Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Назарова
     

Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами

     
     Каким нормативным документом следует руководствоваться при определении размера убытка, полученного по сделкам купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, устанавливается как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
     
     Согласно п. 3 ст. 214.1 НК РФ доход налогоплательщика по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, определяется с учетом убытка, размер которого рассчитывается с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг.
     
     Постановлением ФКЦБ России от 24.12.2003 N 03-52/пс "Об утверждении Порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, допущенных к обращению через организаторов торговли, и установлении предельной границы колебаний рыночной цены" установлено, что вышеназванный Порядок расчета применяется, в частности, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном главой 23 НК РФ.
     
     Таким образом, при определении размера убытка, который, как следует из п. 3 ст. 214.1 НК РФ, рассчитывается с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, следует руководствоваться Порядком, утвержденным вышеуказанным постановлением ФКЦБ России.
     
     В каком порядке производится налогообложение доходов физического лица, полученных от погашения облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом, которые были приобретены на Московской межбанковской валютной бирже?
     
     В соответствии с п. 25 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления.
     
     Согласно п. 32 ст. 217 НК РФ от обложения налогом на доходы физических лиц освобождены выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение вышеуказанных облигаций.
     
     Доходом по облигациям федерального займа является купонный доход в виде процента к номинальной стоимости облигаций федерального займа, который выплачивается в порядке и размере, определяемых условиями отдельных выпусков таких облигаций, утверждаемыми Минфином России совместно с Банком России.
     
     Учитывая вышеизложенное, доход, полученный физическим лицом от погашения облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 25 и 32 ст. 217 НК РФ.
     
     Суммы дохода, полученные по иным сделкам с вышеуказанными ценными бумагами, в том числе по операциям купли-продажи облигаций федерального займа, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном ст. 214.1 НК РФ.
     

Налогообложение доходов, полученных в натуральной форме

     
     Включаются ли в налогооблагаемую базу физического лица суммы обязательного страхования гражданской ответственности, если данное физическое лицо сдает свой автомобиль в аренду организации, которая производит страхование этого автомобиля?
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховать ответственность обязаны не только собственники транспорта, но и те, кто пользуется им, в частности, по договору аренды. В таком случае в договоре аренды автомобиля следует указать, что расходы по страхованию несет организация-арендатор [ст. 637 и 646 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)].
     
     Следовательно, если организация фактически оплачивает обязательное страхование автогражданской ответственности за физическое лицо, то сумму страховки следует включать в доход физического лица, поскольку такое физическое лицо согласно ст. 211 НК РФ получает доход в натуральной форме, подлежащий налогообложению по ставке 13 %.
     
     Физическое лицо - налоговый резидент Российской Федерации, являясь сотрудником банка, получило в этом банке кредит. Условиями кредитного договора было предусмотрено, что погашение кредита будет осуществляться в течение года равными долями (поквартально) начиная со следующего месяца после получения кредита. Сотрудник банка был уволен по сокращению штатов, при этом остаток долга перед банком (остаток основного долга и проценты) он не погасил, а произвел только первый платеж по полученному кредиту. В течение трех лет в банке за вышеуказанным уволенным сотрудником числилась задолженность, на которую начислялись проценты. Через три года после выдачи кредита банк списал задолженность (с учетом начисленных за это время процентов) и по итогом налогового периода представил в налоговую инспекцию справку по форме N 2-НДФЛ, в которой указал, что по полученному доходу налог на доходы физических лиц не был удержан налоговым агентом.
     
     Возникает ли у физического лица объект обложения налогом на доходы физических лиц при списании банком отраженной в его бухгалтерском учете задолженности? Правомерно ли считать, что налогоплательщиком нарушены сроки уплаты налога, если налоговое уведомление налогоплательщику налоговым органом не вручалось?
     
     При списании за счет средств организации задолженности по кредитам с физических лиц, в том числе бывших сотрудников банка, вследствие их неплатежеспособности у таких физических лиц возникает в соответствии с положениями ст. 211 НК РФ объект обложения налогом на доходы физических лиц в виде суммы предоставленного и погашенного банком кредита.
     
     При получении доходов в натуральной форме датой получения дохода согласно подпункту 2 п. 1 ст. 223 НК РФ считается день передачи доходов в натуральной форме, то есть применительно к рассматриваемому в вопросе случаю - дата списания банком задолженности. При невозможности взыскания налога с физических лиц у источника выплаты дохода банк как налоговый агент обязан на основании ст. 226 НК РФ в течение месяца сообщить о сумме задолженности налоговому органу по месту своего нахождения.
     
     В соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента удержания налога налоговым агентом. При этом налогоплательщикам следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица с доходов, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в бюджет. Вышеуказанные лица обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Таким образом, в случае неудержания суммы налога на доходы физических лиц налоговым агентом обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной.
     
     Как определить налогооблагаемую базу физического лица при получении им дохода, выраженного в натуральной форме?
     
     Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы в целях исчисления налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 Кодекса. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, акцизов. При этом налогоплательщики имеют право уменьшить налогооблагаемую базу на стандартные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 НК РФ.
     
     В трудовых договорах отдельных сотрудников организации предусмотрен пункт, дающий право на представительские расходы в размере половины должностного оклада; при этом отчет о расходовании денежных средств не представляется. Выплачиваемая сумма считается доходом сотрудника организации, с которой удерживается налог на доходы физических лиц. Правомерно ли рассматривать вышеуказанные представительские расходы в целях обложения налогом на доходы физических лиц как дополнительную заработную плату?
     
     В соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного письмом Банка России от 04.10.1993 N 18, лица, получившие из кассы организации наличные деньги под отчет, обязаны предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы денежные средства.
     
     Если работник не представит в установленные сроки документы, подтверждающие целевое использование выданных ему денежных средств на представительские расходы, суммы таких денежных средств признаются в целях исчисления налога на доходы физических лиц доходом, полученным в натуральной форме, подлежащим налогообложению по ставке 13 % на основании п. 1 ст. 210 и п. 2 ст. 211 НК РФ.
     

Стандартные налоговые вычеты

     
     В течение отчетного года налогоплательщик работал на нескольких предприятиях. На одном из них налогоплательщику предоставляли по его письменному заявлению стандартные налоговые вычеты. По окончании налогового периода налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию о полученных доходах и суммах удержанного налога. Имеет ли право налогоплательщик сменить источник доходов, по которому предоставлялись стандартные налоговые вычеты?
     
     Согласно п. 4 ст. 218 НК РФ физические лица вправе представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства, в частности, для получения стандартных налоговых вычетов, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налоговым агентом налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 Кодекса.
     
     Поскольку в приведенном примере стандартные налоговые вычеты предоставлялись налогоплательщику налоговым агентом, то оснований для перерасчета налоговым органом налоговой базы на основании налоговой декларации с учетом предоставления стандартных вычетов, предусмотренных ст. 218 НК РФ, у другого налогового агента не имеется.
     
     Имеет ли право супруга умершего военнослужащего, который принимал в 1986 году участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в результате получил заболевание, связанное с воздействием радиации, воспользоваться стандартным налоговым вычетом в размере 500 руб.?
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление стандартного налогового вычета в размере 500 руб., в частности, родителям и супругам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. На супругов и родителей военнослужащих, умерших вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, действие вышеназванной льготы не распространяется.
     
     Установление иного порядка, предусматривающего предоставление стандартного налогового вычета в повышенном размере супругам и родителям военнослужащих, умерших вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, возможно только после внесения соответствующих изменений в НК РФ.
     
     Кто из родителей имеет право на получение установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартного налогового вычета в размере 600 руб. на содержание ребенка?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов на каждого ребенка, находящегося на обеспечении налогоплательщика. Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей), установленный настоящим подпунктом п. 1 ст. 218 НК РФ, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей.
     
     Согласно п. 3 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются каждому из родителей ребенка одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие стандартные налоговые вычеты.
     
     Физическое лицо имеет удостоверение участника войны, в котором сделана отметка "Инвалид III группы, имеет права на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона “О ветеранах”". Данная отметка заверена печатью управления социальной защиты населения. В каком размере следует предоставлять стандартный налоговый вычет, установленный ст. 218 НК РФ: в размере 500 руб. или 3000 руб. за каждый месяц налогового периода?
     
     Пунктом 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, в соответствии с которыми участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. Подпунктом 1 п. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона установлены меры социальной поддержки инвалидов войны, в соответствии с которыми инвалидам войны предоставляются льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.
     
     Таким образом, участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, приравниваются по статусу к инвалидам войны.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 218 НК РФ право на получение стандартного налогового вычета в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется в том числе на инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих.
     
     С учетом вышеизложенного организации - налоговые агенты должны предоставлять участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода согласно подпункту 1 п. 1 ст. 218 НК РФ независимо от суммы полученного дохода.
     

Освобождение доходов от налогообложения согласно положениям ст. 217 НК РФ

     
     Распространяются ли положения п. 27 ст. 217 НК РФ в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц на процентные доходы, полученные физическими лицами по сберегательным (депозитным) сертификатам?
     
     Согласно п. 27 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по рублевым вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены данные проценты, и из 9 % годовых - по вкладам в иностранной валюте.
     
     Под термином "вклад", используемым в целях налогообложения, понимаются денежные средства в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода (ст. 36 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
     
     Отношения сторон по договору банковского вклада (депозита) регулируются главой 44 "Банковский вклад" ГК РФ. По договору банковского вклада (депозита) банк, принявший поступившую от вкладчика денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором (п. 1 ст. 834 ГК РФ). При этом данный договор может оформляться, в частности, путем выдачи вкладчику специальной ценной бумаги - сберегательного или депозитного сертификата (ст. 844 ГК РФ).
     
     За пользование денежными средствами по истечении установленного срока банк, выдавший сертификат, уплачивает проценты вкладчику - держателю сертификата в размере, определяемом в сертификате, а при досрочном предъявлении сберегательного (депозитного) сертификата к оплате банком - в размере, уплачиваемом банком по вкладам до востребования, если условиями сертификата не установлен иной размер процентов.
     
     Учитывая вышеизложенное, проценты, выплаченные банком физическим лицам - держателям сберегательных или депозитных сертификатов, не учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц на основании п. 27 ст. 217 НК РФ, если они выплачиваются в пределах ставки рефинансирования Банка России с 27 июня 2003 года (после вступления в силу Федерального закона от 22.05.2003 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
     
     Наша организация заключила со страховой компанией договор добровольного медицинского страхования своих работников сроком на один год. Страховая премия уплачена организацией безналичным платежом единовременно и в полном объеме. Застрахованными физическими лицами по этому договору страхования являются как работники организации, так и члены их семей, включая несовершеннолетних детей и детей, являющихся студентами дневного отделения высшего учебного заведения.
     
     Включаются ли в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц суммы страховых взносов, производимые за физических лиц по договорам добровольного медицинского страхования, не предусматривающим выплату застрахованным физическим лицам денежных средств, а именно: физическое лицо получало медицинскую помощь (медицинские услуги) во исполнение договора добровольного медицинского страхования независимо от стоимости полученной помощи (медицинских услуг)? Применимы ли в данном случае положения п. 10 ст. 217 НК РФ?
     
     В соответствии c п. 3 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы в целях исчисления налога на доходы физических лиц учитываются суммы страховых взносов, если они вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случая, если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц.
     
     Статьей 11 НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Согласно ст. 20 Трудового кодекса Росссийской Федерации работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Юридические и физические лица, не признаваемые в установленном порядке работодателями, не вправе воспользоваться льготой, установленной п. 3 ст. 213 НК РФ.
     
     Следовательно, суммы страховых взносов, уплаченные организацией по договору добровольного медицинского страхования за членов семьи работника, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     
     Статьей 27 НК РФ определено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации выступают в качестве его представителей. Законными представителями несовершеннолетнего налогоплательщика - физического лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации являются его родители, усыновители или опекуны, с учетом особенностей, касающихся определения дееспособности гражданина, в том числе не достигшего совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста), установленных ст. 21, 26, 27, 28 ГК РФ.
     
     Таким образом, налоговые органы вправе вменять в обязанность физическим лицам - родителям уплату налога на доходы физических лиц за несовершеннолетних детей с учетом вышеприведенных положений ГК РФ. Вместе с тем по желанию родителей налоговые агенты - организации могут удержать суммы налога на доходы физических лиц из заработной платы родителей на основании письменных заявлений.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
     
     Одновременно сообщаем, что льгота, установленная п. 10 ст. 217 НК РФ, применяется при оплате работодателями лечения и медицинского обслуживания медицинским учреждениям или непосредственно налогоплательщику.
     
     Физическое лицо приобрело несколько сберегательных сертификатов Сбербанка России, по которым в 2003 году был начислен процентный доход в размере 18 % годовых. В связи с тем что полученный доход превышал ставку рефинансирования Банка России, с физического лица на момент выплаты дохода удержали налог на доходы физических лиц по ставке 35 %. Имеет ли право вышеуказанное физическое лицо рассчитывать на возврат налога на доходы физических лиц после 1 января 2004 года?
     
     Федеральным законом от 22.05.2003 N 55-ФЗ внесены изменения в редакцию п. 27 ст. 217 НК РФ, в соответствии с которыми с 27 июня 2003 года доходы в виде процентов по всем видам рублевых вкладов не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если проценты по вышеуказанным вкладам выплачиваются в пределах полной ставки рефинансирования Банка России.
     
     При этом налогоплательщикам следует иметь в виду, что отношения по договору банковского вклада (депозита) могут оформляться как посредством открытия особого банковского счета, так и посредством выдачи вкладчику специальной ценной бумаги - сберегательного или депозитного сертификата (ст. 844 ГК РФ).
     
     В связи с этим физические лица - вкладчики банка вправе обратиться за перерасчетом налоговой базы и возвратом налога к налоговому агенту, который производил исчисление налога на доходы физических лиц с процентного дохода, выплаченного по сберегательному сертификату. В таком случае возврат суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц у источника полученного дохода должен осуществляться по заявлениям физических лиц налоговыми агентами, которые производили удержание налога на доходы физических лиц.
     
     Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлению налогоплательщиком соответствующего заявления, в котором указываются реквизиты банка - получателя денежных средств.