства?
     
     На основании подпункта 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками по основным средствам, приобретаемым для осуществления операций, облагаемых этим налогом.
     
     Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, в отношении операций, признаваемых объектами обложения НДС в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса и осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, не признаются плательщиками НДС, и соответственно операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежащие обложению единым налогом на вмененный доход, НДС не облагаются.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные по основным средствам, используемым организациями при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых единым налогом на вмененный доход, вычету не подлежат.
     
     Организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, ведут учет основных средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 31.03.2001 N 26н. Так, на основании п. 8 ПБУ 6/01 невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств, формируют его первоначальную стоимость. Поэтому не подлежащие вычету суммы НДС, уплаченные по основным средствам, используемым организациями при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых единым налогом на вмененный доход, включаются в первоначальную стоимость приобретенных основных средств.
     
     Согласно п. 14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств. Изменение первоначальной стоимости основных средств в зависимости от того, для каких операций - облагаемых или не облагаемых НДС используются основные средства, законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не предусмотрено. Поэтому первоначальная стоимость основного средства, ранее использовавшегося при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых единым налогом на вмененный доход, и в дальнейшем используемого при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, изменению не подлежит.
     

     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, включенные в первоначальную стоимость вышеуказанного основного средства, к вычету не принимаются.
     

Оформление счетов-фактур

     
     Вправе ли организация в связи с большим количеством выставляемых счетов-фактур подписывать эти счета-фактуры факсимильным способом и будут ли налогоплательщики, получающие такие счета-фактуры, иметь право на вычет сумм НДС?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
     
     Согласно п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
     
     Учитывая, что использование на счетах-фактурах факсимильного воспроизведения подписи НК РФ не предусмотрено, на счете-фактуре проставляются личные подписи руководителя и главного бухгалтера организации либо иных лиц, уполномоченных на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
     
     Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного вышеуказанным пунктом ст. 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю сумм НДС к вычету или возмещению. Поэтому суммы НДС, указанные в счетах-фактурах, на которых подписи руководителя и главного бухгалтера организации либо иных лиц, уполномоченных на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, воспроизведены факсимильным способом, к вычету не принимаются.
     

Вычет НДС при приобретении многооборотной тары

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Если организация приобретает у завода-изготовителя многооборотную тару, которую учитывает в дальнейшем в своей деятельности по залоговым ценам при условии ее возврата покупателями, то можно ли принять к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении данной тары?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 154 НК РФ при реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налогооблагаемую базу по НДС, если вышеуказанная тара подлежит возврату продавцу.
     
     В соответствии с п. 182 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, как покупная, так и собственного изготовления многооборотная тара, на которую в соответствии с условиями договора установлены суммы залога цены (далее - залоговая тара), учитывается по сумме залога (далее - залоговым ценам). При этом залоговая тара является возвратной. При отгрузке продукции (товаров) в таре, учтенной по залоговым ценам, стоимость тары отражается в расчетных документах отдельно по залоговым ценам и оплачивается покупателем сверх стоимости затаренной в нее продукции (товаров).
     
     Если в качестве обеспечения исполнения обязательства по возврату многооборотной тары покупатель уплачивает организации как продавцу сумму залога, которая возвращается покупателю при возврате им данной тары, то данная многооборотная тара относится к залоговой таре, цены которой не включаются в налогооблагаемую базу по НДС.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные заводу-изготовителю при приобретении многооборотной залоговой тары, стоимость которой не включается в налогооблагаемую базу по НДС, к вычету не принимаются.
     

Налогообложение услуг по предоставлению обучающимся в учебном заведении жилья в общежитиях

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является объектом обложения НДС. При этом ст. 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) НДС.
     
     Так, согласно подпункту 10 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
     
     Статьей 671 ГК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование физическим лицам на основании договора найма и юридическим лицам на основании договора аренды или иного договора. При этом в соответствии с п. 1 ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
     
     Согласно ст. 109 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, для проживания рабочих, студентов, а также других граждан в период работы или учебы могли использоваться общежития, в которых вышеуказанным гражданам предоставлялась жилая площадь.
     
     Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ЖК РФ), вступившего в силу с 1 марта 2005 года, установлено, что специализированные жилые помещения, в том числе жилые помещения в общежитиях, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным ЖК РФ. Согласно ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета норматива жилой площади на одного человека.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению жилья в общежитиях отменено с 1 января 2004 года, услуги по предоставлению вышеуказанным лицам, в том числе студентам, аспирантам и сотрудникам университета, в пользование жилой площади в общежитиях не подлежат освобождению от обложения НДС и облагаются этим налогом в общеустановленном порядке.
     

Освобождение от налогообложения денежных средств, полученных за проведение культурных мероприятий

     
     Освобождаются ли от обложения НДС денежные средства, полученные театрально-концертной организацией за проведение культурных мероприятий, билеты на которые реализуются организаторами гастролей?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.
     
     В соответствии с подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, перечень которых установлен данной статьей Кодекса. В данный перечень включены услуги по распространению билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, а также реализация входных билетов и абонементов на посещение вышеназванных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
     
     Форма входных билетов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия утверждена приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности".
     
     В связи с вышеизложенным денежные средства, полученные театрально-концертной организацией от организаторов гастролей, не подлежат обложению НДС при соблюдении вышеуказанных условий.
     

Налогообложение безвозмездной раздачи рекламно-сувенирной продукции

     
     В каком порядке определяется налоговая база по НДС и выставляются счета-фактуры, если организация (в том числе страховая) в рекламных целях безвозмездно передает физическим лицам свою продукцию (полиграфическую, канцелярскую и др.)?
     
     Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
     
     На основании п. 1 ст. 39 НК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, реализацией товаров признается передача на безвозмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица.
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ установлено, что операции по реализации товаров на территории Российской Федерации на безвозмездной основе признаются объектом обложения НДС.
     
     Таким образом, безвозмездную раздачу рекламно-сувенирной продукции (полиграфической, канцелярской и др.) в ходе проведения рекламных акций следует рассматривать для целей применения НДС как безвозмездную передачу товаров.
     
     Учитывая вышеизложенное, обложение НДС вышеуказанных товаров производится в общеустановленном порядке. При этом согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС определяется исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров.
     
     Что касается порядка составления счетов-фактур, то в соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, при выставлении счетов-фактур, в которых отсутствуют отдельные позиции (в том числе грузополучатель - строка 4, покупатель - строка 6, место нахождения покупателя - строка 6а, ИНН и КПП покупателя - строка 6б), проставляются прочерки.
     
     Что касается порядка определения налоговой базы по НДС при осуществлении вышеуказанных операций страховыми организациями, учитывающими товарно-материальные запасы с учетом НДС, то на основании п. 5 ст. 170 НК РФ страховые организации имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом всю сумму НДС, исчисленную по операциям, подлежащим обложению этим налогом, следует уплатить в бюджет.
     

Налогообложение платных услуг по лечебной физкультуре

     
     Подлежат ли освобождению от НДС платные услуги по лечебной физкультуре, оказываемые в рамках медицинской деятельности?
     
     Согласно подпункту 2 п. 2 и п. 6 ст. 149 НК РФ от обложения НДС при наличии соответствующей лицензии освобождаются услуги, оказываемые населению медицинскими организациями и (или) учреждениями (в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой), по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Перечень таких услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132.
     
     Пунктами 2 и 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 499, предусмотрено, что лицензируемая медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий, в том числе медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины.
     
     Учитывая вышеизложенное, платные медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями (в том числе лечебно-профилактическими учреждениями), которые имеют соответствующую лицензию и в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, осуществляют деятельность в области здравоохранения, освобождаются от обложения НДС.
     

Налогообложение авансовых платежей

     
     В каком порядке следует применять НДС по авансовым платежам, полученным в счет предстоящей поставки товаров и затем переданным другой организации в качестве возмещения расходов по принятию долга по поставке товаров?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 162 НК РФ авансовые и иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), включаются в налоговую базу по НДС.
     
     На основании п. 5 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае расторжения договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
     
     В связи с вышеизложенным суммы НДС, исчисленные и уплаченные с сумм авансовых платежей, полученных от покупателя в счет предстоящей поставки товаров и впоследствии переданных другой организации в качестве возмещения расходов по принятию долга по поставке товаров, могут быть приняты к вычету после фактического перечисления денежных средств этой организации.
     

Оформление счетов-фактур

     
     В каком порядке и в какой срок следует выставлять счета-фактуры при реализации услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества?
     
     Порядок выставления счетов-фактур предусмотрен НК РФ и Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
     
     Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Таким образом, сроки выставления счетов-фактур при реализации услуг, в том числе услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, непосредственно связаны с датой оказания данных услуг.
     
     В связи с вышеизложенным выставление счетов-фактур при реализации услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества следует осуществлять не позднее пяти дней со дня их оказания (то есть не позднее пяти дней по окончании налогового периода, в котором были оказаны вышеназванные услуги).
     
     В каком порядке выставляются счета-фактуры, если арестованное имущество реализуется через специализированное предприятие?
     
     Согласно ст. 447 ГК РФ в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени либо от своего имени.
     
     Статьей 46 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 119-ФЗ) предусмотрено, что обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации.
     
     Кроме того, на основании п. 2 и 3 ст. 54 Закона N 119-ФЗ продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, осуществляется специализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом. При этом продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственное отношение по исполнению сделки.
     
     В связи с вышеизложенным, реализуя от своего имени арестованное имущество, специализированное государственное предприятие, осуществляющее на торгах продажу данного имущества на комиссионных и иных договорных началах, выставляет счета-фактуры на имя покупателя согласно п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
     
     Согласно п. 1 ст. 52 Закона N 119-ФЗ оценка имущества должника производится судебным приставом - исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам.
     
     В связи с этим при передаче арестованного имущества для реализации специализированному предприятию счет-фактура выставляется владельцем имущества в общеустановленном порядке с указанием сумм НДС, исчисленных исходя из цен, определяемых согласно ст. 40 НК РФ.
     
     В каком порядке следует оформлять подписи на счетах-фактурах, которые вместо руководителя и главного бухгалтера подписывают уполномоченные лица?
     
     Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счета-фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
     
     Согласно Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость подписи руководителя и главного бухгалтера организации на счетах-фактурах должны расшифровываться.
     
     Учитывая, что вышеуказанные "иные" лица уполномочены подписывать счета-фактуры соответствующим распорядительным документом, указывать должности этих лиц в счетах-фактурах не следует. В то же время в целях идентификации лиц, фактически подписывающих счета-фактуры, после подписи необходимо привести фамилию и инициалы этих лиц.
     
     В связи с вышеизложенным счета-фактуры, подписанные иными уполномоченными лицами с указанием их фамилий, но без приведения должностей, являются основанием для принятия к вычету указанных в них сумм НДС.
     
     Что касается счетов-фактур, подписанных уполномоченными лицами с указанием их фамилий и должностей, то такие счета-фактуры не могут рассматриваться как составленные с нарушением действующего порядка составления счетов-фактур и соответственно не приниматься в качестве основания для осуществления вычетов по НДС.
     
     Как составляются счета-фактуры при выполнении проектных работ?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При этом согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
     
     Для целей обложения НДС днем выполнения работ (в том числе проектных) правомерно считать день подписания акта сдачи-приемки работ.
     
     В связи с этим при выполнении проектных работ счета-фактуры следует выставлять не позднее пяти дней после даты подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком.
     

Налогообложение лизинговых платежей

     
     В каком порядке следует применять вычеты по НДС по приобретенному оборудованию, которое предназначено для сдачи в аренду по договору лизинга и оплата которого производится в рассрочку?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты НДС производятся плательщиком этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавцов товаров, работ и услуг, а также на основании документов, подтверждающих уплату сумм налога, после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг). При этом абзацем третьим п. 1 ст. 172 НК РФ в отношении основных средств установлен особый порядок вычета сумм НДС, согласно которому они подлежат вычету в полном объеме на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации основных средств, после принятия их на учет (в том числе оборудования).
     
     В соответствии с п. 3 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15, имущество, предназначенное для сдачи в аренду по договору лизинга, в сумме всех затрат, связанных с его приобретением, приходуется по дебету счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности", субсчет "Имущество для сдачи в аренду". В связи с этим оборудование, приобретенное для передачи в лизинг, к вышеназванным основным средствам, приобретенным лизингодателем, не относится.
     
     Таким образом, по оборудованию, предназначенному для сдачи в аренду по договору лизинга, оплата которого осуществляется в рассрочку, вычет по НДС осуществляется по мере оплаты данного оборудования при соблюдении условий, приведенных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и в порядке, предусмотренном ст. 172 настоящего Кодекса.
     

Право на вычет сумм НДС

     
     Если организация не осуществляла в конкретном налоговом периоде операции по реализации товаров (работ, услуг) и соответственно не начислила суммы НДС, имеет ли она право на вычет в этом налоговом периоде сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг)?
     
     Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ.
     
     При этом п. 1 ст. 166 НК РФ установлено, что сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со ст. 154-159, 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
     
     В связи с вышеизложенным если налогоплательщик в данном налоговом периоде не исчисляет налоговую базу, то принимать к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), он не имеет оснований.
     
     Таким образом, вышеуказанные налоговые вычеты осуществляются не ранее того отчетного периода, в котором возникает налоговая база по НДС. При этом соответствующие счета-фактуры должны быть зарегистрированы в книге покупок в том налоговом периоде, когда возникнет налоговая база по НДС, то есть будут осуществляться операции по реализации товаров (работ, услуг).
    

Налогообложение вознаграждения конкурсного управляющего

И.И. Белова
     
     Обязан ли конкурсный управляющий, являющийся индивидуальным предпринимателем, уплачивать НДС с получаемого им вознаграждения за осуществление своих полномочий?
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) конкурсный управляющий - это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных данным Законом полномочий.
     
     На основании ст. 20 Закона N 127-ФЗ арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     Согласно п. 1 ст. 26 Закона N 127-ФЗ вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом, если иное не установлено данным Законом, и должно составлять не менее 10 000 руб.
     
     Таким образом, арбитражный управляющий выполняет обязанности, возложенные на него Законом N 127-ФЗ, получая при этом ежемесячное вознаграждение в размере, определяемом собранием кредиторов и (или) утверждаемом судом.
     
     Статьей 143 НК РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС.
     
     Согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
     
     В соответствии со ст. 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
     
     Следовательно, при отсутствии у конкурсного управляющего операций по реализации работ объекта обложения НДС не возникает.
     
     Учитывая вышеизложенное, если конкурсный управляющий выполняет функции, установленные Законом N 127-ФЗ, и не осуществляет реализацию результатов выполненных работ, а также не оказывает услуг какому-либо лицу, то у него отсутствует объект налогообложения и соответственно отсутствует обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет.
     

Возмещение НДС

     
     Правомерен ли отказ налогового органа в возмещении НДС, если организация представила в налоговый орган в качестве доказательства фактического поступления выручки от иностранного лица в составе пакета документов, предусмотренного ст. 165 НК РФ, вместо выписки банка извещение о поступлении денежных средств на банковский счет?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС по налоговой ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
     
     Положения ст. 165 НК РФ являются императивными и подлежат исполнению всеми налогоплательщиками.
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 165 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика в целях подтверждения обоснованности возмещения НДС представлять в налоговый орган именно выписку банка о поступлении денежных средств на счет налогоплательщика, а не иные документы.
     
     Выпиской банка (копией выписки) на основании вышеуказанной нормы НК РФ признается документ, подтверждающий фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя вышеуказанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке.
     
     Если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя вышеуказанных товаров.
     
     Налогоплательщик не обязан представлять выписку банка о поступлении денежных средств на счет в российском банке только при осуществлении бартерных операций, поскольку он должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по вышеуказанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование.
     
     При этом следует учесть, что согласно п. 2.1 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных положением Банка России от 05.12.2002 N 205-П, выписка банка представляет собой копию лицевого счета, в котором, в свою очередь, отражаются поступление денежных средств на счет и их списание со счета.
     
     В подтверждение поступления денежных средств на счет к выписке банка прилагаются документы, на основании которых совершены записи по счету (это могут быть платежные поручения и другие документы).
     
     Вместе с тем извещение о поступлении денежных средств на счет налогоплательщика не отражает состояние его лицевого счета, а также поступление всех денежных средств на счет и их списание со счета. Данный документ предназначен для информирования владельца счета о поступлении денежных средств на счет и не является документом, на основании которого производится возмещение НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, отказ налогового органа в возмещении сумм НДС правомерен, поскольку налогоплательщик не представил полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
     
     Правомерны ли действия налогового органа об отказе в возмещении НДС в случае, если налогоплательщик устранил ранее выявленные налоговым органом нарушения норм п. 5 ст. 169 НК РФ и до вынесения решения представил в налоговый орган правильно оформленные счета-фактуры?
     
     Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, предъявленную налогоплательщику и уплаченную им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченную налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, на установленные данной статьей Кодекса налоговые вычеты.
     
     При этом в соответствии с п. 1 ст. 169 и п. 1 ст. 171 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании надлежащим образом оформленных счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
     
     Требования, предъявляемые к счетам-фактурам, установлены в п. 5, 6 ст. 169 НК РФ.
     
     При этом согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением данных правил, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
     
     Следует отметить, что применение налоговых вычетов является правом налогоплательщика-покупателя, которым он может воспользоваться при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет в соответствии со ст. 173 НК РФ. При этом НК РФ не устанавливает ограничений по осуществлению контроля со стороны покупателя за правильностью оформления указанных в счете-фактуре показателей.
     
     Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" допускается внесение исправлений в счета-фактуры при условии согласования исправлений с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями лиц, подписавших документы, с указанием даты внесения исправлений.
     
     Исправления вносятся в счет-фактуру продавцом в порядке, установленном п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.
     
     Таким образом, в случае внесения продавцом в счет-фактуру исправлений, соответствующих требованиям п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, данный счет-фактура будет являться документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
     
     Учитывая вышеизложенное, представление исправленных счетов-фактур в налоговый орган до принятия им указанного решения является основанием для возмещения сумм НДС.
     
     Одновременно следует учесть, что при нарушении сроков возврата налога в соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
     

Налоговые вычеты

     
     Вправе ли налоговый орган в качестве основания для отказа в применении ООО налоговых вычетов по НДС, исчисленному по налоговой ставке 0 % при осуществлении экспортных операций, указывать отсутствие ответов по встречным проверкам поставщиков?
     
     Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 п. 1 ст. 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.
     
     Следовательно, для возникновения права налогоплательщика на получение вычета по НДС необходимо, чтобы суммы налога были уплачены при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Для подтверждения фактически уплаченных сумм налога поставщикам продукции, поставляемой на экспорт, налогоплательщик обязан в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ представить в налоговый орган счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога.
     
     При этом вычетам подлежат только фактически уплаченные суммы налога по товарам (работам, услугам), принятым на учет налогоплательщиком, что должно быть подтверждено первичными документами.
     
     Согласно п. 1 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляется установленный пакет документов.
     
     Таким образом, применение организацией вычета по НДС возможно при представлении налогоплательщиком декларации по НДС, полного пакета документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога поставщикам продукции, а также документов, свидетельствующих о принятии на учет налогоплательщиком приобретенных и поставляемых на экспорт товаров в соответствии со ст. 172 настоящего Кодекса.
     
     Учитывая вышеизложенное, при соблюдении налогоплательщиком всех вышеуказанных норм законодательства о налогах и сборах налоговый орган не вправе отказать в применении налоговых вычетов по НДС.
     
     Кроме того, следует учесть, что в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.07.2001 N 138-О, в сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, что означает, что, пока налоговый орган не докажет обратное, налогоплательщик считается добросовестно выполнившим свои обязанности.
     

Начисление процентов за несвоевременный возврат НДС

     
     С какого момента начисляются проценты, предусмотренные п. 4 ст. 176 НК РФ, за несвоевременный возврат налогоплательщику сумм НДС?
     
     Статьей 176 НК РФ определены порядок вынесения налоговым органом решения по итогам проверки обоснованности применения налоговых вычетов, а также условия и порядок начисления процентов за несвоевременное возмещение сумм НДС.
     
     Согласно абзацу второму п. 4 ст. 176 НК РФ возмещение НДС производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
     
     В течение вышеуказанного срока налоговый орган принимает решение о возмещении сумм налога путем зачета или возврата либо об отказе в возмещении.
     
     Согласно п. 3 ст. 176 НК РФ возврат денежных средств на расчетный счет налогоплательщика осуществляется по его письменному заявлению о возврате.
     
     На основании абзаца одиннадцатого п. 4 ст. 176 НК РФ возврат сумм НДС осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа.
     
     Если такое решение не получено соответствующими органами федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день.
     
     В соответствии с абзацем двенадцатым п. 4 ст. 176 НК РФ при нарушении сроков, установленных этим пунктом ст. 176 настоящего Кодекса, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.
     
     Учитывая вышеизложенное, исчисление процентов при нарушении трехмесячного срока, установленного для вынесения налоговым органом решения о возврате сумм налога, производится с первого дня, следующего за истечением установленного для налогового органа трехмесячного срока и может быть увеличен на четырнадцать дней (срок, установленный для органов федерального казначейства), если предыдущий срок налоговым органом не был нарушен, и на семь дней, по истечении которых заключение налогового органа о возмещении считается полученным органами федерального казначейства.