Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль

     
     И.Н. Сбитнева,
советник налоговой службы II ранга
     
     Каков порядок представления отчетности по совместной деятельности?
     
     Согласно ст. 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
     
     При этом п. 1, 2 ст. 1043 ГК РФ установлено, что внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью. Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.
     
     В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) доходы, распределяемые в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, в соответствии с п. 9 ст. 250 настоящего Кодекса признаются внереализационными доходами, учитываемыми в порядке, предусмотренном ст. 278 НК РФ, в которой указано, что участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов, обязан ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, сообщать каждому участнику этого товарищества о суммах причитающихся (распределяемых) ему доходов.
     
     В соответствии со ст. 19 и п. 1 ст. 289 НК РФ участниками совместной деятельности представляется в общеустановленном порядке налоговая декларация по налогу на прибыль по истечении каждого отчетного и налогового периода, в которой в составе внереализационных доходов будут учтены доходы и от совместной деятельности.
     
М.М. Щербинина,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Предприятием сферы материального производства приобретен в 2001 году легковой автомобиль, используемый в производственных целях, а именно: для координации производственного процесса, для перевозки производственного персонала и т.д. Предоставлялась ли в этом случае льгота по налогу на прибыль, предусмотренная подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"? Должно ли было предприятие при применении вышеуказанной льготы по налогу на прибыль представлять в налоговые органы документы, подтверждающие постановку на учет легкового автомобиля?
     
     Подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (утратил силу с 01.01.2002, за исключением отдельных положений) было предусмотрено, что при исчислении налога на прибыль налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остававшейся в распоряжении предприятия, уменьшалась на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     

     Эта льгота предоставлялась вышеуказанным предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     Учитывая вышеизложенное, если предприятие сферы материального производства приобрело легковой автомобиль (вне зависимости от марки), используемый в производственных целях (в том числе для управления производством), то оно было вправе воспользоваться вышеуказанной льготой по налогу на прибыль при условии выполнения всех условий ее предоставления. При этом следует иметь в виду, что представление документов, подтверждающих постановку на учет этого автомобиля в органах ГАИ, при применении вышеназванной льготы действовавшим законодательством не было предусмотрено.
     

О налоге на добавленную стоимость

О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от обложения этим налогом. В какой пропорции следует рассчитывать НДС, принимаемый к вычету?
     
     Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении операций, как облагаемых НДС, так и освобождаемых от обложения этим налогом, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости вышеуказанных товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат обложению НДС (освобождению от налогообложения). Данная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. При этом в расчете такой пропорции для обеспечения сопоставимости показателей стоимость товаров и услуг, облагаемых НДС, следует учитывать без НДС.
     
Е.Н. Вихляева,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация приобретает у индивидуальных предпринимателей товары, расчеты за которые осуществляются наличными денежными средствами. При этом индивидуальные предприниматели выдают кассовые чеки и накладные, в которых суммы НДС не выделены. В дальнейшем приобретенные товары реализуются работникам организации.
     
     Подлежит ли обложению НДС такая реализация товаров? Вправе ли организация принять к вычету суммы НДС, уплаченные индивидуальным предпринимателям при приобретении товаров, если эти суммы налога в кассовых чеках и накладных не выделены?
     
     Как следует из вопроса, организация является плательщиком НДС.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС. Поэтому операции по реализации работникам организации товаров, приобретенных за наличный расчет у индивидуальных предпринимателей, подлежат обложению НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС по товарам, приобретаемым налогоплательщиками для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм этого налога. Поэтому по товарам, приобретенным налогоплательщиком в розничной торговле за наличный расчет, вычет НДС возможен при наличии счетов-фактур на эти товары и кассовых чеков, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой. При наличии у организации по приобретенным у индивидуальных предпринимателей товарам только кассовых чеков и накладных, в которых сумма НДС отдельной строкой не выделена, вычеты НДС не производятся.
     
     В соответствии со ст. 419 Таможенного кодекса Российской Федерации организация, являющаяся владельцем таможенного склада, на основании договоров безвозмездного пользования помещениями предоставляет таможенным органам необходимые служебные помещения для размещения таможенных постов. Помещения таможенного склада и служебных помещений таможенных постов предоставляются организации сторонней организацией на основании договора аренды.
     
     Подлежит ли обложению НДС безвозмездное предоставление таможенным органам помещений для размещения таможенных постов? Принимаются ли к вычету суммы НДС, уплаченные сторонней организации при аренде помещений, которые предоставлены таможенным органам?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС. При этом в целях применения НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказанных услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) и соответственно является объектом обложения НДС.
     
     Таким образом, услуги по предоставлению таможенным органам помещений на безвозмездной основе, оказываемые организацией в рамках договора безвозмездного пользования, подлежат обложению НДС.
     
     Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные организацией, о которой идет речь в вопросе, арендодателю по услугам аренды, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
     
М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Подлежит ли освобождению от обложения НДС реализация услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях спортивно-оздоровительного комплекса?
     
     Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях. В связи с этим услуги по проведению тренерским составом спортивно-оздоровительного комплекса занятий с несовершеннолетними детьми НДС не облагаются.
     
О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Каков порядок обложения НДС услуг по сопровождению и охране грузов, оказываемых российскими налогоплательщиками?
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ, согласно которым место реализации услуг по сопровождению и охране грузов определяется по месту деятельности организаций, оказывающих такие услуги.
     
     В связи с тем что организации, оказывающие услуги по сопровождению и охране грузов, осуществляют деятельность на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации, местом реализации таких услуг будет признаваться территория Российской Федерации.
     
     Следовательно, услуги по сопровождению и охране грузов, осуществляемые российскими организациями, являются объектом обложения НДС на территории Российской Федерации.
     
     Размеры ставок НДС, применяемых при налогообложении, установлены ст. 164 НК РФ.
     
     Подпунктами 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что при реализации услуг по сопровождению (включая охрану) товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, а также помещенных под таможенный режим транзита, обложение НДС производится по налоговой ставке в размере 0 %. При этом для обоснования права на применение налоговой ставки в размере 0 % в отношении вышеуказанных услуг налогоплательщики должны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ.
     
     Обложение НДС услуг по сопровождению (включая охрану) грузов, не поименованных в подпунктах 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ, производится по налоговой ставке в размере 18 %.
     
И.И. Белова
     
     Подлежат ли освобождению от обложения НДС согласно подпункту 2 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации товаров, приобретенных общественной организацией инвалидов у третьих лиц?
     
     В соответствии с абзацем первым подпункта 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых организациями и учреждениями, перечисленными в подпункте 2 п. 3 ст. 149 настоящего Кодекса.
     
     Из вышеуказанной нормы НК РФ однозначно следует, что не подлежат налогообложению операции по реализации товаров (работ, услуг) организациями и учреждениями, осуществляющими реализацию производимых товаров, так как само по себе производство товаров не является объектом обложения НДС и освобождение от обложения этим налогом производства товаров отдельно от их реализации невозможно.
     
     Операции по реализации товаров, приобретенных вышеуказанными организациями у третьих лиц, не подпадают под действие вышеуказанной нормы НК РФ и, следовательно, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Вышеизложенное подтверждается также судебно-арбитражной практикой (см. постановления Президиума ВАС РФ от 15.05.2002 N 11432/01, от 27.08.2002 N 11351/01).
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Российская организация перепродает на экспорт запасные части для АЭС длительного производственного цикла. Изготовителем этих запасных частей является другая российская организация. Поставка товаров на экспорт осуществляется вне рамок какого-либо соглашения между Правительством РФ и правительством иностранного государства. Соглашением между организацией-экспортером и иностранным покупателем не предусмотрено выполнение организацией-экспортером каких-либо работ (услуг) с поставляемыми товарами. Может ли в этом случае организация-экспортер не уплачивать НДС при получении от иностранного покупателя авансовых платежей?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 162 НК РФ авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок экспортируемых товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, освобождаются от обложения НДС по перечню и в порядке, которые утверждаются Правительством РФ. Данные перечень и порядок утверждены постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 602.
     
     На основании вышеуказанного порядка при получении авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок экспортируемых товаров, коды которых установлены данным перечнем, от уплаты НДС освобождаются юридические лица, осуществляющие поставку на экспорт товаров собственного производства, а также товаров, производство которых финансируется организациями-экспортерами в рамках реализации соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств, предусматривающих помимо поставки на экспорт товаров выполнение комплекса работ (услуг) в отношении этих товаров. Освобождение авансовых платежей, полученных организациями-экспортерами, осуществляющими поставки на экспорт товаров не собственного производства в рамках контрактов, заключенных без соответствующих межправительственных соглашений, вышеуказанным порядком не предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, для освобождения от обложения НДС авансовых платежей, получаемых российской организацией-экспортером в счет предстоящих поставок на экспорт запасных частей не собственного производства, правовых оснований не имеется.
     
     Организация оказывает юридические и консультационные услуги, местом реализации которых территория Российской Федерации не является. Обязана ли организация выписывать счета-фактуры?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС, в том числе не подлежащих обложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, а также в иных случаях, определенных в установленном порядке. При этом положениями главы 21 НК РФ случаи выставления счетов-фактур при выполнении работ (оказании услуг), местом реализации которых территория Российской Федерации не является, не предусмотрены.
     
     Учитывая вышеизложенное, при оказании услуг, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, выставлять счета-фактуры нет необходимости.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     С.А. Колобов,

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Супруги приобрели в общую долевую собственность квартиру и оформили право собственности по 1/2 доли квартиры каждому супругу. Каким документом жене можно подтвердить расходы на приобретение своей доли квартиры для получения имущественного налогового вычета, если платежные документы оформлены только на мужа?
     
     Основанием для предоставления имущественного налогового вычета являются письменное заявление налогоплательщика и документы, подтверждающие право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком.
     
     При приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности либо согласно их письменным заявлениям (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).
     
     Если жилой объект был приобретен в общую долевую собственность обоими супругами, но при этом перечисление денежных средств в оплату стоимости жилья производилось только одним супругом, то для получения имущественного налогового вычета другому супругу при подаче декларации в налоговый орган необходимо также представить документ, подтверждающий уплату им денежных средств за свою долю квартиры. Таким документом может являться доверенность на внесение одним супругом денежных средств за другого в оплату стоимости квартиры, оформленная до момента внесения денег в установленной законодательством форме.
     
     Учреждением был заключен в 2001 году с организацией-застройщиком договор о долевом участии в строительстве жилого дома и на ее счет были перечислены денежные средства.
     
     В 2003 году по договорам уступки права требования квартиры были переданы работникам учреждения. В это же время работникам этого учреждения была выделена ссуда без выдачи наличных денежных средств. По заявлениям работников вышеуказанная ссуда в 2003 году была направлена в счет оплаты стоимости квартиры каждого работника. В документах о перечислении денежных средств приведены конкретные суммы и ФИО работников, которым предоставлены квартиры. Право собственности на квартиру возникло у работников в 2003 году, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
     
     Имеют ли право вышеуказанные физические лица на получение имущественных налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов.
     
     Вышеуказанный имущественный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком.
     
     В случае получения заемных средств на возвратной основе для целей приобретения квартиры налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в части расходов по оплате стоимости квартиры.
     
     В приведенном в вопросе примере организация выделила физическим лицам ссуды для приобретения квартир, которые затем были перечислены на счет строительной организации на основании заявлений работников с указанием фамилии, имени и отчества каждого из них в документах о перечислении денежных средств. Для получения имущественного налогового вычета работник должен представить в налоговый орган налоговую декларацию с приложением соответствующих документов, подтверждающих направление средств на приобретение квартиры, а именно:
     
     - свидетельства о государственной регистрации права собственности;
     
     - договора уступки права требования на квартиру;
     
     - договора на получение ссуды;
     
     - заявления работника о перечислении организацией денежных средств, полученных по ссуде, в оплату стоимости квартиры;
     
     - документов, подтверждающих перечисление вышеуказанных денежных средств, с указанием ФИО работника.
     
     При этом следует учитывать, что в случае выдачи ссуды у работников организации может образоваться доход в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, подлежащий налогообложению по ставке 35 %.
     
И.Н. Ивер,
Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Предоставляется ли социальный налоговый вычет на сумму стоимости проезда до санатория и на приобретение ортопедических принадлежностей?
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 219 НК РФ социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской Федерации (в соответствии с Перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ) самому налогоплательщику, его супруге (супругу), родителям и (или) детям налогоплательщика в возрасте до 18 лет.
     
     Перечень медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального вычета, утвержден постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201.
     
     В Перечень медицинских услуг, состоящий из пяти пунктов, включены платные услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе услуги по диагностике и лечению при оказании скорой медицинской помощи, услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании амбулаторно-поликлинической или стационарной медицинской помощи, а также при оказании медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях; услуги по санитарному просвещению населения.
     
     Исходя из вышеизложенного ст. 219 НК РФ не предусмотрено предоставление социального налогового вычета на сумму стоимости проезда до санатория и на приобретение ортопедических принадлежностей, которые не входят в перечень медицинских услуг, утвержденных Правительством РФ, оказываемых медицинскими учреждениями.
     
     Подлежат ли налогообложению выплаты за разъездной характер работы мастерам на предприятии бытового обслуживания, выполняющим ежедневную работу с выездом на дом к заказчику?
     
     Стоимость проездных билетов, приобретаемых на основании приказа руководителя организации, не подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и подлежит налогообложению в общеустановленном законодательством порядке.
     
     В случае необходимости организация может произвести возмещение расходов сотрудников на служебные поездки по городу на основании документов, подтверждающих произведенную оплату (билеты на проезд) в связи с вышеназванными поездками с указанием маршрутов следования, утвержденных руководителем организации.
     
     Суммы, выплачиваемые в возмещение вышеназванных расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с выполнением трудовых обязанностей, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
     
     Постановление Совмина РСФСР от 04.05.1963 N 521 "Об упорядочении использования предприятиями, организациями, учреждениями средств на приобретение билетов для проезда на городском пассажирском транспорте" в соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 13.09.1988 N 382 утратило силу в отношении предприятий, объединений и организаций, перешедших на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, то есть нормы постановления Совмина РСФСР от 04.05.1963 N 521 на такие организации не распространяются.
     
     Какие налоговые вычеты предоставляются налоговым органом налогоплательщику при подаче декларации?
     
     Пунктом 4 ст. 218 НК РФ предусмотрено, что если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей  статьей Кодекса, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей НК РФ.
     
     Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода. В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
     
     Таким образом, стандартный налоговый вычет предоставляется физическому лицу в полагающихся размерах за каждый месяц налогового периода, в течение которого между налоговым агентом и работником заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера.
     
     Физическому лицу, не состоящему в трудовых отношениях с организацией, предоставляется стандартный налоговый вычет за те месяцы налогового периода, в которых налогоплательщик имел налогооблагаемый доход.
     
     При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 219 НК РФ, и имущественных налоговых вычетов согласно ст. 220 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
     

О специальных налоговых режимах

Е.В. Евсик,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Основным видом деятельности организации является выпуск газеты, распространяемой по  подписке. Может ли организация отнести к расходам в целях налогообложения затраты на оплату услуг типографии?
     
     Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ определен перечень расходов, учитываемых налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и избравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, причем перечень этих расходов является закрытым.
     
     Так, согласно подпункту 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходами в целях главы 26.2 Кодекса признаются в том числе материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций согласно ст. 254 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в  частности, расходы налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.
     
     К услугам производственного характера относится в том числе выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг.
     
     Учитывая вышеизложенное, затраты на оплату услуг типографии, которая выполняет типографские работы по выпуску газеты, относятся к расходам в целях главы 26.2 НК РФ, так как для налогоплательщика эти услуги являются услугами производственного характера.
     
     Может ли организация, которая применяет упрощенную систему налогообложения, отнести к расходам свои затраты на оплату банковских услуг по расчетно-кассовому обслуживанию организации?
     
     В соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ к расходам, уменьшающим полученные доходы, относятся в том числе расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями. Поэтому налогоплательщик относит затраты на оплату услуг кредитной организации по расчетно-кассовому обслуживанию к расходам, уменьшающим полученные доходы при определении объекта налогообложения по единому налогу, исчисляемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     

О проведении налоговых проверок

     
     М.Н. Михайлов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Какой штраф могут предъявить налоговые органы при отказе организации представить документы для встречной проверки?
     
     Если организация не представила документы, необходимые для проведения камеральных или выездных проверок иных лиц, деятельность которых связана с деятельностью данной организации, она подлежит привлечению к налоговой ответственности.
     
     Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
     
     Штраф на данную организацию может быть наложен налоговым органом, направившим запрос, а не только налоговым органом по месту учета организации. При этом размер штрафа не зависит от количества не представленных организацией документов.
     
     Должна ли налоговая инспекция выносить решение о проведении встречной проверки?
     
     В соответствии со ст. 87 НК РФ если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
     
     Таким образом, порядок проведения встречных проверок, приведенный в ст. 87 НК РФ, не предусматривает вынесение и принятие налоговым органом решения о проведении встречной проверки, оформляемого в виде документа, с содержанием которого надлежит ознакомить налогоплательщика, как это делается при назначении выездных налоговых проверок.
     
     Вместе с тем вышеописанный порядок проведения встречных проверок предусматривает процедуру истребования у организаций документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Поскольку НК РФ не установлено какого-то особенного положения для истребования документов на встречную проверку, истребование документов для проведения встречных проверок производится в общеустановленном порядке, то есть согласно ст. 93 НК РФ организации должно быть направлено требование о представлении документов, которое и является документом, подтверждающим для организации, у которой истребуются документы на встречную проверку, необходимость проведения встречной проверки.
     

О ресурсных сборах и платежах

     
     О.В. Семенова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Должны ли были платить садоводческие некоммерческие товарищества за пользование водными объектами в 2002, 2003 и 2004 годах?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон N 71-ФЗ) не признавалось объектом платы пользование водными объектами в целях забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан.
     
     Как следует из содержания п. 2 Закона N 71-ФЗ, не признавался объектом платы забор воды, осуществлявшийся именно сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в вышеуказанных целях и для водоснабжения конкретных потребителей, в том числе садоводческих и огороднических объединений граждан.
     
     Учитывая вышеизложенное, садоводческие некоммерческие товарищества являлись плательщиками платы за пользование водными объектами в 2002, 2003 и 2004 годах.
     
     С 1 января 2005 года вступила в силу глава 25.2 "Водный налог" НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 13 п. 1 ст. 333.9 НК РФ забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан, не признается объектом обложения водным налогом.
     
     Должна ли организация оформлять разрешение на размещение отходов и осуществлять платеж в бюджет за размещение этих отходов?
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов (далее - плата за размещение отходов), являются предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.
     
     Если организация передает отходы для их последующего размещения на свалках твердых бытовых отходов специализированному предприятию, то это предприятие является плательщиком платы за размещение отходов. При этом специализированное предприятие взимает суммы вышеуказанной платы с владельца отходов, то есть с организации, в рамках расчетов по заключенному договору. Разрешение на размещение отходов в данном случае оформляет специализированное предприятие, осуществляющее этот вид деятельности.