Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О выездной налоговой проверке правильности исчисления и уплаты единого социального налога


О выездной налоговой проверке правильности исчисления и уплаты единого социального налога


Е.В. Дорошенко
          

1. Общие положения

     
     Порядок исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН) устанавливается главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которой плательщиками налога признаются:
     
     1) лица, производящие выплаты физическим лицам, а именно:
     
     - организации;
     
     - индивидуальные предприниматели;
     
     - физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
     
     2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
     
     В целях главы 24 НК РФ члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
     
     Цель выездной налоговой проверки - осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах при исчислении и уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документальное подтверждение фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение их в акте выездной налоговой проверки.
     

2. Порядок проведения выездной налоговой проверки

     
     Рассмотрим порядок проведения выездной налоговой проверки на примере проверки организации, производящей выплаты физическим лицам.
     
     Основными вопросами, подлежащими проверке применительно к ЕСН, являются:
     
     правильность определения налогоплательщиком налоговой базы для исчисления ЕСН, которая устанавливается ст. 237 НК РФ. Согласно ст. 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков-организаций, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам, отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
     
     Статьей 237 НК РФ также установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, приведенных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     Работники налоговых органов в ходе проверки:
     
     - устанавливают, применялась ли до 27 июля 2004 года в целях обеспечения учета сумм начисленных выплат и вознаграждений, а также сумм исчисленного ЕСН по каждому физическому лицу, в пользу которого осущест-влялись выплаты, рекомендуемая МНС России к применению форма индивидуальной карточки, утвержденная приказом МНС России от 21.02.2002 N БГ-З-05/91 "Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядка ее заполнения" (далее - индивидуальная карточка), или другая форма, утвержденная организацией.
     
     Одновременно обращаем внимание читателей журнала на то, что приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443 утверждены формы индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленного ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование, которые МНС России рекомендует налогоплательщикам в практической работе. Этим же приказом МНС России признан утратившим силу приказ МНС России от 21.02.2002 N БГ-З-05/91;
     
     - проверяют достоверность отражения в бухгалтерском учете произведенных операций при начислении и получении выплат и иных вознаграждений за выполненные физическими лицами работы (оказанные услуги);
     
     - сравнивают показатели исчисленных авансовых платежей по налогу, отраженные в учетных регистрах бухгалтерского учета организации, с показателями, отраженными в расчетах авансовых платежей, налоговых декларациях, представленных в налоговый орган;
     
     - проверяют правильность и своевременность отражения в бухгалтерском учете начисленных сумм ЕСН, указанных налогоплательщиком в уточненном (дополнительном) расчете, представленном в налоговый орган в текущем налоговом (отчетном) периоде при обнаружении им ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам;
     
     - проверяют полноту устранения нарушений правил учета объектов налогообложения, определения налоговой базы, выявленных в ходе ранее проведенных налоговых проверок (камеральных и выездных);
     
     - проверяют полноту и своевременность перечисления ЕСН в бюджеты фондов (Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования) и федеральный бюджет, а также взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
     
     При проверке полноты включения в налоговую базу выплат для исчисления ЕСН работники налоговых органов в ходе выездной проверки проверяют полноту формирования объекта обложения ЕСН, то есть полноту отражения налогоплательщиком расходов на оплату труда, а также обоснованность применения п. 3 ст. 236 НК РФ, согласно которому выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам, не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, то есть работники налоговых органов удостоверяются в обоснованности отнесения понесенных налогоплательщиком расходов к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Проверка правильности расчета ЕСН на начисленную заработную плату работников осуществляется на основании расчетно-платежных, расчетных и платежных ведомостей.
     
     В лицевом счете работника проверяются  записи всех видов начислений, включая доплаты и надбавки стимулирующего характера, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии, единовременные поощрительные выплаты и т.д., а также удержания из заработной платы.
     
     При необходимости проверяются акты выполненных работ по заключенным договорам, в  частности по договорам подряда, поручения, договорам гражданско-правового характера.
     
     Налогоплательщикам следует иметь в виду, что для контроля за правильностью определения налоговой базы по ЕСН выплаты в пользу работника в виде оплаты питания, жилья, топлива, льгот социального характера должны быть отражены в индивидуальной карточке или в другом аналогичном документе.
     
     При проверке полноты отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы по ЕСН, проверяются первичные учетные документы, которые являются оправдательными согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и на основании которых ведется бухгалтерский учет; проверяются данные, отраженные в регистрах бухгалтерского учета - в журналах-ордерах, мемориальных ордерах, вспомогательных ведомостях, учетно-аналитических документах, формы и порядок применения которых установлены Инструкцией по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденной Минфином СССР от 08.03.1960 N 63 (в ред. от 12.01.1983 N 4), и приказом МНС России от 30.12.1999 N 107н, устанавливающим порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
     
     По Главной книге проверяется правильность отражения сумм оборотов и сальдо по счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.
     
     Так как налогоплательщикам наряду с журнально-ордерной и мемориально-ордерной формами счетоводства, упрощенной формой бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства также предоставлено право ведения учета с использованием ПЭВМ, в организациях, использующих вычислительную технику, анализируются выходные формы - ведомости синтетического и аналитического учета по счетам 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и другим счетам по утвержденным в учетной политике организации формам счетоводства, не противоречащим унифицированным формам Госкомстата России.
     
     При проведении выездной налоговой проверки могут также использоваться унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, а именно:
     
     - по учету кадров:
     
     N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу";
     
     N Т-2 "Личная карточка работника";
     
     N Т-2ГС "Личная карточка государственного (муниципального) служащего";
     
     N Т-3 "Штатное расписание";
     
     N Т-5 "Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу";
     
     N Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику";
     
     N Т-8 "Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)";
     
     N Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника";
     
     другие формы;
     
     - по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда:
     
     N Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда";
     
     N Т-13 "Табель учета рабочего времени";
     
     N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость";
     
     N Т-51 "Расчетная ведомость";
     
     N Т-53 "Платежная ведомость";
     
     N Т-54 "Лицевой счет" и т.д.;
     
     правомерность применения налогоплательщиком заявленных льгот, перечень которых установлен ст. 239 НК РФ.
     
     Так, например, при проверке правомерности использования льгот организациями, в которых числятся работники, являющиеся инвалидами I, II и III группы, общественными организациями инвалидов, среди которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %, работники, проводящие выездную налоговую проверку, могут истребовать у налогоплательщиков список работающих инвалидов, документы, подтверждающие наличие трудовых отношений организации с работниками-инвалидами, справки (копии справок) учреждений медико-социальной экспертизы, подтверждающие наличие инвалидности у работников, расчетно-платежные документы, из которых можно сделать заключение о доле заработной платы инвалидов в общем объеме фонда оплаты труда в каждом месяце отчетного периода, и другие документы;
     
     соответствие применяемых налогоплательщиком ставок ЕСН, установленных ст. 241 НК РФ, в том числе и обоснованность применения регрессивной шкалы ставок ЕСН.
     
     Одновременно обращаем внимание читателей журнала на то, что Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон  “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 70-ФЗ) внесен ряд изменений в главу 24 НК РФ, в том числе в части изменения (в сторону уменьшения) ставок ЕСН;
     
     правильность исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета).
     
     До внесения Законом N 70-ФЗ изменений в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" статьей 25 последнего предусматривалось, что налоговые органы осуществляли контроль только за правильностью уплаты организациями (страхователями) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (но не за их исчислением), поэтому проверка правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование проверялась на предмет правильности определения налогоплательщиками базы по ЕСН, то есть правильности примененного налогового вычета.
     
     Так, если в ходе камеральной проверки не было установлено факта занижения ЕСН из-за несвоевременной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а в ходе выездной налоговой проверки выявлен данный факт, то проверяющий устанавливал занижение ЕСН на сумму неуплаченных страховых взносов и производил доначисление вышеуказанной суммы в федеральный бюджет с начислением пени в установленном порядке.
     
     Если по результатам выездной налоговой проверки, кроме вышеназванного нарушения, было также установлено занижение налоговой базы по ЕСН, то налоговый вычет не применялся к доначисленному ЕСН. Проверяющими производилось доначисление ЕСН в федеральный бюджет по ставкам, установленным ст. 241 НК РФ, так как налоговый вычет был равен нулю по основаниям, изложенным в абзаце втором п. 2 и абзаце четвертом п. 3 ст. 243 НК РФ, согласно которым:
     
     - сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период (абзац второй п. 2 ст. 243 НК РФ);
     
     - если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, то такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу (абзац четвертый п. 3 ст. 243 НК РФ).
     
     В случае установления выездной налоговой проверкой нарушений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налоговый орган информирует налогоплательщика о необходимости представления уточненных расчетов (декларации) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
     

3. Оформление результатов проверки

     
     По результатам выездной налоговой проверки уполномоченные должностные лица налоговых органов составляют акт налоговой проверки по форме, приведенной в приложении N 1 к инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138, в котором должны содержаться систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи части первой НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
     
     В акте выездной налоговой проверки отражаются все выявленные в процессе налоговой проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.
     
     Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается руководителю проверяемой организации (либо индивидуальному предпринимателю в случае проверки такой категории налогоплательщиков) или представителям проверяемых.
     
     Акт выездной налоговой проверки состоит из трех частей:
     
     - вводной;
     
     - описательной;
     
     - итоговой.
     
     Во вводной части акта выездной налоговой проверки приводятся общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, его филиале или представительстве  (в случае проведения проверки филиала или представительства организации-налогоплательщика) и содержатся следующие данные:
     
     - номер акта проверки;
     
     - полное и сокращенное наименование проверяемой организации согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя. В случае проведения проверки филиала или представительства организации-налогоплательщика помимо наименования организации указывается полное и сокращенное наименования проверяемого филиала или представительства;
     
     - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). В случае проведения проверки филиала или представительства организации-налогоплательщика помимо ИНН организации-налогоплательщика указывается код причины постановки на учет;
     
     - наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого проводилась проверка);
     
     - дата акта проверки, под которой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;
     
     - фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности, с указанием наименования налогового органа, который они представляют, а также их классные чины (при наличии);
     
     - дата и номер решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на проведение выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
     
     - вопросы проверки;
     
     - период, за который проведена проверка;
     
     - даты начала и окончания проверки;
     
     - фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (ее филиала или представительства): руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде. Если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;
     
     - адрес места нахождения организации (ее филиала или представительства);
     
     - сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);
     
     - сведения о фактически осуществляемых организацией (ее филиалом или представительством) видах финансово-хозяйственной деятельности, в том числе о видах деятельности, запрещенных действующим законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии;
     
     - сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие разделы документации были проверены сплошным, а какие выборочным методом;
     
     - сведения о встречных налоговых проверках, о производстве выемки документов и предметов, проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотра его территорий и помещений и иных действиях, произведенных при осуществлении налоговой проверки;
     
     - иные необходимые сведения.
     
     Описательная часть акта выездной налоговой проверки содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки.
     
     По каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения:
     
     - излагается вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится;
     
     - производится оценка количественного и суммового расхождения между заявленными организацией в налоговых декларациях данными, связанными с исчислением и уплатой налога, и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты включаются в акт выездной налоговой проверки или приводятся в составе приложений к нему;
     
     - делаются ссылки на первичные бухгалтерские документы (с приведением в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта налогового правонарушения;
     
     - дается квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы НК РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены налогоплательщиком;
     
     - в случае проведения налоговой экспертизы делаются ссылки на заключения экспертов, протоколы опроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий).
     
     Итоговая часть акта (заключение) выездной налоговой проверки содержит:
     
     - сведения об общей сумме выявленного при проведении проверки неуплаченного (не полностью уплаченного) ЕСН в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) с указанием налогового периода, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений (в случае проведения выездной проверки правильности исчисления и уплаты нескольких налогов сведения указываются с разбивкой по видам налогов);
     
     - предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений с указанием перечня конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения налогоплательщиком [взыскание недоимки по налогам и сборам, пени за несвоевременную уплату налогов и сборов (с приложением расчета пени)];
     
     - выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений с указанием вида совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
     

4. Порядок вручения акта выездной налоговой проверки

     
     Подписанный проверяющими акт выездной налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика (его представителю), о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись: "Экземпляр акта с... (указывается количество приложений) приложениями на __ листах получил" - за подписью руководителя организации (его представителей), получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.
     
     В случае, когда указанные выше лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, на последней странице акта делается запись:
     
     "________________________________________________________________
     
     (Ф.И.О. руководителя организации с указанием его должности
     
     (Ф.И.О. его представителя))
     
     от получения настоящего акта уклонился", - заверенная подписью проверяющего с указанием соответствующей даты.
     
     При отказе руководителя организации-налогоплательщика (его представителя) от подписания акта на последней странице акта руководителем проверяющей группы (проверяющим) производится запись:
     
     "__________________________________________
     
     (Ф.И.О. руководителя организации с указанием его должности
     
     (Ф.И.О. его представителя))
     
     от подписи акта отказался", - заверенная подписью указанного лица.
     
     Акт налоговой проверки может быть направлен налогоплательщику (его представителю) по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
     
     В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик в соответствии с нормами ст. 100 НК РФ вправе в двухнедельный срок со дня получения подписанного проверяющими акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом либо по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок, не превышающий двух недель со дня получения акта проверки, передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
     

5. Порядок рассмотрения налоговым органом акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки

     
     По истечении двухнедельного срока, установленного для представления налогоплательщиком в налоговый орган письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражений по акту, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
     
     В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя (или их представителей). О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
     
     Согласно ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
     
     - о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
     
     - об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
     
     - о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
     
     Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
     
     Вводная часть решения содержит номер решения, дату его вынесения; наименование населенного пункта, на территории которого находится налоговый орган; наименование налогового органа; классный чин (при его наличии), фамилию, имя и отчество руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым вынесено решение; дату и номер акта выездной налоговой проверки, по материалам которой выносится решение; полное наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), в отношении которого вынесено решение; наименование филиала или представительства организации (в случае вынесения решения по результатам проверки филиала или представительства), ИНН/код причины постановки на учет.
     
     В описательной части решения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают вышеуказанные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность, оценка представленных налогоплательщиком доказательств, опровергающих факты, выявленные проверкой.
     

     Резолютивная часть решения содержит ссылку на ст. 101 НК РФ, предоставляющую право руководителю (заместителю руководителя) налогового органа выносить решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет; суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов; указания на статьи части первой НК РФ, предусматривающие меры ответственности за конкретные налоговые правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности, а также предложения по устранению выявленных налоговых правонарушений и добровольной уплате соответствующих сумм налоговых санкций в срок, указанный в требовании.
     
     Решение налогового органа об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения содержит:
     
     - в вводной части - данные, аналогичные данным, которые указываются в решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
     
     - в описательной части - выявленные в ходе проверки обстоятельства, содержащие признаки налоговых правонарушений, а также установленные в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
     
     - в резолютивной части - сообщение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности со ссылкой на соответствующие положения ст. 109 НК РФ.
     
     При наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
     
     Согласно ст. 101 и ст. 70 НК РФ, устанавливающей сроки выставления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени в десятидневный срок с даты вынесения решения.
     
     Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения документа налогоплательщиком либо его представителем. Если вышеуказанными способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.
     
     Форма требования об уплате налога и форма требования об уплате налоговой санкции утверждены приказом МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 "О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности".
     

6. Порядок обжалования актов налоговых органов

     
     Согласно ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
     
     Согласно ст. 139 НК РФ жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
     
     Если иное не предусмотрено ст. 139 НК РФ, жалоба подается в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
     
     Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может отозвать ее на основании письменного заявления.
     
     Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
     

7. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом

     
     Согласно ст. 140 НК РФ жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.
     
     По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
     
     - оставить жалобу без удовлетворения;
     
     - отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
     
     - отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
     

     - изменить решение или вынести новое решение.