Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

    

О налоге на прибыль

     
     С.Г. Сергиенко
     
     В каком размере при определении налогооблагаемой прибыли следует учитывать расходы на оплату учебных отпусков работника организации, совмещающего работу с обучением одновременно в двух высших учебных заведениях?
     
     В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Пунктом 13 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса относятся расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика.
     
     Статьей 177 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.
     
     Работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в одном из образовательных учреждений (по выбору работника).
     
     Таким образом, при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций принимаются расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации работнику организации на время учебных отпусков только в одном из образовательных учреждений высшего профессионального образования (по выбору работника).
     
В.Е. Мурзин,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Каков порядок установления сроков для осуществления расчетов по договору доверительного управления имуществом?
     
     Согласно ст. 276 НК РФ доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы.
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 4 ст. 271 НК РФ для доходов, полученных от доверительного управления имуществом, датой получения дохода признается последний день отчетного (налогового) периода.
     
     Согласно ст. 332 НК РФ доходы учредителя управления и доверительного управляющего по договору доверительного управления формируются в каждом отчетном (налоговом) периоде независимо от того, предусмотрено таким договором осуществление расчетов в течение срока действия договора доверительного управления или нет.
     
     При этом в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случая, если содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми нормативными актами.
     
     Таким образом, стороны договора доверительного управления свободны в установлении сроков осуществления расчетов для целей вышеуказанного договора.
     
     Вместе с тем для целей налогообложения доходы и расходы доверительного управляющего и учредителя (выгодоприобретателя) доверительного управления устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.
     
Т.М. Гуркова
     
     По договору аренды с физическим лицом акционерное общество берет у него в аренду нежилое помещение. Текущий и капитальный ремонт по условиям вышеуказанного договора аренды в арендуемом помещении осуществляется арендатором. Расходы по оказанию коммунальных услуг оплачивает арендатор на основании договоров, заключенных им с непосредственными производителями этих услуг.
     
     Имеет ли право акционерное общество учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы по арендным и коммунальным платежам по арендуемому у физического лица, не являющегося предпринимателем, помещению?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно подпункту 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
     
     В связи с вышеизложенным если имущество, арендованное у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, используется в производственных целях, то арендатор вправе уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму арендных платежей, предусмотренных договором, с учетом положений п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 253 НК РФ в состав расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на их поддержание в исправном (актуальном) состоянии.
     
     Вопросы учета расходов арендатора по коммунальным платежам и другим услугам, связанным с содержанием арендуемого помещения, регулируются налоговым законодательством.
     
     Таким образом, если сумма арендной платы по договору аренды помещения определена без учета потребления арендатором электрической, тепловой энергии, водоснабжения, то расходы арендатора по содержанию вышеуказанного имущества, связанные с оплатой коммунальных платежей, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль, если эти расходы соответствуют критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     В каком порядке следует заполнять счета-фактуры при оказании услуг связи? Нужно ли заполнять строки "грузоотправитель" и "грузополучатель"?
     
     Согласно подпункту 3 п. 5 ст. 169 НК РФ в реквизиты счета-фактуры включены наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
     
     Учитывая, что в случае оказания услуг данные понятия отсутствуют, при оказании услуг связи в выставляемых счетах-фактурах в строках 3 "Грузоотправитель и его адрес" и 4 "Грузополучатель и его адрес" проставляются прочерки.
     
     Как следует заполнять счета-фактуры, предъявляемые по услугам, в счет оказания которых были получены авансовые платежи?
     
     Согласно подпункту 4 п. 5 ст. 169 НК РФ в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счете-фактуре, выставляемом продавцом при реализации этих товаров (работ, услуг), должен быть указан номер платежно-расчетного документа.
     
     В соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (в ред. от 16.02.2004), реквизиты платежно-расчетного документа (кассового чека) отражаются по строке 5 счета-фактуры, выставляемого продавцом при реализации товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, если в счет оказания услуг налогоплательщиком получены авансы, то при выставлении заказчику счета-фактуры по таким услугам строка 5 счета-фактуры должна заполняться налогоплательщиком в указанном порядке.
     
Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Подлежат ли обложению НДС суммы штрафных санкций, полученных покупателем за несвоевременное исполнение работ?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате вышеуказанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определяемая в соответствии со ст. 153-158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Поскольку суммы штрафных санкций, полученных покупателем за несвоевременное исполнение работ, не связаны с оплатой выполняемых работ, то они не облагаются НДС.
     
Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Общероссийская общественная организация является исполнителем всероссийской программы, которая финансируется из бюджета. Подлежат ли обложению НДС услуги, выполняемые общественной организацией в рамках данной программы?
     
     Статьей 143 НК РФ установлено, что плательщиками НДС признаются организации, под которыми согласно ст. 11 Кодекса понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 настоящего Кодекса, и операций, не признаваемых объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 НК РФ.
     
     Таким образом, основанием для возникновения объекта обложения НДС является факт реализации товаров (работ, услуг).
     
     С учетом вышеизложенного, все организации вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности и видов деятельности при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, обязаны уплачивать НДС.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения вышеуказанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
     
     Таким образом, вышеуказанная норма НК РФ применяется при выполнении следующих условий:
     
     - работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;
     
     - на эти органы должны быть возложены исключительные полномочия в этой сфере деятельности, и обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления.
     
     Перечень операций, освобождаемых от налогообложения, установлен ст. 149 НК РФ.
     
     С учетом вышеизложенного выполняемые общественной организацией в рамках финансируемой из бюджета всероссийской программы работы или оказываемые услуги, признаваемые объектом налогообложения в целях главы 21 НК РФ и не освобождаемые от налогообложения согласно ст. 149 настоящего Кодекса, облагаются НДС.
     
     При этом, когда заказчиком работ (услуг) является государство и бюджетные средства являются источником их оплаты, НДС, подлежащий уплате в бюджет за выполненные работы (услуги), исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) устанавливается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате вышеуказанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
     
     При определении налоговой базы не учитываются денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней бюджетополучателям-заказчикам на финансирование выполняемых исполнителями работ (услуг). Такие средства не облагаются НДС только в момент их зачисления на счета организаций-бюджетополучателей, являющихся заказчиками указанных работ (услуг). Выполненные за счет вышеуказанных средств исполнителями работы (оказанные услуги) подлежат налогообложению (освобождению от налогообложения) в соответствии с главой 21 НК РФ. При получении исполнителями от вышеуказанных заказчиков данных денежных средств за предстоящее выполнение работ (оказание услуг) налогообложение осуществляется согласно ст. 162 НК РФ.
     
О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Облагаются ли на территории Российской Федерации НДС услуги по верификации, оказываемые иностранным и российским организациям российскими налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации?
     
     Под услугами по верификации понимается осуществление проверки, подтверждения достоверности информации, целей, моделей и т.п. Например, верификация модели заключается в оценке степени ее адекватности объекту (процессу), для анализа или управления которым она предназначена, и сводится к сопоставлению результатов, рассчитанных по модели, с соответствующими показателями действительного поведения объекта (процесса). Полное или удовлетворительное их соответствие служит свидетельством истинности модели и основанием для ее практического использования.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг по верификации определяется по месту деятельности организации, оказывающей такие услуги.
     
     В связи с тем что организации, оказывающие услуги по верификации, осуществляют деятельность на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации, местом реализации таких услуг будет признаваться территория Российской Федерации.
     
     Таким образом, услуги по верификации, оказываемые иностранным и российским организациям российскими налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации, облагаются НДС на территории Российской Федерации.
     
Е.Н. Вихляева,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Муниципальному учреждению, учредителем которого является орган местного самоуправления, на праве оперативного управления принадлежит имущество (здание). Один из видов уставной деятельности учреждения - сдача помещений в аренду. По договору аренды нежилых помещений, который согласовывается и регистрируется в Комитете по управлению имуществом, арендодателем выступает муниципальное учреждение. С 1 января 2004 года учреждение перешло на упрощенную систему налогообложения.
     
     Обязано ли учреждение при получении арендных платежей от арендаторов исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет суммы НДС? Если в данном случае муниципальное учреждение не является налоговым агентом по НДС, должны ли арендаторы при перечислении арендных платежей исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет суммы НДС?
     
     Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) не признаются, и, соответственно, осуществляемые ими операции НДС не облагаются. В связи с этим операции по реализации услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества муниципальным учреждением, которое применяет упрощенную систему налогообложения и которому такое имущество принадлежит на праве оперативного управления, НДС не облагаются.
     
     На основании п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления арендаторы такого имущества обязаны исчислить, удержать из доходов, выплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Таким образом, данный порядок уплаты налога применяется только в случае предоставления в аренду имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления. Поскольку муниципальное учреждение к таковым не относится, то при реализации им услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, принадлежащего этому учреждению на праве оперативного управления, исчисление и уплата в бюджет НДС арендаторами этого имущества не производится.
     

О налогообложении банков

     
     С.А. Яковлева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Правомерно ли подписание уполномоченным представителем банка налоговой декларации по обособленным подразделениям банка?
     
     В соответствии со ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
     
     Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
     
     Согласно п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (п. 3 ст. 26 Кодекса).
     
     Согласно п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Пунктом 5 ст. 185 ГК РФ определено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
     
     Инструкция по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденная приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-302/585 (далее - Инструкция), предусматривает, что налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, представляют в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения декларацию, включающую титульный лист (Лист 01), подразделы 1.1, 1.2 раздела 1, а также Приложение N 5а в части, относящейся к конкретному обособленному подразделению, не позднее срока, установленного для подачи деклараций за соответствующий отчетный (налоговый) период. Достоверность и полнота сведений, указанных в декларации, подтверждаются в соответствии с п. 2.1 раздела 2 Инструкции подписями руководителя и главного бухгалтера организации или уполномоченного представителя. При этом указываются фамилия, имя, отчество полностью, а ИНН - при его наличии, и проставляется дата подписания. При отсутствии ИНН заполняются сведения о должностных лицах организации на странице 2 титульного листа декларации.
     
     Из вышеизложенного следует, что налоговый орган по месту нахождения обособленного структурного подразделения обязан принять налоговую декларацию, подтвержденную подписью уполномоченного представителя банка и заверенную печатью организации на первой странице титульного листа, а также обязан по просьбе налогоплательщика проставить на копии декларации отметку о принятии и дату ее представления.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     И.Н. Ивер,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Физическое лицо получило имущественный налоговый вычет в связи с приобретением в 2003 году квартиры. Расчет за приобретенную квартиру производился через банковскую ячейку. Достаточно приложить к декларации нотариально заверенный договор купли-продажи и письменную расписку покупателей о получении денег или необходимы еще какие-то расходные документы?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также оформленных в установленном порядке платежных документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
     
     Расписка, подтверждающая факт получения денежных средств продавцом, прилагается к договору купли-продажи как документ, подтверждающий факт уплаты указанной в договоре купли-продажи суммы за приобретаемый объект.
     
С.А. Колобов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Гражданин заключил с организацией договор о совместном инвестировании строительства квартиры. Собственными силами до подписания передаточного акта он выполнил ряд работ по внутренней отделке квартиры, произведя при этом расходы на приобретение газового, сантехнического оборудования, лакокрасочных материалов и др. Каков порядок получения гражданином имущественного налогового вычета в части вышеуказанных расходов и какие он должен представить подтверждающие документы?
     
     Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также оформленных в установленном порядке платежных документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком.
     
     В приведенном в вопросе случае для получения имущественного налогового вычета в части расходов по отделке квартиры гражданину необходимо представить в налоговый орган договор о строительстве (инвестировании строительства) жилья, в котором должны быть поименованы работы, которые покупатель выполняет самостоятельно, а также документы, подтверждающие факт приобретения материалов (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что расходы на покупку строительных материалов, произведенные после получения свидетельства о государственной регистрации права на данную квартиру, не могут быть приняты к зачету при получении имущественного налогового вычета.
     

О едином социальном налоге

     
     Е.В. Дорошенко
     
     Облагается единым социальным налогом компенсация, выплачиваемая педагогическим работникам учреждений МВД России, или она относится к категории компенсационных выплат, не подлежащих обложению единым социальным налогом в соответствии со ст. 238 НК РФ?
     
     Согласно ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1, сотрудникам органов МВД России устанавливаются социальные гарантии. Так, педагогическим работникам образовательных заведений МВД России с целью содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 10 % должностного оклада.
     
     Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
     
     Статьей 164 ТК РФ определено, что компенсация - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
     
     Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных законодательством Российской Федерации), поименованные в данном подпункте п. 1 ст. 238 Кодекса, в том числе и за выполнение физическим лицом трудовых обязанностей.
     
     Учитывая вышеизложенное, к компенсационным выплатам, указанным в подпункте 2 п. 1 ст. 238 НК РФ и не подлежащим обложению единым социальным налогом, относятся компенсационные выплаты, не входящие в состав заработной платы работника.
     
     Выплата педагогическим работникам ежемесячной денежной компенсации в размере 10 % должностного оклада включается в зарплату, она не поименована в составе компенсационных выплат, освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 238 НК РФ, не имеет нормы, установленной законодательством Российской Федерации, и, следовательно, подлежит обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
     

О специальных налоговых режимах

     
     Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     На расчетный счет организации, перешедшей на упрощенную систему налогообложения, поступили средства за реализованную продукцию с выделением в платежном поручении отдельной строкой НДС. При этом организация не предъявляла своему покупателю счета-фактуры с выделением НДС. Вправе ли организация при составлении расчета предъявить к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам? Должна ли организация, уплачивающая единый налог от дохода, исчислять налогооблагаемую базу с учетом сумм НДС, поступивших от покупателей?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Пунктом 5 ст. 346.11 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.
     
     В то же время главой 21 НК РФ предусмотрен порядок, при котором организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, обязана исчислять и уплачивать НДС в бюджет.
     
     В частности, согласно п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися плательщиками НДС, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
     
     Других случаев, при которых организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, должна уплачивать НДС, НК РФ не предусмотрено.
     
     Однако если лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, получает денежные средства с НДС в счет реализации, которая была произведена им в общем режиме налогообложения, то оно должно руководствоваться нижеследующим.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения.
     
     Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
     
     Пунктом 3 ст. 168 НК РФ определено, что при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Таким образом, если плательщик НДС утвердил в учетной политике для целей обложения данным налогом момент определения налоговой базы по НДС - день оплаты отгруженных товаров и при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), которая была осуществлена до перехода на упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке выставил покупателю счет-фактуру с НДС, то сумма НДС, указанная в счете-фактуре и поступившая после перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения, подлежит перечислению в бюджет.
     
     Статьей 170 НК РФ установлено, что сумма НДС, уплаченная при приобретении товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися налогоплательщиками, учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг).
     
     Исходя из этого суммы НДС по приобретаемой продукции через стоимость продукции включаются в состав расходов, принимаемых в уменьшение доходов, в момент получения доходов от реализации данной продукции.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения организации учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ.
     
     При этом пунктом 2 ст. 249 НК РФ предусмотрено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Исключение сумм НДС из состава выручки НК РФ не предусмотрено.
     
     Поэтому у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при исчислении налоговой базы суммы НДС учитываются в составе доходов.
     
М.М. Щербинина,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     С 1 января 2003 года организация перешла на упрощенную систему налогообложения. Однако по итогам деятельности за январь - октябрь 2003 года размер доходов превысил 15 млн руб.; в связи с этим начиная с 01.10.2003 эта организация перешла на общий режим налогообложения с использованием метода начисления.
     
     Учитываются ли в составе доходов в целях исчисления налога на прибыль денежные средства, поступившие в периоде применения общего режима налогообложения в счет оплаты работ, выполненных в период применения упрощенной системы налогообложения, так как они не были учтены в составе доходов при исчислении единого налога?
     
     Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
     
     Пунктом 4 ст. 346.13 НК РФ предусмотрено, что, если по итогам налогового периода доход налогоплательщика превысит 15 млн руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение.
     
     Как следует из вопроса, организация перешла на упрощенную систему налогообложения. Однако по итогам деятельности за январь - октябрь 2003 года размер доходов превысил 15 млн руб., в связи с чем начиная с 1 октября 2003 года организация перешла на общий режим налогообложения.
     
     Организация, перешедшая с 1 октября 2003 года с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, в целях исчисления налога на прибыль должна была с этой даты вести учет доходов и расходов по операциям в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, с учетом правил, установленных п. 2 ст. 346.25 настоящего Кодекса, согласно которым организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения с использованием метода начисления не включают в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета вышеуказанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения. Расходы, осуществленные налогоплательщиком в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.
     
     В таком случае к операциям, осуществляемым организацией с 1 октября 2003 года, то есть с даты, когда организация перешла на общий режим налогообложения с использованием метода начисления, применяются правила ст. 271 и 272 НК РФ.
     
     При этом по сделкам, осуществленным налогоплательщиком до 1 октября 2003 года, доход для целей налогообложения прибыли признается по мере поступления оплаты.
     
     Аналогичным образом по моменту оплаты следует признавать расходы, осуществленные налогоплательщиком до 1 октября 2003 года и оплаченные уже в период применения метода начисления.
     
     Вышеуказанные суммы доходов и расходов данная организация может учесть в составе внереализационных доходов и расходов по факту оплаты на основании п. 10 ст. 250 и подпункта 1 п. 2 ст. 265 НК РФ как доходы и убытки прошлых лет (налоговых периодов), выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Учитывая вышеизложенное, средства, поступившие организации в октябре 2003 года за выполненные, например, в июле 2003 года работы, подлежат включению в состав доходов от внереализационных операций.
     
     При этом расходы организации по выплате заработной платы за вторую половину сентября, произведенные, например, в октябре 2003 года и не учтенные при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, учитываются в составе расходов.
     
     Что касается стоимости выполненных организацией в октябре 2003 года работ, денежные средства за которые в порядке предварительной оплаты (аванса) получены и включены в состав доходов при исчислении налоговой базы в период применения упрощенной системы налогообложения, то в составе доходов для исчисления налога на прибыль следует учесть оставшуюся часть стоимости выполненных работ, не включенную в состав доходов при применении упрощенной системы налогообложения.
      
Е.В. Евсик,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Относится ли к расходам, учитываемым при применении упрощенной системы налогообложения, плата за негативное воздействие на окружающую среду, если организация не имеет разрешения на выброс загрязняющих веществ?
     
     Плата за негативное воздействие на окружающую среду уплачивается в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок от 28.08.1992).
     
     Согласно п. 2 ст. 1 НК РФ настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
     
     Перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, установлен ст. 13, 14 и 15 НК РФ. Плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия не входит в систему налогов и сборов Российской Федерации, так как она не содержится в перечне, представленном в вышеназванных статьях НК РФ.
     
     К аналогичному выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации, который определил, что плата за загрязнение окружающей природной среды является неналоговым платежом (определение от 10.12.2002 N 284-О); в связи с этим относить эту плату к расходам в целях главы 26.2 НК РФ как суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, нельзя.
     
     При этом сообщаем, что согласно подпункту 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, уменьшает полученные доходы в том числе на материальные расходы, которые принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьей 254 Кодекса.
     
     Так, согласно подпункту 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся в том числе платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду.
     
     Порядок от 28.08.1992 устанавливает правила определения платы за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов и платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причем согласно п. 6 Порядка от 28.08.1992 в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
     
     Таким образом, если налогоплательщик не имеет разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду к расходам в целях главы 26.2 НК РФ отнесена быть не может.
     

О проведении налоговых проверок

     
     М.Н. Михайлов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Каким образом налоговая инспекция может определить размер штрафа за непредставление документов, если налогоплательщик вообще не представил документы на проверку?
     
     Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Таким образом, НК РФ связывает размер штрафа с количеством непредставленных документов.
     
     В соответствии со ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
     
     Перечень документов, которые необходимо представить для выездной налоговой проверки, определяется в требовании о представлении документов, которое должно быть оформлено по форме приложения N 2 к инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".
     
     Количество непредставленных документов в целях определения размера штрафа при привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, устанавливается исходя из перечня документов, приведенных в требовании о представлении документов. При этом налоговая инспекция вправе указать в перечне документы, о наличии которых стало известно из результатов встречных проверок, поскольку согласно ст. 87 НК РФ если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
     
     Информация о деятельности налогоплательщика, в том числе и о наличии у него общих с другими организациями документов, может быть получена согласно ст. 87 НК РФ у государственных структур, ведущих учет и регистрацию каких-либо прав или обязательств налогоплательщиков, у коммерческих структур, являющихся поставщиками, например, энергоресурсов, услуг транспорта и связи, и т.д.
     
     Информация о наличии у налогоплательщика определенных документов для их включения в перечень запрашиваемых документов при составлении требования о представлении документов может быть получена налоговыми органами также из запроса в банк, обслуживающий налогоплательщика. Например, из ответа банка на запрос налогового органа может быть известно о наличии счета-фактуры, оплаченного платежным поручением за определенным номером и датой. Данный документ может быть включен в перечень документов, указанных в требовании о представлении документов, как счет-фактура, оплаченный платежным поручением (номер, дата платежного поручения).
     
     Как уже отмечалось выше, отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или их непредставление в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
     
     Таким образом, количество непредставленных документов может быть уточнено по результатам вышеуказанной выемки документов.