Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налог на добычу полезных ископаемых: роль в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации и направления совершенствования


Налог на добычу полезных ископаемых: роль в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации и направления совершенствования

     
     Ю.М. Лермонтов,
консультант Департамента бюджетной политики Минфина России

Х.О. Фарзалиев
     

1. Общие положения

     
     В последнее время среди специалистов широко обсуждается вопрос об усилении рентной составляющей при налогообложении добычи полезных ископаемых (прежде всего нефти) и высказываются мнения о целесообразности дополнительного изъятия ренты, не зависящей от деятельности недропользователей. При этом предлагаются различные варианты механизма изъятия таких доходов. Часто выдвигаются достаточно "революционные" предложения, например введение налога на добычу нефти в размере 70 % рыночной стоимости добытой нефти, уменьшенной на нормативно и технологически обоснованные затраты. При этом не учитывается, что реализация подобного рода предложений может самым негативным образом отразиться на положении российского нефтяного сектора, который в настоящее обеспечивает значительную долю доходов бюджета. Нефтедобывающие предприятия будут в значительной степени лишены собственного инвестиционного потенциала и будут вынуждены перекладывать дополнительные налоги на внутренние цены на нефтепродукты. При этом возникнут серьезные проблемы с администрированием таких налогов, поскольку порядок их исчисления и контроль за их уплатой весьма затруднены.
     
     Логика изъятия ренты должна основываться на том, что если хозяйствующий субъект получает доход от использования природных ресурсов, часть которого не связана с его усилиями, то эта часть должна изыматься в пользу собственника недр, то есть государства. При этом государство должно оставлять хозяйствующим субъектам средства, достаточные для сохранения и дальнейшего развития добывающих отраслей. Применительно к нефтедобыче в качестве ренты можно рассматривать разницу между фактическим доходом нефтедобывающей компании и суммой затрат на добычу нефти и части прибыли, которая может быть оценена исходя из уровня рентабельности, обеспечивающего экономическую привлекательность добычи нефти.
     
     По экспертным оценкам, в настоящее время примерно одна треть всей добываемой в стране нефти (150 млн тонн) может рассматриваться в качестве "рисковой" нефти, добыча и реализация которой характеризуются наименее благоприятными экономическими условиями. Речь, в частности, идет о поставках на экспорт с использованием на значительных расстояниях железнодорожного транспорта; о нефти, добываемой на месторождениях, находящихся в завершающей стадии разработки, а также на новых месторождениях вне зоны развитой инфраструктуры. Поэтому предложения по увеличению уровня налоговых изъятий не должны привести к убыточности добычи такой нефти. Кроме этого, необходимо учитывать различную эффективность реализации нефти на внутреннем рынке и при поставках на экспорт.
     
     Серьезной проблемой действующего налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является то, что единая ставка, установленная для всех месторождений, не позволяет изымать часть ренты, связанной с неоднородностью фактора производства (добыча нефти на освоенных месторождениях более прибыльна, чем на месторождениях истощающихся или удаленных). В формулу расчета НДПИ целесообразно заложить возможность дифференциации ставок этого налога при добыче нефти по большому числу показателей, характеризующих такие факторы, как природные характеристики месторождений, определяющие исходное качество сырья, стадию освоения месторождения и территориальный фактор.
     

2. Оценка поступления НДПИ в 2004 году

     
     За январь - октябрь 2004 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило НДПИ на сумму 413,5 млрд руб., или в 1,5 раза больше, чем в соответствующем периоде 2003 года, в том числе в федеральный бюджет - 344,1 млрд руб., или в 1,7 раза больше.
     
     Из общего объема поступлений НДПИ в январе - октябре 2004 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налога на добычу нефти на сумму 346,8 млрд руб. (83,9 %), газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья - 48,1 млрд руб. (11,6 %), газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья - 3,1 млрд руб. (0,7 %). Налога на добычу остальных полезных ископаемых поступило за вышеуказанный период около 13,6 млрд руб. (3,3 %), на добычу общераспространенных полезных ископаемых - 1,2 млрд руб. (0,3 %). Регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при исполнении соглашений о разделе продукции поступило 0,7 млрд руб. (0,2 %) (рис. 1).
     


Рис. 1. Поступления НДПИ в консолидированный бюджет за январь - октябрь 2004 года по видам налогов

     
     На увеличение поступлений НДПИ за 10 месяцев 2004 года оказал влияние рост мировой цены на нефть и объемов ее добычи (рис. 2).
     


Рис. 2. Динамика средней мировой цены на нефть сорта Urals в 2002-2004 гг.
(долл. США за баррель)

     
     Внешнеэкономическая конъюнктура мировой цены на нефть в период с декабря 2003 по октябрь 2004 года привела к росту среднемесячной цены на нефть, применяемой для расчета, в среднем за период до уровня 32,2 $/бар.
     
     Уровень цен на нефть позволил предприятиям нефтяной отрасли увеличить объемы добычи нефти: с декабря 2003 года по октябрь 2004 года было фактически добыто 365,2 млн тонн, что составляет 109,5 % к аналогичному периоду прошлого года. Динамика объема добычи нефти в Российской Федерации приведена на рис. 3.
     


Рис. 3. Динамика объема добычи нефти в Российской Федерации в 2002-2004 гг. (млн тонн)

    3. Прогнозируемые значения НДПИ в 2005 году

     
     В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" прогнозируемое поступление НДПИ в федеральный бюджет составляет 464,9 млрд руб., НДПИ при исполнении соглашений о разделе продукции - 1,2 млрд руб.
     
     В расчетах прогнозируемых поступлений НДПИ учтены ожидаемый объем добычи полезных ископаемых, прогнозируемый уровень цен на них, прогноз среднего официального курса рубля по отношению к доллару США, ставки налогообложения, предусмотренные в ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (в ред. от 31.12.2001 N 198-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 07.05.2004 N 33-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 18.08.2004 N 102-ФЗ, от 20.08.2004 N 120-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
     
     При этом в расчетах учтено, что в соответствии с принятым законодательством базовая ставка налогообложения по нефти установлена в размере 419 руб. за 1 тонну с ее корректировкой на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть. С 1 января 2005 года коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется по формуле:
     

Кц = (Ц - 9) х Р/261,

     
     где Ц - средний за налоговый период уровень цен сорта   нефти "Urals" в долларах США за баррель;
     
     P - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России.
     
     Увеличение базовой ставки НДПИ на нефть с 347 руб. за 1 тонну до 419 руб. за 1 тонну и увеличение ставки НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья со 107 руб. за 1000 куб.м до 135 руб. за 1000 куб.м должно привести к увеличению поступлений в федеральный бюджет НДПИ по нефти на 68,1 млрд руб. и по газу горючему природному - на 16,5 млрд руб., что позволит компенсировать потери от перехода на уплату НДС с государствами - участниками СНГ по принципу "страна назначения" применительно к нефти и природному газу, а также обеспечить изъятие доходов, не зависящих от деятельности нефтедобывающих организаций, при высоких мировых ценах на нефть.
     
     При прогнозируемом на 2005 год среднем уровне мировых цен на нефть сорта "Urals" в размере 28 долл. США за баррель и заложенном в расчетах к проекту бюджета среднем официальном курсе рубля по отношению к доллару США в размере 30,0 руб. вышеуказанный коэффициент составит 2,1839. С учетом корректировки налоговой ставки на данный коэффициент расчетная налоговая ставка по нефти на 2005 год определена в размере 915,06 руб. за 1 тонну. По остальным полезным ископаемым налоговые ставки включены в расчет налога в размерах, установленных ст. 342 НК РФ.
     
     При определении прогнозируемого поступления НДПИ учтен ожидаемый объем добычи неф-ти, облагаемый налогом, в размере 445,07 млн тонн при добыче 451,2 млн тонн. В соответствии с законодательно установленным порядком в налогооблагаемых объемах не учитывались объемы добычи нефти с месторождений, разрабатываемых на условиях соглашений о разделе продукции, - в количестве 3,5 млн тонн и нормативные потери в размере 2,63 млн тонн. Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что по НДПИ с 1 января 2003 года налоговым периодом признается календарный месяц. С учетом этого сумма начисленных платежей по расчету прогноза поступления НДПИ увеличена на платежи декабря 2004 года в сумме 37,6 млрд руб., или 37,1 млрд руб. с учетом собираемости, и уменьшена на платежи декабря 2005 года в сумме 43,6 млрд руб., или 43,0 млрд руб. с учетом собираемости, срок уплаты которых перейдет на следующий год.
     
     Нормативы распределения поступлений НДПИ по уровням бюджетной системы предусмотрены бюджетным законодательством. Распределение поступлений НДПИ по углеводородному сырью (кроме газа горючего) по уровням бюджетной системы предусматривает зачисление в доход федерального бюджета 95 %, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 5 %.