Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете иностранных организаций


Об учете иностранных организаций


Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

Учет отделений иностранных организаций, созданных филиалами этих иностранных организаций

     
     В Справочнике причин постановки на учет налогоплательщиков-организаций в налоговых органах (SPPUNO) указан код причины постановки "53", что соответствует постановке на учет отделения иностранной организации, созданного филиалом этой иностранной организации в Российской Федерации. Однако разделом 2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, постановка на налоговый учет отделения иностранной организации, созданного филиалом иностранной организации в Российской Федерации, не предусмотрена.
     
     В каких случаях иностранной организации присваивается код причины постановки "53" и какие документы следует в этом случае представлять иностранной организации в налоговый орган Российской Федерации?
     
     Статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
     
     Порядок постановки на учет и снятия с учета организации в налоговом органе регламентируется ст. 84 НК РФ.
     
     Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 утверждено Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее - Положение).
     
     В соответствии с разделом 2 Положения иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году, подлежат постановке на учет в налоговом органе с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП).
     
     Согласно п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) филиал организации не является юридическим лицом и соответственно не может создавать отдельные структурно-обособленные отделения.
     
     Вместе с тем в ряде иностранных государств в соответствии с национальным законодательством филиал организации признается юридическим лицом и правомочен создавать отделения, конторы, другие структурно-обособленные подразделения.
     
     В Российской Федерации в отношении этих организаций применимы нормы законодательства иностранного государства, в соответствии с которыми филиалы этих организаций могут создавать на территории Российской Федерации свои структурно-обособленные подразделения.
     
     В связи с этим в соответствии с Приложением N 2 к письму МНС России от 25.07.2000 N ВГ-6-06/562@ в качестве одного из кодов причин постановки на учет иностранных организаций для отделений иностранных организаций, созданных филиалом этой иностранной организации в Российской Федерации, определен код со значением "53 - постановка на учет отделений иностранных организаций, созданных филиалом этой иностранной организации в Российской Федерации".
     
     В случае постановки на учет отделения иностранной организации, созданного филиалом этой иностранной организации, находящимся на территории Российской Федерации, в налоговый орган представляются следующие документы:
     
     - заявление о постановке на учет по форме 2001 И*1;
     _____
     *1 Здесь и далее ссылки на формы согласно Приложениям к приказу МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.
     
     - легализованные выписка из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников вышеуказанных документов в налоговый орган могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесения в торговый реестр и т.п.), представляются легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;
     
     - справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);
     
     - решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;
     
     - доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.
     
     При этом филиал иностранной организации, находящийся на территории другого иностранного государства, так же как и сама иностранная организация, могут открывать любое количество отделений на территории Российской Федерации. Эти отделения могут находиться как на территории, контролируемой одним и тем же налоговым органом, так и на территориях, подведомственных разным налоговым органам.
     
     Соответственно, при открытии филиалом иностранной организации первого отделения, расположенного на территории другого государства, включая филиал, созданный на территории Российской Федерации, иностранная организация представляет в налоговый орган Российской Федерации документы в соответствии с перечнем, приведенном в п. 2.1.1.1 Положения.
     
     При открытии филиалом последующих отделений, расположенных на территории, подконтрольной одному налоговому органу, представляется только сообщение по форме 2301И.
     
     В случае нахождения отделений, созданных филиалом иностранной организации на территориях, контролируемых различными налоговыми органами, предусмотрено представление иностранной организацией в налоговый орган неполного комплекта документов (упрощенный вариант) в соответствии с перечнем, указанным в п. 2.1.1.2 Положения, а именно:
     
     - заявление о постановке на учет по форме 2001И;
     
     - решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;
     
     - доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;
     
     - копия свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет в соответствии с п. 2.1.1.1 Положения, заверенная в установленном порядке.
     
     При создании отделения иностранной организации филиалом этой иностранной организации, находящимся на территории другого иностранного государства, включая филиал на территории Российской Федерации, иностранная организация представляет заявление о постановке на учет по форме 2001И с обязательным заполнением Приложения N 3 к заявлению, непосредственно содержащего сведения о филиале этой иностранной организации. В нем, в частности, должно быть указано наименование филиала, его адрес в стране нахождения филиала, код налогоплательщика в стране нахождения филиала, обслуживающий банк, особенности режима регистрации и основные виды деятельности.
     
     Вместе с заявлением иностранная организация обязана представлять в налоговый орган в дополнение к указанным в п. 2.1.1.1 Приложения документам решение уполномоченного органа иностранной организации о создании филиала на территории другого государства, а также решение этого филиала о создании отделения в Российской Федерации.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что филиал иностранной организации, расположенный в государстве, отличном от того, в котором была создана иностранная организация, и создающий на территории Российской Федерации свое отделение, для целей налогообложения не является самостоятельным плательщиком налогов. Все обязанности по уплате налогов, связанные с деятельностью российского отделения филиала иностранной организации, исполняет сама иностранная организация.
     
     Учитывая это, заявление о постановке на учет должно быть заполнено от имени иностранной организации. Соответственно, свидетельство о постановке на учет по форме 2401ИМД оформляется на саму иностранную организацию.
     
     При открытии филиалом последующих отделений, расположенных на территории, подконтрольной одному налоговому органу, представляется только сообщение по форме 2301И.
     
     В сообщении об открытии нового отделения иностранной организации по форме 2301И в поле "Наименование" (раздел "Сведения об иностранной организации") должно быть указано, что это филиал данной иностранной организации. В полях "Страна" и "Код страны" должна быть указана страна местонахождения филиала и соответствующий код.
     
     При постановке на учет иностранной организации, осуществляющей деятельность как через отделение, созданное филиалом иностранной организации, расположенном в государстве, отличном от того, в котором была создана иностранная организация, так и через отделение, созданное филиалом, находящимся в Российской Федерации, присваивается ИНН с применением Справочника КИО, КПП с применением Справочника СППУНО (SPPUNO). При этом иностранным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через отделения, созданные филиалом этой иностранной организации, находящимся на территории, отличной от территории, на которой создана сама организация, присваивается КПП "52 - постановка на учет отделений иностранных организаций в Российской Федерации, созданных филиалом этой иностранной организации в иностранном государстве", а иностранным организациям, осуществляющим деятельность в Российской Федерации через отделения, созданные филиалом этой организации, находящимся на территории Российской Федерации, - КПП "53 - постановка на учет отделений иностранных организаций, созданных филиалом этой иностранной организации в Российской Федерации".
     
     Код иностранной организации, входящий в структуру ИНН, сформированного с применением Справочника КИО, предназначен для идентификации иностранной организации и имеет единое значение для всех случаев ее постановки на учет.
     
     В случае создания отделения иностранной организации филиалом этой организации, находящимся на территории другого государства, в том числе на территории Российской Федерации, код иностранной организации, содержащийся в Справочнике КИО, идентифицирует саму иностранную организацию.
     

Определение понятия "строительная площадка"

     
     Иностранная организация намерена осуществлять деятельность в Российской Федерации на строительной площадке. Все необходимые для постановки на учет документы, в том числе заявление о постановке на учет, контракт на ведение работ и т.д., представленные в налоговый орган, подписаны руководителем представительства данной иностранной организации, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации и стоявшего ранее на учете в налоговом органе.
     
     Правомерно ли ставить на учет в налоговом органе иностранную организацию, которая будет вести деятельность в Российской Федерации на строительной площадке, в случае представления для постановки на учет документов, подписанных руководителем представительства этой же иностранной организации, ранее поставленного на учет в связи с осуществлением деятельности в Российской Федерации?
     
     Постановка на учет в налоговом органе иностранных организаций, занимающихся строительно-монтажными работами на территории Российской Федерации, осуществляется исходя из того, что каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как самостоятельное отделение.
     
     При этом читателям журнала следует обратить внимание на то, что в соглашениях об избежании двойного налогообложения определены конкретные сроки, в течение которых строительно-монтажная деятельность не будет приводить к образованию постоянного представительства и, следовательно, иностранная организация не будет подлежать постановке на учет в налоговых органах. Вместе с тем при превышении срока работ, указанного в соглашении, деятельность на строительной площадке или строительно-монтажном объекте иностранной организации образует постоянное представительство, и, как следствие, у иностранной организации в этом случае возникает обязанность в соответствии с нормами ст. 83 НК РФ осуществить постановку на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности на строительной площадке.
     
     При применении соответствующих положений соглашений об избежании двойного налогообложения в области строительства необходимо четко понимать значение термина "строительная площадка". В соответствии с п. 1 ст. 308 НК РФ под строительной площадкой иностранной организации на территории Российской Федерации понимается место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов), а также место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.
     
     Данное определение термина "строительная площадка" позволяет сделать вывод о том, что если, например, иностранная организация заключает договор подряда, предметом которого является выполнение работ (косметический ремонт или отделка помещений), связанных с монтажом телефонных линий в офисах или монтажом оборудования, не требующего прочной связи с фундаментом или конструктивными элементами зданий, перемещаемого без ущерба его назначению (например, компьютерной техники), то эта деятельность не подпадает под определение строительной площадки в смысле налогового законодательства. В этих случаях наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации определяется исходя из общего определения и признаков постоянного представительства.
     
     В целях налогообложения прибыли организаций следует использовать определение строительной площадки, данное в ст. 308 НК РФ. При этом разъяснения терминов "строительная площадка", "строительство", "строительные работы" и т.д., содержащиеся в иных документах (например, в Классификаторе отраслей народного хозяйства или в строительных нормах и правилах), в целях проведения налогового контроля использованы быть не могут.
     
     Поскольку в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, для определения продолжительности существования строительной площадки следует исходить из того, что она существует с более ранней из следующих дат: даты подписания акта о передаче площадки подрядчику или даты фактического начала работ, включающих все виды производимых иностранной организацией на этой строительной площадке подготовительных работ, работ по созданию подъездных путей, коммуникаций, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры, связанных с данной стройплощадкой. Окончанием существования строительной площадки является дата подписания заказчиком (застройщиком) акта сдачи-приемки объекта или предусмотренного договором комплекса работ. Если акт сдачи-приемки не оформлялся или работы фактически окончились после подписания такого акта, строительная площадка считается прекратившей существование на дату фактического окончания работ, входящих в объем работ иностранной организации на данной стройплощадке.
     
     При этом согласно разделу 2 Положения иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через отделения, обязаны встать на учет в налоговом органе в начале осуществления деятельности по месту осуществления деятельности независимо от того, будет она в дальнейшем признана подлежащей налогообложению или нет в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными налоговыми соглашениями.
     
     Для этого в налоговый орган представляются документы, перечень которых определен пунктом 2.1.1.1 Положения.
     
     Особое внимание читателям журнала следует обратить на то, что на учете в налоговых органах Российской Федерации по месту осуществления деятельности состоят сами иностранные организации, а не их обособленные подразделения (строительные площадки). При этом обособленное подразделение иностранной организации, состоящей на учете в одном налоговом органе, никоим образом (в том числе по принципу более ранней по времени постановки на учет) не может быть признано "головным" в отношении другого обособленного подразделения той же иностранной организации, состоящей на учете в том же или другом налоговом органе.
     
     Учитывая вышеизложенное, налоговый орган в соответствии с абзацем вторым п. 1.2 Положения обязан поставить на учет иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации на строительной площадке, в течение пяти дней со дня подачи иностранной организацией заявления о постановке на учет с приложением указанных в п. 2.1.1.1 Положения документов.
     
     Заявление о постановке на учет должно быть заполнено от имени иностранной организации. Соответственно и свидетельство о постановке на учет по форме 2401ИМД оформляется на саму иностранную организацию.
     
     Если иностранная организация представляет в налоговый орган неполный комплект документов или документы оформлены ненадлежащим образом, у налогового органа нет правовых оснований для постановки на учет такой иностранной организации. При этом в соответствии с абзацем третьим п. 1.2 Положения заявитель должен быть об этом проинформирован в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган ненадлежаще оформленных документов.
     
     При постановке на учет иностранной организации, осуществляющей деятельность в Российской Федерации на строительной площадке, присваивается ИНН, КПП и выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по форме 2401ИМД.
     
     Поскольку в целях проведения налогового контроля каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как самостоятельное отделение иностранной организации, ей присваивается КПП, значение которого соответствует значению "51 - постановка на учет отделений иностранных организаций".
     
     Строительные площадки могут быть созданы филиалами иностранной организации.
     
     Если строительная площадка создана филиалом иностранной организации, находящимся в иностранном государстве, отличном от того, в котором создана сама организация, иностранная организация обязана представить в налоговый орган кроме документов, указанных в п. 2.1.1.1 Положения, решение уполномоченного органа иностранной организации о создании такого филиала, а также решение этого филиала о создании строительной площадки в Российской Федерации.
     
     При этом в целях постановки на учет пунктом 2.1.2 Положения не предусмотрено представление иностранной организацией, осуществляющей деятельность на строительной площадке, созданной филиалом этой организации, находящимся на территории другого государства, отличного от того, в котором создана сама иностранная организация, документов, отличных от тех, которые указаны в п. 2.1.1.1 и 2.1.1.2 Положения, и соответственно иностранная организация обязана представить в налоговый орган полный комплект документов, оформленных в установленном Положением порядке.
     
     При постановке на учет иностранной организации, осуществляющей деятельность на строительной площадке, созданной филиалом этой иностранной организации, присвоенный иностранной организации КПП должен соответствовать либо значению "52 - постановка на учет отделений иностранных организаций в Российской Федерации, созданных филиалом этой иностранной организации в иностранном государстве", либо значению "53 - постановка на учет отделений иностранных организаций, созданных филиалом этой иностранной организации в Российской Федерации".
     
     В случае создания отделения иностранной организации филиалом этой организации, находящимся на территории другого государства, в том числе на территории Российской Федерации, код иностранной организации, содержащийся в Справочнике КИО, идентифицирует саму иностранную организацию, и, следовательно, ИНН имеет единое значение для всех случаев ее постановки на учет.