Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Некоторые особенности применения упрощенной системы налогообложения


Некоторые особенности применения упрощенной системы налогообложения


И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга

             

1. Общие условия применения упрощенной системы налогообложения

     
     В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками на добровольной основе.
     
     При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики уплачивают единый налог, исчисленный по результатам их хозяйственной деятельности за налоговый период (без учета деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход), с уплатой которого с них не взимаются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от осуществляемой ими предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц  (в отношении имущества, используемого индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности) и единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу нанятых ими физических лиц.
     
     При этом налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренной Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также от обязанности по уплате иных установленных на территории Российской Федерации налогов.
     
     Кроме того, при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 НК РФ, а также от обязанностей по ведению кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, и от обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
     

2. Плательщики единого налога

     
     Плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
     
     Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
     
     Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
     
     Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
     
     Таким образом, при соблюдении условий и ограничений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, иностранные и некоммерческие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.
     
     Кроме того, при применении положений главы 26.2 НК РФ читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном данным Законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
     
     Адвокатская деятельность не является предпринимательской.
     
     Согласно ст. 15 Закона N 63-ФЗ выданное претенденту квалификационной комиссией удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката.
     
     В соответствии со ст. 21 Закона N 63-ФЗ адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет, который не является юридическим лицом.
     
     Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор. Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов (ст. 23 Закона N 63-ФЗ).
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Законом N 63-ФЗ деятельность адвокатских бюро не признается предпринимательской деятель- ностью, а сами адвокатские бюро не отнесены к юридическим лицам (организациям), действие упрощенной системы налогообложения на них не распространяется.
     
     Право перехода на упрощенную систему налогообложения предоставляется организациям, получившим по итогам 9 месяцев года, предшествующего году, начиная с которого организации переходят на упрощенную систему налогообложения, доходы от реализации (без учета НДС), определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ в размере, не превышающем 11 млн руб.
     
     Индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения независимо от размера полученных ими за вышеуказанный период времени доходов от предпринимательской деятельности.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщики, переведенные по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом установленные главой 26.2 НК РФ ограничения по переходу на упрощенную систему налогообложения (размер полученных организациями за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого осуществлялся переход на упрощенную систему налогообложения, доходов от реализации; численность работников и стоимость основных средств и нематериальных активов) определяются в отношении таких налогоплательщиков исходя из всех осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
     
     Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
     
     а) организации, имеющие филиалы и представительства.
     
     В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
     
     Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
     
     Представительства и филиалы являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
     
     Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (места, созданные на срок более одного месяца).
     
     Таким образом, право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся юридическими лицами, наделенные имуществом, а также функциями филиалов и представительств и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций.
     
     Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях;
     
     б) банки;
     
     в) страховщики.
     
     Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, регулируются Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1).
     
     Согласно ст. 4.1 Закона N 4015-1 участниками отношений, регулируемых данным Законом, являются, в частности, страховые организации (страховщики), страховые агенты и страховые брокеры.
     
     В соответствии со ст. 6 Закона N 4015-1 страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном данным Законом порядке.
     
     Согласно ст. 8 Закона N 4015-1 страховыми агентами признаются граждане Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страховщика в отношениях со страхователем по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями, а страховыми брокерами - граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страхователя в отношениях со страховщиком по поручению страхователя или осуществляющие от своего имени посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования или договоров перестрахования.
     
     В соответствии со ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
     
     В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
     
     По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
     
     По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
     
     Таким образом, деятельность, осуществляемую страховыми агентами (российскими организациями и индивидуальными предпринимателями) и страховыми брокерами (российскими организациями и индивидуальными предпринимателями) на основе заключенных со страховщиками (страхователями) договоров поручения либо агентских договоров, следует рассматривать как вспомогательную деятельность в сфере страхового дела, а самих страховых агентов и страховых брокеров - как посредников (доверенных лиц) в правоотношениях между страховщиками и страхователями.
     
     Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что вспомогательная деятельность в сфере страхового дела главой 26.2 НК РФ не отнесена к видам предпринимательской деятельности, не подпадающим под действие упрощенной системы налогообложения, страховые агенты, действующие от имени и по поручению страховщиков, а также страховые брокеры, действующие от своего имени и по поручению страховщиков (страхователей), вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на общих с другими налогоплательщиками основаниях;
     
     г) негосударственные пенсионные фонды;
     
     д) инвестиционные фонды;
     
     е) профессиональные участники рынка ценных бумаг.
     
     Особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ).
     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 39-ФЗ профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются только юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, приведенные в главе 2 данного Закона.
     
     Исходя из этого индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основе выданных им налоговыми органами документов, подтверждающих их государственную регистрацию в этом качестве, деятельность, направленную на извлечение доходов от сделок купли-продажи ценных бумаг на биржевом и внебиржевом рынке ценных бумаг, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих с другими налогоплательщиками основаниях;
     
     ж) ломбарды;
     
     з) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
     
     К подакцизным товарам относятся товары, перечисленные в п. 1 ст. 181 НК РФ.
     
     К полезным ископаемым относится продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия вышеуказанных стандартов для отдельно добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
     
     К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации (ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах");
     
     и) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
     
     к) нотариусы, занимающиеся частной практикой;
     
     л) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение вышеуказанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями данного Закона;
     
     м) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
     
     н) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 %. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %.
     
     В соответствии со ст. 48 ГК РФ в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.  К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
     
     К коммерческим организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 66 ГК РФ).
     
     Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
     
     В отличие от хозяйственных товариществ и обществ имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
     
     Учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование (ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ). Муниципальные предприятия и организации входят в состав муниципальной собственности (п. 1 ст. 29 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
     
     Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
     
     К муниципальным образованиям относятся городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
     
     С учетом того что муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в котором ст. 11 НК РФ использует данный термин, и имущество муниципального унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), данные организации вправе применять упрощенную систему налогообложения.
     
     По аналогичным основаниям данное право распространяется и на государственные унитарные предприятия;
     
     о) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
     
     В целях перехода на упрощенную систему налогообложения и ее дальнейшего применения средняя численность нанятых налогоплательщиками работников определяется ими по состоянию на 1 октября года, в котором такие налогоплательщики подают заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, и далее по итогам каждого отчетного (налогового) периода по единому налогу применительно к Порядку заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденному постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50;
     
     п) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.
     
     Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется налогоплательщиками-организациями по состоянию на  1-е число месяца, в котором ими подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, и далее по итогам каждого отчетного (налогового) периода по единому налогу.
     
     Что касается налогоплательщиков, получивших в периоде применения общего режима налогообложения освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, то следует отметить, что п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен исчерпывающий перечень условий и ограничений, при несоблюдении которых налогоплательщики лишаются права на применение упрощенной системы налогообложения.
     
     Наличие у налогоплательщиков освобождения от исполнения обязанностей по уплате НДС главой 26.2 НК РФ к таким условиям и ограничениям не отнесено.
     
     В связи с этим налогоплательщики, имеющие на дату перехода на упрощенную систему налогообложения такое освобождение, вправе применять данный специальный налоговый режим на общих с другими налогоплательщиками основаниях.
     

3. Порядок и условия перехода на упрощенную систему налогообложения и возврата к общему режиму налогообложения

     
     Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке.
     
     В период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с которого налогоплательщик изъявил желание применять упрощенную систему налогообложения, он подает в налоговый орган по месту своего нахождения (для организаций) или по месту жительства (для индивидуальных предпринимателей) заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по рекомендуемой форме N 26.2-1* 1(далее - заявление по форме N 26.2-1).
     _____
     *1 Здесь и далее рекомендуемые формы приводятся в соответствии с приказом МНС России от 07.07.2004 N САЭ-3-22/414@.
     
     Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые будет применена упрощенная система налогообложения. В случае принятия решения об изменении ранее избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан в письмен- ном виде уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, с которого он будет впервые применять упрощенную систему налогообложения.
     
     Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели подают заявления по форме N 26.2-1 одновременно с подачей пакета документов для их государственной регистрации и постановки на учет.
     
     В этом случае данные организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента их государственной регистрации.
     
     Каких-либо дополнительных условий и ограничений по процедуре перехода на упрощенную систему налогообложения для данной категории налогоплательщиков НК РФ не установлено.
     
     В связи с этим налогоплательщики - физические лица, прошедшие в течение календарного года перерегистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с возобновлением ранее прекращенной ими предпринимательской деятельности, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в указанном выше порядке.
     
     По результатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений по форме N 26.2-1 налоговые органы в месячный срок со дня их поступления (подпункт 8.1.5 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Росархива от 27.11.2000 N 68) в письменном виде уведомляют налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (формы уведомлений N 26.2-2 и 26.2-3).
     
     В случае изменения решения о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик вправе до начала года (налогового периода по единому налогу), с которого предполагается переход на применение упрощенной системы налогообложения, отозвать ранее поданное им заявление. В этом случае исчисление и уплата налогов таким налогоплательщиком будут осуществляться в очередном календарном году в общеустановленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     

     Если же налогоплательщик до начала налогового периода по единому налогу не отозвал ранее поданное им заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то он считается перешедшим на данный режим налогообложения с начала года (налогового периода по единому налогу).
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения, не вправе отказаться от ее применения и перейти на иную систему налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) до окончания налогового периода.
     
     Вместе с тем если по итогам отчетного (налогового) периода полученные налогоплательщиком от видов деятельности, переведенных на упрощенную систему налогообложения, доходы превысят 15 млн руб. и (или) остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов налогоплательщика-организации превысит 100 млн руб. и (или) налогоплательщиком будут нарушены другие условия и ограничения, предусмотренные ст. 346.12 НК РФ, то такой налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором он допустил данное превышение (нарушение).
     
     Об утрате права на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения и переходе на общий режим налогообложения налогоплательщик обязан в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором им было допущено превышение (нарушение) установленных условий и ограничений, сообщить в налоговый орган в письменном виде (рекомендуемая форма сообщения N 26.2-5, утвержденная приказом МНС России от 07.07.2004 N САЭ-3-22/414@).
     
     По окончании налогового периода по единому налогу налогоплательщик вправе добровольно отказаться от применения упрощенной системы налогообложения и перейти на иную систему налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход), уведомив об этом в письменном виде налоговый орган (рекомендуемая форма уведомления N 26.2-4) не позднее 15 января года, следующего за годом, в котором применялся данный специальный налоговый режим.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что налогоплательщики, добровольно отказавшиеся от применения упрощенной системы налогообложения, а равно утратившие право на ее дальнейшее применение, вправе (при соблюдении условий и ограничений, предусмотренных главой 26.2 НК РФ) вновь вернуться к применению упрощенной системы налогообложения с начала календарного года, следующего за календарным годом, в котором истек годичный срок запрета на применение данного специального налогового режима.
     

4. Порядок признания доходов

     
     Налогоплательщики-организации учитывают при определении налоговой базы все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
     
     Доходы от реализации и внереализационные доходы определяются налогоплательщиками-организациями в соответствии с положениями ст. 249 и 250 НК РФ. При этом налогоплательщики-организации не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
     
     Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели учитывают при определении налоговой базы все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, стоимость такого имущества, полученного на безвозмездной основе, а также иные доходы от предпринимательской деятельности, аналогичные доходам, предусмотренным ст. 250 НК РФ.
     
     В целях соблюдения установленного НК РФ принципа равенства в налогообложении при получении в течение отчетного (налогового) периода по единому налогу доходов от предпринимательской деятельности, аналогичных доходам, предусмотренным ст. 251 настоящего Кодекса, индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу применительно к порядку, установленному для налогоплательщиков-организаций.
     
     Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
     
     В связи с этим суммы денежных средств, полученные налогоплательщиками в периоде применения упрощенной системы налогообложения в счет предварительной оплаты товаров (работ, услуг), подлежат включению такими налогоплательщиками в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу на дату их получения.
     
     Налогоплательщики-организации, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начисления, при переходе на упрощенную систему налогообложения в составе вышеуказанных доходов учитывают также суммы денежных средств, полученные ими в период применения общего режима налогообложения в счет предварительной оплаты по договорам, исполнение которых будет осуществлено после перехода на упрощенную систему налогообложения. При этом вышеуказанные налогоплательщики не включают в состав таких доходов денежные средства, полученные ими после перехода на упрощенную систему налогообложения, если в соответствии с правилами налогового учета по методу начисления данные суммы денежных средств были включены в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
     
     Налогоплательщики, ранее применяющие общий режим налогообложения с использованием кассового метода признания доходов и расходов, включают в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, все поступившие им в периоде применения упрощенной системы налогообложения на расчетный счет и (или) в кассу денежные средства, а также полученное имущество и имущественные права в оплату товаров (работ, услуг), реализованных (выполненных, оказанных) ими до перехода на применение данного специального налогового режима.
     
     Учет таких доходов осуществляется вышеуказанными налогоплательщиками в том отчетном (налоговом) периоде применения упрощенной системы налогообложения, в котором они были ими фактически получены.
     
     Налогоплательщики, переведенные в соответствии с главой 26.3 НК РФ по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, при применении упрощенной системы налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности не включают в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, доходы, относящиеся к видам предпринимательской деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход.
     
     При применении упрощенной системы налогообложения доходом налогоплательщиков - участников договора простого товарищества признается внереализационный доход в виде распределенной по итогам отчетного (налогового) периода в их пользу доли дохода (прибыли), полученного (полученной) простым товариществом за данный отчетный (налоговый) период.
     

5. Порядок признания расходов

     
     Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Иные, не предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы при определении налоговой базы налогоплательщиками не учитываются.
     
     Кроме того, при определении налоговой базы по единому налогу налогоплательщики не учитывают расходы, относящиеся к видам предпринимательской деятельности, переведенным на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
     
     При этом общехозяйственные (общепроизводственные) расходы распределяются налогоплательщиками между видами предпринимательской деятельности пропорционально долям доходов, полученных ими от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и видов предпринимательской деятельности, переведенных на упрощенную систему налогообложения, в общем объеме доходов, полученных ими от осуществления всех видов предприниматель-ской деятельности.
     
     Расходами признаются затраты после их фактической оплаты (кассовый метод).
     
     При применении кассового метода признания доходов и расходов читателям журнала необходимо иметь в виду следующее:
     
     1) понесенные налогоплательщиками материальные расходы, расходы на оплату труда, расходы по оплате сумм процентов за пользование денежными средствами (кредитами, займами), а также расходы по уплате сумм налогов и сборов включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, применительно к порядку, предусмотренному п. 3 ст. 273 НК РФ, а именно:
     
     - материальные расходы (за исключением расходов, перечисленных ниже в данном пункте), расходы на оплату труда, а также расходы по оплате процентов за пользование заемными средствами включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, на момент погашения задолженности посредством списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;
     
     - расходы на приобретение сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство;
     
     - расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе вышеуказанных расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиками;
     
     2) расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, специальной одежды и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода такого имущества в эксплуатацию (подпункт 3 п. 1 ст. 254 НК РФ);
     
     3) стоимость приобретенных для дальнейшей реализации товаров включается в состав расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором фактически были получены доходы от реализации таких товаров;
     
     4) расходы по товарам, приобретенным впрок и не реализованным в отчетном (налоговом) периоде, учитываются при получении доходов от реализации таких товаров в последующих отчетных (налоговых) периодах.
     
     Что касается остальных расходов, предусмотренных п. 1 ст. 346.16 НК РФ, то они учитываются налогоплательщиками в порядке, предусмотренном абзацем вторым п. 2 данной статьи Кодекса.
     
     Расходы на приобретение основных средств, понесенные налогоплательщиками в периоде применения упрощенной системы налогообложения, списываются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
     
     Согласно данному порядку стоимость основных средств, приобретенных налогоплательщиками после перехода на упрощенную систему налогообложения, списывается в расходы в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию.
     
     Стоимость основных средств, приобретенных налогоплательщиками до перехода на упрощенную систему налогообложения, списывается в расходы следующим образом:
     
     - по основным средствам со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение 1-го года применения упрощенной системы налогообложения;
     
     - по основным средствам со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно: в течение 1-го года применения упрощенной системы налогообложения - в размере 50 % их стоимости, 2-го - в размере 30 % их стоимости, 3-го года - в размере 20 % их стоимости;
     
     - по основным средствам со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет после перехода на упрощенную систему налогообложения равными долями от их стоимости.
     
     В аналогичном порядке списываются и расходы по приобретению нематериальных активов.
     
     При этом состав основных средств и нематериальных активов, а также их оценка определяются налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
     
     Срок полезного использования объектов основных средств устанавливается в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
     
     Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется применительно к порядку, предусмотренному п. 2 ст. 258 НК РФ.
     
     В течение налогового периода расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов списываются равными долями. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что к расходам на приобретение основных средств и нематериальных активов не относятся расходы, связанные со строительством (реконструкцией, созданием) данных объектов.
     

(Окончание следует)