Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О транспортном налоге


О транспортном налоге

     
     Н.А. Гаврилова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Нормы, применяемые при исчислении налога. В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и вводится региональным законом о транспортном налоге.
     В то же время нормы главы 28 НК РФ являются нормами прямого действия и, следовательно, действуют на всей территории Российской Федерации. Что касается регионального закона, то в нем должны быть определены только ставки транс-портного налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ, и сроки уплаты этого налога. Кроме того, могут быть установлены льготы по уплате транспортного налога сверх тех, что установлены НК РФ (за исключением индивидуальных льгот).
     
     Порядок уплаты транспортного налога. Исходя из мощности двигателя транспортного средства (валовой вместимости, единицы транспортного средства) организации самостоятельно определяют сумму транспортного налога по данным технического паспорта в соответствии со свидетельством о государственной регистрации транспортного средства. Транспортный налог должен уплачиваться организациями согласно срокам, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации, по месту нахождения транспортных средств, определяемому согласно ст. 83 НК РФ.
     
     Что касается граждан, то физическое лицо уплачивает транспортный налог на основании направленного в его адрес налогового уведомления на уплату транспортного налога. Такой порядок уплаты применяется в настоящее время также по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.
     
     Напомним, что налоговые органы исчисляют налог по данным, которые им представляют органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств.
     
     Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении неверно отражены какие-либо характеристики транспортного средства, которые влияют на исчисленную и указанную в налоговом уведомлении сумму транспортного налога, налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства для уточнения этих данных и пересчета налога. При этом физическое лицо должно представить технический паспорт на транспортное средство.
     
     Возможность получения отсрочки по уплате транспортного налога. Получив налоговое уведомление на уплату транспортного налога и не имея возможности уплатить его в установленные законом сроки (указываются в налоговом уведомлении), гражданин вправе обратиться в налоговый орган о предоставлении ему отсрочки по уплате налога в соответствии с НК РФ.
     
     Возможность пересчета транспортного налога, если транспортное средство продано до окончания налогового периода. Если гражданин продал транспортное средство в течение налогового периода, то он вправе обратиться в налоговый орган с заявлением для перерасчета налога. В то же время налоговые органы, получив сведения из регистрирующих органов, самостоятельно могут зачесть сложившуюся переплату по транспортному налогу в счет предстоящего платежа за следующий налоговый период, и в этом случае гражданину нет необходимости обращаться в налоговый орган.
     
     Сроки уплаты транспортного налога. Уплата транспортного налога может производиться по окончании налогового периода разовым платежом, либо может быть установлено несколько сроков уплаты транспортного налога в течение налогового периода. Конкретные сроки уплаты устанавливаются региональным законом.
     
     Напомним, что обязанность уплаты физическими лицами транспортного налога в сроки, установленные законами о транспортном налоге субъектов Российской Федерации, возникает при получении налогового уведомления.
     
     Льготы по уплате транспортного налога для определенных категорий налогоплательщиков. Транспортный налог не относится к федеральным налогам, является региональным налогом и полностью поступает в региональные бюджеты; в связи с этим право предоставления льгот по транспортному налогу относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
     
     Многие налогоплательщики предъявляют претензии, что, хотя в отдельных действующих федеральных законах, касающихся некоторых категорий граждан, в частности участников и ветеранов войны, инвалидов, военнослужащих и членов их семей и т.д., предусмотрены льготы по транспортному налогу, налоговые органы эти льготы предоставлять отказываются.
     
     В этой связи гражданам необходимо обратить внимание на то, что налоговые льготы по налогу, который установлен НК РФ (то есть не отдельными законами Российской Федерации), к которым также относится и транспортный налог, предоставляются только в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами (в данном случае - региональными законами о транспортном налоге). При этом напомним, что согласно ст. 56 НК РФ не могут устанавливаться индивидуальные налоговые льготы.
     
     Поэтому граждане в целях установления в региональном законе льгот по транспортному налогу вправе обратиться в законодательное собрание региона.
     
     Как показывает практика, льготы по транспортному налогу во многих регионах установлены для инвалидов разных категорий, многодетных семей, ветеранов и участников войны, лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате экологических катастроф, Героев Советского Союза, Героев Труда, лиц, награжденных государственными наградами (например, орденом Мужества, орденом Славы), для пенсионеров, индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции.
     
     Кроме того, льготы по транспортному налогу могут быть предоставлены бюджетным организациям, органам социальной защиты населения, учреждениям здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.
     
     О конкретных сроках уплаты и льготах по транспортному налогу можно узнать, ознакомившись с законом о транспортном налоге соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Расчет транспортного налога в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение налогового периода (одного года). В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ при расчете транспортного налога указывается количество полных месяцев владения транспортным средством, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде. При этом месяц регистрации транс-портного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца вышеуказанный месяц принимается как один полный месяц.
     
     Коэффициент, используемый при исчислении суммы транспортного налога в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода, определяется как отношение числа календарных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем периоде, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
     
     Дифференциация налоговых ставок. В соответствии со ст. 361 НК РФ налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и могут увеличиваться (уменьшаться) по сравнению со ставками, предусмотренными в п. 1 данной статьи Кодекса, но не более чем в пять раз. Законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге может быть предусмотрена норма, в соответствии с которой уплата транспортного налога производится по ставкам, установленным п. 1 ст. 361 НК РФ (то есть по средним ставкам).
     
     Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок транспортного налога с учетом категории и срока полезного использования транспортных средств на конец налогового периода.
     
     Например, для легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно налоговая ставка может быть установлена законом субъекта Российской Федерации от 1 до 25 руб. за 1 л.с. При этом налоговая ставка может быть дифференцирована:
     
     - по мощности двигателя (например, до и свыше 50 л.с.);
     
     - по сроку полезного использования (например, для автомобилей, с года выпуска которых прошло более 7 лет, и для автомобилей, с года выпуска которых прошло менее 7 лет).
     
     Таким образом, порядок дифференциации ставок налога выбирается законодательными органами самостоятельно и может зависеть от многих факторов.
     
     Следует отметить, что немногие законодательные органы субъектов Российской Федерации воспользовались правом дифференциации налоговых ставок в зависимости от срока полезного использования транспортных средств.
     
     Применяемые ставки транспортного налога, если они не установлены законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 361 НК РФ средние налоговые ставки транспортного налога могут увеличиваться (уменьшаться), но не более чем в пять раз. Таким образом, ставка налога по яхтам с мощностью двигателя до 100 л.с. должна быть установлена в соответствии с требованиями НК РФ и не может быть меньше 4 руб. за 1 л.с. Если законодательным актом о транспортном налоге ставка налога для данной категории транспортных средств не установлена, что противоречит ст. 361 НК РФ, применяется средняя ставка, определенная главой 28 НК РФ, то есть 20 руб. за 1 л.с.
     
     Ответственность граждан за неуплату транспортного налога. Транспортный налог исчисляется налоговым органом в отношении физического лица с направлением ему налогового уведомления об уплате транспортного налога. Физические лица обязаны уплатить исчисленную налоговыми органами сумму транспортного налога по указанным банковским реквизитам в сроки, приведенные в налоговом уведомлении.
     
     При этом налоговое уведомление может быть передано налогоплательщику - физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В частности, налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
     
     Тем гражданам, кто своевременно не уплатил налог, налоговыми органами будет выставлено требование об уплате транспортного налога.
     
     Если налогоплательщик не выполнит требование об уплате транспортного налога, налоговый орган обратится в суд о принудительном взыскании этого налога.
     
     Плательщик транспортного налога по автомобилю, проданному по генеральной доверенности. Продажа автомобиля по доверенности не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
     
     Если автомобиль продается, то данная сделка подлежит оформлению посредством заключения договора купли-продажи. Если автомобиль передан по доверенности на право владения и распоряжения, то передача оформляется документом установленной формы.
     
     В соответствии с НК РФ плательщиком транспортного налога является лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Налогоплательщиком будет признаваться также лицо, которому транспортное средство передано по доверенности, выданной до 30 июля 2002 года. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что органы, регистрирующие транспортные средства, не представляют сведения о лицах, которые владеют и распоряжаются транспортными средствами по доверенности, следовательно, у налоговых органов таких сведений не имеется.
     
     Лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, должно известить налоговые органы о передаче транспортного средства по доверенности. В уведомлении, подаваемом в налоговый орган, должны быть точно указаны транспортное средство, о котором идет речь, а также лицо, которому передан автомобиль.
     
     Если подтвердится факт передачи автомобиля по доверенности, лицо, владеющее транспортным средством по доверенности, будет признано плательщиком транспортного налога.
     
     Если от физического лица уведомление о передаче на основании доверенности транспортного средства в налоговый орган не поступило, то именно это физическое лицо будет признаваться плательщиком транспортного налога.
     
     Плательщик транспортного налога по автомобилю, если срок доверенности на право его использования истек. В этих случаях необходимо учитывать нормы ст. 186 и 187 ГК РФ.
     
     Согласно ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет, а при отсутствии указания о сроке доверенности она действует в течение года со дня совершения.
     
     Поэтому плательщиком транспортного налога, если срок доверенности истек и транспортное средство продолжает быть зарегистрированным в органах МВД России на собственника, является собственник транспортного средства.
     
     В соответствии со ст. 187 ГК РФ правомочия, передаваемые по доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, могут передоверяться в полном объеме или частично в пределах срока действия первоначальной доверенности.
     
     Поэтому если срок действия доверенности истек, то налогоплательщиком будет являться собственник транспортного средства при условии, что оно зарегистрировано на него.
     
     Что делать владельцу (собственнику) автомобиля, если он не знает, где в настоящее время находится автомобиль. Во-первых, если налоговое уведомление на уплату транспортного налога собственнику автомобиля не пришло, то, вероятно, доверенное лицо перерегистрировало его на себя. В этом случае ничего делать не надо, поскольку именно вышеуказанное физическое лицо будет признаваться налогоплательщиком.
     
     Во-вторых, если автомобиля фактически у собственника в распоряжении нет (поскольку он передан по доверенности), а налоговое уведомление на уплату транспортного налога за этот автомобиль поступило собственнику, то, вероятно, данный автомобиль продолжает числиться за этим гражданином.
     
     В этом случае необходимо уточнить данный вопрос в ГИБДД МВД России, где зарегистрирован автомобиль, и, если автомобиль не снят с государственной регистрации и числится за собственником, рекомендуем обращаться в органы МВД России с целью розыска данного автомобиля.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что на период розыска данный автомобиль не является объектом обложения транспортным налогом согласно подпункту 7 п. 2 ст. 358 НК РФ. Для этого необходимо представить в налоговый орган соответствующий документ из органов МВД России.
     
     Однако справка из органов МВД России должна представляться в налоговый орган до окончания розыска, то есть ежегодно на начало налогового периода (если автомобиль не найден).
     
     НК РФ не признает объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения уполномоченными органами факта угона (кражи). При предъявлении в налоговые органы справки из органов МВД России, подтверждающей факт угона (кражи) транспортных средств, данное транспортное средство не будет облагаться транспортным налогом в период, пока оно находится в розыске.
     
     Если гражданин не позаботился о снятии своей машины с государственной регистрации, то она продолжает числиться заявленной к дорожному движению и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     Уплата транспортного налога гражданином, у которого автомобиль изъят в принудительном порядке. Если автомобиль конфискован по решению суда и возврату собственнику не подлежит, то с момента принятия решения суда транспортный налог этим гражданином не уплачивается. В этом случае необходимо представить в налоговый орган определение суда.
     
     Если автомобиль изъят у гражданина принудительно и подлежит возврату собственнику, на которого транспортное средство зарегистрировано, то транспортный налог платить необходимо, поскольку объектом обложения этим налогом являются транспортные средства, прошедшие государственную регистрацию.
     
     Однако если изъятое у собственника транспортное средство утилизировано, то с момента утилизации транспортный налог не взыскивается. Для этого достаточно представить в налоговый орган документ из организации, которая произвела утилизацию автомобиля.
     
     Уплата транспортного налога по автомобилю, который фактически не эксплуатируется. До тех пор пока транспортное средство включено в государственный реестр о регистрации транспортных средств, оно является объектом обложения транспортным налогом.
     
     Если зарегистрированный в органах ГИБДД МВД России автомобиль эксплуатируется несколько месяцев и не снят с государственной регистрации, транспортный налог исчисляется в общеустановленном порядке за весь налоговый период.
     
     Если автомобиль не эксплуатируется (не участвует в дорожном движении) по причине изношенности или нахождения в ремонте либо другим причинам, то гражданин может его утилизировать и, следовательно, снять с государственной регистрации, после чего такой автомобиль не подлежит обложению транспортным налогом.
     
     Налогообложение незарегистрированных транспортных средств. Транспортные средства, не зарегистрированные (снятые с учета) в установленном порядке, не подлежат обложению транспортным налогом.
     
     Государственная регистрация транспортных средств означает заявление к эксплуатации этих транспортных средств по назначению, то есть передвижение по транспортным путям, на содержание которых взимается транспортный налог.
     
     Органы, осуществляющие контроль за уплатой транспортного налога. Органы, регистрирующие транспортные средства, не участвуют в контроле за полнотой уплаты в бюджет транспортного налога, а извещают налоговые органы о зарегистрированных ими транспортных средствах.
     
     Обязанность уплачивать транспортный налог возлагается на всех налогоплательщиков, на которых зарегистрированы наземные, водные и воздушные транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
     
     Граждане уплачивают налог только на основании налогового уведомления на уплату транспортного налога. Поэтому контроль за уплатой налога осуществляют налоговые органы. Предъявления гражданами квитанции на уплату налога органам ГИБДД МВД России в этом случае не требуется. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что сроки уплаты транспортного налога и сроки прохождения технического осмотра автомототранспортных средств могут не совпадать. Кроме того, налоговое уведомление может быть направлено физическому лицу после прохождения технического осмотра автомобиля.
     
     Признание налоговыми органами физических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ.
     
     Определение категории специальных транспортных средств. По вопросу отнесения специальных и специализированных автомобилей к категориям автотранспортных средств можно руководствоваться Кратким автомобильным справочником, разработанным Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Минтранса России под редакцией В.Г. Артюхова (издательство АО "Трансконсалтинг", 1994 год), а также справочником "Современные грузовые автотранспортные средства" (издательство "Агентство Доринформсервис", 1997 год).
     
     Согласно Классификации и системе обозначения автомобильного подвижного состава автотранспортные средства (АТС - подвижной состав автомобильного транспорта) подразделяются на пассажирские (легковые автомобили и автобусы), грузовые и специальные.
     
     При этом грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы подразделяются на АТС общего назначения (например, бортовые автомобили*1) и специализированные, имеющие различные кузова, предназначенные для перевозки грузов*2 определенных видов.
     _____
     *1 Тягачи, автомобили-самосвалы.
     *2 Автомобили-фургоны, цистерны, рефрижераторы, лесовозы, битумовозы, самопогрузчики (для перевозки контейнеров и пакетированных грузов), а также автогудронаторы, авторастворовозы, автобетоносмесители).
     
     К специальному подвижному составу относятся автотранспортные средства (пожарные автомобили, автокраны, автомобили с компрессорными установками, уборочные автомобили*1, автолавки), предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.
     _____
     *1 Подметально-уборочные, поливомоечные, плунжерно-щеточные, снегоочистители, пескохлоридоразбрасыватели, снегопогрузчики, илососы, универсальные уборочные машины, снегоочистительные машины, машины для прочистки канализационных сетей, машины для текущего ремонта дорожных и тротуарных покрытий типа МТРДГ, асфальторазогреватели, машины для заделки трещин дорожных покрытий, мусоровозы).
     
     Автомобильные и колесные самоходные стреловые краны, являясь специальными транспортными средствами, относятся к категории "Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов)".
     
     К вышеуказанной категории должны относиться автомобильные мастерские, бурильные установки, вышки телескопические (автовышки), поскольку они предназначены не для перевозки грузов, а для выполнения нетранспортных работ.
     
     Что касается автобетоносмесителей (бетономешалок), выпускаемых специализированными заводами автобетоновозов, предназначенных для доставки и приготовления в пути следования или по прибытии на строительный объект дозированных компонентов бетонной смеси, а также для доставки готовой смеси потребителю, то они относятся к категории "Грузовые автомобили и тракторы".
     
     По вопросам отнесения конкретных марок автомобилей к определенным категориям (видам) транспортных средств следует обращаться к производителям либо в Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ).