Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

     
     О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Могут ли учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в 2004 году расходы энергоснабжающих организаций, связанные с содержанием Региональной энергетической комиссии (РЭК), а также отчисления энергоснабжающих организаций на проведение надзорных мероприятий специализированных учреждений?
     
     В ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) приведен перечень расходов, которые учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Перечень, приведенный в п. 1 вышеуказанной статьи НК РФ, является открытым.
     
     При отнесении расходов согласно подпункту 49 п. 1 ст. 264 НК РФ читателям журнала следует иметь в виду, что если расходы не поименованы в п. 1 ст. 264 НК РФ, то они могут быть учтены в составе расходов, если они осуществлены согласно действующим законодательным или нормативным актам. При этом расходы должны соответствовать критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Согласно ст. 14 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также п. 9 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.03.2004 N 136, расходы на содержание вышеуказанного органа производятся за счет отчислений, предусмотренных в структуре цен (тарифов) на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации.
     
     Согласно Порядку финансирования деятельности и частичного возмещения расходов на содержание Энергетической комиссии области N, утвержденному постановлением Администрации области (далее - Порядок), частичное возмещение расходов областного бюджета осуществляется энергоснабжающими организациями, подлежащими государственному регулированию на территории области, по утвержденным Энергетической комиссией нормативам.
     
     Пунктом 8 вышеуказанного Порядка установлено, что расходы на содержание Энергетической комиссии области N включаются в себестоимость производства продукции (услуг) энергоснабжающих организаций.
     
     При этом Порядком предусмотрено, что финансирование расходов на содержание Энергетической комиссии в части возмещаемых средств осуществляется с учетом средств, фактически поступающих в областной бюджет от энергоснабжающих организаций.
     
     В связи с вышеизложенным отчисления на содержание Региональной энергетической комиссии, фактически осуществленные энергоснабжающими организациями субъекта Российской Федерации, будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов согласно подпункту 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 46 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, отчисления налогоплательщиков на обеспечение предусмотренной законодательством Российской Федерации надзорной деятельности специализированных учреждений в целях осуществления контроля за соблюдением такими налогоплательщиками соответствующих требований и условий.
     
     Постановлением Правительства РФ от 05.09.2003 N 554 "О финансировании мероприятий по надзору и контролю, проводимых учреждениями государственного энергетического надзора" установлено, что в 2003 и 2004 годах учреждения государственного энергетического надзора финансируются в том числе за счет отчислений на проведение мероприятий по надзору и контролю в размере установленного норматива, производимых энергоснабжающими и газоснабжающими организациями и организациями, транспортирующими нефть, газ и продукты их переработки, для которых тарифы (цены) устанавливаются органами государственного регулирования.
     
     Нормативы отчислений устанавливаются Минэнерго России по согласованию с ФЭК России (в процентах от доходов организаций, получаемых от регулируемых видов деятельности).
     
     Так, размеры нормативов отчислений на 2004 год утверждены приказом Минэнерго России от 12.11.2003 N 449 "Об утверждении размеров нормативов отчислений на проведение мероприятий по надзору и контролю, проводимых учреждениями государственного энергетического надзора".
     
     Следовательно, в 2004 году в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, могут быть приняты (в пределах установленных нормативов) отчисления энергоснабжающей организации на обеспечение надзорной деятельности специализированных учреждений, в данном случае в области государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации, поскольку порядок финансирования таких учреждений на вышеуказанный период предусмотрен законодательством Российской Федерации.
     

В.К. Мареева

     Для ведения уставной (бюджетной) деятельности бюджетным учреждением приобретен объект основных средств частично за счет средств целевого финансирования, предусмотренных в смете доходов и расходов, и частично - за счет средств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Учитывается ли в целях налогообложения амортизация по вышеуказанному имуществу?
     
     Средства целевого финансирования, а также целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, поступившие на их содержание и ведение уставной деятельности от других организаций и (или) физических лиц и использованные вышеуказанными получателями по назначению, определены подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Ведение бюджетными учреждениями учета полученных доходов в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений и произведенных за счет этих доходов расходов, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и реализацией товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационных расходов, производится раздельно.
     
     Статьей 321.1 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы бюджетных учреждений, занимающихся коммерческой деятельностью, к расходам, связанным с ее осуществлением, относятся также суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и используемому для осуществления этой деятельности.
     
     Учитывая, что объект основных средств приобретен для ведения организацией уставной (бюджетной) деятельности, амортизация в целях налогообложения на вышеуказанное имущество не начисляется.
     
     Организация, определяющая доходы и расходы по методу начисления и заключающая долгосрочные (более чем на один налоговый период) договоры, оказывает консультационные услуги, осуществляя при этом необходимые расходы. Как должны распределяться эти расходы?
     
     В соответствии с абзацами третьим и четвертым п. 1 ст. 272 НК РФ если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
     
     Как учитываются при налогообложении прибыли средства, направленные на ремонт компьютерной техники и замену отдельных ее частей?
     

     В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, срок полезного использования компьютеров составляет от трех до пяти лет включительно (компьютеры входят в третью амортизационную группу).
     
     Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ к работам по модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
     
     Компьютер учитывается как единый инвентарный объект основных средств, так как любая его часть не может выполнять свои функции по отдельности. Замена в компьютере любой детали может привести к изменению эксплуатационных характеристик компьютера. Моральный износ компьютера как объекта основных средств происходит в несколько раз быстрее, чем физический.
     
     При разграничении модернизации и ремонта компьютера определяющее значение имеет не то, как изменились эксплуатационные характеристики компьютера, а тот факт, что сохраняется работоспособность инвентарного объекта, не изменившего способность выполнять свои функции в целом.
     
     Таким образом, расходы при замене вышедших из строя элементов компьютерной техники относятся к расходам на ремонт основных средств, учитываемым в порядке, установленном ст. 260 НК РФ.
     
Н.Н. Белова
  
     Имеет ли налогоплательщик-правопреемник право перенести на будущее убытки, полученные реорганизуемыми организациями до 1 января 2002 года, определенные в соответствии с п. 3 и 4 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, в случае прекращения налогоплательщиком деятельности после 1 января 2002 года по причине реорганизации?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных ст. 275.1, 280, 283 и 304 НК РФ.
     
     Согласно п. 5 ст. 283 НК РФ в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены данной статьей настоящего Кодекса, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 года, уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с действующим до 1 января 2002 года законодательством, после вступления в силу главы 25 НК РФ признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном ст. 283 настоящего Кодекса.
     
     Убыток, определенный в соответствии с действовавшим в 2001 году законодательством по состоянию на 31 декабря 2001 года в сумме, не превышавшей сумму убытка, числившегося по состоянию на 1 июля 2001 года, признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ (п. 4 ст. 10 Закона N 110-ФЗ).
     
     Таким образом, при рассмотрении вопроса о возможности переноса на будущее убытков, полученных реорганизуемыми организациями до 1 января 2002 года, необходимо учитывать положения ст. 10 Закона N 110-ФЗ.
     
     Учитывая вышеизложенное, при прекращении налогоплательщиком деятельности после 1 января 2002 года по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе перенести на будущее убытки, полученные реорганизуемыми организациями до 1 января 2002 года, определенные в соответствии с п. 3 и 4 ст. 10 Закона N 110-ФЗ.
     
     Подлежат ли обложению налогом на прибыль доходы, извлекаемые субъектами предпринимательской деятельности от реализации продукции собственного производства через принадлежащие им объекты организации торговли?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв.м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
     
     Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст и введенному в действие с 1 января 2003 года, вид предпринимательской деятельности "розничная торговля" связан с предоставлением услуг и работами по продаже (перепродаже без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров, приобретенных продавцом для дальнейшей реализации в целях осуществления своей деятельности либо полученных иным, не запрещенным действующим законодательством, способом.
     
     К товарам, реализуемым через розничную торговую сеть, относится также продукция собственного производства.
     
     Однако согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2002 N 59-Г02-15 деятельность в сфере производства готовой продукции является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленным на извлечение доходов от реализации готовой продукции как через розничную, так и через оптовую торговую сеть.
     
     При этом реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.
     
     Учитывая, что деятельность в сфере производства готовой продукции не подпадает под действие главы 26.3 НК РФ, доходы, извлекаемые субъектами предпринимательской деятельности от реализации продукции собственного производства через принадлежащие им объекты организации торговли, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     Данная позиция по налогообложению доходов, полученных налогоплательщиками от реализации продукции собственного производства через принадлежащие им объекты организации торговли, обосновывается, кроме вышеуказанного определения Верховного Суда Российской Федерации, постановлением Президиума ВАС РФ от 22.09.1998 N 2256/98.
     

М.М. Щербинина,

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Малое предприятие, зарегистрированное в сентябре 2001 года, осуществляло производство товаров народного потребления. В 2001-2003 годах предприятие пользовалось льготой по налогу на прибыль предприятий и организаций в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1.
     
     С 1 января 2004 года вышеуказанное предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения. При этом также производит товары народного потребления. Надо ли предприятию исчислять сумму налога на прибыль за весь период деятельности до 1 января 2004 года?
     
     Статьей 2 Закона N 110-ФЗ определено, что предусмотренные п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу Закона N 110-ФЗ, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.
     
     При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
     
     Таким образом, только при условии прекращения малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока, сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности, подлежит внесению в федеральный бюджет.
     
     Вышеуказанный порядок не применяется при переходе малого предприятия на упрощенную систему налогообложения при осуществлении им видов деятельности, по которым была предоставлена льгота.
     
     В соответствии с п. 22 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
     
     Однако в связи с тем, что вышеуказанной статьей НК РФ не определен исчерпывающий перечень начислений военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях, просим сообщить, какие выплаты военнослужащим будут учитываться в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда согласно ст. 255 Кодекса.
     

     Статьей 255 НК РФ предусмотрено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     К расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
     
     Статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, финансируются исключительно из федерального бюджета.
     
     К этим расходам относятся расходы, связанные с содержанием военнослужащих, проходящих военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях.
     
     При этом при определении расходов федерального бюджета на выплату денежного довольствия военнослужащим численность военнослужащих, проходящих военную службу в этих подразделениях, из расчета исключается.
     
     Расходы по выплате денежного довольствия этим военнослужащим предусматриваются в составе расходов, направляемых на оплату выполненных этими учреждениями работ (строительство, капитальный ремонт, ремонт вооружения и военной техники, ремонт имущества).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада согласно воинскому званию, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
     
     Дополнительные выплаты военнослужащим предусмотрены ст. 13 Закона N 76-ФЗ.
     

     Учитывая вышеизложенное, государственные унитарные предприятия, производящие выплаты денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу на этих предприятиях, вправе законодательно установленные расходы учитывать в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ, если они отвечают критериям, предусмотренным ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     2001 году предприятием производились перепланировка и реконструкция под жилой дом детского сада, состоящего на балансе предприятия. После сдачи объекта в эксплуатацию в 2001 году на стоимость выполненных работ заявлена льгота по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1. Вправе ли предприятие воспользоваться льготой по налогу на прибыль в пределах затрат на реконструкцию здания?
     
     Подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1 (утратившего силу с 01.01.2002, за исключением отдельных положений) предусмотрено, что при исчислении налога на прибыль налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных за-тратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшалась на суммы, направленные предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Эта льгота предоставлялась вышеуказанным предприятиям, осуществлявшим жилищное строительство (включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели), при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     В соответствии с п. 1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160, капитальное строительство осуществляется в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы. Вышеуказанные работы (кроме нового строительства) приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, а затраты, производимые при этом, не являются издержками отчетного периода по их содержанию.
     
     В соответствии с п. 4.2.1 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 N 123, к строительным работам относятся работы по возведению, расширению и реконструкции постоянных и временных (титульных) зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций, работы по устройству и разработке подкрановых путей для башенных и других кранов.
     
     Учитывая вышеизложенное, предприятие, осуществляющее реконструкцию нежилого объекта (детского сада) под жилой объект, вправе воспользоваться вышеуказанной льготой по налогу на прибыль при условии выполнения всех условий ее предоставления.
     
Т.М. Гуркова

     
     Каков порядок учета выплат по установленным законодательством Российской Федерации районным коэффициентам к заработной плате работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если трудовым договором размер коэффициента не предусмотрен?
     
     Пунктом 1 ст. 252 НК РФ определено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, приведенных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (в соответствии со ст. 255 НК РФ).
     
     На основании вышеизложенного надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, признаются расходами организации для целей налогообложения прибыли в размерах, предусмотренных трудовым договором.
     
     Если трудовым договором размер коэффициентов не установлен, то при формировании расходов по оплате труда принимаются коэффициенты в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,

начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Правомерны ли отказы налоговых органов в применении ставки НДС в размере 0 % морским перевозчиком при представлении им не грузовой таможенной декларации по ввозимому товару, а документа контроля за доставкой товара с таможенной отметкой "Ввоз подтвержден" (таможенное оформление груза осуществляется внутренней таможней)?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 164 НК РФ операции по реализации услуг по перевозке импортируемых товаров облагаются НДС по ставке в размере 0 %.
     
     В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" импорт товара - это ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.
     
     На основании ст. 163 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории, является таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления.
     
     Таким образом, при оказании услуг по перевозке товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, ставка НДС в размере 0 % применяется только в отношении товаров, помещенных под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание норму подпункта 3 п. 4 ст. 165 НК РФ о представлении в налоговые органы в целях применения ставки НДС в размере 0 % таможенной декларации, подтверждающей ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0 % при оказании услуг по перевозке импортируемых товаров в налоговые органы необходимо представить грузовую таможенную декларацию, подтверждающую факт перевозки товаров, помещенных под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, с отметками российских таможенных органов. В связи с этим отказ налоговых органов подтвердить правомерность применения ставки НДС в размере 0 % организации, оказывающей услуги по перевозке товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, и не представившей в налоговые органы грузовую таможенную декларацию, является правомерным.
     
     Клиент банка, намеревающийся осуществлять операции по финансированию под уступку денежного требования, но не имеющий соответствующей лицензии, заключил с банком договор комиссии. Согласно условиям этого договора клиент (комитент) поручил банку за счет комитента, но от имени и на основании выданной банку лицензии на осуществление банковской деятельности выполнять функции финансового агента и заключать договоры финансирования под уступку денежного требования с указанными комитентом третьими лицами. За оказание услуг в рамках вышеуказанного договора комитент уплачивает банку вознаграждение в размере, определенном договором, в виде процента от дохода, полученного в результате проведения таких факторинговых операций. В каком порядке банк определяет налоговую базу по НДС в вышеуказанном случае?
     
     В соответствии со ст. 824 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
     
     Согласно нормам главы 21 НК РФ услуги банка, осуществляющего факторинговые операции от своего имени, но за счет средств комитента, не имеющего лицензии на осуществлении такой деятельности, подлежат обложению НДС как факторинговые услуги.
     
     Учитывая, что доходы банка в вышеуказанном случае определяются как сумма вознаграждения, причитающегося по договору с комитентом, налоговая база по НДС, по мнению автора, рассчитывается исходя из суммы полученного вознаграждения.
     
     Увеличивается ли налоговая база по НДС на суммы, получаемые от заказчика услуг по перевозке грузов за нарушение сроков погрузки, разгрузки, таможенного оформления, предусмотренные условиями заключенных договоров?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работ, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим денежные суммы, полученные организациями, оказывающими услуги по перевозке грузов, от заказчиков этих услуг за нарушение предусмотренных условиями заключенных договоров сроков погрузки, разгрузки, таможенного оформления, включаются в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.
     

Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Права ли налоговая инспекция, не принимая к вычету суммы НДС на основании счета-фактуры, выставленного продавцом, не состоящим на учете в налоговом органе?

     
     Пунктом 5 ст. 169 НК РФ предусмотрены реквизиты, которые должны быть указаны в счете-фактуре, составленном и выставленном покупателю плательщиком НДС. Так, согласно подпункту 2 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационный номер налогоплательщика.
     
     Кроме того, постановлением Правительства РФ от 16.02.2004 N 84 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914" состав реквизита "Идентификационный номер налогоплательщика" счета-фактуры дополнен кодом причины постановки на учет.
     
     Таким образом, исходя из положений п. 5 ст. 169 НК РФ следует, что в счете-фактуре должны содержаться достоверные сведения о налогоплательщике.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 вышеназванной статьи НК РФ, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
     
     Учитывая вышеизложенное, позиция налогового органа не противоречит действующему законодательству по НДС.
     
     Правомерно ли требование налоговой инспекции об уплате в бюджет НДС при списании дебиторской задолженности?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 167 НК РФ для целей обложения НДС моментом определения налоговой базы у налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, является день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). При этом согласно п. 5 ст. 167 НК РФ в случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг) признается наиболее ранняя из следующих дат:
     
     1) день истечения указанного срока исковой давности;
     
     2) день списания дебиторской задолженности.
     
     Таким образом, списание дебиторской задолженности в целях применения главы 21 НК РФ признается оплатой товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, требование об уплате в бюджет НДС при списании дебиторской задолженности действующему законодательству по НДС не противоречит. При этом необходимо учитывать, что уплата налога в этом случае производится за счет собственных средств налогоплательщика.
     

Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Правомерно ли налоговые органы отказывают в применении освобождения от налогообложения согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ организации, являющейся соисполнителем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, при отсутствии у нее письменного уведомления заказчика о выделении ему бюджетных средств?
     
     В соответствии с подпунктом 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций.
     
     При этом в соответствии с вышеуказанным порядком от обложения НДС освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением НИОКР, так и юридические лица, являющиеся соисполнителями и выполняющие вышеуказанные работы.
     
     Основанием для освобождения от налогообложения НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета, является договор на выполнение вышеуказанных работ с указанием источника их финансирования, а также письменное уведомление заказчика в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных непосредственно ему из федерального бюджета целевых бюджетных средствах для оплаты этих работ.
     
     Таким образом, освобождением от обложения НДС согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ могут пользоваться соисполнители только при подтверждении, что выполняемые работы являются самостоятельными НИОКР, и подтверждении соответствующего источника финансирования (письменного уведомления заказчика, которому непосредственно выделены средства из федерального бюджета, в адрес исполнителей, а также их соисполнителей).
     
     При этом следует отметить, что налоговые органы не наделены полномочиями определять правомерность отнесения тех или иных работ к НИОКР.
     
     В спорных случаях заключение на предмет того, являются ли выполняемые исполнителями (соисполнителями - юридическими лицами) работы самостоятельными НИОКР, можно получить в компетентных органах, сделав им соответствующий запрос.
     
     При подтверждении обоснованности отнесения выполняемых работ к НИОКР и подтверждении соответствующего источника финансирования (письменного уведомления заказчика, которому непосредственно выделены средства из федерального бюджета) выполняемые соисполнителями НИОКР подлежат освобождению от обложения НДС на основании ст. 149 НК РФ.
     
     С учетом изложенного позиция налоговой инспекции обоснованна и правомерна.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Возможно ли принять пассажирский билет в качестве товаросопроводительного документа при обосновании применения налоговой ставки 0 % и возмещения сумм НДС по операциям реализации товаров на экспорт в случае их вывоза за пределы территории Российской Федерации воздушным транспортом?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации российскими налогоплательщиками товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса, обложение НДС производится по ставке 0 %. При этом налогоплательщики имеют право на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ.
     
     Для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % и налоговых вычетов налогоплательщики, осуществляющие вышеуказанные операции с использованием воздушного транспорта, представляют в налоговые органы документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 НК РФ.
     
     В частности, подпунктом 4 п. 1 ст. 165 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики представляют в налоговые органы копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщики могут представить любой из вышеперечисленных документов.
     
     Кроме того, НК РФ установлено, что при вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации налогоплательщики представляют в налоговые органы копию международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.
     
     Статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ определено, что договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной.
     
     Следовательно, документами, удостоверяющими перевозку товара (груза) воздушными судами, являются багажная квитанция, грузовая или почтовая накладная.
     
     Таким образом, билет, удостоверяющий воздушную перевозку пассажира, не может рассматриваться в качестве товаросопроводительного документа, подтверждающего фактическую перевозку товара.
     
     Учитывая вышеизложенное, пассажирский авиабилет не может служить основанием для обоснования применения ставки НДС в размере 0 % и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт воздушным транспортом.
     

О налогообложении банков и кредитных организаций

     
     С.А. Яковлева,

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Подлежат ли учету для целей налогообложения прибыли расходы банка по внесению в бюджет субъекта Российской Федерации обязательной платы за каждого не принятого в соответствии с установленной квотой инвалида либо вышеуказанные платежи относятся к категории санкций и не учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли?
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
     
     В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов.
     
     Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
     
     Статьей 21 Закона N 181-ФЗ определено, что организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %).
     
     Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями вышеуказанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Так, в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона г. Москвы от 12.11.1997 N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджет города Москвы обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Российской Федерации на день внесения платы.
     
     Таким образом, работодатель имеет право создать либо выделить рабочие места на своем предприятии или внести плату в рамках установленных квот, то есть осуществляет вышеуказанные расходы в рамках своей деятельности.
     
     Обязательность платы для организации за каждого нетрудоустроенного инвалида, установленная Законом N 181-ФЗ, которым также предусмотрена возможность замены установленной квоты денежной платой в бюджеты субъектов Российской Федерации как при неисполнении, так и при невозможности выполнения установленной квоты, исключает возможность отнесения вышеуказанных платежей к категории санкций.
     
     Исходя из вышеизложенного, расходы банка по внесению в бюджет обязательной платы, установленной органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, за каждого не принятого в соответствии с установленной квотой инвалида, являясь обоснованными расходами, связанными с производством и реализацией, согласно ст. 264 НК РФ подлежат учету для целей налогообложения прибыли при условии их документального подтверждения.
     
     В каком порядке признаются для целей налогообложения прибыли расходы банка на оплату труда в виде премии по итогам работы за предшествующий налоговый период?
     
     Согласно ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Вышеуказанные системы могут также устанавливаться коллективным договором.
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 272 НК РФ расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 настоящего Кодекса расходов на оплату труда.
     
     Исходя из вышеизложенного расходы банка на оплату вознаграждений по итогам работы за год, установленные в соответствии со ст. 144 ТК РФ и начисленные в следующем за истекшим годом налоговом периоде, учитываются для целей налогообложения прибыли в периоде их начисления, независимо от фактической выплаты, при условии соответствия данных расходов требованиям ст. 255 и 252 НК РФ.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     С.А. Колобов,

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Представляя в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц и заявление на предоставление социального налогового вычета согласно ст. 219 НК РФ, налогоплательщик предъявил несколько товарных и кассовых чеков на покупку одного и того же лекарства и только один рецептурный бланк. Должен ли налогоплательщик представлять рецептурный бланк на каждый товарный и кассовый чек?
     
     На основании подпункта 3 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
     
     Рецепты для получения социального налогового вычета выписываются лечащим врачом по требованию налогоплательщика на основании назначений, произведенных налогоплательщику либо его супругу (супруге), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет. Рецепты на все лекарственные средства в таком случае выписываются на рецептурных бланках по форме N 107/у в двух экземплярах с проставлением штампа "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика" (если ИНН имеется).
     
     Выписанные рецепты со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика" предназначены только для представления в налоговые органы, и отпуск лекарственных средств по ним не производится.
     
     Порядок назначения лекарственных средств и выписывания рецептов утвержден приказом Минздрава России от 23.08.1999 N 328, согласно которому выписывание рецептов производится на латинском языке; при этом в рецепте указывается одно из торговых наименований лекарственного средства; твердые и сыпучие вещества выписываются в граммах (0,001; 0,5; 1,0 г), жидкие - в миллилитрах, граммах и каплях.
     
     Для получения социального налогового вычета разрешается представление налогоплательщиком нескольких товарных и кассовых чеков и одного рецептурного бланка с условием, что выписанное лекарство было приобретено в количестве, указанном в рецепте.
     
     Физическое лицо получило в 2003 году авторское вознаграждение за книгу. По заявлению данного лица издательство перечислило гонорар в благотворительный фонд. В каком порядке физическое лицо может получить социальный налоговый вычет по расходам на благотворительность и какие документы ему необходимо представить в налоговый орган с учетом того, что деньги перечислялись в безналичной форме?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 219 НК РФ социальные налоговые вычеты предоставляются в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели, в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
     
     Для определения суммы расходов, принимаемых к вычету в установленном ст. 219 НК РФ пределе, учитываются полученные налогоплательщиком в налоговом периоде доходы, подлежащие налогообложению по ставке 13 %.
     
     Социальные налоговые вычеты на благотворительность предоставляются налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. К декларации прилагаются документы, подтверждающие его право на социальные налоговые вычеты, а также платежные документы.
     
     Перечисление налогоплательщиком денежных средств может производиться в безналичном порядке на основании письменного заявления, представляемого в организацию, выплачивающую этому налогоплательщику доход. В этом случае документами, подтверждающими произведенные налогоплательщиком расходы, являются справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях и платежное поручение на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении. Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, то произведенные им расходы подтверждаются банковской выпиской.
     
     Гражданин представил в марте декларацию о доходах физических лиц по доходам за истекший налоговый период. Камеральной проверкой данной декларации было выявлено занижение суммы налога, подлежавшей доплате по сроку 15 июля. Правомерно ли наложение на налогоплательщика штрафной санкции согласно ст. 122 НК РФ за неуплату налога, если решение было вынесено до срока уплаты налога, то есть до 15 июля?
     
     Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога.
     
     В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
     
     Согласно п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи Кодекса, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Так как решение по результатам камеральной проверки декларации было вынесено до срока уплаты налога, установленного п. 6 ст. 227 НК РФ, наложение штрафных санкций на налогоплательщика в соответствии со ст. 122 настоящего Кодекса неправомерно.
     

И.Н. Ивер,

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Включается ли в налогооблагаемый доход работников компенсация стоимости путевок для детей за счет других источников финансирования?
     
     В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических путевок), выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
     
    -  за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций;
     
     - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, компенсация работникам стоимости путевок для детей за счет других источников подлежит налогообложению в установленном законодательством порядке.
     
     Облагаются ли налогом на доходы физических лиц путевки, полученные членом профсоюза для своего ребенка в оздоровительный лагерь, если они оплачены за счет членских взносов?
     
     На основании п. 31 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.
     
     Следовательно, при получении членом профсоюза путевки для своего ребенка в оздоровительный лагерь ее стоимость не включается в налоговую базу такого физического лица, если путевки оплачены за счет членских взносов.
     

Т.В. Назарова

     
     При покупке жилого дома между покупателем и продавцом был составлен договор купли-продажи, согласно которому стоимость жилого дома и стоимость надворных построек были определены конкретными отдельными суммами.
     
     Регистрационная палата приняла документы, но по истечении 20 дней сообщила, что данный договор составлен неверно: нельзя отделять стоимость дома от стоимости надворных построек, так как надворные постройки не являются обособленными объектами, а относятся к дому. Выдача свидетельства о государственной регистрации была приостановлена.
     
     Налоговая инспекция, в свою очередь, отказывает в предоставлении налогового вычета по договорам купли-продажи, в которых стоимость жилого дома и стоимость надворных построек определена одной суммой, ссылаясь на то, что согласно НК РФ вычет предоставляется только на жилой дом, а надворные постройки таковыми не являются.
     
     Исходя из вышеизложенного, налогоплательщик лишается возможности воспользоваться предоставленной ему НК РФ льготой.
     
     Что он должен предпринять в этой ситуации?
     
     В соответствии с положениями подпункта 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет по суммам, направленным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком.
     
     Таким образом, перечень объектов, по которым может быть предоставлен имущественный вычет, является закрытым, то есть доход налогоплательщика может быть уменьшен только на суммы, которые направлены на строительство или приобретение таких объектов недвижимости, как жилой дом или квартира. Предоставление имущественного налогового вычета в части расходов на строительство или приобретение бань, навесов, сараев и других хозяйственных построек НК РФ не предусмотрено.
     
     Согласно ст. 555 ГК РФ установлено, что договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным.
     
     В соответствии со ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
     
     Из содержания вопроса следует, что в соответствии с договором купли-продажи был приобретен жилой дом с надворными постройками, стоимость которых в договоре были определена конкретными отдельными суммами.