Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли


Г.В. Пирогова,
Т.М. Гуркова

    

Учет сумм штрафных санкций за нарушение условий договора

     
     Возможно ли включение в состав внереализационных доходов сумм штрафных санкций за нарушение условий договора, если должник не предпринимает никаких действий по оспариванию или признанию штрафных санкций, а поставщик не предъявляет претензию покупателю (должнику)?
     
     В соответствии со ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации за нарушения договорных обязательств может быть предусмотрена уплата должником кредитору неустойки (штрафа, пени). Неустойка (штраф, пени) может быть уплачена добровольно либо взыскана в судебном порядке. Порядок признания должником штрафов за нарушение договорных обязательств регулируется гражданским законодательством.
     
     Доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба признаются внереализационными доходами согласно п. 3 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Одновременно ст. 317 НК РФ предусмотрено, что при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. Если размер штрафных санкций или возмещения убытков условиями договора не установлен, то у налогоплательщика-получателя не возникает обязанности начислять внереализационные доходы по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.
     
     Таким образом, основанием признания внереализационного дохода (расхода) являются факты, возникающие в сфере гражданско-правовых отношений и свидетельствующие о том, что должник согласен уплатить штрафы, пени, неустойку кредитору на основании условий договора в полном объеме либо в меньшем размере, в том числе двусторонний акт, подписанный сторонами, письмо должника или иной документ, подтверждающий факт нарушения обязательства, позволяющий определить размер суммы, признанной должником.
     
     Исходя из норм гражданского законодательства при возникновении соответствующих обязательств суммы штрафных санкций, предусмотренные договором, должны отражаться в составе внереализационных доходов (расходов).
     

Учет единого социального налога

     
     Суммы единого социального налога, уплаченные за налоговый период, относятся на расходы налогоплательщика. Если налогоплательщик при соблюдении требований п. 2 ст. 241 НК РФ не применял регрессивную ставку налога, то у него оказались завышенными расходы для целей налогообложения и, как следствие, занижен налог на прибыль. Какую ставку единого социального налога для признания расходов в целях налогообложения прибыли следует принимать к учету: фактически уплаченную или расчетную, с учетом применения регрессивной ставки единого социального налога?
     
     В соответствии с разделом 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, в состав расходов включаются все налоги и сборы, начисляемые организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах (единый социальный налог, налог на имущество и т.д.), по которым она является налогоплательщиком, за исключением НДС, акцизов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также сумм налога на прибыль и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, которые не учитываются в целях налогообложения. Основанием для учета подобных расходов будут суммы, отражаемые в налоговых декларациях по соответствующему налогу, подлежащие уплате в бюджет. Подобные расходы учитываются в том периоде, за который представляются расчеты (декларации). При этом следует иметь в виду, что в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, не включаются налоги, уплачиваемые (начисленные) в связи с осуществлением налогоплательщиком специальных налоговых режимов либо в связи с осуществлением деятельности, доходы и расходы от которой не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Налоги и сборы учитываются в составе расходов для целей налогообложения вне зависимости от того, определен ли источник уплаты подобных налогов и сборов в законодательном акте, устанавливающем порядок их уплаты.
     
     Согласно ст. 264 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль суммы единого социального налога, начисленного в законодательно установленном порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
     
     Соответственно, если организацией применяется регрессивная ставка единого социального налога, то для целей налогообложения прибыли следует принимать сумму этого налога с учетом применения регрессивной ставки.
     

Учет вознаграждений и компенсации расходов, выплачиваемых членам совета директоров акционерного общества

     
     В соответствии с п. 2 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров членам наблюдательного совета в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов наблюдательного совета общества. Определение размера и источника выплаты вознаграждений и компенсации членам наблюдательного совета относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Могут ли вышеуказанные выплаты уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров общества.
     
     Таким образом, принятие решения общим собранием общества о выплате вознаграждений членам совета директоров является правом, а не обязанностью.
     
     Размеры таких вознаграждений устанавливаются решением общего собрания акционеров.
     
     В соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 48 Закона N 208-ФЗ к компетенции общего собрания акционеров относится распределение прибыли, то есть чистой прибыли акционерного общества, остающейся после уплаты налога на прибыль, включая возможность направления части нераспределенной прибыли общества на выплату вознаграждений членам советов директоров. Кроме того, члены совета директоров не состоят с акционерным обществом в трудовых отношениях.
     
     Вследствие этого акционерное общество не может гарантировать в обязательном порядке выплату вознаграждений членам совета директоров общества.
     
     В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Следовательно, состав расходов акционерного общества, принимаемых к вычету для целей налогообложения, устанавливается только нормами главы 25 НК РФ и не может регламентироваться неналоговым законодательством, в частности нормами Закона N 208-ФЗ.
     
     В соответствии с п. 21 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
     
     Члены совета директоров не состоят в трудовых отношениях с акционерным обществом.
     
     Таким образом, расходы акционерного общества на выплату вознаграждений и компенсаций расходов членам совета директоров не могут быть отнесены в уменьшение налоговой базы при исчислении налога на прибыль.
     

Учет расходов постоянного представительства российской организации на территории Республики Беларусь

     
     Российская организация имеет на территории Республики Беларусь постоянное представительство, которое имеет отдельный баланс, показатели которого включаются в баланс организации. В представительстве работают граждане Республики Беларусь на основании заключенных в соответствии с законодательством Республики Беларусь трудовых договоров. Может ли российская организация при определении налоговой базы по прибыли учитывать расходы, связанные с уплатой налогов с заработной платы по законодательству Республики Беларусь?
     
     При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ. Кроме того, для целей налогообложения прибыли российской организации в Российской Федерации принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно: расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и при этом произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Статьей 311 НК РФ предусмотрено, что доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
     
     Суммы налога, уплаченные российской организацией в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. Размер засчитываемых сумм налогов, уплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащую уплате этой организацией в Российской Федерации.
     
     Статьей 7 НК РФ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 20 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение) если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход или владеет имуществом в другом Договаривающемся Государстве, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на этот доход или имущество, подлежащая уплате в этом другом Государстве, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Государства на такой доход или имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.
     
     При этом налоги с заработной платы, удержанные на территории Республики Беларусь, не имеют аналогов на территории Российской Федерации, и, следовательно, при документальном подтверждении факта удержания в соответствии с законодательством Республики Беларусь налогов с заработной платы эти суммы будут учитываться в составе прочих расходов как экономически оправданные расходы, обусловленные ведением деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Вышеуказанные расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с правилами государств, на территории которых осуществлены указанные расходы.
     
     Российская организация вправе также при определении налогооблагаемой базы учитывать расходы по оплате отпуска работнику, рассчитанные в соответствии с требованиями трудового законодательства того государства, по законодательству которого оформлены трудовые отношения между работником и работодателем.
     
     Если вышеуказанные расходы осуществлены в иностранной валюте, то их величина пересчитывается в соответствии с п. 10 ст. 272 НК РФ в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего расхода.
     

Порядок списания безнадежных долгов

     
     Каков порядок списания безнадежных долгов, по которым истек срок исковой давности, в целях налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
     
     Согласно подпунктам 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 119-ФЗ) исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, в частности, если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда Законом N 119-ФЗ предусмотрен розыск должника или его имущества) и если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом - исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными. В соответствии с письмом Минюста России от 11.06.2003 N 06-3041 с наличием указанных, в частности, в подпунктах 3, 4 п. 1 ст. 26 Закона N 119-ФЗ оснований подпункт 3 п. 1 ст. 27 Закона N 119-ФЗ связывает окончание исполнительного производства.
     
     Таким образом, при окончании исполнительного производства судебный пристав - исполнитель констатирует исключительно положения, закрепленные подпунктами 3, 4 п. 1 ст. 26 Закона N 119-ФЗ, и не делает выводы о реальности или нереальности взыскания.
     
     Проверка наличия или отсутствия должника либо его имущества производится судебным приставом - исполнителем на день проведения исполнительных действий, поэтому п. 3 ст. 15 Закона N 119-ФЗ установил правило о прерывании срока предъявления исполнительного документа, а ст. 26 этого Закона закрепила за взыскателем право нового предъявления исполнительного документа в пределах срока предъявления. При этом отсутствие должника, выявленное при предыдущем исполнении исполнительного документа, не является основанием к отказу в его новом принятии.
     
     Таким образом, акт судебного пристава - исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной.
     
     Пропуск организацией срока повторного предъявления исполнительного листа к исполнению в рамках гражданского законодательства не может рассматриваться в режиме истечения срока исковой давности.
     
     Таким образом, не взысканная в связи с пропуском срока обращения к судебному приставу за исполнением судебного решения дебиторская задолженность не может в целях налогообложения быть учтена в уменьшение налоговой базы, поскольку данное основание не содержится в установленном п. 2 ст. 266 НК РФ перечне условий признания задолженности безнадежной.
     
     Основанием для уменьшения налоговой базы по таким суммам может быть только наличие документов, подтверждающих факт ликвидации должника.
     

Уплата налога на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения

     
     Обязана ли организация продолжать распределение прибыли на ликвидированное обособленное подразделение, если по месту его нахождения после ликвидации остается одно стационарное место на срок более одного месяца, учитывая, что организация уведомила орган государственной регистрации юридических лиц о внесении в устав общества изменений, связанных с ликвидацией его обособленного подразделения?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной согласно п. 1 ст. 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.
     
     При этом следует учитывать, что в целях применения НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).
     
     Определение понятия "рабочее место" дано в ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", согласно которому рабочее место - это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
     
     В связи с этим уведомление налогоплательщиком органа государственной регистрации юридических лиц о внесении изменений в устав общества, связанных с ликвидацией его обособленного подразделения, при условии, что по месту данного ликвидированного обособленного подразделения на срок более одного месяца остается одно стационарное рабочее место, не имеет значения для определения наличия и отсутствия обособленного подразделения для целей налогообложения и, следовательно, не прекращает обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль по месту нахождения оставшегося стационарного рабочего места исходя из приходящейся на него доли прибыли, определяемой в вышеуказанном порядке.
     

Учет убытков по деятельности обслуживающих производств и хозяйств

     
     Статья 275.1 НК РФ содержит три условия, при соблюдении которых убыток, полученный при осуществлении деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств и хозяйств, может быть учтен для целей налогообложения прибыли в общем финансовом результате организации текущего отчетного (налогового) периода. Какие критерии необходимо применять организации при проведении сравнений и какими документами организация должна подтвердить сравнение расходов на обслуживание объектов обслуживающих производств и хозяйств с расходами специализированных организаций?
     
     В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     Если обособленным подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в ст. 275.1 НК РФ объектов, то такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
     
     - если стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье Кодекса объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
     
     - если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
     
     - если условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
     
     Если не выполняется хотя бы одно из вышеуказанных условий, убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, может быть перенесен налогоплательщиком на срок, не превышающий десять лет, и на его погашение может быть направлена только прибыль, полученная при осуществлении указанных видов деятельности.
     
     Что касается документов, которыми налогоплательщик должен подтвердить сравнение расходов на обслуживание объектов обслуживающих производств и хозяйств с расходами специализированных организаций по обслуживанию аналогичных объектов, то налоговым законодательством перечень таких документов не установлен.
     
     Следовательно, организация вправе представлять вышеупомянутые сведения в произвольной форме; эти сведения могут быть получены, например, от учреждений, оказывающих аналогичные услуги при схожих обстоятельствах, и должны быть заверены должностными лицами учреждения.
     
     При этом налогоплательщик не ограничен в возможности выбора организаций, которые являются специализированными и сравнение с которыми он может произвести.
     
     Сравнение данной деятельности налогоплательщика по использованию объектов обслуживающих производств и хозяйств с деятельностью организаций, созданных в связи с осуществлением деятельности по использованию объектов подсобного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб, позволяет определять равнозначные результаты для обеих групп налогоплательщиков. При этом сравнение производится по каждой услуге, оказываемой при использовании объектов подсобного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб.
     
     Если налогоплательщик, в состав которого входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, не может произвести сравнение по условиям, предусмотренным в ст. 275.1 НК РФ, то он вправе перенести полученный убыток на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.