Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли

Г.В. Пирогова,     
А.В. Владимирова
     

Учет расходов подрядчика, связанных с участием в тендерных торгах

     
     Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусматривается включение в состав расходов, учитываемых для налогообложения прибыли, обоснованных и документально подтвержденных затрат (а в случаях, приведенных в ст. 265 Кодекса, - убытков), осуществленных (понесенных) налогоплательщиком.
     
     Тендерные торги могут предусматривать в качестве необходимых условий участия в них обязанность представления участником конкурсного предложения, внесения задатка, выполнения иных требований тендера.
     
     Соответственно, в целях налогообложения прибыли необходимо учитывать характер расходов, возможность их возвратности при различных исходах тендерных торгов или возмещения в стоимости строительства.
     
     Исходя из вышеизложенного расходы подрядчика, связанные с участием в тендерных торгах, при положительном исходе этих торгов должны учитываться для целей налогообложения прибыли.
     
     Расходы подрядчика, связанные с участием в тендерных торгах, могут быть признаны для целей налогообложения в составе внереализационных расходов, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых к участнику торгов, и не возвращаются ему при проигрыше в торгах.
     
     В части расходов генерального подрядчика по проведению подрядных торгов по выбору строительно-монтажных организаций (субподрядчиков) вышеуказанные расходы отвечают требованиям, предъявляемым к расходам ст. 252 НК РФ. В то же время доходы генерального подрядчика от проведения торгов (например, от предоставления на платной основе информации о торгах) включаются в состав налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль.
     
     При определении периода, в котором расходы должны быть учтены для целей налогообложения прибыли, необходимо руководствоваться порядком признания расходов, изложенным в ст. 272 и 273 НК РФ.
      

Учет сумм оплаты работникам дополнительных отпусков прошлых лет

     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Согласно подпункту 25 п. 1 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, различные виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
     
     При осуществлении налогового контроля обоснованности включения в состав расходов затрат по оплате труда налоговая инспекция оценивает их соответствие критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ, то есть устанавливает, являются ли произведенные затраты экономически обоснованными и документально подтвержденными.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 255 НК РФ для целей налогообложения прибыли должны учитываться расходы на денежные компенсации за неиспользованный отпуск, осуществленные в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
     
     Статьями 126 и 127 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) предусмотрен порядок выплаты денежной компенсации взамен ранее не использованного отпуска. Кроме того, ст. 126 ТК РФ установлены ограничения по предоставлению таких компенсаций. Ни трудовым, ни налоговым законодательством не предусмотрено иных ограничений.
     
     В соответствии со ст. 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена по письменному заявлению работника денежной компенсацией.
     
     Правило, установленное ст. 126 ТК РФ, применяется в отношении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, которая исчисляется посредством суммирования дополнительных оплачиваемых отпусков с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (ст. 120 ТК РФ), то есть законодательство предусматривает возможность предоставления отдельно дополнительных отпусков.
     
     Положения ст. 126 ТК РФ применяются и в отношении отпусков, не использованных работниками за предыдущие годы (без установления максимального предела), в частности:
     
     1) возможна выплата денежной компенсации за все дни неиспользованных отпусков, то есть при соединении нескольких отпусков (в частности, за прошлые годы) компенсация выплачивается за все количество дней, превышающее основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней;
     
     2) возможна замена денежной компенсацией только части каждого из неиспользованных отпусков, которая превышает 28 календарных дней.
     
     При этом следует иметь в виду, что замена отпуска денежной компенсацией является правом, а не обязанностью работодателя.
     
     Кроме того, для целей налогообложения прибыли расходы на выплату денежной компенсации взамен неиспользованных отпусков могут быть учтены начиная с 1 февраля 2002 года (с момента вступления в силу ТК РФ) за периоды, определяемые с учетом обязанности предоставления отпуска, установленной ст. 124 ТК РФ. При этом независимо от того, к какому налоговому периоду относятся суммы отпускных, для целей налогообложения прибыли они должны учитываться в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были начислены и выплачены работнику.
     

Возможность отнесения на внереализационные расходы убытка от продажи валютных средств при отсутствии подтверждающих документов

     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с вышеизложенным расходы, возникшие от продажи валютных средств, но не подтвержденные первичными документами, не учитываются налогоплательщиком в целях налогообложения прибыли, так как они не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ.
     

Определение понятия "регулярная деятельность" в отношении постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации

     
     В соответствии со ст. 247 НК РФ прибылью для целей главы 25 Кодекса признаются, в частности:
     
     - для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой Кодекса;
     
     - для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.
     
     В п. 1 ст. 309 НК РФ приведен перечень видов доходов иностранных организаций, не связанных с их предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, которые относятся к доходам иностранных организаций от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению у источника выплаты этих доходов. В данном перечне доходы от оказания иностранными организациями услуг на территории Российской Федерации не поименованы.
     
     Согласно п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров или иного имущества (кроме доходов от реализации акций российских организаций, более 50% активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и доходов от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации), а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
     
     Определение понятия "постоянное представительство иностранной организации" для целей главы 25 НК РФ и критерии, на основании которых деятельность иностранной организации считается приводящей к образованию постоянного представительства, закреплены ст. 306 настоящего Кодекса.
     
     В то же время ст. 7 НК РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Исходя из этого при решении вопроса о том, приводит ли деятельность иностранной организации к образованию постоянного представительства, в первую очередь следует руководствоваться положениями соответствующего международного соглашения об избежании двойного налогообложения, а также нормами налогового законодательства Российской Федерации, не противоречащими положениям данного соглашения.
     
     Читателям журнала следует также принимать во внимание, что согласно п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.
     
     Согласно п. 2.2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, регулярной является деятельность обособленных подразделений иностранных организаций, вставших или обязанных встать на учет в налоговых органах в соответствии с подразделом 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, если их деятельность осуществляется в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности).
     
     В остальных случаях соответствие критерию "регулярная деятельность" определяется на основе анализа фактического осуществления деятельности самой иностранной организации или иных организаций либо физических лиц в пользу иностранной организации в каждом конкретном случае. При этом единичные факты совершения организацией каких-либо хозяйственных операций в Российской Федерации не могут рассматриваться как регулярная деятельность.
     

Учет технологических потерь при производстве и (или) транспортировке товаров

     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения прибыли приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке товаров.
     
     Технологические потери при производстве и (или) транспортировке вызываются, в частности, эксплуатационными (техническими) характеристиками оборудования, используемого при производстве и (или) транспортировке товаров.
     
     Исходя из особенностей технологического процесса организация определяет норматив образования отходов каждого конкретного вида сырья или материалов, используемых в производстве. Он устанавливается технологической картой либо иным аналогичным внутренним документом, разработанным специалистами, контролирующими технологический процесс, и утверждается лицами, наделенными надлежащими полномочиями.
     
     Натуральные показатели, характеризующие технологические потери, возникающие при ведении конкретного технологического процесса, должны быть обоснованны и документально подтверждены (должны быть зафиксированы, например, в технологических картах). При этом технологические потери учитываются в уменьшение налоговой базы в составе оценки стоимости материальных расходов, переданных в производство.
     

Учет расходов на оплату сторонним организациям

     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признается, если иное не установлено ст. 261, 262, 266 и 267 настоящего Кодекса, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.
     
     Под датой предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, следует понимать дату составления вышеуказанных документов.
     
     Допустим, если услуги (работы) оказаны (выполнены) сторонними организациями, например в декабре 2004 года, а документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг) и служащие основанием для произведения расчетов за вышеуказанные работы (услуги), датированы январем 2005 года, то соответствующие расходы должны быть признаны на дату, указанную в счете, то есть в январе 2005 года.
     

Учет работ по модернизации основного средства

     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
     
     Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
     
     К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
     
     К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
     
     В соответствии со ст. 259 НК РФ амортизация по объекту основных средств исчисляется исходя из его первоначальной стоимости. По окончании работ по модернизации производится оценка первоначальной стоимости объекта с учетом расходов на модернизацию.
     
     Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ расчет суммы амортизации по объекту основных средств производится по норме амортизации, которая определяется исходя из срока полезного использования объекта, который устанавливается организацией при вводе объекта в эксплуатацию. Использование иных показателей при определении нормы амортизации налоговым законодательством не предусмотрено.
     
     Таким образом, если в результате реконструкции, модернизации не произошло увеличение срока полезного использования объекта, амортизация продолжает начисляться исходя из оставшегося срока его использования, то есть сохраняется применяемый в соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ линейный метод для расчета амортизации срок полезного использования.
     
     Пример.
     
     По состоянию на 1 января 2002 года на балансе организации числился компьютер первоначальной стоимостью 19 500 руб., находившийся в эксплуатации два года.
     
     Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, компьютеры относятся к третьей амортизационной группе, в которую входит имущество со сроком полезного использования от трех до пяти лет (от 36 до 60 месяцев) включительно.
     
     Организацией установлен срок полезного использования данного компьютера - 5 лет (60 месяцев).
     
     Определение срока полезного использования объекта основных средств (компьютера) осуществляется следующим образом:
     
     1) фактический срок использования компьютера - 2 года (24 месяца);
     
     2) срок полезного использования компьютера, установленный организацией в соответствии с Классификацией основных средств, - 5 лет (60 месяцев);
     
     3) оставшийся срок полезного использования компьютера - 36 месяцев (60 месяцев - 24 месяца).
     
     В июле 2003 года была проведена модернизация компьютера; в результате этого произошло увеличение стоимости компьютера на 2000 руб., то есть его восстановительная стоимость составила 21 500 руб. (19 500 руб. + 2000 руб.).
     
     При этом согласно п. 1 ст. 322 НК РФ вне зависимости от выбранного налогоплательщиком метода начисления амортизации по имуществу начисление амортизации производится исходя из оставшегося срока полезного использования (36 месяцев) и восстановительной стоимости компьютера (21 500 руб.).
     
     Аналогичный порядок применяется в отношении объектов основных средств, стоимость которых к периоду модернизации полностью погашена. В этом случае после ввода объекта в эксплуатацию после модернизации учет сумм начисленной исходя из новой первоначальной стоимости амортизации и установленного ранее срока полезного использования осуществляется до момента, пока величина расходов на модернизацию объекта не будет учтена в целях налогообложения.
     

Документальное подтверждение расходов по рекламе

     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, приведенные в п. 2 данной статьи Закона N 129-ФЗ.
     
     Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий возложены на Госкомстат России. Содержание и состав вышеуказанных форм согласовываются Госкомстатом России с Минфином России и Минэкономразвития России.
     
     Из вышеизложенного следует, что расходы на рекламу признаются документально подтвержденными при наличии у организации первичных документов, предусмотренных для этих операций альбомами унифицированных форм первичной учетной документации Госкомстата России и форм первичных учетных документов, утвержденных руководителем организации в соответствии с требованиями ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
     

Учет телевизионными компаниями и агентствами расходов по приобретению одежды и парфюмерии для телеведущих

     
     В соответствии с подпунктом 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов включаются другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, то есть перечень прочих расходов является открытым.
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, приведенных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Учитывая вышеизложенное, при условии выполнения требований ст. 252 НК РФ расходы по приобретению одежды и парфюмерии для телеведущих телевизионных компаний и агентств учитываются для целей налогообложения прибыли при условии использования данной одежды и парфюмерии в производственной деятельности.
     

Учет дебиторской задолженности в целях формирования резервов по сомнительным долгам

     
     Организацией до 1 января 2002 года был сформирован резерв по сомнительным долгам по дебиторской задолженности. Организация в своей деятельности определяла выручку в целях налогообложения прибыли "по отгрузке". Дебиторская задолженность, возникшая до 2002 года, не участвовала при расчете базы переходного периода для исчисления налога на прибыль. Правомерно ли учитывать в целях налогообложения прибыли дебиторскую задолженность в качестве сомнительных долгов в целях формирования резервов по сомнительным долгам после 1 января 2002 года в соответствии со ст. 266 НК РФ?
     
     Порядок формирования налогооблагаемой базы переходного периода установлен ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ).
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 10 Закона N 110-ФЗ налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, обязан по состоянию на 1 января 2002 года включить в состав доходов суммы, подлежащие единовременному восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или операций, подлежащих учету в целях налогообложения в соответствии с требованиями, установленными главой 25 НК РФ. К таким объектам или операциям относятся, в частности, остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до вступления в силу главы 25 настоящего Кодекса, уменьшали налоговую базу.
     
     При этом положения подпункта 4 п. 1 ст. 10 Закона N 110-ФЗ не применяются в отношении сумм резервов по сомнительным долгам, если организация до 1 января 2002 года признавала выручку в целях налогообложения "по отгрузке".
     
     В соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
     
     Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.
     
     Кроме того, читателям журнала необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 6 ст. 10 Закона N 110-ФЗ дебиторская задолженность, включенная в доходы от реализации при определении налоговой базы переходного периода по налогу на прибыль, в расчете резервов по сомнительным долгам не участвует. Данное положение распространяется на организации, определявшие в 2001 году выручку от реализации продукции (работ, услуг) по мере оплаты и перешедшие с 1 января 2002 года на признание доходов и расходов по методу начисления.
     
     При этом организация, определявшая до 1 января 2002 года для исчисления налога на прибыль выручку "по отгрузке", должна была учесть для целей налогообложения прибыли суммы дебиторской задолженности при формировании налоговой базы по налогу на прибыль и соответственно не включать резервы по сомнительным долгам в состав базы переходного периода.
     
     Таким образом, в целях налогообложения прибыли сумма выявленной в результате инвентаризации дебиторской задолженности, возникшей до 1 января 2002 года, не являющейся безнадежной, может быть учтена у организации, определявшей до 1 января 2002 года выручку в целях исчисления налога на прибыль "по отгрузке", при формировании резерва по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ.
     

Обязанность уплаты налога на прибыль по базе переходного периода при переходе организации на упрощенную систему налогообложения

     
     Организации определяют общую сумму налога на прибыль по налоговой базе переходного периода один раз исходя из ставок и льгот, действовавших на 1 января 2002 года - дату, на которую проводилось исчисление налога на прибыль по переходному периоду.
     
     Согласно п. 6 ст. 10 Закона N 110-ФЗ к определенной в соответствии с вышеуказанной  статьей Кодекса налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные ст. 284 НК РФ.
     
     При этом в соответствии с п. 8 ст. 10 Закона N 110-ФЗ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по установленным срокам, определяется в соответствии с суммой налога, исчисленного от налоговой базы 2001 года.
     
     Если налогоплательщик, ранее определивший базу переходного периода, перешел, например, в 2003 году на упрощенную систему налогообложения, то за ним сохраняется обязанность по уплате налога на прибыль согласно п. 8 ст. 10 Закона N 110-ФЗ в течение оставшихся четырех лет.
     
     При этом налогоплательщик должен представить в установленные сроки налоговую декларацию по налогу на прибыль, заполняемую в части сумм налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода и подлежащего уплате в сроки, установленные вышеназванной статьей Закона N 110-ФЗ.
     
     Периодичность уплаты оставшихся сумм налога на прибыль (ежемесячно или ежеквартально) по налоговой базе переходного периода устанавливается исходя из количества отчетных периодов в последний год применения общего режима налогообложения.
     
     Например, если организация в соответствии с п. 8 ст. 10 Закона N 110-ФЗ уплачивала налог на прибыль по базе переходного периода ежемесячно, а в 2003 году перешла на упрощенную систему налогообложения, то она должна производить уплату сумм налога на прибыль по базе переходного периода ежемесячно в течение оставшихся лет (2003-2006 годов) из расчета одиннадцати отчетных периодов в год.
     

Учет расходов по содержанию кулера и приобретению питьевой воды

     
     Статьей 252 НК РФ предусматривается включение в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, обоснованных и документально подтвержденных затрат.
     
     Исходя из подпункта 7 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов.
     
     Согласно ст. 163 ТК РФ к таким условиям, в частности, относятся:
     
     - исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
     
     - своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
     
     - надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
     
     - условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
     
     Таким образом, если расходы по содержанию кулера и приобретению питьевой воды удовлетворяют вышеперечисленным условиям, то они учитываются для целей налогообложения прибыли.
     

Учет расходов по оплате труда работников, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера для работ по санитарному обслуживанию и озеленению территории возле офиса организации

     
     Перечень расходов, приведенных в главе 25 НК РФ, является открытым. При этом расходы должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Что касается расходов, например, по поливу зеленых насаждений, высадке цветов, уборке листьев с газонов, расположенных возле офиса на территории, отведенной организации, то подобные расходы, в том числе и заработная плата работников, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера, выполняющих эти работы, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли при соблюдении требований, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ и нормативными актами субъектов Российской Федерации.
     

Учет неотделимых улучшений арендованного имущества

     
     В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
     
     При этом амортизируемым имуществом являются основные средства и нематериальные активы. Под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. Нематериальными активами в целях главы 25 НК РФ признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
     
     В соответствии со ст. 623 Гражданского кодекса Российской Федерации произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды. Если арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.
     
     Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.
     
     Учитывая вышеизложенное, отделимые улучшения, производимые арендатором по арендуемому имуществу, могут классифицироваться для целей налогообложения как объект основных средств. При этом норма амортизации по этому объекту определяется исходя из срока полезного использования в соответствии с Классификацией основных средств либо в случае отсутствия объектов основных средств в амортизационных группах - согласно техническим условиям и рекомендациям организаций-изготовителей (п. 5 ст. 258 НК РФ).
     
     Если арендатор осуществляет неотделимые улучшения арендованного имущества и арендодатель не возмещает арендатору понесенные им расходы, то подобные затраты не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в соответствии с главой 25 НК РФ (вне зависимости от стоимости улучшения).
     

Возможность перерасчета авансовых платежей по налогу на прибыль за предыдущие отчетные периоды при представлении уточненной налоговой декларации

     
     В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
     
     Учитывая, что данная норма НК РФ использует понятие "отчетные периоды", в случае выявления ошибок в декларациях, относящихся к отчетному периоду, в том числе в рамках одного налогового периода, налогоплательщик обязан осуществить перерасчет своих налоговых обязательств в периоде совершения ошибок  (в отчетном периоде) вне зависимости от возникшей переплаты или недоимки по налогам. Вышеуказанный перерасчет осуществляется путем представления уточненных деклараций за соответствующие отчетные периоды.
     
     Установление иного порядка, предусматривающего необходимость представления уточненных расчетов только в отношении истекших налоговых периодов, может быть произведено путем внесения соответствующих изменений в ст. 54 и 81 НК РФ.
     
     При этом считаем введение такого порядка нецелесообразным, поскольку он предоставляет возможность налогоплательщику фактически самостоятельно регулировать величину налоговой базы по налогу на прибыль в течение налогового периода.