Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О совершенствовании законодательства о банкротстве


О совершенствовании законодательства о банкротстве

     
     Н.А. Никифоров,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга, г. Ульяновск
     
     До настоящего времени в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) имеется немало противоречий, которые создают проблемы в работе налоговых органов.
     
     Одним из них является несоответствие НК РФ Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
     
     Согласно ст. 4 Закона N 127-ФЗ состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
     
     Пункт 11 постановления Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)" дает более четкие определения, касающиеся уплаты задолженности в соответствии со ст. 4 Закона N 127-ФЗ: обязательства (начисления налогов), возникшие до принятия заявления о признании должника банкротом, определяются именно на эту дату.
     
     Предположим, что арбитражный суд принял заявление о признании должника банкротом по состоянию на 14 сентября 2004 года; следовательно, все начисления до вышеуказанной даты должны быть "заморожены".
     
     Однако согласно ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", письму Минфина России от 24.07.1992 N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров на предприятиях" накапливание и систематизация данных первичных документов производятся в учетных регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по их использованию за отчетный месяц, то есть начисления по налогам в журнале-ордере N 8 (расчеты с бюджетом) проводятся ежемесячно, тогда как декларации представляются налогоплательщиком в сроки и в порядке, установленные НК РФ. Так, декларации по НДС представляются в соответствии со ст. 174 НК РФ не позднее 20-го числа, следующего за отчетным периодом, по налогу на прибыль в соответствии со ст. 289 НК РФ - не позднее 28-го числа, следующего за отчетным периодом, и т.д.
     
     Получается, что по лицевым счетам налогоплательщика по состоянию на вышеупомянутую дату числится задолженность по НДС и по налогу на прибыль - за июль, по акцизу - за июнь и т.д. Иными словами, предприятие включает в реестр требований кредиторов одну сумму задолженности перед бюджетом (начисленные суммы налогов по состоянию на 14 сентября), а налоговые органы "замораживают" другую сумму задолженности.
     

     Допустим, по НДС за август полагается к уплате в сумме 10 млн руб., по налогу на прибыль - 2 млн руб., по акцизу за июль - 14 млн руб.  В лицевых счетах налогоплательщика эти 26 млн руб. отражены как текущие платежи, в то время как они должны быть "заморожены" в налоговых органах и включены в реестр требований кредиторов предприятием-банкротом в порядке, предусмотренном ст. 4 Закона N 127-ФЗ.
     
     В рассматриваемом случае налоговые органы принимают декларации по налогам по возникшим обязательствам и обязательным платежам до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, со сроком уплаты после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, соблюдая тем самым налоговое законодательство, но нарушая законодательство о банкротстве.
     
     В соответствии со ст. 5 Закона N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
     
     Пункт 3 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)" установил более четкие определения данного вопроса, а именно: согласно п. 1 и 2 ст. 5 Закона N 127-ФЗ текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
     
     После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства относятся к текущим платежам.
     
     Пункт 4 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 конкретизировал данный вопрос в отношении налоговых органов, а именно:
     

     требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
     
     Но ведь не секрет, что предприятия-банкроты зачастую злоупотребляют своим положением и недобросовестно исполняют обязанности налогоплательщика, "прикрываясь" ст. 63 Закона N 127-ФЗ, запрещающей применять штрафные санкции и налагать арест на имущество, что приводит к увеличению показателей недоимки. Налоговые органы, соблюдая законодательство о банкротстве, нарушают при этом налоговое законодательство.
     
     Арест имущества должника, а также иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть применены только по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве должника (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29).
     
     В НК РФ, к сожалению, отсутствуют понятия и ссылки на законодательство о банкротстве, тем самым ставится под сомнение правомерность включения в реестр требований кредиторов сумм задолженности перед бюджетом предприятием-банкротом, то есть при наличии акта сверки взаиморасчетов с налоговым органом на дату подачи заявления о признании должника банкротом (14 сентября) налоговый орган укажет задолженность, числящуюся на лицевых счетах налогоплательщика на вышеупомянутую дату, тем самым непроизвольно занизит сумму, которая должна быть перечислена в бюджет при реализации конкурсной массы (26 млн руб., как показано в примере, должны быть включены в реестр требований кредиторов предприятием-банкротом и "заморожены" налоговым органом).
     
     В данном случае, по нашему мнению, необходимо дополнить соответствующие статьи НК РФ положениями, определяющими порядок представления деклараций предприятиями-банкротами. Кроме того, необходимо дать более четкое определение понятию "обязательства" в законодательстве о банкротстве и установить порядок "замораживания" долгов по обязательствам, возникшим до принятия заявления о признании должника банкротом со сроком уплаты после принятия данного заявления.
     
     Если же, как в нашем примере, предприятие-банкрот представит сентябрьские декларации раздельно, по состоянию до 14 сентября и после, а суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет по декларациям за период с 1 по 14 сентября, и задолженность за предшествующие сентябрю периоды будут "заморожены" в соответствии с требованиями закона о банкротстве, то показатели недоимки в налоговых органах по предприятиям-банкротам резко сократятся.
     

     Кроме того, при реализации конкурсной массы в период конкурсного производства удельный вес задолженности, поступающей в бюджет, будет соответствовать действительности.