Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О прогнозировании поступлений налога на прибыль в бюджетную систему Российской Федерации


О прогнозировании поступлений налога на прибыль в бюджетную систему Российской Федерации

     
     Ю.М. Лермонтов,
консультант Департамента бюджетной политики Минфина России
     

1. Анализ поступления налога на прибыль

     
     В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2003 году поступили 527,0 млрд руб. налога на прибыль, в том числе в федеральный бюджет - 170,8 млрд руб., или на 13,9 % больше, чем в 2002 году.
     
     Задание по налогу на прибыль на 2003 год, установленное в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2003 год”" в размере 161,9 млрд руб., выполнено на 105,5 %.
     
     В 2003 году изменилась структура поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет. Если в 2002 году налога с доходов, полученных в виде дивидендов, процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянные представительства, поступило 17,3 млрд руб., то в 2003 году - 29,6 млрд руб., или в 1,7 раза больше, а налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, - 141,2 млрд руб., или на 9 % меньше.
     
     За 9 месяцев 2004 года поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет России, составившие 611,2 млрд руб., возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 61,3%. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации составили за 9 месяцев 146,3 млрд руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года они выросли на 23,1 млрд руб., или на 18,8 %, несмотря на снижение с 1 января 2004 года налоговой ставки с 6 до 5 %.
     
     За январь - сентябрь 2004 года изменилась структура поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет относительно прошлого года.
     
     Налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет (без учета налога с доходов организаций, полученных в виде дивидендов, с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, и с доходов иностранных организаций), поступило 127,2 млрд руб., или почти на четверть больше, чем за 9 месяцев 2003 года.
     
     Налога с доходов, полученных в виде дивидендов, поступило в январе - сентябре 2004 года более 13,1 млрд руб. против 14,7 млрд руб. в соответствующем периоде 2003 года.
     
     Поступления налога на прибыль с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, составившие 4,7 млрд руб., возросли относительно января - сентября 2003 года на 1,8 %.
     
     Основной причиной роста поступлений налога на прибыль за 9 месяцев 2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стало улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также снижение удельного веса убыточных предприятий в 2003 году и в истекшем периоде 2004 года.
     
     Так, по данным Росстата, в 2003 году сальдированный финансовый результат организаций основных отраслей экономики составил +1342,8 млрд руб., что на 42,6 % больше, чем в 2002 году. За 1-е полугодие 2004 года сальдированный финансовый результат организаций основных отраслей экономики равнялся +922,2 млрд руб., что на 44,4 % больше, чем за соответствующий период 2003 года.
     
     Помесячные поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет в 2002-2004 годах характеризуются нижеприведенными данными (см. график).
          


     

2. Необходимость единого алгоритма прогнозирования поступлений налога на прибыль

     
     Наряду с НДС, акцизами и платежами за пользование природными ресурсами налог на прибыль является одним из четырех бюджетообразующих налогов (см. табл. 1).
     

Таблица 1

млрд. руб.

Наименование показателя

Задание на 2003 в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 150-ФЗ

Фактически поступило в 2003 году

% выпол-
нения

Справочно: фактически поступило в 2002 году

2003 год в % к 2002 году

Налоговые и неналоговые доходы - всего

1300,9

1311,7

100,8

1149,2

114,1

из них:


 


 


 


 


 

налог на прибыль организаций

161,9

170,8

105,5

172,2

99,2

НДС

622,6

619,0

99,4

532,3

116,3

Справочно: возмещено НДС по налоговой ставке 0 %

290,0

292,0

100,7

240,1

121,6

акцизы

250,6

248,1

99,0

210,5

117,8

платежи за пользование

243,1

249,5

102,6

214,2

116,5

природными ресурсами


 


 


 


 


 

     
     Таким образом, прогнозирование поступлений налога на прибыль имеет особое значение, поскольку завышение плановых показателей по сбору этого налога вызовет в последующем объективные трудности в его мобилизации и повлечет недопоступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     Методические подходы к прогнозированию поступлений налога на прибыль широко обсуждаются в специализированной отечественной литературе, в том числе предлагаются конкретные методики прогнозирования. Предлагаемый в настоящей статье подход основан на покомпонентном прогнозировании налоговой базы и получении суммы налогов посредством умножения на соответствующие ставки составляющих налоговой базы с последующей корректировкой на коэффициент собираемости.
     

3. Методика прогнозирования поступлений налога на прибыль организаций

     
     Предлагаемый подход к прогнозированию поступлений налога на прибыль организаций ориентирован прежде всего на специалистов федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за полноту поступления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации. Изложенный в настоящей статье подход также может быть полезен специалистам законодательных органов при оценке проекта бюджета на очередной финансовый год. Кроме того, подход может использоваться и на региональном уровне специалистами финансовых, налоговых органов.
     
     Предлагаемый подход позволяет учесть как изменение налоговой базы в результате изменения налогообложения, так и изменение ставок налога, применяемых к разным компонентам базы. При этом разные компоненты налоговой базы могут различным образом зависеть от некоторого набора макроэкономических переменных, прогноз которых возможен, и учет этих различий обеспечивает дополнительное уточнение прогнозного значения.
     
     При реализации данного подхода применительно к налогу на прибыль прогнозируются доходы от реализации товаров (работ, услуг), внереализационные доходы, расходы, связанные с реализацией, и внереализационные расходы. При суммировании доходов и вычитании расходов, а также сумм, исключаемых из прибыли в соответствии с законодательством, и льгот получается прибыль, облагаемая налогом по основной ставке, до исключения дополнительных региональных и местных льгот (эта прибыль совпадает с величиной налоговой базы для расчета налога в федеральный бюджет).
     
     Возможно прогнозирование отдельно доходов и расходов каждого вида, а также непосредственно налоговой базы для расчета налога в федеральный бюджет посредством умножения значения соответствующего показателя на индекс роста показателей с уточнением полученного значения на основании дополнительной информации, которой располагают налоговые органы субъекта Российской Федерации или иные осуществляющие прогноз лица. В качестве индекса роста может быть выбран прогнозируемый темп роста номинального валового внутреннего продукта (ВВП)*1 (то есть в этом случае используется допущение, что доля показателя в ВВП остается неизменной) или индекс инфляции (если предполагается, что показатель растет пропорционально росту цен).
     _____
     *1 Валового регионального продукта - при прогнозировании на региональном уровне.
     

     Например, если прогнозируется непосредственно налоговая база для расчета налога в федеральный бюджет, то ее значение будет равно:
          


     
     где - прогнозируемое значение налоговой  базы для расчета налога в федеральный бюджет;
     
      - фактическое значение налоговой базы для расчета налога в федеральный бюджет за предшествующий период;
     
      - прогноз ВВП;
     
      - оценка ВВП за предыдущий период.
     
     Возможны следующие способы получения суммы налоговых обязательств:
     
     а) при наличии раздельной информации о сокращении налоговой базы в силу применения региональных и местных дополнительных льгот по каждому региону можно рассчитать обязательства по уплате налогов отдельно в федеральный бюджет (умножив базу для расчета налога в федеральный бюджет на ставку налога, перечисляемого в федеральный бюджет), отдельно в региональные бюджеты (скорректировав для каждого региона полученную базу на сумму прибыли, исключаемой из налоговой базы в связи с предоставлением дополнительных льгот по налогу, уплачиваемому в бюджет субъекта Российской Федерации, и умножив ее на ставку налога по обязательствам в бюджет субъекта Российской Федерации, действующую в данном регионе), а также отдельно в местные бюджеты (скорректировав сумму прибыли для расчета налога в федеральный бюджет на сумму прибыли, исключаемой из налоговой базы в связи с предоставлением дополнительных льгот по налогу, уплачиваемому в местные бюджеты, и умножив полученную сумму на ставку налога по обязательствам в местный бюджет). При умножении полученной величины на коэффициент собираемости получается сумма поступлений налога на прибыль;
     
     б) если раздельная информация о льготах отсутствует, можно прогнозировать сумму налога, которая могла бы быть уплачена в отсутствие льгот, а затем вычитать прогнозируемую сумму уменьшения налога в результате дополнительных льгот в виде понижения ставки налога. Прогноз сумм уменьшения налога в результате льгот может осуществляться непосредственно индексированием по правилам, описанным выше, если в законодательстве регионов в отношении вышеуказанных льгот изменений не произошло, или с учетом информации об изменении законодательства в этой области. Каждый вариант изменения в этом случае требует особых правил расчета и привлечения дополнительной информации;
     
     в) можно использовать промежуточный вариант, заранее включающий некоторую погрешность. Если имеется информация о том, что льготы по налогу, уплачиваемому в местные бюджеты, невелики, то можно по аналогии с вариантом "а" для каждого региона рассчитать величину прогноза базы в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты, скорректировав прогноз базы для исчисления налога в федеральный бюджет на прогноз суммы прибыли, исключаемой из налоговой базы в связи с предоставлением дополнительных льгот, и умножить ее на сумму ставок налога по уплате в региональный бюджет и местные бюджеты. Полученную величину следует увеличить на прогноз обязательств в бюджет Российской Федерации, получив прогноз налоговых обязательств на территории региона. После коррекции на коэффициент собираемости будет получен прогноз налоговых поступлений по обязательствам текущего периода. Как и в варианте "а", совокупный прогноз осуществляется суммированием прогнозов по регионам.
     

     При этом для прогноза расходов, принимаемых к вычету из налоговой базы, можно использовать информацию о факторах, влияющих на величину этих расходов. Например, можно воспользоваться прогнозом заработной платы для прогноза расходов на оплату труда и величины единого социального налога. Для прогноза сумм амортизации следует использовать данные о средней норме амортизации по отдельным амортизационным группам за прошлые периоды, стоимость амортизируемого имущества на начало периода, а также прогноз ввода в действие основных фондов, который, в свою очередь, может основываться на данных об инвестициях прошлого периода. Сумма убытков прошлых лет, принимаемых к вычету в текущем периоде, может зависеть от убытков прошлых лет на начало налогового периода. Однако сложность использования таких корректировок заключается в том, что необходимая информация обычно становится известной только после начала налогового года, для которого выполняется прогноз. Поэтому описанная корректировка прогноза может быть целесообразной при условии, что прогнозы вышеуказанных показателей будут выполняться соответствующими ведомствами для других задач.
     
     Отдельно определяются сумма налога на доходы, полученные в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам). При этом может использоваться информация о тенденциях на соответствующих рынках.
     
     Необходимо также по возможности учесть объем дополнительных поступлений от погашения недоимки прошлых лет, годовых перерасчетов за предыдущий год, поступления сумм в погашение реструктурированной задолженности и прочие поступления, включая контрольную работу. В совокупности с прогнозами суммы поступлений налога на прибыль, налога на доходы и налога по доходам переходного периода, описанными выше, это позволит получить прогнозный объем поступлений налога на прибыль в бюджетную систему в плановом периоде.
     

4. Алгоритм расчета налога на прибыль

     
     Прогноз налога может быть сформирован согласно следующему алгоритму (см. табл. 2).
     

    Таблица 2

     

N п/п

Наименование показателя

1

ВВП

2

Прибыль для расчета налога (% ВВП)
в % к ВВП

3

Суммы, на которые корректируется прибыль для исчисления налога (исключаемые доходы, сумма убытка прошлых лет, уменьшающая налоговую базу)
в % к ВВП

4

Налоговая база для исчисления налога
в % к ВВП

5

Ставка налога, %

6

Сумма начисленного налога (стр. 4 х стр. 5)

7

Уменьшение налога на прибыль в связи с применением льгот для малых предприятий, рабочих
3 - 4 года

8

Уменьшение налога на прибыль в связи с уменьшением ставки налога на 4 пункта согласно НК РФ (в части бюджетов субъектов Российской Федерации)

9

Уменьшение налога на прибыль в связи с предоставлением дополнительных инвестиционных (в части бюджетов субъектов Российской Федерации)

10

Налог на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов (доходов от долевого участия в организациях и в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам)

11

Сумма налога на прибыль по доходам переходного периода

12

Итого сумма налога на прибыль (стр. 6 - стр. 7 - стр. 8 - стр. 9 + стр. 10 + стр. 11)

13

Коэффициент собираемости, %

14

Сумма налога с учетом коэффициента собираемости

15

Дополнительные поступления (за счет годовых перерасчетов, за счет проведения мероприятий реструктуризации задолженности, за счет погашения недоимки прошлых лет и прочие посту включая - контрольную работу)

16

Прогноз налога на прибыль с учетом дополнительных поступлений (стр. 14 + стр. 15)

     

5. Прогнозирование налога на прибыль организаций на 2005 год

     
     Расчет налога на прибыль организаций на 2005 год произведен исходя из действующего налогового законодательства с учетом поправок, внесенных Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах", а также изменений налогового законодательства, вступающих в действие в 2004-2005 годах и оказывающих влияние на формирование финансового результата.
     
     В основу расчета налога на прибыль принят прогноз на 2005 год по объему прибыли, предъявляемой налогоплательщиками в целях налогообложения, сформированный исходя из отчетных данных ФНС России о налогооблагаемой базе за 2003 год, ожидаемой оценки налогооблагаемой прибыли в 2004 году и основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации до 2007 года (см. табл. 3).
     

Таблица 3

    
Расчет поступления налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет

     

N п/п

Наименование показателя

Значение показателя, млн руб.

1

Прибыль для целей налогообложения

3 423 000,0

 
 

Прибыль с учетом корректировки для целей налогообложения

3 378 216,0

 
 

Суммы, исключаемые из прибыли в соответствии с законодательств

20 8267,0

2

Прибыль для расчета налога

3 169 949,0

 
 

Ставка налога, %

6,5

 
 

Сумма налога на прибыль

206 046,7

2

Доходы, облагаемые по ставкам, отличающимся от общеустановленной

251001,4

 
 

Среднесложившаяся ставка по доходам, %

12,66

 
 

Сумма налога на прибыль с доходов

31 776,8

3

Сумма налога по доходам переходного периода

1 490,2

4

Итого сумма налога на прибыль (1 + 2 +  3)

239313,7

 
 

Расчетный уровень собираемости, %

97,7

 
 

Сумма налога с учетом собираемости

233809,5

 
 

Дополнительные поступления по годовому перерасчету, в связи с проведением реструктуризации задолженности и взысканием налоговыми органами недоимки в ходе осуществления мероприятий по налоговому администрированию

18924,1

 
 

Уменьшение налога на льготы, срок действия которых не истек на 1 января 2005 года

447,9

5

Итого сумма налога

252 285,7

     
     В расчете налога для целей налогообложения (3423 млрд руб.) прибыль корректируется на объем доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (44,8 млрд руб.).
     
     В соответствии с законодательно установленным порядком формирования прибыли для целей налогообложения налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы ранее полученных убытков (64,7 млрд руб.), а также на доходы в виде сумм начисленных дивидендов (143,6 млрд руб.). Общее снижение налогооблагаемой прибыли за счет этих факторов составляет 208,3 млрд руб.
     
     Таким образом, прибыль для расчета налога на прибыль составляет 3169,9 млрд руб.
     
     Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, утверждена в размере 6,5 %.
     
     Поступления налога на доходы, взимаемого по ставкам 20, 15 и 9 % в зависимости от категории получателя доходов, прогнозируются на 2005 год исходя из расчетной ставки в размере 12,66 %, доли этого вида доходов в общей сумме налогооблагаемой прибыли в размере 7,43 % и составят 31,8 млрд руб. При этом в расчетах учтено, что в соответствии с законодательством налоговая ставка по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, на 2005 год установлена в размере 9 % вместо 6 % в 2004 году.
     
     В прогнозе учтены дополнительные поступления налога, исчисленного по состоянию на 1 января 2002 года и подлежащего уплате налогоплательщиками в соответствии с порядком, установленным ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с учетом изменений и дополнений), в сумме 1,5 млрд руб.
     
     Сумма налога на прибыль с учетом налога на доходы в виде дивидендов и налога по доходам переходного периода составляет 239,3 млрд руб.
     
     Расчетный уровень собираемости налога на прибыль организаций в 2005 году прогнозируется с учетом принятия мер по дальнейшему совершенствованию налогового администрирования на уровне 97,7 %.
     
     Дополнительные поступления по перерасчетам, произведенным по итогам работы за 2004 год, а также по недоимке, начисленным платежам по результатам контрольной работы налоговых органов, задолженности прошлых лет составят 18,9 млрд руб.
     
     Учтены также льготы, срок действия которых не истек по состоянию на 1 января 2002 года. В расчете налога на прибыль предусмотрены потери от предоставления этих льгот в 2005 году, в том числе малым предприятиям, и от осуществления программ по ликвидации последствий радиационных катастроф и целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих - в общей сумме 0,4 млрд руб.
     
     Таким образом, объем поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет в 2005 году прогнозируется в сумме 252,3 млрд руб., что составляет 1,35 % к ВВП и на 0,24 % выше соответствующего показателя по оценке 2004 года.