Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     Е.В. Евсик,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Предприятие изготавливает своими силами нестандартное оборудование для собственных производственных целей, которое не относится к товарной продукции предприятия. Каким образом за-траты по изготовлению данных объектов основных средств включать в расходы предприятия в целях исчисления налога на прибыль организаций?
     
     Согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при использовании налогоплательщиком объектов основных средств собственного производства их первоначальная стоимость определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с п. 2 ст. 319 настоящего Кодекса, увеличенная на сумму соответствующих акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами.
     
     Первоначальная стоимость объекта основных средств собственного производства устанавливается на базе прямых расходов как стоимость готовой продукции, определяемой в соответствии со ст. 319 НК РФ (например, при использовании в организации на производственные цели автомобиля собственного производства, изготовленного налогоплательщиком). При изготовлении (сооружении) объекта основных средств хозяйственным способом формирование первоначальной стоимости этого объекта осуществляется в общеустановленном порядке, путем суммирования всех расходов, связанных с сооружением объекта и доведением до состояния, в котором объект пригоден к эксплуатации.
     
     Таким образом, по нашему мнению, при определении первоначальной стоимости объекта основных средств следует учитывать, что объектами основных средств собственного производства признаются основные средства, производимые данным налогоплательщиком на постоянной основе и входящие в номенклатуру его продукции.
     
     Все прочие основные средства, изготовленные налогоплательщиком самостоятельно и используемые им в собственных целях, считаются основными средствами, изготовленными хозяйственным способом.
     
И.Н. Сбитнева,
советник налоговой службы II ранга
     
     Правомерно ли представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль  (в электронном виде или по почте) через альтернативные организации по оказанию услуг электронной и (или) почтовой связи, а не через общепринятые организации (например, "Почта России")?
     

     В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
     
     При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки (п. 2 ст. 80 НК РФ).
     
     Порядок представления налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи определен приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 и Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@, где указан перечень лицензий, дающих право специализированному оператору связи осуществлять деятельность по передаче налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в налоговые органы.
     
     В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, а также сертификатов на средства и услуги почтовой связи, оформленных и выданных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Представление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в виде почтового отправления с описью вложения, предусмотренное п. 2 ст. 80 НК РФ, не ограничивает налогоплательщиков в выборе организаций, оказывающих услуги почтовой связи по отправке налоговых деклараций.
    
Т.М. Гуркова
     
    По каким ставкам должны уплачивать налог на прибыль организации - рыболовецкие артели (колхозы), не перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции?
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от уплаты налога на прибыль действовало до 1 января 2005 года.
     
     Согласно ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере:
     
     - в 2004-2005 годах - 0 %,
     
     - в 2006-2008 годах - 6 %,
     
     - в 2009-2011 годах - 12 %,
     
     - в 2012-2014 годах - 18 %,
     
     - начиная с 2015 года - в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ.
     
     Частью первой НК РФ и главой 25 Кодекса не определено понятие "сельскохозяйственные товаропроизводители" для целей налогообложения.
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственный товаропроизводитель - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции.
     
     Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, к продукции прочего животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции, относится продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) - код 98 9930. Вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемый организациями иных организационно-правовых форм, к сельскохозяйственной продукции не относится.
     
     В связи с вышеизложенным начиная с 2005 года сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие статус рыболовецких артелей (колхозов), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции посредством вылова рыбы и других водных биоресурсов и не перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, должны уплачивать налог на прибыль организаций по ставкам, установленным ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ.
     
     Организации, занимающиеся рыбной ловлей или выращиванием прудовой рыбы, но при этом не имеющие статуса рыболовецкой артели (колхоза), при налогообложении прибыли не могут руководствоваться ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ.
     
Л.П. Павлова
     
     Наша организация заключила в 2003 году договоры о передаче управляющей организации полномочий единоличного исполнительного органа и учла расходы по приобретению вышеуказанных услуг согласно подпункту 18 п. 1 ст. 264 НК РФ. При проведении камеральной проверки налоговый орган установил, что в связи с дополнительными расходами на управление нашей организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходами на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями произошло резкое увеличение себестоимости товаров, работ, услуг, и, как следствие, в IV квартале 2003 года организация получила убыток. Правомерно ли уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на стоимость вышеуказанных услуг?
     
     В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     При этом согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в актах приема-передачи к договору по управлению организацией должны содержаться четкое наименование оказанных услуг (содержание хозяйственной операции), расценки на оказанные услуги.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или ее отдельными подразделениями.
     
     Таким образом, налогоплательщик может уменьшать полученные доходы только в случае, если понесенные им затраты являлись обоснованными, были документально подтверждены, а также направлены на получение дохода.
     
     Из вопроса следует, что организацией заключены договоры о передаче управляющей организации полномочий единоличного исполнительного органа.
     
     Если в результате камеральной проверки были выявлены снижение показателей финансового состояния налогоплательщика, увеличение себестоимости произведенных товаров и т.д. по сравнению с периодом, когда налогоплательщик осуществлял самостоятельную производственную деятельность, то затраты по управлению организацией на основании договоров по передаче функций управления управляющей организации могут быть признаны экономически не оправданными.
     
     В связи с этим налоговые органы вправе запросить у налогоплательщика экономические обоснования принятого решения и на основании этого сделать выводы о соответствии указанных расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Для справки: по аналогичному вопросу принято постановление арбитражного суда кассационной инстанции ФАС Волго-Вятского округа от 19.01.2004 N А11-4426/2003-К2-Е-1961.
     
     Организация, занимающаяся кинопрокатом, приобрела основное средство - шкаф со встроенной в него двухконфорочной электрической плитой, маленькой холодильной камерой и раковиной (шкаф "мини-кухня"), который используется для разогрева пищи сотрудниками организации.
     
     Вправе ли организация отнести "мини-кухню" к амортизируемому имуществу и учитывать амортизационные отчисления по нему для целей налогообложения прибыли?
     
     Осуществленные налогоплательщиком расходы для учета их в налоговой базе по налогу на прибыль должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     При начислении амортизации по амортизируемому имуществу налогоплательщикам следует исходить в том числе из нормы п. 1 ст. 256 НК РФ, согласно которой амортизируемое имущество должно использоваться налогоплательщиком для извлечения дохода.
     
     Приобретение основного средства (шкафа "мини-кухня") организацией, осуществляющей кинопрокат, не связано с основным видом ее деятельности.
     
     Взаимоотношения работника и работодателя определены Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ).
     
     Согласно ст. 108 ТК РФ на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.
     
     Обеспечение мест приема пищи приспособлениями для разогрева пищи ТК РФ не предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, амортизационные отчисления по приобретенному организацией кинопроката основному средству не учитываются для целей налогообложения прибыли.
     

О налоге на добавленную стоимость


Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и международной иностранной организацией о постоянном представительстве приобретение товаров (работ, услуг) данным представительством освобождается от обложения НДС. Однако конкретный порядок подтверждения правомерности применения данного освобождения вышеуказанным Соглашением не установлен. Можно ли в отношении этого представительства применять нормы постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033?
     
     Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033 утверждены Правила применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей. При этом следует отметить, что в соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 164 НК РФ вышеуказанные операции облагаются по нулевой ставке на условиях взаимности, то есть только в случае, если соответствующее иностранное государство применяет такие же правила в отношении российских представительств, сотрудников этих представительств и членов их семей.
     
     Таким образом, для применения норм постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033 в отношении международных организаций, в том числе их представительств, правовых оснований не имеется.
     
     Организацией заключен трехсторонний договор аренды помещений. Согласно этому договору арендодателем является территориальное управление Минимущества России, арендатором - организация, а третьей стороной договора является государственное образовательное учреждение, за которым закреплены арендуемые помещения на праве оперативного управления. При этом НДС по аренде помещений уплачивается организацией как налоговым агентом. Может ли организация принять к вычету суммы НДС, уплаченные данной организацией в бюджет за услуги по аренде помещений, до момента вступления в силу договора аренды этих помещений, закрепленных за образовательным учреждением на праве оперативного управления?
     
     Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ особый порядок уплаты НДС, согласно которому плательщиками этого налога признаются не арендодатели, а арендаторы имущества, предусмотрен при предоставлении в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления. При этом в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-О поясняется, что вышеуказанный порядок уплаты НДС применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, то есть составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях.
     
     Что касается услуг по предоставлению в аренду федерального недвижимого имущества, за-крепленного за каким-либо учреждением на праве оперативного управления, то в отношении таких услуг особенностей по исчислению и уплате НДС не предусмотрено. В связи с этим при оказании услуг по предоставлению в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления, плательщиком НДС является это учреждение, а не арендаторы имущества.
     
     Что же касается вычета уплаченного НДС, то в соответствии с п. 2 и 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) продавцам этих товаров (работ, услуг), а также уплаченные в бюджет в качестве налогового агента. Поэтому если организация осуществляет операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС, то суммы, уплаченные этой организацией в бюджет за услуги по аренде помещений, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
     
     Кроме того, учитывая, что согласно п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) условия заключенного договора могут применяться к отношениям сторон, возникшим до заключения договора, суммы НДС также могут приниматься к вычету до момента вступления в силу договора аренды.
     
Е.Н. Вихляева,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     В ходе инвентаризации организация выявила недостачу материально-производственных запасов.
     
     Должна ли организация восстановить суммы НДС по похищенным запасам, ранее принятые к вычету? Если "да", то в какой момент: при списании стоимости этих запасов со счетов учета материально-производственных запасов или при списании недостачи на счет прибылей и убытков?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     В связи с тем что выбывшие в результате хищения товарно-материальные ценности не использовались при осуществлении операций, облагаемых НДС, суммы этого налога по таким товарно-материальным ценностям, ранее принятые к вычету, необходимо восстановить и вернуть в бюджет. При этом вышеуказанное восстановление сумм НДС должно производиться в налоговом периоде, в котором недостающие товарно-материальные ценности списываются с учета.
     
     Организация заключила с органом местного самоуправления договор, предметом которого является следующее: "Орган местного самоуправления предоставляет рекламное место, а организация на предоставленном месте распространяет наружную рекламу". Рекламное место расположено на здании, находящемся в муниципальной собственности.
     
     Обязана ли организация при перечислении органу местного самоуправления платы за предоставление рекламного места выступать налоговым агентом по НДС и, соответственно, исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет суммы НДС? Обязан ли в данном случае орган местного самоуправления выставлять счета-фактуры?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС. В связи с этим, а также принимая во внимание положения ст. 143 НК РФ, организации, осуществляющие на территории Российской Федерации операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежащие обложению НДС, являются плательщиками данного налога.
     
     В то же время ст. 161 НК РФ установлен особый порядок уплаты НДС. Так, на основании п. 3 ст. 161 НК РФ организации обязаны выступать в качестве налогового агента в случае приобретения ими услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, оказываемых органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления.
     
     В данном случае организация по договору с органом местного самоуправления приобретает услугу по предоставлению рекламного места, расположенного на здании, находящемся в муниципальной собственности, а не услугу по предоставлению в аренду муниципального имущества.
     
     Таким образом, при приобретении оказываемых органом местного самоуправления услуг по предоставлению рекламного места, расположенного на здании, находящемся в муниципальной собственности, организация не является налоговым агентом и не обязана исчислять, удерживать и уплачивать НДС в бюджет при перечислении денежных средств органу местного самоуправления за предоставленную услугу.
     
     На основании п. 3 ст. 14 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" взимание платы за размещение наружной рекламы на территории, зданиях, сооружениях и иных объектах осуществляется на основании договоров. При этом такие договоры заключаются как с органами местного самоуправления, так и с другими собственниками либо лицами, обладающими правами на объекты, на которых размещается реклама.
     
     Принимая во внимание вышеуказанную норму подпункта 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, а также то, что оказание органами местного самоуправления услуг в рамках договоров на размещение наружной рекламы на объектах муниципальной собственности исключительными полномочиями органов местного самоуправления в этой сфере деятельности не являются (п. 2 ст. 146 Кодекса), плата, взимаемая органом местного самоуправления за размещение рекламы на объектах муниципальной собственности, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. Поэтому орган местного самоуправления, оказывающий услуги по предоставлению места для размещения наружной рекламы, признается плательщиком НДС.
     
     Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) плательщики НДС должны выставлять соответствующие счета-фактуры. Таким образом, органу местного самоуправления при оказании услуг по предоставлению рекламного места на здании, находящемся в муниципальной собственности, следует оформлять счета-фактуры.
     
О.В. Прокудина,
главный специалист Департамента таможенной и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Российская организация оказывает услуги по сбору и обработке информации иностранной компании - нерезиденту. Иностранная компания - нерезидент имеет постоянное представительство на территории Российской Федерации, но услуги оказываются не постоянному представительству и не через него, а непосредственно иностранной компании - нерезиденту. Будет ли являться местом реализации этих услуг территория Российской Федерации?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ в целях применения НДС местом реализации услуг по сбору и обработке информации признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство).
     
     Учитывая вышеизложенное, объекта обложения НДС при оказании российской организацией услуг по обработке информации непосредственно иностранной компании, несмотря на то что данная компания имеет на территории Российской Федерации постоянное представительство, на территории Российской Федерации не возникает.
     
Л.В. Чураянц,

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Правомерно ли автовокзал применяет освобождение от обложения НДС согласно подпункту 7 п. 2 ст. 149 НК РФ при отсутствии у него автотранспорта, используемого для перевозки пассажиров?
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров:
     
     - городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси,  в том числе маршрутного). В целях вышеуказанной статьи НК РФ к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
     
     - морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в этой статье Кодекса операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами.
     
     Согласно Уставу автомобильного транспорта, утвержденному постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12, к пригородным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 километров включительно.
     
     Таким образом, не подлежат обложению НДС услуги по перевозкам пассажиров только у автотранспортных предприятий, на которые согласно вышеназванному Уставу возлагается осуществление перевозок пассажиров.
     
     Что касается услуг организации, в частности автовокзала, при отсутствии у нее автотранспорта, который используется для перевозки пассажиров, и оказывающей услуги транспортным организациям (владельцам подвижного состава), занимающимся перевозками пассажиров, включая услугу по продаже билетов пассажирам, то они облагаются НДС в общеустановленном порядке, и соответственно денежные суммы, которые организация, о которой идет речь в вопросе, получает на свою деятельность, от обложения НДС не освобождаются.
     
     Какое документальное подтверждение было необходимо до 1 июля 2002 года для правомерного применения освобождения от обложения НДС согласно подпункту 18 п. 3 ст. 149 НК РФ при реализации организацией путевок в свой дом отдыха?
     
     До 1 июля 2002 года не подлежали налогообложению (освобождались от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации путевок (курсовок), форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, расположенные на территории Российской Федерации.
     
     При реализации путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха освобождение от налогообложения предоставлялось в вышеуказанном периоде в случае одновременного выполнения следующих условий:
     
     - форма путевки (курсовки) должна была быть утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
     
     - санаторно-курортное, оздоровительное учреждение или учреждение отдыха, в которое реализовывалась путевка (курсовка), должно было быть расположено на территории Российской Федерации;
     
     - санаторно-курортным и оздоровительным учреждением и учреждением отдыха, расположенным на территории Российской Федерации, должна была быть организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, которая осуществляла деятельность по предоставлению санаторно-курортных и оздоровительных услуг на территории Российской Федерации.
     
     Освобождение от налогообложения распространялось на реализацию путевок (курсовок) в дома отдыха, состоявшие на балансе организаций, которые по основной деятельности не относились к учреждениям отдыха, при наличии у организаций соответствующего кода Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) от 01.01.1976 (предусмотренного для учреждений отдыха до 1 января 2003 года) и при выполнении вышеуказанных условий.
     
     При этом согласно п. 3 приказа Госкомпечати России от 11.01.1999 N 2 "Об утверждении “Типовой инструкции по режиму сохранности на полиграфических предприятиях, выпускающих печатную продукцию строгого учета”" было необходимо обеспечивать контроль за внедрением утвержденной инструкции на полиграфических предприятиях России, входивших в Перечень полиграфических предприятий России, которым разрешено изготавливать знаки строгого учета, утвержденный приказом Госкомпечати России от 03.12.1996 N 145.
     
     Согласно п. 1.4 вышеуказанной инструкции к полиграфической продукции строгого учета относилась печатная продукция, при изготовлении которой использовалась нумерационная печать, а именно путевки и курсовки в санатории, дома отдыха, пансионаты, туристические базы и базы отдыха, детские оздоровительные лагеря и пр.
     
     Приказ Госкомпечати России от 03.12.1996 N 145 был отменен приказом МПТР России от 23.04.2002 N 73 "Об упорядочении нормативных правовых актов".
     
     Если организация имела свою типографию и свой дом отдыха и если лицензия на полиграфическую деятельность, выданная организации, не давала права на печать денежных знаков, акций, билетов, марок, талонов и других знаков, предназначенных для расчетов с населением, то самостоятельно изготовленные организацией бланки путевок в свой дом отдыха без соответствующего разрешения (с учетом вышеизложенного) в указанном периоде нельзя было отнести к бланкам строгой отчетности.
     
     Таким образом, при невыполнении вышеперечисленных условий налогоплательщик был не вправе применять освобождение от обложения НДС при реализации путевок согласно подпункту 18 п. 3 ст. 149 НК РФ.
     
И.И. Белова
     
     Подлежат ли освобождению от обложения НДС согласно подпункту 2 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации товаров, приобретенных общественной организацией инвалидов у третьих лиц?
     
     В соответствии с абзацем первым подпункта 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых организациями и учреждениями, перечисленными в подпункте 2 п. 3 ст. 149 настоящего Кодекса.
     
     Из вышеуказанной нормы НК РФ однозначно следует, что не подлежат налогообложению операции по реализации товаров (работ, услуг) организациями и учреждениями, осуществляющими реализацию производимых товаров, так как само по себе производство товаров не является объектом обложения НДС и освобождение от обложения НДС производства товаров отдельно от их реализации невозможно.
     
     Операции по реализации товаров, приобретенных вышеуказанными организациями у  третьих лиц, не подпадают под действие вышеуказанной нормы НК РФ и, следовательно, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Вышеизложенное подтверждается также судебно-арбитражной практикой (см. постановления Президиума ВАС РФ от 15.05.2002 N 11432/01, от 27.08.2002 N 11351/01).
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

А.Н. Лозовая,
авный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     В каком порядке российской организации следует применять НДС в отношении товаров, приобретаемых в Литве для дальнейшей их перепродажи в Индию и перемещаемых в Индию транзитом через территорию Российской Федерации?
     
     В соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации, а также ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, местом реализации товаров, находящихся в момент начала отгрузки или транспортировки за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не является, и соответственно операции по реализации таких товаров объектом обложения НДС на территории Российской Федерации не признаются.
     
     Что касается ввоза вышеуказанных товаров на территорию Российской Федерации, то на основании подпункта 3 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, под таможенный режим транзита НДС не уплачивается.
     
     Учитывая вышеизложенное, в отношении товаров, приобретаемых организацией, например, в Литве и перемещаемых в Индию через территорию Российской Федерации в таможенном режиме транзита, НДС в Российской Федерации не уплачивается.
     

О налоге на доходы физических лиц

С.А. Колобов,

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Гражданин купил в 1997 году земельный участок с недостроенным домом; свидетельство о регистрации права собственности на данный объект было получено в 2000 году. В 2003 году данный объект был продан за сумму свыше 1 000 000 руб. С какой даты следует считать срок владения имуществом: с даты заключения договора купли-продажи в 1997 году или с даты получения свидетельства о регист-рации права собственности на объект?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на имущественный налоговый вычет в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в его собственности менее пяти лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации, которые находились в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 руб. При продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика пять лет и более, а также при продаже иного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации, которые находились в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации.
     
     Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
     
     В соответствии со ст. 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
     
     Для целей применения ст. 220 НК РФ срок владения недвижимым имуществом следует считать с момента подписания договора купли-продажи.
     
Т.В. Назарова
     
     Собрание учредителей общества с ограниченной ответственностью приняло решение о его ликвидации, назначении ликвидационной комиссии. После проведения ликвидационных мероприятий по данным бухгалтерского учета общества остались числиться только величина уставного капитала и величина нераспределенной прибыли. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" собранием участников общества решено распределить часть прибыли общества, сформированной в бухгалтерском промежуточном балансе, среди его участников. Будут ли в этом случае суммы распределенной прибыли ликвидируемого общества считаться дивидендами и облагаться налогом на доходы физических лиц по ставке 6 %?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 43 НК РФ не признаются дивидендами выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал.
     
     Выплаты участнику общества с ограниченной ответственностью при ликвидации общества не являются дивидендами в смысле применения для целей налогообложения положений п. 1 ст. 43 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации, облагаемым налогом на доходы физических лиц, относятся, в частности, доходы от реализации в Российской Федерации долей участия в уставном капитале организаций.
     
     Таким образом, в случае ликвидации общества доходом признается положительная разница между суммой выплаты участнику общества, произведенной за счет распределенной прибыли, и первоначальным взносом участника в уставный капитал общества. Сумма превышения подлежит включению в налоговую базу физического лица - участника общества с ограниченной ответственностью для исчисления налога на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     На биржевые счета клиентов брокера помимо налогооблагаемых доходов при купле-продаже ценных бумаг зачисляются дивиденды по акциям, хранящимся в депозитарии, обслуживающем биржу. Зачисляемые дивиденды поступают после удержания налога на доходы физических лиц эмитентом - источником выплаты. Вправе ли брокер при условии раздельного учета дивидендов, поступивших на счета физических лиц, и доходов от операций с ценными бумагами, полученными этими лицами, производить выплату сумм дивидендов без удержания налога на доходы физических лиц?
     
     Согласно ст. 214.1 НК РФ налоговыми агентами по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, признаются брокер, доверительный управляющий или иное лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, иному договору в пользу налогоплательщика.
     
     В соответствии со ст. 226 НК РФ налоговыми агентами, на которых возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы налога с доходов, выплачиваемых физическим лицам, являются российские организации, индивидуальные предприниматели, а также постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доходы.
     
     В соответствии со ст. 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям). Особенности уплаты налога на доходы физических лиц с доходов от долевого участия в организации установлены ст. 214 НК РФ, в соответствии с которой сумма налога определяется с учетом следующих обстоятельств:
     
     - сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме дивидендов;
     
     - если источником выплаты налогоплательщику дохода, полученного в виде дивидендов, является российская организация, то она признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате вышеуказанных доходов в порядке, предусмотренном ст. 275 НК РФ.
     
     Таким образом, несмотря на то что в соответствии с положениями вышеуказанных статей НК РФ профессиональные участники рынка ценных бумаг являются налоговыми агентами, делается исключение в отношении выплаты доходов от долевого участия в организации. Налоговым агентом по вышеуказанному виду доходов признается российская организация - источник выплаты дохода в виде дивидендов.
     
     Следовательно, если брокер производит физическим лицам выплату дивидендов, которые, в свою очередь, поступили от организации, являющейся источником выплаты этих дивидендов, он не должен удерживать налог на доходы физических лиц.
     

О специальных налоговых режимах

     
     Е.В. Евсик,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Производственный процесс, осуществляемый организацией, которая применяет упрощенную систему налогообложения, не может быть осуществлен без использования электрической энергии, воды, тепловой энергии и эксплуатационных услуг, обеспечивающих подачу воды, тепловой и электрической энергии. Может ли организация принять в качестве расходов затраты на оплату услуг по поставке воды, электроэнергии, коммунальных услуг (отопление, вывоз мусора и т.д.) и эксплуатационных услуг?
     
     Перечень расходов, учитываемых при определении объекта обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ и является закрытым.
     
     Так, в соответствии с подпунктом 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходами в целях главы 26.2 Кодекса признаются в том числе материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций согласно ст. 254 НК РФ.
     
     Статья 254 НК РФ (подпункт 5 п. 1) содержит положение, в соответствии с которым к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.
     
     Таким образом, затраты организации на оплату услуг по поставке воды и электроэнергии, расходуемых налогоплательщиком на технологические цели, являются расходами, уменьшающими полученные доходы при исчислении налогооблагаемой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     
     Затраты налогоплательщика на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг в перечне расходов, установленных п. 1 ст. 346.16 НК РФ, не предусмотрены; поэтому расходы налогоплательщика на оплату этих услуг не уменьшают полученные доходы в целях главы 26.2 Кодекса. При этом на основании подпункта 5 п. 1 ст. 254 НК РФ организация при исчислении налоговой базы может учесть в качестве расходов затраты на отопление зданий, которые используются в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.
     
     Каков порядок признания материальных расходов (списания сырья в производство) при упрощенной системе налогообложения? Верно ли, что оплаченное сырье можно учитывать в расходах, если произведенный товар еще не реализован?
     
     Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
     
     Такой порядок признания расходов распространяется и на материальные расходы.
     
     Таким образом, затраты на приобретение сырья и материалов, а также работ и услуг производственного характера признаются расходами в день их фактической оплаты.
     
     Учитываются ли в составе расходов при упрощенной системе налогообложения затраты, связанные со строительством здания, а также расходы по реконструкции объекта основных средств?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по приобретению основных средств. Это положение НК РФ касается только тех основных средств, которые были получены на основании договора купли-продажи.
     
     Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ не предусмотрено отнесение к затратам, признаваемым расходами в целях главы 26.2 Кодекса, капитальных вложений, осуществляемых налогоплательщиком. Поэтому налогоплательщик не может отнести затраты по строительству здания, которое производилось хозяйственным или подрядным способом в период применения упрощенной системы налогообложения, а также затраты по реконструкции объекта основных средств, которые также не предусмотрены вышеуказанной статьей НК РФ, в уменьшение полученных доходов при расчете единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы.
     

О налоговых проверках и ответственности налогоплательщиков

М.Н. Михайлов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Может ли налоговый орган истребовать для проведения камеральной проверки документы, не относящиеся к отчетному периоду, за который была представлена налоговая декларация?
     
     Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
     
     Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
     
     При этом НК РФ не содержит условий по ограничению периода, за который могут быть истребованы документы. Предполагается, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, само определяет перечень истребуемых документов для проведения проверки и решает вопрос, имеют ли значение документы, составленные в одном периоде, для проведения проверки налоговой отчетности по конкретным налогам за другой период. В разных ситуациях это будет зависеть от особенностей исчисления определенных видов налогов.
     
     Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что указанные в требовании документы могут быть затребованы не для камеральной проверки представленной налоговой отчетности за определенный период, а в рамках встречной проверки по другим налогоплательщикам.
     
     Исходя из вышеизложенного наиболее разумным для налогоплательщика является представление налоговому органу запрашиваемых документов. В противном случае налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности согласно п. 1 или п. 2 ст. 126 НК РФ вне зависимости от того, что он не усматривает целесообразности в представлении документов за определенный период для налоговой проверки.
    
В.Н. Воробьева,

советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     Должна ли организация-налогоплательщик при проведении камеральной налоговой проверки представлять в налоговый орган по его запросам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том случае, если в сданной налоговой декларации ошибок и противоречивых сведений не имеется?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
     
     В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.
     
     Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
     
     При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
     
     Таким образом, НК РФ не ограничивает право налогового органа истребовать от налогоплательщика объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, даже в отсутствии ошибок и противоречивых сведений в сданной налоговой декларации.
     
И.И. Белова
     
     Организация, являясь плательщиком единого налога на вмененный доход, в платежных поручениях ошибочно указывала в назначении платежа вместо единого налога на вмененный доход налог на прибыль. В связи с этим налоговым органом за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход начислены пени. Правомерно ли в данном случае начисление пени, если платеж поступил в тот же бюджет, в который он должен был быть направлен?
     
     В соответствии со ст. 8 НК РФ налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     
     На основании ст. 78 НК РФ интересы государства в случае, приведенном в вопросе, нарушены не были, поскольку вышеуказанный платеж поступил в бюджет того же уровня.
     
     Следовательно, действия налогового органа по начислению пени за неуплату единого налога на вмененный доход являются неправомерными.
     
     По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом выявлена неуплата организацией в 2002 году платы за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ. Правомерно ли направление налоговым органом требования об уплате организацией платы за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ?
     
     Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды" признано сохраняющим силу и подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 4 вышеназванного определения Конституционного Суда Российской Федерации плата за загрязнение окружающей среды является одним из источников дохода федерального бюджета. Предусмотрев и в Законе РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", и в Федеральном законе от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" в качестве поступлений в федеральный бюджет плату за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и определив их объем, законодатель тем самым подтвердил введение и взимание этой платы с учетом ее предельных размеров, установленных постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (в ред. от 14.06.2001).
     
     Приложениями N 2 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации" и к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" плата за нормативные и свехнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов была отнесена к налоговым доходам.
     
     Учитывая изложенное, реализация налоговым органом своей обязанности по взысканию обязательных платежей путем направления организации требования является правомерной.
     
     Организация получила от налогового органа требование об уплате налогов и сборов по истечении указанного в нем срока его уплаты. Имеются ли основания для признания такого требования недействительным?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщиком письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную суму налога и соответствующие пени.
     
     Перечень сведений, которые должно содержать требование об уплате налогов и сборов, предусмотрен п. 4 ст. 69 НК РФ.
     
     Учитывая невозможность налогоплательщика исполнить обязанность уплатить в установленный срок указанные в требовании суммы по вине налогового органа, такое требование можно признать недействительным.
     
     Вместе с тем формальный подход к вышеназванной ситуации нежелателен. Если налоговым органом инкассовое поручение будет выставлено по истечении значительного (более одного месяца) периода времени после направления требования, то имеются основания для признания такого требования действительным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.09.2003 по делу N А78-1227/03-С2-17/111-Ф02-2787/03-C1).
     

О ресурсных сборах и платежах

О.В. Семенова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация, имеющая лицензию на право пользования недрами, добывает подземную минеральную воду и занимается ее розливом по бутылкам. Должна ли она исчислять стоимость добытых полезных ископаемых для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых?
     
     В соответствии со ст. 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов: исходя из сложившихся у него за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций, исходя из сложившихся за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого, исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
     
     В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки добытых полезных ископ