Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли


Г.В. Пирогова,
О.Б. Чибисова

          

Передача архива унитарному предприятию

     
     При реорганизации унитарному предприятию передается архив, в состав документов которого входит учетная, правоустанавливающая, оценочная и иная документация на объекты недвижимости. Возникает ли налогооблагаемая база по налогу на прибыль в случае получения архива унитарным предприятием от Комитета по управлению государственным имуществом?
     
     В соответствии с п. 10 Положения об Архивном фонде Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.03.1994 N 552, при ликвидации или реорганизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, государственных учреждений, организаций и предприятий, а также в случае изменения формы собственности этих учреждений, организаций и предприятий образовавшиеся при осуществлении их деятельности архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам при сохранении федеральной и (или) государственной собственности на указанные документы, а при отсутствии правопреемника передаются учреждениям Федеральной архивной службы России. В целях сохранности документов и для решения вопроса о месте их дальнейшего хранения в состав комиссий, образуемых для передачи дел и имущества, включаются представители Федеральной архивной службы России, ее органов и учреждений.
     
     Согласно п. 2 ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
     
     В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 настоящего Кодекса.
     
     Унитарным предприятием было получено в хозяйственное ведение имущество от Комитета по управлению государственным имуществом.
     
     В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
     
     Учитывая вышеизложенное, поскольку архив передан федеральному унитарному предприятию на хранение и при этом собственник вышеуказанного архива не изменился, то при получении архива объекта обложения налогом на прибыль не возникает.
      

Учет расходов на оплату банковской гарантии по кредитам банка, взятым на приобретение основных средств

     
     Подлежат ли включению в первоначальную стоимость основных средств расходы на оплату банковской гарантии по кредитам банка, взятым на приобретение основных средств, или же вышеуказанные расходы следует рассматривать как прочие или внереализационные расходы?
     
     Выдача банковских гарантий относится к банковским операциям в соответствии с п. 8 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
     
     Согласно подпункту 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам налогоплательщика относятся расходы на оплату услуг банков, если такие расходы связаны с производством и (или) реализацией, а в остальных случаях в соответствии с подпунктом 15 п. 1 ст. 265 настоящего Кодекса расходы на услуги банков относятся к внереализационным расходам. При этом совершение таких расходов должно быть экономически оправданно (п. 1 ст. 252 НК РФ).
     
     Статьей 257 НК РФ определено, что первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
     
     Таким образом, поскольку банковская гарантия по кредитам банка напрямую не связана с приобретением основного средства, то расходы на ее оплату следует учитывать в составе внереализационных расходов.
     

Возможность использования приходно-кассового ордера для документального подтверждения произведенных расходов

     
     Является ли достаточным для признания расходов обоснованными и документально подтвержденными в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ наличие у покупателей квитанции к приходно-кассовому ордеру за товар, оплаченный наличными денежными средствами, при отсутствии чека контрольно-кассовой техники?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В рассматриваемом в вопросе случае следует учитывать требования, предъявляемые Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), согласно которому все денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации всеми организациями, в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производятся с обязательным применением контрольно-кассовой техники.
     
     Однако отдельным категориям организаций в силу специфики их деятельности или особенностей местонахождения разрешается осуществлять расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники. Перечень таких организаций приведен в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
     
     Организации, не упомянутые в вышеназванном Перечне, могут осуществлять торговлю (оказывать услуги) без применения контрольно-кассовой техники только при условии использования ими бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
     
     Форма приходного кассового ордера не утверждена в соответствующем порядке как бланк строгой отчетности.
     
     Следовательно, при реализации товаров (работ, услуг) с использованием наличных денежных средств организации должны применять контрольно-кассовую технику.
     

Учет расходов на рекламу

     
     ОАО занимается оптовой торговлей лекарственными средствами и товарами для ухода за здоровьем. В целях продвижения на рынке реализуемой продукции ОАО проводит различные маркетинговые и рекламные кампании. Рекламные кампании в ряде случаев предполагают безвозмездное распространение рекламных материалов (ручки, кружки, пакеты с фирменной символикой), а также образцов продукции. Уменьшают ли налоговую базу по налогу на прибыль подобные расходы на рекламу?
     
     Доходы и расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, определяются с учетом положений главы 25 НК РФ. При этом расходы должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, которым предусмотрено, в частности, что в целях главы 25 настоящего Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, приведенных в ст. 270 НК РФ).
     
     В соответствии с подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, признаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса.
     
     Пунктом 4 ст. 264 НК РФ предусмотрен перечень расходов, которые организация может учесть как расходы на рекламу в целях главы 25 Кодекса.
     
     Вышеуказанным пунктом ст. 264 НК РФ также предусмотрено, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом п. 4 ст. 264 настоящего Кодекса, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
     
     При этом расходы на рекламу, учитываемые для целей налогообложения в размере фактических расходов, предусмотрены абзацами вторым - четвертым п. 4 ст. 264 НК РФ, и расширению этот перечень не подлежит.
     
     Остальные расходы на рекламу, относящиеся к таковым в соответствии с Федеральным законом от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ) и отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса.
     
     Согласно ст. 2 Закона N 108-ФЗ реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
     
     Таким образом, если условиями рекламной кампании организации будет предусмотрено, что в целях ознакомления потенциальных покупателей с новыми видами товаров и в целях продвижения товаров на новых рынках сбыта потенциальным покупателям бесплатно будут вручаться (в том числе и не в качестве приза или награды при проведении рекламной акции) рекламные материалы с символикой организации, а также образцы продукции, реализуемые организацией, то расходы, связанные с изготовлением или приобретением подобной продукции и рекламных материалов, следует рассматривать как расходы на рекламу.
     
     При этом читателям журнала необходимо иметь в виду, что для целей налогообложения прибыли вышеуказанные расходы учитываются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой согласно ст. 249 НК РФ, если они соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
      

Налогообложение расходов по оплате чартерных рейсов авиакомпаний

     
     Организация является продавцом алкогольных напитков. С целью повышения эффективности, оперативности управления и рационального использования рабочего времени управленческого персонала организация направляла своих сотрудников чартерными рейсами в служебные командировки. Кроме того, чартерные рейсы использовались организацией для перелета большого количества сотрудников филиалов организации в целях проведения совместного бизнес-совещания. Правомерно ли уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций на величину расходов по оплате проезда вышеупомянутых лиц?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под экономически оправданными затратами понимаются затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обычаям делового оборота.
     
     В целях применения п. 1 ст. 252 НК РФ необходимым условием признания затрат для целей налогообложения является подтверждение произведенных расходов первичными документами.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
     
     Все хозяйственные операции должны осуществляться по договорам, заключенным в соответствии с ГК РФ.
     
     В соответствии со ст. 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы по проезду лиц, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, в служебные командировки (в данной ситуации - расходы в виде оплаты за аренду самолета) могут быть учтены для целей налогообложения, если по маршруту следования вышеуказанных работников к месту командировки отсутствуют регулярные рейсы авиапредприятий, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, а также если служебная командировка требует оперативного прибытия командированных. Последняя позиция должна быть отражена в приказе организации.
     
     Если вышеуказанные лица направляются работодателем в командировку, обусловленную представительскими или рекламными целями, то связанные с этим расходы, в том числе расходы на проезд, принимаются для целей налогообложения прибыли с учетом п. 2 и 4 ст. 264 НК РФ.
     
     Одновременно сообщаем, что расходы на проезд лиц, не связанных договорными отношениями с работодателем, не могут являться экономически оправданными затратами и не могут учитываться для целей налогообложения прибыли.
     

Учет оплаты междугородных переговоров

     
     Сотрудники нашей организации ведут междугородные переговоры в личных целях и возмещают стоимость этих переговоров посредством внесения наличных денег в кассу организации. Учитываются ли вышеуказанные средства в целях налогообложения прибыли?
     
     Согласно п. 4 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 N 1235, услуги телефонной связи оказываются на основании соответствующего договора, заключаемого между оператором связи и абонентом (клиентом). Таким образом, по всем междугородным пере- говорам кредитором телефонной компании признается организация-абонент, обязанная оплатить услуги по предоставлению междугородной связи.
     
     Для целей налогообложения прибыли оплата такого рода услуг включается в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, если переговоры носили сугубо производственный характер. Следовательно, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, согласно подпункту 25 п. 1 ст. 264 НК РФ относится только стоимость междугородных переговоров, связанная с производственной деятельностью.
     
     Остальная часть затрат организации на междугородные переговоры работников в личных целях, как следует из вопроса, возмещается работниками посредством внесения ими наличных денежных средств в кассу.
     
     В целях главы 25 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, не приведенные в ст. 249 Кодекса.
     
     В связи с вышеизложенным расходы, возмещаемые работником организации за междугородные переговоры в личных целях, учитываются организацией в составе внереализационных доходов в момент внесения денежных средств в кассу организации.
     

Установление факта отсутствия виновных лиц в понесении организацией убытков

     
     Какие государственные органы уполномочены подтверждать отсутствие виновных лиц при применении подпункта 5 п. 2 ст. 265 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.
     
     Факт отсутствия виновных лиц может быть подтвержден уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим следственные действия в отношении хищений в соответствии с действующим законодательством, в том числе согласно ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
     

Начисление амортизации по объектам железнодорожного транспорта

     
     В ходе камеральной проверки декларации по налогу на прибыль было установлено, что унитарное предприятие применило к основной норме амортизации в отношении транспортных средств железнодорожного транспорта коэффициент 2 на основании указаний МПС России. Правомерно ли увеличение норм амортизации подвижного состава для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.
     
     Налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе использовать специальный коэффициент, указанный в п. 7 ст. 259 НК РФ, только при начислении амортизации в отношении вышеуказанных основных средств.
     
     При применении специальных коэффициентов следует исходить из того, что сроки полезного использования основных средств согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, установлены исходя из режима работы в две смены, что соответствует принципу, заложенному в Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072.
     
     Вместе с тем размер специальных коэффициентов, применяемых в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях повышенной сменности, зависит от увеличения продолжительности работы оборудования, осуществляемой в условиях нормальной продолжительности рабочей смены.
     
     В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговые органы при проведении камеральной проверки вправе получить у налогоплательщика объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
     
     Таким образом, в случае применения для целей налогообложения прибыли предприятиями МПС России к основной норме амортизации специального коэффициента в отношении транспортных средств железнодорожного транспорта предприятие должно подтвердить увеличение продолжительности работы транспортных средств по сравнению с нормальной продолжительностью рабочей смены.