Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы и ответы


Вопросы и ответы


О налоге на прибыль

     
     Е.В. Евсик,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Строительная организация была зарегистрирована в 2000 году. В мае 2003 года она сменила состав учредителей, став субъектом малого предпринимательства. Может ли данная организация воспользоваться льготой по налогу на прибыль организаций согласно п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1?
     
     Пункт 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) устанавливал льготный порядок налогообложения прибыли малых предприятий, осуществлявших производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).
     
     Причем под субъектами малого предпринимательства в целях ст. 6 Закона N 2116-1 согласно ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) предусмотренные п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 льготы по налогу на прибыль, срок действия которых не истек на день вступления в силу Закона N 110-ФЗ, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.
     

     Таким образом, после вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) могут продолжать пользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1, те малые предприятия, которые пользовались этой льготой до вступления в силу Закона N 110-ФЗ.
     
     Так как организация, о которой идет речь в вопросе, на момент вступления в силу Закона N 110-ФЗ не являлась малым предприятием, а стала таковым с мая 2003 года, право пользоваться льготой, установленной п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1, она не имеет.
     
Л.П. Павлова
     
     Руководитель филиала организации согласно вызову лицензиара и приказу руководителя организации был отправлен в командировку в Лондон сроком с 7 по 10 ноября. При этом было подписано заявление о предоставлении ему 11 и 12 ноября отгулов за 7 и 8 ноября. Руководитель филиала вернулся из командировки 14 ноября, в воскресенье. Вправе ли филиал организации выплатить командированному в установленном размере суточные за четыре дня (7, 8, 9, 10 ноября), учитывая, что 10 ноября руководитель филиала был на встрече с партнерами, а факт пересечения границы имел место 14 ноября?
     
     Согласно подпункту 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на командировки, в частности, суточные в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.
     
     За каждый день нахождения в заграничной командировке суточные выплачиваются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
     
     Служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации).
     
     На основании вышеизложенного суточные в пределах установленных норм за каждый день нахождения в командировке на срок, определенный приказом руководителя организации, учитываются для целей налогообложения прибыли, если имеется подтверждение о производственном характере командировки.
     

     В случае, приведенном в вопросе, суточные в пределах установленных норм могут быть учтены для целей налогообложения прибыли за дни с 7 по 10 ноября.
     
     Обособленное подразделение организации, осуществляющее деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств и хозяйств, получило убыток. В соответствии со ст. 275.1 НК РФ для принятия этого убытка для целей налогообложения прибыли необходимо в том числе провести сравнение с деятельностью специализированной организации, для которой подобная деятельность является основной. На территории нашего региона отсутствует специализированная организация, с деятельностью которой можно осуществить сравнение. Вправе ли организация уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль?
     
     Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлены ст. 275.1 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     Если обособленное подразделение налогоплательщика получило убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в ст. 275.1 НК РФ объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении условий, перечисленных в данной статье Кодекса, в том числе при проведении сравнения с деятельностью специализированной организации.
     
     При этом под специализированными организациями следует понимать организации, для которых деятельность по использованию объектов подсобного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб является основной, то есть организации, созданные для осуществления данной деятельности.
     
     Сравнение деятельности налогоплательщика по использованию объектов обслуживающих производств и хозяйств с деятельностью специализированных организаций позволяет определять равнозначные результаты для обеих групп налогоплательщиков. При этом сравнение производится по каждой услуге, оказываемой при использовании поименованных в ст. 275.1 НК РФ объектов.
     

     Вышеуказанное сравнение может производиться вне зависимости от того, осуществляет специализированная организация предпринимательскую деятельность или нет. При этом следует учитывать, что расходы, осуществляемые организацией, должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Следовательно, расходы по обособленным подразделениям организации должны учитываться для целей налогообложения прибыли в пределах расходов специализированных хозяйств.
     
     В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации объекта обслуживающих производств и хозяйств, с деятельностью которого можно произвести сравнение, налогоплательщикам следует иметь в виду, что налоговое законодательство не устанавливает ограничений, что подобное сравнение должно производиться с деятельностью объекта, расположенного на той же территории.
     
     Организация (ОАО) вносила в счет вклада по договору простого товарищества денежные средства несколькими платежами. В настоящее время организация выходит из простого товарищества и получает свою долю имущества, находящегося в общей долевой собственности участников договора. При этом стоимость получаемого имущества превышает размер вклада.
     
     Как рассчитать размер превышения выплаты, подлежащей обложению налогом на прибыль: от суммы вклада или от суммы первоначального взноса, если вклад участника формировался несколькими взносами?
     
     Доходы и расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, определяются с учетом положений главы 25 НК РФ. При этом вышеуказанные расходы должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах первоначального взноса участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников до-говора, или раздела такого имущества.
     
     Вместе с тем для целей главы 25 НК РФ не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача налогоплательщиками имущества, в том числе имущественных прав, в качестве вкладов участников простых товариществ (п. 1 ст. 278 Кодекса).
     

     При этом при определении налоговой базы не учитываются расходы, в частности, в виде вклада в простое товарищество (п. 3 ст. 270 НК РФ).
     
     Согласно ст. 1042 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.
     
     Поскольку ни НК РФ, ни ГК РФ не содержат понятия "первоначальный вклад" участника простого товарищества, к такому вкладу относятся все взносы, включая денежные, осуществленные участниками простого товарищества в течение действия договора.
     
     Исходя из вышеизложенного передача имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества не подлежит обложению налогом на прибыль в размерах, не превышающих сумму всех вкладов этого участника.
     
     Выдел доли имущества, приходящейся выбывающему участнику, в части, превышающей сумму его вкладов, отражается в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 9 ст. 250 НК РФ и облагается налогом на прибыль в установленном порядке с учетом подпункта 5 п. 4 ст. 271 Кодекса.
     
     Относятся ли к расходам на рекламу изготовление и (или) приобретение (в том числе покупная стоимость имущества), а также распространение каталогов товаров с информацией о номенклатуре и цене предлагаемых к продаже товаров, об условиях поставки, содержащих бланки заказов и конверты, следующими способами:
     
     а) путем адресной почтовой рассылки по базе данных потенциальных клиентов (физических лиц);
     
     б) путем безадресной почтовой доставки (раскладки сотрудниками почты по почтовым ящикам физических лиц - потенциальных клиентов) на основании договоров возмездного оказания услуг с Управлениями федеральной почтовой связи (филиалами ФГУП "Почта России");
     
     в) путем безвозмездной раздачи каталогов представителями организации, осуществляющей издательскую деятельность (оптовую и розничную книготорговлю), посетителям - физическим лицам (потенциальным клиентам) в сторонних книжных магазинах?
     

     В соответствии со ст. 264 НК РФ к прочим расходам организации, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 настоящего Кодекса относятся:
     
     - расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
     
     - расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
     
     - расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
     
     Вышеперечисленные расходы на рекламу принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы без ограничений при наличии соответственно подтверждающих данные расходы документов. Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
     
     Иными словами, согласно ст. 264 НК РФ нормируются только расходы на покупку призов и прочие виды рекламы. Эти расходы можно учитывать при налогообложении прибыли только в пределах 1% от выручки, которая облагается этим налогом.
     
     При этом к прочим видам рекламы относятся только те, которые не перечислены в ст. 264 НК РФ. Именно эти расходы нормируются. Остальные затраты на рекламу учитываются при налогообложении полностью (см. письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15.01.2002 N 04-02-06/2/3).
     
     Статьей 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" определено понятие "реклама", под которым понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
     

     Исходя из вышеизложенного изготовление и (или) приобретение и распространение каталогов товаров с информацией о номенклатуре и цене предлагаемых к продаже товаров, условиях поставок, содержащих бланки заказов и конверты с номером абонентского ящика организации-продавца, распространяемых на безвозмездной основе для конечных потребителей, в случае адресной почтовой рассылки по базе данных потенциальных клиентов (физических лиц) не относятся к рекламным расходам, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц. При этом расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов и т.д., не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.
     
     Расходы организации по отправке подобной информации путем безадресной почтовой до-ставки (раскладки сотрудниками почты по почтовым ящикам физических лиц - потенциальных клиентов, а также непосредственно в почтовом отделении) на основании договоров возмездного оказания услуг с Управлениями федеральной почтовой связи (филиалами ФГУП "Почта России") следует рассматривать как рекламные расходы, которые учитываются согласно п. 4 ст. 264 НК РФ.
     
     При распространении (безвозмездной раздаче) каталогов через оптовых покупателей рекламных каталогов, брошюр и плакатов, содержащих информацию о товарах, их производителях и адресах возможного приобретения, посетителям - физическим лицам (потенциальным клиентам) в сторонних книжных магазинах следует учитывать, что поскольку распространение каталогов осуществляется безадресно, то есть для неопределенного круга лиц, то подобная акция подпадает под определение рекламы и расходы по проведению этого мероприятия учитываются для целей налогообложения прибыли согласно п. 4 ст. 264 НК РФ.
     
     При безвозмездной раздаче новых видов книжной продукции на выездных региональных, международных, всероссийских выставках, а также при их использовании для оформления стендов в конференц-зале и в отделе реализации издательства расходы, связанные с изготовлением и (или) приобретением и распространением новых видов книжной продукции, подпадают под действие п. 4 ст. 264 НК РФ.
     
Г.В. Пирогова
     

     Просим дать разъяснение о правомерности действий ООО "TV" по удержанию налога из доходов, причитающихся иностранному юридическому лицу, резиденту Великобритании, за предоставление лицензии на телевизионный формат, и перечислению налога в бюджет, если на момент удержания и перечисления налога у ООО "TV" не было документального подтверждения постоянного местопребывания иностранного юридического лица.
     
     В соответствии со ст. 246 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации. Объектом обложения налогом на прибыль вышеуказанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранных организаций от источников в Российской Федерации, не связанным с деятельностью через постоянное представительство, и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты этих доходов. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведение искусства, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания.
     
     Налог с вышеуказанного вида дохода исчисляется по ставке, установленной подпунктом 1 п. 2 ст. 284 НК РФ, то есть по ставке 20%.
     
     Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, в порядке, установленном ст. 310 НК РФ.
     
     Вместе с тем если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Статьей 12 Конвенции от 15.02.1994 между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества определено, что платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права пользования любого авторского права, возникающие в Российской Федерации и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в Великобритании, подлежат обложению налогом на прибыль только в Великобритании, если получатель имеет фактическое право на такие доходы. Компетентным органом Великобритании, уполномоченным заверять подтверждения постоянного местонахождения организаций, является Служба внутренних доходов или уполномоченный ею представитель (подпункт "i" п. 1 ст. 3 Конвенции).
     

     Если на дату выплаты дохода иностранной организации налоговый агент не располагает оформленным в установленном порядке подтверждением ее постоянного местопребывания в государстве, с которым Российская Федерация имеет действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, с выплачиваемого дохода налог должен быть удержан по ставке, установленной российским налоговым законодательством, то есть по ставке в размере 20%.
     
     Возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам осуществляется иностранному получателю дохода налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента в той валюте, в которой этот налог был удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом, в месячный срок со дня подачи иностранным получателем дохода заявления и иных документов согласно п. 2 ст. 312 НК РФ.
     
О.Б. Чибисова
     
     В 1998 году в решении суда о взыскании с ОАО процентов за пользование чужими денежными средствами с открытой датой погашения основного долга содержатся сведения о денежной сумме, дате, начиная с которой производится начисление процентов, о размере процентов исходя из учетной ставки банковского процента на день вынесения решения, а также указание на то, что проценты подлежат начислению по день фактической уплаты кредитором денежных средств (основного долга). В период 1998-2002 годов проценты, подлежавшие уплате, ОАО не начисляло. Проценты, начисленные по решению суда о возврате долга с открытой датой его погашения, в определенной сумме приходятся на периоды 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 годов. Как учитываются для целей налогообложения прибыли присужденные проценты за нарушение договорных обязательств с открытой датой погашения долга?
     
     До 1 января 2002 года перечень затрат, учитывавшихся при налогообложении прибыли, определялся Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (далее - Положение о составе затрат).
     
     В соответствии с п. 14 и 15 вышеуказанного Положения в состав внереализационных доходов (расходов) включались присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы (расходы) от возмещения причиненных убытков.
     

     При применении данных пунктов Положения о составе затрат налогоплательщикам следовало иметь в виду, что объектами налогообложения (применительно к внереализационным доходам и расходам) являлись только полученные доходы и соответственно фактически произведенные расходы, что следовало из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.1999 N 14-П.
     
     Таким образом, в рассматриваемой ситуации не уплаченные кредитору суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, исчисленные по решению суда, приходившиеся на периоды до 1 января 2002 года, не уменьшали налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 10 Закона N 110-ФЗ по состоянию на 1 января 2002 года при определении налоговой базы налогоплательщик, переходивший на определение доходов и расходов по методу начисления, был в том числе обязан отразить в составе внереализационных расходов суммы штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств в соответствии со ст. 265 НК РФ, если такие суммы не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль до вступления в силу главы 25 Кодекса, а также отразить в составе расходов иные внереализационные расходы, определенные в соответствии со ст. 265 и 272 НК РФ, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Следовательно, в рассматриваемой ситуации суммы процентов, присужденные по решению суда за нарушение договорных обязательств, начисление которых приходилось на периоды до 1 января 2002 года, подлежали включению в базу переходного периода налогоплательщика единовременно и должны были учитываться в составе внереализационных расходов. Вышеуказанные суммы подлежали отражению по строке 026 Листа 12 декларации по налогу на прибыль организаций.
     
     Одновременно налогоплательщикам следует иметь в виду, что вышеуказанные суммы должны были также учитываться по методу начисления в базе переходного периода у кредитора.
     
     После введения в действие с 1 января 2002 года главы 25 НК РФ присужденные по решению суда проценты за пользование чужими денежными средствами могут быть учтены организацией при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных расходов согласно подпункту 13 п. 1 ст. 265 настоящего Кодекса с учетом требований ст. 272 НК РФ, то есть в той сумме и в тех налоговых (отчетных) периодах, к которым относится период их начисления.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Какими документами подтверждается правомерность применения ставки НДС в размере 0% в отношении услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта или транзита, оказанных железными дорогами через морские порты в 2004 году?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 5 ст. 165 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) при оказании железными дорогами услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, через морские порты для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% в налоговые органы представлялись копии перевозочных документов внутреннего сообщения с указанием страны назначения и отметкой о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров" ("транзит товаров"), а также с отметкой порта о приеме товаров для дальнейшего экспорта (транзита).
     
     Согласно п. 1.14 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, грузовые перевозки оформляются комплектом перевозочных документов, из которых накладная и дорожная ведомость следуют с грузом до станции назначения.
     
     Учитывая вышеизложенное, для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0% в отношении вышеуказанных услуг в налоговые органы следовало представлять копии накладных или дорожных ведомостей с соответствующими отметками.
     
     С 1 января 2005 года порядок документального подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0% при оказании услуг по перевозке железными дорогами изменен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
     
Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

     Реализуемым ОАО сокам и нектарам для детского питания присвоен код 61 6360. Имеет ли право организация при реализации данной продукции применять ставку НДС в размере 10%?
     
     Согласно п. 2 ст. 164 НК РФ в перечень товаров, операции по реализации которых облагаются НДС по ставке в размере 10%, включены продукты детского и диабетического питания.
     
     На основании п. 2 ст. 164 НК РФ постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В данный перечень из подгруппы 91 6360 "Консервы детского, диетического, диабетического питания" включены консервы гомогенизированные детского питания (код 91 6361), консервы протертые детского питания (код 91 6362), соки детского питания (код 91 6363) и консервы фруктовые диабетические (код 91 6365).
     
     Таким образом, для применения ставки НДС в размере 10% при реализации соков и нектаров для детского питания данному конкретному виду продукции необходимо присвоение соответствующего кода в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.
     
О.В. Прокудина,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Деятельностью организации является дооборудование воздушных судов автоматическими стационарными кислородными системами. Для выполнения этих работ специалисты выезжают на места стоянки самолетов, в том числе в страны СНГ. Облагаются ли НДС работы на самолетах, принадлежащих иностранной компании, выполненные специалистами в аэропортах Российской Федерации и аэропортах стран СНГ?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     На основании подпункта 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ по оснащению иностранных воздушных судов автоматическими стационарными кислородными системами признается территория Российской Федерации, если деятельность организации, которая выполняет работы, осуществляется на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, выполняющей вышеуказанные работы, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если услуги оказаны через это постоянное представительство).
     
     Таким образом, местом реализации работ по оснащению иностранных воздушных судов автоматическими стационарными кислородными системами в аэропортах как Российской Федерации, так и стран СНГ, выполненных указанной в вопросе организацией, является территория Российской Федерации, и такие работы подлежат обложению НДС.
     
     Облагается ли НДС плата за предоставление в пользование юридическим лицам жилых помещений по договору аренды?
     
     В соответствии с подпунктом 10 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация услуг по представлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
     
     Согласно ст. 671 ГК РФ предоставление собственником жилого помещения или управомоченным им лицом (наймодателем) другой стороне (нанимателю) жилого помещения за плату во владение и пользование для проживания в нем осуществляется как на основе договора найма жилого помещения, так и на основе договора аренды.
     
     Таким образом, в рамках нормы подпункта 10 п. 2 ст. 149 НК РФ плата за предоставление в пользование юридическим лицам жилых помещений для проживания физических лиц по договору аренды не включается в налоговую базу по НДС.
     
     В рамках исполнения комиссионного поручения организация-комиссионер оказывала в 2004 году комитенту услуги по переупаковке комиссионного товара с использованием собственных материалов, приобретенных в 2003 году, с учетом ставки НДС в размере 20%. Правильно ли организация-комиссионер в 2004 году выставляла счет-фактуру по вышеуказанным услугам со ставкой 20%? Если в счете-фактуре была указана неправильная ставка налога, что делать с разницей между уплаченным за приобретенные материалы НДС (20 %) и НДС, выставленным комитенту (18%)?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При этом согласно п. 3 данной статьи НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Таким образом, при оказании комиссионером комитенту в 2004 году услуг по переупаковке комиссионного товара счета-фактуры по таким услугам должны были выставляться комитенту комиссионером с указанием ставки НДС в размере 18%, действующей с 1 января 2004 года.
     
     Что касается вычета сумм НДС по материалам, приобретенным комиссионером в 2003 году с применением ставки налога в размере 20% и использованным при оказании вышеназванных услуг, то в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ эти суммы налога принимались к вычету после 1 января 2004 года в общеустановленном порядке.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Российская организация реализует услуги, технологически обусловленные и неразрывно связанные с услугами, оказываемыми непосредственно в космическом пространстве. Какие документы в этом случае представляются российской организацией в налоговые органы для обоснования права на применение налоговой ставки в размере 0%?
     
     Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 164 НК РФ при налогообложении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, обложение НДС производится по налоговой ставке в размере 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Так, в соответствии с п. 7 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщик должен представить в налоговые органы помимо контракта на выполнение работ (оказание услуг) и выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки за выполненные работы (оказанные услуги), акты и иные документы, подтверждающие выполнение работ (оказание услуг) непосредственно в космическом пространстве, а также выполнение работ (оказание услуг), технологически обусловленных и неразрывно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в космическом пространстве.
     
     Поскольку конкретный перечень иных документов НК РФ не предусмотрен, налогоплательщик может представить в налоговый орган любые документы, не вызывающие сомнения у налогового органа и подтверждающие факт оказания услуг, технологически обусловленных и неразрывно связанных с услугами, оказываемыми непосредственно в космическом пространстве.
     
А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Подлежит ли обложению НДС ввоз на таможенную территорию Российской Федерации продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной российским рыбопромышленным предприятием, но ввозимой в Российскую Федерацию другим российским предприятием, купившим указанную продукцию за пределами территории Российской Федерации?
     
     В соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 150 НК РФ не подлежит обложению НДС ввоз продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации. При этом освобождение от обложения НДС ввоза продукции морского промысла, приобретенной за пределами территории Российской Федерации, данной нормой НК РФ не предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, продукция морского промысла, выловленная и (или) переработанная российским предприятием, но ввозимая на территорию Российской Федерации другим российским предприятием, которое приобрело вышеуказанную продукцию за пределами территории Российской Федерации и не осуществляло операций по переработке этой продукции, по нашему мнению, подлежит обложению НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в общеустановленном порядке.
     

Об акцизах

     
     И.И. Белова

     ООО, реализующее нефтепродукты оптом, направило 24 января 2005 года в налоговый орган заявление о выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, но решение о выдаче не получило. Заявление об аннулировании свидетельства ООО направило в налоговый орган 14 марта 2005 года. Является ли ООО плательщиком акциза при совершении им операций с нефтепродуктами в период до подачи заявления об аннулировании свидетельства?
     
     В соответствии со ст. 179 НК РФ организации признаются плательщиками акцизов, если они совершают операции, подлежащие обложению акцизами.
     
     В соответствии со ст. 179.1 НК РФ свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдаются организациям, осуществляющим производство, оптовую, оптово-розничную и розничную реализацию нефтепродуктов.
     
     Приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52 утвержден Порядок выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - Порядок).
     
     На основании подпункта 1 п. 21 Порядка налоговые органы аннулируют свидетельство при представлении организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления.
     
     Согласно п. 22 Порядка, если аннулирование свидетельства производится вследствие представления организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления, свидетельство считается аннулированным с даты, указанной в заявлении (но не ранее даты подачи заявления на аннулирование свидетельства), то есть исходя из приведенной в вопросе ситуации - не ранее 14.03.2005.
     
     При этом свидетельство является действующим до даты его аннулирования.
     
     Таким образом, ООО при совершении операций, подлежащих обложению акцизами, в период действия свидетельства являлось плательщиком акцизов.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Назарова
     
     Физическим лицом был заключен договор доверительного управления недвижимым имуществом, согласно которому физическое лицо передало нежилое помещение, являющееся его собственностью, в доверительное управление индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица. Цель данного договора - получение дохода от сдачи недвижимого имущества в аренду, выгодоприобретателем по которому является физическое лицо. Правильно ли считать, что обязанность по уплате налога на доходы физических лиц возлагается на учредителя доверительного управления по месту его жительства (регистрации) или же доверительный управляющий может уплатить налог на доходы физических лиц за учредителя доверительного управления по месту жительства учредителя доверительного управления с прямым указанием в договоре доверительного управления или в соответствии с отдельным поручением?
     
     Имущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по договору доверительного управления имуществом, регламентируются ст. 1012-1026 ГК РФ.
     
     Несмотря на то что согласно ст. 1012 ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, в соответствии со ст. 1020 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Таким образом, обязанности по уплате налогов, возникшие в результате реализации доверительным управляющим имущества, исполняются доверительным управляющим за счет доходов от реализации этого имущества.
     
     Согласно п. 1 ст. 1012 ГК РФ, заключая договор доверительного управления имуществом, учредитель управления не занимается предпринимательской деятельностью, а только передает свое имущество на определенный срок доверительному управляющему для осуществления управления этим имуществом в интересах учредителя и, соответственно, не должен регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     Согласно договору доверительного управления имуществом доверительный управляющий выплачивает учредителю договора доход за пользование имуществом, который на основании подпункта 4 п. 1 ст. 208 НК РФ как доход, полученный от сдачи в аренду или от иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     В соответствии со ст. 226 НК РФ российские организации или индивидуальные предприниматели, действующие в качестве доверительных управляющих (далее - налоговые агенты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.
     
     Согласно п. 4 ст. 228 НК РФ в случае получения физическим лицом других доходов, с которых не был удержан налог налоговыми агентами, физическое лицо самостоятельно при подаче налоговой декларации исчисляет налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате в соответствующий бюджет.
     
     В рассматриваемом случае обложение дохода от использования имущества налогом на доходы физических лиц производится по ставке 13% в соответствии со ст. 224 НК РФ. При этом доверительный управляющий как налоговый агент должен исчислить, удержать и перечислить в бюджет по месту своего учета налог на доходы физических лиц с доходов учредителя - физического лица, у которого обязанности по уплате налога на доходы физических лиц считаются исполненными, и, соответственно, ему не следует представлять налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего жительства.
     

О специальных налоговых режимах

     
     Е.В. Евсик,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, оказывает консультационные услуги, занимается оценочной деятельностью и поручает выполнение отдельных операций, которые входят в комплекс оказываемых ею услуг, сторонним организациям и индивидуальным предпринимателям. Можно ли затраты на оплату услуг этих организаций и индивидуальных предпринимателей отнести к расходам в целях налогообложения?
     
     Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и избравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут при определении налоговой базы полученные доходы уменьшать в том числе на материальные расходы. Материальные расходы учитываются в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций согласно ст. 254 Кодекса.
     
     Так, в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
     
     К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
     
     Если приобретаемые организацией работы и услуги являются составной частью конечной услуги, оказываемой налогоплательщиком, такие расходы, по нашему мнению, можно отнести к материальным.
     
     Может ли организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, отнести к расходам на содержание служебного транспорта стоимость бензина и оплату за стоянку автомобиля, если организация собственного гаража не имеет?
     
     Согласно подпункту 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы в том числе на расходы на содержание служебного транспорта.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п. 1 этой статьи Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     При определении расходов на содержание служебного транспорта необходимо учитывать, что данное транспортное средство должно использоваться организацией для извлечения прибыли.
     
     При решении вопроса отнесения тех или иных затрат к расходам на содержание служебного транспорта налогоплательщик должен принимать во внимание все вышеприведенные условия.
     
     По нашему мнению, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству, и расходы по оплате услуг автостоянки при условии, что содержащим автостоянку предприятием заключен договор на оказание услуг, могут быть признаны в целях налогообложения.
     

О проведении налоговой проверки

     
     И.И. Белова
     
     Вправе ли налоговый орган по мотивированному запросу в период осуществления налоговой проверки налогоплательщика истребовать у банка "SWIFT-послания", переведенные на русский язык?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
     
     Согласно ст. 87 НК РФ, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора).
     
     Подпунктом 11 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени.
     
     На основании п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
     
     SWIFT (Society of Worldwide Interbank Financial Telecommunications) - это международная платежная система, созданная с целью осуществления платежей через сеть межбанковских финансовых телекоммуникаций.
     
     Таким образом, "SWIFT-послания" могут быть истребованы как у банка посредством направления налоговым органом мотивированного запроса, так и у налогоплательщика.
     
     В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" официальная переписка и иные формы официальных взаимоотношений между государственными органами и организациями ведутся на государственном языке Российской Федерации.
     
     Статьей 16 вышеуказанного Закона установлено, что на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах и организациях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации.
     
     Следовательно, налоговому органу при получении документов (копий документов) на языке иностранного государства необходимо истребовать заверенный надлежащим образом письменный перевод текстов данных документов (копий документов) на русский язык.
     

О ресурсных сборах и платежах

     
     О.В. Семенова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Относится ли к специальному водопользованию технологический процесс откачки вод из карьеров при добыче полезных ископаемых и взимается ли в этом случае плата за пользование водными объектами?
     
     Приказом МПР России от 23.10.1998 N 232 "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами" утвержден перечень видов специального водопользования. Вышеуказанным приказом МПР России предусмотрено, что к специальному водопользованию относится пользование водными объектами в том числе для сброса сточных вод, если данные виды водопользования производятся с применением водоотводящих сооружений, предназначенных для сброса вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов. Следовательно, если предприятие осуществляет сброс сточных вод, в том числе при добыче полезных ископаемых, то плата за пользование водными объектами взимается в общеустановленном порядке.
     
     Как следует платить налог за пользование водными объектами, если организация и используемые ею водные объекты расположены в разных субъектах Российской Федерации?
     
     В соответствии со ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектами обложения водным налогом признается в том числе забор воды из водных объектов.
     
     Согласно ст. 333.14 НК РФ общая сумма водного налога, исчисленная в соответствии с п. 3 ст. 333.13 Кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.
     
     Следовательно, если местонахождение организации и местонахождение водных объектов (используемых для забора воды) не совпадают, то есть организация и водные объекты расположены в разных субъектах Российской Федерации, то организация должна встать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения и уплачивать водный налог также по месту своего нахождения.