Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Проведение повторной выездной налоговой проверки


Проведение повторной выездной налоговой проверки


И.И. Белова
     
     Вышестоящий налоговый орган назначил повторную выездную налоговую проверку с участием сотрудника этого налогового органа, ранее проводившего в этой организации выездную налоговую проверку (проверяемый период совпадает). Имеет ли право вышестоящий налоговый орган в таком случае назначать повторную проверку?
     
     Согласно ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случая, если такая проверка проводится, в частности, вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
     
     Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа осуществляется вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа.
     
     Статьей 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
     
     Таким образом, участие в выездной налоговой проверке сотрудника вышестоящего налогового органа не ограничивает право вышестоящего налогового органа на проведение повторной выездной налоговой проверки.
     

Дата представления налоговой декларации

     
     На почтовом отправлении налогоплательщика имеются два разных оттиска штампа, указывающих две разные даты: 25.12.2003 (дата отправки налогоплательщиком декларации, сданной оператору почтовой связи) и 28.12.2003 (дата отправки декларации оператором почтовой связи). Какую из двух дат, указанных на отправлении налогоплательщика, следует считать датой представления налоговой декларации по почте в соответствии со ст. 80 НК РФ?
     
     Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
     
     При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
     
     Согласно ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
     
     На основании ст. 2 Закона N 176-ФЗ операторами почтовой связи признаются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи.
     
     Статьей 17 Закона N 176-ФЗ предусмотрено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с вышеуказанным Законом. Лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
     
     Таким образом, операторами почтовой связи являются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на оказание услуг почтовой связи.
     
     К почтовому отправлению согласно п. 2 раздела I Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 N 725, относятся письменная корреспонденция, посылка, прямой контейнер.
     
     Заказное почтовое отправление - это почтовое отправление, принимаемое без оценки стоимости вложения с выдачей отправителю квитанции и вручаемое адресату под расписку.
     
     Приказом Минфина России от 29.12.2000 N 124н "Об утверждении бланков строгой отчетности" утвержден в качестве документа строгой отчетности бланк квитанции в приеме почтовых отправлений (форма N 1).
     
     Учитывая вышеизложенное, датой представления налоговой декларации по почте заказным письмом применительно к рассматриваемой ситуации считается 25.12.2003 - дата отправки налогоплательщиком почтового отправления с описью вложения, сданного оператору почтовой связи, имеющему лицензию на осуществление данного вида деятельности.
     

Привлечение к налоговой ответственности налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы

     
     Правомерно ли привлечение к налоговой ответственности налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы?
     
     В соответствии со ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     
     Согласно п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     
     Пунктом 3 ст. 18 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлено, что актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена предусмотренной ст. 19-21 вышеуказанного Закона совокупнос-ти налогов и сборов одним налогом.
     
     Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Главой 26.1 НК РФ установлена система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), применяемая наряду с общим режимом налогообложения и предусматривающая, что переход на уплату единого сельскохозяйственного налога заменяет уплату соответствующей совокупности налогов уплатой единого сельскохозяйственного налога.
     
     Главой 26.2 НК РФ установлена упрощенная система налогообложения, применяемая наряду с общим режимом налогообложения. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты соответствующей совокупности налогов уплатой единого налога.
     
     Главой 26.3 НК РФ установлена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вводимая в действие законами субъектов Российской Федерации, предусматривающая замену уплаты соответствующей совокупности налогов уплатой единого налога.
     
     Таким образом, вышеуказанными главами НК РФ установлены специальные налоговые режимы (системы налогообложения), которыми введен особый порядок исчисления и уплаты единого налога, предусматривающий замену уплаты соответствующей совокупности налогов. Вышеуказанными главами НК РФ также определены виды налогов, заменяемые соответствующим единым налогом, налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты соответствующих единых налогов.
     
     Учитывая вышеизложенное, на отношения, связанные с установлением специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, предусматривающий замену уплаты соответствующей совокупности налогов уплатой единого налога, а также связанные с применением специальных налоговых режимов (систем налогообложения), НК РФ распространяется в полной мере, включая положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, в том числе и об ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса.
     

Уплата налога на игорный бизнес с установленного в магазине игрового автомата с выигрышем в виде мягкой игрушки

     
     Должен ли уплачиваться налог на игорный бизнес с установленного в магазине игрового автомата с выигрышем в виде мягкой игрушки?
     
     В соответствии со ст. 365 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие редпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 366 НК РФ установлено, что объектами игорного бизнеса, подлежащими налогообложению в соответствии с главой 29 настоящего Кодекса, являются в том числе игровые автоматы.
     
     Согласно ст. 364 НК РФ под игровым автоматом понимается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в вышеуказанных играх представителей организатора игорного заведения, а под азартной игрой - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения по правилам, установленным организатором игорного заведения.
     
     Учитывая вышеизложенное, игровые автоматы с выигрышем в виде мягкой игрушки являются объектом игорного бизнеса и, соответственно, подлежат обложению налогом на игорный бизнес.
     

Получение организацией разрешения на нанесение штрихкода на региональные специальные марки

     
     В каком порядке осуществляется получение организацией разрешения на нанесение штрихкода на региональные специальные марки?
     
     В соответствии с Порядком нанесения штрихкода на региональные специальные марки, утвержденным приказом МНС России от 09.03.2004 N БГ-3-07/188@, для нанесения штрихкода на марки организация направляет в Управление (межрайонную инспекцию) МНС России по месту нахождения акцизного склада по телекоммуникационным каналам связи, оснащенным средствами криптографической защиты информации, заявку о выдаче разрешения на нанесение штрихкода. В заявке указываются:
     
     - номер и дата подачи заявки;
     
     - наименование, адрес места нахождения, ИНН, КПП организации - производителя алкогольной продукции;
     
     - наименование, адрес места нахождения, ИНН, КПП организации - заявителя, поставляющей продукцию в розничную торговлю;
     
     - наименование, адрес места нахождения, ИНН, КПП организации, поставившей данную партию алкогольной продукции заявителю;
     
     - наименование алкогольной продукции;
     
     - крепость алкогольной продукции и емкость тары, в которую разлита алкогольная продукция;
     
     - количество бутылок с алкогольной продукцией, подлежащей маркировке;
     
     - номер и дата выдачи удостоверения о государственной регистрации алкогольной продукции;
     
     - код органа сертификации;
     
     - номер и дата выдачи сертификата соответствия, срок его действия;
     
     - код региона и серия федеральной специальной марки;
     
     - номер и дата выдачи уполномоченным органом субъекта Российской Федерации удостоверения (справки) о проверке качества и безопасности алкогольной продукции.
     
     Управление (межрайонная инспекция) МНС России принимает заявку при условии, что она подписана электронной цифровой подписью, в заявке полностью указана информация, соответствующая п. 5 настоящего Порядка, на подлежащую маркировке партию алкогольной продукции имеется положительное заключение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по результатам проверки ее качества и безопасности.
     

Получение сведений из Единого государственного реестра в отношении контрагента

     
     Можно ли организации получить в территориальном налоговом органе сведения из Единого государственного реестра в отношении контрагента?
     
     Обязанность предоставления регистрирующими органами содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) сведений по запросу любого юридического или физического лица определена постановлениями Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" и от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439".
     
     Согласно приказу МНС России от 16.02.2004 N БГ-3-25/123 "О типовой структуре и перечне направлений деятельности структурных подразделений Управления МНС России по субъекту Российской Федерации с предельной численностью свыше 200 единиц" в перечень функций, обязательных для исполнения всеми УМНС России по субъектам Российской Федерации, входит предоставление информации по запросам пользователей ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
     
     Таким образом, УМНС России по субъектам Российской Федерации обязаны предоставлять по поступившим в их адрес запросам пользователей информацию, содержащуюся в региональных базах данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в виде выписок из государственных реестров, справок об отсутствии запрашиваемой информации (в случае отсутствия в региональных базах данных государственных реестров сведений о конкретном хозяйствующем субъекте).
     
     Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений по запросу не должен превышать 5 дней с момента его получения УМНС России.
     

Возможность использования факсимиле подписи руководителя налогового органа

     
     Правомерно ли использование факсимиле подписи руководителя налогового органа в требовании об уплате налога и сбора?
     
     Согласно п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифрового либо иного аналога собственноручной подписи предусмотрено ГК РФ лишь при совершении сделок. Однако ГК РФ установил, что факсимильная  подпись допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
     
     Учитывая, что действующим законодательством использование факсимильного воспроизведения подписи налоговыми органами не предусмотрено, использование в требовании об уплате налога и сбора факсимиле подписи должностного лица налогового органа неправомерно.
     

Ограничения на применение бланков деклараций, изготовленных не типографским способом

     
     Установлены ли налоговым законодательством какие-либо ограничения по применению налогоплательщиками, представляющими налоговые декларации, бланков, изготовленных не типографским способом?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
     
     Согласно разделу 2 Единых требований к формированию и формализации налоговых деклараций, утвержденных приказом МНС России от 01.09.2003 N БГ-3-06/484, бланки деклараций должны удовлетворять Требованиям, предъявляемым к бланкам налоговых документов на бумажных носителях, представленным в приложении N 4 к Единым требованиям (далее - Приложение N 4).
     
     В соответствии с Приложением N 4 все бланки должны быть напечатаны на бумаге, удовлетворяющей следующим требованиям:
     
     - формат А4 (установлен ГОСТ 2.301-68);
     
     - цвет бумаги, близкий к белому (желательно белизной не менее 95 %);
     
     - плотность не менее 70-80 г/м2 (желательно 80 г/м2).
     
     Печать элементов бланков выполняется черным цветом.
     
     При этом бланки деклараций должны быть представлены в форме, доступной для сканирования.
     
     Таким образом, НК РФ не устанавливает ограничений в отношении применения налогоплательщиком бланков, изготовленных не типографским способом.
     

Истребование документов у налогоплательщика при проведении проверки

     
     В каком порядке осуществляется истребование документов у налогоплательщика при проведении налоговой проверки?
     
     При проведении камеральной или выездной налоговой проверки должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы, направив ему соответствующее требование о представлении документов.
     
     Документы в виде заверенных должным образом копий должны быть направлены либо выданы налоговому органу в пятидневный срок.
     
     Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
     
     Постановлением Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении ответственности к налоговым агентам согласно п. 1 ст. 126 НК РФ необходимо исходить из того, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе.
     
     В случае отказа лица, обязанного представить необходимые для проверки документы, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
     

Налоговая ответственность

     
     Правомерно ли привлечение организации к налоговой ответственности согласно п. 2 ст. 120 НК РФ за неправильное отражение торговой наценки по столовой в бухгалтерском учете предприятия одними и теми же проводками в течение нескольких лет?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 15 000 руб.
     
     При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей вышеуказанной статьи НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
     
     Учитывая, что налоговым органом выявлено одно нарушение правил учета, такое нарушение не может быть признано систематическим неправильным отражением на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций.
     
     Таким образом, неправильное отражение налогоплательщиком в бухгалтерском учете одной и той же операции (одними и теми же проводками) в течение календарного года и более не влечет налоговой ответственности согласно ст. 120 НК РФ. Следовательно, привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика в данном случае неправомерно.
     

Проведение камеральной налоговой проверки

     
     Какие документы может истребовать при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган: любые документы, относящиеся к хозяйственной деятельности налогоплательщика, или же только документы, относящиеся к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных декларациях и иных документах?
     
     Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
     
     На основании п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
     
     Статьей 88 НК РФ предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
     
     Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
     
     Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
     
     При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
     
     Учитывая сущность камеральных проверок, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика, - он может истребовать только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным ошибкам в декларации и иным документам. Иное означало бы фактическое осуществление налоговым органом выездной налоговой проверки.