Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об обязанностях и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов


Об обязанностях и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов


В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
И.И. Белова
     
     В случае непредставления налогоплательщиком при проведении камеральной налоговой проверки первичных документов, подтверждающих расходы или служащих основанием для принятия к вычету НДС, в том числе счетов-фактур, налоговый орган вправе принять решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.
     
     Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
     
     Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
     
     В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
     
     Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ. При этом счет-фактура является согласно ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, вышеуказанные документы относятся к документам, подтверждающим правильность исчисления и уплаты налога; в связи с этим истребование их налоговыми органами в ходе камеральной проверки является правомерным.
     
     При этом непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 настоящего Кодекса.
     
     Кроме того, в соответствии со ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
     

     Организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, представляют бухгалтерскую отчетность как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
     
     В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
     
     В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).
     
     Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
     
     Анализ вышеназванных норм позволяет сделать вывод о том, что в целях НК РФ налогоплательщики-организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность по каждому месту постановки на учет.
     
     При этом представление бухгалтерской отчетности организацией, имеющей в своем составе обособленные подразделения, в налоговый орган по месту своего нахождения, месту нахождения каждого своего обособленного подразделения обусловливается согласно НК РФ целями проведения налогового контроля.
     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 129-ФЗ бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
     
     Законом N 129-ФЗ определены пользователи бухгалтерской отчетности.
     
     Согласно п. 1, 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
     
     Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
     
     В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 16.07.1999 N 43н, бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
     
     Согласно п. 48, 49 ПБУ 4/99 организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
     
     Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма N 1) и Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.
     
     Представление иных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности ПБУ 4/99 не предусмотрено.
     
     В соответствии с п. 52 ПБУ 4/99 представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производится в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.
     
     Учитывая вышеизложенное, представление организацией в налоговые органы как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в определенные сроки годовой бухгалтерской отчетности в составе форм, принятых организацией, и промежуточной бухгалтерской отчетности в установленном порядке осуществляется в соответствии со ст. 23 НК РФ и Законом N 129-ФЗ.
     
     Налоговый орган не вправе предоставлять организации данные бухгалтерского баланса сторонней организации, даже если это необходимо для принятия обеспечительных мер арбитражным судом.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона N 129-ФЗ содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
     
     Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1, 2 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, перечисленных в подпунктах 1-4 п. 1 ст. 102 настоящего Кодекса.
     
     Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
     
     Таким образом, бухгалтерская отчетность организации содержит данные, отнесенные НК РФ к налоговой тайне, которые не могут быть разглашены налоговым органом иначе как в случаях, предусмотренных федеральным законом.
     
     Предоставление налоговым органом сторонней организации информации, содержащей сведения, отнесенные НК РФ к налоговой тайне, с целью доказать в арбитражном суде, например, тяжелое имущественное положение ответчика законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
     
     Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон N 24-ФЗ) защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
     
     Режим защиты в отношении конфиденциальной документированной информации устанавливается собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Закона N 24-ФЗ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 24-ФЗ владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблюдение режима обработки и правил предоставления информации пользователю, установленных законодательством Российской Федерации или собственником этих информационных ресурсов, в соответствии с законодательством.
     
     Кроме того, согласно п. 3 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 на основании п. 5 ст. 12 Закона N 24-ФЗ (далее - Порядок), налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 6, 7 Порядка основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.
     
     Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера).
     
     Согласно п. 11 Порядка запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям Порядка, исполнению не подлежат.
     
     Таким образом, требование организации о предоставлении налоговым органом данных бухгалтерского баланса сторонней организации, содержащего сведения, отнесенные НК РФ к налоговой тайне, в целях принятия обеспечительных мер арбитражным судом не основано на законодательстве Российской Федерации.
     
     Предоставление налоговым органом организации данных бухгалтерского баланса сторонней организации не соответствует положениям НК РФ, Закона N 24-ФЗ и Порядка.
     
     Садоводческие некоммерческие товарищества должны представлять в налоговый орган по итогам налогового периода налоговые декларации по налогу на прибыль, НДС, единому социальному налогу, в том числе в случае отсутствия у них в конкретном налоговом периоде объекта обложения указанными налогами.
     
     Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
     
     В соответствии с подпунктами 3, 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
     
     Таким образом, отсутствие у организации или физического лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, доходов (расходов) и объектов обложения такими налогами не лишает вышеуказанных лиц статуса налогоплательщика и не освобождает их от обязанности представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по соответствующим налогам.
     
     Вышеизложенное подтверждается положениями п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации - приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, согласно которому обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
     
     Учитывая вышеизложенное, отсутствие у садоводческих товариществ по итогам конкретного налогового периода объекта налогообложения и (или) суммы налога к уплате не освобождает их от обязанности представления в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на прибыль и по НДС.
     
     Относительно представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций сообщаем также следующее.
     
     Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется главой 25 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.
     
     Обязанность садоводческих товариществ, являющихся некоммерческими организациями, по представлению налоговых деклараций по налогу на прибыль независимо от наличия либо отсутствия у них в конкретном налоговом периоде объекта налогообложения предусмотрена как общими нормами части первой НК РФ, так и специальными нормами части второй настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, ст. 289 НК РФ, регламентирующая вопросы представления налоговой декларации по налогу на прибыль, в этой части согласуется с положениями абзаца второго п. 1 ст. 80 настоящего Кодекса.
     
     По представлению налоговой декларации по НДС сообщаем также следующее.
     
     Порядок исчисления и уплаты НДС установлен главой 21 НК РФ.
     
     При этом вышеуказанная глава НК РФ не устанавливает каких-либо иных (специальных) правил представления налоговой декларации по НДС и не содержит исключений для садоводческих некоммерческих товариществ; в связи с этим отсутствие у садоводческого товарищества объекта налогообложения по итогам конкретного налогового периода не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.
     
     Отношения, связанные с освобождением от уплаты единого социального налога с сумм заработанной платы, выплачиваемой физическим лицам за счет членских взносов, регулируются ст. 238 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежали обложению единым социальным налогом суммы, выплачивавшиеся за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполнявшим работы (услуги) для указанных организаций.
     
     Федеральным законом от 24.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" подпункт 8 п. 1 ст. 238 НК РФ признан с 1 января 2005 года утратившим силу.
     
     Таким образом, с 1 января 2005 года суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ), подлежат включению в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
     
     Действия налогового органа, направившего налогоплательщику требование об уплате налога и сбора, не содержащее сведений о сроке уплаты налога и периода, за который начислена пеня, неправомерны.
     
     В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога и сбора должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
     
     Кроме того, требование должно содержать основания взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
     
     Инкассовое поручение, выставленное налоговым органом к валютному счету организации-налогоплательщика с одновременным направлением банку поручения на продажу валюты в случае, если сумма взыскания в инкассовом поручении выражена в иностранной валюте, подлежит исполнению.
     
     В соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
     
     Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в обслуживающий налогоплательщика банк инкассового поручения, которое подлежит безусловному исполнению банком.
     
     Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
     
     Пунктом 5 ст. 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Банка России на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу валюты налогоплательщика.
     
     Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации; в случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
     
     Учитывая вышеизложенное, инкассовое поручение к валютному счету налогоплательщика с одновременным направлением поручения банку на продажу валюты должно отражать сумму, подлежащую взысканию, в российских рублях.