Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли

     
     О.Б. Чибисова
     

Учет расходов по оплате электроэнергии на технологические нужды

     
     МУП "Горэлектросеть" по договору на оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности, заключенному с энергоснабжающей организацией (ОАО), оказывает услуги по передаче электроэнергии присоединенным к его сетям абонентам ОАО. При этом договором предусмотрено, что МУП оплачивает ОАО величину расходов электроэнергии на технологические нужды (технологические потери), норматив которой утверждается региональной энергетической комиссией. Уменьшают ли налоговую базу МУП затраты по оплате расходов электроэнергии на технологические нужды?
     
     Для целей налогообложения прибыли принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения прибыли приравниваются, в частности, технологические потери при производстве и (или) транспортировке.
     
     МУП "Горэлектросеть" по заключенному с энергоснабжающей организацией (ОАО) договору на оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности оказывает услуги по передаче электроэнергии присоединенным к его сетям абонентам ОАО.
     
     Следовательно, МУП "Горэлектросеть" не является ни продавцом, ни покупателем электроэнергии, а оказывает услуги по передаче по своим сетям электрической энергии, принадлежащей ОАО, до его абонентов.
     
     Таким образом, потери электроэнергии при транспортировке не являются потерями МУП, обеспечивающего транспортировку электроэнергии, а являются потерями собственника электроэнергии при ее транспортировке и реализации, у которого они и могут быть учтены в уменьшение налогооблагаемой прибыли.
     

Учет расходов комбината общественного питания

     
     Организация имеет в своей структуре комбинат общественного питания. Каким образом для целей налогообложения прибыли учитываются расходы по его содержанию?
     
     В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     Для целей главы 25 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
     
     Например, в структуре организации с целью организации питания трудового коллектива создано функциональное подразделение - комбинат общественного питания с сетью столовых-доготовочных, которые работают на полуфабрикатах и имеют кладовые емкостью в расчете на суточный запас сырья. Ежедневное обеспечение столовых полуфабрикатами осуществляет фабрика-заготовочная с производственными цехами (мясным, кондитерским, кулинарным, пекарней).
     
     Снабжение производственных цехов фабрики-заготовочной и столовых сырьем и овощной продукцией производится производственно-складским комплексом, в состав которого входят продовольственные склады, овощехранилища с переходящими запасами картофеля и овощей до нового урожая и овощной цех с камерой под суточный запас сырья.
     
     Если комбинат общественного питания реализует услуги как своим работникам, так и сторонним лицам, то расходы, связанные с осуществлением деятельности вышеуказанного комбината, в том числе цехов фабрики-заготовочной и овощного цеха, а также производственно-складского комплекса, должны учитываться в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.
     
     Если деятельность комбината общественного питания не соответствует критериям, приведенным в ст. 275.1 НК РФ, то следует делать различие между объектами общественного питания и другими обособленными подразделениями организации, осуществляющими деятельность с использованием указанных объектов.
     
     В соответствии с подпунктом 48 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи).
     
     Определение объектов общественного питания приведено в п. 3 ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденном постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35.
     
     В связи с вышеизложенным расходы по содержанию объектов комбината, относящихся к объектам общественного питания согласно ГОСТ Р 50647-94, в частности фабрики-заготовочной с производственными цехами и цеха по изготовлению овощных полуфабрикатов, могут учитываться согласно подпункту 48 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что они используются только для обслуживания трудового коллектива организации. При этом перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций согласно вышеуказанному подпункту п. 1 ст. 264 НК РФ, является закрытым.
     

Налогообложение обслуживающих производств и хозяйств

     
     Градообразующее промышленное предприятие имеет на своем балансе подсобные хозяйства. Возможно ли отнесение деятельности подсобных хозяйств к обслуживающим производствам и хозяйствам в соответствии со ст. 275.1 НК РФ, если в данной статье Кодекса предусмотрено, что подсобные хозяйства осуществляют реализацию услуг, а не продукции? Если "да", то как учитывается убыток, полученный при осуществлении данной деятельности?
     
     В соответствии с абзацем вторым ст. 275.1 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
     
     При этом перечисленные в ст. 275.1 НК РФ обслуживающие производства и хозяйства могут как производить продукцию (подсобное хозяйство), так и оказывать услуги.
     
     Следовательно, к обслуживающим производствам и хозяйствам должны быть отнесены и те территориально обособленные подразделения, которые производят продукцию и реализуют товары.
     
     Что касается градообразующих организаций, то следует иметь в виду, что порядок учета расходов их структурных подразделений по содержанию объектов жилищного фонда, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы определен в последнем абзаце ст. 275.1 НК РФ, которым предусмотрено, что налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, приведенных в абзацах третьем и четвертом данной статьи Кодекса, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание вышеуказанных объектов. Эти расходы признаются для целей налогообложения в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.
     
     Таким образом, в пределах норматива могут учитываться расходы только тех объектов, которые перечислены в последнем абзаце ст. 275.1 НК РФ, то есть объектов жилищного фонда, жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы.
     
     По иным обособленным объектам градообразующей организации, в том числе по подсобным хозяйствам, налогоплательщик определяет налоговую базу в общеустановленном порядке в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.
     

Учет расходов на лечение профессиональных заболеваний работников

     
     Может ли организация учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, расходы на лечение профессиональных заболеваний работников? Учитываются ли расходы, связанные с содержанием здравпункта?
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов включаются расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
     
     Вместе с тем читателям журнала следует учитывать, что согласно п. 29 ст. 270 НК РФ расходы на оплату путевок на лечение или отдых, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников, не учитываются для целей налогообложения прибыли.
     
     Список профессиональных заболеваний работников, которые вызваны исключительно или преимущественно действием вредных, опасных веществ и производственных факторов, утвержден приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (далее - Список).
     
     Кроме того, вышеназванным приказом Минздравмедпрома России утверждено Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, которым регламентируются вопросы об обязательном медосмотре работников различных отраслей. При этом предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся лечебно-профилактическими учреждениями (организациями) с любой формой собственности, имеющими соответствующую лицензию и сертификат.
     
     Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) предусмотрено, что работодатель обязан, в частности, в случаях, предусмотренных вышеуказанным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников.
     
     Федеральным законом от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" предусмотрена обязанность работодателя обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.
     
     В связи с вышеизложенным расходы организации на лечение профессиональных заболеваний работников, которые включены в Список, а также расходы по проведению обязательных периодических медицинских осмотров учитываются в целях налогообложения в соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     
     По вопросу расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, необходимо иметь в виду следующее.
     
     Статьей 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить, в частности, санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.
     
     Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.06.2003 N 229, существующие в системе здравоохранения такие структурные подразделения, как здравпункты, медпункты, в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены.
     
     По сообщению Минздрава России, функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности.
     
     Техническое оснащение здравпунктов должно позволять им выполнять следующие задачи: оказание первичной медико-санитарной помощи, транспортировка больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения, проведение лечебных и профилактических мероприятий.
     
     Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 499 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" определены минимальные требования к обеспечению здравпунктов необходимым оборудованием и инвентарем.
     
     Здравпункты призваны выполнять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических требований, направленных непосредственно на создание безопасных условий труда на вредном производстве, предупреждение и профилактику профзаболеваний, соблюдение мер по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, на поддержание чистоты и порядка на производстве.
     
     На основании вышеизложенного расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, при выполнении всех вышеперечисленных условий могут учитываться согласно подпункту 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в размере фактических затрат. При этом в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ вышеуказанные расходы должны быть подтверждены документально.
     
     При этом не относится к вышеперечисленным функциям содержание стоматологического кабинета и оказание стоматологических услуг работникам организации. К затратам, связанным с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, нельзя также отнести расходы по оплате круглосуточного дежурства бригады скорой помощи.
     

Учет доходов при реорганизации организации

     
     Организация реорганизована путем присоединения. В порядке правопреемства по передаточному акту организации-правопреемнику передаются основные средства, дебиторская (кредиторская) задолженность и т.д. Возникают ли при такой реорганизации в результате передачи по передаточному акту реорганизуемым юридическим лицом имущества правопреемнику у получающей стороны - правопреемника доходы, учитываемые для целей налогообложения?
     
     Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
     
     Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
     
     Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ и п. 4 ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
     
     В связи с этим у организации в процессе присоединения к ней другой (других) организации (организаций) на основании решения учредителей изменяется объем имущества и обязательств на дату окончания реорганизации.
     
     В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организаций", "Налог на доходы от капитала" настоящего Кодекса.
     
     Следовательно, получение имущества в рассматриваемой ситуации не приводит к возникновению налогооблагаемых доходов. При этом стоимость (первоначальная стоимость) имущества (имущественных прав), получаемого организациями-правопреемниками, для целей главы 25 НК РФ признается равной стоимости (остаточной стоимости) вышеуказанного имущества (имущественных прав), определяемой по данным налогового учета передающей стороны на дату окончания реорганизации.