Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете иностранных организаций


Об учете иностранных организаций


Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

Присвоение ИНН представительству иностранной организации и ее отделению

     
     Государственная регистрационная палата при Минюсте России аккредитовала представительство иностранной организации в г. Москве и отделение в г. Санкт-Петербурге.
     
     Правы ли российские налоговые органы, присвоив при постановке на учет иностранной организации по месту открытия представительства и отделения один и тот же ИНН?
     
     Статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
     
     Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 утверждено Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее - Положение).
     
     В налоговых органах Российской Федерации по месту осуществления деятельности филиалов, представительств и других обособленных подразделений состоят согласно разделу 2 Положения иностранные организации, а не их обособленные подразделения (далее - отделения). При этом отделение, состоящее на учете в одном налоговом органе, никоим образом (в том числе по принципу более ранней по времени постановки на учет) не может быть признано "головным" в отношении другого отделения той же иностранной организации, состоящей на учете в другом налоговом органе.
     
     Пунктом 2.1.1.1 Положения установлено, что иностранная организация обязана встать на учет в налоговом органе независимо от обстоятельств, с которыми законодательство Россий-ской Федерации и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов. В этой связи иностранная организация представляет в налоговый орган документы согласно перечню, приведенному в п. 2.1.1.1 Положения.
     
     В соответствии с п. 2.1.1.2 Положения иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, в каждом из которых она обязана встать на учет.
     
     При этом налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство по форме 2401ИМД*1 с указанием в нем ИНН и КПП (кода причины постановки на учет).
     _____
     *1 Здесь и далее формы приводятся в соответствии с Приложениями к приказу МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.
     
     Если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций, она представляет документы согласно перечню, приведенному в абзаце третьем п. 2.1.1.2 Положения. При этом заявление о постановке на учет должно быть заполнено от имени иностранной организации, а следовательно, свидетельство о постановке на учет по форме 2401ИМД оформляется на саму иностранную организацию.
     
     В соответствии с нормами п. 2 приказа МНС России от 28.07.2003 N БГ-3-09/426 "Об учете иностранных организаций в налоговых органах" налоговые органы осуществляют с 1 октября 2003 года постановку на учет иностранных организаций с применением справочника "Коды иностранных организаций" (далее - Справочник КИО).
     
     Код иностранной организации, входящий в структуру ИНН, сформированного с применением Справочника КИО, предназначен для идентификации иностранной организации и имеет единое значение для всех случаев ее постановки на учет в каждом конкретном месте осуществления деятельности на территории Российской Федерации.
     
     Поскольку ИНН, сформированный с применением Справочника КИО, содержит информацию, позволяющую идентифицировать саму иностранную организацию, то однозначно идентифицировать в Российской Федерации каждое ее отделение (независимо от их количества) можно только в сочетании ИНН и КПП.
     
     Учитывая наличие свидетельства о внесении Государственной регистрационной палатой при Минюсте России в сводный Государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний представительства иностранной организации в г. Москве и отделения этой же организации в г. Санкт-Петербурге, очевидно, что речь в вышеприведенной ситуации идет об иностранной организации, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через аккредитованные ею отделения (обособленные подразделения), местом нахождения которых являются г. Москва и г. Санкт-Петербург.
     
     Таким образом, можно сделать вывод, что представительству иностранной организации в г. Москве и ее отделению в г. Санкт-Петербурге единый ИНН присвоен обоснованно и действия налоговых органов в г. Москве и г. Санкт-Петербурге правомерны.
     

Возможность регистрации организации при непредставлении справки о регистрации организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации

     
     Иностранная корпорация, страна инкорпорации которой - Республика Панама, намерена открыть счет в рублях в коммерческом банке в г. Москве. Для этого корпорация должна представить в налоговый орган заявление по форме 2005ИМ и справку налогового органа Республики Панамы в произвольной форме о регистрации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика. Однако инкорпорация не может представить справку налогового органа Республики Панамы, так как Республика Панама является оффшорной зоной и организации, ведущие деятельность за пределами Республики и получающие доход из иностранных источников, не подлежат налогообложению и постановке на учет в Республике Панаме.
     
     Могут ли налоговые органы Российской Федерации при непредставлении вышеназванной справки из налогового органа Республики Панамы отказать иностранной корпорации в учете по месту нахождения банка при открытии в этом банке счета?
     
     В соответствии с п. 3.1 Положения при открытии счета иностранная организация должна представить справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).
     
     Если иностранная организация, зарегистрированная в оффшорной зоне, не может представить в налоговый орган Российской Федерации требуемую Положением справку, то такая организация должна представить справку из налогового органа иностранного государства об отсутствии ее регистрации в налоговых целях либо о том, что данная организация не состоит на налоговом учете и у нее отсутствует номер налогоплательщика.
     
     Вышеуказанные документы представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
     
     Таким образом, непредставление иностранной организацией, зарегистрированной в оффшорной зоне, вышеназванных документов может послужить отказом налогового органа в постановке организации на учет по месту постановки на учет банка, в котором эта организация намерена открыть счет в Российской Федерации. При этом налоговая инспекция не может присвоить корпорации код иностранной организации и КПП. Соответственно по этой причине иностранной корпорации не может быть выдано свидетельство об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ.
     

Присвоение ИНН консульскому учреждению

     
     В п. 1.1 Положения приведен перечень иностранных организаций, которые при наличии оснований, предусмотренных настоящим Положением, подлежат учету в налоговых органах.
     
     В соответствии с нормами п. 1.2 Положения дипломатические представительства подлежат постановке на учет в налоговых органах с присвоением ИНН и указанием КПП.
     
     Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет дипломатических представительств в течение пяти дней со дня подачи ими заявления о постановке на учет с приложением всех необходимых документов, предусмотренных Положением.
     
     Если представлен неполный комплект документов или документы оформлены ненадлежащим образом, заявитель должен быть об этом проинформирован налоговым органом в течение пяти дней со дня поступления документов.
     
     Согласно п. 2.2 Положения при постановке на учет дипломатические представительства направляют в налоговый орган следующие документы:
     
     - заявление о постановке на учет по форме 2003Д;
     
     - документы, подтверждающие соответствующий статус представительства, - для представительств иных, чем посольства и консульства.
     
     При постановке на учет налоговый орган выдает дипломатическому представительству свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.
     
     Консульское учреждение открывается представляемым государством на территории государства пребывания для осуществления консульских функций от имени представляемого государства в пределах соответствующего консульского округа.
     
     Консульский округ означает район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций (например, г. Санкт-Петербург).
     
     Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются по соглашению между представляемым государством и государством пребывания.
     
     Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться представляемым государством с согласия государства пребывания.
     
     В зависимости от класса консульские учреждения подразделяются на генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.
     

     Генеральное консульство или консульство может открыть с согласия государства пребывания вице-консульство или консульское агентство не в том населенном пункте, где оно само находится.
     
     Согласие государства пребывания необходимо также для открытия канцелярии, составляющей часть существующего консульского учреждения, вне местонахождения последнего.
     
     Таким образом, при открытии генеральным консульством (либо консульством) представляемого государства вице-консульства, консульского агентства либо канцелярии на территории другого субъекта Российской Федерации последние являются отделениями консульского учреждения представляемого государства. При расширении границ консульского округа за счет включения в его состав других территорий наименование консульского учреждения не меняется.
     
     Например, Генеральное консульство КНР расширило границы консульского округа (ранее - территория г. Санкт-Петербурга) за счет включения в его состав территории Хабаровского края либо открыло вице-консульство в г. Хабаровске.
     
     В этих случаях Генеральному консульству КНР должен быть присвоен один ИНН, единый на всей территории Российской Федерации. В связи с этим в Справочнике КИО в сведениях о на-именовании иностранной организации "Генеральное консульство Китайской Народной Республики" не должно быть ссылки на наименование города, на территории которого находится вышеуказанная иностранная организация (например, "в г. Санкт-Петербурге" либо "в г. Хабаровске" и т.д.). Данные иностранные организации осуществляют деятельность на территории Российской Федерации через свои отделения.
     
     Консульские функции могут также выполняться дипломатическими представительствами, в составе которых для этих целей могут создаваться консульские отделы.