Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правила исчисления и выплаты в 2005 году пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам (обзор документов)


Правила исчисления и выплаты в 2005 году пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам

(обзор документов)

Федеральный закон

от 29.12.2004 N 202-ФЗ

"О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год"


Извлечения

     
     <...> Статья 8
     
     1. Установить, что в 2005 году до принятия федерального закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда.
     
     2. Установить, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 12 480 рублей.
     
     3. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов. <...>
     

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации

    
Извлечения

     
     <...> Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией
     
     1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: <...>
     
     48.1) расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника в соответствии с законодательством Российской Федерации в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности;
     
     (пп. 48.1 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ)
     
     48.2) платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности. Указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает размера пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом совокупная сумма этих платежей (взносов) работодателей и взносов, указанных в абзаце десятом пункта 16 статьи 255 настоящего Кодекса, включается в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда;
     
     (пп. 48.2 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ) <...>
     

Федеральный закон

от 16.07.1999 N 165-ФЗ

"Об основах обязательного социального страхования"

Извлечения

     
     <...> Статья 6. Субъекты обязательного социального страхования
     
     1. Субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
     
     2. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
     
     Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
     
     (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 190-ФЗ, от 05.03.2004 N 10-ФЗ)
     
     Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
     
     Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. <...>
     
     Статья 7. Виды социальных страховых рисков. Страховые случаи
     
     1. Видами социальных страховых рисков являются:
     
     1) необходимость получения медицинской помощи;
     
     2) временная нетрудоспособность;
     
     3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
     
     4) материнство;
     
     5) инвалидность;
     
     6) наступление старости;
     
     7) потеря кормильца;
     
     8) признание безработным;
     
     9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
     
     2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. <...>
     
     Статья 12. Права и обязанности страхователей
     
     <...> 2. Страхователи обязаны:
     
     <...> 6) выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
     
     (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ)<...>
          

Федеральный закон

от 31.12.2002 N 190-ФЗ

"Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"
    

Извлечения

     
     <...> Статья 2. Порядок исчисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию отдельным категориям застрахованных
     
     Гражданам, работающим по трудовым договорам (далее - работники), заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога (далее - работодатели), пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет следующих источников:
     
     - средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
     
     - средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
     
     Исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата работникам, указанным в части первой настоящей статьи, осуществляются в соответствии с общими правилами, установленными нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию.
     
     Выплата иных видов пособий по обязательному социальному страхованию работникам, указанным в части первой настоящей статьи, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
     
     Лица, перечисленные в части третьей статьи 3 настоящего Федерального закона, приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение шести месяцев. <...>
     

Федеральный закон

от 19.05.1995 N 81-ФЗ

"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"

Извлечения

     
     <...> Статья 8. Размер пособия по беременности и родам
     
     Пособие по беременности и родам устанавливается в размере:
     
     среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Порядок исчисления среднего заработка (дохода) устанавливается Правительством Российской Федерации;
     
     (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) <...>
     

Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации

от 12.01.2005 N 02-18/07-81

"Об исчислении пособий по беременности и родам"*

     
     В связи с поступающими обращениями по вопросу применения с 1 января 2005 года статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122) сообщаем, что согласно разъяснению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.12.2004 N 1608-ВС до принятия соответствующих законодательных актов пособие по беременности и родам выплачивается в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа с учетом установленного максимального размера пособия.
     
Председатель Фонда социального страхования  
Российской Федерации
Л.Н. Рау
     

Приложение
к письму Фонда социального страхования РФ
от 12.01.05 N 02-18/07-81

    
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

от 16.12.04 N 1608-ВС

     
     Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрело обращение Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросу определения размера пособия по беременности и родам с 1 января 2005 года. Сообщаем следующее.
     
     Статьей 53 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в том числе в статью 8 Закона.
     
     Норма абзаца второго статьи 8 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) предусматривает, что с 1 января 2005 года пособие по беременности и родам будет выплачиваться в размере среднего заработка (дохода) за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа. Таким образом, с 1 января 2005 года вводятся ограничения размера пособия по беременности и родам в зависимости от стажа работы, однако непосредственно в законе они не конкретизируются.
     
     Следует отметить, что в настоящее время законодательство, регулирующее обязательное социальное страхование в части учета непрерывного стажа работы для определения размера пособия по беременности и родам, отсутствует, иные применяемые нормативные правовые акты об обязательном социальном страховании не содержат норм об учете продолжительности непрерывного трудового стажа для предоставления пособия по беременности и родам.
     
     В связи с изложенным до принятия соответствующих законодательных актов размер пособия по беременности и родам следует определять в соответствии с установленным порядком, то есть выплачивать пособие по беременности и родам в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа, с учетом установленного максимального размера пособия.
     
Заместитель министра здравоохранения и социального развития  
Российской Федерации
В.И. Стародубов
     

Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации

от 18.01.2005 N 02-18/07-306

"О статьях 7 и 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год"

     
     Фонд социального страхования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации информирует о том, что 29 декабря 2004 года принят Федеральный закон N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2004 г. N 292). В связи с этим сообщаем.
     
     1. Согласно статье 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ на 2005 год сохранен действующий в 2004 году порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, установленный статьей 8 Федерального закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год".
     
     Кроме того, частью первой статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ установлено, что в 2005 году до принятия федерального закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному за первые два дня нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда.
     
     Просим обратить внимание на то, что в соответствии с названной статьей Закона работодателем выплачивается пособие за первые два дня временной нетрудоспособности из собственных средств только в случае заболевания или полученной травмы самого работника. Пособие по временной нетрудоспособности в этих случаях исчисляется за весь период нетрудоспособности по общеустановленным правилам. При этом начисленная таким образом сумма пособия выплачивается из двух источников: за рабочие дни (часы), приходящиеся на первые два дня нетрудоспособности, - за счет средств работодателя, а за рабочие дни (часы) начиная с третьего дня нетрудоспособности - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. В таком же порядке выплачивается пособие по временной нетрудоспособности при бытовой травме.
     
     В связи с тем, что согласно статье 17 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ Закон вступает в силу с 1 января 2005 года, часть первая статьи 8 данного Федерального закона применяется к страховым случаям, наступившим с 1 января 2005 года. Таким образом, если временная нетрудоспособность вследствие заболевания или травмы наступила у застрахованного в 2004 году и продолжается в 2005 году, выплата пособия по временной нетрудоспособности производится ему с первого дня нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
     

     Что касается пособий по временной нетрудоспособности в связи с необходимостью ухода за заболевшим членом семьи или ребенком, при карантине, если работник был отстранен от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружающих его, и других случаях, определенных нормативными актами и не являющихся заболеваниями, а также в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, отпуском по беременности и родам, то пособие выплачивается с 1 дня наступления страхового случая за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
     
     Следует также обратить внимание, что порядок финансирования пособий по временной нетрудоспособности гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ не изменяется.
     
     Одновременно информируем, что Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ внесены изменения в пункт 1 статьи 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в части, касающейся учета расходов работодателей по выплате пособий по временной нетрудоспособности за первые два дня нетрудоспособности при уплате налога на прибыль (подпункты 48.1 и 48.2 пункта 1 статьи 264).
     
     2. Согласно части второй статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ с 1 января 2005 года максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 12 480 рублей.
     
     В соответствии с изложенным и согласно статье 17 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам по страховым случаям, наступившим 1 января 2005 года и позднее, за полный календарный месяц не может превышать 12 480 рублей.
     
     В связи с тем, что максимальная величина дневного (часового) пособия определяется в каждом месяце нетрудоспособности (письмо Фонда от 18.02.2002 N 02-18/05/1136), то по страховым случаям, наступившим в 2004 году и продолжающимся в 2005 году, выплата пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам по 31 декабря 2004 года должна производиться с учетом ограничения пособия максимальным размером пособия в сумме 11 700 рублей, а с 1 января 2005 года - в сумме 12 480 рублей.
     
     Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяется районный коэффициент к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам определяется с учетом этих коэффициентов.
     

Заместитель председателя Фонда социального страхования  
Российской Федерации

Л.Н. Рау

     

Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации

от 27.01.2005 N 02-18/07-594

"О минимальном размере оплаты труда при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам"

     
     В связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" Фонд социального страхования Российской Федерации сообщает.
     
     Статьей 1 вышеназванного Закона внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", в соответствии с которыми с 1 января 2005 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 720 рублей в месяц, с 1 сентября 2005 года - в сумме 800 рублей в месяц, с 1 мая 2006 года - в сумме 1100 рублей.
     
     В связи с этим по страховым случаям, наступившим с 1 января 2005 года, часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, не должна превышать за полный календарный месяц 720 рублей, и соответственно с 1 сентября 2005 года - 800 рублей в месяц, с 1 мая 2006 года - 1100 рублей в месяц.
     
Заместитель председателя Фонда социального страхования  
Российской Федерации
Л.Н. Рау
     

Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации

от 15.02.2005 N 02-18/07-1243

     
     Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для использования в практической работе ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по применению пункта первого статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год".
     
Заместитель председателя Фонда социального страхования  
Российской Федерации

Л.Н. Рау
     

Приложение

     

Ответы на вопросы по применению пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год"

     
     1. Вопрос. В календарных или рабочих днях определяется период нетрудоспособности, оплачиваемой за счет средств работодателя?
     
     Ответ.
     
     Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" установлено, что в 2005 году до принятия федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти" пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному за первые два дня нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда.
     
     Из содержания статьи 8 вышеназванного Закона следует, что за первые два дня заболевания работника или травмы (по пути на работу или с работы, при бытовой травме), полученной им, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет работодателя, то есть речь идет об оплате первых двух дней нетрудоспособности. Согласно действующим нормативным правовым актам период нетрудоспособности определяется в календарных днях, а пособие выдается за фактически пропущенные рабочие дни (часы) в периоде нетрудоспособности, предусмотренные графиком работы. Из изложенного следует, что оплате за счет средств работодателя подлежат рабочие дни (часы), предусмотренные графиком работы и пропущенные работником вследствие заболевания (травмы), приходящиеся на первые два календарных дня нетрудоспособности.
     
     Например, заболел работник в пятницу. При этом пятница по графику работы для него является рабочим днем, суббота - выходной день. В этом случае за счет средств работодателя подлежит оплате только один день - пятница.
     
     2. Вопрос. Как определить период нетрудоспособности, оплачиваемой за счет средств работодателя, для работников с почасовой оплатой при сменном режиме работы?
     
     Ответ.
     
     Если в организации установлен суммированный учет рабочего времени (например, дежурства в течение 24 часов через трое суток), за счет работодателя подлежат оплате часы, предусмотренные графиком работы и пропущенные работником за первые два календарных дня нетрудоспособности. Например, временная нетрудоспособность у Леоновой Т.М. наступила 27 января 2005 года и продолжалась до 15 февраля 2005 года. Графиком работы были предусмотрены дежурства Леоновой 28 января, 1 февраля, 5 февраля и т.д. Исчисленный в общеустановленном порядке размер часового пособия составил 50 рублей. В данном примере за 27-28 января, то есть за первые два дня нетрудоспособности, пособие должно быть оплачено за счет средств работодателя, а с 29 января до окончания нетрудоспособности - за счет средств обязательного социального страхования. Согласно графику работы 27 января - нерабочий день, 28 января у Леоновой было предусмотрено дежурство продолжительностью с 8 часов утра 28 января до 8 часов утра 29 января.  В этой ситуации за счет средств работодателя оплачиваются пропущенные в периоде нетрудоспособности часы рабочего времени с 8 часов утра до 24 часов 28 января, то есть за 16 часов, а за счет средств обязательного социального страхования за 8 часов, пропущенных 29 января (третий день нетрудоспособности с 0 часов до 8 утра), и за последующие дежурства, пропущенные в связи с нетрудоспособностью.
     

     3. Вопрос. Применяется или нет пункт 14 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, при оплате листка нетрудоспособности вследствие бытовой травмы в 2005 году?
     
     Ответ.
     
     До 2005 года период выплаты пособия при бытовой травме зависел от причины ее наступления. Так, в соответствии с пунктом 14 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6, при бытовой травме пособие выдавалось с шестого дня нетрудоспособности, а при бытовой травме, полученной в результате стихийного бедствия либо анатомического дефекта пострадавшего, - с первого дня нетрудоспособности.
     
     Согласно статье 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ травмы (по пути на работу и с работы, бытовая травма), полученные работником, подлежат оплате с первого дня нетрудоспособности. Из содержания вышеназванной статьи следует, что бытовая травма, независимо от причины ее получения, подлежит оплате с первого дня нетрудоспособности. При этом первые два дня нетрудоспособности выплачиваются за счет средств работодателя, с 3 дня нетрудоспособности - за счет средств Фонда. Таким образом, пункт 14 Положения, как противоречащий законодательству Российской Федерации, в частности статье 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ, с 1 января 2005 года применять не следует.
     
     4. Вопрос. За счет каких средств выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности?
     
     Ответ.
     
     Выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности за периоды, предусмотренные пунктом 16 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, производится полностью за счет средств обязательного социального страхования, поскольку проводимая вышеназванная операция не является заболеванием.
     
     5. Вопрос. Каким образом заполняется оборотная статья листка нетрудоспособности в 2005 году в связи с новым источником выплаты пособий по временной нетрудоспособности?
     
     Ответ.
     
     Порядок оформления оборотной стороны листка нетрудоспособности в связи с изменением порядка финансирования пособий по временной нетрудоспособности не изменился. В разделе "причитается пособие" заполняется период нетрудоспособности, пропущенные рабочие дни (часы), подлежащие оплате за счет средств обязательного социального страхования. При этом в указанном разделе допускается запись произвольной формы об оплате пропущенных дней (часов) за счет средств работодателя. В случае необходимости расчет пособия можно производить на отдельном листе и прикреплять к листку нетрудоспособности.
     
     6. Вопрос. Начисляются ли страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму пособия, оплачиваемую работодателем за первые два дня нетрудоспособности?
     
     Ответ.
     
     В соответствии с пунктом 2 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются на пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бюджетов всех уровней.
     
     Согласно статьям 6, 12 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе и за счет собственных средств.
     
     Оплата пособия работодателем за первые два нетрудоспособности в случае заболевания, травмы работника производится на основании части первой статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ. При этом также следует иметь в виду, что пособие по временной нетрудоспособности, как вид страхового обеспечения, независимо от источников его выплаты, не является заработной платой (доходом) застрахованного.
     
     В связи с изложенным страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму пособия, выплачиваемую работодателем в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ, начисляться не должны.
     
     7. Вопрос. Начисляется или нет единый социальный налог (ЕСН) на сумму пособия, оплачиваемую работодателем за первые два дня нетрудоспособности?
     
     Ответ.
     
     Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 238 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе и пособия по временной нетрудоспособности, не подлежат налогообложению. В связи с этим на сумму пособия, оплачиваемую работодателем за первые два дня нетрудоспособности, единый социальный налог не начисляется.
     
     8. Вопрос. Применяется ли п. 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ при выплате пособий по временной нетрудоспособности в организациях, применяющих специальные налоговые режимы?
     
     Ответ.
     
     Порядок финансирования пособий по временной нетрудоспособности гражданам, работающим в организациях, применяющих специальные налоговые режимы, установленный Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", не изменился.
     
     В связи с этим лицам, работающим в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются из прежних источников и в том же порядке, который определен Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ. Следовательно, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ при выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы в указанных организациях не применяется.
     
     9. Вопрос. Где отражаются расходы, произведенные за счет средств работодателя на выплату пособия за первые два дня нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы работника?
     
     Ответ.
     
     Согласно письму Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации от 04.02.2005 N 02-14-10/141 расходы, произведенные работодателями бюджетных организаций на выплату пособий за первые два дня нетрудоспособности в случае заболевания работника либо получения им травмы, следует относить на подстатью 211 "Заработная плата" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
     
     В организациях, осуществляющих свою деятельность не за счет бюджетных средств (предпринимательская деятельность), согласно пункту 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации средства, израсходованные работодателем на выплату пособий за первые два дня нетрудоспособности в случае заболевания работника либо получения им травмы, относятся на "Прочие расходы", связанные с производством и (или) реализацией, чем уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (подпункты 48.1, 48.2).