Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

     
     Н.Н. Белова

     
     Малое предприятие осуществляет производство растительного масла.
     
     В результате переработки семян подсолнечника по действующей технологии производства невозможно произвести растительное масло, не получив одновременно шрот.
     
     Относятся ли шроты к продовольственным товарам и следует ли малому предприятию, осуществляющему производство растительного масла путем переработки сельхозпродукции, выручку от реализации шрот, полученных в ходе переработки семян подсолнечника, включать в состав выручки от реализации продовольственных товаров для определения права организации на предоставление льготы по налогу на прибыль, установленной п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1?
     
     При предоставлении льготы по налогу на прибыль малым предприятиям, которая продолжает действовать в условиях применения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), следует руководствоваться п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (утратил силу с 01.01.2002, за исключением отдельных положений) (далее - Закон N 2116-1).
     
     Пунктом 4 ст. 6 Закона N 2116-1 установлено, что в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, что выручка от вышеуказанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
     
     В третий и четвертый годы работы указанные в абзаце первом настоящего пункта Закона N 2116-1 малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от вышеуказанных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Вышеуказанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
     
     При решении вопроса о правомерности предоставления льготы по налогу на прибыль малым предприятиям, осуществляющим производство продовольственных товаров, следует руководствоваться кодами класса 91 0000 "Продукция пищевой промышленности" и 92 0000 "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
     
     В соответствии с вышеуказанным Классификатором шроты (пищевые, кормовые) отнесены к кодам класса 91 0000 "Продукция пищевой промышленности".
     
     Таким образом, шроты, полученные вследствие переработки семян подсолнечника, относятся к продовольственным товарам, что не исключает право малого предприятия на предо-ставление льготы по налогу на прибыль, установленной п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 при выполнении всех остальных условий ее предоставления.
     
     Учитывая вышеизложенное, выручка от реализации шрот, полученных вследствие переработки семян подсолнечника, подлежит включению в состав выручки от реализации продовольственных товаров для определения права организации на предоставление льготы по налогу на прибыль, установленной п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что предусмотренные п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 льготы по налогу на прибыль, срок действия которых не истек на день вступления в силу Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.
     
     Следует ли признавать полученный беспроцентный заем доходом и учитывать его при налогообложении прибыли?
     
     В соответствии с разъяснением, данным Минфином России в письме от 20.05.2004 N 04-02-03/91, глава 25 НК РФ не содержит положений, которые устанавливают порядок определения доходов для целей налогообложения при получении налогоплательщиком беспроцентного займа.
     
     Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организаций", "Налог на доходы от капитала" Кодекса.
     
     Глава 25 НК РФ не дает оценки экономической выгоды, поэтому получение беспроцентного займа не представляется возможным признавать доходом.
     

Т.М. Гуркова

     
     Являются затраты организации по списанию мяса и мясопродуктов в виде потерь при холодной обработке в пределах норм усушки для целей налогообложения прибыли технологическими потерями или их следует рассматривать как естественную убыль?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     В связи с тем что до настоящего момента не разработаны и не утверждены нормы естественной убыли в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей", подобные потери для целей налогообложения не учитываются.
     
     К естественной убыли не относятся технологические потери и потери от брака, а также потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации и повреждением тары.
     
     Технологические потери при производстве и (или) транспортировке вызываются эксплуатационными (техническими) характеристиками оборудования, используемого при производстве и (или) транспортировке товаров, и обусловлены технологией производства товара с учетом выполнения всех требований по его доведению до состояния, пригодного к реализации.
     
     Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Госстандартом России от 06.08.1993 N 17, к видам деятельности, отражаемым по коду 1511 "Производство мяса и мясных продуктов", относится производство свежего, охлажденного или замороженного мяса.
     
     Соответственно, при оценке результатов деятельности организации должен учитываться производственный процесс (частью которого является технологический процесс).
     
     При получении конечного результата при производстве свежего, охлажденного или замороженного мяса принимается во внимание термическое состояние мяса. Поскольку процесс усушки мяса и мясопродуктов при холодильной обработке является необходимой составляющей технологического процесса, то возникающие при такой усушке потери могут рассматриваться в качестве технологических.
     
     При этом натуральные показатели, характеризующие технологические потери, возникающие при применении конкретного технологического процесса, должны быть обоснованы и документально подтверждены (должны быть зафиксированы, например, в технологических картах).
     
     Технологические потери учитываются в уменьшение налоговой базы в составе оценки стоимости материальных расходов в виде сырья и материалов, переданных в производство.
     
     Просим разъяснить правомерность применения ст. 283 НК РФ в нашей ситуации.
     
     В I квартале 2003 года налогооблагаемая прибыль организации составила 899 853 руб. и была уменьшена на сумму перенесенного убытка за 2002 год в размере 269 956 руб., что не превышает 30 % налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ. Соответственно, налоговая база за I квартал составила 629 897 руб.
     
     За 6 месяцев 2003 года организацией получен убыток.
     
     За 9 месяцев 2003 года налогооблагаемая прибыль составила 2 070 624 руб. и была уменьшена на сумму перенесенного убытка за 2002 год в размере 621 187 руб., что не превышает 30 % налоговой базы за 9 месяцев нарастающим итогом. Соответственно, налоговая база за 9 месяцев - 1 449 437 руб.
     
     В целом за 2003 год налогооблагаемая прибыль составила 1 031 024 руб. и была уменьшена на сумму убытка за 2002 год в размере 309 307 руб., что не превышает 30 % налоговой базы за год нарастающим итогом. Соответственно, налоговая база за год - 721 717 руб.
     
     Имела ли право наша организация уменьшать налогооблагаемую прибыль за 9 месяцев 2003 года на сумму убытка за 2002 год и, соответственно, уменьшать налогооблагаемую прибыль по 2003 году на убыток, полученный в 2002 году, если в каком-либо отчетном периоде в течение 2003 года был получен убыток?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. При этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 % налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 Кодекса.
     
     Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.
     
     Согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
     
     На основании вышеизложенного организация правомерно применила положения ст. 283 НК РФ и уменьшила налогооблагаемую прибыль за 9 месяцев 2003 года на сумму убытка, полученного в 2002 году в сумме 621 187 руб., так как он не превышает 30 % налоговой базы за 9 месяцев 2003 года. И соответственно организация правомерно применила положения ст. 283 НК РФ, когда уменьшила налогооблагаемую прибыль в целом по 2003 году.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     На основании выставленных счетов-фактур организация оплачивала с учетом НДС услуги по охране объекта, оказываемые ей отделом вневедомственной охраны. Имеет ли право данная организация принять к вычету уплаченные суммы НДС?
     
     Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности, если обязательность выполнения работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
     
     В связи с этим услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, не признаются объектом обложения НДС (данная норма подтверждена постановлением Президиума ВАС РФ от 25.11.2003 N 10500/03).
     
     Подпунктом 4 п. 2 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не признаются объектами обложения НДС на основании п. 2 ст. 146 Кодекса (например, услуги по охране, оказываемые отделами вневедомственной охраны), к вычету не принимаются.
     
     Учитывая вышеизложенное, организация, о которой идет речь в вопросе, не имела права принимать к вычету суммы НДС, предъявленные отделом вневедомственной охраны за услуги по охране объекта.
     
     В каком порядке следует выставлять счета-фактуры покупателям (подписчикам) издания, если агент от своего имени, но за счет принципала совершает действия по подписке на эти издания?
     
     Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ обязанность составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж возложена на плательщиков НДС.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по условиям агентского договора одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
     
     Согласно п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, принципалы, реализующие товары по агентскому договору, предусматривающему продажу товаров от имени агента, регистрируют в книге продаж выданные агенту счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных агентом покупателю.
     
     Таким образом, агент, выступающий от своего имени как продавец при реализации подписных изданий принципала, выставляет счета-фактуры на имя покупателя (подписчика), а показатели данных счетов-фактур передает принципалу. При этом принципал, в свою очередь, выписывает такой же счет-фактуру на имя покупателя, а второй экземпляр передает агенту. Полученные от принципала счета-фактуры хранятся агентом в журнале полученных счетов-фактур.
     
     Освобождены ли от обложения НДС операции по реализации продуктов питания профессионально-техническим училищам? При этом организация, реализующая данные продукты, приобретает их на стороне.
     
     Согласно подпункту 5 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождены операции по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.
     
     Как следует из вопроса, организация реализует профессионально- техническим училищам города продукцию не собственного производства, а приобретенную на стороне.
     
     Таким образом, операции по реализации товаров, осуществляемые данной организацией, не подпадают под действие вышеназванной нормы НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, данные операции по реализации продуктов питания профессионально-техническим училищам облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     

Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Организация занимается перепродажей зерна. При этом поставщиками зерна являются совхоз, который перешел в этом году на уплату единого сельскохозяйственного налога, и физические лица. Как правильно в данном случае определить налоговую базу по НДС?
     
     При реализации зерна, закупленного у поставщиков - юридических лиц, которые не являются плательщиками НДС, при определении налоговой базы по этому налогу следует применять общую норму п. 1 ст. 154 НК РФ, согласно которой налоговая база устанавливается как полная стоимость этого зерна, исчисленная исходя из рыночных цен без включения в них НДС.
     
     Что касается определения налоговой базы при реализации зерна, закупленного у физических лиц, которые не являются плательщиками НДС, то в данном случае применяется норма п. 4 ст. 154 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется как разница между стоимостью зерна, исчисленной исходя из рыночных цен с учетом НДС, и ценой приобретения данного зерна.
     
     Наша организация проводит рекламную акцию: при покупке товаров на сумму свыше 500 руб. выдается подарок. Подлежит ли обложению НДС бесплатная передача подарка в рекламных целях?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС. При этом в целях главы 21 НК РФ передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией этих товаров.
     
     Учитывая вышеизложенное, бесплатная, то есть безвозмездная, передача подарков в рекламных целях подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Одновременно следует отметить, что согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС в вышеуказанном случае определяется исходя из рыночных цен.
     
     Какую ставку НДС следует применять при реализации жареных пирожков с различными видами начинок?
     
     Перечень продовольственных товаров, операции по реализации которых облагаются НДС по ставке в размере 10 %, установлен подпунктом 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. При этом конкретный перечень кодов видов продукции, облагаемых НДС по ставке в размере 10 %, устанавливается Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
     
     В вышеуказанный перечень продовольственных товаров включены хлебобулочные изделия (включая сдобные, сухарные, бараночные).
     
     Учитывая, что в соответствии с Общероссийским классификатором продукции пироги и пирожки относятся к группе "Продукция сахарной и хлебобулочной промышленности", при реализации жареных пирожков с различными видами начинок следует применять ставку НДС в размере 10 %.
     

Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Организация осуществляет ремонт товаров и бытовых приборов в период гарантированного срока их эксплуатации без взимания платы. Освобождается ли от налогообложения вознаграждение, полученное от предприятия-изготовителя, согласно подпункту 13 п. 2 ст. 149 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.
     
     В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель несет ответственность за качество товара и безвозмездное исполнение гарантийных обязательств перед потребителем, изложенных в техническом паспорте товара или ином заменяющем его документе; изготовитель на основании договора определяет предприятия, уполномоченные на принятие претензий от потребителя, а также для выполнения гарантийного ремонта и технического обслуживания. Вышеуказанные услуги выполняются за счет средств, учтенных производителем в цене товара, без взимания дополнительной платы с потребителя за гарантийное обслуживание.
     
     Поскольку вышеназванные услуги выполняются за счет средств, учтенных производителем в цене реализованного товара и включенных им в налоговую базу, то, соответственно, средства, полученные от изготовителей (в том числе нерезидентов) для осуществления ремонта и технического обслуживания товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, не включаются в налоговую базу.
     
     Если изготовитель возмещает все расходы, связанные с гарантийным обслуживанием товаров в период гарантийного срока их эксплуатации, и дополнительно направляет организации вознаграждение за организацию гарантийного обслуживания, то данные суммы вознаграждения подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Таким образом, в соответствии с вышеназванной нормой НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только суммы, полученные от изготовителя для возмещения стоимости работ.
     
     Организация арендует у государственного образовательного учреждения помещение, которое является федеральной собственностью и закреплено за данным учреждением на праве оперативного управления. Вправе организация по данному договору аренды применить п. 3 ст. 161 НК РФ?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом НДС. При этом налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы вышеуказанного имущества. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
     
     В ситуации, когда государственное образовательное учреждение, не являющееся органом государственной власти и управления и органом местного самоуправления, сдает в аренду помещение, которое является федеральной собственностью и закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления, и согласно договору аренды выступает арендодателем, обязанность по уплате НДС возлагается на арендодателя.
     
     С учетом вышеизложенного, организация не вправе по данному договору аренды выполнять функции налогового агента согласно ст. 161 НК РФ.
     
     Правомерно ли организация применяет подпункт 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, если она имеет лицензию на право пользования  недрами, но в ней не указана цель - "деятельность по добыче драгоценных металлов"?
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Банку России, банкам.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ) добыча драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном настоящим Законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии).
     
     Согласно п. 5 ст. 4 Закона N 41-ФЗ право юридических лиц осуществлять деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней возникает с момента получения соответствующей лицензии и действует до прекращения ее действия.
     
     Пунктом 3 ст. 2 Закона N 41-ФЗ установлено, что субъекты добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, указанные в ст. 4 настоящего Закона, могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, в пользование на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.
     
     С учетом вышеизложенного организация, имеющая лицензию на право пользования нед-рами, в которой не указана цель - "деятельность по добыче драгоценных металлов", не вправе применять подпункт 6 п. 1 ст. 164 НК РФ.
     

А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Организация, применяющая общий режим налогообложения, приобрела промышленное здание. При этом две трети приобретенной площади используются в производственных целях непосредственно данной организацией, а одна треть сдается в аренду. Имеет право организация принять к вычету НДС, уплаченный при приобретении здания, полностью или же вычет возможен только в той части, в которой здание используется для производственных целей?
     
     В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную общую сумму НДС на налоговые вычеты. При этом вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в случае, если данные товары (работы, услуги) приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, или для перепродажи.
     
     На основании подпункта 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 сдача в аренду имущества признается услугой, и, соответственно, данная операция является объектом обложения НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, сумма НДС, уплаченная организацией при приобретении здания, две трети площади которого используются в производственных целях непосредственно организацией, а одна треть сдается в аренду, подлежит вычету в полном объеме при соблюдении условий, установленных ст. 172 НК РФ, и с учетом положений ст. 176 Кодекса.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.В. Прокудина,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     С июня 2003 года организация применяла при таможенном оформлении импортных комплектующих изделий и материалов таможенный режим переработки на таможенной территории. До 1 января 2004 года продукты переработки (автомобили) вывозились с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта. Вправе ли организация в дальнейшем при вывозе товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации в режиме переработки на таможенной территории, применять ставку НДС в размере 0 %?
     
     Согласно ст. 164 НК РФ ставка НДС в размере 0 % применяется при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта. Применение ставки НДС в размере 0 % в отношении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации в других таможенных режимах, в том числе в таможенном режиме переработки на таможенной территории, действующими положениями главы 21 НК РФ не предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщикам, реализующим товары, вывозимые с территории Российской Федерации в таможенном режиме переработки на таможенной территории, следует применять ставку НДС в размере 18 %.
     

О налогообложении банков

     
     С.А. Яковлева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     С подотчетным лицом заключен трудовой договор о полной материальной ответственности.
     
     Мог ли банк для целей налогообложения прибыли учесть расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, созданного в связи с обнаружением в 2003 году в кассе банка недостачи за  подотчетным лицом?
     
     Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 настоящего Кодекса).
     
     В соответствии со ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
     
     Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
     
     Исходя из ст. 266 НК РФ необходимыми условиями признания просроченной задолженности перед налогоплательщиком сомнительным долгом является наличие договора между налогоплательщиком и должником, в котором оговорены сроки ее погашения.
     
     Из вопроса следует, что задолженность по недостаче в кассе банка, выявленной в 2003 году, не соответствовала вышеуказанным признакам сомнительного долга. В частности, у банка отсутствовал самостоятельный, не связанный с трудовыми отношениями (трудовым законодательством), договор о сроках погашения задолженности.
     
     Таким образом, создание банком по данной задолженности резерва по сомнительным долгам и включение расходов на его создание во внереализационные расходы противоречат положениям главы 25 НК РФ, то есть не являются правомерными.
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 265 НК РФ в целях главы 25 настоящего Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.
     
     Исходя из вышеизложенного в случае признания органом государственной власти (в рассматриваемом случае - судом) факта отсутствия лиц, виновных в хищении денежных средств из кассы банка, убытки от вышеуказанного хищения могли быть приняты для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов на дату вступления в законную силу решения суда (подпункт 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).
     
     Мог ли банк учесть в I квартале 2004 года расходы на оплату междугородных телефонных переговоров, осуществленных в декабре 2003 года, если учетной политикой банка определено, что датой признания указанных расходов является дата поступления документов, служащих основанием для проведения расчетов? При этом счета и акты на вышеуказанные услуги датированы 31 декабря 2003 года.
     
     Согласно подпункту 25 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на телефонные услуги принимаются для целей налогообложения прибыли как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки.
     
     Подпунктом 3 п. 7 ст. 272 НК РФ определено, что датой осуществления прочих расходов, в данном случае для расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги), признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.
     
     При этом под датой предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, следует понимать дату составления вышеуказанных документов.
     
     Таким образом, расходы на оплату услуг междугородной телефонной связи, оказанных банку в 2003 году, подтвержденные первичными документами, датированными 2003 годом, должны были быть учтены в том налоговом (отчетном) периоде, в котором возникла обязанность оплатить оказанные услуги, то есть в 2003 году.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Е.Н. Кудиярова,
советник налоговой службы III ранга

     
     Считается ли день вылета самолета за пределы территории Российской Федерации днем нахождения на территории Российской Федерации в целях определения налогового статуса физического лица?
     
     Согласно ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Календарная дата дня отъезда за пределы территории Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, день вылета самолета за пределы Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации в целях определения его налогового статуса.
     
     Я являюсь гражданином Израиля. В Российской Федерации имею постоянный доход (от сдачи в аренду принадлежащей мне квартиры), с которого плачу налог на доходы физических лиц. Влияет ли мое гражданство на порядок налогообложения доходов, полученных мною в Российской Федерации?
     
     НК РФ установлена зависимость режима налогообложения доходов физических лиц от времени нахождения лица на территории Российской Федерации: режим налогообложения зависит исключительно от налогового статуса физического лица.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Доходы физических лиц, которые находятся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то есть не являются налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 %. Если время нахождения в Российской Федерации физических лиц превысит 183 дня, то есть данные лица будут являться налоговыми резидентами Российской Федерации, то их доходы подлежат обложению по ставке 13 %. При этом гражданство физического лица не имеет никакого значения, а следовательно, не влияет на режим налогообложения его доходов.
     

С.А. Колобов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Какие документы могут служить основанием для предоставления имущественного налогового вычета по суммам, направленным на приобретение жилого дома, если в договоре купли-продажи объектом сделки является жилой дом с надворными постройками и земельным участком, но при этом стоимость жилого дома в договоре не выделена?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, но не более 1 000 000 руб., а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
     
     Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке.
     
     Перечень объектов, по которым может быть предоставлен имущественный вычет, является закрытым. Иными словами, доход налогоплательщика может быть уменьшен только на суммы, которые направлены на строительство или приобретение таких объектов недвижимости, как жилой дом или квартира. Предоставление имущественного налогового вычета в части расходов на строительство или приобретение гаражей, сараев и других хозяйственных построек НК РФ не предусмотрено.
     
     Таким образом, если в договоре купли-продажи жилого дома указана общая стоимость, включающая стоимость не только дома, но и других отдельно стоящих хозяйственных построек, а также земельного участка, то общую стоимость данного недвижимого имущества нельзя относить на уменьшение налогооблагаемой базы, так как имущественный вычет не распространяется на приобретение хозяйственных построек и участка.
     
     Стоимость дома может быть выделена из общей стоимости имущества путем оформления сторонами соответствующего соглашения в форме, установленной законодательством.
     
     Определение стоимости жилого дома на основании справки органов БТИ о процентном соотношении инвентаризационной стоимости жилого дома и надворных построек либо справки агентства недвижимости о рыночной стоимос-ти жилого дома в целях получения имущественного налогового вычета не допускается.
     
     В каком размере может быть предоставлен имущественный налоговый вычет налогоплательщикам по продаже нескольких объектов недвижимости, находившихся в собственности у физических лиц менее пяти лет?
     
     Первая квартира находилась в равнодолевой собственности (по 1/2 доли) у отца и дочери, продана в апреле 2003 года за 1 600 000 руб. Доход, полученный в результате данной сделки, составил у отца 800 000 руб., у дочери - 800 000 руб.
     
     Вторая квартира находилась в собственности у матери (3/5 доли) и у той же дочери (2/5 доли), продана в мае 2003 года за 1 400 000 руб. Доход, полученный в результате сделки, составил у матери 840 000 руб., у дочери - 560 000 руб.
     
     Отец продал в сентябре 2003 года садовый домик, принадлежавший ему на праве собственности, за 500 000 руб.
     
     Мать продала в сентябре 2003 года земельный участок, принадлежавший ей на праве собственности, за 300 000 руб.
     
     Общий доход отца от продажи имущества составил 1 300 000 руб., матери - 1 140 000 руб., дочери - 1 360 000 руб.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных им в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб. При продаже вышеуказанных объектов, находившихся в собственности налогоплательщика пять лет и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже вышеуказанного имущества.
     
     При реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).
     
     Если несколько объектов недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика менее пяти лет, размер имущественного налогового вычета при их продаже не может превышать 1 000 000 руб. Если продавцы объекта недвижимости владели им на праве общей долевой собственности, размер имущественного налогового вычета каждого продавца не должен превышать его доли от 1 000 000 руб.
     
     В приведенном в вопросе примере первая квартира, находившаяся в долевой собственности у отца и дочери, была продана за сумму, превышающую 1 000 000 руб., следовательно, размер имущественного налогового вычета по ней составляет по 500 000 руб. (1/2 х 1 000 000 руб.) соответственно у отца и у дочери.
     
     Аналогично, по продаже второй квартиры, находившейся в долевой собственности у матери и дочери, размер имущественного вычета у матери составит 600 000 руб. (3/5 х 1 000 000 руб.), а у дочери - 400 000 руб. (2/5 х 1 000 000 руб.).
     
     Также отцу положен имущественный налоговый вычет в размере 500 000 руб. по продаже садового домика, а матери - вычет в размере 300 000 руб. по продаже земельного участка.
     
     В итоге величина имущественного налогового вычета, предоставляемого отцу, составит 1 000 000 руб. (500 000 руб. + 500 000 руб.), матери - 900 000 руб. (600 000 руб. + 300 000 руб.) и дочери - 900 000 руб. (500 000 руб. + + 400 000 руб.).
     
     Разница между суммами, полученными налогоплательщиками (отцом, матерью и дочерью) от продажи недвижимого имущества, и размером имущественного налогового вычета подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
     

И.Н. Ивер,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     В какой срок с момента подачи заявления на возврат налога физическое лицо может рассчитывать на его получение из бюджета?
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
     
     Согласно ст. 88 НК РФ камеральная проверка может проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
     
     Если же произошла переплата налога, то в соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
     
     Каков порядок предоставления социального налогового вычета на лечение и какие платежные документы необходимо приложить к декларации?
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (согласно перечню медицинских услуг, утверждаемому Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
     
     Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов, в том числе справки об оплате медицинских услуг.
     
     Согласно приказу Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256 Справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации (далее - Справка об оплате медицинских услуг) должны выдаваться всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от формы собственности, оказывающими физическим лицам медицинские услуги.
     
     Справка об оплате медицинских услуг удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика и выдается после оплаты медицинской услуги при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы, по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг.
     
     Социальный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих его фактические расходы по оплате лекарственных средств, назначенных налогоплательщику и (или) его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет.
     
     В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе затребовать у налогоплательщика, заявляющего социальный налоговый вычет, следующие документы:
     
     - Справку о доходах налогоплательщика по форме N 2-НДФЛ;
     
     - Справку об оплате медицинских услуг;
     
     - копии платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств медицинским учреждениям Российской Федерации;
     
     - копию договора налогоплательщика с медицинским учреждением Российской Федерации об оказании медицинских услуг или дорогостоящих видов лечения, если такой договор заключался;
     
     - копию свидетельства о браке, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за супруга;
     
     - копию свидетельства о рождении налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего родителя (родителей), или иной подтверждающий документ;
     
     - копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;
     
     - рецептурные бланки с назначением лекарственных средств по форме N 107/у с проставленным штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика", выписанные лечащим врачом налогоплательщику в порядке, предусмотренном приложением N 3 к приказу Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256.
     
     Предоставляется ли социальный налоговый вычет налогоплательщику на лечение, если медицинскую услугу оказывает индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на этот вид деятельности?
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (согласно перечню медицинских услуг, утверждаемому Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Пунктом 2 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что организации определяются как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а индивидуальные предприниматели - как физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     
     Учитывая, что согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, применительно к медицинской услуге, оказанной индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, социальный налоговый вычет не предоставляется.
     

О налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей

     
     И.Н. Давыдова

     
     Как учитываются индивидуальными предпринимателями взносы на обязательное пенсионное страхование?
     
     В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
     
     В соответствии со ст. 7 Закона N 167-ФЗ застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Законом.
     
     Пунктом 1 ст. 28 Закона N 167-ФЗ установлено, что страхователи - индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
     
     Уплачиваемые налогоплательщиком фиксированные платежи не связаны с периодом получения индивидуальным предпринимателем доходов и подлежат уплате независимо от размера полученного дохода от предпринимательской деятельности в данном налоговом периоде.
     
     Статьей 221 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности и занятия частной практикой, индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
     
     Согласно ст. 221 НК РФ к расходам индивидуальных предпринимателей относятся также суммы налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах для данной категории налогоплательщиков (за исключением налога на доходы физических лиц), начисленные либо уплаченные ими за налоговый период.
     
     Сумма взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в налоговом периоде подлежит учету в составе профессиональных налоговых вычетов предпринимателя, уменьшающих его налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц за отчетный налоговый период, при подаче налоговой декларации по налогу на доходы по итогам очередного налогового периода.
     

Об избежании двойного налогообложения

     
     С.В. Плужникова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Российская организация заключила договор займа со швейцарской организацией на получение займа для строительства завода на территории Российской Федерации. Процент по договору займа - 8 % годовых - начисляется и оплачивается российской организацией ежеквартально. Согласно российско-швейцарскому Соглашению проценты могут облагаться в одном государстве, то есть или в Российской Федерации, или в Швейцарской Конфедерации. По договоренности швейцарская компания ежеквартально предоставляет документы, подтверждающие начисление и уплату налога на прибыль на территории Швейцарии. Может ли российская организация при уплате процентов по договору займа не удерживать налог на доходы на территории Российской Федерации?
     
     Как следует из ст. 11 Соглашения от 15.11.1995 между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Соглашение) не исключается возможность налогообложения процентов в обоих Договаривающихся Государствах.
     
     Так, в п. 1 ст. 11 Соглашения говорится о том, что проценты могут облагаться налогом в Государстве, резидентом которого является получатель дохода, а в п. 2 данной статьи Соглашения устанавливается, что проценты могут также облагаться в Государстве, в котором они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства. При этом в отношении лиц, имеющих фактическое право на получение дохода, предусмотрено ограничение налогообложения процентов в Государстве источника дохода в размере не более 10 % от общей суммы процентов.
     
     Вопрос о том, каким образом воспользуются Договаривающиеся Государства своим правом облагать в той или иной мере процентные доходы, закрепленным в ст. 11 Соглашения, решается самими Договаривающимися Государствами путем введения соответствующих положений во внутреннее налоговое законодательство.
     
     Таким образом, решать - облагать или не облагать процентные доходы в каком-либо из Договаривающихся Государств - могут только сами эти Договаривающиеся Государства, а не организации, вступающие между собой в гражданско-правовые отношения.
     
     Никакие оговорки в гражданско-правовых договорах относительно уплаты налогов, не соответствующих законодательству, не имеют юридической силы.
     
     С учетом вышеизложенного, российская организация при выплате процентного дохода по договору займа со швейцарской организацией обязана удерживать налог исходя из положений п. 2 ст. 11 Соглашения и главы 25 НК РФ независимо от уплаты налога в Швейцарии.
     
     Иностранная организация - резидент Великого Герцогства Люксембург заключает договор простого товарищества с российской организацией. Иностранная организация вкладывает денежные средства для осуществления инвестиций в акции российских организаций на российском фондовом рынке. По условиям договора российская организация ведет общие дела данного простого товарищества и перечисляет в соответствии с этим договором часть возникающего дохода пропорционально доле участия иностранной организации в простом товариществе. Приводит ли данная деятельность иностранной организации к образованию постоянного представительства?
     
&nb