Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности


Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
 А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налогообложение услуг по договору фрахтования судна без экипажа

     
     Какими нормами налогового законодательства следует руководствоваться при определении порядка обложения НДС услуг, приобретаемых российскими налогоплательщиками у иностранных лиц и связанных с предоставлением в пользование последними морских судов или судов внутреннего плавания по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру)?
     
     В соответствии с нормами гражданского права по договору аренды одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) какое-либо имущество во временное пользование за определенное вознаграждение - арендную плату.
     
     В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
     
     Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) определено, что к недвижимым вещам относятся в том числе подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
     
     Бербоут-чартер является договором фрахтования, согласно условиям которого судовладелец передает фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды. На время аренды фрахтователь является временным владельцем судна и несет все расходы по его эксплуатации.
     
     Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрена обязательная регистрация судов в одном из реестров судов Российской Федерации (включая бербоут-чартерный реестр).
     
     В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
     
     Следовательно, предоставление иностранными лицами в пользование морских судов или судов внутреннего плавания по договору аренды без экипажа (бербоут-чартеру) российским налогоплательщикам следует относить к услугам по сдаче в аренду недвижимого имущества.
     
     Порядок обложения НДС работ (услуг), приобретаемых российскими налогоплательщиками у иностранных лиц, регулируется главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и зависит от места реализации выполняемых работ (оказываемых услуг).
     
     При рассмотрении вопросов, связанных с определением места реализации услуги по предоставлению в пользование иностранными лицами морских судов или судов внутреннего плавания по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) российским налогоплательщикам, следует руководствоваться подпунктом 5 п. 1 ст. 148 НК РФ.
     

Налогообложение работ (услуг) по обслуживанию российских судов в иностранных портах

     
     Каков порядок обложения НДС работ (услуг) по обслуживанию российских судов в иностранных портах, выполняемых (оказываемых) российскими налогоплательщиками?
     
     Определение места реализации работ (услуг) осуществляется в соответствии с нормами ст. 148 НК РФ.
     
     Так, подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ предусмотрено, что при выполнении работ (оказании услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах, а также при лоцманской проводке местом реализации вышеуказанных работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель этих услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя вышеуказанных работ (услуг) на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы выполнены, услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
     
     Вместе с тем на основании подпункта 23 п. 2 ст. 149 НК РФ на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.
     
     При этом нормы главы 21 НК РФ не ставят порядок обложения НДС работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманской проводки в зависимость от государственной принадлежности порта (российский порт или иностранный порт) и территориального расположения порта.
     
     Таким образом, действующее налоговое законодательство не препятствует освобождению от НДС работ (услуг) по обслуживанию российских судов в иностранных портах, выполняемых (оказываемых) российскими налогоплательщиками для покупателей, местом осуществления деятельности которых признается территория Российской Федерации, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое выполнение работ (оказание услуг) по обслуживанию российских судов во время стоянки в иностранном порту.
     

Налогообложение товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в режиме временного вывоза

     
     Российская организация вывозит товары за пределы территории Российской Федерации в режиме временного вывоза для обслуживания ранее поставленной иностранному покупателю продукции. Неизрасходованные товары реализуются за пределами территории Российской Федерации после изменения режима временного вывоза по данным товарам на режим экспорта. Облагаются ли НДС операции по реализации таких товаров?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации товаров в целях применения НДС установлен нормами ст. 147 НК РФ, согласно которым местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации. При этом согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
     
     Таким образом, товары, вывезенные российской организацией с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме временного вывоза, в момент вывоза не являются товаром для целей обложения НДС. Вышеуказанные товары можно отнести к товарам в целях налогообложения только в тот момент, когда они реализуются покупателям, то есть находятся за пределами Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, для целей обложения НДС местом реализации указанных товаров территория Российской Федерации не признается. В связи с этим операции по реализации таких товаров за пределами территории Российской Федерации НДС не облагаются.
     

Налогообложение операций по реализации товаров на экспорт

     
     Российский налогоплательщик реализует товары на экспорт. Документы, подтверждающие фактический экспорт, не собраны в течение 180 дней с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта. Каков порядок обложения НДС вышеуказанных операций? Начисляются ли пени по таким операциям?
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке 0 %. При этом организации-экспортеры имеют право на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, в порядке, установленном п. 3 ст. 172 и п. 4 ст. 176 настоящего Кодекса.
     
     Документы, подтверждающие фактический экспорт, должны быть представлены в налоговые органы в соответствии с требованиями, установленными ст. 165 НК РФ.
     
     Отсутствие какого-либо из документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, или неправильное оформление документов не позволяет налогоплательщику реализовать свое право на применение налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов.
     
     Не подтвердив документально свое право на применение ставки 0 % по экспортным операциям в течение 180 дней, налогоплательщик должен уплатить НДС по вышеуказанным операциям по соответствующим налоговым ставкам.
     
     Пунктом 9 ст. 167 НК РФ предусмотрено, что в случае, если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по вышеуказанным товарам определяется в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 167 НК РФ.
     
     Таким образом, если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран на 181-й день с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, операции по реализации указанных товаров подлежат включению в декларацию по налоговой ставке 0 % за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки товаров. При этом налогоплательщик уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате НДС начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
     
     Согласно ст. 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории Российской Федерации (включая операции по реализации товаров на экспорт) производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Следовательно, в случае отсутствия на 181-й день документов, подтверждающих фактический экспорт товаров, пени будут начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате НДС начиная с 21-го числа месяца, следующего за тем месяцем, на который приходится день отгрузки товаров.
     
     Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки 0 %, то уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ.
     
     Возмещение НДС по экспортным операциям осуществляется в соответствии с нормами, установленными п. 4 ст. 176 НК РФ, которыми определено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с п. 6 ст. 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации согласно п. 6 ст. 164 настоящего Кодекса и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
     
     Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком вышеуказанных налоговой декларации и документов.
     
     В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
     
     Пени, начисленные за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате НДС в период с 21-го числа месяца, следующего за тем месяцем, на который приходится день отгрузки товаров, в случае отсутствия документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, по день подачи декларации с пакетом документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов, не подлежат сложению.
     

Налогообложение при транспортировке товаров автомобильным транспортом

     
     Иностранная транспортная компания, зарегистрированная на территории иностранного государства и не имеющая на территории Российской Федерации постоянного представительства, оказывает российским налогоплательщикам услуги по транспортировке товаров автомобильным транспортом в международном сообщении между пунктами отправления и назначения, один из которых находится на территории Российской Федерации. Каков порядок уплаты налогов с доходов, полученных иностранными организациями по таким операциям?
     
     В соответствии со ст. 306 НК РФ налогообложению на территории Российской Федерации подлежат иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через расположенное в ней постоянное представительство, а также иностранные организации, не связанные с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, но получающие доход от источников в Российской Федерации.
     
     Поскольку иностранная транспортная компания, о которой идет речь в ситуации, не образует постоянного представительства на территории Российской Федерации, то согласно подпункту 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы данной компании от международных перевозок автотранспортным средством относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     
     Согласно п. 1 ст. 310 НК РФ обязанности по исчислению и уплате в бюджет Российской Федерации налога с доходов, полученных иностранной транспортной компанией от источников в Российской Федерации, исполняет российская организация, выплачивающая доход данной иностранной организации при каждой выплате доходов. В связи с этим в роли налогового агента иностранной транспортной компании должна выступать российская организация, приобретающая транспортные услуги. При этом следует отметить, что налог с доходов от международных перевозок автотранспортным средством, оказываемых иностранной транспортной компанией и не связанных с деятельностью через постоянное представительство, исчисляется по ставке 10 %.
     

Проведение выездной и камеральной налоговых проверок

     
     Российская организация реализует товары на экспорт, представляет в налоговые органы нулевую декларацию и документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов. По результатам камеральной проверки налоговый орган подтверждает право организации на применение налоговой ставки 0 %. Через некоторое время в организации была проведена выездная проверка, по результатам которой налоговый орган не подтвердил право организации на применение нулевой ставки по товарам, реализованным на экспорт. Правомерны ли действия налоговых органов в данной ситуации?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение НДС производится по ставке в размере 0 % при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих фактический экспорт товаров. При этом суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении указанных операций, подлежат вычету на основании отдельной налоговой декларации и соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов над суммами НДС подлежит возмещению налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
     
     Пунктом 4 ст. 176 НК РФ установлено, что налоговый орган производит проверку обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
     
     Следует отметить, что контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые органы осуществляют путем проведения как камеральных, так и выездных налоговых проверок.
     
     На основании положений ст. 88 и 89 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а выездная налоговая проверка осуществляется на территории проверяемого налогоплательщика в соответствии с решением руководителя налогового органа.
     
     В ходе выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещений налогоплательщика для определения соответствия фактических данных об объектах налогообложения документальным данным, представленным налогоплательщиком.
     
     По результатам рассмотрения всех материалов в ходе выездной налоговой проверки выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Необходимо отметить, что решение по результатам выездной налоговой проверки может не совпадать с ранее принятыми решениями в рамках камеральных проверок, поскольку в ходе выездной налоговой проверки могут выявиться новые обстоятельства, ранее не известные налоговым органам. При этом действия налоговых органов не противоречат нормам налогового законодательства.
     
     По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Налогоплательщик не согласен с этим решением. Каков порядок обжалования решения налогового органа?
     
     На основании положений ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка осуществляется на территории проверяемого налогоплательщика в соответствии с решением руководителя налогового органа.
     
     В ходе выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещений налогоплательщика для определения соответствия фактических данных об объектах налогообложения документальным данным, представленным налогоплательщиком.
     
     Если при проведении выездной налоговой проверки у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
     
     По результатам выездной налоговой проверки должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки, который вручается налогоплательщику. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган свои возражения. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения всех материалов проверки выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
     
     Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, то в соответствии с нормами ст. 138 НК РФ такое решение может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или в суд.
      

Обложение НДС оборудования, предназначенного для передачи в аренду

     
     В каком порядке должен осуществляться вычет НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации оборудования, предназначенного для передачи в аренду, учитывая, что данное оборудование требует монтажа и при этом монтаж будет осуществляться арендополучателем? Влияет ли на возможность получения вычета по НДС факт полной оплаты оборудования иностранному поставщику?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в том числе в таможенном режиме выпуска для свободного обращения (с 1 января 2004 года - выпуска для внутреннего потребления), подлежат вычетам в случае приобретения товаров для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычетам после принятия товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
     
     Учитывая вышеизложенное, НДС, уплаченный организацией таможенным органам при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации оборудования, предназначенного для передачи в аренду, подлежит вычету после принятия этого оборудования к учету в состав материальных ценностей, переданных в аренду. При этом вычет может быть проведен независимо от факта полной оплаты этого оборудования иностранному поставщику.
     

Применение организацией налоговой ставки 0 % при непоступлении части выручки на ее счет

     
     По контракту с иностранным покупателем организация получила за поставленную продукцию валютную выручку тремя платежами за вычетом комиссий, снятых промежуточным американским банком. Сумма удержанных комиссий составляет 75 долл. США (по 25 долл. США с каждого перевода). По условиям контракта комиссии банков по переводу валютных средств оплачиваются на территории иностранного государства покупателем, а за его пределами - продавцом (то есть российской организацией). Как российская организация - экспортер может документально подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0 % при непоступлении части валютной выручки на ее счет? Какой документ может служить подтверждением того, что промежуточным банком был удержан комиссионный сбор за осуществление операций по переводу валютных средств?
     
     Организация, реализующая товары на экспорт, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % должна представить в налоговые органы документы, перечень которых предусмотрен п. 1 ст. 165 НК РФ, в том числе выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет налогоплательщика в российском банке.
     
     В вышеприведенной ситуации в связи с удержанием промежуточным американским банком комиссионного сбора за осуществление операций по переводу денежных средств выручка, полученная от иностранного лица - покупателя товаров на счет в российском банке, не соответствует фактической стоимости экспортируемого товара, предусмотренной в контракте. При этом контрактом, в частности, может быть предусмотрено, что комиссии банков по переводу валютных средств частично оплачиваются организацией.
     
     Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание норму подпункта 7 п. 1 ст. 23 НК РФ, согласно которой налогоплательщики имеют право представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов, при подтверждении правомерности применения ставки НДС в размере 0 % помимо документов, перечисленных в п. 1 ст. 165 настоящего Кодекса, организация должна представить документы, обосновывающие непоступление части валютной выручки на счет организации-экспортера. Например, в налоговый орган можно представить SWIFT-сообщение с указанием отправителя платежа (покупателя товара), номера контракта и суммы, перечисленной им в соответствии с контрактом, а также получателя платежа (российской организации) и суммы, перечисленной промежуточным (иностранным) банком российскому банку.
     

Определение места реализации работ (услуг)

     
     Российская организация (заказчик) заключила договор с организацией - нерезидентом, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в Республике Казахстан (исполнитель), на оказание услуг по исследованию рынка сбыта и покупательского спроса на продукцию заказчика в городах Республики Казахстан. По окончании оказания этих услуг исполнитель передает заказчику отчеты по произведенным исследованиям.
     
     Относятся ли услуги по исследованию рынка сбыта и покупательского спроса к услугам по обработке информации? Является ли в данной ситуации российская организация налоговым агентом при перечислении денежных сумм организации Республики Казахстан за оказанные услуги?
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ.
     
     При определении, к какой категории относятся те или иные услуги, российскому налогоплательщику следует руководствоваться положениями Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17. Так, на основании данного Классификатора услуги по исследованию рынка сбыта и покупательского спроса относятся к маркетинговым услугам и соответственно не должны рассматриваться при применении НДС как услуги по обработке информации.
     
     Согласно ст. 148 НК РФ маркетинговые услуги не относятся к работам и услугам, перечисленным в подпунктах 1-4 п. 1 данной статьи Кодекса, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется положение подпункта 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, согласно которому местом реализации услуг признается территория Российской Федерации только в случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации.
     
     На основании п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если услуги оказываются через это постоянное представительство).
     
     Таким образом, местом реализации услуг по исследованию рынка сбыта и покупательского спроса на продукцию, оказываемых российской организации казахстанскими хозяйствующими субъектами, территория Российской Федерации не является.
     

     В соответствии со ст. 161 НК РФ российские организации обязаны выступать в качестве налоговых агентов и соответственно исчислять, удерживать и уплачивать НДС в бюджет в случае выплаты денежных средств иностранным лицам за приобретенные у них товары, работы или услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, российская организация, приобретающая услуги по исследованию рынка, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, налоговым агентом по НДС не является и соответственно исчислять и удерживать этот налог при перечислении денежных средств казахстанским хозяйствующим субъектам не должна.
          

Отнесение денежных средств к авансовым платежам

     
     По условиям заключенного российским налогоплательщиком с иностранным покупателем контракта на реализацию товаров на экспорт переход права собственности на реализуемый товар определяется моментом его передачи на таможенной границе Российской Федерации. Относятся ли денежные средства, полученные налогоплательщиком в период после отгрузки товара в таможенном режиме экспорта и до момента перехода прав собственности от продавца к покупателю, к авансовым платежам в целях применения НДС?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС определяется с учетом авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, за исключением товаров длительного производственного цикла изготовления свыше шести месяцев.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
     
     Учитывая вышеизложенное, включению в налоговую базу по НДС подлежат платежи, полученные до отгрузки товаров на экспорт. В то же время на основании п. 9 ст. 167 НК РФ до  момента возникновения обязанности по исчислению налога по реализации экспортируемых товаров в налоговую базу не включаются платежи, полученные после даты выпуска товаров в таможенном режиме экспорта.
     
     Таким образом, денежные средства, поступающие в счет оплаты экспортируемого товара после даты его выпуска региональным таможенным органом в режиме экспорта и до истечения 180 дней считая с этой даты, в налоговую базу по НДС не включаются независимо от условий перехода права собственности на данный товар.
     

Уплата НДС перевозчиком товаров при отказе налогового органа подтвердить налоговую ставку 0 %

     
     Организация пользуется услугами российских перевозчиков по транспортировке экспортируемых с территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию товаров. На основании ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % перевозчик должен представить в налоговый орган необходимые документы. В свою очередь, налоговый орган имеет право проверять обоснованность применения налоговой ставки 0 % в течение трех месяцев. Таким образом, существует временная разница между сдачей налоговых деклараций и подтверждением правильности применения налоговой ставки 0 % перевозчиком. Какими документами перевозчик должен уведомить организацию об отказе налогового органа подтвердить применение налоговой ставки 0 % и имеет ли в этом случае перевозчик право перевыставить в адрес покупателя транспортных услуг счета-фактуры со ставкой налога 18 %?
     
     Пунктом 4 ст. 176 НК РФ установлен особый порядок возмещения НДС при осуществлении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 %, согласно которому возмещение производится не позднее трех месяцев считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса. При этом в течение вышеуказанного срока налоговый орган проводит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении налога посредством зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
     
     Если налоговый орган принял решение об отказе в возмещении НДС, то налогоплательщику, осуществляющему вышеуказанные операции, необходимо исчислить и уплатить в бюджет сумму налога исходя из ставки, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ, то есть в размере 18 %.
     
     Таким образом, если российский перевозчик заявил в налоговый орган о своем праве на применение налоговой ставки 0 %, представив документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ, а в дальнейшем налоговый орган вынес решение об отказе в возмещении НДС, перевозчик должен уплатить налог по ставке в размере 18 % за счет собственных средств. При этом перевозчик не вправе предъявлять данную сумму налога организации, являющейся покупателем транспортных услуг.