Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров


Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров*1,

     _____

     *1. Для удобства пользование в текст комментария включены извлечения из Инструкции (выделены полужирным шрифтом)
     

утвержденная приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356
(в ред. от 28.06.2004 N 746)

    
Комментарий *1

     _____
     *1. Продолжение. Начало см.: НВ: комментарии+ - 2004. - N 11/11. - с. 63
     

В.П. Шавшина,
руководитель Адвокатского
таможенного агентства Балтийской
коллегии адвокатов им. А. Собчака,
преподаватель СПбГУ, к.ю.н.

Т.Г. Столпинская,
юрист Адвокатского таможенного
агентства Балтийской коллегии
адвокатов им. А. Собчака

     
     Раздел IV "Действия уполномоченных должностных лиц при проведении документального контроля" Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 (в ред. от 28.06.2004 N 746) (далее - Инструкция), описывает последовательность совершения уполномоченными должност-ными лицами таможенных органов действий по документальному контролю сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации (ГТД), в том числе о декларируемых товарах в рамках заявленного таможенного режима, а также устанавливает предельные сроки проведения документального контроля.
     
     30. При осуществлении документального контроля уполномоченное должностное лицо проводит проверку соблюдения условий выпуска товаров путем осуществления следующих операций:
     
     а) проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, в том числе о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), сведениям, содержащимся в документах, представленных в таможенный пост для проверки таможенной декларации, а также в электронных копиях таможенных документов;
     
     б) контроля правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД России;
     
     в) контроля правильности определения страны происхождения по товарам, в отношении которых применяются меры тарифного и нетарифного регулирования;
     
     г) контроля соблюдения актов законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации отдельных товаров (далее - запреты и ограничения);
     
     д) выявления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр ГТК России, и обладающих признаками контрафактных;
     
     е) валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
     
     ж) контроля таможенной стоимости;
     
     з) контроля статистической стоимости;
     
     и) контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, а также внесения обеспечения уплаты таможенных платежей и его размера (если требуется);
     
     к) контроля соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима, а также заявленной процедуры перемещения товара;
     
     л) выявления рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) в электронном виде.
     
     31. В случаях проведения таможенного оформления товаров, перечисленных в подпунктах "г" и "д" пункта 3 и пункте 6 Инструкции, а также при помещении товаров под отдельные таможенные режимы и (или) специальную таможенную процедуру согласно порядку, установленному нормативными актами ГТК России, допускается в целях сокращения времени проведения документального контроля изменять последовательность проведения действий а также не проводить отдельные операции, если в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России допускается не представлять отдельные документы и не заявлять отдельные сведения при декларировании товаров.
     
     32. Проведение документального контроля при условии отсутствия риска (рисков) должно осуществляться уполномоченным должностным лицом в следующие сроки:
     
     а) не более 1,5 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 1 до 10 наименований товаров);
     
     б) не более 4 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 11 до 50 наименований товаров);
     
     в) не более 8 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 51 и более наименований товаров).
     
     При этом по решению начальника таможни, в регионе деятельности которой осуществляется декларирование товаров, согласованному с начальником вышестоящего регионального таможенного управления (РТУ), допускается с учетом местных условий, категорий оформляемых товаров, уровня их налогообложения, иных факторов увеличение указанных сроков. Начальник РТУ организует еженедельное направление в ГУОТК мотивированного сообщения об указанных согласованных решениях.
     
     33. При осуществлении сверки сведений, заявленных в таможенной декларации, о наименовании товаров и их количественных данных (количество мест, вес и пр.) со сведениями, содержащимися в документах, представленных таможенному посту для проверки декларации, а также с электронными копиями таможенных документов уполномоченное должностное лицо осуществляет:
     
     а) сверку количественных данных (количество мест, вес и пр.);
     
     б) сверку стоимостных данных;
     
     в) сверку сведений о контракте, коммерческих, транспортных и таможенных документах.
     
     34. При контроле правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД России уполномоченное должностное лицо осуществляет:
     
     а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации для целей идентификации товара, а также классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России;
     б) проверку соответствия и полноты описания товара в таможенной декларации установленным требованиям, в том числе описания его упаковки;
     
     в) контроль правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД России в случаях, отнесенных к компетенции таможенного поста;
     
     г) проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в решениях о классификации товаров, принятых вышестоящими таможенными органами в соответствии с иными нормативными правовыми актами ГТК России.
     
     35. При контроле страны происхождения декларируемых товаров уполномоченное должностное лицо осуществляет:
     
     а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации и документе, подтверждающем страну происхождения товаров, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (в случаях, отнесенных к компетенции таможенного поста);
     
     б) проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в решениях о стране происхождения товаров, принятых вышестоящими таможенными органами в соответствии с иными нормативными правовыми актами ГТК России;
     
     в) внесение информации по принятому решению о стране происхождения в графу "С" бланка формы ТД1 и ее электронной копии (если декларирование осуществляется с применением таможенной декларации на бланках формы ТД1 и ТД2).
     
     36. При контроле соблюдения запретов и ограничений уполномоченное должностное лицо осуществляет:
     
     а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в целях соблюдения лицом, перемещающим товары, запретов и ограничений;
     
     б) проверку наличия и правильности оформления разрешений, лицензий, сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также сведений, подтверждающих прохождение ветеринарного, фитосанитарного и иных видов государственного контроля;
     
     в) передачу в установленных случаях в соответствующее функциональное подразделение таможни информации о выявленных случаях несоблюдения запретов и ограничений.
     
     37. При контроле соблюдения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности уполномоченное должностное лицо осуществляет:
     
     а) проверку достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в отношении содержащихся на товаре объектах интеллектуальной собственности;
     
     б) проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в рассылаемых ГТК России сведениях из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
     
     в) проверку документов, подтверждающих соблюдение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности;
     
     г) подготовку решения о приостановлении выпуска товаров в случаях и порядке, установленных нормативными актами ГТК России;
     
     д) передачу в соответствующее функциональное подразделение таможни информации об обнаруженных нарушениях законодательства об интеллектуальной собственности.
     
     38. При осуществлении валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок уполномоченное должностное лицо осуществляет:
     
     а) проверку соответствия условий внешнеторговых договоров и иных документов, на основании которых производится таможенный контроль, требованиям валютного законодательства и законодательства о регулировании внешнеторговых бартерных сделок;
     
     б) проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
     
     в) передачу в подразделение по валютному контролю таможни информации об обнаруженных нарушениях валютного законодательства, в том числе не входящих в компетенцию таможенных органов.
     
     39. При контроле таможенной стоимости уполномоченное должностное лицо осуществляет:
     
     а) контроль правильности выбора метода определения (основы определения - для вывозимых товаров) таможенной стоимости, т.е. соответствует ли выбранный метод (выбранная основа) виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;
     
     б) контроль правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости, т.е. включение всех предусмотренных компонентов, и, в случае заявления вычетов - их обоснованность;
     
     в) контроль наличия документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;
     
     г) оперативную оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.
     
     40. По результатам проведенного контроля таможенной стоимости уполномоченное должностное лицо принимает решение:
     
     а) о возможности принятия на этапе таможенного оформления заявленной декларантом таможенной стоимости;
     
     б) о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и (или) о получении пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, а также пояснений по товарам (формы запроса пояснения установлены иными нормативными правовыми актами ГТК России);
     
     в) о необходимости проверки правильности и достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости в вышестоящей таможне;
     
     г) о необходимости пересчета (корректировки) таможенной стоимости в рамках  выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или о необходимости применения другого метода определения таможенной стоимости, в том числе о необходимости проведения консультации с лицом, подавшим таможенную декларацию, по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.
     
     41. При контроле правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов уполномоченное должностное лицо осуществляет:
     
     а) проверку правильности исчисления таможенных платежей, в том числе при ввозе товаров в адрес одного получателя в течение одной недели, общая таможенная стоимость которых не превышает 5000 рублей;
     
     б) проверку соблюдения сроков уплаты таможенных платежей;
     
     в) проверку (через специализированное подразделение таможни, осуществляющее контроль и учет таможенных платежей) фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа;
     
     г) проверку наличия решения уполномоченного таможенного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов в случае, если плательщик претендует на ее предоставление;
     
     д) проверку наличия достаточных правовых оснований для предоставления заявленных льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;
     
     е) проверку начисления пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов;
     
     ж) проверку наличия документов, подтверждающих внесение обеспечения уплаты таможенных платежей (таможенная расписка или таможенный приходный ордер (ТПО), оформленные в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России) в случаях, определенных Кодексом и нормативными актами ГТК России.
     
     42. При контроле соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима, а также заявленной процедуры перемещения товара уполномоченное должностное лицо осуществляет:
     
     а) проверку соблюдения условий помещения (изменения или завершения ранее заявленного таможенного режима) товаров под соответствующий таможенный режим;
     
     б) проверку уплаты таможенных пошлин, налогов либо обеспечения их уплаты в соответствии с условиями заявленного таможенного режима.
     
     43. При выявлении рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенного поста в бумажном и электронном виде, уполномоченное должностное лицо действует в соответствии с разделом VI Инструкции.
     
     44. После завершения проведения операций документального контроля, предусмотренных пунктом 30 Инструкции, уполномоченное должностное лицо на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра бланка формы ТД1) проставляет отметку "Проверено", которую заверяет подписью с указанием своих фамилии и инициалов, времени и даты окончания проверки.
     
     Если документальный контроль проводился несколькими должностными лицами, то после завершения проведения операций документального контроля каждым из уполномоченных должностных лиц, проводивших документальный контроль, на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра бланка формы ТД1) проставляется последовательно порядковый номер операции документального контроля (начиная с номера 2), соответствующий подпунктам пункта 30 Инструкции (например: подпункту "ж" "Контроль таможенной стоимости" соответствует номер 8) с отметкой "Проверено". Отметка заверяется подписью с указанием фамилии и инициалов, времени и даты окончания проведения операции документального контроля.
     
     Указанные отметки уполномоченные должностные лица проставляют также в соответствующих полях электронной копии таможенной декларации.
     
     При этом уполномоченное должностное лицо проставляет в соответствующих полях электронной копии таможенной декларации также следующие отметки:
     
     а) если декларируются товары, ввозимые в Российскую Федерацию и доставленные до места их временного хранения автомобильным транспортом, - таможенный номер накладной (номер, присвоенный уполномоченным должностным лицом согласно порядку, установленному иным нормативным правовым актом ГТК России, международной товарно-транспортной накладной (при ввозе товаров в Российскую Федерацию) либо внутренней товарно-транспортной накладной (при перегрузке (перевалке) товаров в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации либо по пути следования товаров));
     
     б) если декларируются товары, ввозимые автомобильным транспортом в Российскую Федерацию из Украины, - номер украинской таможенной декларации, в том числе транзитной, содержащийся на международной товарно-транспортной накладной;
     
     в) если декларируются товары, ввозимые автомобильным транспортом в Российскую Федерацию из Республики Казахстан, - номер казахстанской таможенной декларации, в том числе транзитной, содержащийся на международной товарно-транспортной накладной;
     
     г) если декларируются товары, ввозимые в Российскую Федерацию и доставленные до места их временного хранения, - код железнодорожной станции назначения (в графу 27 ГТД).
     
     45. Если при проведении документального контроля выявлено несоответствие условиям выпуска товаров (ст. 149 Кодекса), уполномоченное должностное лицо выполняет действия, предусмотренные разделом V Инструкции. Уполномоченное должностное лицо по результатам проведения документального контроля и в случае выявления рисков докладывает начальнику таможенного поста либо лицу, им уполномоченному, о необходимости проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров (если указание о проведении такого досмотра содержится в профиле риска) с указанием причин, его вида и объема, являющихся адекватными для проверки сведений, заявленных в таможенной декларации.
     
     Уполномоченные должностные лица таможенных органов*1 (далее - должностные лица) проводят документальный контроль сведений, заявленных в таможенной декларации, посредством осуществления следующих операций:
     _____
     *1. Должностные лица таможеных постов таможен, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными инструкциями входятконкретные функции, права и обязанности по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля.
     
     1) проверка соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, в том числе о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), сведениям, содержащимся в документах, представленных в таможенный пост для проверки таможенной декларации, а также в электронных копиях таможенных документов;
     
     2) контроль правильности определения классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России);
     
     3) контроль правильности определения страны происхождения товаров, в отношении которых применяются меры тарифного и нетарифного регулирования;
     
     4) контроль соблюдения актов законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации отдельных товаров (далее - запреты и ограничения);
     
     5) выявление товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр ГТК России, и обладающих признаками контрафактных;
     
     6) валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
     
     7) контроль таможенной стоимости;
     
     8) контроль статистической стоимости;
     
     9) контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, а также внесения обеспечения уплаты таможенных платежей и его размера (если требуется);
     
     10) контроль соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима, а также заявленной процедуры перемещения товара;
     
     11) выявление рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) в электронном виде.
     
     Ниже приведен порядок совершения действий по проведению документального контроля уполномоченными должностными лицами таможенных органов*1 в рамках вышеуказанных операций.
     _____
     *1. Проведение операций документального контроля может осуществляться как одним уполномоченным должностным лицом, так и несколькими должностными лицами.
     
     I. Документальный контроль таможенного оформления товаров начинается с проверки и сравнения заявленных в таможенной декларации сведений о наименовании товаров, их количественных и стоимостных данных со сведениями, содержащимися в документах, представленных при подаче таможенной декларации, а также в электронных копиях таможенных документов.
     
     Сведения о товарах при декларировании с заполнением ГТД заявляются декларантом в порядке, установленном Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915 (далее - Инструкция от 21.08.2003).
     
     Сведения, позволяющие идентифицировать декларируемые товары для таможенных целей, а также сведения о грузовых местах заявляются декларантом в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" в поле "Маркировка и количество - номера контейнеров - описание товаров" ГТД.
     
     Под номером 1 в данной графе ГТД указываются:
     
     - наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товаров с добавлением сведений обо всех товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристик, а также сведений о количественном и качественном составе декларируемых товаров;
     
     - краткое наименование страны происхождения товаров согласно Общероссийскому классификатору стран мира, утвержденному постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст, если в одной ГТД декларируются с использованием добавочных листов несколько товаров, происходящих из разных стран (в графе 16 ГТД указано "Разные");
     
     - количественные характеристики товаров в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения согласно ТН ВЭД России, если такие характеристики необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, платежей, подлежащих уплате при реимпорте, и (или) для применения запретов и ограничений.
     
     Под номером 2 в графе 31 ГТД подлежат указанию*3:
     _____
     *1. Для сыпучих и наливных товаров, а также товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, сведения под номером 2 не указываются.
     
     - для товаров, имеющих упаковку, - количество грузовых мест и вид их упаковки*1, а также количество, вид упаковки, расфасовки товаров, содержащихся внутри одного грузового места;
     _____
     *1. Под упаковкой понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.д.), ввозимых навалом. В понятие "упаковка" не включаются контейнеры и поддоны (паллеты).
     
     - для товаров без упаковки - количество товаров (предметов, изделий) в обычной традиционной единице измерения для этих товаров (кроме того, делается запись: "без упаковки").
     
     Если декларируемые товары находятся на поддонах, дополнительно к вышеуказанным сведениям вносятся сведения о поддонах и их количестве.
     
     Для товаров, перевозимых в контейнерах, под номером 3 в графе 31 ГТД необходимо указывать количество контейнеров и их номера. Если декларируемые товары занимают не весь контейнер, после номера делается запись: "часть".
     
     При декларировании маркированных подакцизных товаров указываются серия и количество марок акцизного сбора по каждой серии (в графе 31 ГТД под номером 4).
     
     Если в соответствии с ТН ВЭД России в отношении декларируемых товаров применяется дополнительная единица их измерения, то подлежат указанию количество товаров в дополнительной единице измерения и условное обозначение этой единицы измерения согласно ТН ВЭД России (в нижней части графы 31 ГТД в специально выделенном поле).
     
     Сведения о количестве мест также содержатся в графе 6 ГТД, в которой приводится общее количество грузовых мест, соответствующее декларируемым товарам в транспортных (перевозочных) документах.
     
     При декларировании товаров приводятся как вес брутто, так и вес нетто (графы 35 и 38 ГТД соответственно)*1.
     _____
     *1. Графы 35 и 38 не заполняются при декларировании товаров, перемещаемых по линиям электропередачи.
     
     Вес брутто - это масса товаров в килограммах с учетом всех видов упаковки, обеспечивающей их сохранность в процессе транспортировки и хранения, либо общая масса товаров, если декларируемые товары перевозятся без упаковки (насыпью, наливом, навалом) или перемещаются трубопроводным транспортом.
     
     Вес нетто декларируемых товаров (в кг):
     
     а) для товаров, перемещаемых в упакованном виде:
     
     - масса декларируемых товаров с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке исходя из потребительских свойств товары представляются для розничной продажи и первичная упаковка не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров;
     
     - масса декларируемых товаров без учета какой-либо упаковки в остальных случаях;
     
     б) для товаров, перемещаемых без упаковки (насыпью, наливом, навалом) или трубопроводным транспортом, - общая масса товаров.
     
     Вышеуказанные сведения о товарах, заявляемые в таможенной декларации, должны соответствовать сведениям, содержащимся:
     
     - в договоре (контракте) внешнеэкономической сделки, по которому товары ввезены на таможенную территорию Российской Федерации (либо будут вывезены с территории Российской Федерации);
     
     - в коммерческих документах [счете-фактуре (инвойсе) или счете-проформе, отгрузочных спецификациях, упаковочных листах, декларации о грузе, грузовой ведомости];
     
     - в транспортных (перевозочных) документах [при перевозке автомобильным транспортом - международная транспортная накладная (CMR), внутренняя товаротранспортная накладная; при перевозке морским (речным) транспортом - коносамент или иной документ, подтверждающий наличие и содержание морской (речной) перевозки; при перевозке воздушным транспортом - авиагрузовая накладная; при перевозке железнодорожным транспортом - железнодорожная накладная, имеющиеся у перевозчика документы на перевозимые товары; а также экспедиторские документы, другие стандартные документы, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами и кодексами];
     
     - в электронных копиях таможенных документов [при внутреннем транзите товаров (далее - ВТТ) и международном транзите товаров (далее - МТТ)*1 - транзитной декларации либо книжки МДП*2; при помещении на временное хранение: товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации морским (речным) и воздушным транспортом на склад временного хранения (СВХ), расположенный в месте прибытия, - это ДО1мв, отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение на СВХ (по форме приложения 3 к Правилам совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденным приказом ГТК России от 03.09.2003 N 958), при помещении товаров на СВХ в иных случаях - это ДО1, отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение на СВХ (приложение 7 к вышеуказанным Правилам)*3].
     _____
     *1. См. п. 13.5 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном транзите товаров, утвержденной приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973, и письмо ГТК России от 26.12.2003 N 01-06/50490 "Об электронной копии транзитной декларации".
     *2. Книжка МДП, оформленная в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 года).
     *3. См. п. 27-31 раздела 5 Правил, утвержденных приказом ГТК России от 03.09.2003 N 958.
     
     Затем уполномоченное должностное лицо проводит сверку стоимостных данных декларируемых товаров.
     
     В ГТД указываются фактурная, таможенная и статистическая стоимость товаров. Принимая во внимание, что документальный контроль таможенной стоимости и документальный контроль статистической стоимости являются отдельными операциями (операции номер 7 и номер 8), на рассматриваемой стадии осуществляется сверка фактурной стоимости товаров, сведения о которой указываются в графах 22 "Валюта и общая фактурная стоимость" и 42 "Фактурная стоимость" ГТД.
     
     Фактурной стоимостью товаров являются:
     
     - цена товаров в валюте договора, приведенная в счете на оплату и (или) поставку товаров (в том числе составленном предварительно) или рассчитанная исходя из условий договора, если по условиям договора счет на оплату и (или) поставку товаров оформляется после поставки товаров, если товары ввезены (вывозятся) на (с) таможенную(ой) территорию(ии) Российской Федерации или выпускаются для свободного обращения в счет исполнения обязательств по договору международной купли-продажи (мены) или по иному договору, на который в соответствии с актами законодательства Российской Федерации установлено требование об оформлении документа валютного контроля (паспорта сделки) или паспорта бартерной сделки;
     
     - стоимость товаров, приведенная в коммерческом документе, составленном при совершении сделки, связанной с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации или с выпуском товаров для свободного обращения, если товары ввезены (вывозятся) на (с) таможенную(ой) территорию(ии) Российской Федерации в счет исполнения обязательств по договору, предусматривающему передачу ввезенных (вывозимых) товаров во временное владение и (или) пользование (в том числе с возможностью совершать определенные действия или совершать определенную деятельность с товарами), либо по односторонней внешнеэкономической сделке.
     
     На данном этапе проверяются также сведения о представляемых в таможенный орган одновременно с ГТД контракте, коммерческих, транспортных и таможенных документах, подтверждающих заявленные данные о каждом товаре.
     
     Сведения об этих документах содержатся в графе 44 "Дополнительная информация/представляемые документы" ГТД. Если одновременно с ГТД подается обращение о представлении отдельных документов, сведения о которых заявляются в этой графе декларации, в более поздний срок, то под соответствующим номером должны проставляться отметки об обязательстве декларанта представить недостающие документы и (или) сведения в виде записи: "Обязуюсь представить до __" с указанием даты их представления.
     
     При внесении сведений в графу 44 ГТД каждый из реквизитов документов приводится с новой строки и имеет свой порядковый номер*1.
     _____

     *1. Перед указанием сведений о каждом документе (после порядкового номера) проставляется соответствующий код вида документа по классификатору видов документов, используемый при заявлении сведений в графе 44 ГТД.

     
     При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации номер (регистрационный номер) транспортного (перевозочного) документа (либо акта приема-передачи товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линии электропередачи, при заявлении сведений в полной ГТД), по которому осуществлялась международная перевозка или перевозка под таможенным контролем с применением процедуры ВТТ, если в отношении декларируемых товаров перед их помещением под заявляемый таможенный режим или перед завершением действия ранее заявленного таможенного режима осуществлялась международная перевозка или товары перевозились по процедуре ВТТ, указывается в графе 44 ГТД под номером 2.
     
     При этом:
     
     - под номером 2.1 содержатся сведения о регистрационном номере транзитной декларации на процедуру ВТТ, если в качестве транзитной декларации используются транспортные (перевозочные) документы;
     
     - под номером 2.2 приводятся номер книжки МДП и дата начала перевозки по процедуре ВТТ, если в качестве транзитной декларации используется книжка МДП;
     
     - под номером 2.3 указывается регистрационный номер транзитной декларации, заполненной на специальном бланке ВТТ;
     
     - под номером 2.4 приводится регистрационный номер транзитной декларации, если в качестве транзитной декларации используются иные документы*1, не поименованные под номерами 2.1-2.3.
     _____
     *1. См. п. 13 Инструкции, утвержденной приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973.
     
     При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации номера транспортных (перевозочных) документов (либо акта приема-передачи товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линии электропередачи, при заявлении сведений в полной ГТД), по которым осуществляется (будет осуществляться) международная перевозка или перевозка под таможенным контролем с применением процедуры ВТТ, также приводятся в графе 44 ГТД под номером 2*1.
     _____
     *1. Дополнительно к сведениям, приводимым под номером 2, должностное лицо таможенного органа должно внести регистрационный номер транзитной декларации, если вывозимые товары перевозятся в место их убытия с таможенной территории Российской Федерации по процедуре ВТТ (по Правилам заполнения ГТД при декларировании иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или выпускаемых для свободного обращения, установленных для графы 44).
      
     Если товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации по односторонней внешнеэкономической сделке или без совершения какой-либо сделки либо если товары ввезены на таможенную территорию Российской Федерации или выпускаются для свободного обращения при изменении или завершении действия ранее заявленного таможенного режима по односторонней внешнеэкономической сделке или без совершения какой-либо сделки, в графе 44 ГТД под номером 3 делается запись: "Без договора".
     
     Под номером 3.1 в графе 44 ГТД указываются номер и дата счета или иного имеющегося у декларанта коммерческого документа на оплату и (или) поставку товаров, составленного при совершении односторонней сделки (без заключения договора), связанной с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
     
     Под номером 4 в графе 44 ГТД приводятся сведения о номере и дате заключения договора, а также номера и даты дополнений (соглашений) к договору, имеющих отношение к декларируемым товарам, если товары ввезены на таможенную территорию Российской Федерации или выпускаются для свободного обращения (вывозятся с таможенной территории Российской Федерации) в счет исполнения обязательств по договору международной купли-продажи (мены) либо иного договора, заключенного при совершении внешнеэкономической сделки. При этом под номером 4.1 в графе 44 ГТД приводятся номера и даты составления соответствующих счетов на оплату и поставку товаров [счет-фактура (инвойс), счет-проформа], если такие коммерческие документы в соответствии с условиями договора, заключенного при совершении внешнеэкономической сделки, составляются до подачи ГТД.
     
     II. Документальный контроль таможенного оформления товаров продолжается проверкой правильности определения классификационного кода товара согласно ТН ВЭД России.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 40 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (далее - ТК РФ-2004) товары подлежат классификации при их декларировании таможенным органам, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД России*1.
     _____
     *1. Согласно п. 1 ст. 39 ТК РФ-2004 ТН ВЭД России утверждается Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
     
     Классификация товаров осуществляется для целей определения мер тарифного и нетарифного регулирования, установленных в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, ведения таможенной статистики внешней торговли Россий-ской Федерации.
     
     ТН ВЭД России*1 представляет собой систематизированный перечень товаров в виде товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций и соответствующих им цифровых кодов. Неотъемлемой частью ТН ВЭД России являются примечания к разделам, группам, товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД России. Для целей классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, а также для удобства ее использования ГТК России разрабатывает и публикует пояснения к ТН ВЭД России. Эти пояснения имеют исключительно справочный характер.
     _____

     *1. Утверждена постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 N 830 (с изм. от 24.12.2003).

     
     Код товара в соответствии с ТН ВЭД России определяется декларантом (таможенным брокером)*1 при декларировании товаров таможенным органам самостоятельно. Сведения о классификационном коде товара согласно ТН ВЭД России вносятся декларантом в графу 33 ГТД.
     _____
     *1. Как разъяснено письмом ГТК России от 20.07.2004 N 27-40/26490 "О Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 N 12133/03" ТК РФ-2004 более четко определяет круг лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России. Пунктом 1 ст. 40 ТК РФ-2004 предусмотрено, что товары при их декларировании таможенным органам (глава 14) подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД России. Согласно п. 1 ст. 124 ТК РФ-2004 декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта. Таким образом, ТК РФ-2004 однозначно относит последних к лицам, осуществляющим классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России, и возлагает на указанных лиц обязанность определять при декларировании товаров их классификационный код.
     
     Таможенные органы осуществляют контроль правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России.
     
     В ходе таможенного оформления уполномоченное должностное лицо таможенного поста согласно п. 34 Инструкции осуществляет:
     
     а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, для целей идентификации товара, а также классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России;
     
     б) проверку соответствия и полноты описания товара в таможенной декларации установленным требованиям, в том числе описания его упаковки. Сведения о декларируемых товарах, позволяющие идентифицировать товары для таможенных целей и относить их к одному десятизначному классификационному коду согласно ТН ВЭД России, заявляются декларантом в графе 44 ГТД, в порядке, установленном Инструкцией от 21.08.2003;
     
     в) контроль правильности определения классификационного кода согласно ТН ВЭД России в случаях, отнесенных к компетенции таможенного поста;
     
     г) проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в решениях о классификации товаров, принятых вышестоящими таможенными органами в соответствии с иными нормативными правовыми актами ГТК России.
     
     При проведении таможенными органами контроля правильности классификации товаров применяются положения, установленные Положением о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК России от 19.11.2002 N 1208 (применяется в части, не противоречащей ТК РФ-2004; далее - Положение от 19.11.2002).
     
     По общему правилу, правильность классификации декларируемых товаров в соответствии с ТН ВЭД России контролируется уполномоченными должностными лицами таможенного пос-та, отдела или отделения таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) таможенного поста или таможни, где производятся таможенное оформление и таможенный конт-роль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (п. 17 Положения от 19.11.2002).
     
     При наличии оснований полагать, что декларантом не были соблюдены Основные правила интерпретации ТН ВЭД России, должностное лицо таможенного поста направляет ГТД с прилагаемым к ней комплектом документов, образцы декларируемых товаров (при наличии такой возможности) в отдел (отделение) товарной номенклатуры и происхождения товаров (ОТН и ПТ) таможни.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 40 ТК РФ-2004 в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
     
     Вследствие этого ОТН и ПТ таможни по результатам рассмотрения направления*1 и ГТД с прилагаемым к ней комплектом документов:
     _____
     *1. Форма направления, с которым ГТД и прилагаемые к ней документы передаются в ОТН и ПТ, утверждена приложением 1 к Положению, утвержденному приказом ГТК России от 19.11.2000 N 1208.
     
     1) подтверждает код товара, заявленный декларантом или таможенным брокером в графе 33 ГТД, либо
     
     2) принимает решение о классификации товара, либо
     
     3) поручает ОТО и ТК таможенного поста направить образцы (пробы) товара в экспертное учреждение. Если при осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания, назначается экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их. Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначенными таможенными органами. О назначении экспертизы должностное лицо с согласия начальника таможенного органа или его заместителя выносит соответствующее постановление, в котором указываются основания для проведения экспертизы, фамилия, имя, отчество эксперта, наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган. Порядок назначения экспертизы при осуществлении таможенного контроля, а также ее проведения регламентирован главой 36 ТК РФ-2004. ГТК России разработаны Методические рекомендации по назначению должностными лицами таможенных органов экспертиз и по оценке заключений эксперта (приложение 1 к письму ГТК России от 29.12.2003 N 01-06/50632) и Методические рекомендации по проведению экспертиз в таможенных лабораториях (экспертно-криминалистических подразделениях ГТК России), а также в иных соответствующих организациях или другими экспертами (приложение 2 к вышеуказанному письму ГТК России). Согласно п. 4 ст. 378 ТК РФ-2004 срок проведения такой экспертизы не должен превышать: а) сроки временного хранения (ст. 103 ТК РФ-2004), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы; б) шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств; в) один год в иных случаях.
     
     Решения таможенных органов о классификации товаров, как это установлено п. 5 ст. 40 ТК РФ-2004, являются обязательными. Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с главой 7 ТК РФ-2004.
     
     Декларант (таможенный брокер) может заявить код товара на основании предварительного решения о классификации товара, принятого таможенным органом.
     
     При представлении декларантом для проведения таможенного оформления предварительного решения о классификации товара, принятого таможенным органом по запросу декларанта в соответствии с § 3 главы 6 ТК РФ-2004*1, уполномоченным должностным лицом таможенного поста осуществляется проверка соответствия товара, заявленного в таможенной декларации и представленного для таможенного контроля, товару, поименованному и описанному в решении о классификации.
     _____
     *1. Определение формы и порядка принятия предварительного решения таможенными органами отнесено ст. 73 Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ к компетенции федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела. В настоящее время действует Положение о порядке принятия предварительных решений о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и о стране происхождения товара, утвержденное приказом ГТК России от 22.08.2003 N 920.
     
     Следует отметить, что согласно ст. 43 ТК РФ-2004 предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов. Предварительное решение действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено в соответствии со ст. 44 ТК РФ-2004.
     
     Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (ранее - ГТК России), принимает решения о классификации отдельных видов товаров и обеспечивает опубликование указанных решений.
     
     III. Согласно подпункту "в" п. 30 Инструкции третьей операцией при проведении документального контроля является контроль правильности определения страны происхождения по товарам, в отношении которых применяются меры тарифного и нетарифного регулирования.
     
     Определение страны происхождения товаров производится в соответствии с положениями § 1 главы 6 ТК РФ-2004 во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, зависит от страны происхождения товаров.
     
     При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации, подлежит обязательному представлению документ, подтверждающий страну происхождения товаров. Таможенные органы вправе потребовать представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, в иных случаях только при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными (п. 1, 2 ст. 37 ТК РФ-2004).
     
     Предоставление тарифных преференций, применяемых в зависимости от страны происхождения ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, осуществляется в порядке, установленном приказом ГТК России от 25.12.2003 N 1539 (в ред. от 09.06.2004 N 656), изданным во исполнение постановлений Правительства РФ от 13.09.1994 N 1057 "Об утверждении перечня стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации и списка товаров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространяется", от 06.05.1995 N 454 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин", от 25.05.2000 N 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции". Определение страны происхождения товаров дано в ст. 30 ТК РФ-2004. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными ТК РФ-2004, или в определенном им порядке.
     
     При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. В качестве примера выделения отдельного региона для целей определения страны происхождения товаров можно привести Калининградскую область*1.
     _____

     *1. См. Федеральный закон от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области".

     
     Исчерпывающий перечень товаров, которые считаются полностью произведенными в данной стране, содержится в ст. 31 ТК РФ-2004. Критерии достаточной переработки установлены ст. 32 ТК РФ-2004.
     
     Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются согласно п. 2 ст. 34 ТК РФ-2004 декларация о происхождении товара (ст. 35) или в случаях, определяемых Правительством РФ, сертификат о происхождении товара (ст. 36).
     
     Декларация о происхождении товара составляется в произвольной форме при условии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые имеющие отношение к товарам документы, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспертом в связи с вывозом товаров.
     
     Сертификатом о происхождении товара является документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
     
     При этом, как установлено п. 1 ст. 36 ТК РФ-2004, если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, которые применяются в Российской Федерации (ст. 31 и 32 Кодекса), страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, применяемыми в Российской Федерации.
     
     Как было указано выше, сертификат о происхождении товара представляется в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, в случаях, определяемых Правительством РФ.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 N 716*1 сертификат о происхождении товара представляется по требованию таможенного органа Российской Федерации в следующих случаях:
     _____
     *1. См. постановление Правительства РФ от 27.11.2003 N 716 "Об определении случаев представления сертификата о происхождении товара при ввозе его на таможенную территорию Российской Федерации".
     
     - при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации из государства - участника СНГ, за исключением Республики Белоруссия, товаров, поименованных в приложении к вышеуказанному постановлению Правительства РФ;
     
     - если должностными лицами таможенного органа обнаружены признаки того, что заявленные сведения о стране происхождения товара, влияющие на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными.
     
     Согласно приказу ГТК России от 31.12.2003 N 1587 "О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли", изданному в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 N 716, а также в соответствии с решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000 "О Правилах определения страны происхождения товаров", таможенным органам при осуществлении таможенного контроля для подтверждения происхождения товаров из государств - участников Соглашения надлежит требовать представление:
     
     - в установленных постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 N 716 случаях - сертификатов о происхождении товаров по форме СТ-1 (перечень товаров приведен в приложении к вышеуказанному приказу ГТК России в соответствии с установленным постановлением Правительства РФ перечнем);
     
     - в отношении товаров, не включенных в приложение к вышеупомянутому приказу ГТК России, а также в отношении товаров, происходящих из Республики Белоруссия, - грузовых, транспортных или иных товаросопроводительных документов, содержащих сведения о стране происхождения товара.
     
     Кроме того, в целях контроля выполнения требований п. 9 Правил определения страны происхождения товаров таможенным органам надлежит использовать:
     
     - договор поставки (купли-продажи, комиссии и т.п.) между поставщиком товара (продавцом, комитентом и т.п.) и покупателем (комиссионером и т.п.);
     
     - товаросопроводительные документы (коносамент, железнодорожные или автотранспортные накладные и т.п.);
   &nbs