Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на имущество организаций

    

О налоге на имущество организаций


Н.А. Гаврилова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
          

Налогообложение имущества, переданного в прокат на длительный срок

     
     Статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определено, что объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Предоставление имущества в прокат регулируется правилами, установленными для сдачи имущества в аренду, с учетом отдельных особенностей, определенных ст. 626-631 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
     
     Согласно ст. 626 ГК РФ по договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование.
     
     Движимым имуществом в целях налога на имущество организаций признаются основные средства (оборудование, механизмы, транспортные средства, инвентарь и иные материальные ценности), за исключением основных средств, относящихся к недвижимости [здания, сооружения и иные объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (см. ст. 130 ГК РФ)].
     
     В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, данное Положение применяется к доходным вложениям в материальные ценности, к которым можно отнести имущество, переданное в прокат. При этом п. 7 ПБУ 6/01 установлено, что правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации применяются также в отношении доходных вложений в материальные ценности.
     
     Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (в том числе по договору проката) с целью получения дохода, учитываются на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности". Материальные ценности, поступившие в организацию и предназначенные для предоставления в прокат, принимаются к бухгалтерскому учету по дебету счета 03 в корреспонденции со счетом 08-4 "Приобретение объектов основных средств".
     
     Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью по предоставлению имущества в прокат, являются для организации расходами по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
     
     Таким образом, можно сделать вывод, что материальные ценности, сданные на длительный срок в прокат, обладают всеми признаками основных средств, установленными п. 4 ПБУ 6/01, а именно:
     
     - имеют срок службы более 12 месяцев;
     
     - приобретены не для последующей перепродажи, а для осуществления предпринимательской деятельности [извлечения дохода (см. ст. 50 ГК РФ)];
     
     - используются для оказания услуг;
     
     - обладают способностью приносить доход (экономическую выгоду).
     
     Однако, учитывая, что объектом налогообложения признается согласно ст. 374 НК РФ имущество, отнесенное в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета к основным средствам, имущество, сданное в прокат, учтенное на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", как вложения организации в часть имущества, имеющего материально-вещественную форму, обложению налогом на имущество организаций не подлежит.
     

Налогообложение материальных ценностей по договору лизинга

     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" и ст. 665 ГК РФ основным предметом договора лизинга является предоставление арендатору предмета лизинга во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
     
     Предмет лизинга, учитываемый на балансе в составе бухгалтерского счета 01 "Основные средства" в соответствии с ПБУ 6/01 и приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15  "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга", подлежит обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.
     
     Что касается материальных ценностей, приобретенных (поступивших) организацией для предоставления за плату во временное пользование (переданного в лизинг) и учитываемых в составе бухгалтерского счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности", то вложения организации в часть имущества, имеющего материально-вещественную форму, не являются объектом обложения налогом на имущество организаций.
     

Освобождение от налогообложения объектов социально-культурной сферы

     
     Пунктом 7 ст. 381 НК РФ предусмотрено освобождение организаций от налогообложения в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
     
     Вышеуказанная льгота предоставляется организациям, ведущим деятельность в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. При этом льгота предоставляется в отношении имущества, используемого ими в рамках вышеуказанной деятельности, соответствующей определенным уставом (положением) целям и задачам создания организации.
     
     Под объектами социально-культурной сферы, в отношении которых предоставляется льгота, подразумеваются основные средства, входящие в состав единого обособленного комплекса, объединенные единым функциональным и организационным предназначением для ведения организацией вышеуказанных видов деятельности.
     
     Что касается отдельно стоящих общедоступных для населения объектов бытового обслуживания, торговли и общественного питания (магазинов, ресторанов, столовых) и других аналогичных объектов, используемых или полностью сданных в аренду для ведения иных видов деятельности, то данные объекты подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     При этом налогоплательщики должны иметь в виду, что не может быть отнесено к объектам социально-культурной сферы и не подлежит льготированию имущество, предназначенное для ведения организацией деятельности, не относящейся к вышеприведенным видам деятельности.
     
     Пример.
     
     Организация, вид деятельности которой - производство товаров народного потребления, имеет производственное (или административное) здание (цех), предназначенное и используемое для производственных целей (управленческих целей). В этом здании выделяется помещение для размещения медпункта. Здание (сооружение) как инвентарный объект основных средств является производственным объектом и в целом не подлежит льготированию в соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ. В то же время основные средства, находящиеся в медпункте, могут быть отнесены к основным средствам, входящим в состав объекта социально-культурной сферы, используемым для нужд здравоохранения, и, следовательно, не облагаются налогом на имущество организаций.
     
     Вместе с тем во избежание споров с налоговыми органами обращаем внимание налогоплательщиков на то, что согласно п. 7 ст. 381 НК РФ налогоплательщики должны использовать свое имущество по целевому назначению. В связи с этим не могут быть отнесены к объектам социально-культурной сферы объекты недвижимого имущества, предназначенные для использования в области образования, искусства, культуры, социального обеспечения, здравоохранения, преимущественно (50 % и более полезной площади) сдаваемых в аренду третьим лицам.
     

Освобождение от налогообложения памятников истории, культуры и библиотек

     
     Памятники истории и культуры, являющиеся объектами социально-культурной сферы, подлежат освобождению от налогообложения в соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ только в случае, если используются организацией для нужд культуры и искусства, в том числе музейного, выставочного или экспозиционного дела.
     
     В аналогичном порядке освобождаются от налогообложения фонды библиотек, к которым относятся книги, брошюры, издания периодические, нотные, картографические, специальная научно-техническая литература и документация, рукописи, редкие и уникальные издания и т.д. (согласно соответствующим кодам Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359).
     


Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организациями, применяющими специальные налоговые режимы

     
     В соответствии с главой 26.1 НК РФ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусматривает замену уплаты в том числе налога на имущество организаций уплатой единого сельскохозяйственного налога. В этой связи организация, полностью перешедшая на уплату единого сельскохозяйственного налога, не признается плательщиком налога на имущество организаций в отношении всего имущества, находящегося у нее на балансе.
     
     Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты в том числе налога на имущество организаций уплатой единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности. Ограничения перехода на упрощенную систему налогообложения, устанавливаемые по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, определяются исходя из всех осуществляемых организацией видов деятельности.
     
     Организация по находящемуся у нее на балансе имуществу, используемому в деятельности, переведенной на упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ, не признается плательщиком налога на имущество организаций.
     
     Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты в том числе налога на имущество организаций единым налогом только в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, а также исчислять и уплачивать налог на имущество организаций в отношении данных видов деятельности в общеустановленном порядке.
     
     Если имущество, подлежащее обложению налогом на имущество организаций, фактически используется как в предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, так и в иной предпринимательской деятельности, то оно подлежит обложению налогом на имущество организаций в части, пропорциональной сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки организации от реализации товаров (работ, услуг).
     
     При этом при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) применяется показатель "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)", формируемый в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отражаемый в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2 ).
     
     Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции предусматривает освобождение инвестора от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, находящегося на балансе налогоплательщика и используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями.
     
     Имущество, предназначенное для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, но используемое инвестором одновременно для выполнения иных работ, подлежит обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.
     


Налогообложение объектов недвижимости (построенных, приобретенных), не прошедших государственной регистрации в органах юстиции

     
     Сальдо по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, а также формирования основного стада, которые не являются объектом обложения налогом на имущество организаций.
     
     Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, определено, что допускается принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и которые фактически эксплуатируются.
     
     Следовательно, вышеуказанные объекты недвижимости, документы по которым переданы на государственную регистрацию, признаются объектом обложения налогом на имущество организаций.
     
     В то же время к налогоплательщикам в отношении объектов основных средств, принятых в установленном порядке в эксплуатацию, по которым своевременно не принимаются меры по их государственной регистрации в органах юстиции (в том числе приобретенных на условиях договоров купли-продажи), налоговые органы должны применять согласно ст. 110 НК РФ меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения, предусмотренные ст. 120 (или 122) настоящего Кодекса. При этом необходимо учитывать также нормы ГК РФ, Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и условия договоров (в том числе в отношении сроков государственной регистрации объектов и ответственности сторон).
     

Освобождение от налогообложения жилищного фонда

     
     В соответствии с п. 6 ст. 381 НК РФ от налога на имущество освобождаются организации  (в том числе товарищества собственников  жилья, жилищно-строительные кооперативы и др.) в отношении объектов жилищного фонда, находящихся у них на балансе на праве собственности, в оперативном управлении, в хозяйственном ведении.
     
     Освобождению от налогообложения подлежит только тот объект (в той части) жилищного фонда, находящийся у организации на балансе, содержание которого полностью или частично финансируется за счет средств соответствующих бюджетов.
     
     Вместе с тем товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и другие аналогичные организации, не получающие финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на содержание жилого фонда, уплачивают налог на имущество организаций только в отношении движимого и недвижимого имущества, находящегося на балансе организации как юридического лица на правах собственности. При этом на балансе товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива и других аналогичных организаций могут учитываться по правилам ведения бухгалтерского учета только жилые и нежилые помещения, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности. Что касается жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности [долевой (общей долевой) собственности] граждан или других юридических лиц, то стоимость этих объектов, входящих в состав жилого дома, учитывается в бухгалтерском учете товарищества собственников жилья и т.д. за балансом. Физические лица, а также юридические лица самостоятельно уплачивают соответствующие имущественные налоги применительно к вышеуказанным объектам согласно законодательству о налогах и сборах.
     
     Жилой дом для целей налогообложения как объект жилищного фонда, состоящий на балансе организации, рассматривается как единый обособленный комплекс со всеми нежилыми помещениями и инженерными объектами (лифты, лифтовые шахты, лестничные клетки, лестницы, крыши, технические этажи, подвалы, технические помещения, коммуникации и т.д.), объединенными единым функциональным предназначением и представляющими собой единое целое.
     
     Объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса являются находящиеся на балансе налогоплательщика сооружения, инженерное оборудование, а также иные объекты, созданные или предназначенные для функционирования жилищно-коммунального комплекса, в том числе составляющие придомовую территорию.
     
     Освобождение от налогообложения предоставляется только в отношении тех объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которые находятся на балансе той организации, которой из соответствующего бюджета выделяется полное или частичное финансирование на содержание именно этих объектов. При этом финансирование из бюджета может идти как в части покрытия конкретных затрат организации, так и в части покрытия убытка от содержания вышеуказанных объектов.
     
     Согласно ст. 1 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" в сфере жилищно-коммунального хозяйства различаются такие понятия, как плата за содержание жилья, плата за ремонт жилья и тарифы на коммунальные услуги. В этой связи возмещение из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов организациям разницы в тарифах за оказанные услуги не может признаваться финансированием на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства.
     

Налогообложение имущества, находящегося на территориях разных субъектов Российской Федерации

     
     Организация, на балансе которой находится недвижимое имущество, имеющее фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации, самостоятельно определяет долю стоимости имущества, приходящуюся на соответствующий субъект Российской Федерации по состоянию на отчетную дату (1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января следующего налогового периода). Налоговый орган по месту уплаты налога вправе затребовать справку-расчет доли стоимости имущества, фактически находящегося на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, рассчитанной исходя из физических или стоимостных показателей данного объекта.
     
     Выбор уполномоченного налогового органа, ведущего учет начисленных и уплаченных сумм налога и авансовых платежей по налогу в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, определяется по субъекту Россий-ской Федерации.
     

Налогообложение имущества паевых инвестиционных фондов

     
     В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
     
     Согласно ст. 11 Закона N 156-ФЗ учредитель доверительного управления передает имущество управляющей компании для его включения в состав паевого инвестиционного фонда с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления.
     
     Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности.
     
     Собственники объекта недвижимости, входящего в состав паевого инвестиционного фонда, и данные о них, предусмотренные Законом N 122-ФЗ, устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев.
     
     В соответствии с главой 30 НК РФ имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.
     
     Таким образом, плательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, являются организации, признаваемые учредителями доверительного управления, - владельцы инвестиционных паев.
     
     Владельцы инвестиционных паев производят исчисление и уплату налога на имущество организаций в отношении имущества, переданного ими в паевой инвестиционный фонд. В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в рамках паевого инвестиционного фонда, исчисление и уплата налога производятся организациями - владельцами инвестиционных паев пропорционально стоимости их инвестиционных паев (его доли в общем имуществе пайщиков).
     
     Кроме того, на основании положений Закона N 156-ФЗ и главы 30 НК РФ управляющая компания, ведущая учет имущества паевого инвестиционного фонда, обязана для целей налогообложения сообщать каждому налогоплательщику - организации, владельцу инвестиционных паев сведения об остаточной стоимости имущества и о его доле в общем имуществе пайщиков.
     

Объекты, относящиеся к недвижимому имуществу

     
     Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. К недвижимым вещам может быть отнесено законодательством и иное имущество.
     
     Под объектом недвижимого имущества, в отношении которого отдельно исчисляется налоговая база и уплачивается налог на имущество организаций, подразумевается единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое. В данный обособленный комплекс включается имущество, как указанное в технической документации (техническом паспорте) на объект недвижимого имущества, так и дополнительно установленное, смонтированное в ходе капитальных вложений, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
     
     Например, в состав объекта недвижимого имущества необходимо включать учитываемые как отдельный инвентарный объект такие объекты основных средств, как лифты, встроенная система вентиляции помещений, локальные сети, другие коммуникации здания и т.д. В состав объекта недвижимого имущества не включаются учитываемые как отдельные инвентарные объекты основные средства, которые не требуют монтажа, могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой  частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса (компьютеры, столы, транспортные средства, средства видеонаблюдения и другие).
     

Налогообложение капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества, находящихся на балансе арендатора

     
     В отношении капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества, учитываемых на балансе арендатора в составе счета бухгалтерского учета 01 "Основные средства", уплата налога на имущество организаций производится арендатором по месту нахождения арендованного объекта недвижимого имущества.
     

Исчисление налога на имущество организаций при налоговом периоде менее одного года

     
     По нашему мнению, исходя из принципов налогообложения, определенных, в частности, ст. 55 НК РФ, а также принимая во внимание тот факт, что для расчета налоговой базы принимается остаточная стоимость имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число месяца на начало следующего налогового периода, исчисление налога следует производить следующим образом.
     
     Согласно п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. Поэтому расчет среднегодовой стоимости имущества и суммы налога за налоговый период находится в прямой зависимос-ти от количества месяцев налогового периода.
     
     Налоговый период составляет менее одного года только в случае создания, ликвидации, реорганизации организации или ее обособленных подразделений и определяется исходя из количества месяцев регистрации организации (обособленного подразделения) в качестве налогоплательщика в налоговых органах, то есть с даты включения (до даты исключения) в государственный реестр юридических лиц.
     
     Налоговая база в этих случаях также исчисляется исходя из количества полных месяцев налогового периода, включая месяц государственной регистрации (месяц исключения из государственного реестра юридических лиц) организации, обособленного подразделения.
     
     При исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций согласно п. 4 ст. 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется за налоговый период как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
     
     Поэтому налоговая база по налогу на имущество организаций при создании (ликвидации, реорганизации) определяется в вышеуказанном порядке исходя из количества месяцев в налоговом периоде и рассчитывается как частное от деления суммы, полученной в результате сложения остаточной стоимости имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода (то есть на 1 января, 1 февраля, 1 марта, 1 апреля, 1 мая, 1 июня) и по состоянию на 1 июля, на 7.
     
     Сумма налога на имущество организаций за налоговый период, который составляет менее одного года, рассчитывается как частное от произведения значений - налоговой базы, ставки налога, количества месяцев в налоговом периоде (который составляет менее года) на 12 (календарных месяцев в году). Что касается суммы налога, подлежащей доплате (уменьшению) по окончании налогового периода, составляющего менее одного года, то исчисленная в вышеуказанном порядке сумма налога за этот налоговый период уменьшается на авансовые платежи по налогу на имущество организаций, уплаченные в течение данного налогового периода.
     
     Вместе с тем целесообразно исчислять налог, если налоговый период составляет менее одного года, исходя из ставки налога и налоговой базы, исчисляемой как частное от деления величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца начиная с месяца государственной регистрации организации в качестве юридического лица (по 1-е число месяца следующего за месяцем исключения из государственного реестра юридического лица) на 13, поскольку это не противоречит требованиям НК РФ, а также учитывает порядок заполнения налоговой декларации.
     

Освобождение от налогообложения имущества, используемого Центрами занятости населения для обязательного социального и медицинского страхования

     
     В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование является частью государственной системы защиты населения. Деятельность по обязательному социальному страхованию осуществляется некоммерческими организациями, создаваемыми Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
     
     Имущество, используемое (занятое) Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и территориальными фондами медицинского страхования субъектов Российской Федерации, Центрами занятости в рамках деятельности по социальному обеспечению населения, надлежит относить к объектам социальной сферы, которые в соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ не подлежат налогообложению.
     
     Иное имущество вышеуказанных организаций подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
     

Налогообложение имущества, используемого для негосударственного пенсионного обеспечения

     
     Собственное имущество фонда, используемое в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а также деятельности в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию, не подлежит налогообложению.
     
     Имущество управляющей компании, осуществляющей управление (размещение) пенсионными резервами негосударственного пенсионного фонда, учитываемое компанией в установленном порядке на счете 01 "Основные средства" в качестве объектов основных средств и отражаемое в разделе "Внеоборотные активы" бухгалтерского баланса, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.