Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли

    

Об учете в целях налогообложения прибыли

     
     
О.Б. Чибисова
     

Учет расходов по приобретению объекта недвижимости и по переоформлению права аренды

     
     Организация-покупатель приобретает у организации-продавца объект недвижимости (здание) и заключает договор, по которому продавец переоформляет на покупателя право аренды земельного участка под зданием, а покупатель компенсирует продавцу расходы, понесенные им по переоформлению права аренды. Уменьшают ли у организации вышеуказанные расходы налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, приведенных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходами, учитываемыми для целей налогообложения прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
     
     Таким образом, расходы, связанные с приобретением объекта до ввода в эксплуатацию, должны формировать первоначальную стоимость этого объекта.
     
     Вышеизложенным и следует руководствоваться при формировании первоначальной стоимости объекта у покупателя.
     
     Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ).
     
     При определении расходов, связанных с приобретением объекта основных средств, возникающих после его ввода в эксплуатацию, следует учитывать положения подпункта 40 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с вышеуказанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.
     
     Вышеуказанные расходы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль и учитываются в расходах текущего периода в соответствии со ст. 272 НК РФ в течение срока действия договора аренды.
     
     При этом вышеуказанные расходы должны соответствовать критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
     

Учет суммы недоначисленной амортизации

     
     Организация осуществляет различные виды деятельности, в том числе деятельность, переведенную на уплату единого налога на вмененный доход. Следует ли сумму недоначисленной амортизации по объекту основных средств стоимостью до 10 000 руб., используемому в вышеуказанных видах деятельности, полностью включать в расходы при определении налоговой базы переходного периода или данная сумма подлежит распределению между видами деятельности?
     
     Согласно ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" организация обязана единовременно по состоянию на 1 января 2002 года включить в состав расходов, уменьшающих доходы, сумму недоначисленной амортизации по основным средствам (нематериальным активам), не соответствовавшим критериям отнесения объектов в состав амортизируемого имущества для целей налогообложения прибыли (ст. 256 и 257 НК РФ).
     
     Таким образом, для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль в регистрах налогового учета организация по состоянию на 1 января 2002 года должна была отразить единовременное списание сумм недоначисленной амортизации по вышеназванным объектам основных средств.
     
     Вместе с тем, если организация занимается несколькими видами деятельности, в том числе деятельностью, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, следует учитывать положения п. 9 ст. 274 НК РФ.
     
     Согласно п. 9 ст. 274 НК РФ расходы вышеуказанной организации в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов, относящейся к деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, в общем доходе организации по всем видам деятельности. Такой порядок распространяется, в частности, на распределение издержек обращения, начисление амортизации по амортизируемому имуществу, используемому в различных видах деятельности.
     
     На основании вышеизложенного сумма недоначисленной амортизации по объекту основных средств стоимостью до 10 000 руб., используемому в вышеуказанных видах деятельности, списывается пропорционально доле доходов организации от данных видов деятельности.
     

Учет расходов, связанных с использованием личного автотранспорта и сотовых телефонов сотрудников организации в служебных целях

     
     Согласно договору безвозмездного пользования личный автотранспорт сотрудников организации используется в служебных целях. При этом в соответствии с договором обязанности по проведению капитального и текущего ремонта возложены на арендатора. Можно ли уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на подобные расходы? Аналогичные договоры безвозмездного пользования заключены организацией в отношении личных сотовых телефонов. Как учитывается в целях налогообложения прибыли стоимость служебных телефонных переговоров?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Следовательно, если арендованный у физического лица автомобиль используется организацией для целей извлечения дохода, то вышеуказанные затраты организации являются экономически оправданными и на этом основании их можно включить в состав расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода.
     
     Согласно п. 1 ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
     
     При этом в соответствии со ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
     
     Таким образом, организация вправе отнести затраты на ремонт автомобиля в состав расходов, уменьшающих доходы, только в случае, если автомобиль используется в процессе осуществления деятельности, направленной на получение доходов, и договором ссуды предусмотрено, что данные затраты несет ссудополучатель и ссудодателем они не компенсируются.
     
     Одновременно обращаем внимание читателей журнала на то, что ненормированный рабочий день для отдельных категорий работников устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ), иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями (ст. 100 ТК РФ). Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем определяется коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации (ст. 101 ТК РФ).
     
     Если в отношении работника режим труда и отдыха отличается от общих правил, установленных в организации, то такие различия должны быть предусмотрены трудовым договором.
     
     По вопросам учета для целей налогообложения прибыли стоимости телефонных переговоров, включая стоимость абонентской платы  (в том числе с личных сотовых телефонов), по договорам безвозмездного пользования читателям журнала следует учитывать вышеприведенные разъяснения.
     
     Кроме того, документами, подтверждающими телефонные разговоры, могут быть, в частности, счет телефонной станции, расшифровка АТС с указанием номеров телефонов, с которыми велись переговоры, и т.д. При этом производственный характер может быть подтвержден утвержденным руководством организации отчетом работника, осуществляющего такие разговоры.
     

Пересчет налоговых обязательств при обнаружении ошибок

     
     При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым и отчетным периодам, организация руководствуется ст. 54 НК РФ. В соответствии со ст. 289 НК РФ организация представляла в налоговые органы уточненные декларации по налогу на прибыль за 2002-2003 годы как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения обособленных подразделений, расположенных в разных регионах Российской Федерации. Как следует производить пересчет обязательств с выделением доли по обособленным подразделениям, если на момент обнаружения ошибки одно из обособленных подразделений снято с учета в налоговом органе в связи с ликвидацией?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
     
     Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
     
     Таким образом, в случае выявления в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль ошибок (искажений), относящихся к разным отчетным (налоговым) периодам, налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию за каждый отчетный (налоговый) период.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
     
     Налоговые декларации уточняются с целью определения правильной суммы налога, подлежащей зачислению в соответствующие бюджеты.
     
     В связи с вышеизложенным при уточнении налоговой декларации сумма налога на прибыль должна распределяться (перераспределяться) исходя из того количества обособленных подразделений и той их доли в налоговой базе в целом по налогоплательщику, которые были заявлены в первичной налоговой декларации за отчетный период совершения ошибки.
     
     При этом для зачисления налога на прибыль (возврата налога из бюджета) факт ликвидации обособленного подразделения юридического лица к моменту подачи уточненной налоговой декларации значения не имеет. Уточненные декларации по налогу на прибыль подаются в те налоговые органы, в которых на момент сдачи первичной налоговой декларации состоял на учете налогоплательщик (юридическое лицо - головная организация), имеющий в своем составе обособленные подразделения.
     

Учет расходов на оплату отпусков

     
     В организации была осуществлена реорганизация в форме выделения. Трудовые договоры с работниками продолжены с их согласия в выделяемых акционерных обществах. Вправе ли новая организация учесть согласно ст. 255 НК РФ расходы на оплату отпусков работникам и компенсации за неиспользованные отпуска?
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     К расходам на оплату труда относятся, в частности, денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (п. 8 ст. 255 НК РФ).
     
     Согласно ст. 75 ТК РФ смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (за исключением руководителя и главного бухгалтера). При изменении подведомственности (подчиненности) организации, а равно при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются.
     
     Таким образом, при реорганизации организации, в частности в форме выделения, трудовые отношения с работниками продолжаются и происходит только замена одной из сторон трудового договора - работодателя.
     
     Следовательно, отпуска, не использованные работниками реорганизуемой организации,  должны остаться за ними в новой (выделенной) организации.
     
     В связи с вышеизложенным расходы на оплату отпусков и компенсации за неиспользованные отпуска работникам реорганизованной организации, которые перешли в новую (выделенную) организацию, учитываются в составе расходов новой (выделенной) организации и рассчитываются в порядке, установленном п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213.
     

Учет расходов по выплате вознаграждения руководителям государственных предприятий

     
     Учитываются ли в целях налогообложения прибыли расходы по выплате вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности руководителям государственных предприятий в соответствии с Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Пунктом 2 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда в целях главы 25 настоящего Кодекса относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.
     
     Согласно п. 22 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
     
     Оплата труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов) регулируется Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов), утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 N 210.
     
     Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление (п. 4 вышеуказанного Положения).
     
     Учитывая вышеизложенное уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на расходы по выплате вознаграждения руководителям государственных предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренного в трудовых договорах (контрактах) за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, не производится.
     

Налогообложение градообразующих организаций

     
     Акционерное общество, являющееся градообразующим, статус которого утвержден в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет на балансе спортклуб, досуговый центр и осуществляет реализацию услуг данными подразделениями бесплатно, то есть без взимания платы. Нормативы на содержание вышеуказанных объектов утверждены органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Можно ли затраты на содержание данных объектов учесть в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов налогоплательщика на основании ст. 275.1 НК РФ?
     
     Можно ли применять для целей налогообложения прибыли критерии отнесения организации к градообразующей, установленные законом субъекта Российской Федерации?
     
     Согласно ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абзацах третьем и четвертом ст. 275.1 настоящего Кодекса, имеют право принимать для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание вышеуказанных объектов.
     
     Для целей налогообложения данные расходы признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики имеют право применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных вышеуказанным органам. Если эти объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по  месту нахождения данных объектов.
     
     При этом при признании в целях налогообложения расходов организации должны учитываться положения п. 1 ст. 252 НК РФ, в соответствии с которыми расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     В случае оказания структурным подразделением градообразующей организации услуг на безвозмездной основе требование ст. 252 НК РФ не соблюдается, и такие расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются.
     
     Статус градообразующей организации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В связи с тем что НК РФ не содержит понятия "градообразующая организация", при отнесении организации к градообразующей для целей налогообложения прибыли со 2 декабря 2002 года следует руководствоваться понятием, приведенным в п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (до 2 декабря 2002 года действовал Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ).
     
     Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание полномочия субъектов Российской Федерации, предусмотренные главой 25 НК РФ, полагаем неправомерным установление субъектами Российской Федерации для целей налогообложения прибыли критериев статуса градообразующей организации, отличных от критериев, определенных ст. 69 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
     

Учет расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке

     
     Подпунктом 17 п. 1 ст. 265 НК РФ предусмотрено, что в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.
     
     Планом проведения работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет средств организации, предусмотрены работы по реконструкции объектов основных средств, строительно-монтажные и проектно-изыскательские работы. План утвержден в установленном порядке. Работы по реконструкции объектов завершены в 2003 году, что подтверждено соответствующими актами приемки-передачи. В целях налогообложения прибыли данные затраты включены организацией в состав внереализационных расходов как расходы по проведению мобилизационной подготовки. Правомерно ли это?
     
     В соответствии с подпунктом 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.
     
     Порядок применения вышеуказанного подпункта п. 1 ст. 265 НК РФ разъяснен в п. 1.3 Положения о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденного Минэкономразвития России N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564, МНС России N БГ-18-01/3 02.12.2002.
     
     При этом организациям следует иметь в виду, что расходы, связанные с реконструкцией объекта основных средств, не могут быть отнесены к расходам, связанным с их содержанием.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов согласно НК РФ.
     
     Пунктом 2 ст. 257 НК РФ установлено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
     
     К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
     
     На основании вышеизложенного расходы организации по реконструкции объектов основных средств, относящихся к мобилизационным мощностям, увеличивают первоначальную стоимость этих объектов.
     

Учет резерва по сомнительным долгам при реорганизации юридического лица

     
     В октябре 2003 года налоговым органом была осуществлена государственная регистрация реорганизации ЗАО в форме присоединения к нему ООО. Как должен был учитываться для целей налогообложения прибыли резерв по сомнительным долгам у реорганизованного ЗАО после присоединения к нему реорганизуемого юридического лица?
     
     В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
     
     При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
     
     Согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
     
     Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
     
     Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица установлен ст. 50 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном данной статьей Кодекса.
     
     Согласно п. 5 ст. 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
     
     Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации) (п. 3 ст. 55 НК РФ).
     
     В связи с вышеизложенным присоединяемое юридическое лицо, в данном случае ООО, должно было рассчитаться по своим обязательствам за период с начала года по 30 октября 2003 года и сдать соответствующую отчетность в налоговые органы.
     
     С момента реорганизации в соответствии с передаточным актом обязанности по уплате налогов и других обязательств в соответствии с действующим законодательством переходят к его правопреемнику - ЗАО.
     
     Что касается учета резерва по сомнительным долгам при реорганизации в форме присоединения, то организациям необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии со ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
     
     Порядок учета для целей налогообложения прибыли расходов на формирование резервов по сомнительным долгам определяется согласно ст. 266 НК РФ.
     
     В связи с этим если в учетной политике реорганизуемого лица и присоединяемого к нему содержался единый порядок учета для целей налогообложения прибыли резерва по сомнительным долгам, то суммы вышеуказанных резервов подлежали суммированию в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реорганизация.
     
     В следующем после реорганизации отчетном периоде реорганизованная организация должна была учитывать резервы по сомнительным долгам согласно нормам ст. 266 НК РФ.
     
     Если учетная политика вышеуказанных организаций в отношении резерва по сомнительным долгам была различной, у присоединяемой организации вся не использованная сумма резерва полностью подлежала включению в состав ее внереализационных доходов в соответствии с п. 7 ст. 250 НК РФ при составлении последней налоговой отчетности.