Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правовое регулирование налога на игорный бизнес


Правовое регулирование налога на игорный бизнес

     
     И.Д. Черник,
государственный советник Российской Федерации 2 класса, к.ю.н.
     

1. Общие положения

     
     В 2004 году вступила в действие глава 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая введена Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" и действует в настоящее время в редакции Федерального закона от 30.06.2004 N 60-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 60-ФЗ).
     
     До вступления в силу главы 29 НК РФ действовал Федеральный закон от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (далее - Закон N 142-ФЗ).
     
     В настоящей статье рассматривается правовое регулирование налогообложения игорного бизнеса по состоянию на 1 февраля 2005 года.
     
     С 1 января 2004 года данная сфера бизнеса получила новое правовое регулирование.
     
     В частности, пересмотрены понятия и термины, связанные с игорным бизнесом, в значительной степени по новому определен круг плательщиков налога и перечень объектов игорного бизнеса, подлежащих налогообложению.
     
     Так, с января 2004 года установлены следующие основные понятия, относящиеся к этому виду деятельности:
     
     - игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг*1.
     _____
     *1 Такое определение игорного бизнеса, в частности, означает, что он не подпадает под действие Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
     
     До вступления в силу главы 29 НК РФ под игорным бизнесом понималась предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение;
     
     - организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы (далее - организатор игорного заведения), - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе.
     

     До 2004 года такое понятие вообще не было законодательно установлено. Закон N 142-ФЗ определял только понятие "игорное заведение" - предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места)*1;
     _____
     *1 Понятие "игорное заведение" до сих пор сохранено в постановлении Правительства РФ от 15.07.2002 N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений" (Собрание законодательства РФ, 22.07.2002, N 29, ст. 2964; Российская газета, 01.08.2002, N 141).
     
     - организатор тотализатора - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша (ранее такого понятия в Законе N 142-ФЗ не существовало);
     
     - участник - физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения;
     
     - азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
     
     Согласно Закону N 142-ФЗ под азартной игрой подразумевалось основанное на риске или заключенное между двумя либо несколькими физическими или юридическими лицами по правилам, установленным игорным заведением, соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, на наступление которого стороны имели возможность оказывать воздействие;
     
     - пари - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
     
     Это понятие более детализировано по сравнению с ранее установленным, когда пари определялось как основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими лицами, как физическими, так и юридическими, соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, относительно которого было неизвестно, наступит оно или нет;
     

     - игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор.
     
     До 2004 года организатор игр мог участвовать в игре еще и как наблюдатель;
     
     - игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в данной игре;
     
     - игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в вышеуказанных играх представителя организатора игорного заведения*1.
     _____
     *1 По мнению МНС России, изложенному в письме от 12.03.2004 N 22-1-14/413 "О налоге на игорный бизнес", игровые автоматы с выигрышем в виде мягкой игрушки подпадают под действие главы 29 НК РФ.
     
     Согласно Закону N 142-ФЗ под игровым автоматом подразумевалось только оборудование с денежным выигрышем;
     
     - касса тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
     
     Закон N 142-ФЗ устанавливал общее понятие кассы как специально оборудованного места в игорном заведении (тотализаторе или букмекерской конторе), где учитывалась общая сумма ставок и определялась сумма выигрыша, подлежавшая выплате (за исключением кассы тотализатора, являвшегося структурным подразделением государственного унитарного предприятия).
     
     Таким образом, после введения в действие главы 29 НК РФ был существенно пересмотрен понятийный аппарат игорного бизнеса, а также добавлены новые понятия - "игровое поле" и "участник".
     
     Рассмотрим более подробно правовое регулирование налога на игорный бизнес.
     

2. Налоговый период

     
     Налоговым периодом по налогу на игорный бизнес является календарный месяц.
     

3. Налогоплательщики

     
     Плательщиками налога на игорный бизнес являются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
     

4. Объекты налогообложения

     
     Объектами обложения налогом на игорный бизнес признаются:
     
     1) игровой стол;
     
     2) игровой автомат;
     
     3) касса тотализатора;
     
     4) касса букмекерской конторы.
     

5. Правовое регулирование регистрации объектов налогообложения

     
     Налогоплательщик обязан зарегистрировать каждый объект налогообложения в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
     
     В соответствии со ст. 366 НК РФ регистрация объектов налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика. Налоговый орган обязан выдать свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
     
     Формы заявления налогоплательщика и свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения утверждаются Минфином России (в 2004 году эти формы были утверждены приказами МНС России от 08.01.2004 N ВГ-3-22/7@ и 09.01.2004 N ВГ-3-22/9@).
     
     С 1 января 2005 года в нескольких субъектах Российской Федерации усложнен порядок регистрации объектов налогообложения.
     
     Напомним читателям журнала, что плательщиками рассматриваемого налога признаются организации и предприниматели, ведущие соответствующую деятельность.
     
     Закон N 60-ФЗ установил, что налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливаются объекты налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки этих объектов в срок не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
     
     На практике это означает следующее. Раньше юридическое лицо, созданное и зарегистрированное в установленном порядке на территории одного субъекта Российской Федерации, могло создавать филиалы на территории других субъектов Российской Федерации, которые оперативно осуществляли от имени головной организации хозяйственную деятельность и уплату налогов. Теперь же осуществлять взаимодействие с налоговыми органами формально имеет право только головная организация, что существенно затруднит хозяйственную деятельность юридических лиц.
     

     Еще больше проблем возникло у индивидуальных предпринимателей.
     
     С 1 января 2005 года значительно сократился перечень региональных и местных налогов и сборов; таким образом, налог на игорный бизнес становится существенным источником пополнения региональных бюджетов.
     
     Заявление о регистрации объектов налогообложения налогоплательщик подает в налоговый орган лично или через своего представителя либо направляет в виде почтового отправления с описью вложения.
     
     Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
     
     Объект налогообложения считается зарегистрированным или соответственно выбывшим*1 с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган соответствующего заявления - или о регистрации объектов налогообложения, или о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения.
     _____
     *1 Здесь, к сожалению, имеется неточность, допущенная законодателем, порождающая возможности для двоякого толкования: уменьшение объектов налогообложения должно быть зарегистрировано за два рабочих дня до их выбытия (п. 3 ст. 366 НК РФ) и в то же время объекты считаются выбывшими со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации их выбытия (п. 4 ст. 366 НК РФ). Объяснить это можно только так: с точки зрения налогообложения объект считается выбывшим со дня представления заявления и должен быть удален из помещения казино, игрового зала и т.д. в течение двух дней, или касса тотализатора и букмекерской конторы должна быть размонтирована за два дня.
     
     Налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения от налогоплательщика заявления о регистрации объектов налогообложения или об изменении их количества выдать свидетельство о регистрации или внести необходимые изменения в ранее выданное свидетельство.
     
     НК РФ предусматривает санкции за нарушение порядка регистрации налогоплательщика в налоговых органах в виде штрафа в размере двух или шести ставок налога, установленных для соответствующего объекта налогообложения.
     

6. Налоговая база

     
     По каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество объектов налогообложения.
     
     Иными словами, если налогоплательщик установил игровые автоматы и содержит букмекерскую контору, то он должен раздельно производить расчет по игровым автоматам исходя из их количества и отдельно по букмекерской конторе.
     

7. Налоговые ставки

     
     Поскольку налог на игорный бизнес относится к региональным налогам (ст. 14 НК РФ), федеральный законодатель установил минимальные и максимальные ставки налога, в пределах которых законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут осуществлять самостоятельное регулирование.
     
     Ставки налога на игорный бизнес установлены в следующих размерах (см. таблицу).
     
     Если законами субъектов Российской Федерации ставки налога не определены, применяются минимальные ставки налогов (ст. 369 НК РФ).
     
     Регулирование налогообложения игорного бизнеса в субъектах Российской Федерации будет рассмотрено ниже.
     

8. Порядок представления налоговой декларации

     
     Налоговая декларация за истекший налоговый период, которым признается календарный месяц, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
     
     Форма налоговой декларации утверждена приказом Минфина России от 01.11.2004 N 97н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес и инструкции о порядке ее заполнения" (в ред. от 24.01.2005).
     
     Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.
     

9. Порядок исчисления и уплаты налога

     
     Сумма налога на игорный бизнес исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, определенной для каждого объекта налогообложения.
     
     Статья 370 НК РФ предусматривает, что если один игровой стол имеет более одного игрового поля, то ставка налога по данному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей. При применении данной нормы НК РФ следует учитывать, что понятие "игровое поле", установленное абзацем девятым ст. 364 Кодекса, предусматривает участие в игре одного представителя организатора игорного заведения. Таким образом, под действие ст. 370 НК РФ не подпадают электронные рулетки, которые запускаются автоматически и представляют собой один из видов игровых автоматов.
     

10. Особенности исчисления налога в зависимости от даты установки и выбытия объектов налогообложения

     
     При исчислении суммы налога на игорный бизнес следует исходить из даты установки объектов налогообложения. Если их установка произошла до 15-го числа отчетного месяца, налогоплательщик уплачивает налог в полном размере, если же объекты налогообложения установлены после 15-го числа, - в размере одной второй ставки.
     
     При изменении количества объектов (увеличении или уменьшении) налог на игорный бизнес рассчитывается по каждому конкретному объекту исходя из времени его эксплуатации в отчетном месяце.
     

11. Расчет налога при выбытии объекта налогообложения

     
     Так как объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган соответствующего заявления (п. 4 ст. 366 НК РФ), то, если заявление о его выбытии поступает в налоговый орган 14-го или 15-го числа текущего месяца (п. 4 ст. 370 Кодекса), сумма налога по такому объекту рассчитывается в размере одной второй установленной ставки налога в данном субъекте Российской Федерации.
     
     Соответственно, при выбытии объекта налогообложения после 15-го числа отчетного месяца ставка налога по нему исчисляется в полном размере.
     

12. Расчет налога при установке новых объектов налогообложения

     
     При установке новых объектов налогообложения ситуация выглядит иным образом. Объект налогообложения должен быть зарегистрирован за два рабочих дня до установки (п. 3 ст. 366 НК РФ). Иначе говоря, налогоплательщики не могут начать использовать игровой стол, автомат и т.д. ранее чем через два рабочих дня после получения налоговым органом соответствующего заявления налогоплательщика. Если НК РФ не оговорено особо (а в данном случае этого нет), то сроки исчисляются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, то есть начиная со следующего дня за днем получения заявления.
     
     Таким образом, налогоплательщик, подавший заявление в налоговый орган (что в соответствии с п. 4 ст. 366 НК РФ приравнивается к регистрации объекта налогообложения), например 14-го числа, может начать использовать объект налогообложения не ранее 17-го числа, и то только в том случае, если на этот промежуток времени не попадают выходные дни или дни государственных праздников.
     
     Поскольку при увеличении объектов налогообложения размер налога рассчитывается не от даты регистрации объекта, а от даты его установки (абзац второй п. 3 ст. 370 НК РФ), в рассмотренном примере налог должен быть уплачен в размере одной второй ставки, определенной законом соответствующего субъекта Российской Федерации, поскольку объект налогообложения будет введен в эксплуатацию после 15-го числа отчетного месяца.
     

13. Место уплаты налога

     
     Налог уплачивается по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения*1, а не по месту регистрации налогоплательщика.
     _____
     *1 Это создает проблемы для организаторов игорных заведений в городах с районным делением, поскольку при перевозке автомата из зала в зал должна быть соблюдена полностью процедура снятия с учета в налоговом органе одного района и постановки на учет в налоговом органе в другом районе, так как в налоговой декларации в обязательном порядке указывается заводской номер и завод-изготовитель каждой конкретной единицы игрового оборудования (см. решение ВАС РФ от 25.08.2004 N 7773/04).
     

14. Законодательное регулирование налогообложения игорного бизнеса в субъектах Российской Федерации

     
     Перед вступлением в силу главы 29 НК РФ абсолютное большинство законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации в течение IV квартала 2003 года приняли свои законы о ставках налога на игорный бизнес.
     
     Эти ставки действовали до второй половины 2004 года.
     
     Так, например, в Республике Алтай, Удмуртской Республике, Республике Хакасия, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Республике Дагестан, Алтайском, Красноярском, Ставропольском краях, Пензенской, Тюменской, Калужской, Тульской, Свердловской, Рязанской, Ульяновской, Ярославской, Кировской, Читинской, Самарской, Саратовской, Смоленской, Мурманской, Псковской, Брянской, Вологодской, Тверской, Челябинской, Волгоградской, Ростовской областях, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийском автономном округе были определены налоговые ставки ближе к нижней границе - до 70 000 руб. за один игровой стол, до 3500 руб. за один игровой автомат [см., например, Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 10.10.2003 N 54-оз "О единых ставках налога на игорный бизнес для всех игорных заведений, находящихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа" ("Новости Югры", N 119, 21.10.2003), Закон Саратовской области от 31.10.2003 N 64-ЗСО "Об установлении размеров ставок налога на игорный бизнес в Саратовской области" ("Саратов Столица Поволжья", N 223-224, 05.11.2003), Закон Пензенской области от 25.12.2003 N 562-ЗПО "О внесении изменения в статью 1 Закона Пензенской области “О ставках налога на игорный бизнес”" ("Пензенские губернские ведомости", N 1, 31.12.2003)].
     
     При этом, например, в Самарской и Читинской областях ставки налога на игровые автоматы были установлены по минимальному размеру: 1500 руб. [Закон Самарской области от 10.11.2003 N 89-ГД "О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области “О налоге на игорный бизнес на территории Самарской области”" ("Волжская коммуна", N 210, 13.10.2003), Закон Читинской области от 25.11.2003 N 507-ЗЧО "О налоге на игорный бизнес" ("Забайкальский рабочий", N 226, 28.11.2003)].
     
     Некоторые субъекты Российской Федерации: Республика Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Коми, города федерального значения, Краснодарский край, Московская, Оренбургская, Московская, Камчатская, Костромская, Липецкая, Нижегородская, Орловская области, Ямало-Ненецкий автономный округ - предпочли установить средние налоговые ставки - до 100 000 руб. за игровой стол, до 4500 руб. за игровой автомат [см., например, Закон Республики Татарстан от 23.10.2003 N 40-ЗРТ "О ставках налога на игорный бизнес в Республике Татарстан" ("Республика Татарстан", N 194, 27.09.2003), Закон Республики Коми от 15.10.2003 N 55-РЗ "О ставках налога на игорный бизнес" ("Республика", N 204-205, 28.10.2003), Закон Камчатской области от 26.11.2003 N 125 "Об установлении ставок налога на игорный бизнес в Камчатской области" ("Официальные ведомости", N 70, 28.11.2003), Закон Костромской области от 24.11.2003 N 151-ЗКО "Об установлении на территории Костромской области ставок налога на игорный бизнес" ("Северная правда", N 231, 29.11.2003)].
     
     Наконец, в ряде субъектов Российской Федерации: Иркутской, Курганской, Кемеровской, Курской, Тамбовской, Белгородской, Воронежской, Калининградской областях - законодатели приняли решение об использовании максимальных ставок - от 6000 до 7500 руб. за игровой автомат, до 125 000 руб. за игровой стол [см., например, Закон Курганской области от 06.11.2003 N 342 "О ставках налога на игорный бизнес для игорных заведений, находящихся на территории Курганской области" ("Новый мир", N 222, 26.11.2003), Закон Воронежской области от 27.11.2003 N 63-ОЗ "Об установлении налоговых ставок налога на игорный бизнес на территории Воронежской области" ("Коммуна", N 181, 29.11.2003), Закон Курской области от 31.10.2003 N 54-ЗКО "О ставках налога на игорный бизнес в Курской области" ("Курская правда", N 200, 15.11.2003), Закон Калининградской области от 27.11.2003 N 334 "О ставках налога на игорный бизнес" ("Калининградская правда", N 239, 29.11.2003)].
     
     Следует прокомментировать Закон Тамбовской области от 29.10.2003 N 157-3 "О налоге на игорный бизнес на территории Тамбовской области" ["Тамбовская жизнь", N 223 (22917), 11.11.2003].
     
     Этот нормативный акт практически полностью повторил все положения федерального закона, в том числе установил основные понятия, круг налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
     
     Такое содержание вышеуказанного нормативного акта противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку налоговое право регулируется на федеральном уровне. В данном случае областные законодатели вторглись в сферу компетенции Федерального Собрания Российской Федерации.
     
     По-своему подошли к регулированию игорного бизнеса в Приморском крае. В этом субъекте Российской Федерации установили максимальную ставку налога на игровые автоматы - 7500 руб., а на игровые столы - минимальную ставку в размере 25 000 руб. [Закон Приморского края от 06.11.2003 N 75-КЗ "О налоге на игорный бизнес" ("Ведомости Законодательного Собрания Приморского края", N 39, 13.11.2003)]. Из этого можно сделать вывод о том, что была осуществлена косвенная защита интересов владельцев казино, которые оказались более защищены по сравнению с другими налогоплательщиками.
     
     Несколько особняком в этом ряду стоял Закон Владимирской области от 12.11.2003 N 107-ОЗ "О внесении изменения в Закон Владимирской области "О ставках налога на игорный бизнес" ("Владимирские ведомости", N 254-255, 26.11.2003).
     
     В соответствии с вышеуказанным нормативным актом ставки налога были установлены в минимальных заработных платах.
     
     Учитывая, что в соответствии со ст. 2 этого Закона он вступал в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его опубликования, а опубликован он был 26.11.2003, то действие данного Закона могло продолжаться в течение нескольких дней - с 26.12.2003 по 31.12.2003 включительно, поскольку с 1 января 2004 года вступила в действие норма части второй ст. 369 НК РФ, устанавливающая ставки налога в случае отсутствия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
     
     Ссылка на то, что установленные ставки не выходили за рамки, определенные НК РФ, не могла приниматься во внимание, поскольку федеральный акт определил, что ставки должны быть установлены в абсолютных цифрах*1.
     _____
     *1 Впоследствии в области были установлены ставки в соответствии с НК РФ по максимальным ставкам.
     
     Во второй половине 2004 года ситуация в регионах резко меняется.
     
     Как было сказано выше, летом 2004 года приняты поправки в НК РФ, в связи с чем с 1 января 2005 года сократился перечень региональных налогов.
     
     Последствия не замедлили сказаться.
     
     Законодательные органы Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Краснодарского края, Калужской, Омской, Ростовской, Саратовской, Томской, Тульской, Ярославской областей оперативно отреагировали на это обстоятельство, подняв ставки налога на игорный бизнес. Можно предположить, что эта тенденция будет продолжаться.
     
     При этом следует отметить принципы установления новых ставок.
     
     В Саратовской и Ростовской областях ставки налогообложения подняты только для игровых автоматов - соответственно до 5000 и 5500 руб. (Закон Саратовской области от 23.07.2004 N 38-ЗСО и Областной закон Ростовской области от 27.09.2004 N 141-ЗС).
     
     В Томской и Омской областях налогообложение игровых столов в казино осталось на минимальном уровне и частично повысились ставки налогообложения остальных объектов.
     
     В остальных из вышеперечисленных субъектов установлены максимальные ставки для игровых автоматов; налогообложение других объектов изменилось в значительно меньшей степени, за исключением Краснодарского края, где Законом от 29.09.2004 N 778-КЗ ставки налога для всех объектов налогообложения были подняты до максимальных, и в какой-то мере Республики Башкортостан, где максимальные ставки были установлены для игровых столов и игровых автоматов (Закон от 16.07.2004 N 91-з).
     

15. Правовое регулирование налогообложения игорного бизнеса в некоторых зарубежных странах

     
     В законодательстве Словакии установлен вмененный налог на игровые автоматы (около 2000 долл. США в год на каждый игровой автомат), который уплачивается организатором игр в два приема - к 1 июля и к 1 сентября текущего года. Уменьшение объектов налогообложения после уплаты налога не влечет возврат излишне уплаченных сумм.
     
     В Республике Венгрия вмененный налог на игровые автоматы составляет 240 евро на каждую единицу оборудования.
     
     По законодательству Киргизской Республики организатор игр должен приобретать патент на занятие игорной деятельностью. Стоимость патента установлена на месяц и составляет около 50 долл. США на один игровой автомат в месяц в столице - городе Бишкеке и от 35 до 5 долл. США в месяц за единицу оборудования в других городах (в зависимости от численности населения применяется понижающий коэффициент от 0,7 до 0,1, при этом стоимость патента в столице принята за единицу).
     
     В целях стимулирования притока денежных средств в бюджет постановлением Правительства Киргизской Республики от 25.02.2002 N 101 установлено, что при оплате стоимости патента за 12 месяцев вперед налогоплательщику предоставляется льгота в размере 25 % от годовой стоимости патента, а при оплате патента за 6 месяцев - в размере 10 %.
     
     Риск уменьшения количества игрового оборудования, подлежащего оплате, в этом случае несет налогоплательщик.
     
     Достаточно низкий вмененный налог применяется в Республике Узбекистан для организаторов залов игровых автоматов - около 80 долл. США за каждый игровой автомат в месяц.
     
     В отличие от Российской Федерации, где организации игорного бизнеса освобождены от уплаты налога на прибыль, это происходит не во всех странах.
     
     Так, например, в Испании, помимо вмененного налога на игровое оборудование, устанавливаемого в каждой провинции решениями местных властей, юридическое лицо - организатор игр должно уплачивать налог на прибыль в размере 35 % и НДС в размере 16 %.
     
     В Словакии налог на прибыль в размере 19 % должен уплачиваться независимо от внесения вышеупомянутого вмененного налога.
     
     В Республике Молдова вместо вмененного налога уплачивается лицензионный сбор в размере 1250 долл. США на каждый автомат в год, а кроме того - налог на прибыль предприятия в размере 20 %.
     

16. Заключение

     
     Рассматривая правовое регулирование налогообложения игорного бизнеса в субъектах Российской Федерации, необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство.
     
     Налог на игорный бизнес, как было сказано выше, отнесен к так называемым региональным налогам, поступления от которых направляются в бюджет субъекта Российской Федерации. Определение ставок этого налога позволяет гибко регулировать денежные поступления в соответствующие бюджеты.
     
     В то же время при определении размера ставок налога на игорный бизнес требуется учитывать реальную ситуацию с доходами игорных заведений, поскольку завышение ставок может привести к тому, что игорные заведения перестанут приносить прибыль и владельцы закроют их, а региональные бюджеты лишатся довольно большой части поступлений.