Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете банками расходов на рекламу в целях налогообложения


Об учете банками расходов на рекламу в целях налогообложения

     
     С.А. Яковлева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

1. Общий порядок налогового учета расходов на рекламу

     
     Согласно подпункту 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к расходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 вышеуказанной статьи Кодекса.
     
     Пункт 4 ст. 264 НК РФ конкретизирует виды рекламы и рекламные мероприятия, расходы на которые могут быть отнесены банками к расходам на рекламу в целях главы 25 настоящего Кодекса.
     
     Статья 264 НК РФ содержит ограничение для принятия в целях главы 25 настоящего Кодекса расходов, указанных в абзаце пятом п. 4 ст. 264 НК РФ. Данные расходы, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
     

2. Требования к признанию расходов для целей главы 25 НК РФ

     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей главы 25 настоящего Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и постановлению Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" первичными учетными документами являются документы, составленные по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утверждаемых Госкомстатом России по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России.
     
     Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, утверждаются в принятой организацией учетной политике, утверждаемой приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
     
     К расходам организации на рекламу, уменьшающим налогооблагаемую базу, в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ относятся, в частности, расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.
     

3. Реклама банка в виде щитов на эскалаторе метро

     
     Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ) установлено, что распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама) в порядке, предусмотренном п. 2 и 3 ст. 14 Закона N 108-ФЗ.
     
     При этом, например, реклама банка в виде щитов на эскалаторах и в вестибюлях метро не может быть отнесена к наружной рекламе, так как не отвечает требованиям, приведенным в ст. 14 Закона N 108-ФЗ.
     
     Расходы банка на рекламу в виде щитов на эскалаторах и в вестибюлях метро могут быть отнесены к расходам, принимаемым для целей налогообложения прибыли в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ как расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом вышеуказанного пункта ст. 264 Кодекса, в составе прочих расходов, в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой согласно ст. 249 НК РФ, при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 Кодекса.
     

4. Реклама банка на транспорте

     
     Статья 15 Закона N 108-ФЗ выделяет рекламу на транспортных средствах в отдельный вид рекламы, отличающийся признаками и порядком размещения от наружной рекламы.
     
     Согласно п. 1 ст. 15 Закона N 108-ФЗ распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лиц, обладающих вещными правами на это имущество.
     
     При этом в соответствии с кодом 60.21.23 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, деятельность метрополитена относится к деятельности прочего сухопутного транспорта раздела I "Транспорт и связь".
     
     Таким образом, расходы на рекламу в вагонах электропоездов, в городском наземном транспорте (расположенную как внутри, так и снаружи транспортного средства), осуществляемую в соответствии с требованиями ст. 15 Закона N 108-ФЗ, относятся к расходам на рекламу на транспортных средствах, принимаемым для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, в размере, предусмотренном абзацем пятым п. 4 ст. 264 НК РФ, при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
     

5. Наружная реклама банка

     
     При размещении рекламных сообщений с использованием средств наружной рекламы рекламодатель может нести расходы в виде платы за аренду рекламного щита вместе с арендой земельного участка или, например, расходы по доставке изготовленных рекламных стендов, рекламных щитов.
     
     Если банк осуществляет аренду рекламного места (щита, стенда и др.), то арендная плата за аренду рекламного носителя (рекламного места) относится к расходам на световую и наружную рекламу, учитываемым в составе расходов организации на рекламу, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Расходы банка на доставку рекламного щита, стенда также учитываются для целей налогообложения прибыли. Если рекламный щит, стенд относятся к амортизируемому имуществу, то вышеуказанные расходы увеличивают их стоимость и списываются через начисление амортизации.
     

6. Расходы банка для привлечения клиентов

     
     В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 настоящего Кодекса относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети, на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, а также расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний.
     
     В ст. 264 НК РФ не указаны иные, кроме приведенных выше, ограничения для принятия данных расходов в целях главы 25 Кодекса, в частности не содержится ограничений по механизму розыгрыша призов и составу лиц, претендующих на их получение.
     
     Из вышеизложенного следует, что расходы банка на приобретение призов, разыгрываемых во время проведения массовой рекламной кампании, связанной с реализацией банковских услуг, между лицами, заключившими с банком рекламируемый договор, например договор срочного вклада, принимаются для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 и п. 4 ст. 264 НК РФ.
     

7. Реклама банка в средствах массовой информации

     
     Расходы по оказанию банку услуг, связанных с обработкой информации для проведения рекламной кампании, а также организации рекламной кампании в средствах массовой информации могут относиться к расходам, принимаемым для целей налогообложения прибыли согласно п. 4 ст. 264 НК РФ, при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     Расходы банка, связанные с реализацией банковских услуг и иных сделок, в частности, по мониторингу рекламной активности региональных филиалов банка в печатных средствах массовой информации, произведенных по договору со специализированной организацией, по проведению анализа влияния на бизнес рекламной деятельности филиалов банка, а также по проведению исследований по разработке рекламной стратегии продвижения продуктов банка и разработке предложений по исследованию рынка рекламных концепций, могут быть приняты в уменьшение налогооблагаемой прибыли согласно подпунктам 14-15 п. 1 ст. 264 НК РФ при обоснованности и документальном подтверждении расходов.
     

8. Порядок признания расходов на рекламу для целей налогообложения прибыли

     
     Согласно подпункту 3 п. 7 ст. 272 НК РФ при методе начисления, применяемом банками для принятия расходов в целях главы 25 настоящего Кодекса, датой осуществления расходов признается дата расчетов согласно условиям договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода - для расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и исходя из принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов [по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода].
     
     Таким образом, расходы банка на наружную рекламу относятся на уменьшение доходов от производства и реализации того отчетного (налогового) периода, в котором был составлен документ, подтверждающий осуществление расходов и отнесение их к деятельности, связанной с получением дохода.
     
     При размещении рекламы более чем на один отчетный (налоговый) период вышеуказанные расходы в соответствии с принципом равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (п. 1 ст. 272 НК РФ) равномерно и пропорционально относятся на уменьшение доходов от реализации банковских услуг данных отчетных (налоговых) периодов, которые не должны превышать срока размещения наружной рекламы.
     
     Так, если объект наружной рекламы отвечает требованиям ст. 257 НК РФ, то его стоимость погашается путем начисления амортизации в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 3 п. 7 ст. 272 НК РФ при методе начисления датой осуществления прочих расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода - для расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги).
     
     При этом под датой предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, следует понимать дату составления вышеуказанных документов.
     
     Таким образом, расходы банка на выполнение информационных, консультационных и иных аналогичных услуг, а также расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети относятся на уменьшение доходов от производства и реализации того отчетного (налогового) периода, в котором возникла обязанность оплатить оказанные услуги.
     
     При использовании результатов вышеуказанных услуг более одного отчетного (налогового) периода данные расходы в соответствии с положениями п. 1 ст. 272 НК РФ равномерно и пропорционально относятся на уменьшение доходов от реализации банковских услуг данных отчетных (налоговых) периодов, которые не должны превышать срока фактического использования этих услуг.