Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль

     
     С.А. Яковлева,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     Кроме трудового договора, организация заключила с работником договор возмездного оказания услуг: услуги по данному договору связаны с производственной деятельностью организации, не входят в штатные обязанности работника и выполняются им в свободное от основной работы время. Включается ли оплата данных услуг в расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в расходы налогоплательщика, учитываемые для целей налогообложения прибыли, включаются начисления в пользу работников, обусловленные трудовыми отношениями, возникшими на основании трудовых договоров.
     
     Статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) устанавливает свободу заключения договора для граждан и юридических лиц.
     
     Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
     
     Учитывая, что отношения, возникающие из гражданско-правового договора возмездного оказания услуг, регулируются гражданским законодательством, расходы организации по оплате услуг, оказанных штатным работником по вышеуказанному договору (при соблюдении требований, предъявляемых к расходам ст. 252 НК РФ), могут быть учтены согласно ст. 264 Кодекса в составе прочих расходов.
     
     По условиям договора лизинга имущество (легковой автомобиль) учитывается на балансе лизингодателя. В состав лизинговых платежей лизингодатель включил расходы по уплате налога на имущество и транспортного налога в доле, приходящейся на данное транспортное средство. Является ли правомерным отнесение банком-лизингополучателем всей суммы лизинговых платежей на расходы по налогу на прибыль?
     
     В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество для Российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей НК РФ.
     
     Учитывая, что легковой автомобиль, взятый банком в лизинг, по условиям заключаемого договора будет зарегистрирован и будет учитываться на балансе лизингодателя, транспортный налог и налог на имущество должен уплачивать лизингодатель.
     
     Статья 665 ГК РФ устанавливает, что по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
     
     Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.
     
     В соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 264 НК РФ арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым для целей налогообложения прибыли.
     
     Из вышеизложенного следует, что произведенные лизингодателем расходы на уплату транспортного налога и налога на имущество в доле, приходящейся на арендуемое транспортное средство, включенные в соответствии с договором в общую сумму лизинговых платежей (при соблюдении требований, предъявляемых к расходам ст. 252 НК РФ), учитываются у лизингополучателя согласно вышеуказанному подпункту 10 п. 1 ст. 264 Кодекса в составе прочих расходов.
     

     В.К. Мареева

     
     Учитываются ли при налогообложении прибыли услуги связи, оказываемые в производственных целях с арендуемых жилых помещений (для проживания сотрудников организации)?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях налогообложения признаются все произведенные расходы, если они экономически обоснованны, документально подтверждены и при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Характеристика первичных документов и основные требования, предъявляемые к ним, даны в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В частности, статьей 9 этого Федерального закона установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
     
     В соответствии с подпунктом 25 п. 1 ст. 264 НК РФ оплата услуг связи может быть учтена в расходах при налогообложении, если такие услуги связаны с производством и реализацией. Для обоснованного отнесения к затратам в целях налогообложения услуг связи необходимо документальное подтверждение производственного характера данных услуг.
     
     В условиях, когда подобные услуги оказываются с арендуемых для проживания сотрудников организации жилых помещений, доказать их производственный характер практически невозможно.
     
     Таким образом, расходы на оплату данных услуг связи не могут быть приняты при налогообложении как не соответствующие критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Санаторием, осуществляющим предпринимательскую деятельность, приобретено имущество за счет бюджетных средств целевого финансирования. Вправе ли санаторий начислять амортизацию по этому имуществу в целях налогообложения прибыли?
     
     Пунктами 1, 2 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом в целях налогообложения признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. К амортизируемому имуществу относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. Таким образом, имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования, амортизации не подлежит.
     

 М.М. Щербинина,
 советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     Пунктом 22 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда относятся начисления лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
     
     Какие выплаты лицам рядового и начальствующего состава, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы, содержащимся за счет внебюджетных источников, подлежат включению в расходы по оплате труда согласно ст. 255 НК РФ?
     
     Статьей 255 НК РФ предусмотрено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     К расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
     
     При определении вышеуказанных выплат следует руководствоваться Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее - Закон N 78-ФЗ).
     
     Кроме того, статьей 8 Закона N 78-ФЗ предусмотрено, что Президент Российской Федерации, Правительство РФ могут устанавливать сотрудникам другие надбавки и дополнительные выплаты.
     
     Таким образом, законодательно установленные выплаты лицам рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы Минюста России, являющимся персоналом учреждений, исполняющих наказание, содержащимся за счет внебюджетных источников, учитываются в составе расходов на оплату труда, если они соответствуют критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
     
     В 2001 году предприятием производилась перепланировка и реконструкция детского сада, состоящего на балансе предприятия, под жилой дом. После сдачи объекта в эксплуатацию на стоимость выполненных работ в 2001 году заявлена льгота по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Вправе ли предприятие воспользоваться льготой по налогу на прибыль в пределах затрат на реконструкцию здания?
     
     Подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) (утратившего силу с 01.01.2002, за исключением отдельных положений) предусмотрено, что при исчислении налога на прибыль налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшалась на суммы, направленные предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Эта льгота предоставлялась вышеуказанным предприятиям, осуществлявшим жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     В соответствии с п. 1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160, капитальное строительство осуществляется в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы. Вышеуказанные работы (кроме нового строительства) приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, а затраты, производимые при этом, не являются издержками отчетного периода по их содержанию.
     
     В соответствии с п. 4.2.1 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 N 123, к строительным работам относятся работы по возведению, расширению и реконструкции постоянных и временных (титульных) зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций, работы по устройству и разработке подкрановых путей для башенных и других кранов.
     
     Учитывая вышеизложенное, предприятие, осуществляющее реконструкцию нежилого объекта (детского сада) под жилой объект, вправе воспользоваться вышеуказанной льготой по налогу на прибыль при условии выполнения всех условий ее предоставления.
     

В.Е. Мурзин,
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга

     
     Исключаются ли при определении суммы налога на прибыль суммы дивидендов, полученных налоговым агентом (эмитентом) от иностранной организации?
     
     Согласно п. 2 ст. 275 НК РФ для налогоплательщиков, не указанных в п. 3 данной статьи настоящего Кодекса, по доходам в виде дивидендов, за исключением приведенных в п. 1 ст. 275 НК РФ доходов, налоговая база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, определяется налоговым агентом с учетом особенностей, установленных п. 2 ст. 275 Кодекса.
     
     Общая сумма налога определяется как произведение ставки налога, установленной подпунктом 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, и разницы между суммой дивидендов, подлежащих распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде, уменьшенной на суммы дивидендов, подлежащих выплате налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 275 настоящего Кодекса в текущем налоговом периоде, и суммой дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, если данные суммы дивидендов ранее не участвовали в расчете при определении облагаемого налогом дохода в виде дивидендов.
     
     Таким образом, оснований для исключения сумм дивидендов, полученных самим налоговым агентом (эмитентом) от иностранной организации, при определении суммы налога на прибыль у налогового агента не имеется.
     
     Каков порядок учета убытков в случае неполучения акционером части имущества ликвидируемой организации?
     
     Порядок распределения имущества ликвидируемого общества между акционерами определен в ст. 23 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ). При этом в п. 1 ст. 2 Закона N 208-ФЗ указано, что акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
     
     Статьей 71 Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно управляющая организация или управляющий несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами.
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Статьей 277 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы налогоплательщика-акционера при ликвидации налогоплательщика-эмитента, если налогоплательщиком-акционером получены доходы при ликвидации организации-эмитента и распределении имущества ликвидируемой организации. Главой 25 НК РФ не предусмотрено включение в состав расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, фактически оплаченной стоимости акций в случае неполучения акционером части имущества ликвидируемой организации. Вышеуказанные убытки не могут рассматриваться как обоснованные расходы (убытки) согласно ст. 252 НК РФ.
     

Е.В. Евсик,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     К какому виду расходов (к прочим расходам на рекламу или иному виду расходов) относятся затраты организации по безвозмездному распространению в общественных местах выпускаемых ею периодических изданий?
     
     В соответствии с подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" ре-кламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
     
     Таким образом, деятельность налогоплательщика по безвозмездному распространению в общественных местах выпускаемых им периодических изданий должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе, в частности, реклама должна быть ориентирована на неопределенный круг лиц и нацелена на поддержание интереса к организации и ее продукции.
     
     В этом случае данные расходы могут относиться к расходам на иные виды рекламы согласно п. 4 ст. 264 НК РФ и признаваться в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса.
     
     В случае невозможности отнесения данных расходов к расходам на рекламу налогоплательщикам необходимо учитывать следующее.
     
     Пунктом 1 ст. 252 НК РФ определено, что расходами в целях главы 25 настоящего Кодекса признаются любые затраты налогоплательщика при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и являются обоснованными и документально подтвержденными. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, если данные затраты не будут признаны расходами на рекламу, они не будут являться произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и, таким образом, не смогут быть признаны расходами в целях налогообложения прибыли организации.
     

Т.М. Гуркова

     
     Имело ли право малое предприятие, осуществляющее производство товаров народного потребления, на применение в 2003 году льготы по налогу на прибыль в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при их реализации на экспорт?
     
     Статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что с 1 января 2002 года утратил силу Закон N 2116-1 (за исключением отдельных положений, которые утрачивают силу в особом порядке).
     
     В частности, сохранена льгота по налогу на прибыль малым предприятиям, установленная п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1, срок действия которой не истек на день вступления в силу Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ и применяется малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.
     
     При этом следует иметь в виду, что в Законе N 2116-1 не содержалось ограничений в части того, куда в дальнейшем (на экспорт или внутри страны) должны были реализоваться произведенные малым предприятием товары народного потребления.
     
     Учитывая вышеизложенное, малое предприятие, осуществлявшее производство товаров народного потребления, при их реализации на экспорт могло воспользоваться вышеуказанной льготой по налогу на прибыль при выполнении условий ее предоставления.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Когда организация имеет право принять к вычету суммы НДС, уплаченные по основным средствам (объектам недвижимости), права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации?
     
     Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства. При этом в соответствии с п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты вышеуказанных сумм производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором п. 2 ст. 259 Кодекса.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации согласно законодательству Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с  момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Согласно абзацу второму п. 2 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
     
     Учитывая вышеизложенное, организация имеет право принять к вычету суммы НДС, уплаченные подрядным организациям по введенным в эксплуатацию объектам завершенного капитального строительства (основным средствам), до получения свидетельства о государственной регистрации прав на такие объекты.
     
     Имеет ли право организация, реализующая населению товары (работы, услуги) по льготным тарифам, предъявлять финансовым органам региона счета-фактуры на возмещение разницы между установленными тарифами и тарифами, оплачиваемыми населением? В каком порядке следует применять НДС при получении из бюджета денежных средств в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС независимо от источника финансирования.
     
     Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
     
     Кроме того, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы, полученные в том числе в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, денежные средства, получаемые из соответствующего бюджета в счет увеличения доходов при реализации товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), включаются в налоговую базу по НДС.
     
     Что касается денежных средств, выделяемых из бюджета на покрытие фактических убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, то на основании вышеуказанных положений главы 21 НК РФ такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.
     
     Вышеприведенный порядок применения НДС в отношении денежных средств, выделяемых из бюджета, соответствует положениям п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.
     
     Согласно ст. 168 и 169 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики (в том числе организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги) выставляют счета-фактуры с указанием цены (тарифа) реализуемых товаров (работ, услуг) и соответствующей суммы НДС покупателям, а не организациям, осуществляющим какое-либо финансирование. В связи с этим организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, не должны выставлять вышеуказанные счета-фактуры финансовым органам.
     
     Однако, учитывая вышеизложенное, в сумме средств, перечисляемых из бюджета в виде разницы между установленной суммой тарифов по коммунальным услугам и тарифом, уплачиваемым льготными категориями лиц, должна учитываться сумма НДС.
     

Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     Индивидуальный предприниматель реализует продукцию собственного производства в школьной столовой учащимся. Правомерно он применяет освобождение от обложения НДС данных операций?
     
     Статьей 143 НК РФ установлено, что плательщиками НДС признаются:
     
     организации;
     
     индивидуальные предприниматели;
     
     лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
     
     В ст. 149 НК РФ приведен исчерпывающий перечень операций, не подлежащих обложению НДС.
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими вышеуказанным столовым или учреждениям.
     
     Положения подпункта 5 п. 2 ст. 149 НК РФ применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что освобождение от обложения НДС предусмотрено для организаций общественного питания, реализующих продукцию собственного производства студенческим и школьным столовым, столовым других учебных заведений, столовым медицинских организаций, только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования.
     
     Этот порядок освобождения от НДС не распространяется на реализацию продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми учреждений и организаций социально-культурной сферы, финансируемых из бюджета (учреждений и организаций культуры и искусства, физкультуры и спорта, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения).
     
     Что касается вопроса применения положений подпункта 5 п. 2 ст. 149 НК РФ индивидуальными предпринимателями, то вышеуказанной нормой Кодекса не предусмотрено освобождение от обложения НДС операций по реализации ими продукции собственного производства школьным столовым, столовым других учебных учреждений и непосредственно школьникам и учащимся.
     
     Каков порядок обложения НДС при предоставлении организацией лечебно-профилактического питания своим сотрудникам?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 255 НК РФ в состав расходов на оплату труда включается в том числе стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации питания и продуктов.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 Кодекса, и операций, не признаваемых объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 НК РФ.
     
     Если организация в соответствии с действующим законодательством обеспечивает лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с особо вредными условиями труда, и затраты по изготовлению указанного питания относятся на расходы по производству и реализации продукции (как облагаемой, так и не облагаемой НДС), объект обложения НДС не возникает.
     
     В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные данной статьей НК РФ налоговые вычеты.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 настоящего Кодекса.
     
     При этом согласно п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций.
     
     При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
     
     Таким образом, при выполнении вышеперечисленных требований налогоплательщик вправе принять к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для предоставления лечебно-профилактического питания.
     
     Организация, являясь соисполнителем НИОКР, выполняет заказ на изготовление изделия. Вправе ли она применить освобождение от обложения НДС по данным работам согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ?
     
     Статьей 769 ГК РФ установлено, что по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. При этом договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы). Условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).
     
     В соответствии с подпунктом 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций.
     
     При этом в соответствии с вышеуказанным порядком от уплаты налога освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением вышеуказанных работ, так и юридические лица, являющиеся соисполнителями и выполняющие НИОКР.
     
     Основанием для освобождения от налогообложения НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета, является договор на выполнение вышеуказанных работ с указанием источника их финансирования, а также письменное уведомление заказчика в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных непосредственно ему из федерального бюджета целевых бюджетных средствах для оплаты этих работ.
     
     Таким образом, освобождение от обложения НДС согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ вправе применять соисполнители только при подтверждении, что выполняемые работы являются самостоятельными НИОКР (а не их отдельными этапами), и подтверждении соответствующего источника финансирования (письменного уведомления заказчика, которому непосредственно выделены средства из федерального бюджета в адрес исполнителей, а также их соисполнителей).
     
     В ситуации, когда соисполнитель выполняет работы, которые сами по себе опытно-конструкторскими не являются (изготовление изделия), он не вправе применять освобождение от обложения НДС согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, и, соответственно, данные работы подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     

Е.С. Лобачева,
консультант Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     Организация переходит с упрощенной системы на общий режим налогообложения. Можно ли вновь принять к вычету суммы НДС, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), но восстановленные и уплаченные в бюджет в момент перехода организации на упрощенную систему налогообложения?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых этим налогом, подлежат возмещению.
     
     Таким образом, суммы НДС, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), но восстановленные и уплаченные в бюджет в момент перехода организации на упрощенную систему налогообложения, в случае перехода организации на общий режим налогообложения и использования этих товаров (работ, услуг) для операций, облагаемых НДС, подлежат вычету в общеустановленном порядке. При этом исчисление суммы налога, подлежащей вычету по амортизируемому имуществу, производится с учетом остаточной стоимости такого имущества.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     В каком из двух разделов декларации по НДС: Раздел 5 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" или Раздел 6 "Операции, не признаваемые объектом налогообложения..." - следует указывать операции, облагаемые налогом по ставке 0 %? В каком разделе декларации в этом случае приводится информация об операциях по приобретению товаров (работ, услуг) у продавцов, переведенных на упрощенную систему налогообложения или уплачивающих единый налог на вмененный доход?
     
     При заполнении декларации по НДС российским налогоплательщикам следует руководствоваться Инструкцией по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 (далее - Инструкция).
     
     Раздел 5 декларации по НДС заполняется налогоплательщиками, осуществляющими операции по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), перечень которых установлен ст. 149 НК РФ.
     
     В разделе 6 декларации по НДС налогоплательщики отражают операции по реализации товаров (работ, услуг), которые не признаются объектом обложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации на основании ст. 147 и ст. 148 НК РФ. При этом и раздел 5, и раздел 6 декларации по НДС заполняются "справочно".
     
     Таким образом, операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые в соответствии со ст. 164 НК РФ по ставке НДС в размере 0 %, не могут быть отражены ни в одном из вышеупомянутых разделов декларации по НДС.
     
     При реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке НДС в размере 0 % на основании п. 1 ст. 164 НК РФ, налогоплательщики должны представлять отдельные декларации по НДС по налоговой ставке 0 %, порядок заполнения которых также определен Инструкцией.
     
     По вопросу отражения в декларации налогоплательщиками, осуществляющими операции, облагаемые по ставке НДС в размере 0 %, информации об операциях по приобретению товаров (работ, услуг) у продавцов, переведенных на упрощенную систему налогообложения или уплачивающих единый налог на вмененный доход, необходимо отметить, что в декларации по НДС не предусмотрены разделы для отражения подобных операций.
     

О налогообложении банков

     
     С.А. Яковлева,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     Могут ли расходы на приобретение призов, подлежащих розыгрышу между ограниченным числом лиц, заключившим с банком в результате рекламной кампании договор срочного вклада, приниматься для целей налогообложения прибыли как расходы на рекламу?
     
     Согласно подпункту 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к расходам, принимаемым для целей налогообложения прибыли, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети, на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, а также расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний.
     
     При этом расходы, указанные в абзаце пятом п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
     
     Статья 264 НК РФ не содержит иных, кроме приведенных выше, ограничений для принятия данных расходов в целях главы 25 НК РФ, в частности, в ней нет ограничений по механизму розыгрыша призов и составу лиц, претендующих на их получение.
     
     Из вышеизложенного следует, что расходы банка на приобретение призов, разыгрываемых во время проведения массовой рекламной кампании, связанной с реализацией банковских услуг, между лицами, заключившими с банком рекламируемый договор срочного вклада, принимаются для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 и п. 4 ст. 264 НК РФ.
     
     Могут ли клиенты банка (налогоплательщики) использовать в качестве первичных учетных документов платежные документы, направленные банку на исполнение по телекоммуникационным каналам связи и возвращенные банком клиенту по системе электронных платежей, с применением электронной отметки об исполнении документа?
     
     Согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первичные и сводные документы могут составляться на бумажном и машинных носителях информации.
     
     Пункт 1 части III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Банком России от 05.12.2002 N 205-П (далее - Правила), определяет, что в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и на основании Правил кредитная организация разрабатывает правила документооборота и технологию обработки учетной информации. Учет и обработка бухгалтерской документации, составление выходных форм производятся с использованием ЭВМ.
     
     Правильность отражения операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивается лицами, составившими и подписавшими их, а также осуществляющими дополнительный контроль.
     
     В дальнейшем под подписью понимается как собственноручная подпись, так и ее аналоги, применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ) электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
     
     - сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих  момент подписания;
     
     - подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
     
     - электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
     
     Учитывая вышеизложенное, платежные документы клиента, направленные банку на исполнение по телекоммуникационным каналам связи и возвращенные банком клиенту по системе электронных платежей, с применением электронной отметки об исполнении и сертифицированных средств электронной цифровой подписи уполномоченного (уполномоченных) банком лица (лиц) и криптографической защиты информации принимаются для целей налогообложения прибыли при условии одновременного соблюдения условий п. 1 ст. 4 Закона N 1-ФЗ, а также положений Правил.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     С.А. Колобов,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     Гражданин заключил в 2001 году с организацией А договор уступки права требования, в соответствии с которым организация А передавала ему право требования на квартиру у организации Б. Стоимость квартиры по договору уступки права требования, которая была уплачена гражданином, составила 400 000 руб. Рыночная стоимость квартиры данной площади на момент заключения договора составляла 380 000 руб.
     
     На строительство вышеуказанной квартиры между организациями А и Б был заключен договор, в котором отмечалось, что стоимость квартиры определяется по окончании строительства. Строительство жилого дома было завершено в 2003 году, и окончательная стоимость квартиры по договору строительства составила 900 000 руб. В этом же году квартира была передана физическому лицу по акту приема-передачи. Рыночная стоимость квартиры на момент ее передачи составила 800 000 руб.; при этом дополнительные денежные средства физическое лицо организации А не уплачивало.
     
     Возникает ли в данном случае у гражданина объект обложения налогом на доходы физических лиц?
     
     Пунктом 1 ст. 211 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества от организаций, определяется как стоимость этого имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке ст. 40 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, за исключением специально оговоренных в п. 2 и 3 ст. 40 Кодекса случаев. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
     
     Подпунктом 4 п. 2 ст. 40 НК РФ предусмотрено право налоговых органов контролировать правильность применения цен при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. При этом объектом налогообложения является разница между рыночной стоимостью квартиры и суммой, уплаченной за нее физическим лицом.
     
     В приведенном в вопросе случае разница между рыночной стоимостью новой квартиры и фактически уплаченной за нее суммой должна быть включена в налогооблагаемый доход налогоплательщика.
     
     Для целей налогообложения следует применять рыночную цену квартиры на момент ее передачи гражданину. В соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и о биржевых котировках.
     
     Гражданин - налоговый резидент Российской Федерации получил в 2003 году доходы в Великобритании. При этом в Великобритании было произведено удержание налога с полученной суммы. В том же году данным гражданином на территории Российской Федерации была приобретена квартира. Может ли он рассчитывать на возврат налога, уплаченного за границей?
     
     В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
     
     Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы из источников, находящихся за пределами Российской Федерации, в отношении таких доходов согласно ст. 228 и 232 НК РФ производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговые органы по месту жительства в Российской Федерации.
     
     При этом фактически уплаченные налогоплательщиком - налоговым резидентом Россий-ской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором получены доходы, суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если это предусмотрено договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения, заключенным с этим государством.
     
     В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата. Следовательно, возврат налога, уплаченного за рубежом, из бюджета Российской Федерации не производится.
     

И.Н. Ивер,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     Какие суммы санаторно-курортные учреждения должны указывать в справках, выдаваемых налогоплательщику согласно приказу Минздрава России N 289 и МНС России N БГ-3-04/256 от 25.07.2001 для получения социального налогового вычета: сумму стоимости лечения или всю стоимость путевки, оплаченную налогоплательщиком?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (согласно перечню лекарственных средств, утвержденному Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
     
     Согласно п. 4 Перечня медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201, социальный налоговый вычет предоставляется на сумму оплаты услуг по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях.
     
     При прохождении санаторно-курортного лечения социальный налоговый вычет может быть предоставлен на часть стоимости путевки, которая соответствует объему медицинских услуг, заложенному в стоимость путевки, а также на сумму оплаты медицинской помощи (медицинских услуг) при оказании в санаторно-курортном учреждении медицинской помощи (медицинских услуг), не входящих в стоимость путевки.
     
     С момента вступления в силу приказа Минздрава России N 289 и МНС России N БГ-3-04/256 от 25.07.2001 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 “Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета”" налоговые органы вправе требовать Справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации (далее - Справка об оплате медицинских услуг).
     
     Физические лица, оплатившие медицинские услуги до вступления в силу вышеуказанного приказа Минздрава России и МНС России, могли воспользоваться социальным налоговым вычетом на основании письменного заявления, справки (договора) медицинского учреждения об оказанных услугах и документов, подтверждающих произведенные расходы.
     
     Справка об оплате медицинских услуг и другие необходимые документы для предоставления социального налогового вычета выдаются в медицинских учреждениях, оказывающих медицинские услуги.
     
     Санаторий по заявлению налогоплательщика может выслать ему справку об оплате медицинских услуг заказным письмом с уведомлением о вручении.
     

Об избежании двойного налогообложения

     
     С.В. Плужникова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Организация является российским юридическим лицом со 100%-м уставным капиталом, принадлежащим организации, созданной согласно законодательству Франции. Российская организация имеет в собственности розничные торговые предприятия по продаже элитных предметов одежды и, кроме того, занимается маркетингом, рекламой и продвижением данного товара на российском рынке. Имеет ли организация право пользоваться положениями Протокола к российско-французcкой Конвенции от 26.11.1996 по списанию вышеуказанных затрат?
     
     Как правомерно указано в вопросе, согласно тексту Протокола к Конвенции между Правительством РФ и Правительством Французской Республики от 26.11.1996 об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Конвенция) при исчислении налогооблагаемых доходов и прибылей к вычету принимаются заработная плата, оклады, социальные взносы, предусмотренные законодательством другого Договаривающегося государства, и другие выплаты, по которым организация несет расходы, выплачиваемые за оказываемые услуги, и другие издержки, по которым она несет расходы в целях своей промышленной и коммерческой деятельности.
     
     В связи с тем что Конвенцией не определено понятие "другие издержки, по которым оно несет расходы в целях своей промышленной и коммерческой деятельности", то применяются нормы национального законодательства.
     
     Так, в соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
     
     К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
     
     Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся:
     
     - расходы на рекламные мероприятия через средства массово