Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

Т.В. Назарова
     

Порядок предоставления налоговым агентом стандартных налоговых вычетов

     
     Налогоплательщик, имеющий право на стандартный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 п. 1 ст. 218 НК РФ, в размере 3000 руб. ежемесячно, получил один раз в году, в ноябре 2004 года, доход в сумме 37 000 руб. Налоговым агентом при выплате дохода этому налогоплательщику был предоставлен стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб. за ноябрь отчетного года. Вправе ли налогоплательщик на основании письменного заявления при подаче им налоговой декларации по окончании налогового периода в налоговый орган по месту жительства получить стандартный налоговый вычет за весь отчетный налоговый период независимо от периода работы, включая те месяцы, в течение которых он не работал и не получал налогооблагаемый доход?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
     
     Стандартные налоговые вычеты, установленные ст. 218 НК РФ, предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, то есть стандартный налоговый вычет уменьшает налоговую базу на соответствующую установленному размеру налогового вычета сумму. Таким образом, стандартный налоговый вычет не накапливается в течение отчетного налогового периода и не подлежит суммированию нарастающим итогом в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога на доходы физических лиц (НДФЛ) производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца в отношении всех доходов, к которым применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленных налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
     
     Учитывая вышеизложенное, при выплате единовременного дохода, например за ноябрь, который не включает выплаты, причитающиеся за предыдущие месяцы налогового периода, налоговая база уменьшается только на сумму стандартного налогового вычета за один месяц. Если выплаты дохода, произведенные в ноябре, включают также причитающиеся налогоплательщику доходы за предшествующие месяцы, необходимо произвести перерасчет налоговой базы в целях исчисления НДФЛ исходя из положений ст. 218 НК РФ.
     
     Физическое лицо работает с мая 2003 года экскурсоводом в историко-архитектурном музее на основании трудового договора (с почасовой оплатой). Трудовая книжка находится в этой же организации. При начислении заработной платы до марта 2004 года стандартные налоговые вычеты, установленные ст. 218 НК РФ, бухгалтерией организации не предоставлялись и НДФЛ удерживался со всей суммы заработной платы. После того как физическое лицо обратилось в организацию с заявлением о предоставлении стандартных вычетов, бухгалтерия пересчитала налоговую базу только с 1 января 2004 года, а за 2003 год отказалась возвратить сумму излишне удержанного НДФЛ. Правомерно ли это?
     
     Стандартные налоговые вычеты, предусмотренные п. 3 и 4 ст. 218 НК РФ, предоставляются налогоплательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика в полагающихся размерах за каждый месяц налогового периода на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода стандартные налоговые вычеты предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом. Заявление подается при поступлении на работу и действительно до того момента, пока работник не уволится или не отзовет такое заявление. Следовательно, только при подаче письменного заявления и соответствующих документов бухгалтер вправе предоставлять работнику организации стандартный налоговый вычет.
     
     Согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. При этом в соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.
     
     Учитывая вышеизложенное, физическое лицо вправе обратиться за перерасчетом налоговой базы и возвратом суммы излишне удержанного НДФЛ к налоговому агенту, который производил исчисление налога с заработной платы. Если в течение налогового периода налоговым агентом возврат налога не будет произведен, налогоплательщик может в соответствии с п. 4 ст. 218 НК РФ представить налоговую декларацию с приложением письменного заявления о предоставлении стандартных налоговых вычетов в налоговый орган по месту жительства.
     
     Согласно ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. В связи с этим возникают следующие вопросы: за какой период организация-работодатель может осуществить возврат суммы НДФЛ, что должно быть указано в заявлении физического лица, кто должен осуществить расчет подлежащего возврату налога и каковы особенности отражения данной операции в налоговой отчетности?
     
     В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налогоплательщиком налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Пунктом 11 ст. 78 НК РФ установлено, что правила ст. 78 настоящего Кодекса распространяются на налоговых агентов.
     
     Согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы НДФЛ подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (в произвольной форме) может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы. При этом возврат суммы НДФЛ производится налоговым агентом за счет налогов, подлежащих перечислению в бюджет.
     
     На основании изменения данных бухгалтерского учета уточняются документы налогового учета и отчетности по НДФЛ, в которых отражаются результаты перерасчета налога за отчетный год. Сведения о доходах физических лиц, которым налоговым агентом были произведены перерасчеты НДФЛ за предшествующие годы в связи с уточнением их налоговых обязательств, представляются налоговому органу в виде новой Справки по форме N 2-НДФЛ взамен ранее представленной с указанием нового номера Справки.
     

Налогообложение доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации

     
     Российская организация намерена принять на работу гражданку Украины, получившую в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешение на временное проживание. По какой налоговой ставке (13 или 30%) будет исчисляться НДФЛ по доходам такой иностранной гражданки?
     
     Понятие "налоговый резидент" определено для целей налогообложения в ст. 11 НК РФ. Под физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации понимаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. При этом статус налогового резидента Российской Федерации определяется применительно к каждому календарному году.
     
     В соответствии со ст. 6.1 НК РФ течение срока фактического нахождения лица на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия лица на территорию Российской Федерации. Даты отъезда и даты прибытия на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Кроме того, в соответствии с нормами трудового законодательства физическое лицо заключает трудовой договор (контракт) и работодатель ведет журнал учета рабочего времени, что может также быть использовано при определении периода временного пребывания на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, если гражданка Украины в календарном году является налоговым резидентом Российской Федерации (находится на территории Российской Федерации более 183 дней в году, что подтверждается документами), то доходы, полученные от выполнения трудовых обязанностей, подлежат налогообложению по ставке 13%. Если срок пребывания гражданки Украины на территории Российской Федерации в течение календарного года не превышает 183 дней, то к таким доходам в целях исчисления НДФЛ применяется налоговая ставка в размере 30%.
     
     Вправе ли налоговый орган отказать физическому лицу - налоговому резиденту Российской Федерации в зачете суммы НДФЛ, уплаченной в иностранном государстве, например с дохода от работы по найму в США, в счет налога, подлежащего уплате в Российской Федерации, если официальное подтверждение об уплате физическом лицом налога за пределами Российской Федерации было представлено в налоговый орган с нарушением годичного срока, установленного п. 2 ст. 232 НК РФ? С какого момента следует исчислять годичный срок: с начала календарного года, следующего за отчетным налоговым периодом, или с даты, установленной НК РФ для представления физическим лицом декларации по НДФЛ, то есть с 30 апреля года, следующего за отчетным?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 209 НК РФ у физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения является как доход, полученный от источников в Российской Федерации, так и (или) доход, полученный от источников за пределами Российской Федерации.
     
     Пунктом 1 ст. 232 НК РФ установлено, что фактически уплаченные налогоплательщиком - налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором об избежании двойного налогообложения.
     
     Согласно ст. 22 "Устранение двойного налогообложения" Договора от 17.06.1992 между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, если налоговый резидент Российской Федерации получает доходы, которые в соответствии с положениями Договора облагаются налогами в США, сумма налога на такой доход, подлежащая уплате в США, вычитается из российского налога, взимаемого с его (физического лица) доходов.
     
     Так как в соответствии со ст. 14 вышеуказанного Договора доходы от работы по найму в США могут облагаться в стране - источнике дохода, то суммы налога, удержанные с дохода такого российского лица, будут подлежать вычету (зачету) в Российской Федерации.
     
     Для проведения зачета налоговых платежей налогоплательщик должен представить в налоговые органы документ о получении дохода и об уплате налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение должно быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на проведение зачета налога.
     
     Из содержания норм ст. 232 НК РФ следует, что подтверждение о полученном доходе и уплаченном налоге в иностранном государстве, заверенное налоговым органом этого государства, должно быть представлено налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного года после завершения отчетного периода.
     
     В каком порядке производится налогообложение денежного довольствия и других доходов, выплачиваемых военнослужащим, которые проходят военную службу за пределами Российской Федерации, в частности офицерам Объединенного штаба смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта?
     
     В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
     
     - от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
     
     - от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, являются налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации физическому лицу достаточно находиться на ее территории не менее 183 дней в течение любого промежутка времени, начинающегося или заканчивающегося в отчетном календарном году. Уточнение налогового статуса налогоплательщика - резидента Российской Федерации (определение количества дней) производится по итогам календарного года или на дату фактического завершения пребывания физического лица в текущем году на территории Российской Федерации.
     
     Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 НК РФ установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
     
     Поскольку военнослужащие - офицеры Объединенного штаба смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта получают доходы за исполнение обязанностей военной службы и выполнение своих трудовых обязанностей на территориях иностранных государств, такие доходы не подлежат обложению НДФЛ в Российской Федерации при условии нахождения налогоплательщиков за пределами Российской Федерации более 183 дней в календарном году, поскольку в этом случае они не являются налоговыми резидентами Российской Федерации. Доходы этих физических лиц должны облагаться налогом в соответствии с законодательством иностранного государства - страны пребывания.
     
     В случае нахождения за пределами Российской Федерации менее 183 дней в году вышеуказанные лица считаются налоговыми резидентами Российской Федерации, и в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ к доходам таких физических лиц от источников в Российской Федерации в целях исчисления НДФЛ применяется налоговая ставка в размере 13%.
     
     Физическое лицо, имеющее двойное гражданство - Российской Федерации и ФРГ и не являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, получило доход от налогового агента (российской организации) на основании договора гражданско-правового характера за выполненную в Российской Федерации работу. Имеет ли право налогоплательщик уплатить налог по месту своего постоянного жительства - в ФРГ?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ физическое лицо, находящееся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не является налоговым резидентом Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 209 НК РФ у физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения является доход, полученный от источников в Российской Федерации.
     
     При этом в случае, если международным договором, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 ст. 15 "Доходы от работы по найму" Соглашения от 29.05.1996 между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество вознаграждения, получаемые резидентом ФРГ в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, могут облагаться налогом только в ФРГ, если соблюдаются все нижеперечисленные условия:
     
     - получатель пребывает в Российской Федерации в общей сложности не более 183 дней в течение любого двенадцатимесячного периода, начинающегося или заканчивающегося в соответствующем налоговом году; и
     
     - вознаграждения выплачиваются работодателем или от имени работодателя, который не является резидентом Российской Федерации; и
     
     - расходы по выплате вознаграждений не несут постоянное представительство или постоянная база, которые работодатель имеет в Российской Федерации.
     
     Только при соблюдении всех трех условий вышеназванного Соглашения налогообложение физического лица - нерезидента Российской Федерации может производиться на территории ФРГ.
     
     Из содержания вопроса следует, что физическое лицо, являющееся резидентом ФРГ, получает доход от российской организации. В таком случае не соблюдаются сразу три условия применения норм международного Соглашения, что не дает оснований для освобождения от налогообложения дохода такого налогоплательщика по месту его получения в Российской Федерации.
     
     Следовательно, налогообложение доходов, полученных налогоплательщиком, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, от российских источников, будет производиться в Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ по ставке 30% без применения налоговых вычетов и зачетного механизма.
     

Компенсационные выплаты, освобождаемые от налогообложения в соответствии со ст. 217 НК РФ

     
     Физическому лицу - матери погибшего в результате несчастного случая работника организации на основании мирового соглашения о возмещении морального вреда организацией было выплачено соответствующее возмещение без решения суда в досудебном порядке. Правомерно ли исходя из положений ст. 217 НК РФ отнесение вышеуказанной выплаты к компенсационной и соответственно не подлежащей обложению НДФЛ?
     
     Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
     
     Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными актами.
     
     Статьей 237 ТК РФ установлено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
     
     Учитывая вышеизложенное, выплата организацией компенсации морального вреда матери погибшего в результате несчастного случая работника по мировому соглашению подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и не подлежит включению в налогооблагаемую базу по НДФЛ.
     
     Применяются ли положения ст. 217 НК РФ в целях освобождения от уплаты НДФЛ к суммам материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов, выплачиваемым в соответствии с п. 32 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     Пунктом 32 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 N 487 (в ред. от 06.11.2004), установлено, что на оказание помощи нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выделяются дополнительные средства в размере 25% стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в федеральном бюджете.
     
     Таким образом, все выплаты в виде материальной поддержки студентов, обучающихся на дневной форме обучения, осуществляемые за счет средств вышеуказанного стипендиального фонда, подпадают под действие п. 1 ст. 217 НК РФ и не подлежат обложению НДФЛ.
     
     Ежегодные пособия студентам, аспирантам и докторантам, а также компенсационные выплаты, установленные вышеназванным Типовым положением, освобождаются в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ от обложения НДФЛ.
     
     Подлежат ли обложению НДФЛ суммы доплат к пенсиям, выплачиваемые отдельным категориям граждан органами социальной защиты населения администраций муниципальных образований в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации?
     
     Согласно п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     При этом под нормами, установленными законодательством, понимается система норм, зафиксированных в законодательных актах Российской Федерации.
     
     При решении вопроса о включении в налогооблагаемый доход физических лиц денежных выплат в виде доплат к пенсии, предоставляемых гражданам органами социальной защиты населения, следует исходить из наличия у той или иной категории физических лиц - получателей материальных благ прав на их получение, предусмотренных соответствующими законодательными актами.
     
     В частности, нормами Федеральных законов от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусмотрены доплаты к пенсиям муниципальных служащих.
     
     Таким образом, суммы денежных средств, выплачиваемых за счет средств местных бюджетов в виде доплат к пенсии, установленных нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации, подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
      

Налогообложение при доверительном управлении имуществом

     
     Физическим лицом был заключен договор доверительного управления недвижимым имуществом, согласно которому физическое лицо передало нежилое помещение, являющееся его собственностью, в доверительное управление индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица. Цель данного договора - получение дохода от сдачи недвижимого имущества в аренду, выгодоприобретателем по которому является физическое лицо. Правильно ли считать, что обязанность по уплате НДФЛ возлагается на учредителя доверительного управления по месту его жительства (регистрации), или же доверительный управляющий может уплатить НДФЛ с доходов учредителя доверительного управления по месту жительства учредителя доверительного управления с прямым указанием в договоре доверительного управления или в соответствии с отдельным поручением?
     
     Имущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по договору доверительного управления имуществом, регламентируются ст. 1012-1026 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
     
     Несмотря на то что согласно ст. 1012 ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, в соответствии со ст. 1020 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Таким образом, обязанности по уплате налогов, возникшие в результате реализации доверительным управляющим имущества, исполняются доверительным управляющим за счет доходов от реализации этого имущества.
     
     Согласно п. 1 ст. 1012 ГК РФ, заключая договор доверительного управления имуществом, учредитель управления не занимается предпринимательской деятельностью, а только передает свое имущество на определенный срок доверительному управляющему для осуществления управления этим имуществом в интересах учредителя и соответственно не должен регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     Согласно договору доверительного управления имуществом доверительный управляющий выплачивает учредителю договора доход за пользование имуществом, который на основании подпункта 4 п. 1 ст. 208 НК РФ как доход, полученный от сдачи в аренду или от иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, подлежит обложению НДФЛ.
     
     В соответствии со ст. 226 НК РФ российские организации или индивидуальные предприниматели, действующие в качестве доверительных управляющих (далее - налоговые агенты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.
     
     Согласно п. 4 ст. 228 НК РФ в случае получения физическим лицом других доходов, с которых не был удержан налог налоговыми агентами, физическое лицо самостоятельно при подаче налоговой декларации исчисляет НДФЛ, подлежащий уплате в соответствующий бюджет.
     
     В рассматриваемом случае обложение НДФЛ дохода от использования имущества производится по ставке 13% в соответствии со ст. 224 НК РФ. При этом доверительный управляющий как налоговый агент должен исчислить, удержать и перечислить в бюджет по месту своего учета НДФЛ с доходов учредителя - физического лица, у которого обязанности по уплате НДФЛ считаются исполненными, и соответственно ему не следует представлять налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего жительства.
      
     Облагается ли НДФЛ беспроцентная возвратная ссуда, выданная физическим лицам - членам профсоюзного комитета из кассы взаимопомощи, образованной при профкоме первичной профсоюзной организации?
     
     Согласно п. 31 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе и материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.
     
     С учетом положения п. 28 Типового устава кассы взаимопомощи (КВП) при комитете профсоюза, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 23.11.1973, средства кассы взаимопомощи составляются из вступительных взносов, членских взносов, пеней за несвоевременный возврат долгосрочных ссуд, дотаций профсоюзных организаций, прочих поступлений.
     
     В соответствии с п. 34 Типового устава плата (процент) за пользование долгосрочными и краткосрочными ссудами не взимается.
     
     Таким образом, согласно п. 31 ст. 217 НК РФ не подлежит обложению НДФЛ материальная выгода по беспроцентной ссуде, выданной из суммы членских взносов, уплаченных ссудополучателем. С беспроцентных ссуд, выданных в иных случаях, производится исчисление налогооблагаемой материальной выгоды в порядке, установленном п. 2 ст. 212 НК РФ.