Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О валютном регулировании


О валютном регулировании

     
     И.Н. Соколова,
методолог-консультант ЗАО "ВКR-Интерком-Аудит"
     

1. Принципы валютного регулирования

     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
     
     1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
     
     2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
     
     3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
     
     4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
     
     5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
     
     Реализация принципа неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов состоит прежде всего в том, что законодатели установили, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением тех, к которым применяются меры регулирования. Но меры регулирования валютных операций действуют только до 1 января 2007 года.
     
     Закон N 173-ФЗ определяет, что ограничения в валютном регулировании носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Например, указанием Банка России от 29.12.2004 N 1540-У были уменьшены суммы зачисляемых денежных средств при применении такой меры регулирования, как резервирование.
     
     Выполнение принципа обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов гарантируется п. 6 ст. 4 Закона N 173-ФЗ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
     

2. Основные понятия валютного законодательства

     
     В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации Законом N 173-ФЗ определены основные понятия валютного законодательства.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ валютой Российской Федерации являются:
     
     - денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
     
     - средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, является рубль.
     
     Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что рубль является официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации и состоит из 100 копеек. Таким образом, наличные деньги, которые относятся к валюте Российской Федерации,  должны быть выражены в рублях или его составных частях (копейках).
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ под иностранной валютой подразумеваются денежные знаки (в виде банкнот, казначейских билетов, монет), находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки или средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
     
     Для целей применения валютного законодательства ценные бумаги подразделяются на внутренние и внешние ценные бумаги (подпункты 3, 4 п. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
     
     При этом дан перечень только внутренних ценных бумаг. К ним относятся:
     
     1) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
     
     2) иные ценные бумаги (неэмиссионные), удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.
     
     К внешним ценным бумагам относятся ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, которые не обладают признаками внутренних ценных бумаг.
     
     Если применить определение ценных бумаг с точки зрения валютного законодательства, то к ним относятся и облигации государственного внутреннего валютного займа (ОВГВЗ).
     
     Выпуск облигаций (ОВГВЗ) зарегистрирован на территории Российской Федерации и удостоверяет право на получение валюты Российской Федерации, но номинальная стоимость облигаций указана не в валюте Российской Федерации, и с точки зрения валютного законодательства облигации государственного внутреннего валютного займа являются внешними ценными бумагами.
     
     Четкое определение того, является ценная бумага внутренней или внешней, особенно важно для установления понятия "валютные ценности". Согласно новому валютному законодательству под валютными ценностями понимаются только иностранная валюта и внешние ценные бумаги (подпункт 5 п. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
     
     Из сферы валютного регулирования исключены драгоценные металлы и драгоценные камни. В настоящее время они не являются предметом валютных правоотношений, и на операции с ними не распространяется действие валютного законодательства.
     
     Для квалификации валютных операций необходимо правильно определить участников валютных отношений: являются они резидентами или нерезидентами.
     
     При этом резидентами могут выступать как физические и юридические лица, так и Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.
     
     Согласно подпункту 6 п. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ к физическим лицам - резидентам относятся:
     
     - граждане Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
     
     - иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство получают иностранный гражданин или лицо без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
     
     Все остальные физические лица, не являющиеся резидентами, считаются с точки зрения валютного законодательства нерезидентами.
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ к числу резидентов - юридических лиц относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов.
     
     Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ иные юридические лица, не указанные прямо как резиденты, считаются нерезидентами.
     
     К нерезидентам, в частности, относятся:
     
     - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
     
     - филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, которые находятся на территории Российской Федерации;
     
     - организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
     
     - дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях, которые аккредитованы в Российской Федерации;
     
     - межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации.
     
     Валютным законодательством предусмотрено в определенных случаях открытие специального счета. Специальный счет - это банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций.
     
     Законом N 173-ФЗ в валютном законодательстве введено новое понятие - валютные биржи.
     
     Валютные биржи - это созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации юридические лица, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой. Порядок и условия биржевых торгов устанавливаются Банком России.
     
     Проведение валютных операций могут осуществлять только уполномоченные банки, то есть те кредитные организации, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеют право осуществлять на основании лицензий Банка России банковские операции со средствами в иностранной валюте, или действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Банка России филиалы кредитных организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
     
     Понятие "валютная операция" является основным в Законе N 173-ФЗ. При этом важно отметить, что в подпункте 9 п. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ дается не определение валютной операции, а перечень операций, отнесенных к числу валютных.
     
     Рассмотрим такие операции.
     
     1. Резидент приобретает у резидента и отчуждает резиденту валютные ценности или использует валютные ценности в качестве средства платежа.
     
     Валютные операции между резидентами должны проводиться на законных основаниях. Заметим, что согласно общему правилу, установленному ст. 9 Закона N 173-ФЗ, валютные операции между резидентами исключены. Законные основания оговариваются в этой статье Закона N 173-ФЗ особо, как исключение из правила.
     
     2. Резидент приобретает у нерезидента либо нерезидент приобретает у резидента или резидент отчуждает в пользу нерезидента либо нерезидент отчуждает в пользу резидента иностранную валюту, внешние ценные бумаги, валюту Российской Федерации и внутренние ценные бумаги на законных основаниях. Валютной операцией считается также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средств платежа между резидентом и нерезидентом.
     
     3. Нерезидент приобретает у нерезидента и нерезидент отчуждает в пользу нерезидента валютные ценности, валюту Российской Федерации и внутренние ценные бумаги на законных основаниях. Валютной операцией считается также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа между двумя нерезидентами.
     
     Валютные ценности и валюта Российской Федерации могут быть как предметом сделки, так и средством расчетов между участниками.
     
     В отдельную группу валютных операций можно выделить операции с единственным участником.
     
     Так, валютными операциями признаются:
     
     - ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
     
     - перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации.
     
     Для нерезидента такого типа операцией будет перевод валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со своего счета на свой же счет, открытый на территории Российской Федерации.
     
     Перечень валютных операций является закрытым. Не признаются валютными следующие операции:
     
     - нерезидент переводит иностранную валюту со своего счета из одного уполномоченного банка на свой счет в другой уполномоченный банк;
     
     - резидент использует валюту Российской Федерации как средство расчета с другим резидентом;
     
     - физическое лицо приобретает товар за наличный расчет за пределами таможенной территории Российской Федерации;
     
     - резидент переводит иностранную валюту со своего транзитного счета на свой специальный счет.
     

3. Правовая база валютного регулирования

     
     Согласно ст. 4 Закона N 173-ФЗ валютное законодательство Российской Федерации состоит из этого Закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов, которые именуются актами валютного законодательства Российской Федерации.
     
     Кроме этого, в случаях, предусмотренных Законом N 173-ФЗ, органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (акты органов валютного регулирования).
     
     Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
     
     Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом N 173-ФЗ, применяются правила международного договора, за исключением случая, если из международного до-говора следует, что для его применения требуется обратиться к внутригосударственному акту валютного законодательства Российской Федерации.
     
     Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются.
     

4. Органы валютного регулирования

     
     Пункт 1 ст. 5 Закона N 173-ФЗ устанавливает два органа валютного регулирования:
     
     1) Банк России;
     
     2) Правительство РФ.
     
     Полномочия каждого органа валютного регулирования четко разграничены. Перечень инструментов и мер регулирования установлен как для Банка России, так и для Правительства РФ. Акты органов валютного регулирования, которые они выпускают в пределах своей компетенции, обязательны для резидентов и нерезидентов.
     
     Осуществляя деятельность в сфере применения валютного законодательства, участники валютных отношений должны знать, что если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений (п. 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ).
     
     По общему правилу, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (ст. 6 Закона N 173-ФЗ). Исключения составляют валютные операции, которые регулируются Правительством РФ и Банком России.
     
     До настоящего времени действует положение Закона РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 3615-1), касающееся обязательности получения резидентами разрешения на открытие счета в иностранной валюте за пределами Российской Федерации. Организациям, которые участвуют в валютных операциях, необходимо получить специальное разрешение в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации организации.
     
     Для реализации этой нормы Закона N 3615-1 Банк России выпустил Положение о временном порядке выдачи Банком России юридическим лицам - резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории Российской Федерации (утверждено 28.04.2004 N 256-П).
     
     Организации, которым были выданы разрешения на открытие валютного счета за пределами Российской Федерации до введения в действие Закона N 173-ФЗ, могут использовать эти разрешения до окончания срока их действия без применения ограничений только в случае, если не меняются условия, предусмотренные п. 2 ст. 28 данного Закона.
     
     Вышеуказанные условия включают следующие сведения:
     
     1) о резиденте, получившем разрешение;
     
     2) о содержании валютной операции;
     
     3) о суммах валютной операции;
     
     4) о сроках проведения валютной операции или открытия счета;
     
     5) о режиме счета;
     
     6) о контрагентах резидента, указанных в разрешении;
     
     7) об условиях незачисления на счета резидента в уполномоченных банках получаемой им иностранной валюты.
     
     При изменении вышеперечисленных условий, указанных в разрешениях, резидент, которому было выдано разрешение, обязан сообщить новые данные в орган, выдавший разрешение, в течение 15 рабочих дней со дня их изменения с приложением копий соответствующих документов.
     
     По истечении срока действия разрешений ограничения, установленные в соответствии с Законом N 173-ФЗ, применяются к валютным операциям и порядку использования счетов в полной мере, но только до 19 июля 2005 года. Именно в этот день вступает в силу положение п. 3 ст. 5 Закона N 173-ФЗ, которое не допускает установления органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
     
     Согласно п. 3 ст. 5 Закона N 173-ФЗ не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации открываемого счета за пределами Российской Федерации, за исключением случаев:
     
     - резиденты открывают счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);
     
     - требование о предварительной регистрации при ввозе и пересылке в Российскую Федерацию и вывозе и пересылке из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России.
     
     Так как порядок ввоза-вывоза валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме не установлен, то в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ операции по ввозу и вывозу осуществляются без ограничений.
     
     В проекте закона, представленного на рассмотрение в Государственную Думу, предусматривается отмена требования о предварительной регистрации при ввозе и вывозе из Российской Федерации валюты и внутренних ценных бумаг.
     
     Предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента (п. 1 ст. 18 Закона N 173-ФЗ).
     
     Что же касается Банка России, Правительства РФ, а также специально уполномоченных на то Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, то они осуществляют все регулируемые виды валютных операций без ограничений.
     
     Все меры регулирования, установленные Законом N 173-ФЗ, будут действовать только до 1 января 2007 года (п. 3 ст. 26 Закона N 173-ФЗ).
     

5. Регулирование валютных операций Правительством РФ

     
     В ст. 7 Закона N 173-ФЗ содержится перечень операций движения капитала, которые регулируются Правительством РФ.
     
     В качестве меры регулирования валютных операций при осуществлении внешнеторговой деятельности Правительство РФ может установить только требование о резервировании денежных средств в определенной Законом N 173-ФЗ сумме.
     
     Данное требование устанавливается в отношении регулирования экспортных операций при осуществлении расчетов и переводов в случае:
     
     - предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежей на срок более трех лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
     
     - предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за строительные и подрядные работы, которые резидент производил за пределами Российской Федерации, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ;
     
     - предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности.
     
     При осуществлении внешнеторговой деятельности в режиме импорта Закон N 173-ФЗ требует регулирования валютных операций по расчетам и переводам в случае:
     
     - предоставления резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности;
     
     - предоставления резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
     
     При регулировании валютных операций по расчетам и переводам в случае приобретения резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе юридических лиц, внесения резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами Правительство РФ может устанавливать не только требование о резервировании денежных средств в определенной Законом 173-ФЗ сумме, но и требование об использовании резидентом специального счета.
     
     В настоящее время Правительством РФ не издано ни одного акта валютного регулирования. Поэтому резиденты и нерезиденты, осуществляющие вышеперечисленные валютные операции, проводят их без ограничений (п. 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ). По нашим сведениям, готовится проект постановления, которым предполагается все же установить определенные ограничения в пределах полномочий Правительства РФ.
     

6. Регулирование валютных операций Банком России

     
     Валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, указанные в ст. 8 Закона N 173-ФЗ, регулируются Банком России.
     
     В качестве меры регулирования валютных операций Банк России может использовать следующие инструменты:
     
     - требование об использовании специального счета;
     
     - требование о резервировании.
     
     Требование об использовании специального счета допускается только в случаях, прямо установленных Законом N 173-ФЗ.
     
     Требование об использовании специальных счетов относится как к банковским счетам, через которые проходят денежные средства, так и к счетам, по которым учитываются ценные бумаги и специальные разделы счета депо резидентов.
     
     Реализация данной меры регулирования валютных операций осуществляется в соответствии с инструкцией Банка России от 07.06.2004 N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" (далее - Инструкция N 116-И).
     
     Резервирование - это внесение резидентом или нерезидентом денежных средств в определенной сумме и на определенный срок на специальный счет. Тем самым государство регулирует приток и отток капитала в Российскую Федерацию.
     
     Размеры и сроки резервирования при осуществлении операций по специальным банковским счетам установлены указанием Банка России от 29.06.2004 N 1465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов" (далее - Указание N 1465-У).
     
     Рассмотрим меры регулирования валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами, которые уполномочен осуществлять Банк России.
     
     Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Банком России при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами (п. 2 ст. 8 Закона N 173-ФЗ):
     
     1) расчеты и переводы при предоставлении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте нерезидентам;
     
     2) расчеты и переводы при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов;
     
     3) операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
     
     4) исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
     
     5) операции кредитных организаций, за исключением банковских операций.
     
     В случае установления в соответствии с Законом N 173-ФЗ требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета такая валютная операция может осуществляться только с использованием вышеуказанного специального счета (подпункт 10 п. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
     
     В соответствии с п. 2.1 Инструкции N 116-И уполномоченные банки открывают резидентам следующие виды специальных банковских счетов в иностранной валюте:
     
     1) счет "Ф" - открывается физическому лицу - резиденту, если физическое лицо предоставляет нерезиденту заем в иностранной валюте, или получает от нерезидента кредит и заем в иностранной валюте, или проводит операцию по приобретению у нерезидента и по отчуждению в пользу нерезидента внешних ценных бумаг.
     
     Расчеты и переводы между физическими лицами - резидентами и нерезидентами, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 000 долл. США в течение календарного года осуществляются физическими лицами - резидентами без использования специальных счетов (п. 2.4 Инструкции N 116-И).
     
     Для физических лиц счет "Ф" совмещает зачисление и списание иностранной валюты;
     
     2) счет "Р1" - открывается резиденту - юридическому лицу и предпринимателю без образования юридического лица:
     
     - для зачисления денежных средств в иностранной валюте при получении кредита и займа от нерезидента;
     
     - для привлечения от нерезидента иностранной валюты, полученной от первичного размещения (выпуска) акций и облигаций, если они являются внешними ценными бумагами и их эмитентом является резидент - владелец счета "Р1";
     
     - для привлечения от нерезидента иностранной валюты, полученной от выдачи резидентом - владельцем счета "Р1" нерезиденту векселей, если они номинированы в иностранной валюте;
     
     - для привлечения иностранной валюты от отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо.
     
     Если резидент не учел при приобретении внешнюю ценную бумагу на специальном разделе счета депо "Р2" (подпункт 3.2.2 п. 3.2 Инструкции N 116-И), то при ее отчуждении нерезиденту денежные средства поступают в дальнейшем не на текущий валютный счет, а на специальный счет "Р1". Такая мера "наказания" резидента предусмотрена подпунктом 2.6.1 Инструкции N116-И;
     
     3) счет "Р2" - открывается резиденту - юридическому лицу и предпринимателю без образования юридического лица:
     
     - для списания средств на счет нерезидента при предоставлении ему резидентом займов;
     
     - для списания средств при приобретении у нерезидента внешних ценных бумаг;
     
     - для отчуждения в пользу нерезидента иных внешних ценных бумаг [то есть внешних ценных бумаг, кроме акций и облигаций (внешних ценных бумаг), эмитентом которых является резидент - владелец счета "Р1", и векселей (внешних ценных бумаг)].
     
     Для учета прав резидентов на внешние ценные бумаги, операции с которыми осуществляются с использованием специальных банковских счетов резидентов в иностранной валюте, открываются специальные разделы счетов депо (п. 3.1 Инструкции N 116-И).
     
     Они открываются профессиональными участниками рынка ценных бумаг - резидентами, имеющими лицензию на осуществление депозитарной деятельности.
     
     Депозитарии открывают следующие специальные разделы счетов депо резидентов:
     
     - специальные разделы счета депо "Ф" - открываются резиденту - физическому лицу для учета внешних ценных бумаг;
     
     - специальные разделы счета депо "Р1" - открываются резиденту - юридическому лицу, предпринимателю без образования юридического лица для учета внешних ценных бумаг, эмитентом которых является владелец специального счета "Р1";
     
     - специальные разделы счета депо "Р2" - открываются резиденту - юридическому лицу, предпринимателю без образования юридического лица для учета иных внешних ценных бумаг.
     
     Все остальные валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без использования специальных счетов (п. 2.2 Инструкции N 116-И).
     
     Пунктом 2.3 Инструкции N 116-И определено, что при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок более трех лет расчеты осуществляются резидентами без использования специальных счетов. Этим положением Банк России фактически стимулирует привлечение долгосрочных инвестиций в Российскую Федерацию.
     
     Как использовать это положение Инструкции N 116-И на практике? Например, резиденту (российской организации или физическому лицу) нерезидент предоставляет кредит или заем. Заем может быть предоставлен как частями, так и единовременно одной суммой. График погашения платежей может быть составлен так, что 90 % кредита резидент погасит за срок менее трех лет и только небольшую часть - через три года и один день. В таком случае сумма основного долга (то есть без учета процентов по кредиту) будет погашаться более трех лет, и нет необходимости открывать специальный счет.
     
     Зачисление иностранной валюты на специальные банковские счета "Р1" и "Р2" осуществляется с транзитного валютного счета резидента, открытого в этом же уполномоченном банке, в соответствии с инструкцией Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (п. 2.8 Инструкции N 116-И).
     
     Требование об использовании нерезидентами специального счета может быть установлено Банком России при регулировании осуществляемых между резидентами и нерезидентами валютных операций, перечисленных в п. 3 ст. 8 Закона N 173-ФЗ.
     
     Виды и особенности использования специальных банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации, открываемых в уполномоченных банках, установлены в главе 4 Инструкции N 116-И. Для нерезидентов открываются следующие специальные счета:
     
     1) счет "С" - для приобретения у резидента и отчуждения в пользу резидента облигаций (внутренних ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации);
     
     2) счет "А" - для приобретения у резидента и отчуждения в пользу резидента акций и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов (внутренних ценных бумаг);
     
     3) счет "О" - для приобретения у резидента и отчуждения в пользу резидента облигаций резидентов и нерезидентов (внутренних ценных бумаг, за исключением облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации);
     
     4) счет "В1" - для расчетов и переводов при получении кредита и займа в валюте Российской Федерации от резидента; для привлечения от резидента валюты Российской Федерации, полученной от первичного размещения (выпуска) акций и облигаций, являющихся внутренними ценными бумагами, эмитентом которых является нерезидент, владелец счета "В1", от выдачи нерезидентом, владельцем счета "В1", резиденту векселей (внутренних ценных бумаг);
     
     5) счет "В2" - для расчетов и переводов при предоставлении резиденту кредита и займа в валюте Российской Федерации; для приобретения у резидента внутренних неэмиссионных ценных бумаг, для отчуждения в пользу резидента внутренних неэмиссионных ценных бумаг (за исключением векселя).
     
     Примеры валютных операций.
     
     Уполномоченный банк предоставляет кредит нерезиденту в иностранной валюте. В данном случае открытие специального счета не требуется, так как данная валютная операция не соответствует ни одному из условий открытия специального счета Инструкции N 116-И.
     
     Резидент на основании разрешения открыл счет в иностранной валюте на территории Украины. Нерезидент предлагает резиденту внешнюю ценную бумагу. Может ли резидент оплатить ее со счета, открытого на территории Украины? В соответствии с подпунктом 2.1.3 п. 2.1 Инструкции N 116-И проведение операции приобретения резидентом у нерезидента внешних ценных бумаг возможно только с использованием специального счета "Р2". То есть в этой ситуации открытие специального счета обязательно.
     
     Право на установление мер регулирования, которое предоставлено Законом N 173-ФЗ Банку России, он использовал не в полной мере. По валютным операциям, перечисленным в п. 2 ст. 8 Закона N 173-ФЗ, для кредитных организаций не установлено требование об использовании специальных счетов. В соответствии с п. 5 и 6 ст. 8 Закона N 173-ФЗ Банк России мог ввести требование о резервировании по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Но ввел требование о резервировании только к моменту зачисления денежных средств на специальный счет и списания денежных средств со специального счета (п. 5 ст. 13 и п. 5 ст. 14 Закона N 173-ФЗ).
     
     Банк России устанавливает требования о размерах и сроках резервирования при осуществлении следующих операций по специальным банковским счетам (п. 1 Указания N 1465-У):
     
     - в размере 2 % суммы зачисляемых денежных средств на срок 365 календарных дней - при зачислении денежных средств на специальные банковские счета нерезидента в валюте Российской Федерации "В2", "О" с банковского счета нерезидента в уполномоченном банке, не являющегося специальным банковским счетом;
     
     - в размере 15 % суммы зачисляемых денежных средств на срок 365 календарных дней - при зачислении денежных средств на специальный банковский счет нерезидента в валюте Российской Федерации "С" с банковского счета нерезидента в уполномоченном банке, не являющегося специальным банковским счетом;
     
     - в размере 25 % суммы списываемых денежных средств на срок 15 календарных дней - при списании денежных средств со специального банковского счета нерезидента в валюте Российской Федерации "В1" на банковский счет нерезидента в уполномоченном банке, не являющийся специальным банковским счетом;
     
     - в размере 2 % суммы зачисляемых денежных средств на срок 365 календарных дней - при зачислении денежных средств на специальный банковский счет резидента в иностранной валюте "Р1" (за исключением зачисления денежных средств, переведенных со специального банковского счета "Р1" резидента в иностранной валюте);
     
     - в размере 25 % суммы списываемых денежных средств на срок 15 календарных дней - при списании денежных средств со специального банковского счета резидента в иностранной валюте "Р2" (за исключением списания денежных средств, переводимых на специальный банковский счет резидента в иностранной валюте "Р2" или на банковский счет резидента в уполномоченном банке, не являющийся специальным банковским счетом).
     
     Резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования в валюте Российской Федерации на отдельный счет в уполномоченном банке (п. 3 ст. 16 Закона N 173-ФЗ). На суммы резервирования, зачисленные на счета как в уполномоченных банках, так и в Банке России, проценты не начисляются (п. 8 ст. 16 Закона N 173-ФЗ), и уполномоченные банки и Банк России не проводят операции с размещенными суммами резервирования от своего имени или от имени иных лиц. Таким образом, требование о резервировании отвлекает денежные средства из оборота как организаций, так и в целом банковской системы.
     
     Досрочный возврат полной суммы или части суммы резервирования денежных средств осуществляется в соответствии с положениями п. 12 ст. 16 Закона N 173-ФЗ, но применить эти положения на практике пока не удавалось никому.
     
     Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования.
     
     Кроме применения мер регулирования, Банк России воспользовался своим правом и ограничил сумму перевода физическим лицам - резидентам суммой в эквиваленте 5000 долл. США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю. Эта мера прямого ограничения реализуется в соответствии с указанием Банка России от 30.03.2004 N 1412-У "Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов".
     

7. Валютные операции, осуществляемые между резидентами

     
     По общему правилу, установленному п. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ, валютные операции между резидентами запрещены. Вместе с этим Законом предусмотрены исключения из данного правила.
     
     Разрешены валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (п. 2 ст. 9 Закона N 173-ФЗ). Перечень валютных операций, осуществляемых по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, установлен Банком России в соответствии с указанием от 28.04.2004 N 1425-У "О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками".
     
     Без ограничений осуществляются следующие валютные операции между резидентами и уполномоченными банками (п. 3 ст. 9 Закона N 173-ФЗ):
     
     - получение и возврат кредитов и займов, уплата сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
     
     - внесение денежных средств резидентов на банковские счета и получение денежных средств резидентов с банковских счетов (вклады могут быть как до востребования, так и на определенный срок);
     
     - купля-продажа физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и за иностранную валюту;
     
     - обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств);
     
     - прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
     
     - уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
     
     - операции по договорам с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
     
     - операции с векселями, выпущенными уполномоченными банками;
     
     - иные валютные операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
     
     Юридические лица - резиденты имеют право осуществлять без ограничений валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами (п. 6 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
     
     Физические лица - резиденты имеют право осуществлять без ограничений валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (п. 6 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
     
     Физическим лицам - резидентам разрешены для проведения в форме наличной оплаты следующие валютные операции (п. 3 ст. 14 Закона N 173-ФЗ):
     
     - передача иностранной валюты или внешних ценных бумаг в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
     
     - дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
     
     - завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;
     
     - приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
     
     - перевод без открытия банковских счетов иностранной валюты или валюты Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долл. США;
     
     - покупка, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку наличной иностранной валюты;
     
     - прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.
     
     Все остальные расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
     
     Но применить эти положения Закона N 173-ФЗ не всегда возможно. Например, пунктом 2 части 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ разрешены операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.
     
     Если Законом N 173-ФЗ эта операция не разрешена в наличной форме, то ее следует проводить только в форме безналичной, например с использованием карточного счета. Но те, кто был в этих магазинах, знают, что магазины беспошлинной торговли принимают также наличные денежные средства. И магазины, и покупатели нарушают валютное законодательство.
     
     Будем надеяться, что урегулировать эту и другие проблемы применения валютного законодательства поможет представленный на рассмотрение в Государственную Думу законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон N 173-ФЗ, которым в частности, предусматривается разрешить осуществлять расчеты без открытия счета между физическими лицами - резидентами и магазинами беспошлинной торговли.
     
     Кроме того, между резидентами разрешены:
     
     - операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением с нерезидентами и исполнением договоров о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (подпункт 3 п. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ);
     
     - операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, с транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования вышеуказанных грузов (подпункт 4 п. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ);
     
     - операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 5 п. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ).
     
     Проектом изменений в Закон N 173-ФЗ предполагается исключить слова "выпущенными от имени Российской Федерации", тем самым будут разрешены валютные операции между резидентами по внешним ценным бумагам, существующим на рынке ценных бумаг;
     
     - операции юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации (подпункт 6 п. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ).
     
     Проектом изменений в Закон N 173-ФЗ предполагается исключить слова "юридических лиц", тем самым такие валютные операции будут разрешены и физическим лицам - резидентам;
     
     - операции, связанные с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 6 п. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ). Отметим, что Закон N 173-ФЗ не разрешает осуществлять эти операции в наличной форме. По мнению автора, это ограничивает возможности налогоплательщиков по уплате платежей в бюджет.
     
     Все остальные валютные операции между резидентами должны осуществляться только в рублях.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что Законом N 173-ФЗ не предусмотрена такая валютная операция, как снятие с валютного счета денежных средств и передача их сотруднику, например на командировочные расходы за пределами территории Российской Федерации. В настоящее время организация-резидент может только выдавать сотруднику сумму командировочных в рублях, с тем чтобы он обменял ее в уполномоченном банке, или, как вариант, использовать корпоративную пластиковую карту.
     
     Ситуацию исправить можно, если Государственная Дума примет предлагаемые изменения в Закон N 173-ФЗ, которые предусматривают разрешение валютной операции в иностранной валюте при возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.