Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли

     
     Г.В. Пирогова,
О.Б. Чибисова
     

Учет комиссии за обслуживание кредитной линии

     
     Банком открыта ОАО кредитная линия под 15 % годовых. При этом установлен лимит кредитования. За обслуживание кредитной линии ОАО платит комиссию, взимаемую от разницы между лимитом кредитования и суммой текущей ссудной задолженности. Комиссия, причитающаяся к уплате в текущем календарном месяце, уплачивается ежемесячно не позднее последнего рабочего дня текущего месяца и при окончательном погашении ссудной задолженности.
     
     Как учитывается комиссия за возможность получения денежных средств на условиях кредитной линии?
     
     Согласно ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, приведенных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     В соответствии со ст. 38 НК РФ услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
     
     Кредитная линия - это юридически оформленное обязательство банка (или подобного учреждения) перед заемщиком предоставлять ему в течение определенного периода кредиты в пределах согласованного лимита.
     
     В соответствии с подпунктом 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам налогоплательщика относятся расходы на оплату услуг банков в случае, если такие расходы связаны с производством и (или) реализацией, а в остальных случаях расходы на услуги банков относятся в соответствии с подпунктом 15 п. 1 ст. 265 Кодекса к внереализационным расходам. При этом совершение таких расходов должно быть экономически оправданно.
     
     Каких-либо ограничений в отношении перечня видов услуг, оказываемых банками, для учета в целях налогообложения не предусмотрено.
     
     Соответственно, плата за возможность получения денежных средств на условиях кредитной линии относится на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. При этом в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ такие расходы должны признаваться в составе текущих расходов равномерно в течение срока, предусмотренного сделкой по открытию кредитной линии.
     
     При этом вышеприведенное не относится к ситуации, при которой согласно условиям договора за открытие кредитной линии по договоренности сторон увеличивается размер платы за пользование заемными средствами или плата за открытие кредитной линии установлена в процентах от общей суммы непогашенных кредитов, полученных организацией в рамках кредитной линии. В этом случае необходимо пользоваться положениями ст. 269 НК РФ.
     

Учет расходов, связанных с подключением к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде

     
     Имеет ли право налогоплательщик при определении налоговой базы по налогу на прибыль уменьшать полученные доходы на сумму расходов, связанных с подключением к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи?
     
     В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2001 N 180-ФЗ "О внесении изменения в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налоговая декларация может быть направлена налогоплательщиком в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи. В таком случае налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. Причем днем представления декларации по телекоммуникационным каналам связи считается день представления отчетности в электронном виде.
     
     Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организация имеет право представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде, но только при соблюдении двух дополнительных условий. К этим условиям относятся наличие технических возможностей и согласие пользователей бухгалтерской отчетности.
     
     Согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
     
     - сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
     
     - подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
     
     - электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
     
     Согласно ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные, экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     При определении налоговой базы по прибыли расходы по приобретению комплекта программного обеспечения, комплекта документации, по регистрации абонента в системе, по настройке программного обеспечения, по подключению к системе, по оплате абонентского обслуживания и сертификата открытого ключа электронной цифровой подписи учитываются в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. При этом расходы, связанные с представлением налогоплательщиком отчетности, предусмотренной законодательством, следует классифицировать как отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ.
     

Учет расходов на командировки

     
     Как учитываются расходы на командировки для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, приведенных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, -убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Согласно подпункту 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности:
     
     - затраты на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
     
     - затраты на наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
     
     - суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;
     
     - затраты на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
     
     - консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
     
     Порядок направления в командировки и возмещения расходов по проезду к месту командировки изложен в инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Инструкция N 62).
     
     В соответствии с п. 12 Инструкции N 62 расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются командированному работнику в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси), включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по предварительной продаже проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями.
     
     Командированному работнику оплачиваются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта.
     
     Вышеуказанные расходы на командировки учитываются для целей налогообложения прибыли только при наличии подтверждений о производственном характере командировки. Вышеуказанная позиция была отражена в п. 9 раздела 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.
     

Учет заработной платы, начисленной за прошлый период

     
     На основании решения органа по рассмотрению трудовых споров (суда или комиссии по трудовым спорам) несправедливо уволенному работнику была начислена и выплачена заработная плата за прошлый период. Как правильно для целей налогообложения учесть такие расходы?
     
     Согласно ст. 391 ТК РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы.
     
     В соответствии со ст. 396 ТК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.
     
     Статей 234 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться.
     
     Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:
     
     - незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;
     
     - отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
     
     - задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника;
     
     - других случаев, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором.
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
     
     Таким образом, в составе расходов на оплату труда учитываются только компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, а выплаты на основании решений суда к таким начислениям не относятся.
     
     При этом согласно подпункту 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы организации по выплате работнику заработной платы за прошлый год на основании решения суда следует рассматривать как возмещение материального ущерба с включением затрат в состав внереализационных расходов.
     

Учет расходов, связанных с передачей образцов алкогольной продукции для ее контроля

     
     Каков порядок учета для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с передачей образцов алкогольной продукции для осуществления специальных мер по контролю за ее качеством и безопасностью, на предприятиях, производящих алкогольную продукцию?
     
     С 1 января 2002 года при определении доходов и расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, организации руководствуются главой 25 НК РФ.
     
     Расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу, должны соответствовать критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     С момента введения в действие главы 22 НК РФ реализуемая алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке региональными специальными марками.
     
     По вопросу, касающемуся обязательной маркировки алкогольной продукции, следует руководствоваться Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
     
     Статьей 5 Закона N 171-ФЗ предусмотрена обязательная маркировка федеральными специальными марками, акцизными марками и региональными специальными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 6 Закона N 171-ФЗ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено осуществление государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе через введение специальных защитных мер в отношении предназначенной для розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с абзацем четвертым п. 2 и п. 3 ст. 12 вышеуказанного Закона.
     
     Согласно п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 % объема готовой продукции, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа. Вышеуказанные марки приобретаются организациями, учредившими акцизные склады, в порядке, определенном п. 4 ст. 12 Закона N 171-ФЗ.
     
     Пунктом 4 ст. 12 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что порядок изготовления, порядок приобретения региональных специальных марок, их цена определяются субъектами Российской Федерации, на территориях которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, маркированной этими марками, по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством РФ.
     
     Кроме того, читателям журнала следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 12 Закона N 171-ФЗ цена федеральной специальной марки, акцизной марки, региональной специальной марки не может превышать 1 % от установленной налоговой ставки на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 %, предусмотренной ст. 193 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными этим Законом марками не допускается.
     
     Контроль за качеством и безопасностью алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, организуют субъекты Российской Федерации.
     
     Например, в соответствии с Законом N 171-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок" был разработан и утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 25.06.2003 N 128-п "О специальных защитных мерах по обеспечению качества и безопасности алкогольной продукции, реализуемой на территории Ставропольского края" Порядок проведения контроля качества алкогольной продукции.
     
     В связи с вышеизложенным если расходы по передаче образцов алкогольной продукции связаны с осуществлением специальных мер по контролю качества и безопасности алкогольной продукции, предусмотренных действующим законодательством, то они могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль при выполнении условий, определенных ст. 252 НК РФ.
     

Налогообложение доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации

     
     Российская организация заключила контракт по оказанию услуг с организацией, являющейся резидентом Республики Казахстан. Услуги оказывались на территории Республики Казахстан согласно заключенному контракту. По законодательству Республики Казахстан из общей суммы контракта выделен налог на доход с нерезидента в размере 20 %. В ходе подписания актов выполненных работ выяснилось, что причитающаяся в адрес российской организации сумма будет перечислена без 20 %, так как, по мнению казахской стороны, эта сумма остается на территории Республики Казахстан. Как в этом случае следует уплачивать налог на прибыль?
     
     В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. В соответствии со ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
     
     При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ.
     
     Суммы налога, уплаченные российской организацией в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Статьей 23 Конвенции от 18.10.1996 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал (далее - Конвенция) установлено, что в Российской Федерации двойное налогообложение будет устраняться следующим образом: если резидент Российской Федерации получает доход или владеет капиталом в Республике Казахстан, которые в соответствии с положениями Конвенции могут облагаться налогом в Республике Казахстан, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемая в Республике Казахстан, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в Российской Федерации. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в Российской Федерации в соответствии с ее налоговыми законами и правилами.
     
     При этом согласно ст. 7 Конвенции прибыль предприятия договаривающегося государства (резидента Российской Федерации) облагается налогом только в этом государстве (в Российской Федерации), если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве (в Республике Казахстан) через расположенное там постоянное учреждение.
     
     Для целей Конвенции термин "постоянное учреждение (представительство)" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве.
     
     Термин "постоянное учреждение", в частности, включает:
     
     а) место управления;
     
     б) отделение;
     
     в) контору;
     
     г) фабрику;
     
     д) мастерскую;
     
     е) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.
     
     Учитывая вышеизложенное, зачет российской организации при уплате ею налога на прибыль в Российской Федерации на удержанную в Республике Казахстан сумму налога с доходов предоставляется, если такие доходы подлежали налогообложению в Республике Казахстан в соответствии с положениями Конвенции.
     
     Если доход российской организации в соответствии с положениями Конвенции не подлежал налогообложению в Республике Казахстан, то устранение двойного налогообложения возможно путем возврата удержанного казахстанской стороной налога, для чего российской организации следует обратиться в соответствующий налоговый орган Республики Казахстан.
     

Учет затрат на ремонт объекта гражданской обороны

     
     В соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, нашей организации передан на ответственное хранение по договору объект гражданской обороны (бомбоубежище). Включаются ли в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, затраты на капитальный ремонт вышеуказанного объекта?
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включаются, в частности, расходы на гражданскую оборону.
     
     Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 16.03.2000 N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне" расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в п. 1 этого Постановления, финансируются, в частности, организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, посредством отнесения вышеуказанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг). Следовательно, подобные расходы относятся на затраты организаций.
     
     Таким образом, если расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне не финансируются из соответствующих бюджетов, то организация вправе учесть их согласно подпункту 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом вышеуказанные расходы должны быть документально подтверждены.
     

Учет убытка, образовавшегося у ломбарда

     
     У ломбарда образовался убыток при реализации невостребованного залога за счет дополнительных расходов в виде затрат на получение исполнительной надписи нотариуса и расходов по оформлению кредита. Учитывается ли для целей налогообложения прибыли этот убыток?
     
     В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
     
     Согласно ст. 358 ГК РФ в случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард вправе на основании исполнительной надписи нотариуса по истечении льготного месячного срока продать это имущество в порядке, установленном для реализации заложенного имущества. После этого требования ломбарда к залогодателю (должнику) погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения.
     
     В связи с вышеизложенным расходы ломбарда, связанные с осуществлением вышеуказанной деятельности, в том числе убыток, образовавшийся при реализации невостребованного залога, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, если они соответствуют критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
     

Учет задолженности банка

     
     Банк, обслуживающий нашу организацию, прекратил свое существование. Из-за отсутствия средств на расчетном счете платежи в бюджет по налогам не были перечислены. Вправе ли организация учесть задолженность банка в составе внереализационных расходов как долги, нереальные ко взысканию?
     
     В соответствии со ст. 65 ГК РФ основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются с 1 декабря 2002 года Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), а для кредитных организаций - Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
     
     Таким образом, взаимоотношения между банком-должником и его кредиторами регулируются ГК РФ и вышеуказанными Законами.
     
     Пунктом 1 ст. 4 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
     
     При этом требования кредиторов, по которым не заявлено возражений, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены внешним управляющим (ст. 71 Закона N 127-ФЗ).
     
     На основании вышеизложенного и определяется сумма взаимных требований должника и кредитора.
     
     Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 265 НК РФ суммы безнадежных долгов приравниваются к внереализационным расходам налогоплательщика как убыток, полученный налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и такие расходы уменьшают налоговую базу при расчете налога на прибыль организаций; при этом расходы налогоплательщика должны быть документально подтверждены (п. 1 ст. 252 Кодекса).
     
     Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).
     
     Следовательно, если в соответствии с вышеуказанным порядком у организации была подтверждена задолженность банка и она может быть признана безнадежной в соответствии с требованиями ст. 266 НК РФ, то у организации такая задолженность должна учитываться в составе внереализационных расходов. При этом вышеуказанные расходы должны быть документально подтверждены.
     

Учет расходов по оплате проезда молодого специалиста от места учебы до места нахождения организации

     
     По трудовому договору, заключенному предприятием с молодым специалистом (закончившим высшее учебное заведение), организация оплачивает проезд на железнодорожном транспорте от места учебы до места нахождения предприятия. Относится ли оплата проезда молодого специалиста от места учебы до места нахождения организации к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль?
     
     В соответствии со ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в частности при переезде на работу в другую местность.
     
     При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
     
     Таким образом, в случае приема на работу работника, связанного с переездом в другую местность, работодатель обязан компенсировать расходы по переезду работника в другую местность.
     
     В связи с вышеизложенным расходы организации по оплате проезда молодого специалиста (принятого на работу по трудовому контракту) от места учебы до места нахождения организации уменьшают налоговую базу согласно налогу на прибыль и учитываются согласно подпункту 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом вышеуказанные расходы должны быть документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
     

Учет затрат градообразующих организаций

     
     Градообразующая организация имеет на своем балансе объекты обслуживающих производств и хозяйств. Некоторые объекты оказывают услуги на безвозмездной основе. Затраты на содержание этих объектов органами местного самоуправления утверждены. Вправе ли организация учесть в целях налогообложения прибыли затраты на их содержание на основании ст. 275.1 НК РФ?
     
     Согласно ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящей статьи Кодекса, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание данных объектов.
     
     Вышеуказанные расходы признаются для целей налогообложения в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных данным органам. Если вышеуказанные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.
     
     При этом при признании в целях налогообложения расходов организации необходимо учитывать положения п. 1 ст. 252 НК РФ, в соответствии с которыми расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     В случае оказания структурным подразделением градообразующей организации услуги на безвозмездной основе требование ст. 252 НК РФ не соблюдается, и такие расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются.
     
     Кроме того, сообщаем, что статус градообразующей организации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В связи с тем что НК РФ не содержит понятия "градообразующая организация", при отнесении организации к градообразующей для целей налогообложения прибыли со 2 декабря 2002 года следует руководствоваться понятием, приведенным в п. 1 ст. 69 Закона N 127-ФЗ.
     
     Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание полномочия субъектов Российской Федерации, предусмотренные главой 25 НК РФ, полагаем неправомерным для целей налогообложения прибыли установление субъектами Российской Федерации критериев статуса градообразующей организации, отличных от критериев, определенных ст. 69 Закона N 127-ФЗ.