Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


Ответы на вопросы

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Вычет НДС по автотранспортным средствам, предназначенным для последующей передачи в финансовую аренду

     
     Организация приобрела в марте автотранспортные средства, их оплата и принятие на учет также осуществлены в марте. Государственная регистрация автотранспортных средств и передача техники в финансовую аренду произведены в апреле. Могла ли организация принять НДС к вычету в момент принятия на учет автотранспортных средств и оплаты их поставщику?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты НДС производятся плательщиком этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавцов товаров, работ и услуг, а также на основании документов, подтверждающих уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, по автотранспортным средствам, предназначенным для последующей передачи в финансовую аренду, вычет НДС осуществляется после их оплаты при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 НК РФ, и в порядке, установленном ст. 172 настоящего Кодекса. В связи с этим в рассматриваемом случае суммы НДС, уплаченные по автотранспортным средствам, подлежали вычету в марте в случае наличия у организации счетов-фактур по этим средствам.
     

Налогообложение авансов, полученных в 2004 году от белорусского хозяйствующего субъекта

     
     Как применять НДС российской организации, получившей в 2004 году авансы от белорусского хозяйствующего субъекта, если отгрузка продукции осуществляется в 2005 году?
     
     Начиная с 1 января 2005 года порядок применения НДС во взаимных торговых отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь регулируется нормами Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение) и Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющимся неотъемлемой частью Соглашения.
     
     Согласно ст. 2 Соглашения при экспорте товаров применяется ставка НДС в размере 0% при условии документального подтверждения факта экспорта. Данная норма не распространяется только на товары, которые на территории государства-импортера не подлежат обложению НДС при их ввозе в соответствии с на-циональным законодательством.
     
     В соответствии со ст. 9 Соглашения его нормы применяются в отношении товаров, отгруженных с даты вступления Соглашения в силу.
     
     Таким образом, товары, отгруженные на территорию Республики Беларусь в 2005 году, в счет предстоящей поставки которых в 2004 году получены авансовые платежи с учетом НДС, подлежат обложению НДС по ставке в размере 0%.
     
     Пунктом 1 раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Положения предусмотрено, что налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальным законодательством в отношении товаров, вывозимых в таможенном режиме экспорта.
     
     Согласно п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, исчисленных и уплаченных с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящей поставки товаров на экспорт, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, на основании отдельной налоговой декларации.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные в бюджет с сумм авансовых платежей, полученных в 2004 году с учетом ставки налога в размере 18 (10)% в счет предстоящих поставок на территорию Республики Беларусь товаров, облагаемых в 2005 году по ставке налога в размере 0%, подлежат вычету после представления в налоговые органы документов, перечень которых предусмотрен п. 2 раздела II Положения, и соответствующей налоговой декларации.
     
     Что касается перерасчетов между покупателем и продавцом товаров по сумме НДС, учтенной при перечислении авансовых платежей, то их следует производить по взаимной договоренности.
     
Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налогообложение при передаче организацией основных средств по разделительному балансу ее правопреемнику

     
     Подлежат ли восстановлению и уплате в бюджет ранее принятые к вычету суммы НДС по основным средствам при передаче их организацией по разделительному балансу ее правопреемнику? Имеет ли право правопреемник принять к вычету суммы НДС, уплаченные поставщику за товары реорганизуемой организацией, если она эти суммы НДС не приняла к вычету?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом подпунктом 1 п. 2 ст. 146 НК РФ установлен перечень операций, не признаваемых объектом обложения НДС. В данный перечень включены операции, приведенные в п. 3 ст. 39 НК РФ.
     
     Так, согласно п. 3 ст. 39 НК РФ передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации не признается реализацией товаров (работ, услуг). В связи с этим операции по передаче основных средств организацией при реорганизации ее правопреемнику не являются объектом обложения НДС.
     
     На основании подпункта 4 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении основных средств для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 настоящего Кодекса, к вычету не принимаются. При этом п. 3 ст. 170 НК РФ предусмотрено, что в случае принятия налогоплательщиком вышеуказанных сумм НДС к вычету или возмещению соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
     
     Учитывая вышеизложенное, при передаче организацией основных средств по разделительному балансу ее правопреемнику ранее принятые к вычету суммы НДС по этим основным средствам подлежат восстановлению и уплате в бюджет. При этом исчисление суммы НДС, подлежащей восстановлению, производится с учетом остаточной (балансовой) стоимости этих основных средств (без учета переоценки), сформированной по данным бухгалтерского учета.
     
     Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг) при наличии счетов-фактур, зарегистрированных в установленном порядке в книге покупок.
     
     Поскольку правопреемник реорганизуемой организации НДС поставщикам товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не уплачивает и по этим товарам (работам, услугам) у него счета-фактуры отсутствуют, для принятия правопреемником вышеуказанных сумм налога к вычету оснований не имеется.
     

Налогообложение при реализации театральных билетов

     
     Основным видом деятельности некоммерческой организации (далее - организация) является проведение ежегодного театрального фестиваля. Показ спектаклей, отобранных на фестиваль, происходит на сценах московских театров, арендуемых организацией. При этом организация выкупает бланки театральных билетов у театров и занимается реализацией самостоятельно. Выручка от реализации театральных билетов принадлежит организации. Присвоенные организации коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности соответствуют деятельности учреждений культуры и искусства. Может ли организация при реализации театральных билетов применить льготу, установленную подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые учреждениями культуры и искусства, в том числе реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. При этом подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ установлен перечень организаций, которые относятся к учреждениям культуры и искусства в целях применения НДС.
     
     Так, к учреждениям культуры и искусства относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома кино, литератора, композитора.
     
     Как следует из ситуации, Госкомстат России присвоил организации коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, соответствующие деятельности учреждений культуры и искусства.
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации организацией театральных билетов она может применять льготу, установленную подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, при условии обеспечения учета театральных билетов как бланков строгой отчетности.
     
О.В. Прокудина,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налогообложение при лизинге самолетов

     
     Авиационное предприятие собирается ввезти на территорию Российской Федерации в режиме временного ввоза самолеты на условиях договора операционного лизинга без права их последующего приобретения в собственность. Правомерно ли принять к вычету суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации самолетов по лизинговому контракту, условиями которого предусмотрено отсутствие права последующего приобретения самолетов в собственность?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в том числе в таможенном режиме временного ввоза, если товары приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, производятся после принятия данных товаров к учету.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что на основании ст. 212 Таможенного кодекса Российской Федерации суммы НДС, уплаченные при временном ввозе товаров на территорию Российской Федерации, при вывозе данных товаров таможенными органами не возвращаются, суммы налога, уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации указанных самолетов, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, после принятия самолетов к учету, в том числе на забалансовый счет.
     

Налогообложение при уступке иностранному предприятию исключительного права на патент

     
     Предприятие - резидент Российской Федерации производит уступку патента на изобретение иностранному предприятию, которое не является налоговым резидентом Российской Федерации. Уступка производится с исключительным правом пользования патентом на срок 5 лет. Право собственности на изобретение сохраняет за собой предприятие-резидент, но в течение срока уступки патента оно не использует данное изобретение. Подлежат ли обложению НДС у предприятия - резидента Российской Федерации денежные средства, полученные от предприятия-нерезидента при уступке исключительного права на патент сроком на 5 лет?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ в целях применения НДС местом реализации услуг по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель таких работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство).
     
     Учитывая вышеизложенное, местом реализации услуг по переуступке иностранному предприятию исключительных прав на патент на изобретение, оказанных предприятием-резидентом, территория Российской Федерации не признается, и эти услуги не подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации.
     

Налогообложение услуг по доступу к электронным базам данных

     
     Российская организация оказывает организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, услуги по доступу к электронным базам данных и обработке поступающих к базам запросов. Базы данных хранятся и обрабатываются на серверах, расположенных на территории Российской Федерации. Информация, которая предоставляется пользователю, - это информационно-развлекательные ресурсы. Подлежат ли данные услуги обложению НДС на территории Российской Федерации?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     На основании положений ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по доступу к электронным базам данных признается территория Российской Федерации, если деятельность организации, которая оказывает услуги, осуществляется на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, оказывающей данные услуги, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если услуги оказаны через это постоянное представительство).
     
     Таким образом, местом реализации услуг по доступу к электронным базам данных, расположенным на территории Российской Федерации, оказанных российской организацией белорусской организации, является территория Российской Федерации. В связи с этим данные услуги подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации.
     
М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налоговые вычеты при переходе на упрощенную систему налогообложения

     
     Имеет ли право на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам в 2004 году, предприятие, которое в 2004 году применяло общий режим налогообложения, являлось плательщиком НДС, а с 1 января 2005 года перешло на упрощенную систему налогообложения?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные плательщиками данного налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычетам.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) плательщиками НДС не признаются, и соответственно осуществляемые ими операции НДС не облагаются.
     
     В связи с этим суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным данными организациями (предприятиями), перешедшими на упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, вычету не подлежат.
     
     Таким образом, суммы НДС, ранее (в 2004 году) принятые к вычету по товарам (работам, услугам), используемым в производственной деятельности, после перехода предприятия на упрощенную систему налогообложения, то есть в 2005 году, должны быть восстановлены и возвращены в бюджет.
     

Налогообложение доходов, получаемых распространителями лотерейных билетов

     
     Подлежат ли освобождению от обложения НДС доходы, полученные распространителями лотерейных билетов по договорам, заключенным с операторами лотерей?
     
     Согласно подпункту 8 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по проведению лотерей освобождены от обложения НДС. При этом п. 7 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что освобождение от обложения НДС не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     В связи с вышеизложенным доходы, полученные распространителями лотерейных билетов на основе вышеуказанных договоров, заключенных с операторами лотерей, от обложения НДС не освобождаются.
     

Освобождение от налогообложения платы за содержание жилья

     
     Можно ли применить освобождение от обложения НДС в рамках нормы, установленной подпунктом 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, в отношении платы за содержание жилья в зданиях, принадлежащих на праве собственности организации, при предоставлении в пользование жилых помещений физическим и юридическим лицам по до- говору найма или аренды?
     
     Согласно подпункту 10 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
     
     В соответствии со ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предоставление собственником жилого помещения или управомоченным им лицом (наймодателем) другой стороне (нанимателю) жилого помещения за плату во владение и пользование для проживания в нем осуществляется как на основе договора найма жилого помещения, так и на основе договора аренды.
     
     Таким образом, в рамках вышеуказанной нормы подпункта 10 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС плата за наем жилья и плата за предоставление юридическим лицам по договору аренды жилых помещений в пользование для проживания.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 671 ГК РФ юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
     
     Что касается платы за содержание жилья, включающей плату за услуги по содержанию общего имущества жилого дома (в том числе подвала, чердака, подъезда, крыши), а также за техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, то такая плата не подпадает под действие вышеуказанной нормы подпункта 10 п. 2 ст. 149 НК РФ и подлежит включению в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке независимо от условий заключенных договоров.
     

Освобождение от налогообложения операций по обнаружению и тушению лесных пожаров

     
     Может ли организация, оказывающая услуги по предоставлению вертолета для осуществления мероприятий по обнаружению и тушению лесных пожаров, освобождаться от обложения НДС в рамках нормы, предусмотренной подпунктом 19 п. 3 ст. 149 НК РФ? При этом данная организация имеет лицензию на осуществление лесотехнических работ, выданную Федеральной авиационной службой России.
     
     Согласно подпункту 19 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождены операции по проведению работ (оказанию услуг) по тушению лесных пожаров.
     
     Освобождение от налогообложения услуг по предоставлению вертолета, в том числе для осуществления мероприятий по обнаружению и тушению лесных пожаров, в рамках вышеназванной нормы НК РФ не предусмотрено.
     
     Следует отметить, что в соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ освобождение от налогообложения предоставляется при наличии у налогоплательщика, осуществляющего эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по предупреждению и тушению пожаров относится к лицензируемым видам деятельности.
     
     Кроме того, ст. 7 вышеуказанного Закона предусмотрено, что вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
     
     В связи с вышеизложенным услуги по предоставлению вертолета, оказываемые организацией, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке, несмотря на наличие лицензии на ведение лесоавиационных работ, выданной Федеральной авиационной службой России.
     

Налогообложение штрафов за досрочное расторжение договора заказчиком

     
     Подлежат ли обложению НДС денежные средства, полученные организацией от заказчика в виде штрафов за досрочное расторжение договора заказчиком?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Денежные суммы, полученные организациями, выполняющими работы (оказывающими услуги), от заказчиков этих работ (услуг) за досрочное расторжение договора, в целях применения НДС следует рассматривать как денежные средства, связанные с оплатой вышеуказанных работ, услуг.
     
     Поэтому полученные в виде штрафов денежные средства включаются организацией в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.
     
И.И. Белова
     

Налогообложение ремонтно-реставрационных работ

     
     Подлежат ли освобождению от обложения НДС ремонтно-реставрационные работы, выполненные ООО на памятнике истории и культуры местного значения, при отсутствии соответствующей лицензии?
     
     Согласно подпункту 15 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством и т.д.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в указанной статье настоящего Кодекса операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) подлежит лицензированию независимо от того, являются объекты культурного наследия памятниками истории и культуры местного значения либо федерального значения, поскольку и те и другие находятся под охраной государства.
     
     Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты историко-культурного значения подразделяются на следующие категории:
     
     - объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
     
     - объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
     
     - объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
     
     Статьей 45 Закона N 73-ФЗ установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия (независимо от его категории) проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение вышеуказанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном п. 2 ст. 45 настоящего Закона, и при условии осуществления вышеуказанным органом контроля за проведением работ.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона N 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:
     
     - в отношении объектов культурного наследия федерального значения - федеральным органом охраны объектов культурного наследия или его территориальными органами либо в порядке, определяемом договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
     
     - в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
     
     Согласно п. 3 ст. 45 Закона N 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются физические и юридические лица, имеющие лицензии на деятельность по проведению проектных работ, связанных с охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на деятельность по проведению проектно-изыскательских работ, связанных с ремонтом и реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на деятельность по ремонту и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Указанные лицензии выдаются в установленном федеральным законом порядке.
     
     Таким образом, вышеприведенными нормами законодательных актов установлено обязательное лицензирование работ по реставрации памятников истории и культуры независимо от их категории.
     
     Учитывая вышеизложенное, организация не имеет права на льготу по НДС, установленную подпунктом 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку у нее отсутствует лицензия на выполнение работ по реставрации объектов - памятников истории и культуры, охраняемых государством.
     

Вычет НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации

     
     В постановлении Президиума ВАС РФ от 24.02.2004 N 10865/03 судом сделан вывод о том, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и фактической уплате таможенному органу НДС для применения налогового вычета следует руководствоваться не особым порядком, установленным п. 5 ст. 172 НК РФ, а абзацами вторым и третьим п. 1 ст. 172 настоящего Кодекса. Таким образом, позиция судебного органа сводится к тому, что ввод закупленного оборудования в эксплуатацию и учет его на бухгалтерском счете 01 "Основные средства" не имеют значения для применения налогового вычета по НДС - достаточно отразить ввезенное оборудование на счете 07 "Оборудование к установке". В то же время налоговый орган разъясняет, что право на налоговый вычет по НДС возникает у налогоплательщика только после учета закупленного оборудования на бухгалтерском счете 01 "Основные средства". Позицией какого органа следует руководствоваться?
     
     Позиция налоговых органов по вышеуказанному вопросу изложена в письме МНС России от 28.07.2004 N 03-1-08/1876/14 "О налоге на добавленную стоимость" и сводится к следующему.
     
     Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, приведенных в п. 2 и 4 ст. 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
     
     Пунктом 5 ст. 172 НК РФ установлены особенности принятия к вычету сумм НДС, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, сумм налога, предъявленных налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ. Вышеуказанные вычеты производятся налогоплательщиком по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором п. 2 ст. 259 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что постановление Президиума ВАС РФ от 24.02.2004 N 10865/03 было принято по конкретному делу, позиция МНС России по вопросу определения налогового периода, в котором налогоплательщик имеет право принять к вычету суммы НДС по приобретенному оборудованию, требующему монтажа, осталась без изменения.
     
     Позиция Минфина России, изложенная в письме от 22.03.2004 N 04-03-08/16, заключается в следующем.
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения (после 1 января 2004 года - выпуска для внутреннего потребления), подлежат вычетам в случае приобретения товаров для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Пунктом 1 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе основных средств на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычетам после принятия основных средств на учет. При этом на основании п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты вышеуказанных сумм налога по оборудованию, требующему монтажа, производятся с момента начала начисления амортизации.
     
     Учитывая вышеизложенное, для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных таможенным органам по оборудованию, требующему монтажа, с момента отражения стоимости этого оборудования на счетах бухгалтерского учета 07 "Оборудование к установке" и 08 "Вложения во внеоборотные активы" оснований не имеется.
     
     Рассматривая вышеуказанные письма, можно сделать вывод, что позиция налоговых органов и Минфина России по вышеуказанному вопросу не изменилась с принятием постановления Президиума ВАС РФ от 24.02.2004 N 10865/03.
     
     Вместе с тем основанием для отмены судебных актов согласно ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также согласно предпоследнему абзацу мотивировочной части вышеназванного постановления Президиума ВАС РФ послужило нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, то есть была сформирована единая судебная практика по рассматриваемому вопросу, а не по конкретному делу.
     
     Следует учесть, что налогоплательщик, принявший позицию судебных органов, должен быть готов к защите своих прав в суде, поскольку при проведении мероприятий налогового контроля налоговые органы будут руководствоваться позицией, изложенной в вышеуказанных разъяснениях.