Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль

    

О налоге на прибыль


С.Г. Сергиенко
          

Учет арендной платы

     
     Учитывается ли при определении налогооблагаемой прибыли арендная плата при аренде организацией у федерального государственного унитарного предприятия помещения под офис, которое не исключено из состава жилого фонда?
     
     Согласно ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Подпунктом 10 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.
     
     В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
     
     Согласно ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
     
     Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
     
     Если предприятие с согласия собственника сдает в аренду имущество, находящееся у него в хозяйственном ведении, то оно должно получать арендную плату.
     
     Статьей 671 ГК РФ определено, что по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется предоставлять другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и использование для проживания в нем.
     
     Жилое помещение может быть предоставлено юридическим лицам во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
     
     Согласно ст. 288 ГК РФ размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.
     
     Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
     
     Таким образом, организация не имеет права на применение для целей налогообложения прибыли положения, установленного подпунктом 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     

Учет расходов на ремонт основных средств

     
     Согласно ст. 324 НК РФ организация создала резерв только под предстоящий капитальный ремонт основных средств. При определении предельной суммы размера резерва предстоящих расходов на капитальный ремонт в расчет не принимались расходы на текущий ремонт, которые производились в течение последних трех лет. Имеет ли организация право рассматривать произведенные расходы на текущий ремонт основных средств как прочие расходы и признавать их для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат?
     
     В соответствии со ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
     
     Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики могут создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ.
     
     Согласно ст. 324 НК РФ налогоплательщик формирует в аналитическом учете сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением вышеуказанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами.
     
     Налогоплательщик, создающий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств, определенной в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 324 НК РФ, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
     
     При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в этот резерв исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения данных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах вышеприведенные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.
     
     Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода.
     
     Если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств данного резерва.
     
     Как следует из вопроса, организация создала резерв только под предстоящий капитальный ремонт основных средств. В сложившейся ситуации расходы по текущему ремонту основных средств должны производиться за счет средств созданного резерва, поскольку налогоплательщикам не предоставлено право на принятие для целей налогообложения одновременно фактических расходов на ремонт основных средств и отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в зависимости от видов ремонта.
     
     Если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
     
     Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.
     
     Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования вышеуказанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не включается в состав доходов для целей налогообложения.
     

Учет расходов арендатора на ремонт основных средств, арендуемых у физического лица

     
     Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы арендатора на ремонт основных средств, арендуемых у физического лица, если возмещение вышеуказанных расходов договором аренды не предусмотрено?
     
     В соответствии со ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
     
     Вышеприведенное положение ст. 260 НК РФ применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между сторонами возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
     
     Принимая во внимание, что основные средства, предоставленные в аренду физическим лицом, не относятся к амортизируемым основным средствам, то для целей налогообложения расходы, связанные с ремонтом таких средств, могут учитываться у арендатора [если договором (соглашением) возмещение вышеуказанных расходов арендодателем не предусмотрено] в соответствии со ст. 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
     
     При признании вышеназванных расходов в целях налогообложения необходимо также учитывать положения, установленные ст. 252 НК РФ.
     

Учет расходов на оплату учебных отпусков

     
     Может ли организация учесть в составе расходов для целей налогообложения расходы на оплату учебных отпусков сотрудника, который обучается в образовательном учреждении высшего профессионального образования?
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, преду-смотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (кон-трактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Пунктом 13 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса относятся расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика.
     
     Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) установлены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.
     
     Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка:
     
     - для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);
     
     - для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца;
     
     - для сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
     

     В соответствии со ст. 177 ТК РФ гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации работнику организации на время учебных отпусков, учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
     

Создание резерва по сомнительным долгам

     
     В каком порядке организация должна создавать резерв по сомнительным долгам, который учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и возможно ли списание всей суммы задолженности с учетом НДС за счет вышеуказанного резерва?
     
     Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
     
     Для налогоплательщиков-банков не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со ст. 292 НК РФ предусмотрено создание резерва на возможные потери по ссудам.
     
     Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
     
     Налогоплательщик имеет право создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Вышеуказанное положение НК РФ не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.
     
     Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
     
     При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 % от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (для банков - от суммы доходов, устанавливаемых в соответствии с главой 25 Кодекса, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).
     
     Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией только на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
     

     Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     

     Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии со ст. 266 НК РФ, осуществляется за счет суммы созданного резерва. Если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.