Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Камеральная проверка - способ помочь правильно заплатить налоги


Камеральная проверка - способ помочь правильно заплатить налоги


С.Г. Пепеляев,
управляющий партнер "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", к.ю.н.
     
     Задача любого контроля состоит не столько в выявлении правонарушения и наказании виновного, сколько в предотвращении самой возможности правонарушения. Такой подход к контролю в наибольшей степени соответствует представлению о государстве как о созидательной силе, основанной на началах гуманизма и демократии.
     
     По отношению к контролируемому действию выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Именно два первых вида контроля реализуют его превентивную функцию.
     
     Но приходится констатировать, что эти два вида контроля полностью отсутствуют в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ), а предпочтение отдано последующему контролю, основанному на принципе: "Вы делайте как знаете, а мы потом проверим, оценим и накажем".
     
     Даже камеральные проверки, относящиеся к методам текущего контроля, превращены практикой налоговых органов и арбитражных судов в метод последующего контроля. Представление в налоговую инспекцию декларации означает ту черту, за которой исправление ошибок в отчетности практически невозможно без негативных последствий для налогоплательщика. Однако по первоначальной задумке авторов НК РФ в ходе камеральных проверок инспектор должен провести счетную проверку отчетности и при выявлении ошибок и несоответствий предложить налогоплательщику внести исправления. Такие ошибки не должны рассматриваться как правонарушение, влекущее определенные санкции.
     
     Одним из направлений реформы налогового администрирования является совершенствование механизма камеральных проверок. Задача видится именно в том, чтобы вернуть этим проверкам значение, соответствующее их природе.
     
     Для этого необходимо разработать и принять новую редакцию ст. 88 НК РФ. Никакие улучшения старого текста невозможны по причине его юридико-технической несостоятельности.
     
     В связи с этим можно было бы предложить следующий проект ст. 88 НК РФ, составленный с учетом накопленного административного и судебного опыта, отвечающий практическим потребностям налогового администрирования и соответствующий научным представлениям о целях, задачах, формах налогового контроля.
     

Статья 88. Камеральная проверка

     
     1. Камеральная проверка проводится в отношении документов, входящих в соответствии с законодательством в состав налоговой и бухгалтерской отчетности.
     
     Камеральная проверка проводится налоговым органом, которому в соответствии с законодательством представляется бухгалтерская и/или налоговая отчетность.
     
     Камеральная проверка проводится без выхода проверяющих на территорию проверяемого налогоплательщика, без уведомления налогоплательщика о начале такой проверки.
     
     2. При камеральной проверке полномочия налоговых органов состоят в проверке соответствия комплектности представленных документов отчетности и полноты содержащихся в них данных требованиям законодательства, в выявлении случаев нарушения порядка и неполноты заполнения установленных форм документов отчетности, арифметических несоответствий по строкам до-кументов отчетности, существенных изменений показателей отчетности по сравнению с показателями отчетности, представленной за предшествующий отчетный период, проверке сопоставимости данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.
     
     3. При выявлении нарушений комплектности, порядка и неполноты заполнения установленных форм документов отчетности и арифметических несоответствий по строкам документов отчетности налоговый орган обязан направить налогоплательщику письменное уведомление с указанием существа выявленных нарушений и предлагаемого способа их устранения. Налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления дополнительных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи.
     
     Налогоплательщик имеет право в течение 15 рабочих дней с даты получения уведомления устранить указанные в уведомлении нарушения и представить в налоговый орган соответствующий документ отчетности с внесенными в него исправлениями. Представление такого документа в пределах установленного срока не является нарушением срока сдачи отчетности и не влечет применения мер ответственности, установленных законом за нарушение срока представления, порядка составления документов отчетности, неуплаты или неполной уплаты (неперечисления) сумм налога.
     
     Налогоплательщик, не согласный с содержащимися в уведомлении требованиями, обязан в течение 15 рабочих дней с даты получения уведомления направить в налоговый орган справку о порядке заполнения соответствующего документа отчетности с пояснением позиции о законности и обоснованности избранного налогоплательщиком варианта заполнения документа отчетности. К справке налогоплательщик имеет право приложить выписки из регистров бухгалтерского и (или) налогового учета, подтверждающие законность и обоснованность своей позиции. Налогоплательщик может приложить к справке и другие документы. Непредставление этих данных других документов не может служить основанием для довода о неподтвержденности позиции налогоплательщика.
     
     При несогласии налогового органа с изложенными в справке доводами о законности и обоснованности позиции налогоплательщика налоговый орган обязан принять сданные налогоплательщиком документы отчетности с приложенными к ним справкой и другими документами налогоплательщика и в течение 15 рабочих дней со дня получения справки направить налогоплательщику письменное изложение доводов возражений против содержащихся в справке сведений и сообщение о включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.
     
     Если такие возражения в установленный срок налогоплательщику не направлены, то считается, что налоговый орган согласился с доводами, содержащимися в справке. В дальнейшем, в том числе при проведении выездной налоговой проверки, налоговый орган не вправе ссылаться на нарушение налогоплательщиком порядка заполнения соответствующих документов отчетности.
     
     Если выявленные нарушения повлекли недоплату налога, то руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в срок, указанный в абзаце четвертом пункта 3 настоящей статьи, принимает решение о доначислении налога и пени. На сумму недоплат по налогу, а также на соответствующие суммы пени налоговый орган вместе с возражениями направляет налогоплательщику требование об уплате налога (сбора). Такое требование может быть оспорено в вышестоящем налоговом органе или суде (арбитражном суде).
     
     По результатам камеральной проверки налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     
     4. При обнаружении в документах отчетности фактов существенных изменений показателей отчетности по сравнению с отчетностью, представленной за предшествующий отчетный период, и (или) несопоставимости данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций налоговый орган вправе в целях экономического анализа и формирования плана выездных налоговых проверок направить налогоплательщику уведомление с указанием существа выявленных изменений и расхождений и требованием представить письменные пояснения причин их появления с приложением подтверждающих выписок из регистров бухгалтерского и (или) налогового учета.
     
     Налогоплательщик обязан в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления направить в налоговый орган справку с изложением требуемых пояснений и приложением указанных в уведомлении имеющихся у налогоплательщика выписок из регистров бухгалтерского и (или) налогового учета.
     
     Налогоплательщик имеет право приложить к справке и направить в налоговый орган любые другие документы, подтверждающие правомерность и обоснованность данных, указанных в документах отчетности.
     
     Налогоплательщик вправе не прилагать к справкам, представляемым в порядке пункта 3 и пункта 4 настоящей статьи, документы, полученные налоговыми органами в ходе ранее проведенных камеральных проверок или других мероприятий налогового контроля. В таком случае налогоплательщик обязан сослаться на документ, оформляющий передачу налоговым органам соответствующих документов.
     
     5. Если до истечения трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган документов отчетности налогоплательщику не вручено уведомление в соответствии с пунктом 3 и (или) пунктом 4 настоящей статьи, считается, что камеральная проверка представленной налогоплательщиком отчетности проведена и нарушений порядка, неполноты заполнения установленных форм документов отчетности, арифметических несоответствий по строкам документов отчетности, несопоставимости данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций не выявлено.
     
     6. Налогоплательщик, не выполнивший обязанности, установленные пунктом 3 и пунктом 4 настоящей статьи, несет ответственность в соответствии со статьей 126 настоящего Кодекса.
     
     7. Налоговым органом проводятся углубленные камеральные проверки в соответствии со следующими правилами:
     
     1) налогоплательщик имеет право потребовать проведения углубленной камеральной проверки порядка отражения в документах бухгалтерской и налоговой отчетности отдельных хозяйственных операций с целью определения правильности учета, полноты и своевременности уплаты налога. Углубленная налоговая проверка проводится исключительно по требованию налогоплательщика;
     
     2) налогоплательщик имеет право подать одновременно с документами бухгалтерской и налоговой отчетности заявление о проведении углубленной камеральной проверки. В заявлении налогоплательщик обязан указать все существенные обстоятельства совершенной хозяйственной операции. К заявлению налогоплательщик обязан приложить заверенные им копии всех существенных первичных документов, оформляющих указанную хозяйственную операцию, а также регистров бухгалтерского и налогового учета, в которых нашли отражение данные о хозяйственной операции;
     
     3) налоговый орган, получивший заявление о проведении углубленной камеральной проверки, обязан в течение 5 рабочих дней со дня получения такого заявления направить его копию в вышестоящий налоговый орган;
     
     4) налоговый орган в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления о проведении углубленной камеральной проверки вправе направить налогоплательщику запрос, в котором содержатся уточняющие вопросы о существе и обстоятельствах хозяйственной операции и запрашиваются необходимые дополнительные документы;
     
     5) налогоплательщик в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса обязан направить в налоговый орган справку, содержащую ответы на содержащиеся в запросе вопросы, с приложением запрашиваемых документов, заверенных налогоплательщиком, если эти документы не представлялись в налоговые органы ранее;
     
     6) налоговый орган в течение 30 рабочих дней со дня поступления в налоговый орган справки, а в случае, если запрос налогоплательщику не направлен, - 40 рабочих дней со дня поступления в налоговый орган заявления о проведении углубленной камеральной проверки обязан направить налогоплательщику заключение по результатам углубленной камеральной проверки;
     
     7) налоговый орган обязан одновременно направить копию заключения в вышестоящий налоговый орган;
     
     8) налоговый орган обязан привести в заключении, составленном в соответствии с подпунктом 6 настоящего пункта, вывод о законности и обоснованности примененного налогоплательщиком порядка отражения в документах бухгалтерской и налоговой отчетности соответствующей хозяйственной операции, основанный на представленных налогоплательщиком документах и информации. При несогласии с примененным налогоплательщиком порядком налоговый орган обязан указать правильный способ отражения хозяйственной операции и следующие из этого изменения размеров налогообложения, предложить внести соответствующие исправления в документы налоговой отчетности;
     
     9) вывод о законности и обоснованности примененного налогоплательщиком порядка отражения хозяйственной операции в документах бухгалтерской и налоговой отчетности не может быть опровергнут в дальнейшем, если только в результате последующих контрольных мероприятий, проводимых в соответствии с настоящим Кодексом, налоговым органом не будут получены доказательства, опровергающие или изменяющие данные о хозяйственной операции, содержащиеся в представленных налогоплательщиком документах и информации;
     
     10) налогоплательщик, получивший заключение, содержащее вывод о незаконности и/или необоснованности примененного им порядка отражения хозяйственной операции в документах бухгалтерской и налоговой отчетности, имеет право в течение 15 рабочих дней со дня получения заключения представить в налоговый орган взамен (в дополнение) ранее представленных документов документы бухгалтерской и налоговой отчетности, составленные в соответствии с указанными в заключении правилами. В таком случае налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за несвоевременное представление в налоговый орган документов бухгалтерской и налоговой отчетности;
     
     11) налогоплательщик, не согласный с выводами, содержащимися в заключении, вправе обжаловать заключение в суд (арбитражный суд) или в вышестоящий налоговый орган;
     
     12) вышестоящий налоговый орган имеет право в течение 30 рабочих дней со дня направления ему налоговым органом, выдавшим заключение, копии заключения, затребовать и рассмотреть все материалы углубленной налоговой проверки, отменить указанное заключение и направить налогоплательщику новое заключение. Налогоплательщик, получивший такое заключение, вправе поступить в соответствии с подпунктом 10 настоящего пункта. Налогоплательщик, не согласный с выводами, содержащимися в таком заключении, вправе поступить в соответствии с подпунктом 11 настоящего пункта;
     
     13) вышестоящий налоговый орган, рассматривающий заключение на основании жалобы налогоплательщика, обязан в течение 30 рабочих дней со дня получения жалобы принять решение на основании документов и информации, представленных в налоговый орган, проводивший углубленную камеральную проверку;
     
     14) если в установленный подпунктом 6 настоящего пункта срок налоговый орган, получивший от налогоплательщика заявление о проведении углубленной камеральной проверки, не направил налогоплательщику заключение по результатам углубленной камеральной проверки, то признается, что налоговый орган одобрил примененный налогоплательщиком порядок отражения соответствующей хозяйственной операции в документах бухгалтерской и налоговой отчетности. В таком случае применяются последствия, установленные подпунктом 9 настоящего пункта.