Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства


Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(108)11`2004


     
     И.М. Андреев,

государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
          

1. Об упрощенной системе налогообложения

         

Уплата страховых взносов


     В связи с принятым Правительством РФ постановлением от 06.02.2004 N 52 "О стоимости страхового года на 2002-2004 годы" просим разъяснить, в каком размере в 2002-2004 годах должны уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности?
     
     Статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), а также индивидуальные предприниматели и адвокаты.
     
     К страхователям также приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 29 Закона N 167-ФЗ.
     
     Страхователи, производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифам, предусмотренным ст. 22 Закона N 167-ФЗ.
     
     Индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают суммы страховых взносов за свое страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный размер, определяются Правительством РФ. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты указанными страхователями (ст. 28 Закона N 167-ФЗ).
     
     Во исполнение п. 4 ст. 28 Закона N 167-ФЗ Правительство РФ постановлением от 11.03.2003 N 148 утвердило Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, в соответствии с которыми размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ, на 12.
     
     При этом, если рассчитанный на месяц в вышеуказанном порядке размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного ст. 28 Закона N 167-ФЗ, уплата фиксированного платежа осуществляется в минимальном размере.
     
     Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 52 стоимость страхового года на 2002-2004 годы утверждена соответственно в размерах 504 руб., 756 руб. и 1008 руб. или 42 руб., 63 руб. и 84 руб. в месяц, то есть меньше установленного ст. 28 Закона N 167-ФЗ минимального размера обязательного для уплаты фиксированного платежа.
     
     Исходя из этого уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за вышеуказанные периоды времени осуществляется всеми индивидуальными предпринимателями, в том числе применяющими упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в размере, установленном ст. 28 Закона N 167-ФЗ.
         

Учет расходов по оплате коммунальных услуг


     Вправе ли налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, включить в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, расходы по оплате коммунальных услуг (услуг тепло-, водо- и энергоснабжения), оказываемых им сторонними специализированными организациями?
     
     В соответствии со ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные ими доходы на расходы, предусмотренные п. 1 данной статьи настоящего Кодекса (при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ), в том числе и на материальные расходы.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, приведенные в подпункте 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса, принимаются для целей, указанных в вопросе, применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщиков на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.
     
     Исходя из этого понесенные налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, на основе заключенных ими с энерго-, водо-, топливо- и теплосбытовыми организациями договоров расходы на приобретение необходимых для осуществления хозяйственной деятельности (создания условий для выполнения комплекса операций, обеспечивающего достижение конечных результатов такой деятельности) топливных, водных и энергетических ресурсов подлежат включению в состав материальных расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на общих основаниях.
     

Уплата минимального налога


     Вправе ли налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы), претендовать на осуществление зачета ранее уплаченных ими квартальных авансовых платежей по единому налогу в счет предстоящих им по итогам налогового периода платежей минимального налога?
     
     Возможен ли зачет суммы ошибочно уплаченного налогоплательщиками по итогам отчетного (налогового) периода минимального налога в счет предстоящих таким налогоплательщикам по итогам следующих отчетных периодов квартальных авансовых платежей по единому налогу?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
     
     В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 07.07.2003 N 117-ФЗ) доходы от уплаты единого и минимального налогов при применении упрощенной системы налогообложения распределяются органами федерального казначейства по различным уровням бюджетной системы Российской Федерации и различным нормативам отчислений.
     
     В связи с этим при возникновении у налогоплательщиков по итогам налогового периода по единому налогу обязанности по уплате минимального налога суммы ранее уплаченных ими за истекшие отчетные периоды квартальных авансовых платежей по единому налогу подлежат возврату таким налогоплательщикам, или зачету в счет предстоящих им авансовых платежей по единому налогу за следующие отчетные периоды, или, по согласованию с территориальными органами федерального казначейства, зачету в счет предстоящего платежа минимального налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
     
     Сумма ошибочно уплаченного налогоплательщиками по итогам отчетного (налогового) периода минимального налога подлежит возврату налогоплательщикам либо по соглашению с территориальными органами Федерального казначейства зачету в счет предстоящих им платежей единого налога в вышеуказанном порядке.
     

2. О едином налоге на вмененный доход

         

Применение физического показателя базовой доходности


     Индивидуальный предприниматель, осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами за наличный расчет через автоприцеп "Тонар", переведен на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Какой физический показатель базовой доходности он должен использовать при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи настоящего Кодекса, в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв.м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади.
     
     Согласно ст. 346.29 НК РФ при исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении вышеуказанного вида предпринимательской деятельности в качестве физического показателя базовой доходности используется площадь торгового зала в квадратных метрах (при использовании объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы), или торговое место (при использовании иных объектов организации розничной торговли), или количество работников, включая индивидуального предпринимателя (при осуществлении индивидуальными предпринимателями разносной торговли).
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ стационарная торговая сеть - это торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.
     
     Нестационарная торговая сеть - это торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не соответствующие указанному выше понятию стационарной торговой сети.
     
     В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" под развозной торговлей понимается розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством, а под разносной торговлей - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети посредством непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.
     
     К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" под механическим транспортным средством понимается транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем, а под прицепом - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.
     
     Таким образом, при ведении налогоплательщиками розничной торговли и оказании услуг покупателям через специализированные или специально оборудованные для этих целей транспортные средства [автолавки, автомагазины, прицепы (тонары)] осуществляемую ими деятельность следует квалифицировать как предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через нестационарную торговую сеть, функционирующую на принципах развозной торговли, а исчисление налоговой базы по единому налогу на вмененный доход осуществлять с использованием физического показателя базовой доходности "торговое место" и соответствующего данному физическому показателю значения базовой доходности на его единицу.
     

Определение территории, на которой осуществляется налогообложение индивидуального предпринимателя


     Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием населению услуг по изготовлению и установке металлических дверей. Работы по изготовлению металлических дверей им выполняются по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, в котором в отношении данного вида предпринимательской деятельности применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а прием заказов на оказание таких услуг и непосредственная установка изготовленных металлических дверей им осуществляются на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором такие услуги не подпадают под действие этого специального налогового режима.
     
     На территории какого субъекта Российской Федерации и в каком порядке в этом случае должно осуществляться налогообложение индивидуального предпринимателя?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъектов Российской Федерации в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи настоящего Кодекса, в том числе и в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг.
     
     В целях применения п. 2 ст. 346.26 НК РФ к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, а также услуг ломбардов) и классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Классификатор), в группе услуг 01 "Бытовые услуги".
     
     Согласно Классификатору услуги по изготовлению и установке металлических дверей относятся к услугам по изготовлению и ремонту прочих металлических предметов хозяйственного назначения (код услуги 013433), классифицированным в подгруппе услуг 013400 "Ремонт и изготовление металлоизделий", а также к услугам по ремонту и замене дверей, оконных рам, дверных и оконных коробок (код услуги 016108), классифицированным в подгруппе услуг 016100 "Ремонт жилья и других построек" группы услуг 01 "Бытовые услуги".
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации оказание бытовых услуг в качестве предпринимательской деятельности является договорным обязательством, регулируемым нормами о бытовом подряде.
     

     Согласно п. 1 ст. 730 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
     
     Таким образом, для целей главы 26.3 НК РФ местом оказания налогоплательщиками бытовых услуг (местом осуществления предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг) признается место исполнения обязательств по договорам бытового подряда.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание нормы ст. 346.28 НК РФ, налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию бытовых услуг на территории субъекта Российской Федерации, в котором данный вид предпринимательской деятельности не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, производят исчисление и уплату налогов по результатам такой деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения по месту их постановки на налоговый учет (месту их жительства).
          

Налогообложение участников простого товарищества


     Трое индивидуальных предпринимателей заключили договор простого товарищества в целях осуществления совместной предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли. В соответствии с условиями договора первый индивидуальный предприниматель в качестве вклада в общее дело внес денежные средства и ККМ, второй индивидуальный предприниматель - торговый павильон с площадью торгового зала до 150 кв.м, а третий индивидуальный предприниматель - профессиональные знания в области бухгалтерского учета.
     
     Согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей первые два индивидуальных предпринимателя вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, а третий индивидуальный предприниматель - предпринимательскую деятельность по оказанию бухгалтерских услуг.
     
     По соглашению между товарищами на первых двух индивидуальных предпринимателей возложены обязанности по приобретению товаров и их розничной реализации, а на третьего индивидуального предпринимателя - по найму работников, ведению бухгалтерского учета общих результатов хозяйственной деятельности простого товарищества и представлению в налоговый орган налоговой отчетности каждого товарища. Подлежат ли вышеуказанные индивидуальные предприниматели переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности?
     
     Правовое положение участников договора простого товарищества регулируется ГК РФ.
     
     В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
     
     Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
     
     Статьей 1042 ГК РФ установлено, что вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.
     
     Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.
     
     Согласно п. 2 ст. 1047 ГК РФ если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от их возникновения.
     
     Прибыль, полученная участниками договора простого товарищества в результате их совмест-ной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей (ст. 1048 ГК РФ).
     
     При этом ст. 1046 ГК РФ установлено, что порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело.
     
     Таким образом, именно юридически грамотно составленный договор о совместной деятельности и соглашения к нему позволяют четко определить имущественные и финансовые отношения между участниками договора простого товарищества.
     
     Результаты распределения между участниками договора простого товарищества полученной от совместной деятельности прибыли, а также покрытия расходов и убытков, связанных с их совместной деятельностью, фиксируются в протоколе общего собрания товарищей. Подписанный всеми товарищами протокол общего собрания является документом, на основании которого каждый из участников договора простого товарищества вправе отразить в своих учетных документах данные о сумме полученной лично им прибыли (дохода) от осуществляемой совместно с другими товарищами предпринимательской деятельности.
     
     Учитывая то обстоятельство, что при объединении индивидуальных предпринимателей и (или) коммерческих организаций в простое товарищество не образуется самостоятельный субъект предпринимательской деятельности, обязанность по уплате установленных на территории Российской Федерации налогов и сборов возлагается на каждого участника договора простого товарищества.
     
     Если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налогообложение доходов, полученных индивидуальными предпринимателями - участниками договора простого товарищества, осуществляется в порядке, предусмотренном главой 23 НК РФ, или, по их желанию, в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 настоящего Кодекса.
     
     При наличии у каждого индивидуального предпринимателя - участника договора простого товарищества права на осуществление видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу в соответствии с региональным законодательством на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (данные виды деятельности внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей), и их фактическом осуществлении налогообложение результатов их деятельности в составе простого товарищества производится в порядке, предусмотренном главой 26.3 НК РФ.
     
     В этой связи каждый участник договора простого товарищества, осуществляющий виды предпринимательской деятельности, предусмотренные главой 26.3 НК РФ, независимо от возложенных на него обязанностей признается плательщиком единого налога на вмененный доход, исчисленного исходя из установленных настоящим Кодексом в отношении осуществляемых им видов предпринимательской деятельности значений базовой доходности и фактической величины физических показателей, характеризующих данные виды предпринимательской деятельности, определяемой пропорционально стоимости вкладов товарищей (внесенным товарищами долям имущества) в общее дело либо установленной (распределенной) в отношении каждого товарища договором о совместной деятельности или дополнительным соглашением товарищей.
     
     При этом следует иметь в виду, что фактическое осуществление индивидуальным предпринимателем - участником договора простого товарищества совместной с другими товарищами предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, но не внесенной в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, не может служить основанием для его перевода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
     
     Налогообложение доходов, полученных таким индивидуальным предпринимателем в результате распределения общей прибыли от совместной деятельности простого товарищества, осуществляется им в вышеуказанном порядке.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 % по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
     

     Таким образом, каждый индивидуальный предприниматель - участник договора простого товарищества, перешедший на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, вправе уменьшить сумму исчисленного им за налоговый период единого налога только на сумму исчисленных и фактически уплаченных за этот же период времени страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нанятых лично им для ведения таких видов предпринимательской деятельности работников, а также на сумму фактически уплаченных им страховых взносов в виде фиксированного платежа за свое страхование и на сумму выплаченных им вышеуказанным работникам пособий по временной нетрудоспособности.